§ 17. Техника, наука, философия, литература и искусство XIX века

§ 17.Техника, наука, философия, литература и искусство первой половины XIX ст.

1.Достижения техники и их прикладное значение

Переход от мануфактурного кфабричного производства и изобретение конце XVIII ст. парового двигателя сделали развитие техническогопрогресса в промышленности. Содержание нового этапа технического прогресса,развернулось в первой половине XIX ст,, заключался в создании машин с помощью машин. Так, в промышленностиодной из главных отраслей стало машиностроение.

Для изготовления машин нужно быломного металла, поэтому стала совершенствоваться металлургическая промышленность. Английскийинженер Генри Бессемер изобрел для производства чугуна, железа и сталивращающуюся печь - конвертер, а французский инженер Пьер Мартен - печь дляизготовления стали высокого качества. На машиностроительных заводах использовали50-тонный паровой молот, которым открывалиглыбы металла. Как самостоятельная отрасль возникла химическая промышленность. Значительныедостижения имела текстильная промышленность. Благодаря механизированной нанесениюрисунка на ткань вместо пятидесяти рабочих этот труд выполняли два.Примером технического прогресса в первой половине XIX ст. стали изменения в книгопечатании. В начале века дляПечати использовали ручной станок. Впоследствии он уступил место механическому,который также постоянно совершенствовали. В 1816 г. в Лондоне печатали 1100экземпляров газеты "Таймс" в час, а 1850 г. - уже 10 тыс.

Значительные изменения произошли в средствахтранспорта и связи. Основным средством передвижения на суше сделалисьжелезной дороги. На морских путях парусникипостепенно вытеснялись пароходамы. В1807 состоялось испытание первого парохода Роберта Фултона. Наначале века в США и Англии появились первые автомобили с паровым двигателем.Скорость их движения в 'Англии ограничивалась 4 км / ч.

Р. Фултон

Паровые машины нашли применение в сельском хозяйстве. В 40-х pp. в Англии появились первые паровые молотилки, а через некоторое время и паровые плуги. Отсюда онистали распространяться 'В другие страны.

Совершенствовались средства связи. Очень быстрораспространился изобретен 1844 американскимизобретателем Самюэлем Морзе телеграфный аппарат.

СамюэлМорзе

Необходимостьразвития мировой торговли повлекла строительство каналов. Крупнейшим из нихстал Суеидький канал, строительство которого 1859 начал французский инженерФердинанд Лессепс. Через 10 лет оно было закончено. Свидетельством успехов новойтехники стало строительство железнодорожных туннелей. В 1843 г. было завершено строительство такого туннеля под Темзой.Угналювалися конструкции мостов. В1818-1826 гг в Англии инженер Телфордпостроил первый железнодорожный навесной мост. Иоганн Реблинги построил в США пять знаменитых цепныхмостов. Самый известный из них -Бруклинский мост в Нью - Йорке, ширина среднего пролета которого составляет 486 м.

Суэцкий канал

 

 

Итак, перваяполовина XIX ст. стала периодом быстрого развертывания технического прогресса, который существенноизменил средыеще жизнь человека.

2. Развитие науки

Первая половина XIX ст. стала периодом быстрого развития естественно-математических наук. Связано это было сновыми потребностями общества. Развертываниетехнического прогресса требовало пониманиезаконов механики, свойств материалов, используемых в производстве,найти средства вычисления скокостидавления и т.д. Эти и многие Других задач были решены учеными разных стран.

Немало сделал для развития химии французский ученый Антуан-Лоран де Лавуазье. Он изучалюриспруденцию и естественные науки. Благодаря его трудам химия стала самостоятельнымнаучным направлением. По поручению Парижской академии наук Лавуазье принимал участие вразработке чисто технических проблем, в частности воздухоплавания, общественнойгигиены. За изобретение способа наилучшего освещения городских улиц ученыйполучил золотую медаль академии. Весомым былвклад Лавуазье в рост и биотехнологии пороха вФранции. Свои большие прибыли он частично расходовал на открытие научныхлабораторий и проведение исследований. В годы революции во Франции выступал заустановление конституционной монархии. В 1794 г. по приговору революционного трибуналаЛавуазье был казнен.

Антуан-Лоран де Лавуазье.

 

Тогдашняя Франция дала миру ещеодного талантливого химика. Клод-ЛуиБертола установил, что особенности химических реакций зависят от массы и свойстввеществ, которые взаимодействуют, и от условий реакции. Труда Бертола нашлиприменение в промышленном производстве. Так, для изготовления взрывныхвеществ, спичек до сих пор используют открытую им так называемую бертолетовую соль.Он же разработал способ побелки полотна хлором, чем воспользовалась легкая промышленность.

Клод-Луи Бертола

 

С именемчешского естествоиспытателя Грегора Менделя (1822-1884)связывают возникновения науки о наследственности.Мендель вывел закономерности передачи наследственныхпризнаков и этим положил начало развитию генетики, которая изучает наследственность и изменчивостьорганизмов. Идеи Менделя используются вселекции растений, животных и микроорганизмов.

Грегор Мендель

 

Во второйполовине XIX ст. естествознание углубилось Благодаки развитию микробиологии, иммунологии,эмбриологии, бактериологии. Видными представителямиэтих научных направлений были: Роберт Кох в Германии, Илья Мечников в России, ЛуиПастер во Франции.

Своеобразным итогом деятельностиестествоиспытателей различных стран и вознаграждением за упорный труд стало открытиево второй половине XIX ст. Дмитрием Менделеевым (1834-1907)одного из фундаментальных законов природы, который, получил название периодическогозакона Менделеева.

 

Д. Менделеев и черновик таблицы периодической системы

 

Выдающимисяцентрами естественнонаучных исследований в XIX ст.стали университеты Берлина, Вены, Парижа, Петербурга.Основоположники новых научных направлений имели сподвижников и единомышленников. Ониобразовали научные школы, к которым принадлежало немало талантливых ученых.

3. Основные тенденции развития философии

Ярче основные тенденции развития философии конца XVIII - Первой половины XIX ст. воплотились в работах немецких ученых - ИммануилаКанта (1724-1804), Г.-В.-Ф. Гегеля(1770- 1831) і Л. Фейербаха (1804-1872). Труды Канта и Гегеля преподнесли тогдашнюю философскую мысль на новую ступень, создали предпосылки длядальнейшего развития учения о строении мироздания, причины движения и упадка живойприроды, методы и задачи познания, назначение и пределы человеческой деятельности.

  

И. Канта                                            Г.-В.-Ф. Гегеля                         Л. Фейербах

 

Зачинателем немецкой классической философии был Кант, Его взгляды сформировались накануне французскойреволюции 1789 г. и вобрали всюпротиворечивость той эпохи. Кант пытался примырыть непримиримое,объединить в одной системе разнородные философские направления. К материалистическомуучение, которое не признает высшей духовной инстанции, вол добавил утверждения онепознаваемость мира, который существует только в сознании человека. Больше всего его"... Поражали две вещи: звездное небо над нами и нравственный закон внутринас "... Так, в трудах Канта сочетались два направления развития философии - материализм и идеализм. Он потерпел критикикак с одной, так и с другой стороны, однако его преемники значительной мерепродолжили разработку его учения.

Идеализм Канта достиг своего завершенияв философии Гегеля Гегель приветствовал революцию вФранции, был сторонником республики. Идеалом для него стала античнаядемократия. Он отрицал феодально-абсолютистские порядки в Германии. Пооснову всех явлений природы и общества Гегель принимал начало, которое онопределял как "мировой разум", "мировой дух","Абсолютную идею". Искал связей между логикой и историей, обожалгосударство. Пришел к выводу о вреде революционных преобразований в Германиии необходимость поддержки конституционной монархии как наилучшей формы государственногоправления.

Под влиянием Гегеля формировались взгляды Людвига Фейербаха. Учась натеологическом факультете университета в Гейдельбергеон переехал в Берлин, чтобы слушать лекции Гегеля. Вскоре он уже сам читал курс"Гегелевской философии". Одначе, отбросив идеализм своегоучителя, Фейербах решительно перешел напозиции воинствующего атеизма. Анонимно опубликовал труд, направленныхзащищенную против веры в бессмертие души, но был разоблачен и изгнан из университету.После женитьбы в течение 25 лет жил в деревне, умер в нищете.

В истории философии труда Фейербахаполучили неоднозначную оценку. Безбожники видели его заслуги в возрождении и развитииматериализма, обосновании атеизма. Другие трактовали взгляды Фейербаха напользу своеобразной веры, некоего сатанизма. Основания для этого давали созерцательность и непоследовательность НЕ только его работ, но и поступков: Фейербах приветствовалреволюцию 1848 - 1849 PP- Встранах Европы, 1870 г. вступил в социал-демократическойной партии, но никогда не вел активной политическойдеятельности.

4.Направления развития литературы

У XVIII в.развитие литературы происходило под непосредственным влиянием просветителей. То было время вызревания в Европе экономических,политических и духовных предпосылок для существенных изменений в социально-политическойжизни. их приближение тонко чувствовали мастера художественного слова. Анализируяпроницательным умом эпоху, они запомощью художественных средств и образов передавали ее сущность и место вИстории.

Глубокомысленную поэзию творили значительныепредставители немецкого народа суток Просвещения Иоганн-Врльфганг фон Гете (1749-1832) и Фрщрих фон Шиллер (1759-1805).Оба виступали как гуманисты, борцы за прогресс и свободу народа, хотя ипонимали свою цель абстрактно.

Памятник И. Гете и Ф. Шиллеру в Веймаре (Германия)

 

Поэт и мыслительГете в молодости участвовал в литературном движении "Буря и натиск". Главным для егоучастников было воспитание свободной человеческой личности и расцвет национальнойкультуры, а не перманентные политические разногласия.Гете изучал историю культуры, естественные науки, велнаучные исследования. Человека воспринимал целостно и только в контексте эпохи, аобщественные явления связывал с духовным состоянием человека. Он отрицалреволюционное насильство. Смысл бытия Гетевидел в свободе человеческой личности. Мировое признание писателюпринес роман в письмах "Страдания молодого Вертера". Философские ИдеиГете очерчены в трагедии "Фауст". В уста главного героя вложеновещие слова: "Лишь тот жизни и свободы достоин, кто сражается изо дня в день поних ".

Шиллер, как и Гете, горячо верил в необратимость прогресса и неограниченныевозможности человека, в его ум, духовные и физические силы. Первые произведения Шиллерапоказали формирования республиканских взглядов автора. Конвент даже удостоилего почетного звания гражданина Французской Республики. Дальнейшее развитиесобытий привел поэта к убеждению, что свободы можно достичь лишь благодаря эстетическомувоспитанию. Шиллер оставил богатое наследие как поэт, драматург, историк. Ставяв центр всех событий человека, он считал основными причинами перипетий столкновения интересов отдельныхличностей. Произведения присвячувавпереломным этапам в истории европейских стран. К таким принадлежат исторические драмы и трагедии, в частноститрилогия "Валленштейн ","Мария Стюарт", "Орлеанская дева", "ВильгельмТелль ".

Гете и Шиллер внесли весомыйвклад в рост немецкой сознания и преодоленияраздробленности Германии. Они предоставили мирового уровня авторитету немецкойлитературы и определили направления дальнейшего развития.

Стремление к новому, необычномупородило новый литературный метод - романтизм. Главными жанрами художественногопроизведения стали лирика, лирическая драма и лиро-эпическая поэма. Словами и действиями своихгероев авторы раскрывали собственное мировоззрение, отношение к окружающейдействительности, вели поиски лучшего устройства общества.Сочная, красочный язык, выразительность характеров, драматизм сюжета,яркие эпитеты, метафоры, сравнения отличают произведения писателей ипоэтов-романтиков из других произведений. Одни из них приветливо изображалисредневековья и заперслыхали необходимость революционныхпотрясений, другие пробуждали бунтарскийдух и воспевали прелести свободы. Но представитеков обоих направленийнередко объединяло неприятие революционных методов борьбы, недовольствокровавыми последствиями революционного вмешательства в исторические процессы.

Чертыконсервативного романтизма прослеживаются в творчестве английского писателя Вальтера Скотта (1771-1832). Онзасуджував революцию, идеализировалмонархию. В. Скотт вошел в мировую литературу как основатель жанра социального и исторического романов ("Пуритане", "Айвенго","КвентинДорвард и др.). Представителями революционного романтизма были: Дж. БайрониП.-Б. Шелли вАнглии. В. Гюго и Жорж Санд во Франции, А.Мидкевич и Ю. Словацкий в Польше. На Американскомконтиненте жанр эпической поэме развил поэт-романтик,ученый-филолог и переводчик Генри Лонгфелло, автор знаменитой "Песни оГайявату "В России черты романшкола теории магнетизмабыли присущи творчеству поэтов-декабристов, А. Пушкина, М. Лермонтова,В. Жуковского.

Вальтер Скотт

 

Одним из самых выразителейромантического мироощущение был выдающийсяанглийский поэт Джордж Гордон Байрон (1788-1824). Аристократ спроисхождения, Байрон много читал, писал стихи. Преодолеть неуверенность в себечерез естественную хромота ему помогли занятия стрельбой, плаванием, верховойездой. В своих произведениях он засу-см узкие рамки аристократического лаптя. В 1816г. Байрон поселился в Швейцарии. Тяжелые переживания поэта-изгнанника стали основойлирической драмы "Манфред". Как и Фауст - литературный герой Гете,Манфред разочаровался в своих поисках. Он страдал от угрызений совести и одиночества,но предстал перед читателем человеком сильным и непоколебимой. В Италии поэт писалроман в стихах "Дон Жуан", оставшийся незавершенным. В этом произведениинаметился переход Байрона от романтизма к другому творческого метода - реализма.

Д. Г. Байрон

 

Поэт лично поддержал борьбународа Греции против турецького гнета. В Грецию былиобращены последние слова Байрона: "Я отдал ей свое время, средства, здоровье -теперь отдаю жизнь. Что мог бы я сделать еще? "Сердце поэта похоронили вГреции, а тело с воинскими почестями привезли в Англию.

У XIX ст. в мировой литературе распространился новый творческий метод - реализм.Достижения естественных наук, социальных волнений будто призывали писателейи поэтов к глубинному исследования порывов человеческой души, критического познанияпрошлого и настоящего и истинного его изображение. Яркими представителями нового направления взападноевропейской литературе стали немецкий поэт и публицист Генрих Гейне (Гейне; 1797- 1856), писатели А. деБальзак и Ф. Стендаль (Франция), Ч. Диккенс и В.-М. Теккерей (Англия).

Г. Гейне

 

Реализм в русской литературе стал господствующим литературным направлением совторой четверти XIX ст. Основоположникроссийского реализма - Александр Пушкин (1799- 1837). Стихи и поэмы выдающегося поэта пронизаны любовью к Родине и своемународа, они превозносят добро и осуждают несправедливость. Исторические сюжетыиспользовано в драме Пушкина "ИборисГодунов "и повести" Капитанская дочка ".

А. Пушкин

 

Благодаря поэтическому, глубоко выразительному изображению русскойдействительности неповторимый влияние на развитиекультуры России сумел произвести, несмотря на недолгую жизнь, Михаил Лермонтов (1814-1841). Произведениями"Ревизор", "Мертвые души" Николай Гоголь (1809 - 1852) начал критический характерреализма,

5.Живопись в жизни человека и общества

Общественное сознание и состояние души художниканаходили своеобразное воплощение в произведениях изобразительного искусства. Одним из его видов является живопись - художественное отражение на полотне, дереве, бумаге, стеневнешнего и внутреннего мира человека, природы, реальных или воображаемых образов исобытий. Художники XIX ст. принадлежали к различным течениям, но они оставили по себе бессмертныетворения, передающие взаимоотношения человека и общества, неповторимую красоту природы, бытовые и историческиесцены, портреты современников, мифологические мотивы и т.д.

Выдающимся явлением в мировой культурестало французское изобразительное искусство,славу которого составили Э. Делакруа, О. Дом 'является, Г. Курбе, Ж.-Ф. Миле,художники "барбизонской школы".

Ярким представителем и лидеромшколы романтизма в искусстве стал французский живописец и график Эжен Делакруа (1798-1863). Онпроникался трагическими событиями в тогдашней Европе, откликался на них своимиполотнами. Его искусство противоречило канонам официального академической живописи.Делакруа творил картины, полные человеческих эмоций, захватывающих сюжетов. Егометоды - выразительность и одухотворенность образов, динамичная композиция,насыщенный колорит, экспрессивность - оказали влияние на последующие поколенияхудожников. Часть полотен Делакруа посвятил отражению событий французскойреволюции. Его батальные сцены тоже передают определенные срезы национальной истории.Отдельные идеи для своего искусства Делакруа находил в творчестве Шекспира, Гете,Байрона, Скотта. Самые полотна Делакруа- "Данте и Вергилий", "Свободана баррикадах "(" Свобода, ведущая народ »)," Битва при Пуатье ".Талант этого художника был разносторонним.Он создавал психологические портреты, оригинальные пейзажи, натюрморты, расписывал дворцы, галереи и церкви. Творчисть художника принадлежит к вершинам мировогоискусства XIX ст.

«Свобода, ведущая народ» Делакруа

 

Многие художники использовали свойталант для создания полотен по сюжетам иобразами мифологии, древней истории, религии. Академизм способствовалсистематизации художественного образования, полуние профессиональных знаний в рисункеи композиции. Представители этого течения последовали каноны античного искусства.

В отличие от официально признанныххудожников, часть живописцов Франции призвалавыйти из мастерских И сблизиться с природой, которая единственная обладает несравненнымбогатством света и цвета. Такие художники переехали из Парижа в деревню Барбизон,расположенного в лесу. Они тонко чувствовали природу и мастерски передавали ЕЕреальные образы. Работы барбизонцев подчеркнуто продуманные и совершенные, они лишенысоциальной ангажированности. Так в 30-60-х pp. XIX ст. возникла"Барбизонская школа" французскиххудожников-пейзажистов, в которую входили Т. Руссо, Ж. Дюпре, Д. де лаПенья и другие известные художники. Некоторые их произведения хранятся в музеях Москвы иСанкт-Петербург.

Восхищение природой своей странывыражали немецкие живописцы к.-д. Фридрих и Г. Тома. Особенностью ихкартин стало слияние духовного мира человека с природой. Иногда они навеваютгрусть, однако в каждом произведении чувствуется богатство души автора. Тщательноподобранные краски придавали картинам праздничности, торжественности.

Признание пейзажистов завоевалибританские художники Джон Констебль и Джозеф Тернер. Констебль умел видетьнеповторимую красоту природы и передавать ее насвоих полотнах со всем богатством оттенков. Он мог творить картины поразличных погодных условиях, всегда сохраняя при этом одухотворенность,гармоничность и величие природы. Тернер, кроме пейзажей, писал архитектурные Иморские пейзажи, переплетая религиозные и мифологические мотивы.

Джордж Доупоследние десять лет жизни работал в Петербурге. Написал более 300 портретов участников Отечественной войны1812 p., в том числе полководцев М. Кутузова и М. Барклаяде Толли. Искусно выполненные Доу портретыгероев отличаются точностью характеристик,торжественностью, овеянные романтизмом славы и подвигов.

В Россиивыросла целая плеяда талантливых художников. Чертами классицизма и романтизма отличалась творчество К. Брюллова. В картине"Последний день Помпеи" описано грандиозные сцены Трагическогопрошлого. Убедительно передал художник гибель древнего города, мужество исамозреченисть человека в момент смертельной опасности. Другой российский художникА. Иванов обратился к библейской теме. Его знаменитая картина "Явление Христа народу "олицетворяет и обреченность, иожидания, и духовное пробуждения, Ибезграничную веру людей в торжество добра и справедливости. У художников реалистического направления А. Венецианова и П-Федотова превалировали социальные мотивы иобразы, бытовые сцены, которые точновоспроизводили российскую действительность.

6. Музыкальное искусство

Разновидностью творческой деятельности иобщения людей есть мзычноискусство, которое отражает действительность в художественных звуковых образах. В XIX ст. во многих европейских странах возникли национальные музыкальные вреда - норвежская (Э. Григ),польская (Ф. Шолен), чешская (Б. Сметана, А.Дворжак), венгерская (Ф. Лист), Финский(Я. Сибелиус). Одним из крупнейших центров мировой музыкальной культуры была Венская придворная опера. Австриявза- гали славилась с XVIII ст. оперными спектаклями. Если поначалу преобладали итальянские оперы, то в XIX ст. на сценах Австрии ставились произведения австрийских, итальянских, немецких,французьких композиторов. В Венской опереисполнялись произведения Моцарта,Бетховена, ватер, Верди, Штрауса, Чайковского.

Немецкийкомпозитор Людвиг ван Бетховен (1770-1827): детства отлично играл на многих инструментах.Отмечался свободолюбием и воинственнымдемократизмом. В 22-летнем вол: навсегда переехал из Бонна в Вену, брал урокив признанных. композиторов Моцарта и Гайдна.Быстро завоевал популярность виртуозногопианиста, а затем и композитора. Его сочинения неоценимым вкладом в мировую музыкальную культуру. Ониобусловили подъем всех жанров музыкальногоискусства, расширили его содержание итворческие границы. Бетховен отличался необычайной работоспособностью Великий композитор объединял в себе одаренность,безупречное знание музыки, гражданскую позициюмужественной и самоотверженной человека. После27 лет жизни у Бетховена прогрессировала глухота, но это не могло остановить творчества гениального композитора. В расцвете сил вит: написалпрекрасные сонаты - "Месяну ","Крейцерова", "Героическую", а в зрелые года - знаменитую Девятую симфонию.

Л. Бетховен

 

Итальянскийскрипач и композитор Никколо Паганини (1782-1840) был одним из основоположников музыкального романтизма. Дал множество концертов во многих европейскихстранах. Его феноменальный талант вызвал бешеный восторг у слушателей. Паганини написав более 200 пьес для гитары и ряд концертов для скрипки с оркестром и соло. Джузеппе Верди (1813-1901)- Выдающийся итальянский композитор. Ярко проявил свою одаренность уже в семилетнем возрасте. Оперы Вердиполучили признание в середине XIX ст. Романтические тенденции ранних опер композитора уступили яркимобразам простых людей, драма которых связана с общественно-политическими потрясениями. Оперы "Трубадур","Травиата", "Аида" вошли в сокровищницу мирового оперногоискусства. Вместе Верди прославился в истории музыкальной культуры и как реформатор.Он решительно изменил структуру и характер итальянской оперы, наполнил еенеповторимым вокалом, драматизмом, мелодийнистю.Усилиями Дж. Верди, а также Дж. Россини, Р. Вагнера, Ш. Гуно, Ж. Бизе и других в Европе развивалисьразные жанры оперы.

Д. Верди

 

Творчество французского композитора и дирижера Эктора - Луи Берлиоза (1803-1869)принадлежит к течению романтизма. По духу его произведения близки к произведениям В. Гюго влитературе и

Л. Берлиоз

Элементы музыки славянскихнародов, в том числе Украинская,вобрала творчество удивительного польского композитора и пианиста Фредерика Шопена (1810-1849). Он былтворцом новых стилей и жанров фортепианной музыки, написал десятки произведений, составивших особую эпоху в мировоммузыкальном искусстве.

Ф. Шопен

 

Непревзойденным мастером воплощения вмузыке русской поэзии был Михаил Глинка (1804-1857). До сих порвыполняются его блестящие романсы, героическая опера "ИванСусанин "(" Жизнь за Царя "), опера" Руслан и Людмила ",песни, которые постоянно входят в репертуар украинских художников и исполнительныхколлективов.

Вопросы и задания

1     Охарактеризуйте технические достижения первойполовины XIX cm. и их значение.

2.    Какие научные открытия были сделаны в первой половине XIX cm.?

3   Как в развитии философии нашлиотражение Исторические реалии своего времени?

4.              Какуюроль играла литература, искусство, музыка в развитии общества истановлении человеческой особистосте?

5.              Которыегуманистические, общечеловеческие ценности оставили нам в наследство деятели художественной культуры первой половины XIX cm. ?

<< § 16. Основные идеологические направления XIX века § 18. Основные тенденции развития ведущих стран мира в конце XIX - начале XX в. >>

Copyright © 2011 Apycom jQuery Menus