§ 32. Важнейшие достижения науки и техники. Общественная мысль, литература и искусство

ТемаXL РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕXIX - В НАЧАЛЕ XX ст.

§ 32. Важнейшие достижения науки и техники. Общественнаямысль, литература и искусство

1.Развитие фундаментальных и отраслевых наук

Огромное влияние на развитиеобщества в конце XIX - в начале XX ст. имели достижения науки и техники. Это было время великих научныхоткрытий, которые привели к пересмотру старых взглядов на окружающий мир исовершили революцию в естественных науках. Ведущую роль в науке игралистраны Западной Европы, прежде всего Англия, Германия и Франция.

Английский физик Дж. Томсон 1897открыл первую элементарную частицу - электрон, входивший в состав атома.Оказалось, что атом, который к тому считался последней, неделимой мере материи,сам состоит из мелких частиц. Изучая эффект радиоактивности, французскиефизики Беккерель, Пьер и Мария Кюри обнаружили, что некоторые элементы произвольноизлучают энергию. Это поставило под сомнение тогдашнее понимание законасохранения энергии. В 1901 г. немецкий физик М. Планк установил, что энергиявыделяется не непрерывным потоком, как думали раньше, а отдельными пучками -квантами. В 1911 г. английский физик Э. Резерфорд предложил первуюпланетарную теорию строения атома, согласно которой атом поподобного к Солнечной системе: вокруг положительногоядра движутся электроны отрицательные частицы. В 1913 г. эту теориюдополнил датский физик Н. Бор, который ввел представление о скачкообразный переходэлектрона с одной орбиты на другую. При этом структура атома меняется: онполучает или поглощает квант энергии. Идеи Планка и Бора стали фундаментом дляотдельного раздела современной физики - квантовой механики.

Коренным образом изменились традиционные представления о пространстве, времениИ движение. В 1905 г. 26-летний немецкий физик А. Эйнштейн опубликовал работу"К электродинамике тел", в которой были заложены основы теорииотносительности.

Эйнштейн доказал, что скорость света в вакууме является постоянной, не зависит от направленияи скорости движения источника света и является предельной для передачи любыхвзаимодействий. Во время движения тела со скоростью, приближенной к скорости света, егомасса растет, а течение времени замедляется. Абсолютного, независимого отнаблюдателя, пространства и времени не существует. События, которые являются одновременными в однойсистеме измерения, могут быть неодновременным в другой системе измерения. Итак,свойства пространства и времени оказались зависимыми от движения материальных объектов.Квантовая механика и теория относительности взорвали взгляды традиционной физики.

Новые сведения о строении материи привели к появлению новыхмеждисциплинарных наук. Электронная теория строения атома позволила под другимуглом зрения посмотреть на периодический закон химических элементов, который открылрусский ученый Д. Менделеев 1869 г * Было установлено, что порядковый номерэлемента в периодической системе имеет не только химический, но и физический смысл, поэтомучто соответствует количеству электронов в слоях оболочки того или иного атома.

Тесная связь между физикой и химией обусловил формирование такой дисциплины,как физическая химия, исследующая физические явления в ходе химических реакций.

Быстрыми темпами развивались электро - и фотохимия, химия органическихвеществ природного происхождения (биохимия) и химическая фармакология.

Опираясь на достижения биологии (учение о клеточнойстроение организмов), теорию чешского естествоиспытателя Г. Менделя о факторы, влияющие на наследственность, немецкийученый А. Вейсман и американский ученый Т. Морган создали основыгенетики - науки о передаче наследственных признаков в растительном и животном мире.

Классические исследования физиологиисердечно-сосудистой системы и органов пищеварения совершил русский ученый И.Павлов. Изучив влияние высшей нервной деятельности на протекание физиологическихпроцессов, он разработал теорию условных рефлексов.

Достижения биологических наук сталимощным толчком к развитию медицины. Продолжая исследования выдающегосяфранцузского бактериолога Л. Пастера, сотрудники Пастеровского институтаПариже впервые разработали предохранительные прививки против сибирской язвы, куриной холеры Ибешенства. Немецкий микробиолог Р. Кох и его многочисленные ученики открыли возбудителейтуберкулеза, брюшного тифа, дифтерита, сифилиса и создали лекарство против них.

Благодаря успехам химии медицинапополнилась рядом новых препаратов. В арсенале врачей появились широко известныелекарства: аспирин, пирамидон и др. Врачи разных стран мира разрабатывали основынаучной санитарии и гигиены, меры профилактики и предупреждения эпидемий.

2. Новаятехника и новые технологии

Достижения научной мысли ускорилиразвитие новой техники и новых технологий. На передний план вышли электроэнергетика,машиностроение, металлургия, горная, химическая промышленность, транспорт.Крупнейшим шагом в энергообеспечении промышленного производства и транспортастало получение электроэнергии в больших масштабах с помощью динамомашин,первые образцы которых появились в 70-х pp. XIX ст.

Технической событием большого значениястало появление нового класса моторов, ихсконструировали немецкие изобретатели Н. Отто (1876 г.) и Р. Дизель (1897 p.). Эти компактные, высокоэкономичные двигатели, работающие нажидком топливе, быстро нашли применениев первом автомобиле Г. Даймлера и К. Бенца (1886 p., Германия), в первом самолете братьев Райт (1903 p., США) и в первом дизельном локомотиве (тепловозе)компании Клозе-Шульцер (1912 p., Германия).

Р. Дизель

 

В металлургииважными техническими изобретениями в начале XXст. стали конвертерный (Томасовский) способ выплавки стали из чугуна с большими примесями серы и фосфора, выплавки высокоуглеродистой стали и различных ферросплавов вдуговых, а затем в индукционных электропечах, а также получение алюминия и медиметодом электролиза. В 1891 г. в Германии запущен первый прокатныйсостояние, которому оказывали движения электромоторы. В отделке металлоизделий начали использоватьэлектро - и газосварки.

В горном деле получили распространение бурильные устройства идисковые врубовые машины с электрическим приводом.

Промышленное введения крекинг-процесса - разложения сыройнефти на различные фракции под действием высоких давлений и температур позволилополучать в значительных количествах легкое жидкое топливо, прежде бензин, крайненеобходим для автомобильной промышленности. В Германии, где не было собственныхнефтяных месторождений, с 1913 г. бензин производили из угля.

Новые методы получения аммиака расширили производствоазотной кислоты и других азотных соединений, необходимых для производства искусственныхудобрений, красителей и взрывчатых веществ.

В промышленном и транспортном строительстве использовалиськачественные марки стали. Все шире применялся железобетон. Из стальных ижелезобетонных конструкций сооружались различные здания, мосты, тоннели большихразмеров, виадуки.

Так, 1905 г. под Альпами былопроложено Симплонський тоннель длиной около 20 км. Центральная частьмоста, построенного в канадском Квебеке 1917 p., достигала 550 м, а высота нью-йоркского небоскреба Вулворта, возведенного1913 г,, составляла 242 ми почти вдвое превышала пирамиду Хеопса.

Открытие Симплонського тоннеля

 

Благодаря изобретению котлов с высокимперегревом пара, автоматических тормозов т.д. серьезных изменений претерпело транспортноемашиностроения. В 1904 г. был пущен первую электричку.

Ускоренное внедрение в производство новой техникисопровождалось увеличением предприятий и переходом их на выпуск массовойстандартизированной продукции. Основной технологией для этого стало конвейерноепроизводство. Его сущность заключается в том, что рабочие механизмы и рабочие места,соответствии с технологическим процессом, измельчено на ряд простых операций,осуществляются непрерывно. Впервые в полном объеме такую технологию былоприменен на автомобильных заводах Г. Форда (США). Благодаря ей в начале XX ст.они выпускали 300 тыс. автомобилей в год (половинумирового производства). Автомобиль стал Обычнимявлением. Рядом с ним в начале XXст. вошел в обиход телефон, что его изобрел А.-Г.Белл 1876 p, Фонограф (Т.-А.Эдисон, 1877 p), Радиоприемник(Маркони и Попов, 1895 p), Кино (братья Люмьер, 1895 p), Электрическое освещение улиц, цехов, квартир и т.д. В 1881 г. появилсятрамвай, а погодя и метро.

Значительные достижения были и ввоенной технике. В 1883 г. появился пулемет американского инженера X. Максима. Началось создание авиации. Флот получилбронированные корабли с пушками крупного калибра и подводные лодки.

Пулемет Максим

3. Технический прогресс и общественное мнение

Революция в естественных науках,становления индустриального общества, кризис традиционной системы мировоззренияпобудили к переосмыслению условий жизни изменились, и поставили вопрос о его смысле. В среде творческойинтеллигенции и деятелей науки распространялись пессимистические настроения, ожиданиянеизбежных социальных потрясений. Вместе с тем большинство населения надеялись налучше. Источником для этого были относительно мирное развитие Европы в 1871-1914 pp. ивера в безграничные возможности человеческого ума.

Часть философов обратилась кклассической философского наследия Гегеля (неогегельянство), другая - до Канта (неокантианство).В русле тогдашних философских исканий была и русская религиозно-философскаямысль (Д. Мережковский, Н. Бердяев).

В философской полемике нередкосталкивались противоположные взгляды, теории.

Так, американский прагматизмпредлагал прибегнуть к решению практических проблем, возникавших в реальномжизни Сторонники "философского" жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше)выступали против рационализма. Ницше главное внимание уделял критике христианстваи рационализма, которые якобы "угнетают волю к жизни". Онпредлагал преодолеть этот угнетающее воздействие через освобождение жизненных сил человека,чтобы проторить путь к сверхчеловека, который стоит по ту сторону добра и зла. Такие высказыванияНицше справедливо расценивались как оправдание насилия, как подрыв позитивныхморальных ценностей человеческой цивилизации. Одновременно художественную интеллигенциюначала XX ст. привлекали в произведениях Ницше образность, афористичность,загадочность, пророчеств.

Ф. Ницше

 

Значительное влияние имело учениефранцузского философа А. Бергсона оинтуицию, которую он противопоставлял интеллектуальным методам познания ирассматривал как своеобразный инстинкт, позволяющий проникнуть в сущность вещи.

Не менее значительным было влияние учения о психоанализе, устоикоторого заложил австрийский ученый 3. Фрейд. Главное в психоанализе - этооткрытие бессознательного. Учение о бессознательные импульсы, мотивации, поезда позволилоФрейду создать психотерапевтический метод лечения неврозов, восстановлениедушевного равновесия больных. Со временем психоанализ распространился на философию, историю,изучение культуры и искусства.

В конце XIX - Начале XX ст. в странах Европы и США получила распространение социология - наука о развитииобщества. Определенное признание получил социальный дарвинизм, согласно которомуразвитие общества определяется биологическими закономерностями природногоотбора, выживанием наиболее принеприспособленных.М. Вебер написал работу "Протестантская этика и дух капитализма ",в которой убедительно доказывал, что протестантизм сыгралрешающую роль в становлении капиталистических отношений.

В начале XX ст. стали популярными различные мистические окультни учение, религиозная философия и восточные религии.

4. Неоромантизм. Стиль модерн

Такие настроениянашли отражение и в произведениях многих деятелей искусства и литературы, в поисках новых путей в искусстве. На рубеже XIX-XX ст. возник неоромантизм, стремившегося к синтезу ипереосмысления прошлого культуры, главным европейской.

В русленеоромантизма формировался литературный символизм, возникший во Франции. Там в 60-70-хpp. XIX ст. символизм охватил и другие формы искусства - театр, живопись, музыку. Главным средствомхудожественного познания считался символ. Сочетание реального и тайного,социального и индивидуального, обращение к мифам, поиски мистической открытостии новизны определили эстетику символизма. Центральным в нем был культ вечной женственности,как символ, образец высочайшего земного совершенства. В России эту художественную течениепредставляли писатели и поэты В. Брюсов, А. Блок, А. Белый, Л. Андреев,композитор А. Скрябин и др.

Интерьер квартиры в стиле модерн

 

В изобразительном искусстве символизмвнедрялся пластическими средствами стиля модерн, который объединял разные формыпластических искусств, универсальную демократическую язык и идеи и общегосинтеза - реального и идеального, сущности и функциональности.

Стремление создать совершенныесинтетические модели ярко проявилось в архитектуре. Архитектор творил сооружениеот начала до конца - от составления проекта до архитектурного обработки. Так обеспечиваласьединство стиля. Примером такого синтетического произведения является частный дом Рябушинскогов Москве, построенный по проекту архитектора Ф. Шехтеля. Эту удивительную строение,начиная от изящных деталей ограждения, отделка фасада, разнообразияоконных проемов, живописного панно на фасаде и заканчивая интерьером, вцентре которого находятся известные декоративные лестницы, создан в одном стиле.Стиль модерн в архитектуре сочетал тенденции, диктовались желанием архитекторов использовать новые строительныематериалы - сталь, стекло, железобетон и одновременно подчеркнуть роскошь,изящество, декоративность. Важной чертой модерна в архитектуре былиориентация на потребности определенных социальных слоев и привлечения национальныхэлементов выразительности.

В театральном искусстве особое вниманиепредоставлялась основным средствам сценического воплощения: живописи декораций, уникальнымэскизам костюмов, хореографии, сценическому действиям. Они стали органическими,равноправными компонентами, созвучными игре актеров. Театр полновнедрил Идеи синтетического мистецтва.Большим событием в культурной жизни Европы в начале XXст. были Дягилевская русские сезоны в Париже, во время которыхорганизовувалися выставки, театральныегастроли, встречи деятелей мыстецтва. Москва, Париж, Мюнхен, Венеция наначала XX ст. стали центрамимеждународного обмена в искусстве.

В музыкальной культуре неоромантизмаведущее место занимал Р. Вагнер. Впоследствиипоисками синтетического искусства проникался А. Скрябин (опытысветомузыки, создание музыкальных драм - мистерий).

В начале XX ст. большую популярность приобрел новый вид синтетическогоискусства - кинематограф. Звезды кино начала века- Макс Линдер, Чарли Чаплин - получили мировое признанния. "Великийнемой "нуждался особого искусства жеста, мимики, ритма, сочетаниедекораций и натуры, понятных символов.

 

5.Импрессионизм и авангардизм

Характерный для изобразительного искусства последней третиXIX ст. Импрессионизм пережилв начале XX ст. глубокий кризис, как ивсе искусство XIX ст. Принципыимпрессионизма, его метод четко определяли его представители: "Видеть,веровать, выражать - в этом все искусство "," Я пишу то, что сейчасчувствую "- Импрессионисты стремились в живописи разложения красок насоставляющие, а объекта - на мозаику ярких пятен создать синтез - общее синтетическое воспроизведение своего восзанятияобъекта. Среди самых известных Импрессионистов - К. Моне, О. Ренуар.

"Портрет актрисыи Жани Самарі" О.Ренуар

 

В конце ХИХ ст. импрессионизм заступили новые художественныетечения, представители которых в основном опирались на модерн и критиковали чувственноеискусство.

Французский художник Поль Сезанн первой вырвался за пределыимпрессионистского видение природы и пространства, начав постимпрессионизм.Он изобрел новые методы и на своих картинах как "раздвинул"пространство. На его пейзажах совпадают или срываются вниз склоны, прогибаютсядолины, выгибается зеркало водной поверхности и т.д. Если импрессионисты пробудили к жизни свет и цвет в изображении,то Сезанн пошел дальше. Кроме Сезанна, к художникам - постимпрессионистовпринадлежали также В. ван Гог, П. Гоген.

В. ван Гог «подсолнечника»

 

Постимпрессионизм открыл пространствоновым художественным течениям, которые отказались отпростого воспроизводства виданной поверхности реальних объектов. Они стремилисьпроникнуть в сущность явления, раскрыть внутренний мир, характер человека

Наступил новый, переходный, период вразвитию искусства, архитектуры,литературы, театра. Представители новых течений провозглашали себя сторонникамиавангардного искусства, отчего их назвали авангардистами.

Большое влияние на развитие авангардапроизвел кубизм. Основателями этого направления считаются художники П. Пикассо, М.Дюшам и Ж. Брак.

Представители кубизма создали новыеформы многомерной перспективы: раскладывая объект на геометрические формы,художники изображали его со всех сторон, показывая и невидимые грани. На картинахпересекались разные плоскости и геометрические фигуры. Представители кубизмапытались найти энергетический центр объекта, его внутреннее содержание. Испанскийи французский художник Пабло Пикассо работал в области живописи, графики,скульптуры, керамики, сценографии, много экспериментировал. Реализм в еготворчества сочетался с деформацией и разрушением композиции.

П. Пикассо «Женщина, которая плачет»

 

Дальнейшее развитие кубизма привело ксоздание российским художником К. Малевичемнового направления в авангардистском искусстве - супрематизма (от лат. supremus - Самый высокий). Мир его картин - внепределами земного измерения. На белом фоне будто летят геометрические фигуры,лишены змистовних элементов. Известнейшийпроизведение К. Малевича - "Черный квадрат на белом фоне". Другой основательбеспредметной живописи - В. Кандинский свои абстракции творил наоснове символов.

Абстракционизм и беспредметность -наивысшее достижение авангарда. Представители авангардного искусства пытались пофилософськомуобосновать свое творчество. В философских трудах Малевич, Кандинский,Скрябин подчеркивали невозможность воплощениеих взглядов в жизнь, считая их философией искусства.

К. Малевич «Черное пятна»

К. Малевич «Черный квадрат»

К. Малевич «Автопортрет»

 

 

Впрочем, со временем их творческиеоткрытие нашли воплощение в конструктивизме, функционализме (архитектура),дизайне.

Между тем другие художники, в частностифранцузский художник А. Матисс, опираясь на идеи модерна, обращался в своейтворчества к природе, человеку. В его картине "Танец" показаногармонию неба, земли, человека; цветов - голубого, зеленого, оранжевого; состояния -статика, динамика и их сочетания в стремительном танце.

А. Матисс "Танец"

 

Итак, в авангардизм четкопрослеживаются два основных направления: одно направлено в будущее, другой возвращенык человеку, природе.

 

6. Литература. Идеигуманизма в творчестве писателей

Гениальным проникновением в мир человека отмечалась творчисть русского писателя Л. Толстого(1828-1910), В90-х pp. XIX ст. он работал над романом"Воскресение", в котором усилились социальный критицизм писателя,его несогласие с господствующей моралью.В художественных і публицистических произведениях начала XXст. ("Хаджи-Мурат", "После бала", "За что?" И др.)нашли отраженыние события, больше всего волновалироссийское общество. Идеи гуманизма не только пронизывали творчество Л.Толстого, но и побудили его к благотворительной деятельности.

Л. Толстой

 

Английский писатель Оскар Уайльд (1854-1900) написал ряд произведений, вкоторых критически воспроизвел нравы современного ему мира. Иногда социальнаянаправленность содержания уступает изящества формы, однако удачно выписанныехарактеры героев, убедительность, высокий эстетический уровень произведений обеспечилиим долгую жизнь. До сих пор на сценах театров Украины ставятся пьесы О. Уайльда"Идеальный муж", "Как важно быть серьезным" и др. Жизни простых людей были посвящены новеллы французского писателя Ги де Мопассана (1850-1893). Егоновеллистики оказала большое влияние на развитие этого жанра. Идеи гуманизма получили отчетливое воплощение в произведениях Мопассанаблагодаря безупречной мастерства автора, знанию тонкостей человеческойпсихики, умению охватить И всесторонне оценить сложные явления общественной жизни.Необычность человеческой судьбы, ее зависимость от господствующей в обществе моралиМопассан раскрыл в романах "Жизнь", "Милый друг","Пьер и Жан".

Ги де Мопассана

 

Ранние произведения французского писателяЭмиля Золя (1840-1902) обозначеныромантизмом. Со временем от поиска социально - биологических закономерностей вжизнедеятельности людей он перешел к созданию широких полотен о самых яркихсобытия в истории Франции. Сквозь призму мировоззрения отдельных состояний и конкретныхгероев Э. Золя изобразил противоречия тогдашнего общества, раскрыл духовноеубожество и корыстолюбие одних, духовное величие и благородство Других.

Деятелей искусства и литературы награницы XIX-XX ст. волновали не только сугубо творческие проблемы, но исоциальная несправедливость, колониализм, милитаризми войны - все сложности и противоречия жизни. Тревожное состояние преддвериясоциальных изменений, предчувствие грозы бы наполняли атмосферу того времени. Вмногих литераторов эти ощущения порождали настроения пессимизма, тоски. Это находило отражение в их творчестве, гдеотчетливо ощущалась тенденция к критике несправедливостей общественногостроя, человеческих отношений, судьбы творческой личности в обществе.

Эмиля Золя

 

Вопросы и задания

1.      В чем заключалось значениенаучных открытий в области фундаментальных наук?

2.      Охарактеризуйте важнейшиедостижения науки и техники, покажите их практическое значение.

3.      Какое влияние на духовноежизни различных слоев населения оказывало становления Индустриальногообщества?

4.      Выразите свое отношениек представителям различных течений общественной мысли конца XIX - начала XX cm.

5.      На примерах творчества писателей,художников, композиторов, архитекторов покажите, какие моральные ценности былиположен в основу развития художественной культуры.

6.              Какие новые течения влитературе и искусстве с появились на рубеже XIX-XX cm. ? В чем состояла их суть?

7.              На основе дополнительныхисточников подготовьте рассказ о жизни и творчестве одного из деятелей мировойкультуры конца XIX - начала XX cm.

 

 

<< § 31. Новое соотношение сил в мире и основные противоречия между великими державами Словарь терминов >>

Copyright © 2011 Apycom jQuery Menus