§ 16. Основные идеологические направления XIX века

ТемаVIL 1ДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ. ТЕХНИКА, НАУКА, ФИЛОСОФИЯ,

ЛИТЕРАТУРА И ИСКУССТВО ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIXст.

§ 16.Основные идеологические направления XIX ст.

XIX века, как вы знаете, стал временем, когда появились новые направления общественной мысли. Они отражалитогдашние посмотри на способы преодоления проблем,связанных со становлениеминдустриального общества. У каждого идеологического направления были свои "отцы-основатели",которые определили основные его основы.

1. Консерватизм

Основные идеиконсерватизма сформулировал в XVIII ст. англиець Эдмунд Берк (1729-1797). Определяющим в его мировоззрении было уважение к традициям. Соотносить свои действия ссуществующими традициями является проявлением разума человека. Действующие в обществе законы,считал этот признанный теоретик консерватизма, должны обеспечивать егоравновесие и стабильность. Тот, кто заинтересован в сохранении спокойствия и порядка, должен следить за тем, чтобыэта равновесие не нарушалось.Радикальные меры являются вредными для Общественногоразвития прежде всего потому, что нарушают его ровравновесия и могут вызвать хаос. Берк соглашался с тем,что реформы нужны, но считал, что они не должнызадевать традиционных устоев общества.

Эдмунд Берк

 

Политик, который намеревается осуществитьреформы, не должен рассматриватьстрану как чистый лист бумаги, на котором можно писать все, что заблагорассудится.Потребность в улучшение жизни страны, по мнению Берка, должна сочетаться у государственного деятеляпопыткой сохранить все лучшее, что существует вобществе. С одобрением относился онк реформам, которые должны предупредить вспышку революции или обновиты традиционные принципы. Образцом последних реформ он считал "Славную революцию" 1688 p., которая восстановила монархию в Англии.

Еще одним европейским теоретиком консерватизма считаютсавойского графа Жозефа де Местра (1753-1821).Наблюдение за изменениями, происходившими во время французской революции конца XVIII века, сделали его противником революционных изменений вобществе. Решительно критиковал де Местр французских просветителей. Он считал безосновательными утверждения, что силой своегоума человек способен создать новый общественно-политический строй. Граф придерживалсявзглядов на то, что государство и право созданыБогом, а человек не в состоянии их улучшить. На этом основании он категорическиотвергал возможность введения конэтой,поскольку они не воплощают "Божьего разума". Де Местр усматривал возможностьулучшение общества в усилении роли в нем религии. Он выдвинул идеюобщеевропейской монархии, которая должна возглавляться папой римским. Природныеправа человека, которые провозглашали французские просветители, по мнению де Местра,является вымыслом. Лозунги свободы, равенства и братства он считал невыполнимыми,поскольку люди по природе неравны и созданные рабами Божьими.

 

Жозефа де Местра

2. Либерализм

Противоположность консерватизмом составляли Идеи либерализма.В Англии они были сформулированы ИеремиейБентамом (1748 - 1832). Он рассматривал общество как совокупность людей сих собственными интересами. Процветание общества, по мнению Бентама, возможнолишь при условии обеспечения прав личности, неприкосновенности частнойсобственности. Действия, которые посягают на эти права, следует считать преступлениями и запрещатьзаконами. Бентам поддерживал свободноепредпринимательство, считал, что для его развику не должно существовать никакихпрепятствий, кроме тех, которые ограничивают возможный вред для других людей.

Иеремия Бентам

 

Категорически отвергая возможностьобщественного прогресса через революции,Бентам связывал его с реформами. В отличие от консерваторов, онусматривал в тогдашнем политическом устройстве Англиимного остатков древних традиций, которые не соответствовали потребам времени инуждались устранения способом осуществления соответствующих реформ.

Во Франции идеалы либерализма исповедовал Бенжамен-Анри Констан (1767-1830). Действительно свободным он считал то общество, вкотором признается приоритет прав отдельной личности. Интересы власти и массдолжны признаваться второстепенными по правам человека. Констан защищал свободноепредпринимательство и настаивал на том, что государство не должно иметь возможности егоограничивать.

Бенжамен-Анри Констан

 

Политическим идеалом мыслителя былаконституционная монархия. Констан критиковалреспубликанские идеалы за то, что, по его взгляд, они не обеспечивают необходимойнезависимости личности от государственной власти. Только конституционная монархия можетгарантировать права среднего класса. Способы ограничения власти он усматривал в еераспределении, а также в общественном думные.

3. Национализм

Многие историки называли XIX ст. эпохой национализма. Национализм стал, по мнениюнекоторых ученых, одной из найвпливовиших ижизнеспособных идей человеческой истории. Начало распространяютсяренню в Европевзглядов национализма положила французская революция конца XVIII века, которая провозгласила нацию объединением свободных гражданИ источником государственной власти. Благодаря наполеоновским войнам новые идеи сталираспространяться в Европе. Наполеон, которого современные историки назвали"Странствующим торговцем национализмом ",поддержал национальные движения в Италии и Польше, а также вызвал своими действиями взрыв патриотических чувств среди порабощенныхнародов, не имевших собственной государственности.

Дальнейшее развитие идей национализмабыл связан с 0Шяльнистю немецких философов. Вследствие поражения Пруссии вШине против Наполеона (1806 г.) философ Иоганн-ГотлибФихте (1762-1814) призвал немцев в своих "Речи к немецкойтиации "к национальному возрождению, в результате которого они могут достичькультурного лидерства в Европе.

Иоганн-Готлиб Фихте

 

Теоретическуюоснову национализм нашел в идеях романтизма, которые пропагандировали большую художественную ценность народной речии традиций. Немецкий философ-романтик Иоган-Готфриц Гердер (1744- 1803) большое внимание уделял тем славянскимнародам, которые были на то время лишены собственнойгосударственности. Благодаря самобытным традициям икультуре, которую они сохранили, Гердер предсказывал, что в будущем онисоздадут собственные национальные государства. Отдельно определял немецкий философУкраинская и утверждал, что "Украину когдастанет новой Элладой ". Георг-Вильгельм-ФридрихГегель (1770-1831) отвергалзахвата народной культурой романтиков, но поддерживал идею созданиянациональных государств в Европе. Он считал ее не только самой оптимальной формойобъединение граждан ради реализации идеалов свободы, безопасности и Счастье, но и каквоплощение божественной идеи. Национальное государство, По мнению Гегеля, была наивысшей стадией общественного развития.

Среди историков нет единого мненияотносительно того, кого считатьтеоретиками национализма. Часть ученых находит истоки этого течения в работах Жана-Жака Руссо и ЭдмундаБерка, другие считают основоположникомнационализма Фридриха Листа. Возможно,эта разница во взглядах связана с тем, шо национализм у XIX ст. стал универсальнымявлением истории.

4.Социалистические теории

В первойполовине XIX ст. развитие социалистических идей был связан с творчеством французских мыслителей.Именно они поЧалый в первой четверти XIX ст. использовать понятие "социализм" и "коммунизм". Социалистические теорииобъединяли взгляды мыслителив,которые выступали за ликвидацию тогдашних порядков и бытовыедову нового общества, в котором будет существовать абсолютнаясоциальная равенство людей и будет отсутствоватьэксплуатация трудящихся. В вопросе,какими способами создать новое общество, социалист;: делились на сторонников социальных реформ и социальное,революции.

Одним из первых французских социалистовстал Клод-Анри Сен-Симон(Граф де Рувруа; 1760-1825). Он критиковал того временине общество и считал необходимым добиться изменений всословных; рабочих и бедноты. Сен-Симонразрабатывал планы создании! такогообщества, в котором не существовало 6 эксплуатации и неровности. Новое общество или, как называл его философ,промышная система, должно обеспечить процветаниевсех граждан благодаря развитию науки и техники. Поскольку роль государства он усматривал лишь в том, что она заставляет людей работать, тоона исчезнет. Все работать и житьпо принципу: "от каждого - по способностям, каждому - по егоделами ".

Клод-Анри Сен-Симон

 

Светская властьв обществе, придуманном Сен-Симоном, подолжна была сосредоточиться в Совете промышленников, духовная - в Академии наук. Эти организации будутуправлять развитием народного хозяйства согласно тем планам, которыеони же и складатимуть. Реализацию своихпланов мыслитель усматривал в производстве постепенных реформ.

Разработка социалистических идей в Англии было занятием Роберта Оуэна (1771-1858). Большинство пороков тогдашнего сплошьства онобъяснял Существованием частной собственности, призывая к ее ликвидации. Новую"Систему истины, богатства и счастья" он связывал с образованиембольших семейных общин или коммун, где все будет находиться в общей собственности.Все, что члены коммуны производить, будет распределяться между ними в соответствии с природнымипотребностей человека. Одежда будет удобным, простым и одинаковым для всех. Мода исчезнет,поскольку она существует "только среди глупыхи слабой части человечества ". Коммуны постепенно должны охватить всюземлю, в результате чего она превратится в "земной рай, в котором неизменноцарить мир и счастье ".

Роберта Оуэна

5. Распространение социалистических идей у 50-60-х pp.

Середина XIX ст. стала периодом дальнейшего развития социалистичних теорий. Тогда и началась деятельность КарлаМаркса и Фридриха Энгельса, которые выдвинули теорию "классовой борьбыпролетариата ".

Карл Маркс (1818-1883) поставил вопрос о "всемирно - историческую миссию пролетариата "как" могильщика капитализма ".

Маркс был одним из руководителей Союзакоммунистов (1847 - 1852 pp.), Международного товарищества рабочих (1-го интернированнымнала, 1864-1876 pp.), автором программных документов этихорганизаций. Среди самых известных его произведений - "Манифесткоммунистической партии "(написан совместно с Ф. Энгельсом) - программа Союзакоммунистов, содержавшая анализ сложившегося к середине XIXст. общества и идею о необходимости свержения капиталисческого строя и завоевания пролетариатом политической власти в

 форме"Диктатуры пролетариата". В труде "Капитал" Маркс объяснилмеханизм капиталистической эксплуатации.

К. Маркс

 

Карл Маркс и Фридрих Энгельс (1820-1895)постоянно боролисься против "оппортунизма", воплощением которого считалитред-юнионизм в Англии, прудонизм во Франции и некоторых других странах,лассальянства в Германии, бланкизм, анархизм.

Сторонники тред-юнионистской идеологии ограничивали задачирабочего движения экономической борьбой за установление более выгодных условий труда,причем главным образом для квалифицированных рабочих. Они отрицали необходимостьполитической борьбы рабочих, направленной против тогдашнего строя, считалиненужной дело создания отдельной пролетарской партии или сводили ее рольдо парламентского представительства профсоюзов (тредюнионив).

Французский публицист, экономист и социолог Пьер-Жозеф Прудон (1809-1865) и егосторонники критиковали большую частную собственность, но защищали мелкую. Прудонотрицательно относился к "классовой борьбы", "пролетарскойреволюции "и" диктатуры пролетариата ". Он считал, что спомощью специально организованного "народного банка", которыйпредоставлять "даровой кредит", рабочие могут приобрести собственные средствапроизводства и стать самостоятельными производителями. Эту теорию Прудон усиливал идеейо создании "обменных банков", с помощью которых трудящиеся смогут обеспечить сбыт продуктовсвоей "работы.

Пьер-Жозеф Прудон

 

Немецкий экономист и социолог Фердинанд Лассаль (1825 - 1864)называл себя сторонником Маркса, но предлагал собственное толкования егоидей. Объявив получение всеобщего избирательного права первоочередной задачейрабочих, лассальянцами заперечувалынеобходимость революции, имели целью только борьбу за всеобщее избирательноеправо. Исходя из идеи "железного закона" заработной платы, Лассальи его последователи осуждали забастовки иборьбу рабочих за повышение заработной платы, негативно относилисьв профессиональные союзы.

Фердинанд Лассаль

 

Одно из течений анархизма - бакунизма - названа по имени ееосновоположника и идеолога МихаилаБакунина (1814-1876). Цель рабочегодвижения Бакунин усматривал не в завоевании политической власти, а в разрушениилюбого государства. Он выступал против учениеК. Маркса о "классовой борьбе" и "диктатурупролетариата ", выдвигал идеюуравнивание классов. Как и Прудон, Бакунин утверждал, что рабочих нетдела до национально-освободительного движения пригниченихнародов, он отрицательно относился к идее создания политических организацийрабочие?, пропагандируемой Марксом. Бакунисты были сторонниками стихийногобунта, они говорили, что народ - п "Пороховаябочка ", которой нужна только искра. Идеи Бакунина казались боевыми и привлекательными для угнетенного люда. ВРоссии крупшого влияния идей Бакунина потерпели народники.

Михаил Бакунин

 

Луи-Огюст Бланки (1805-1881) - французский коммунист-утопист. Успехсоциальной революции связывал схорошо подготовленной сговору тайнойорганизации революционеров, которых, кего мнению, в решающий момент поддержат намеждународные массы.

Бланкисты считали, что даже при отсутствии предпосылок революции узкая группазаговорщиков может осуществить победоносное восстание.

Луи-Огюст Бланки

6. Деятельность Международного товариства рабочих

Собрание, положивших начало существования Международного обществарабочих (МТР), состоялись 28 сентября 1864 в Лондоне, в Сент-Мартинс-холле -одном из крупнейших помещений для публичных собраний. В нем приняли участиеанглийские и ирландские рабочие, делегация рабочих Франции,рабочие-эмигранты из Германии, Италии, польские революционеры - около 2тыс. человек.

Собрание только провозгласили основание интернациональной организациирабочих, не определив ее характера и принципов деятельности.

Этими вопросами озаботился К. Маркс, в то время жилв Лондоне.

Он выработал основные программныедокументы - "Учредительный манифест Международного товарищества рабочих"и "Временный устав Международного товарищества рабочих".

 

Объявление о создании Первого интернационала

 

Основная задача МТР Маркс усматривал в том, чтобы заменить социалистическиеи напивсоциалистични секты единственной организацией рабочих, которая "будетцентром сношений и сотрудничества между рабочими обществами, существующими в различныхстранах и ставят перед собой одинаковую цель, а именно - защиту, развитие и полноеосвобождение рабочего класса ".

В первые годы существования 1-й Интернационал, как его сталиназывать, сочетал самые рабочие организации, которые часто сохраняли свою первоначальную название и стали,собственно, его звеньями на местах. Если в стране было несколько таких секций,то они объединялись в национальную федерацию.

Высшим органом 1-го Интернационалабыл конгресс, на который ежегодно собирались представители национальных федераций и секций. Он выбирал генеральный совет, чтонаходилась в Лондоне и руководила Интернационалом во время между конгрессами.

Членский билет МТР Ф. Энгельса

 

Как и в Союзекоммунистов, деятельность 1-го Интернационала будувалась на принципе демократического централизма. Демократизмпроявлениелявся в выборности генерального совета и его отчетности передКонгресом, а централизм - в подчинениинизших организаций выше, меньшинства - большинству, т.е. в строгомпартийной дисциплине.

Повседневная работа генерального совета вскоре сосредоточиласьв постоянно действующем органе - постоянном комитете, куда входили председатель и секретарьгенерального совета, а также секретари-корреспонденты, которые осуществляли связь сотдельными странами (в том числе и К. Маркс как секретарь-корреспондент дляГермании).

Уже осенью 1866 Интернационал насчитывал сотни тысяччленов. По данным парижской полиции, в начале 70-х pp. XIX ст. во Франции их былооколо 434 тыс, в Англии - 80 тыс, в Германии - 150 тыс, s Австро-Венгрии ~ 100 тыс, в Швейцарии - 45-тыс, вИспании - около 3 тыс.

Участники Базельского конгресса I-го Интернационала 1869

 

Опираясь на своих сторонников,Маркс и Энгельс вели активную борьбу против прудонисты, бакунистами и других"Оппортунистических" элементов, активно пропагандировали свою теорию. 1-йИнтернационал выступил в поддержку Парижской коммуны 1871 p., члены МТР принимали активное участие в ее деятельности.

У 1872 р Гаагский конгресс 1-го Интернационала принял перевести органы МТР в США. В начале70-х pp. XIX ст. деятельность 1-гоИнтернационала в европейских странах прекратилась; формально он был распущен1876

Значение 1-го Интернационалазаключалось в том, что благодаря его деятельностив рабочем движении весомые позиции получил марксизм.

Документы. Факты. Комментарии

Взглядытеоретиков либерализма

І. Бентам:"В столкновении между равенством и безопасностью неопределенность невозможна: равенстводолжна уступить ... Установка равенства является призраком: возможно только уменьшениенеравенства ",

Б. Констан: "Свободу я понимаюкак победу личности над властью, желающей управлять с помощью насилия, инад массами, которые от имени большинства высказывают претензии на подчинениеменьшинстве ... Все то в промышленности, которая предоставляет возможности для развитияпромышленности соперника, относится к индивидуальной, и закон не имеет праваподчинение его власти общества ",

Подумайте:

1.    Какими были идейные основылиберализма?

2.    Напишите собственноестановления приведенным высказываниям.

Вопросы и задания

1.         Охарактеризуйте  консерватизм и либерализм. Определите общееи отличия в этих двух идейных, направлениях.

2.             Каковы особенностивозникновения и развития идей национализма?

3.             Что было характерно длясоциалистической идеологии?

4.             Как развивалисьсоциалистические идеи в 50-60-х pp. ?

5.             Охарактеризуйтедеятельность Международного общества рабочих.

<< § 15. США в первой половине XIX века § 17. Техника, наука, философия, литература и искусство XIX века >>

Copyright © 2011 Apycom jQuery Menus