§ 32. Османская империя. Персия (учебник)

§ 32. Османская империя. Персия

Вспомните:

1. Которые захват осуществили турки-османы в ХV века?

2. Кто такие янычары?

 

1. Войны Османской империи

XVI в. было временем крупнейшей военной и политической мощи Османской империи. В первой половине XVI в. она присоединила к своим владениям значительные территории на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Осуществлено это было султаном Селимом И Грозным (1512-1520 гг.)

 

Фигура в истории

Селим родился 1470 Он был чрезвычайно честолюбивым человеком. Однажды заявил, что хочет, как Александр Македонский, покорить весь мир. Чтобы занять престол, он заставил отца отречься, а затем, прежде чем его старшие братья успели оправиться, захватил первенство. Впоследствии он приказал их убить. Жестокость Селима I ужасала и врагов, и друзей. Во время войны против иранского шаха он приказал истребить 40 000 человек, единственной виной которых была верность шаху.

 

В победоносной войне против Ирана Селим I завоевал страны Закавказья - Азербайджан, часть Армении, Грузии, Дагестан и Курдистан. После этого начал завоевание Сирии и Египта. Присоединив их земли к своей империи, он провозгласил себя халифом - главой всех мусульман. Своему сыну Сулейману I он завещал объединить завоеванные земли и сделать их неотъемлемой частью империи.

Периодом наивысшего расцвета Османской империи считают правления Сулеймана I Пышного(1520-1566 гг.) Он был, пожалуй, самым мощным из турецких султанов за все время существования Османской империи.

Рис. Сулейман I Пышный

 

Фигура в истории

Сулейман был единственным сыном Селима I, и его еще юношей стали привлекать к участию в решении государственных дел. Одним из главных направлений деятельности Сулеймана I стали войны с целью подчинения стран Ближнего Востока, Восточной Европы и побережья Средиземного моря. Сулейман I прославился еще и тем, что создал великий флот. Турецкие корабли в XVI в. плавали всеми морями и океанами, достигая даже берегов Индии.

При ведении войн за покорение стран Европы Сулейман I проявил себя не только выдающимся полководцем, но и человеком, прекрасно ориентировалась в сложностях европейской политики и противоречиях христианского мира. Христианство как религия не вызвало интереса Сулеймана I, но он прекрасно понимал большую пользу от религиозного раскола в Европе. Главной преградой на пути к покорению Европы была Габсбургская империя, поэтому султан стал всячески поддерживать ее религиозных врагов - протестантов. В Венгрии, например, он способствовал распространению кальвинизма. Такое отношение к протестантам стало причиной того, что сторонники протестантства смотрели на Сулеймана И как на своего защитника.

 

Сулейман И многие внимание уделял развитию своего государства. При нем был упорядочен законодательство империи. Главной особенностью законов Османской империи оставался разделение граждан государства на две группы с разными правами и обязанностями - Мусульман и немусульман. Уважая законодательную деятельность султана, народ называл его уважительно "Канун" ("законодатель"). Огромным был вклад Сулеймана I и в развитие культуры, при нем достигла уровня намного высокого, чем в большинстве стран тогдашней Европы.

Огромное влияние на Сулеймана I, по свидетельствам современников, оказывала его жена Роксолана, по преданию - украинский, захваченная в плен татарами. Таинственную Роксолану не раз изображали в исторических произведениях писатели (один из самых известных произведений - роман П. Загребельного "Роксолана").

Сулейман I погиб 1566 во время осады крепости в Венгрии. После этого в Османской империи начался длительный период упадка.

Во времена правления Сулеймана I Великолепного турки-османы проникли в Центральную Европу. Одной из первых его побед стало взятие Белграда - города, который в течение длительного времени сдерживало продвижение турок в Европу. После этого турецкие войска двинулись в Венгрию, где в битве под Могачем (1526 г.) разгромили чешско-венгерское войско. Во время битвы погиб молодой венгерский король. После этой победы турецкое войско опустошило страну. Венгрию было переделена между Австрийской и Османской империями.

В 1529 г. Сулейман I окружил столицу Австрии Вену. Его войско десять раз превышало силы защитников. Над Европой нависла угроза нашествия, которого она не знала от времен гуннов. Однако Вена выстоял благодаря помощи польского короля, в войске которого были и украинские казаки. Зима, приближалась, заставила турок снять осаду.

Рис. Осада турками Вены

 

Благодаря завоевательным войнам было создано мощную и агрессивную Османскую империю, владения которой лежали в трех частях света - Европе, Азии и Африке.

После поражения под Веной османы стали считать Австрию своим главным врагом и в борьбе против ней применяли любые средства - от дипломатических до военных. Так, Османская империя заключила союз с Францией против австрийских Габсбургов. Этот союз показал, что османы стали инструментом в европейской борьбе, а не угрозой для Европы. Наконец, о том, что они уже не представляли реальной угрозы для Европы, свидетельствовали поражение турецкого флота в битве при Лепанто (1571 г.) и неудачи в войнах против Венеции, Австрии и Польши.

Впрочем, турецкие султаны продолжали вести изнурительные войны. Непосредственным следствием войн, которые требовали больших средств, было ухудшение внутреннего положения империи. В результате военных поражений сократилось поступление добычи, дани с захваченных земель, рабов. Турецкое правительство увеличило налоги с населения империи. В ответ на это в 1591-1628 гг по стране прокатилась волна крестьянских восстаний.

С тех пор султанам приходилось не только вести войны за новые земли, но и "успокаивать" крестьян внутри империи. Как выразился один из турецких политических деятелей XVII века, Османское государство "... создан саблей и только саблей она может воздерживаться ". Кризис империи сделалась всеобъемлющей. Ее проявлением стало уменьшение турецкой армии. В правление Сулеймана I Великолепного она составляла 200 тыс. воинов, а в конце XVII в. - Всего 20 тыс. Турция значительно ослабла и по сравнению с ее главными противниками - странами Восточной и Центральной Европы. В большинстве этих стран формировались рыночные отношения, сложились новые общественные слои. В Турции предпосылок для этого не было, и она оказалась на обочине новой Европы.

Самым большим поражением османов в ХVII в. стал поход султана Мохаммеда IV со 100-тысячной армией в Австрию. Попытка захватить Вену после двухмесячной осады кончилась полной катастрофой: 12 сентября 1683 турецкую армию наголову разбили объединенные силы поляков и украинских казаков под командованием польского короля Яна Собеского. К стыду поражения турецкой армии добавилась позор за того, что в этой битве турки потеряли свой символ - флаг Пророка. В конце XVII в. Османская империя еще сохраняла огромные владения на трех континентах, но потеря их оставалась для ослабленной империи делом времени.

 

2. Борьба народов против турецких завоевателей

Во время вторжения турки совершали страшные опустошения. Для удержания захваченных территорий большие города превращались в сильно укрепленные крепости, а на лучшие земли переселяли турок. Всех мужчин-немусульман облагали подушным налогом. Кроме того, они выполняли повинности на строительстве дорог, крепостей, мостов. Им запрещалось ездить верхом, носить оружие, строить здания выше, чем у турок. Османская империя только силой оружия держала в повиновении завоеванные народы, которые вели против нее вооруженную борьбу.

В Болгарии и Сербии распространился Гайдуцкий движение.Гайдуки нападали на турецких чиновников, солдат, сжигали и вырезали мусульманские поселения. Скрывались гайдуки в горах, лесах и соседних странах. Их действия не имели бы успеха без поддержки христианского населения, считало их народными героями. Впрочем, бесстрашные в битвах гайдуки нередко проявляли чрезмерную жестокость, оказывали грабежи и насилия.

Христианская церковь поддерживала и освящала народные восстания против турецкого порабощения, но без поддержки европейских государств они терпели поражения.

Несмотря тяжелое угнетение, славянские народы сохранили свои культуру, обычаи, язык. Борьба порабощенных народов подрывала мощь Османской империи и ослабляла ее натиск на Европу.

 

3. Экономическое и социально-политическое положение государства

Османская империя была, как считают историки, "единственной военной державой средневековья". Ее государственное устройство и административная структура, закреплялась в сборниках законов султана Сулеймана I (их было 21) были подчинены потребностям войны. Провинции делились на округа, их правители осуществляли как гражданские, так и военные функции, они возглавляли ополчение сипахов и местные гарнизоны янычар.

Каждый ополченец (Сипахи) получал в пользование землю и за это должен принимать участие в военных походах. В мирное время он имел проживать только в своем округе, где исполнял полицейские функции и обязанности сборщика налогов. Сипахи получали материальное обеспечение за счет государственного налога с населения, размер которого было четко регламентировано. В будущем, с упадком Османской империи и разорением крестьян, сипахи уже не могли выполнять военные обязанности.

Чиновники центрального аппарата также получали за службу землю - большие владения, их запрещалось передавать по наследству. Чтобы сохранить имущество, они передавали свою землю в владение мусульманским религиозным учреждениям (в вакф). Эта практика отрицательно сказалась на владениях султана и соответственно - на его казны, ибо церковь, которая не платила налогов, владела третью всех земель империи.

В конце XVI в. к Османской империи докатилась волна "революции цен", которая спровоцировала финансовый кризис. Этот кризис сильнее всего ударил по сипахи, которые составляли основу военно-административной системы. С упадком ополчения выросла роль янычар. Но такое войско требовало больших средств, которых уже не было. Единственным, что спасало Османскую империю от большого кризиса, оставались завоевательные войны. С прекращением завоеваний неизбежным послужил и упадок империи, начавшийся с середины XVII в. Она оказалась под властью слабых и неразумных султанов, постепенно превращаясь в объект посягательств других государств.

 

4. Развитие турецкой культуры

Турецкая культура в XVI - XVII вв. развивалась под влиянием ислама. Религиозные нормы ислама запрещали получать светское образование (все школы в Османской империи существовали только при мечетях). Коран не позволял художникам изображать людей и животных, так нарисованный образ будто мог потребовать для себя душу. Но несмотря на эти и другие запреты, в Османской империи появились и интересные научные работы, и литературные произведения, и очень хорошие памятники архитектуры и изобразительного искусства.

В развитии тогдашней турецкой культуры можно выделить два периода: от второй половины XV в. до конца XVI в. - Подъем, а в XVII веке, как и в Османской империи в целом, - упадок.

Подъем турецкой культуры нашло отражение прежде всего в развитии литературы и изобразительного искусства. Особой популярностью пользовалась поэзия. Вторую половину XVI и XVII вв. считали "золотым веком" турецкой поэзии. Блестящим поэтом того времени был Мояла Махмуд, известный под псевдонимом Абдуль Баки. Распространенным направлением в поэзии того времени стало прославление радостей окружающей жизни. Ильяс Ревани в своих произведениях восхвалял достоинства легкой и беззаботной жизни, быт и нравы жителей Стамбула, радости любви. Во времена упадка Османской империи получил распространение сатирический жанр. Представители этого направления высмеивали жизни господствующих слоев империи, которые бездумно способствовали ее упадка. В произведениях поэтов, писавших для султана и его приближенных, больше внимания уделялось изысканности формы, чем содержанию стихотворений. Один из представителей дворцовой поэзии Ахмед Недим все свое творчество посвятил воспеванию султана и его двора, придворных пиров, прогулок и "бесед за халвой" в Саадабадському дворце.

В турецкой прозе времена расцвета империи получили распространение небольшие рассказы, анекдоты, улыбки, составленные писателем лями. В сборнике лями впервые поместил рассказы о хожу Насреддина. Этот сельский имам с его острыми шутками, соединенными с добрым народным юмором, стал в будущем известным во всем мире.

Научных достижений было намного меньше. Прежде всего, это объяснялось низким уровнем развития образования и господством ислама над образованием и наукой. В XVI в. наиболее известными учеными были Евлия Челеби и Хаджи Халиф. Ученый и путешественник Евлия Челеби написал "Книгу странствий", в которой изложил свои впечатления от многих стран Европы, Азии и Африки. Хаджи Халиф создал труд "Зеркало мира", где, опираясь на арабские и европейские источники, описал устройстве Вселенной.

Значительного расцвета достигла в XVI в. турецкая архитектура. Султан Сулейман I уделял много внимания возведению новых мечетей, больниц, крепостей, мостов, караван-сараев и других зданий в столице своей империи. Он старался, как говорили современники, превратить византийский Константинополь в Стамбул - настоящее сердце Османской империи. Развитие турецкой архитектуры в то время был связан с деятельностью Коджа Симань - Греческого архитектора на службе у турецкого султана. За свою удивительно долгую жизнь (1490-1588) он построил 360 сооружений. Самыми известными среди них стали мечети Шахзад и Сулеймание в Стамбуле, мечеть Селима в Эдирне и др.

В Стамбуле было построено немало славных бань, которые стали неотъемлемой частью жизни турецкой столицы. Турки использовали бани как места встреч и отдыха, где можно было провести несколько часов с друзьями по традиционному кружкой кофе.

Большое внимание уделялось внешнему виду зданий. Дворцы, мечети, бани и другие общественные здания украшались сложным орнаментом, вырезанным по дереву и камня. Запрет изображать животных и людей заставляла художников создавать сложные орнаменты из геометрических фигур и растений.

Во времена упадка империи турецкая культура значительными достижениями не отличалась.

 

5. Персидское царство

История Персии схожа с историей Османской империи. Это могущественная держава, которая в конце ХVII в. фактически прекратила свое продвижение. Во главе государства стоял шах, которому уплачивался налог подданными с земли и скота. Однако этот подать было трудно собирать, ибо треть населения вела кочевой образ жизни. Оседлое население занималось земледелием. Наиболее развитыми были районы, где существовала система ирргации. Высокого мастерства достигли персидские ремесленники, которые обеднувалися в цеха. В Персии также традиционно была развита торговля.

В 1502-1736 гг в Персии правила династия Сефевидов.

 

Интересно знать

Свое название династия ведет от шейха Сефи ад-Дина, Который основал монашеский орден Сефевийя (умеренные шииты). Это был один из орденов, существовавших среди суннитов и шиитов. Ордена имели строгую организацию, члены ордена были фанатично преданы своему шейху, который считался святым. В ХV ст. шейхи ордена владели землями в Азербайджане, большинство членов ордена были тюркские кочевые племена. Это делало Ордын достаточно воинственным. Члены ордена стали носить особую чалму с 12 красными полосами, которые символизировали 12 святых имамов, за что получили название кызылбашей (Красноголовые). В 1499 г. орден начал завоевательные войны. Сначала он покорил весь Азербайджан, а впоследствии покорил Тебриз, где шейх Исмаил был провозглашен шахом Персии. Создание государственных образований монашиським орденом было неодиночным вищем в исламском мире в Средние века. Однако в Персии состоялось сочетание традиционного административного аппарата, который существовал на этих землях со времен Персидской империи Ахеменидов, со структурами монашеских ордена кочевников, превратило Персию на стабильную и мощную державу.

 

Первый шах новой династии Исмаил (1502-1524 гг) и его преемники за короткое время покорили кроме Азербайджана и Ирана, части Армении, Ирака, Туркменистана и Афганистан. Быстрому распространению власти Сефевидов способствовало то, что они не нарушали традиционные исламские формы правления и сбора налога. Даже сократили налог с урожая и городов до 1 / 6. Однако власти в государстве больше держалась на авторитете шаха чем на единстве страны и любые просчеты правителей приводили к войлок отделению частей государства. В 80-е годы  ХVI в. государство Сефевидов оказалась в крайне сложном положении. Народные восстания ослабили власть шаха, чем сразу скористалиися враги: Османская империяа захватила Ширван и Азербайджан; узбекские ханы Бухары - часть Хорасана и Герат; Великих Могола - большую часть Афганистана. К внешним проблем добавился экономический кризис: фактически прекратилось движение по караванным путям, была разрушена оросительная система,  ремесленники разорялись, населения бежало из насижених городов и т.д.

Выход из трудного положения нашел шах Аббас И (1587-1629 гг), который впоследствии получил прозвищу Великий. Сташа правителем в 17 лет, он быстро избавился от своих опекунов и сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Подавив восстание и прекратив мижусобици, Аббас И сосредоточил свои усилия на решении внешнеполитических проблем. В 1587-1588 годах он одержал важную победу над узбекский ханами Бухары, в 1590 г. - заключил невыгодный мир с турками, но это решение`вязала ему руки для проведения внутренних реформ. Целью этих реформ было укрепление централизованной власти. Так, был сформирован розгплужений аппарат управления, создано регулярную армию, которая была вооружена ружьями и пушками, проведен финансовую реформу, в частности некоторые важные города и столица Исфахан, были освобождены от налогов, а в целом налоги стали значительно меньше. Способствовал развитию ремесла и торговли (торговля шелком стала государственной монополией. Проведенные реформы укрепили власть шаха и позволили взяться за решение`Обязательства внешнеполитических проблем. В результате трех войн с турками, он восстановил власть над втрачинимы по договору 1590 территориями, видвоював в Великих Моголов  Афганистан, с помощью английской Ост-Индской компании выбил португальцев по важному транзитного порта в устье Персидского залива Ормуз. Поддерживал дипломатические связи`контакты с многими европейскими государствами, направлял в Италию на учебу иранских мастеров. Именно за Аббаса И Сефевидський Иран достиг вершины своего могущества.

Преемники Аббаса И оказались не такими удачными правителями. В начале ХVIII в. внутренние неурядицы и поражения от внешних врагов вновь поставили Иран в затруднительное положение. Страна потеряла значительные владения на пользу Турции и России, афганские племена даже захватили столицу страны. Однако полководец Надир-хан сумел нанести поражение всем врагам и восстановить Персию в прежних границах. Став шахом, Надир(1736-1747 гг) продолжил завоевания и присоединил большую часть Закавказья, а среднеазиатские ханы признали свою вассальную зависимость. Наиболее удачным был поход Надир-шаха против Великих Моголов в 1739 г. Он захватил Дели и вывез в свои владение неслыханные богатства. Награбленное позволило сократить налоги, построить крупные военные предприятия, восстановить систему ИРРИГАЦИИ, развить торговлю. По его правления в Иране царила веротерпимость (сам шах был суннитом, а большинство иранцев придерживались шиизма). Все эти позитивные меры были перечеркнуты действиями шаха в последние годы жизни. С годами у него развилась подозрительность, он стал дробь`заполнить. После серии поражений, он снова увеличил налоги, и даже стал собирать те, которые не платились за введенными льготами. Любое которые выступления жестоко подавлялись. Он подозревал всех в заговоре и даже хотел уничтожить всех своих родственников. Как следствие зрело недовольство, возник заговор, шаха был убит. После смерти Надира Иран распался на пять воргуючих ханст. Наконец в 1758 Карим-хан восстановил единство страны, провел реформы по восстановлению хозяйства. Но шахом себя не провозглашал. Во внешней политике он принял курс на ограничение отношений со странами Европы, не желая повторить судьбу Индии. После его смерти снова началась междоусобица, которая завершилась установлением новой Каджарськои династии в 1796 г.

 

6. Культура Персии

Культура Персии ХVІ-ХVIII в. развивалась в межан исламской культуры, сохраняя персидские традиции. Наивысшего уровня развития достигла в период правления шаха Аббаса И. Наглядным воплощением рзвитку культуры той сутки есть столица Аббаса И Исфахан, где проживало 600 тыс. чел. При строительстве старый город не трогали, а рядом построили новый город за четким планом. В нем насчитывалось 162 мечети, 49 медресе - визжи религиозные школы, 273 общественных бань, центральный крытый рынок и множество караван-сараев и лавок торговцев. Через весь город проходил проспект Чарбаг (сад), который имел ширину 58 метров и длину 5 киломентрив. Город был застроен величественными дворцовых ансамблями. Особенно выделялась Шахская площадь Майдане Накши Джахан (образ Вселенной) (500 метров в длину) с двумя мечетями и дворцом Али-Капу. Не менее изысканными были мосты через реку Заендеруд. Эти строения сохранились по настоящее день и принадлежат к лучшим свитовоих архитектурных образцов.

Особенно славилась Персия произведениями своих ремесленников: персидские ткани, а особенно ковры, оружие и посуда являются примерами художественного вкуса. Все эти произведения шли на экспорт, особенно они ценились в Европе. Иранские мастера даже научились подделывать китайские парцеляну.

Высокого уровня достигло изобразительное искусство. Величественные сооружения украшались мозайки, плиткой, фресками, ризбою по алебастра и дереву. Иранские миниатюры ХVVII в. относятся к лучшим зразкив мировой художественной классики. Наиболее известными авторами миниатюр были Бехзад, Реза Аббаси, Султан Махмуд.

 

Интересно знать

Художники Запада и Востока имели разные вкусы. В то время как европейских мастеров интересовало точное восстановление сразу, пейзажа, то мастера Востока искали высшее гармонию в сочетании красок, линий, самой композиции. Мусульманин ожидал от картины не правду жизни, а неземную красоту. Все что изображено не имеет естественной схожести. Вместе с тем в иранской миниатюре все что изображено  имеет символическое значение. Символизма превращает картину на образный стих.

 

Самым известным произведением миниатюр стала всемирно "Тахнаспово Шахнаме". Величественная поэма была переписана под руководством Бехзад лучшими калиграфистамы и украшенный 250 миниатюрами для сына Исмаил-хана Тахмаспа. С ХVII в. мниатюры становятся самостоятельным жанром искусства не пов`связанным с литературным произведением. Именно миниатюры стали высшим достижением культуры Сефевидського Ирана.

Важными центрами культур были города Герат, Тебриз и Исфахан. Они также были центрами переписывания рукописных книг. Большой славой пользовались каллиграфы Султан Али и Мир-Али. В 1641 г. Исфахане была открыта первая типография, ее открыл армянин Якоб Ян. Ему удалось напечатать ряд христианских богослужебных книг на армянском языке.

Продолжалось и развитие литературы. На персидском языке традиционно писалась поэзия. Создавались произведения, описывающие правления того или иного шаха.

 

Документы. Факты. Комментарии

Анекдоты о Ходже Насреддине

1. "Проповедь в мечети". То Насреддин, сошедшее на кафедру для проповеди, сказал: "Верующие, знаете ли вы, что я хочу вам сказать?" Ему ответили: "Нет, не знаем". Тогда ходжа сказал следующее: "Если вы не знаете, так что мне вам говорить? "С этими словами он сошел с кафедры и пошел своей дорогой. Когда в следующий раз он снова взошел на кафедру и предложил то же вопрос, община ему ответила: "Знаем". "Ну, когда вы знаете, то зачем мне говорить ". Ответил и ушел. Община, потрясенная, решила, что если ходжа взойдет снова, ответит: "Одни из нас знают, а другие - нет".

Поднявшись какого раза в кафедру снова, ходжа, по обыкновению, обратился со своим вопросом. Ему ответили, как договорились. Ходжа, сохраняя спокойствие, воскликнул: "Отлично! Пусть те, что знают, расскажут тем, кто не знает ".

2. Хожу пригласили на званый обед. Он надел поношенное платье, и никто не обратил на него внимания. Тогда ходжа вернулся домой, переоделся в пышный одежда, сверху надел еще и шубу и вернулся. Хожу с уважением встретили и посадили за стол для почетных гостей. Показывая на вкусные блюда, хозяин обратился к Ходже: "Пожалуйста, ходжа, попробуйте! " А ходжа, подсунув до еды шубу, ответил: "Прошу, шубка!" "Что ты делаешь, ходжа? ", - удивились гости. "Раз уважение шубе, пусть шуба и ест!", - объявил ходжа.

 

Подумайте:

Какие черты, присущи человеческой натуре, высмеиваются в анекдотах?

 

Вопросы и задачи

1. Охарактеризуйте войны Османской империи в XVI - XVII вв. и их роль в развитии государства.

2. Определите два периода в войнах Османской империи. Как они связаны между собой?

3. Охарактеризуйте экономическое и политическое положение Османской империи в XVI-XVII вв.

4. Расскажите о борьбе угнетенных народов против турецких завоевателей. Какое значение имела эта борьба для Османской империи и стран Европы?

5. Расскажите о развитии турецкой культуры.

6. Составьте таблицу "Достижения турецкой культуры XVI-XVII вв." по схеме:

Отрасль культуры

Главные   достижения

 

 

7. Как была образована государство Сефевидов?

8. Какие реформы были проведены Аббасом И? Каков их результат?

9. Почему Иране периоды подъема сменялись периодами упадка?

10. Чем прославился Надир-хан?

11. Какие новые архитектурные черты имела збудова столица Сефевидов Исфахан?

12. Как Вы думаете, почему шах Исмаил в случае опасностей прятал в пещере мастера Бехзад?

13. Определите основные черты персидськои миниатюры?

 

Запомните даты

1502-1736 гг  - правления в Персии династии Сефевидов

1526 г. - битва при Могачем, захват турками Венгрии

1529 г. - осада Вены

1571 г. - Битва при Лепанто.

1620-1621 гг - Хотинская война

1683 г. - Разгром турецкой армии под Веной.