§ 33. Китай и Индия в XVI-XVII вв.

§ 33. Китай и Индия в XVI-XVII вв.

Вспомните:

1. Что вы знаете об экономическом и политическом развитии Китая в XIII - XV века?

2. Которых успехов в развитии науки и техники был достигнут в средневековом Китае?

3. Вспомните, когда и как произошло завоевание Индии.

4. Кто первым из европейцев нашел путь в Индию?

 

1. Экономическое и политическое положение Китая

В XVI в. в Китае господствовала императорская династия Мин. Китайская империя охватывала территорию современных внутренних провинций Китая и часть Маньчжурии. Зависимыми от империи странами были Вьетнам, Корея и Тибет. Высшая власть принадлежала императору, который управлял огромной страной, опираясь на множество чиновников. Всю территорию было переделена на 15 крупных административных единиц.

Главное место в экономике Китая занимало сельское хозяйство. Императоры династии Мин на начале своего правления проводили политику, направленную на укрепление крестьянского хозяйства. В те времена было значительно усовершенствовано орудия труда и агротехнику, с одного поля стали собирать два урожая - весной и осенью, в земле стали вносить удобрения. Возникла пословица: "Беречь навоз - все равно что купить еще одно поле ". Больших успехов достигла ирригационная техника. Китайцы прокладывали водопроводы из бамбуковых труб, готовили водяные колеса, возводили дамбы.

Все земли в империи Мин разделялись на государственные и частные. Подавляющее большинство государственных земель передавалась в пожизненное пользование крестьянам, которые за это должны платить налоги государству и выполнять повинности. Частными землями владели преимущественно крупные землевладельцы. Крупнейшие землевладения в XVI - XVII вв. имели императоры; целом им принадлежала треть всех частновладельческих земель. Огромными были владения императорской семьи, знати, чиновников, получали земли от императоров. Из земель, находящихся в частном владении, налоги платили землевладельцы, которые сдавали землю мелкими участками в аренду крестьянам.

В империи Мин было создана разветвленная и всеобъемлющую налоговую систему. Каждый раз составлялись списки налогоплательщиков, которые хранились в ведомстве финансов. Крестьяне должны были выполнять повинности, работали на строительстве городов, дворцов, каналов. От повинностей можно было откупиться или нанять вместо себя кого другого, но это могли позволить себе только состоятельные люди.

В Китае было хорошо развито ремесленное производство. Существовали мелкие ремесленные мастерские, где работал сам мастер со своей семьей и учениками; в крупных государственных мастерских использовался труд прикрепленных к ним ремесленников. В XVI в. частных мануфактур становилось все больше, особенно в ткацком производстве. По своему характеру они приближались к западноевропейским. Их обладателями становились богатые купцы и ремесленники, а мелкие ремесленники или крестьяне, не имевшие других средств к существованию, - наемными работниками.

Отношения между императором и подданными были традиционными отношениями хозяина и рабов. На аудиенции у императора все министры должны были стоять на коленях. Император мог самовольно казнить или отстранить от должности любого.

 

2. Проникновение европейцев в Китай

Первые попытки проникнуть в Китай европейцы совершили в XVI в. В первой половине XVI в. португальцы пытались силой основать свои поселения на Китайском побережье. В 40-х гг XVI в. они, подкупив местные власти, основали торговую базу на севере провинции Гуандун. Откровенно колонизаторская политика, которую проводили португальцы, игнорируя все местные законы, заставила китайцев к решительным действиям, и 1549 их выгнали из Китая. Португальцы сумели за крупные взятки местным чиновникам оставить за собой порт Макао. Во второй половине XVI в. в Китай стали проникать испанские колонизаторы, а в конце века - голландцы. Когда Англия одержала победу над Испанией в борьбе за господство на морях, она также выявила заинтересованность в проникновении в Китай. Династия Мин в то время окончательно обветшала и не могла остановить вооруженные эскадры. Силой оружия англичане заставили китайцев дать разрешение на право вести торговлю через порт Гуанчжоу. Вторжение XVI-XVII вв. начали превращение Китая в страну, зависимую от европейских колонизаторов. А Впрочем, это случилось аж в XIX в.

 

3. Крестьянская война XVII в. Свержение династии Мин и начало правления династии Цин

В 20-х гг XVII в. внутреннее и внешнее положение империи Мин значительно ухудшилось. Внутри страны нарастало безвластия, вызванное бесконечной борьбой за власть. Брошена на произвол судьбы армия разваливалась. Чрезмерные налоги для дополнительного финансирования войска и расходов императорской семьи полностью разрушили хозяйства крестьян, которые уже не могли не только платить налоги, но и даже поддерживать свое существование.

В конце 20-х гг XVII в. в северо-западных районах Китая участились стихийные бедствия, засухи сменяются наводнениями, летом урожай уничтожала саранча. По свидетельствам жителей Северо-Западного Китая, на тысячи километров розпросторювалися земли, оставленные людьми. Крестьяне умирали от голода, но власти не только не оказывали им никакой помощи, но и постоянно увеличивали налоги. Доведенные до отчаяния крестьяне начали бунтовать.

Таковы были причины борьбы крестьян, началась в 20-30-х гг XVII в. в северной части провинции Шаньси.

Крестьянские отряды начали объединяться. Из числа руководителей восстания отличались Чжан Сяньчжуна и Ли Цзычэн. Движущей силой выступали крестьяне, мелкие ремесленники, городская беднота, солдаты. Сначала повстанцы не имели единого руководства и четкой организации, но после совещания руководителей крестьянских отрядов 1635 в Хэнани было решено реорганизовать отряды в единую армию. Эта армия делилась на четыре крупные объединения, действовавшие на отдельных направлениях, и резервный отряд для помощи в тяжелых ситуациях. Объединение сил позволило восставшим перейти к активной борьбы против правительственных войск.

Вскоре между Ли Цзычэна и Чжан Сяньчжуна возникли споры, приведшие к раздроблению сил и несогласования действий. Это позволило правительственным войскам сначала разбить отряды Ли Цзычэна, который после поражения отступил в горы, а затем и Чжан Сяньчжуна. Однако повстанцы не прекратили борьбы, использовав время для того, чтобы переформировать свои силы.

В 1639-1641 гг началось новое возвышение повстанческого движения. Влияние и популярность Ли Цзычэна росли. В захваченных местностях земли раздавали крестьянам и освобождали их от налогов на три или пять лет. К Ли Цзычэна присоединяли другие отряды. В 1643 Ли Цзычэн принял титул "Великого полководца, управляемое велениями неба и возрождает справедливость ".

Армия повстанцев отправилась в поход на столицу империи - Пекин. 25 апреля 1644 повстанцы заняли город. Последний император династии покончил с собой, а Ли Цзычэн стал императором.

Сбросив династию Мин и покорив Северный Китай, повстанческая армия Ли Цзычэна оказалась втянутой в борьбу против маньчжуров.

В первой половине XVII в. в северо-восточной части Китая существовала маньчжурская государство Маньчжоу-го. Маньчжуры решили воспользоваться ситуацией для того, чтобы захватить Китай.

200-тысячная армия Ли Цзычэна потерпела поражение от огромного войска маньчжуров в июне 1644 Маньчжурская армия захватила Пекин. Это событие считается началом периода правления маньчжурской династии Цин.

Маньчжуры, опираясь на чиновников, которые перешли к ним на службу, постепенно расширяли ГДР, вытесняя повстанцев на запад. Ли Цзычэна был схвачен и убит. Повстанческие отряды продолжали борьбу против маньчжуров и прекратили ее только 1683

В Китае окончательно установилась власть маньчжурской династии Цин, правившей до 1912 г.

 

4. Развитие ремесел и науки. Изобретения

XVI-XVII вв. в Китае были периодом незаурядного расцвета культуры.

Высокого уровня ремесло. Во времена империи Мин развивались такие отрасли, как производство шелка, фарфора, бумаги, ювелирное дело, выплавка металла, добыча соли и др. Для производства бумаги использовался водяной двигатель.

Издавна Китай славился своей фарфором. Фарфоровые мастерские были государственными; огромные доходы от производства поступали в императорскую казну.

Интересные изобретения было сделано в морском деле. Для борьбы против вражеских кораблей китайские мастера изобрели водолазный скафандр и простейшие мины.

В XVI в. быстро развивалась архитектура. Строились новые и реставрировались старые дворцы, был достроен и частично восстановлено Великую Китайскую стену, создано немало мостов большой прочности, некоторые из них сохранились до наших дней. На строительстве дворцов, где работало одновременно до 200 тыс. рабочих, использовались такие изобретения, как лебедка. Была усовершенствована Водоподъемное колесо для орошения земли, для плавления металла широко использовались кузнечные мехи.

Подле путешествиями Колумба и других европейских мореплавателей китайцы тоже осуществили ряд путешествий к берегам Африки и к островам Тихого океана. Но китайцы, на отличие от европейцев, осуществляли эти путешествия с целью возвеличить имя императора, а не для того, чтобы захватить новые земли и найти новые рынки сбыта.

Технические открытия, развитие мануфактур, путешествия в далекие страны стимулировали развитие научных знаний.

Для развития медицины большое значение имели труды ученых Чжин Чжунцзина "О тиф", многотомный "Трактат о деревья и растения" Ли Шичжэнь, где помещены описания лечебных свойств трав, деревьев и минералов.

Китайские ученые начали изучать научные труды, появлялись в Западной Европе, латынь, математику, переводили китайской математические термины.

В конце правления династии Мин в Китае было издано несколько фундаментальных энциклопедий, что обобщали опыт и знания, накопленные в стране. Так, большая энциклопедия Сюй Гуанци "Собрание книг по сельскому хозяйству" освещала развитие полеводства не только в Китае, но и в Европе; Сун Инсин в своей технической энциклопедии рассказывал о развитии ремесленного производства в Китае, а Фан Ичжы создал энциклопедию естественных наук под названием "Начало законов природы".

Получили развитие и исторические науки. Продолжалось написания летописи "Общее зеркало помогает управлению ", начатого еще в XI в. Во времена династии Цин осуществлялись редактирование и просмотр исторических книг с целью создания такого их варианта, который был бы приемлемым для маньчжуров.

В XVI-XVII вв. в Китае издавались и труды по географии, где обобщил сведения о особенности отдельных провинций, городов, давался описание исторических памятников этих местностей. Важное значение для развития китайской географии имела работа Гу Яньу "Книга о недостатках и выгоды областей и уделов Поднебесной".

 

5. Образование

До нашего времени сохранилось немало памятников архитектуры XVI-XVII вв. Давнюю монументальность заслоняла изысканность. Крыши домов стали украшать орнаментами, каменными и деревянными скульптурами, появились мраморные мосты и различные балюстрады. К самым известным архитектурных памятников династии Мин принадлежат архитектурный ансамбль Запретного города и храм Неба в Пекине.

В живописи XVI-XVII вв. сохранялись традиции, присущие прошлым временам. Самые мастера той эпохи - Люй Цаи, Бянь Веньцзин.

Чрезвычайной мастерства достигли китайские мастера росписи фарфора. Они разработали технологии многоцветного росписи, благодаря чему каждое изделие стал небольшим, но неповторимым шедевром искусства. Коллекции фарфора династии Мин украшают самые известные музеи мира.

Быстро развивалось искусство книжной гравюры. Впервые в мире в Китае при династии Мин начали выполнять цветные гравюры по дереву.

В XVII в. китайская культура начала интенсивно проникать в Европу. Распространились китайские методы лечения - ведь китайская медицина всегда рассматривала человека как единое целое, считая, что лечить надо не только болезнь, а весь организм. Эта засада имела огромное значение для развития медицинской науки.

Во всем мире приобрели популярность китайская философия, литература, изысканные фарфоровые изделия и шелковые ткани. В Европе стало признаком хорошего вкуса и изысканности иметь изделия китайских мастеров.

Китайская культура XVI-XVII вв. есть неотъемлемой составляющей мировой цивилизации.

 

6. Государство Великих Моголов

В начале XVI в. Индийский султанат, созданный в начале XIII века, распалась на множество враждующих между собой княжеств. Стремление верховного правителя - делийского султана покорить непокорных князей сопровождались жестокими войнами. Больше всего "прославился" этим султан Ибрахим Лоди. Настроены против него вассалы объединились и пригласили на помощь Захируддина Мухаммада Бабура - Правителя Кабула.

 

Фигура в истории

Бабур, который был потомком Чингисхана и Тимура, правил Фергане. После неудач в междоусобных войнах и лишений конце XV в. ему повезло захватить Афганистан, а Кабул превратить в свою резиденцию. Великий полководец и грозный воин, он одновременно был талантливым литератором. Известными в мире стали его мемуары "Бабур-наме", где он ярко и талантливо описал не только свои походы и завоевания, но и флору и фауну Индии.

 

Бабур, имея сильное войско, оснащенное артиллерией, в сражении у Панипат (1526 г.) разгромил войска делийского султана.

1526 считают датой основания государства Великих Моголов, Которая просуществовала 200 лет. Бабур пришел в Индию с Моголистан, поэтому его и всех тех, кто был с ним, называли моголами.

Бабур правил недолго. В 1530 г. он умер, а его преемником стал сын Хумаюн, котором в течение 25 лет пришлось отстаивать право на государство, созданное отцом. Хумаюн умер после неудачного падения с мраморных ступеней. В 1556 г. престол наследовал его 13-летний сын Акбар.

 

Фигура в истории

Акбар был одним из величайших императоров Индии. При нем империя Великих Моголов достигла наивысшего могущества. В 1561 г., когда Акбар исполнилось 18 лет, он начал покорение Индостана. Земли тех племен, которые сопротивлялись, безжалостно опустошал, а тем, кто подчинялся, позволял сохранять местное самоуправление при условии уплаты ежегодной дани. Вследствие таких действий создал огромную империю. Одним из виднейших достижений Акбара была административная реформа, в результате которой он создал прочную централизованную систему управления. Будучи неграмотным, Акбар способствовал развитию науки и культуры.

Правление Акбара было установлено жестокими методами, но, как считают историки, его можно было считать образцом для будущих правителей империи.

 

С 1568 г. по 1592 Акбар завоевал долины рек Инда и Ганга. Будучи мудрым правителем, он понимал, что для поддержания спокойствия в государстве необходимо добиться лояльности всех подданных, поэтому он отменил налог на немусульман (Джизию). В 1575 г. по его приказу был построен молитвенный дом религиозных дискуссий. Там христиане, буддисты, индуисты, иудеи вели дискуссии в присутствии Акбара. Он ввел во дворце некоторые их обычаи. Такая религиозная толерантность вызвала возмущение мусульманского духовенства, которое 1580 подняло восстание. Подавив его, Акбар провозгласил новую религию - "Дин-и-илах" ("Божественная вера").

Во времена сына Акбара - Джахангира империя жила в покое и мире. Развивались культура, искусство, архитектура, наука.

После смерти Джахангира началась борьба за власть между его четырьмя сыновьями. Победителем стал Аурангзеб (1658-1707 гг) - сильный, волевой правитель, жестокий и коварный. Будучи правоверным мусульманином, он ликвидировал религиозную толерантность, а 1679 восстановил джизию. Несмотря на то что за годы его правления территория империи значительно увеличилась, ее с каждым годом сотрясали восстания. За свою долгую правления Аурангзеб так и не смог усмирить общество. Империя начала разваливаться. В 1674 г. было провозглашено государство маратхов, а после смерти императора образовались три государства, которые вели между собой непримиримую борьбу. Эта междоусобица подготовила почву для завоевания Индии английскими колонизаторами.

 

7. Устройство государства Великих Моголов и ее развитие

Моголы создали блестящую эклектичную цивилизацию, которая соединила религиозные и культурные традиции как Древней Индии, так и исламских стран, особенно Ирана и Средней Азии.

Моголы, завоевав Индия, не нарушили ее традиционного образа жизни, а лишь влились в правящую элиту, органично соединившись с ней благодаря веротерпимости. Как только гармонию между завоевателями и завоеванными было нарушено, государство Великих Моголов погибла.

Опорой власти верховного правителя (шаха) были землепользователи, которые за службу получали земли с сельскими общинами в условное владение. Каждый землепользователь должен был снаряжать конный отряд воинов, собирать налоги. Если он нарушал договор с шахом, то его земля передавалась другому. Поэтому землепользователь не способствовал развитию своего хозяйства, а полученные из крестьян налоги тратил на сооружение дворцов, роскошных нарядах, драгоценности, развлечения. При такой системе управления крестьянская община страдала так же, как и тысячу лет назад.

Развитие ремесла в империи Великих Моголов был обусловлен тем, что шахматы и землепользователи предоставляли крупные заказы ремесленникам и требовали от них товара высокого качества и художественной ценности. Так, индийский ремесленник, в отличие от европейского, работал на заказ, а не на рынок, и производил не товар для массового потребителя, а произведения искусства для изысканного покупателя.

Значительного развития приобрела торговля с другими странами. Во-первых, ислам благосклонно относился к торговли, во-вторых, существовал большой спрос на индийские товары, особенно после проникновения в Индию европейцев. Торговля в Индии была настолько развитой, что там уже существовали разветвленная банковская система и векселя.

Впрочем, ремесло и торговля, которые обслуживали преимущественно нужды шаха и богатой верхушки, с упадком государства Великих Моголов также обветшали.

 

8. Проникновение европейцев в Индию

Начало XVI в. в Индии знаменовался проникновением европейцев. Первыми прибыли на Индийское побережья португальцы с экспедицией Васко да Гамы 1498 Прибегнув к военной силу в начале XVI века, они захватили несколько портов на западном побережье. Португальские владения в Индии управлялись вице-королем, который расширял сферы господство, захватывая владения местных феодалов. Вместе с португальскими гарнизонами и купцами в Индии появились монахи-миссионеры.

С XVII в. европейская экспансия усилилась. Англичане и голландцы основали в 1600 г. и 1602 Ост-Индские торговые компании и постепенно вытесняли португальцев. Торговые базы голландцев находились на Коромандельский берегу, в Бенгалии, Бихаре, Гуфлати. Но постоянные междоусобные войны в этих регионах, а главное - Конкуренция с англичанами привели к ослаблению позиций голландских купцов в Индии.

В 1639 г. англичане закрепились в городе Мадрасе, а затем в Бомбее. Одновременно французы захватили город Пондишери. Борьба английских и французских колонизаторов продолжалась десятки лет. Окончательно вытеснить французов из Индии англичане сумели лишь в 60-х гг XVIII в.

Итак, огромное страна с многомиллионным населением через феодальную раздробленность и междоусобицы утратила независимость, превратившись в XIX в. в колонию Англии - наиболее развитой капиталистической страны Европы.

 

9. Развитие культуры

Индийская культура при правлении Великих Моголов достигла высокого уровня. Этому способствовала политика поддержки деятелей искусства, которую они вели. Самым выдающимся писателем Индии времен Акбара стал Абу-ль-Фазл. Он создал килькатомне историю правления Акбара, которая стала источником знаний о события в тогдашней Индии. Свое произведение Абу-ль-Фазл написал на персидском языке, была государственной в империи Моголов.

Одним из шедевров Могольской культуры стало искусство миниатюр, которое впоследствии служило образцом для творчества Рембрандта.

Два персидские мастера - Мир Сид Али и Абдус Самад, Прибывших в Индию вместе с шахом Хумаюн, возглавили императорскую мастерскую живописи ("Китаб-хан"), основанную Акбаром. Акбар сыграл важную роль в создании оригинального могольского стиля. Он требовал от мастеров реализма и отказа от персидских традиций. В мастерской как мусульмане, так и индусы работали над созданием иллюстраций к историческим произведениям, портретов и живописных сцен. Так была создана живописные миниатюры к мемуарам Бабура и Акбара.

Другим достижением стала обработка полудрагоценных и драгоценных камней. Настоящим произведением искусства стал всемирно трон Павлина ", украшенный драгоценностями, на которому почти 100 лет сидели могольских императоры.

По Акбара и его преемников в Индии сооружались величественные и грандиозные монументальные здания: храмы-мечети, дворцы-крепости, усыпальницы. Один из огромных дворцов-крепостей Акбара была построена в Дели. Крепостные стены, сложенные из больших каменных глыб, были высотой до 20 м. Другой дворец-крепость, его Акбар возвел вблизи города Агры, стоял почти в пустыне и напоминал город-привод с домами, парками, ставками и беседками, соединенные между собой мощеными дорогами.

Шедевром архитектурного стиля империи Великих Моголов стала знаменитая мечеть-мавзолей Тадж-Махал в Агре. Она была построена по приказу шаха Шах-Джахана в 1631-1642 гг в память о его жене, которая умерла, родив четырнадцатого ребенка. Мечеть построена из прекрасного белого мрамора, ее украшают белые купола и минареты, которые отражаются в бассейне, сооруженном рядом.

Культура Индии эпохи Великих Моголов соединила в себе элементы и традиции индийской, персидской, среднеазиатской, арабской культур и оставила потомкам памятники неповторимой красоты.

 

Документы. Факты. Комментарии

1. Китайский чиновник о положении в Китае накануне крестьянской войны

"В округе Яньань течение года не было дождей. В августе-сентябре народ в городах ел полынь, в октябре стали есть кору с деревьев, на конец года всю кору было ободрать, - начали есть мел. Через несколько дней спустя распухал живот, люди падали и были обречены на смерть ... Во всех уездах по городу выкопан большие ямы, в каждой из которых хоронят по несколько сотен лиц ".

 

Подумайте:

Определите по этим свидетельством одну из причин крестьянской войны.

 

2. Франсуа Бернье о деятельности христианских миссионеров в Индии

"В Агре у отцов-иезуитов есть церковь и дом, который они называют колледжем. Там они обучают христианском учению детей 25-30 христианских семей. Их призвал сюда Акбар во время наибольшего могущества португальцев в Индии, он назначал им пенсию для питания и позволил построить церковь в главных городах - Агре и Лахоре. Его сын, Джахангир, еще больше покровительствовал им ...

Добрые отцы-иезуиты имели большие надежды на распространение христианства в царствование Джахангира, учитывая его пренебрежительное отношение к магометанской веры и уважения, которое он проявлял к нашей. Он разрешил двум своим племянникам стать христианами ...

Те же отцы-иезуиты утверждают, что Джахангир, начав с разрешения христианства, намеревался надеть весь двор, как одеваются франки (европейцы). Сделав для этого все необходимые приготовления и в частности одевшись сам таким образом, он позвал к себе одного из своих господ и обратил все в шутку.

... На основе всего, что я видел, на основе многих бесед и размышлений со многими неверными я позволяю себе сказать, что я почти отчаялся в возможности ... важных апостольских деяний.

Зная по собственному опыту и побывав почти во всех городах, где есть миссии на Востоке, я скажу, что все миссионеры, которые являются не только в Индии, но и во всех магометанских государствах, могли бы, конечно, своей учебой, сочетающимся с раздачей милостыни и благотворительными делами, иметь некоторый успех у индусов, но им не под силу хотя бы раз в десять лет своим учением и своими аргументами обратить в христианство хоть одного мусульманина. "

 

Подумайте:

1. Как оценивает возможности миссионерской деятельности Франсуа Бернье и почему?

2. Чем можно объяснить содействия Джахангира христианству?

 

Вопросы и задачи

1.Охарактеризуйте особенности экономического и политического положения Китая в XVI-XVII вв.

2.Что вы знаете о проникновении европейцев в Китай? Какой была цель европейцев?

3.Составьте план доклада "Крестьянская война XVII в. в Китае ".

4.При которых условий доступилася к власти династия Цин?

5.Составьте таблицу "Развитие культуры в Китае" по схеме:

Отрасль культуры

Виднейшие   достижения

 

 

 

6.Сравните развитие ремесел и науки в Китае и известных вам странах Европы. Сделайте выводы.

7.Охарактеризуйте развитие изобразительного искусства в Китае. Каким был вклад Китая в мировой культуры?

8.Почему Бабур сумел достаточно легко овладеть Индией?

9.Какую внутреннюю политику проводил шах Акбар?

10.Назовите причины религиозной реформы Акбара.

11.Что обусловило упадок империи Великих Моголов?

12.Какая система управления существовала в этой империи?

13.Определите особенности развития ремесла и торговли в Индии в те времена.

14.Что притягивало европейцев в Индию?

15.Которые последствия для Индии имело открытие пути к ней европейцами?

16.Которые достижения индийской культуры во времена империи Великих Моголов вы знаете?

17.Сравните развитие Индии и Китая в XVI-XVII вв.

 

Запомните даты:

1526 - Основания государства Великих Моголов в Индии.

1644 - Начало правления маньчжурской династии Цин в Китае.

 

 

 

Окончание

Прошли три столетия мировой истории.  Это была эпоха больших перемен в жизни людей и их мировоззрении. Благодаря великим географическим открытиям границы мира, известного европейцам, значительно расширились. Новые торговые, политические, культурные связи пролегли через океаны, соединяя континенты.

Возникли новые религиозные направления, которые иначе, чем раньше, определяли место церкви в обществе, отношения человека с Богом и ответственность человека за свою судьбу. Такие вероучения были необходимыми для формирования новоевропейской цивилизации.

Экономической основой новой цивилизации стали капиталистические общественные отношения. Она потянула за собой изменения и в структуре общества. Человека начали уважать не столько за его происхождения, сколько за предприимчивость, трудолюбие, знания. Формировался новый тип - человек, который стремился узнать обо всем сама, своим умом, которая принимала сомнению неопровержимые истины и авторитеты. Эта жажда познания вселенной стала толчком к большим научным открытиям, совершенных в раннее новое время. Вследствие этих открытий человечество убедилось в возможности познания мира и его законов. Человек начал верить в силу науки. Так формировалась важнейшая предпосылка будущего развития человечества - вера в науку как силу, познает законы мира и способствует техническому прогрессу. Потребности производства и развитие науки стимулировали прогресс в развитии орудий труда. Ручные орудия труда заменялись машинными. Ремесленную мастерскую заступила сперва мануфактура, а затем фабрика. Новые общественные отношения постепенно утвердились и в сельском хозяйстве.

Изменилась и политическая карта мира. Возникли новые государства. Карта Европы стала больше напоминать современную. В Европе появились новые национальные государства, граждане которых осознавали себя французами, испанцами, австрийцами, англичанами и т.д., а не просто жителями городов и сел. Для руководства этими государствами правители создавали специальные учреждения, проводили реформы управления. Там, где большинство народа желала изменить государственный строй и свою жизнь, вспыхнули первые революции. Это тоже было одним из признаков нового времени - народ сам начал решать, как ему жить.

Темпы развития стран Запада и Востока начали различаться. На Западе формировалась новая цивилизация, которую впоследствии назовут индустриальной. В странах Востока сохранялись традиционные общества.

Правда, большинство населения, по-прежнему жила в деревнях, работал на земле. Однако промышленная революция очень быстро все изменила. Формирование индустриальной цивилизации стало основным содержанием следующего периода мировой истории.

 

Планы-схемы для самостоятельной работы учащегося с учебником и дополнительной литературой

1. Как написать реферат?

1.Уважно разберитесь, на какую тему следует подготовить реферат.

2.Вивчить литературу по этой теме.

3.Визначте, в какой последовательности будете освещать. Составьте план реферата.

4.Реферат пишется по следующему плану:

во вступлении вы объясняете важность и актуальность темы. Обращаете внимание на то, что и как будете описывать;

в основной части раскрываете содержание реферата;

в окончании формулируете главные итоги и выводы, к которым вы пришли;

конце реферата указывается список литературы, которую вы использовали.

2. Как составить исторический портрет?

1. Как происходило становление личности исторического деятеля?

1.1. Где и когда он родился?

1.2. Где и в каких условиях жил, рос, воспитывался?

1.3. Как формировались его взгляды?

2. Личные качества и черты характера.

2.1. Как личные качества деятеля влияли на его деятельность?

2.2. Какие из его личных качеств вам нравятся, а какие нет?

3. Деятельность исторического деятеля.

3.1. Охарактеризуйте основные дела его жизни.

3.2. Каковы успехи и неудачи были в его делах?

3.3. Какие слои населения поддерживали его деятельность, а какие нет, и почему?

3.4. Кто был его друзьями, а кто врагами, и почему?

3.5. Какими были последствия его деятельности:

а) для современников;

б) для потомков.

3.6. За что человечество помнит этого человека?

4. Каково ваше личное отношение к исторического деятеля?

4.1. Какие чувства вызывает у вас его деятельность?

4.2. Как вы относитесь к средствам и методам его деятельности? Обоснуйте свою позицию.

3. Как составить тезисы?

(Тезисы - Кратко сформулированы основные положения статьи, лекции, сообщения, доклады.)

1.Прочитайте текст, положения которого необходимо сдать.

2.Передилить его на логически завершенные части и дайте им название, т.е. составьте план.

3.Знайдить в тексте основные положения, которые дают ответ на вопрос плана.

4. Как сравнивать различные оценки исторических явлений?

1.Определите сущность каждой оценки исторического события или явления.

2.Спробуйте выяснить, на что опирался автор, давая эту оценку, и определите объективность его выводов.

3.Проанализуйте приведенные аргументы и логику приведенных доказательств.

4.Зробить свой выбор в пользу одной из приведенных оценок и объясните, почему вы сделали именно такой выбор.

5. Как составить сообщение?

1.Прочитайте в учебнике материал, к которому вы составляете сообщения.

2.Прогляньте литературу, по которой вы будете его готовить.

3.Складить план своего рассказа.

4.За планом запишите содержание сообщения или сложите его тезисы.

5.Подумайте над тем, какой иллюстративный материал целесообразно использовать.

6.Пид время выступления с сообщением не забывайте о выразительность и правильность своего языка.

6. Как работать с историческим документом?

1.С 'Уточните происхождения документа.

1.1. Кто его автор?

1.2. При каких исторических обстоятельствах он появился?

1.3. Что представляет собой документ по содержанию и форме (описание исторического события современником, оценка события историком, законодательный акт и т.п.).

2.С 'Уточните, какая задача в документ необходимо выполнить и что для этого нужно.

2.1. Если документ должен углубить ваши знания о каком историческое явление, событие или личность, - вспомните, что вам уже известно об этом.

3.Прочитайте текст документа, определите значение понятий и терминов, содержащиеся в нем.

4.Спробуйте выполнить задание. Если вы не можете это сделать, определите, что вам мешает.

4.1. Обратите внимание на то, как сформулированы задачи; возможно, вы не поняли поставленной задачи.

4.2. Прочитайте внимательно и медленно документ еще раз, обращая внимание на содержание отдельных предложений.

 

Словарь-справочник

Абсолютизм - Форма государственного правления, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. В Московском государстве А. существовал в форме самодержавия.

Абсолютная монархия - Форма государственного правления, при которой монарх наделен неограниченной властью.

Аграрная революция (Переворот) - Изменения в сельском хозяйстве, основным содержанием которых является установление капиталистических производственных отношений. Вследствие А. году в сельском хозяйстве происходит переход от натурального до товарного производства; мелкие крестьянские хозяйства ликвидируются, земля сосредотачивается в крупных землевладельцев; вводится наемный труд.

Агрессия - Вооруженное нападение одного или нескольких государств с целью захвата новых территорий.

Англиканская церковь - Церковь, возникшая в Англии в XVI в. вследствие Реформации. Председателем А. ц. был король. Все католические догматы и обряды сохранялись, земли и ценности монастырей конфисковывались и переходили в собственность короля.

Бояре - Высшее сословие феодального общества в Московском государстве. В X - XVII в. Б. - вассалы (зависимые люди) великого князя, а впоследствии - царя. Они были полными хозяевами в своих вотчинах (наследственных владениях) и имели своих вассалов. В XVI в. при Иване IV влияние и значение боярской знати в государстве значительно уменьшились, усилилось значение дворянства. В XVII в. Б. превратились на высших должностных лиц, назначаемых царем.

Буддизм - Одна из трех мировых религий (наряду с исламом і христианством). Основные положения Б.: жизнь - это страдание; чтобы избежать страданий, надо отказаться от всех желаний и достичь полного успокоения - нирваны.

Буржуазия - Первоначальное название горожан в противовес высшим сословиям феодального общества (дворянству и духовенству). В период становления капитализма превратилась в господствующую социальную прослойку. Владеет основными средствами производства, эксплуатирует наемную рабочую силу.

Производственные отношения - Общественные отношения, возникающие между людьми в процессе материального производства.

Возрождение - Эпоха в развитии культуры стран Западной и Центральной Европы. Характеризовалась распространением идеалов гуманизма, подъемом общественно-политической и культурной движений.

Гезы - Прозвище, которым испанцы наделили нидерландских дворян, которые с 1565 стали в оппозицию к испанским властям. Погодя это название распространилась на всех тех, кто боролся против испанцев.

Гражданская война - Организованная вооруженная борьба за власть внутри государства между различными социальными слоями.

Гугеноты - Сторонники кальвинистской веры во Франции.

Гуманизм - Течение в западноевропейской культуре эпохи Возрождения, направленная на утверждение уважения к достоинству и уму человека, его права на счастье в жизни, свободное выражение естественных чувств и способностей.

Дворянство - Привилегированная часть общества, землевладельцы.

Декларация - Документ, официальное заявление, где провозглашаются основные принципы внешней и внутренней политики государства или программные положения партий и организаций.

Демократия - Форма политической системы общества, построенная на признании народа как источнику государственной власти. Предусматривает разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви, выборы органов государственной власти.

Десятина - Десятая часть доходов, которую получала церковь с населения.

Диктатура - Неограниченная власть в государстве лица, группы лиц, общественного слоя, что опирающейся на прямое насилие.

Династия - Ряд монархов того же рода, которые заступают друг друга на троне способом наследования.

Догмат - Основные положения, которые следует воспринимать как неоспоримую истину и выполнять.

Духовенство - Служители культа; часть общества, представители которой осуществляют религиозные обряды и службы. Д. обычно объединенное в особую иерархическую сообщество.

Эксплуатация - Присвоение экономическими или внеэкономическими методами чужих результатов труда.

Экспорт - Вывоз за пределы страны товаров, ценных бумаг, капиталов.

Ересь - Религиозное течение, враждебное господствующей церкви; отклонения от официального вероучения.

Еретик - В христианстве человек, отступила от догм церкви; последователь ереси.

Импорт - Ввоз в страну товаров, ценных бумаг, капиталов.

"Индекс запрещенных книг " - Перечень запрещенных книг, составленный по поручению папы римского. Содержал произведения литературы, научные работы, а также имена отдельных авторов, которые выступали против католической церкви. Последний "И. с. к. "был издан 1948

Индустриализация - Процесс создания крупного или просто машинного производства во всех отраслях народного хозяйства, прежде всего в промышленности.

Индустриальное общество - Общество, в котором завершен процесс создание большой, технически развитой промышленности (как основы и ведущего сектора экономики) и соответствующих социальных и политических структур.

Инквизиция - Судебно-следственная организация, созданная католической церковью в XI в. для борьбы против ереси. Борьба церкви против ересей превратилась в расправы над передовыми мыслителями и учеными.

Интервенция - Вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства или к ее взаимоотношений с третьими государствами. И. бывает военной, политической, экономической и дипломатической.

Ислам - Одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и христианством). Основные положения И.: вера в единого бога Аллаха и его пророка Мухаммеда, учение о полной зависимости всего существующего от воли Аллаха.

Кальвинистская церковь - Одно из направлений протестантской церкви, возникший в Швейцарии в XVI в. В отличие от католической церкви, К. с. осуждает расточительство, отстаивает бережливость, не признает бедность как признак святости, требует добросовестного труда ради накопления богатства. Кальвинисты, как и католики, преследовали и уничтожали своих врагов.

Капитал - Термин, которым стали называть в период становления капитализма деньги, которые предприниматели вкладывали в развитие своего производства с целью получения прибыли.

Капитализм - Общественно-экономический строй, при котором основными общественными слоями становятся буржуазия и наемные работники, Основные средства производства находятся в частной собственности буржуазии, использующей наемную рабочую силу.

Капиталистическое предприятие - Предприятие, базирующееся на частной собственности на средства производства, эксплуатации наемных работников.

Каравелла - Быстрый легкий парусник, его изобрели португальцы в XV в. К. имела три мачты с прямыми и косыми парусами, что позволяло двигаться по любого ветра и совершать дальние путешествия.

Кардинал - В католической церкви духовное лицо, по иерархии выше епископа, но ниже папы римского.

Католицизм - Один из главных (наряду с православием и протестантизмом) Направлений в христианстве. Возник после разделения христианской церкви 1054 на католическую (западную) и православную (восточную). Основные особенности: признание того, что Святой Дух исходит не только от Бога Отца, но и от Бога Сына, вера в существование чистилища (Кроме ада и рая), в непогрешимости папы римского как наместника Бога на земле.

Коалиция - Соглашение между государствами о ведении совместных действий.

Колония - Территория или страна, лишенная независимости и находится под властью другого государства - метрополии.

Конкистадоры - Участники испанских захватнических походов, которые отправлялись в Америку после ее открытия с целью захвата этих земель и порабощения местного населения.

Конституция - Основной закон, закрепляющий общественное и государственное устройство страны, порядок образования органов власти, основные права и обязанности граждан.

Курфюрсты - Князья-избиратели в Священной Римской империи германской нации, по которым было закреплено право избрания императора.

Лютеранская церковь - Одно из направлений протестантской церкви, возникшего в Германии в XVI в. во времена Реформации. В основе Л. ц. лежит учение Мартина Лютера - отрицание папской власти, икон, пышных обрядов сокращение количества религиозных праздников.

Магнат - Крупный землевладелец.

Мануфактура - Форма промышленного производства, характеризующаяся разделением труда между наемными работниками и использованием ручного труда. М. предшествовала возникновению фабрик и заводов.

Меркантилизм - Экономическая политика периода становления капитализма, Которая проявлялась в активном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь. Крылья в себе протекционизм.

Метрополия - Страна, обладающая колониями.

Монархия - Форма государственного правления, при которой высшая государственная власть полностью (Абсолютная, неограниченная М.) или частично (ограниченная М.) принадлежит одному лицу - монарху.

Наемные работники - Общественная прослойка, которая, не имея иных средств к существованию, кроме собственного труда, работает на владельца, обладающий основными средствами производства.

Нация - Стойка социально-этническая общность людей, характеризующаяся общей территорией, культурой, языком, традициями, прочными экономическими связями.

Оккупация - Временное захвата территории другого государства.

Оппозиция - Противопоставление одних взглядов или действий в политике другим.

Опричнина - Система мероприятий (репрессии, казни, конфискация земель), что осуществлялись в Московском государстве в XVI в. царем Иваном IV в целях укрепления царской власти, для борьбы с оппозицией, остатками удельного сепаратизма.

Образованный абсолютизм - Политика, осуществляемая в XVIII в. в некоторых европейских монархических государствах. Ее содержанием было уничтожение или преобразования "сверху" наиболее устаревших феодальных порядков. Монархи, осуществляли эту политику, изображали свое правление как союз королей и философов.

Парламент - Высший выборный законодательный орган, в котором осуществляется представительство основных активных групп населения страны.

Патриарх - Глава православной церкви.

Православие - Один из главных (наряду с католицизмом и протестантизмом) Направлений в христианстве. Возникло после разделения христианской церкви 1054 на католическую (западную) и православную (восточную) церкви. Основные особенности: признание того, что Дух Святой исходит только от Бога Отца, вера в ад и рай.

Президент - Глава государства с республиканской формой правления или исполнительной власти в этом государстве.

Промышленная революция (переворот) - Процесс в развитии производительных сил общества, при котором происходит переход от мануфактурного к машинному производству.

Просвещение - Широкая идейное течение, отражала антифеодальные, антиабсолютистских настроения образованной части населения во второй половине XVII-XVIII вв. Представители этого течения (ученые, философы, писатели) считали целью общества человеческое счастье, путь к которому - переустройство общества в соответствии с ума, были сторонниками теории естественного права.

Протекторат - Форма зависимости одного государства от другого или общества от какой лица, когда все основные вопросы общественно-политической жизни решает протектор.

Протекционизм - Экономическая политика государства, направленная на защиту национальной экономики, содействие развитию собственной промышленности и торговли.

Протестантизм - Один из главных (наряду с католицизмом и православием) Направлений в христианстве. Возник вследствие Реформации в XVI в. Выразил стремление буржуазного общества к упрощению религиозного культа ("дешевая церковь"). Основными формами проявления П. были лютеранская, кальвинистская и англиканская церкви.

Пуритане - Последователи кальвинизма в XVI - XVII вв. в Англии, требовавших очистки англиканской церкви от старых католических обрядов.

Революция - Коренной переворот в жизни общества, способе производства, науке.

Республика - Форма государственного правления, при которой источником власти признается народ, органы государственной власти избираются на определенный срок, а государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную ветви.

Реставрация политическая - Восстановление старого, свергнутого общественного устройства, династии или религии.

Реформа - Постепенное превращение, улучшение чего-либо.

Реформация - Общественно-политическое движение в странах Западной и Центральной Европы в XVI века, направленное против католической церкви.

Террор - Осуществление внесудебной расправы с противниками через насилие.

Товар - Продукт труда, производится не для собственного потребления, а на продажу.

Уния - Объединение, союз. В. может быть государственной, персональной, религиозной.

Учредительное собрание - Представительное собрание, которое созывается с целью разработки и принятия конституции, нового общественного строя.

Фабрика - Промышленное предприятие, основанное на использовании системы машин; форма крупного машинного производства.

Фермеры - Категория предпринимателей в сельском хозяйстве. Ф. - это владельцы или арендаторы земельных угодий, которые ведут свое хозяйство семейными средствами или с использованием наемной рабочей силы.

Христианство - Одна из трех мировых религий. Возникло в I в. н. е. в восточных провинциях Римской империи (в Палестине). Главное в Х. - учение о богочеловека - Иисуса Христа, принявшего страдания и смерть ради искупления первородного греха. Постепенно у Х. отличилось три направления: католицизм, православие, протестантизм.

Цивилизация - Общность людей, которая в течение определенного времени (зарождение, развитие, гибель или преобразования) охватывает отдельную территорию, имеет устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике и культуре, общие духовные стоимости и идеалы, ментальность.

Шляхта - Общественное состояние, основным занятием которого была военная служба, за что шляхтичи получали землю и различные льготы.

Шовинизм - Крайняя форма национализма, проповедь национальной исключительности, противопоставление интересов одной нации всем остальным.

<< § 32. Османская империя. Персия

Copyright © 2011 Apycom jQuery Menus