§ 1. Основные тенденции экономического и политического развития мира с конца XVIII в. до 1870 г (учебник)

 

 

 

 

 

 

 

 

ВселеннаяIТня IСТРIЯ

9 КЛАСС

(О. Гисем,А. Мартынюк)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

§ 1.Основные тенденции экономического и политического развития мира с конца XVIIIст. до 1870 г.

1. Основные черты истории человечества в прежние времена

Историюпринято делить на древнюю, средних веков, новую и новейшую. От появления человека ичеловеческого общества, возникновение первыйгосударств и цивилизаций, господство рабовладения к аграрно-ремесленного общества и христианскогомировосприятия в эпохусредневековья и далее до индустриального и постиндустриального общества в период новой и новейшей истории -такое поступательное развитиечеловечества. В предыдущие годы вы изучали древнюю историю (С древнейших времен до конца Vст. ), Историю средних веков (конец V - Конец XV ст.) И период новой истории - от начала XVIст. к французской революции конца XVIII ст.

До конца XVIII ст. в истории человечества произошли значительные изменения. Наибольшие сдвиги произошли в Западной Европе (западнохристианскоймире), которая через Возрождение, Реформацию, большие географические открытия вышла на качественно новый уровень не только собственного, но и общечеловеческого развития. Западнохристианской(Новоевропейский) мир добился опережающего развития во всемирноммасштабе. Вокруг него человечество сплачиваться в экономическом, политическом, культурномплане.

В 9-м классе вы завершите изучениеновой истории. Это тот период в истории человечества, в которомоно сделалось единым целым, с общейвзаимосвязанной судьбой. В этом смысле XIX ст. было эпохальным для человеческой цивилизации '.

2. Технический прогресс и капитализм

Период с 1789 г. по 1870 г.,составляет основное содержание историческогоматериала курса всемирной истории в 9-м классе, - это эпоха становленияиндустриального общества. В развитии обпроизводительныхсил произошел переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике, что обусловило огромный рост производительности труда. Так, когда в XVIII ст. для получения 10-15 тонн железа нужно было две недели, то в 1870 г. - 10 минут. Значительно усилилась власть денег. В обществе началась погоня за накоплением капиталов любыми средствами, поскольку они былиглавным измерением социального статуса человека. Прагматизм и меркантильность охватили все слои населения и прежде - правящую верхушку.

Изобретение и совершенствование паровоймашины дали мощный двигатель не только для фабричныхстанков, но и для транспорта. В 1830 железнодорожнаясеть всего мира составляла всего 332 км.

Через пять лет длина его возросладо 8 тыс, а в 1870 г. она превышала 200 тыс.км.

В середине XIX ст. большое распространение получил электрический связь - телеграф.

В 60-х гг XIXст. был построен первые двигатели внутреннегонего сгорания,которые играют большую роль и сейчас. Электричество тогда еще не получила распространения в технике, за исключением связи, однако в области электричества были сделаны важные изобретения. Английський ученый Майкл Фарадей открылэлектромагнитную индукцию. На основе этого открытия впоследствии было созданогенераторы переменного тока(Динамо-машины).

По новой эпохи произошли сдвиги и в полеводстве. В средние века оно производилось на небольшой части пригодной для обрабоБитков земли с переложной и трехпольным системами.С тех пор все больше распространялась многопольные система. На селе сталиприменять удобрения в соответствии с определенными научных, вносить в землюбольше навоза, искусственных удобрений - костной муки, извести и др.

В первой половине XIXст. в Англии и в северных штатах СЕЛА, а впоследствии и в других странах начали применять сельскоские машины: для обработки земли - багатолемишниплуги вместо однолемишних, на сев - конные сеялки, для сборазерновых - жатки на конной тяге, длямолотьбы - ионные молотилки.

Впрочем, машины внедрялись всельское хозяйство гораздо медленнее, чем впромышленность. Ведь только крупные хозяйства,работали на рынок, могли использовать их. А в большинстве стран преобладало мелкое крестьянскоехозяйство.

Индустриализация в корне измениласоциальную структуру общества, углубила пропасть между богатыми и бедными. Если буржуазия пыталась превзойти по роскоши аристократию, то рабочие были озабочены тем, чтобы не потерять работу и не умереть с голоду.

3.Политическая жизнь

Почва для революций в СевернойАмерике и Франции, развития капиталистических отношений в странах мира иевропейской общественно-политической мыслиподготовила просветительская идеология XVIII ст. Прогресс человечества просветители связывали со свободой частного предпринимательства и неприкосновенностисобственности, ликэтой сословных привилегий. Эти принципы определили дальнейший социально-экономическое и политическое развитие большинства стран мира.

Абсолютная монархия эволюционировалак просветительского абсолютизму, стремившийся сохранитьнеограниченный характер власти монарха, ссылаясь нанеобходимость создания общества "Общегоблагосостояния "через реформы" сверху ".

Французская революция 1789-1799 внесла огромные изменения во все аспектыжизни общества, стала своеобразным историческим Рубиконом в европейской и мировой истории, ускорилаее хода. Она сломала становой устройство и поставиласоциальное и национальный конфликтыв основу, дальнейшего развития стран Европы и мира.

Начало XIX ст. был связан с наполеоновскими войнами. СтремлениеНаполеона Бонапарта перекроить карту Европы потерпело неудачу. Завершения наполеоновских войн поставило перед монархамиЕвропы задача реставрации королевских династий, создание действенной системыобеспечение мира и стабильности в Европе, предупреждения новых революций.Венский конгресс (сентябрь 1814 - май 1815 г.) положил начало системе международныхотношений в Европе, основанную на принципах равновесия. ее сущность составлялоукрепления собственной безопасности за формирования союзов и отвлечения вниманияпротивника на потенцийних врагов. Кромереставрации и поддержания монархических правлений, страны-победительницы,прежде всего Россия, Австрия, Пруссия, старались максимально удовлетворить собственныеинтересы за счет территориальных приобретений.

В конце XVIII - в начале XIX ст. не менее важным претендентом на господствующееположение в европейской политике стала Великобритания - некая "мастерская мира", где в то время производилась большое в Европе количество угля, чугуна, хлопчатобумажных тканей, машин и оборудования.

Промышленная революция,началась в Англии, впоследствии охватил все другие страныЗападной Европы и Северная Америки, обеспечила английское(Впоследствии европейское) экономическое доминирование в мире. Это позволило европейскимгосударствам создать колониальные империи (наибольшей среди которых сталаанглийский).

Западная Европа и Северная Американа фундаменте основных экономических и технических достиженийсделались производителями основной массы промышленной продукции, тогда как ВосточнаяЕвропа с Россией и Латинской Америки оказались сырьевыми придаткамиЗападной Европы и СПИА. Такая структура мира повлекла становления в ЗападнойЕвропе и на Севере США экономических механизмов регулирования производства идемократии, а в Восточной Европе, Латинской Америке, на Юге США - развитиевнеэкономических методов эксплуатации (рабство, крепостничество, пеонат) и усилениедиктаторских, абсолютистских традиций.

В политическом плане главнымипретендентами на лидерство в мире выступалиАнглия, Франция, Россия, а впоследствии Германия, США, Япония.

Цивилизации стран Востока - мусульманское индийско-южноазиатские,китайско-дальневосточная - благодаря "вызову" европейцив испытывали значительные изменения - как положительных, таки отрицательных. Опираясь на свою экономическуюпреимущество, европейцы жестоко

уничтожали основы традиционных обществ в странах Азии иАфрики.

В конце 40-х гг Францию, Германию, Австрию, Венгрию,Италию захлестнула волна революций, которые, хоть и закончились поражением, имели большоезначение для формирования национального сознания народов Европы, ускорениетемпов социального и экономического развития европейских стран, становлениедемократических институтов власти.

Не менее насыщенной важными событиями оказалась вторая половина XIX ст. Для большинства стран мира это время стало периодом радикальных социально-политических реформ, которые создали предпосылки дляускорения темпов их развития. Мир вступил в период промышленного капитализма с характерным для него чертамы;динамичным экономическим развитием на основе достижений научно-техническогопрогресса, концентрацией производства и капитала, обострением социальныхпротиворечий и конкурентной борьбы за рынки сбыта.

Еще одной чертой XIX ст. стало распространение новых взглядов на место и роль наций вобщественно-политической жизни. Французская революция конца XVIII ст. впервые признала нацию наивысшей ценностью и источником государственной суверенности. Это событие знаменовало завершениядонационального эры в истории человечества и начало новой эры - периода формированиянаций и национального существования народов. XIX ст. стало эпохой развертывания национально-освободительнойдвижений в различных регионах мира.Процессы национального возрождения чрезвычайно активноразвернулись в то время среди славянских народов Центрально-Восточной Европы.Следствием пробуждения национального сознания стало также успешное завершениеобъединения итальянского и немецкого наций во второй половине XIX ст.

Все топериод был временем почти непрерывных войн в различных регионах мира. Крупнейшими вXIX ст. по размаху сражений, количественныйтю жертв и политическими последствиями были наполеоновские войны (конец XVIII ст. - 1815 г.), гражданская война в США (1861-1865 гг) иИнтервенций развитых государств в Китай (1851 -1865гг), Крымская (Восточная) война (1853-1856 гг), войны с участием Пруссии (1866 г. и 1870-1871 гг), России(1877-1878 гг), колониальные войны Франции и Великобритании т.д.

Характернойчертой культурно-исторического процесса, происходившего в странах Западной Европы иСеверной Америки в XIX века, было интенсивное развитие всех отраслейдуховной культуры, национальных литератур иискусства. Черты, воплощались в них, свидетельствовалио формировании в этих странах нового общества с его моралью и культурой,изменениями в экономической и социально-полетические сферах. Так произошлостановления и утверждения индестриальногообщества, тех основных принципов, которые в основных чертах действуют ипоныне.

 

4. Мир человека XIX ст.

Становление индустриального общества в европейскихстранах и США повлекло значительные изменения условий жизни человека. Если раньше большинствонаселения жила в деревнях и работала круг земли, то отныне быстро рослонаселения городов. В конце XIX ст. по количеству городского населения все страны Европы обогнала Великобритания,где девять из десяти жителей проживали в городах, в других странах население городовтакже росло очень быстро, но все равно в селах проживало еще 70-80% населения.

Высоким уровнемурбанизации (сосредоточение населения и экономической жизни в городах) отличались промышленные районы. Стремительный рост населения в промышленных городахобостряло социальные проблемы. Отсутствие элементарных санитарныхусловий (водопроводов, канализаций) в жилищах городской бедноты превращала их висточник возможных эпидемий. Ужасные условия жизни в перенаселенных городскихкварталах вызывали то, что для многих городстановилось олицетворением разрушения традиционных общественных относин, угрозойдля существующих порядков и одновременно благоприятным местом для распространенияреволюционных идей.

Рост городского населениятечение XIX ст. повлекли такиефакторы:

   развитие фабрично-заводской промышленности вследствие развертыванияпромышленной революции;

   улучшение землепользования и внедрения новых методов ведения сельского хозяйства. Аграрнаяреволюция присвела к появлению большого количества сельского населения,оказалось без работы и вынуждено было искать ее в городах;

   значительный рост численности населения в странах Европы. Вследствие него демографического взрыва численностьнаселенния континента (с Россией включительно) увеличилась с 190 млн человек в 1800 г.до 420 млн в 1900 г.

Признаком новой эпохи в истории человечествастали значительные по размерам миграции (переселения людей как внутри страны, таки за ее пределы). Массы населения покидали родные города и отправлялись в поисках лучшейсудьбы в крупные города или в другие страны.

В течение предыдущего столетия влияниерелигии и церкви на человека значительно ослаб. Под влиянием Просвещения распространялисьвзгляды на то, что церковь должна быть отделятной от государства. Однако в целом существование религии и церкви не отрицалось."Нация без церкви, - провозглашал Наполеон Бонапарт, - как король безкомпаса ".

Французская революция конца XVIII ст. начала в европейськоистранах движение женщин за уравнение их в правах с мужчинами. Борьба женщин заэмансипацию (освобождение от зависимости, угнетения, предвзятогоотношение, отмена ограничений и предоставления равных прав) продолжалась в течение всего XIX ст. Однако общество еще не было подготовленным кгражданской и полетической эмансипацииженщин и относилось к этим идеям враждебно. Редок этого решения женскойпроблемы затягивалось. В Великобритании женщины получили равные с мужчинамиправа только в 1928 г. Изменения, происходившие в то время в Европе и США, должнывсеобъемлющий характер. Вследствие этого XIX ст. в истории этих стран определяют какпериод большой модернизации - изменения во всех сферах общественной жизни,соответствии с требованиями времени.

Документы. Факты. Комментарии

1. Развитие железнодорожной сети стран мира

Годы

Длина железных дорог км)

1830

332

1840

7700

1850

38 600

1860

108 000

1870

210 000

1900

790 000|

1913

1102 000

 

 

 

 

 

 

 

Подумайте:

Как приведенные данные свидетельствуют об изменении роли железных дорог вразвитию транспорта?

2. Населения стран Европы и США у XIX ст. (В млн. человек)

 

Страна

1800

1900

1.

Германия

24, 5

56, 4

2.

Великобритания

10, 5

37, 0

3.

Франция

26, 9

39, 0

4.

Италия

17, 2

32, 5

5.

Россия

37, 0

125, 6

6.

США

5, 3

76, 2

Подумайте:

В какой странеи почему темпы роста численности населения были самыми?

Вопросы и задания

1.     Вспомните из изученного впредыдущих классах: какими были особенностиразвития человечества в древней истории, эторедньовиччи и в первый периодновой истории?

2.     Чем  отличается аграрно-ремесленныйобщество от индустриального?

2.       Укажите основныеэкономические и технические достижения в странах Европы и США.

3.       Какими были особенностиполитической жизни стран Западной Европы и Северной Америки?

4.       Определите основные изменения,произошедшие в мире в XIX ст.