§ 31. Особенности развития цивилизаций Востока

Тема ІX. СХІДНЫЙ МИР

 

§ 31. Особенности развития цивилизаций Востока

Вспомните:

1. Которые основные религии Востока вы знаете? В каких странах они доминируют?

2. С какой цивилизацией Востока европейцам пришлось вести изнурительную борьбу?

 

1. Цивилизации Востока

Под термином "Восток" в исторической науке принято понимать общества не только Азии, но и Африки и Океании. В этом разделе вы ознакомитесь с типичными цивилизациями Востока, которые фактически определяли, и продолжал определяют, его имидж. В розгляданого периоде ученые выделяют три основных цивилизации Востока: ближневосточно-мусульманскую, индийско-южноазиатский и китайско-дальневосточную (Принимаются и другие названия). Они во многом отличаются, но имеют и общие черты, что дает позволяет утверждать, что они причастны к восточной модели развития общества. Всем им присущ феномен власти государственной бюрократии как над непосредственно подчиненными ей крестьянскими общинами, так и над частными владельцами (Торговцы, ростовщики, ремесленники). Государственную структуру возглавляет правитель, власть которого данная ему от Бога и освященная религией. Этот феномен определял почти все особенности цивилизаций Востока. Такое государство не имела внутреннего противоречия, приводило ее стабильность. Единственным противовесом государства-собственника могла стать только частная собственность, но она полностью повиновалась государстве.

Проникновение европейцев на Восток после великих географических открытий и начало формирования колониальных империй стали внешним вторжением частной собственности, разрушала отношения, традиционно сложились. Но в то время, что мы рассматриваем, европейцы еще только искали подходов к проникновению на Восток, к его богатств. По высокоценные и желанные для европейцев пряности и другие товары (посуда, шелк и др.) Европа вынуждена была платить золотом и серебром, что викачувалось с Латинской Америки, а не собственными товарами,  которых Восток не нуждался. Перелом в этой торговле наступил лишь в XIX в. Тем время Восток жил самодостаточным жизнью, а по доходам на душу населения опережал Запад. Так, 1800 г. доход на душу населения в Китае в ценах 1960 равнялся $ 228, тогда как в Западной Европе - $ 213.

 

2. Государство - верховный собственник

Во всех государствах Востока система хозяйствования была организована по следующей схеме. Каждый, кто обрабатывал землю, имел гарантированное право и обязанность обрабатывать ее и использовать для ведения хозяйства все необходимые ресурсы: воду, пастбища, лес и т.д. Вместе право владеть и распоряжаться землей и ее ресурсами находилось в руках оторванного от производства аппарата власти. Признавая власть государственного аппарата, производители (община крестьян) платила в различной форме (отработка, часть урожая) избыточный продукт. Этот своеобразный налог затем распределялся для удержания властных структур. Следовательно, тот, кто обладал властью в государстве, должен доступ к распределению производимых продуктов. Получив, он становился их владельцем. Поэтому мы говорим, что особенностью восточной цивилизации было наличие власти владельца.

Мощь и могущество государства зависели от силы власти и эффективности работы механизма государства (Чиновников), а в конечном итоге - от регулярности объема налогов. Своей очередь, объем налогов зависел от эффективности сельского хозяйства и производительности труда ремесленников. Здесь начинал действовать обратный механизм: государство была заинтересована в содействии развитию сельского хозяйства и ремесла. Поэтому труд индийского или китайского крестьянина была продуктивной, чем работа крестьянина европейского. Любое ослабление власти приводило к распаду великих держав и нарушение традиционного образа жизни, чего люди больше не хотят. Такое негативное влияние на описанную систему оказывало превышения порога реально возможной уплаты налогов. Такое случалось или когда правители ставили перед собой нереальные цели, подрывая ресурсы государства (завоевательные походы, грандиозное строительство), или в случае ослабления властных структур, что приводило к злоупотреблениям со стороны сборщиков налогов, крупных собственников. Тогда крестьяне поднимались на борьбу, которая иногда выливалась в длительные крестьянские войны (Особенно в Китае), с целью восстановить традиционную систему.

 

3. Сельская община - самая низкая звено общества Востока

Характерной особенностью цивилизаций было сохранение сельской общины как основы общественно-государственной организации.

Община обычно состояла из жителей одной деревни. Большинство деревень напоминали друг на друга: в центре находился храм, вокруг - дома селян. Каждая община пользовалась протяжении веков определенными землями, лесом, пастбищами и т. д. Размеры участков каждой семьи или члена общины через определенное время менялись в зависимости от количества родственников или трудоспособных. Это обеспечивало примерно равен материальное положение членов общины. Кроме крестьян, к обществу входили ремесленники, удовлетворяли потребности общины в ремесленных изделиях. На их содержание выделялась определенная часть урожая. Во главе общины стоял староста, которого избирали или назначали.

Наиболее прочными и сильны были индийские общины с полностью натуральным хозяйством. Уровень самоорганизации в них был настолько высоким, что с изменением государства, власти и т. др. они оставались незыблемыми, а государство даже не делала попыток вмешиваться в их жизнь.

Итак, сельская община была той основой восточной цивилизации, которая делала ее стабильной, консервативной и такой, что мало подвергалась внешним воздействиям.

 

4. Частная собственность

Полный контроль государства над общественной жизнью не исключал существования частной собственности, но, в отличие от Европы, она играла второстепенную роль. Частной собственности  было определено четкое место в государственной структуре. Частный собственник обслуживал в основном внешнюю и транзитную торговлю. Он мог иметь огромное имущество, но его неприкосновенность и целостность не были гарантированными - никогда не правитель мог забрать его у владельца. Единственный более-менее гарантированный способ защитить свою собственность - это получение престижа, т.е. приличной должности в государственной структуре власти. Такая должность обеспечивала и определенное богатство, собственность. Если владелец не принадлежал к государственного аппарата, то он старался вложить свои богатства в землю, хоть она и не приносила дохода и тоже не было гарантий неприкосновенности. Потому владение землей - Это престиж. Все теперь зависело от того, как исправно он платить налоги из земли, которой владеет. Государству, наконец, было безразлично, кто будет платить налог - Крестьянин или крупный землевладелец. Но одной лишь земли для престижа недостаточно. Следовало иметь солидный дом, слуг, рабов, устраивать выезды.

Рост числа собственников земли и размеры их владений были ограниченными из-за опасности нарушения стабильности в государстве.

Крестьяне, которые становились арендаторами, платили владельцу налог значительно больший, чем тот, который они платили бы непосредственно государству. И когда владельцы переступали грань, обеспечивала стабильность, государство ограничивало их произвола, отдавая землю непосредственно крестьянам, а в случае ослабления государственной власти мощное крестьянское восстание восстанавливало прежний порядок.

Отсутствие внутреннего рынка предопределяла и отсутствие товарного производства в имениях владельцев. В государствах Востока не возникало потребности в создании плантаций, обособлении барской земли, на которую сгонялись бы крестьяне для отработки. Владелец считал лучше передать землю в аренду крестьянам мелкими участками.

 

5. Города Востока

Города Востока существенно отличались от европейских. Своим существованием они были обязаны правителям и торговли. Большинство городов были резиденциями правителей, религиозными центрами или лежали на перекрестках торговых путей. У европейцев сложилось представление о сказочных богатствах городов Востока. Обслуживание двора правителя, крупного чиновника и т. д. потребовало значительного количества слуг, ремесленников, торговцев. Все они обычно селились вокруг его дворца. Ремесленники, которые обслуживали потребности правителя, изготовляли вещи, которыми простые люди почти не пользовались: украшения, дорогую посуду, ткани, оружие и под. За свой труд ремесленники получали продукты питания, собранные с крестьян в виде налогов, либо деньги. В городах также находились дома, склады, магазины купцов. Их товары (преимущественно престижного потребления) покупали или вельможи, или иностранные купцы. Именно благодаря сосредоточению в городах производства и продажи престижных товаров у европейцев сложилось впечатление о богатствах Востока. В городах не производились вещи, бывшие в употреблении крестьян, - их изготовляли ремесленники в сельских общинах.

Квитучисть такого города зависела от правителя, который в нем жил. Когда правитель менял свое место жительства, город упадок, а иногда вообще прекращало существование.

 

6. Состояния

Как и в Европе, общества Востока разделялись на сословия. Но эта сословная структура была пестрой и запутанной. Так, социальные группы различались в зависимости от вхождения в определенной звена в структуре власти, формы деятельности, способа получения средств к существования (земледельцы, ремесленники, администраторы-чиновники, жрецы, воины). Такие социальные группы были замкнутыми и наследственными. Но это не означало, что человек не могла изменить свой род занятий и занять другой общественный ступень. Также общество делилось по юридическому статусу на полноправных, неполноправных и бесправных (рабов).

На два упомянутые общественные разделения накладывался еще один - система имущественного неравенства. Каждая из вышеперечисленных социальных слоев (состояний) имела своих богатых и бедных. Богатство было присуще только полноправным. К полеводов принадлежали как крестьяне, так и крупные землевладельцы; к ремесленников - как мелкие сельские ремесленники, так и владельцы мастерских и мануфактур; к чиновникам - как мелкие сборщики налогов, так и приближенные к императору чиновники, и т. д.

Итак, традиционные социальные слои, юридический статус, имущественное положение не совпадали и представляли собой сложную, запутанную социальную структуру. Наиболее привилегированными на Востоке были состояния, причастны к государственному управлению, причем количество и качество привилегий росла по мере приближения к лицу верховного правителя.

 

7. Роль религии на Востоке

Религия на Востоке играла огромную роль. Она санкционировала и освящала политическую власть, способствовала обожествлению правителя, превращению его в месячный символ, делала общество единым целым, способствовала формированию национальных черт характера. Религия освящала консервативные традиции, скрепляла, как цемент, государственный механизм и социальную структуру. Но различные религиозные системы делали это по-разному.

Так, в Китае религия энергично освящала политическую власть, что способствовало сохранению последней течение нескольких тысячелетий. В Индии, наоборот, религия была равнодушной к государства, приводило непрочность политической власти и частой смене государств, а вот относительно структуры общества она была активной и сохранила ее до наших дней. Для стран исламского мира религия стала связующим фактором формирования единой исламской цивилизации.

 

Вопросы и задачи

1.Выясните особенности цивилизаций Востока.

2.В чем сущность феномена власти как собственности?

3.Какую роль играло государство в цивилизациях Востока?

4.Почему община стала основой цивилизаций Востока?

5.Назовите особенности индийской общины.

6.Чем выделялась частная собственность на Востоке? Какую роль она играла?

7.Какие отличия между городами Европы и Востока?

8.Охарактеризуйте социальную структуру восточных обществ.

9.Которые общественные слои пользовались привилегиями?

10.Какова роль религии в цивилизациях Востока?

 

<< § 30. Война за независимость (1775-1783 гг.) Создание США § 32. Османская империя. Персия >>

Copyright © 2011 Apycom jQuery Menus