§ 19. Московское государство в XVII в.

§ 19. Московское государство в XVII в.

Вспомните:

1.Какими были последствия политики Ивана IV Грозного для Московского государства?

2.Какими были основные черты сословной монархии в странах Западной Европы?

3.Что такое самодержавие? На кого оно опиралось?

 

1. Начало Смуты

В начале XVI в. Московское государство охватила тяжелая кризис, вошедший в историю какСмутное время (1598-1613 гг.) Тогда Московское государство находилось на грани гибели, и лишь благодаря решительным действиям русского народа она выстояла.

После смерти Ивана IV престол занял неразумен его сын Федор(1584-1598 гг.) Он не мог управлять государством, и постепенно вся власть сосредоточилась в руках боярина Бориса Годунова, на сестре которого царь Федор был женат. Продолжая политику Ивана IV, Годунов сурово расправился с вражескими ему представителями боярской знати, опираясь при этом на широкие круги дворянства.

 

Фигура в истории

Честолюбивый и умный политик, Борис Годунов течение 10 лет возглавлял правительство царя Федора. Он достиг значительных успехов в укреплении международного авторитета Московской государства. Годунов заключил 15-летнее перемирие с Польшей, заставил крымского хана заключить мирное соглашение с Московией. В результате успешной войны против Швеции Московия получила выход в Балтийское море. Основано 1584 г. на севере, в устье реки Двины город Архангельск стал центром торговли Московского государства с Англией и Голландией. Дипломатические успехи были связаны прежде всего с личностью Годунова. Он достал неплохую для своего времени образование, владел несколькими иностранными языками, имел лучшую в Москве библиотеку. Его стремлением было превратить Московию в европейское государство. Но этого он так и не достиг.

 

В 1591 г. за невыясненных обстоятельствах в Угличе умер наследник московского престола, последний сын Ивана IV царевич Дмитрий. По официальному сообщению царевич под время игры упал на нож и закололся. Однако ходили слухи, что он был убит по приказу Бориса Годунова. В 1598 г. умер царь Федор. Он не имел потомков, и с его смертью прекратилась древняя династия Рюриковичей в Московском государстве. Начался первый период Смуты - сутки династической кризиса (1598-1605 гг.) В истории любой монархии это очень опасное время. Благодаря поддержке дворянства новым царем на земском соборе был избран Борис Годунов (1598-1605 гг.) Он занимался развитием ремесла и торговли, развернул строительство новых городов в Поволжье. Однако его плодотворная деятельность сошла на нет, когда во время голода 1601-1603 гг власть не смогла изменить ситуацию к лучшему, хотя и организовала раздачу хлеба голодным.

В те страшные три годы люди ели кору деревьев, кошек, собак, тысячами умирали. Крестьяне толпами убегали от своих хозяев. Из беглых крестьян формировались лихие ватаги, грабившие купцов и дворян. Начались крестьянские восстания. Со всех сторон раздавались обвинения в адрес Годунова, который неожиданно скончался. Тогда Московию охватил второй этап кризиса - социальный (1605-1609 гг.) Рост напряженности в обществе перерастало в гражданскую войну между силами, стремились захватить власть в государстве. Вдруг появился человек, который объявила себя спасенным от смерти сыном Ивана IV Дмитрием. Поскольку, по мнению большинства, он был самозванцем, за ним закрепилось имя Лжедмитрия И.

 

2. От Лжедмитрия I до начала правления Романовых

Неурожаи и голод начала XVIII ст. в сознании большинства населения Московии связывались с династическими проблемами страны, считавшиеся Божьей корой за убийство "законного царя". все это помогало Лжедмитрию И. Победа самозванца была обеспечена, по выражению российского поэта А. Пушкина, "мыслью народной". его поддержали недовольны своим положением крестьяне, казаки, мещане и знать, какую не устраивало правления Годунова.

Лжедмитрий И опирался на помощь польских магнатов, которые надеялись благодаря ему распространить свое влияние на Московию. Собрав в Украине 4-тысячную армию, большую часть которой составляли казаки, он двинулся на Москву. Именно благодаря поддержке запорожских казаков Лжедмитрию I повезло захватить Москву и сесть на престоле под именем царя Дмитрия Ивановича.

 

Фигура в истории

Лжедмитрий I правил почти год (июнь 1605 - май 1606), пользуясь поддержкой не только поляков, но и части русского народа. Первые шаги деятельности нового царя свидетельствовали о том, что он намеревался превратить Московию в страну европейского толка. Под страхом смерти он запретил брать взятки, а вместе повысил плату государственным служащим. Ежедневно, удивляя всех, участвовал в работе Боярской думы. Лжедмитрий I заботился о том, чтобы дать народу образование, убеждал бояр в необходимости посещать европейские страны и отсылать их детей учиться за границу. Он говорил, что в Москве необходимо открыть университет, устраивал диспуты между католическим и православным духовенством. Действительно, то была необычна для Московского государства человек. Кем же он был в действительности? Известно, что накануне своего венчания на царство Лжедмитрий I встретился с матерью царевича Димитрия и она признала в нем своего сына. Возможно, тем, кто сбросил царя Дмитрия, было выгодно изображать его обыкновенным самозванцем, который захватил царский престол.

 

Недовольные правлением нового царя бояре во главе с Василием Шуйским составили заговор. В ночь на 16 мая 1606 они тайно выпустили из московских тюрем уголовников преступников и раздали им оружие. Вследствие бунта Лжедмитрия I был убит.

На земском соборе новым царем избрали боярина Василия Шуйского (1601-1610 гг.) Однако он не только не сумел прекратить гражданской войны, а своими действиями усугубил ситуацию в стране. Недовольные политикой Шуйского казаки, дворяне и крестьяне объединились вокруг "воеводы царевича Димитрия " Ивана Болотникова,который двинулся с отрядами на Москву. Повстанцы попытались захватить город, но потерпели поражение. Шуйский жестоко расправился с ними. Сотни повстанцев утоплено; самого Болотникова сначала ослепили, а затем утопили.

Еще не закончилась борьба Шуйского против повстанцев, как на Брянщине появился молодой человек, который заявил, что он является царем Дмитрием и чудом спасся от заговорщиков в Москве. Кем был новый самозванец, неизвестно.

В январе 1608 Лжедмитрий II двинулся на Москву. Московское государство оказалась расколотой: одни территории признавали Василия Шуйского, другие - самозванца. Гражданская война между их сторонниками разгорелась с новой силой. Взять Москву Лжедмитрий II не смог и устроил в московском селе Тушине то вроде второй столицы государства. Царь Василий Шуйский, поняв, что сам самозванца не преодолеет, призвал к Московии шведов. Польский король Сигизмунд III, который в то время воевал против Швеции, увидел в этом усиление своего врага и сам вторгся в Россию. В составе войска Сигизмунда III было 40 тыс. запорожских казаков. В разгроме московских войск Сигизмундом III у Клушина и овладении им престолом казаки сыграли одну из ведущих ролей.

После поражения у Клушина группа бояр составила заговор против Василия Шуйского и заставила его отречься от власти. Ко времени избрания нового царя страной должна была править Боярская дума из семи человек, которую народ назвал «семибоярщина». Впрочем, по некоторым времени бояре решили, что лучше "... государичу (Владиславу, сыну Сигизмунда III. - Авт.) служить, чем от своих холопов битыми быть ". Они подписали об этом соглашение поляками и открыли им врата Москвы. Одновременно с захватом Москвы поляками север страны оккупировали шведы. Перед Московским государством встала угроза потери независимости.

На борьбу против интервентов поднялся народ Московского государства, начался третий период кризиса - национально-освободительное (1610-1613 гг). Создавались отряды народного ополчения. Целью ополченцев было освободить Москву от поляков и восстановить православную монархию. К первому присоединилась большинство дворян и казаков, которые поддерживали раньше Лжедмитрия II. Произошло это вследствие убийства второго самозванца в 1610 г. и распада тушинского войска. Однако первое ополчение своих главных задач не решило, попытки освободить Москву закончились поражением. Осенью 1611 г. по инициативе земского старосты К. Минина и князя Д. Пожарского в Нижнем Новгороде была создана Вторая ополчение. В августе 1612 г. оно подошло к Москве и, сломив сопротивление польских войск, освободило в октябре 1612 г. столицу государства от интервентов.

Итак, за Смуты судьбу Московского государства решил своими решительными действиями ее народ.

 

3. Начало правления династии Романовых

В январе 1613 г. в Москве собрался земский собор - крупнейший за последние годы. Собор сразу вынес решение - никаких иностранных претендентов на московский престол не выбирать.

Наиболее приемлемой для всех кандидатурой стал 16-летний Михаил Федорович Романов, сын митрополита Филарета Романова.

Рис. Михаил Романов

 

Старинный боярский род Романовых был популярным и устраивал многих. Юный возраст царя предусматривал его безгрешность перед богом и неучастие в событиях Смуты. Романовы были сподвижниками молодого царя Ивана Грозного, а во времена Бориса Годунова находились в преодолевала. Поэтому род Романовых не смог высоко подняться в годы Смуты. Наконец, связи Филарета Романова с "тушинцами" и участие в переговорах с Владиславом давали надежду тем, кто также участвовал в этих делах, на то, что царь их не наказывать.

Под при избрании на престол в феврале 1613 р. Михаил Романов (1613-1645 гг.) Дал обязательство не принимать решений без совета с Боярской думой или земским собором. Так началось правление в Московском государстве Романовых, длившееся более 300 лет.

Рис. Избрание на престол Михаила Романова

 

По нового царя территорию Московского государства был окончательно освобожден от интервентов. По Столбовскому миром 1617 Швеция вернула Московском государстве Новгород, но оставила за собой все побережье Финского залива.

В 1618 г. королевич Владислав снова попытался начать войну против Московии. В селе Деулино (около Троице-Сергиева монастыря под Москвой), где его остановили, было подписано перемирие на 14,5 года. Однако, Польша не отказывалась от претензий на престол том, что в 1610 г. Боярская дума заключила соглашение с поляками о избрание Владислава русским царем. Московское государство отдавала Польше Смоленск и Чернигово-Сиверщину.

 

Интересно знать

Во время польско-московской война 1618 г. Речь Посполитая использовала, как и раньше, украинских казаков. Гетман Петр Сагайдачный по просьбе польского короля повел на помощь королевичу Владиславу, который с небольшим войском увяз на просторах Московии, 20-тысячное войско. Под Москвой он вдребезги разбил московское войско. Царь еще раз попытался остановить казаков, послав навстречу бояр со всеми имеющимися силами. Однако те, едва заметив казацкое войско, разбежались кто куда.

Сагайдачный соединился с войсками Владислава и начал готовиться к штурму Москвы. Однако о штурме стало известно противнику. Когда об этом узнал Сагайдачный, он приказал прекратить подготовку к штурму - на длительную осаду хорошо укрепленной крепости в зимние холода казаки сил не имели. Есть и другая версия отказа Сагайдачного от штурма: будто он услышал колокола православных церквей, заплакал и повернул назад. После подписания Деулинского перемирия они вернулись в Украина.

 

Система государственного управления в Московии существенных изменений в XVII в. не претерпела. Все важнейшие вопросы государственной жизни решались в приказах, которых насчитывалось более 80. На них опирался царь в выполнении решений, обсуждаемых с Боярской думой (Совещательным органом при царе из представителей боярской аристократии) и земскими соборами (Центральными общегосударственными сословно-представительными органами). В непосредственном подчинении царя находился только один приказ - Тайных дел. Он существовал "... для того, чтобы царская мысль и дело выполнялись по его желанию, а бояре и думные люди ни о чем не знали ", - писал один из современников царя Алексея Михайловича.

Местную власть в Московском государстве возглавляли воеводы, назначаемые царем из дворян.

 

4. Формирование абсолютизма царя Алексея

Во второй половине XVII ст. в различных сферах политической жизни Московского государства происходили изменения, окончательно свидетельствовали о завершение формирования абсолютной монархии в форме самодержавия. Уже сам титул царя "Божьей Милостью Великий Государь Царь и Великий Князь всея Великия и Малыя Руси Самодержец "подчеркивал происхождение царской власти от Бога и его неограниченный характер. Этим титулом пользовался царь Алексей Михайлович (1645—1676 гг).

Рис. Царь Алексей Михайлович

 

Фигура в истории

Алексей Михайлович - сын Михаила Романова - за свой нрав получил прозвище "тишайшим" (Тихий). Он был одаренным человеком, любил книги. Пытался сам составлять стихи, издал книгу о Соколиную охоту. В его дворце на полном содержании жили старцы, калеки, нищие. Алексей Михайлович был человеком набожным. Каждое утро вставал в 4-й часов и молился, с короткими перерывами на встречу с царицей и боярами, к 10-ти часов утра. Царь был человеком импульсивным, легко гневался, но долго гнева не держал. Его отрицательной чертой было, пожалуй, то, что он легко поддавался постороннему влиянию (Например, патриарха Никона). Не умел и не стремился много работать, был нерешительным, но одновременно чрезвычайно любил власть над людьми. В повседневной жизни величие царской власти подчеркивалась роскошным нарядом, сказочным богатством царских помещений, появлением специальных ритуалов - от принятия послов к царскому умывания.

 

Юридическое закрепление основы абсолютизма нашли в принятом 1649 р. Соборном уложении - Сборнике законов. Его две главы были специально посвящены защите царской власти и наказанием за оскорбление царя.

Свидетельством составление абсолютизма стало и уменьшение значения земских соборов. Земский собор 1653, Что принял решение о присоединении Украины к России, стал последним собором, созванным в полном составе за годы правления Алексея Михайловича. Земские соборы стали уступать Боярской думе, в которой все большую роль играли дворяне. Представителей тех состояний мнению которых желала узнать Боярская дума отныне лишь приглашали на заседание.

 

5. Московское государство и Украины

Важнейшей историческим событием правления царя Алексея Михайловича стало решение о присоединения Украины к Московскому государству. В середине XVII ст. на Украину запылало пламя Национально-освободительной войны против Речи Посполитой. Во время войны на освобожденной территории было создано Украинское казацкое государство "Войско запорожское". Гетман Богдан Хмельницкий, который возглавлял ее, налаживал во время войны отношения с соседними государствами, искал помощи в борьбе с Речью Посполитой. Неоднократно обращался гетман за помощью к Московии, однако в государстве московского царя было много своих проблем. Ее сотрясали народные восстания, не хватало денег на начатую царем реорганизацию войска. Алексей Михайлович понимал, что помощь Украине будет означать войну с Речью Посполитой, с которой в 1634 г. Москва подписала договор о "вечном мире". Но постепенно идея объединения двух государств становилась все реальнее. Земский собор, который состоялся 1 октября 1653 г. в Москве, постановил начать войну против Польши и принял решение: "Войско запорожское с городами и землями принять под свою государеву высокую руку ". Через несколько дней для подписания договора из Москвы в Украину выехало посольство во главе с боярином Василием Бутурлиным.

8 января 1654 г. в городе Переяславе состоялась рада, на которой большинство участников свое отношение к союзу с Московией выразило так: "Желаем под царя восточного, православного ". После этого Бутурлин передал Хмельницкому царскую грамоту о взятие Украине под "монаршую" руку с обещанием защищать ее от врагов. Украинский шли на эту сделку с искренней верой в то, что Украина сохранит завоеванную в освободительной войне государственность.

Однако, как показали последующие события, подписывая договор, каждая из сторон вкладывала в него свой смысл: московский царь считал, что Украина становится зависимой от него, Украинская же рассчитывали на широкую государственную автономию, близкую к независимости. Основной целью войны с Польшей, которую начала после этих событий Московская государство, было возвращение земель, утраченных в Смутное время. На Украину было отправлено лишь вспомогательные силы, тогда как главная армия во главе с царем летом 1654 начала осаду Смоленска; его получили через два месяца.

Вследствие войны с Польшей Московское государство вернула земли, захваченные поляками в период Смуты. Для Украины Андрусовское перемирия 1667 г. стало катастрофой: ее был расчленен Речью Посполитой и Московией. Война, начатая московским царем будто во имя освобождения православного украинского народа, завершилась разделом Украине.

 

6. Реформа Никона. Церковный раскол

По Смуты авторитет церкви значительно уменьшился. Большинство духовенства понимала необходимость реформы церковной жизни, однако среди пастырей церкви не было единства. Споры о вере и обряды стали предпосылкой церковного раскола.

В 1652 г. новым патриархом был избран Никона, личного друга царя. Никон начал реформирования московской церкви. Необходимость этой реформы была связана с тем, что, присоединив Украины, московский царь в будущем рассчитывал объединить под своей властью все остальные православные народы Восточной Европы и Балкан. Для создания такой империи необходима была религиозное единство. Однако московские обряды значительно отличались от распространенных во всем православном мире. Никон пришел к выводу, что московской церкви следует поучиться у более образованных киевских и греческих монахов.

По приказу патриарха начали исправлять богослужебные книги по греческим оригиналам, а погодя внесли изменения и в обряды. Выяснив различия московского обряда греческим, Никон решительно стал на сторону греков и своим единоличным решением приказал всем верующим креститься тремя перстами (а не двумя, как было в Московии), так так крестились греки. Было также сокращено обряды крещения и покаяния, запрещено иконы, написанные не в византийском, а в западноевропейском стиле.

Никон осуществлял изменения спешке, самовластно, требовал от всех немедленно отказаться от старых обрядов. Старомосковской обряды патриарх принимал в насмешку, забывая о тактичность и уважение, а это еще больше обижало сторонников старых традиций.

Немало московских духовных лиц выступило против нововведений. Тех, кто поддерживал старые обряды, возглавил протопоп Аввакум. Его сторонники образовали "старообрядческих" направление в православной церкви. За призывами протопопа Аввакума тысячи людей бежали в лесов, образовывали там старообрядческую общины, чтобы жить в старой своей вере.

Между тем, в разгаре борьбы, патриарх Никон стал делать то, что вызвало все больше недовольство царя: предъявлял претензии на высшую духовную власть, которой светская имела повиноваться, приказал называть себя "великим государем", а в решениях Боярской думы стало появляться следующее: "Патриарх указал, а бояре приговорили". Согласиться с этим властолюбивый Алексей Михайлович не мог. Началась изнурительная борьба царя с патриархом. Восемь лет понадобилось Алексею Михайловичу для того, чтобы лишить Никона сана патриарха. В 1666 г. по решению церковного собора, в котором приняли участие и восточные патриархи, Никона отправили простым монахом в Ферапонтова монастыря. Главным защитником церковной реформы было провозглашено царя, а всех противников реформы предан анафеме и отдано на суд. В 1682 г., после долгих лет страданий, лидера "старообрядцев" протопопа Аввакума сожгли на костре.

Результате борьбы, развернувшейся между светской и духовной властью во второй половине XVII в. в Московском государстве, царская власть сохранила и подтвердила свой абсолютный характер.

 

Интересно знать

Восстание под предводительством Степана Разина. Все эти изменения происходили на фоне обострения борьбы между различными слоями населения Московского государства. С целью навести порядок в государстве 1649 г. было принято Соборное уложение. Почти тысяча статей этого сборника законов регламентирующих все сферы государственной жизни. Уложения окончательно превратило крестьян в крепостных, позволило бессрочно искать беглых крестьян и возвращать их хозяевам. Однако покоя новые законы не принесли. Во второй половине XVII в. в Московской государстве произошла крупнейшая за всю ее историю количество восстаний крестьян и мещан.

Превращены в крепостных крестьяне бежали на Дон, к казакам. Донские казаки были свободными людьми, несли пограничную службу. Правительство Московской государства старался не конфликтовать с ними. По обычаю тех времен с Дона беглых не выдавали. Именно здесь началось крупнейшее в истории Московского государства XVII в. восстание (1667-1671 гг), получившее название "бунт Стеньки Разина".

Степан Разин (1630-1671) был средним ростом, широкоплечим, отважным, но и жестоким. Среди товарищей пользовался уважением. Под руководством С. Разина в 1662-1663 гг казаки принимали участие в походе против турок и крымских татар. Поход был очень удачным, казаки вернулись на Дон с богатыми трофеями и пленными, восхваляя перед всеми своего атамана. В 1665 г. царский воевода князь Ю. Долгорукий повесил старшего брата Разина - Ивана за самовольный уход с казаками на Дон во время войны против Речи Посполитой. Это событие, а также попытки царской власти отобрать у казаков их давние вольности, способствовали тому, что мятежный за характером С. Разин начал борьбу против царской власти.

Рис. Степан Разин

 

В мае 1667 Степан Разин, несмотря на требование царя "прекратить воровства", двинулся в очередной грабительский поход. Отряд разинцев ограбил на Волге купеческий караван и освободил ссыльных, следовавших с ним. Зато царское правительство выслал большое войско во главе с воеводой И. Прозоровским. Разинцы сумели избежать столкновения с правительственными войсками, овладели Яицкой крепостью, где и перезимовали. Тогда же в Степана Разина присоединилось множество людей, Услышали о его отвагу и удачу. С новым большим войском атаман в 1668-1669 гг совершил успешный поход на владения иранского шаха.

В августе 1669 флотилия Разина с богатыми трофеями вернулась в Астрахань. Чтобы астраханский воевода Прозоровский позволил ему вернуться на Дон, атаман схитрил - признал свою вину, отдал часть захваченных пушек и пленных.

В мае 1670 Разин призвал к новому походу - на этот раз увольнять простой народ от боярской неволи. По приказу атамана распространялись "привадливи письма", в которых он заявлял, что воюет против изменников бояр за великого государя. Вместе с разинським войском плыли двое судов: на одном, обтянутом красным бархатом, был неизвестен, выдававший себя за сына царя, на другом, обтянутом черным бархатом, везли чучело, которое символизировало патриарха Никона. Так Разин пытался оказать законности своим действиям, подчеркивая, что идет на Москву восстановить справедливость.

Собрав на Дону Семитысячный войско, он весной 1670 г. отправился в новый поход. Повстанцы захватывали города, убивали бояр, чинили суд над царскими чиновниками и вводили казачий строй. Восстание охватило огромную территорию, но плана дальнейших действий Разин, конечно, не имел. Возможно, он думал, что установит после победы казачье самоуправление, вроде донского ... Между тем царское правительство собрал большую армию.

Решающая битва разинцев против правительственных войск произошла в октября 1670 г. под Симбирском. Повстанцев были разбиты, а самого Разина ранены. С. Разин вернулся на Дон, чтобы собрать новое войско. Всех врагов, попавшихся на его пути, разъяренный поражением атаман приказывал сжигать живьем.

Под Симбирском правительственные войска жестоко расправились над повстанцами. Весь берег был покрыто виселицами, на которых повесили 6 тыс. смельчаков. Казни происходили и в других городах. Лишь в Арзамасе за три месяца были казнены 11 тыс. повстанцев.

На Дону собрать новое войско С. Разин не смог. Казачья старшина 14 апреля 1671 схватила атамана и его брата и выдала их правительственным войскам. Степана заковали в кандалы и повезли на телеге под виселицей в Москву. 4 июня 1671 Разина доставили в Москву, где после двух дней пыток был страчео.

Восстание продолжалось и после казни С. Разина, но постепенно угасало. Имя Разина было даже запрещено упоминать, церковь наложила на него анафему. Однако в памяти народа, в песнях и преданиях память о мятежного атамана сохранилась.

 

7. КультураМосковской государстви

В XVI в. в культуре Московского государства завершился период средневековья и началось становление новой культуры.

В 50-е гг XVI в. в Москве в доме одного из руководителей "Избранной рады" был создана первая типография. Имя печатника этих книг неизвестно, но доказано, что книги семи названий вышли там печатью с 1553 по 1565 Конечно, этих книг не хватало. Поэтому в начале 60-х гг была создана новая государственная типография, которую возглавили Иван Федоров (Федорович) и Петр Мстиславец. 11 сентября 1564 они выпустили первую точно датированную московскую печатную книгу "Апостол". Через год вышла книга "Часовник". Обе книги имели церковно-религиозный смысл, но, несмотря на это, деятельность печатников вызвала недовольство, и прежде всего в церкви, которая считала книгоиздания бесовской делом. И. Федоров и П. Мстиславец вынуждены были покинуть Москву. Книгопечатание после отъезда первопечатников не прекратилось, и за первую половину XVII в. в Московском государстве было выдано более 200 названий книг, преимущественно церковного содержания. Появление печатных книг способствовала распространению образования и научных знаний.

В XVII в. предпринимались попытки создать в Московском государстве постоянно действующий высшее учебное заведение. В Москве 1687 г. было открыто училище, в котором ученые греки братья Лихуды, выпускники Падуанского университета в Италии, преподавали некоторые светские науки (арифметику, риторику и др.). Впоследствии на основе этого училища было создана Славяно-греко-латинскую академию. В трех ее классах около 200 человек изучали греческий и латинский языки, грамматику, геометрию, астрономию, арифметику, богословия, готовясь к духовной и государственной службы. В академии, в частности, получил образование выдающийся ученый Михаил Ломоносов.

В Московии в XVI-XVII вв. идеалы европейского Возрождения распространения не получили. В искусстве развивались традиционные стили, хотя у них появились и некоторые новые черты.

К началу XVI в. Московский Кремль утратил значение военной крепости и превратился в символ царского самодержавия, центр Московского государства. Московский архитектор Бажен Огурцов вместе с английским мастером возвели Спасскую башню Кремля в ее современном виде. Башня стала парадным въездом, на ней установили часы с курантами, которые отражали каждый час.

Вершиной архитектурного искусства, должна была, по замыслу Ивана IV, прославить могущество Московии, стал Покровский собор в Москве на Красной площади, Сооруженный в честь победы над Казанским ханством. Собор, известный под названием храма Василия Блаженного, состоял из девяти отдельных храмов, связанных внутренними переходами. Ни башня этих храмов не повторяет друг друга, но одновременно образует единое целое с другими. Иван IV, по легенде, "Отблагодарил" мастерам тем, что ослепил их, чтобы не построили храм еще лучшего ...

Миловал зрение тогда, милует и ныне храм Вознесения в селе Коломенском под Москвой, построенный в "Шатровой" стиле. 60-метровое каменное шатер храма словно взлетает белыми башнями над высоким берегом Москвы-реки, подтверждая своей непревзойденной красотой величие Божией.

В живописи доминировал иконопись в традициях прошлых веков. Впрочем, святым ликам начали предоставлять рис живых людей - сострадание, скорби.

Новым явлением стало писания "парсун" - портретов. Самым известным автором портретов того времени был художник Симон Ушаков.

Главной тенденцией развития живописи в Московском государстве XVII в. стало его "обмирщение" - приобретения светского характера, хотя церковный влияние оставался господствующим.

 

Документы. Факты. Комментарии

Описание государственного устройства Московии ученым-энциклопедистом Адама Олеария, посетившего ее в 1634-1636 гг

"Что касается российской государственной устройства, то это, как определяют политики, "монархия господства и произвола". Государь, каков царь или великий князь, унаследовавший корону, один руководит всей страной, и все его подданные, как дворяне и князья, так и простолюдины, мещане и крестьяне, является его холопами и рабами, к которым он относится как хозяин к своим слуг ...

Вельможи должны без всякого стыда, кроме того что они ... ставят имена в уменьшенной форме, называть себя рабами и страдать от рабского отношения ...".

 

Подумайте:

1.Которые особенности государственного устройства Московии отметил Олеарий?

2.Чем отличался государственное устройство Московии от западноевропейских государств?

 

 

Вопросы и задачи

1.Расскажите о начале Смуты в Московском государстве.

2. Составьте таблицу "Смутное время в Московском государстве" по схеме:

Период

Хронологические   рамки

Основные события

Результаты   периода

 

 

 

 

 

3. Расскажите о начале правления династии Романовых.

4. Приведите факты, подтверждающие абсолютный характер власти царя Алексея Михайловича.

5. В чем заключается сущность церковной реформы и раскола в середине XVII века?

6. Расскажите о восстании под руководством С. Разина по плану:

а) причины восстания;

б) ход восстания;

в) причины поражения.

7. Каково ваше личное отношение к главарю повстанцев С. Разина?

 

Запомните даты:

1598-1613 гг - Смутное время.

1613 - Избрание царем Михаила Романова; початокдинастии Романовых в Московском государстве.

1667-1671 гг - Восстание под предводительством С. Разина.

 

 

<< § 18. Укрепление Московского царства при Иване IV § 20. Английская революция второй половины XVII в. >>

Copyright © 2011 Apycom jQuery Menus