§ 16. Развитие образования и науки в странах Европы (учебник)

§ 16. Развитие образования и науки в странах Европы

Вспомните:

1. Как развивались научные знания в средние века?

2. Что должно было содействовать развитию научных знаний в новые времена?

 

Развитие научных знаний в XVІ—XVII в. сыграл большую роль в становлении нового общества в европейских странах.XVIИ ст.сталочасом, колибулозроблено решающие шаги в познании человека и законов Вселенной, которые заложили основы нового естествознания. За XVII в. осуществилась настоящая научная революция, которая окончательно изменила средневековую картину мира.

 

1. Развитие медицины и математики

Значительных успехов был достигнут в развитии анатомии. Начали проводиться систематические анатомические вскрытия, что позволило создать новые теории о природе человеческого организма и найти новые методы лечения болезней. Итальянский медик Андреас Везалий (1514-1564) издал 1543 г. фундаментальный труд "О строении человеческого тела". Несмотря на преследования духовной и светской власти, Везалий производил вскрытие человеческих трупов, изучая анатомию человека. После появления его труда за ученым стала следить инквизиция. Его схватили по ложному доносу в разрезе живого человека и приговорили к паломничеству в Палестину, во время которого его корабль разбился. Ученый оказался на пустынном берегу, где и умер от голода. Однако его имя осталось навсегда в истории медицины, как человека, разрушившего возрастные предрассудки о построении человеческого тела и создала современную анатомию.

Испанский ученый Мигель Сервет (1511-1553) открыл кровообращение человека. За смелость научных взглядов и независимость в суждениях его были сожжены в Женеве по приказу Ж. Кальвина.

Кровообращение человека было подтверждено во время анатомических исследований Везалия, а английский врач и анатом Уильям Гарвей (1578-1657) завершил изучение этой функции, создав теорию кровообращения человека. Гарвея считали одним из образованнейших людей своего времени, его открытия стали настоящей революцией в медицине. Впоследствии Гарвей начал исследовать, как зарождается человеческая жизнь. Сущность своих опытов он заключил в высказывании: "Все живое - из яйца". Медицинские светила тогдашней Европы не восприняли его открытий и начали травить и высмеивать талантливого ученого, но он не сдавался. Современники поняли и признали его заслуги лишь в конце его жизнь.

Итальянец Джироламо Фракасторо (1480-1553) исследовал способы распространения инфекций и определил, какие средства необходимы для борьбы против инфекционных заболеваний. Ученый-любитель Антони ван Левенгук (1632-1723) изобрел микроскоп, который позволил ему сделать немало важных открытий. Больше всего среди них было сделано 1674 г., когда он первым исследовал и доказал существование микробов. В капле воды Левенгук открыл целый новый мир.

Вследствие этих открытий были заложены основы нового естествознания.

С конца XVI в. развивались почти все области математики. Приобрела современный вид алгебра. Французский математик Франсуа Вийет (1540-1603) основал буквенные обозначения и заложил основы общей теории уравнений, благодаря чему считается основателем новой алгебры. Еще один французский математик и философ Рене Декарт (1596-1650), установив взаимосвязь между теорией уравнений и геометрией, открыл новую дисциплину - аналитическую геометрию. Основы своей теории он изложил в труде "Рассуждение о методе. Новые методы рассчитывая бесконечно малых величины предложил профессор Болонского университета Кавальери (1591-1647) в работе "Геометрия неделимых". В разработке этого метода значительную роль сыграли также Иоганн Кеплер и Рене Декарт, который ввел в научный оборот термин переменной величины.

 

2. Развитие астрономии

Бурное развитие мореплавания в новые времена способствовал становлению научной астрономии. Именно в астрономии было сделано открытие, что нанесли сокрушительный удар старой системе представлений о строении Вселенной. По этой системе, базировавшейся на взглядах Аристотеля и Птолемея, в центре мира находилась неподвижная Земля, вокруг которой вращались Луна, Солнце и звезды.

Человеком, который своими научными выводами, сделанными из астрономических исследований, доказала ошибочность старой теории, был польский ученый Николай Коперник (1473-1543). Вследствие исследований он пришел к выводу, что Земля вместе с другими планетами вращается вокруг Солнца и вокруг собственной оси, и создал гелиоцентрическую (с Солнцем в центре) систему. Свои взгляды он изложил в знаменитой работе "О вращении небесных тел". Свой труд Коперник создавал протяжении 40 лет и, понимая, какую реакцию она вызовет, боялся напечатать. Книга вышла в свет в день смерти ученого и сопровождалась осторожной предисловием издателя, в которой он представил изложенную в книге теорию как интересную гипотезу. Труд "О вращении небесных тел" была осуждена католической церковью и с 1616 г. вплоть к 1822 г. упоминалась в "Индексе запрещенных книг".

Следующий, причем огромный, шаг в исследовании Вселенной осуществил итальянец Джордано Бруно (1548-1600). В отличие от Коперника, который центром Вселенной считал Солнце, Бруно обосновал идею бесконечности Вселенной, в котором существует множество миров с окремишний солнцами. За распространение этих взглядов он был арестован, провел 8 лет в тюрьме, но так и не отрекся от своих взглядов. По приговору суда инквизиции был обвинен в ереси и сожжен на костре. Все произведения Дж. Бруно был внесен в "Индекс запрещенных книг", где они находились в последнее издание 1948 На месте казни ученого в Риме 1889 был установлен памятник с надписью: "Он поднял голос за свободу мысли для всех народов и за эту свободу пошел на смерть ".

Итальянский ученый Галилео Галилей (1564-1642) сделал телескоп с увеличением в 32 раза и начал с его помощью регулярные исследования. Он убедился в беспредельности звездного пространства, открыл горы на Месяца, пятна на Солнце и спутники, окружающих Юпитер. Все это подтверждало верность теорий Н. Коперника и Дж. Бруно. В 1632 г. он издал труд "Диалоги о двух самых известных системах мира - Птолемеева и Коперниковой", где привел неоспоримые доказательства верности теории Коперника. За эту книгу церковь устроила суд над 70-летним астрономом. После пяти месяцев унижений и допросов Галилей подписал раскаяния. По легенде, после этого он воскликнул: "А все же она вращается! " До конца своих дней Г. Галилей находился под надзором инквизиции, ему запретили писать и издавать его труды. В последние годы жизни он сделал значительные открытия в физике - открыл законы современной механики.

Лишь в 80-90-х гг ХХ в. католическая церковь признала, что осуждение ученых было ошибочным, и согласилась с их взглядами на устройство Вселенной.

Значение открытий, сделанных в XVI-XVII вв. астрономами, заключается в том, что они создали научную теорию строения Вселенной и вторили путь к открытию новых законов природы.

 

3. Демономания. Астрология

Величественные открытия происходили на фоне небывало к тому страхе людей перед проявлениями деяний дьявола. Всевозможные предрассудки в XVI-XVII вв. были сильнее чем любые доказательства. Люди  настолько поверили в это, что началась настоящая охота на тех, у кого он вселился. Все, что нельзя было объяснить считалось делом рук кодунив и ведьм. К этой категории едва не записали половину человечества. Колдуна считали всех, кто хоть чем отличался среди других - от душевнобольных к ярким личностей. Особенно доставалось женщинам, которых считали "сосудами дьявола". Любая старая женщина могла подвергнуться обвинению, что она ведьма. По всей Европе сжигалась невероятное количество ведьм. Как католическая, так и реформаторские церкви, вели настоящую войну против Колдун и ведьм. Конечно мотивы этой борьбы были разными - от страха к пользе.

Такие человеческие страхи подстрекала и тогдашняя наука. Существовало множество "научных" произведений, которые "доказывали" на примерах проявления деяний дьявола. Тщательно описывались признаки колдуна и ведьмы, давались рецепты по противодействию и борьбе с ними. Наиболее распространенным таким "научным" произведением была "демономания" Бодена.

У XVI ст. происходит систематизация и узальнення доработку другой "науки" астрологии. С`является целый ряд работ, чтением которых захоплюалися образованные европейцы. Стремление заглянуть в будущее, предвидеть его во время, когда все менялось и не было спокойствию и стабильности, делало астрологов весьма известными лицами. Не было такого европейского правителя, который бы не держал при себе некоего астролога. Каждое действие правителя согласовывалась или проверялась астрологом. Наиболее известным астрологом тех времен был М. Нострадамус, произведения которого и теперь не оставляют в покое людей, которые в настоящем видят подтверждение его предсказаний.  

 

Документы. Факты. Комментарии

1. Из книги М. Коперника "О вращении небесных тел "

"По сравнению с небом Земля не более точка, или будто определенное количество по сравнению с бесконечным. Невозможно, чтобы Земля представляла собой центр Вселенной. Как! Неизмеримое вращаться 24 часа вокруг ничтожества!

Учитывая огромную отдаленность небесных тел, трудно себе представить, чтобы они могли пройти такое необъятное круг течение 24 часов. И для чего: почему именно беспредельная Вселенная должен вращаться вокруг ничтожно малой Земле?

 

Подумайте:

В чем заключается сущность теории Н. Коперника?

 

2. Выдержка из приговора кардиналов по Галилея

"Так как ты, Галилей, был обвинен в этом суде в том, что считаешь за истину и распространяешь в народе обманчивое учение о то, что Солнце находится в центре мира неподвижно, а Земля движется на оси суточным вращением; в том, что ты имел многочисленных учеников, которым преподавал это учение. Наконец появился на свет твое произведение, письмо к другу твоего предыдущего ученика, где ты, подражая глупости Коперника, развил некоторые положения, противоречащие здравому смыслу и Священному Писанию. Поэтому, желая защитить людей от вреда и искушения, которые выходили из твоего поведения и угрожали чистоте веры .., ученые-богословы постановили:

1. Положение, что Солнце - центр Вселенной и есть неподвижным, есть мнение бессмысленна, философски неверна и крайне еретическая, так как она противоречит Священному Писанию.

2. Положение, что Земля не центр Вселенной и не является неподвижной, является мнением бессмысленной, философски неверной и под богословским углом зрения противоречит духу веры ... "

 

Подумайте:

За что и с опорой на какие доказательства осудила церковь Галилея?

 

Вопросы и задачи

1. Охарактеризуйте виднейшие открытия в медицине и математике. Определите, какое влияние оказали эти открытия на развитие человечества.

2. Докажите, что появление новых взглядов на строение Вселенной была в XVI-XVII вв. НЕ случайной.

3. Сравните строении Вселенной по Птолемею и Коперником. Почему открытие Коперника считают большим?

4. Что нового о строении Вселенной открыл Дж. Бруно?

5. Как Галилей подтвердил и развил взгляды Бруно и Коперника?

6. На примере жизни и деятельности трех крупных астрономов подумайте, в чем у XVI-XVII вв. проявлялась личное мужество человека?