§ 6. Распространение реформационных идей в Европе. Контрреформация (учебник)

§ 6. Распространение реформационных идей в Европе. Контрреформация

Вспомните:

1. Почему христианская церковь была заинтересована в сохранении существующих порядков?

2. Кто такие еретики? Против чего они выступали? Как церковь боролась против еретиков?

 

1. Лютеранство. Аугсбургский мир 1555 г.

Борьба между сторонниками и противниками идей М. Лютера в Германии продолжалась еще 30 лет после окончания Крестьянской войны. Лютеране в Северной Германии реформировали католическую церковь. Главой церкви в каждом княжестве стал князь, отменялись дорогие обряды, почитание икон, богослужение велось на родном языке. Все церковные владения конфисковывались.

У 1529 г. на саседАнні рейхстага в Шпаери католическое большинство провела решения по которым католические церковные службы должны были стать обязательными на территории княжеств и в городах, приверженных лютеранству.

В ответ 5 князей і 14 городов, сторонников лютеранства, составили протест, В котором заявили, что в вопросах веры невозможно подчиняться решению большинства.

. С тех пор приверженцев лютеранской веры стали называть протестантами, А лютеранскую церковь - протестантской.

Борьба затянулась на долгие годы. Решения ее ускорило вмешательство императора Карла V. Он решил воспользоваться противоречиями между католическими и протестантскими князьями для того, чтобы обуздать их.

Угроза потери независимости побудила князей объединиться. Совместное войско отправилось против Карла V и едва не взяла его в плен. Карл V вынужден был согласиться на перемирие. В 1555 г. на имперском рейхстаге в городе Аугсбурге был заключен религиозный мир, по которому признавалось равноправие католиков и протестантов. Право определять религию в своих владениях получили князья, подданные должны придерживаться той веры, которую исповедовал князь, по принципу "Чья власть, того и вера".

Хотя Аугсбургский мир не решил всех проблем, он прекратил споры между католиками и протестантами. Впервые победила идея веротерпимости, что стало одним из проявлений культуры нового времени.

Осознавая полный крушение своих планов и то, что Аугсбургский мир подтвердил фактический распад империи, Карл V отрекся от престола. Австрийские владения, Чехию и часть Венгрии с короной Священной Римской империи он передал брату Фердинанду И (1556-1564 гг), а Испанию, Нидерланды, владения в Италии и испанские колонии в Новом Свете - сыну Филиппу II(1556-1598 гг.)

 

2. Жан Кальвин и Реформация в Швейцарии. Кальвинизм

Среди европейских стран наибольшее распространение, кроме Германии, реформационное движение приобрело в Швейцарии.

События в соседней Германии имели большое влияние на кантоны- Отдельные независимые земли, объединялись в Швейцарский союз. Большинство населения здесь также была недовольна католической церковью, выступала за ограничение ее влияния и секуляризацию владений. Центром реформационного движения стало богатое и цветущий город Женева. Жители города решительно поддержали лютеранских проповедников и заставили католическое духовенство покинуть город. Окончательно победила Реформация в Женеве, когда туда прибыл из Франции, спасаясь от религиозных преследований, француз Жан Кальвин (1509—1564).

 

Рис. Жан Кальвин

 

Фигура в истории

Жан Кальвин стал одной из важнейших фигур европейской истории. Уже более 400 лет его взгляды на руководство страной и мораль влияют на жизнь сотен миллионов людей. Кальвин получил прекрасное образование: после окончания колледжа он изучал право в Орлеанскому университете. Ему было всего восемь лет, когда М. Лютер объявил свои "95 тезисов". Семья, в которой родился Кальвин, была католической, но в юношеские годы он решил стать протестантом. Чтобы избежать преследований, он оставил Париж и поселился в Швейцарии, где принялся изучать теологию. Следствием этого стало то, что вдр. издал труд "Установка в христианской вере", которая сделала его имя известным. В этой книге он в понятной форме изложил свои основные взгляды.

 

В 1541 г. Кальвин поселился в Женеве и оставался религиозным и политическим лидером города вплоть до своей смерти.

 

Рис. Реформация и Контрреформация в Европе

 

Под руководством Кальвина Женева превратилась в центр не только швейцарской, но и европейской Реформации.

Жан Кальвин считал, что судьба каждого человека заранее определена Богом. Только Бог решает, попадет человек в ад или в рай. По своей земной жизни человек должен добросовестно работать, не стремиться комфорта и наслаждений, быть добросовестным и накапливать деньги. Если перед человеком появляется возможность получить прибыль и она не использует ее, это будет большим грехом. Если католицизм считал грехом богатство, то Кальвин, напротив, выдавал его за признак Божьего благословения. Кальвин оправдывал ростовщичество, считал возможным существование рабовладения, которое набирало силы в колониях.

В Европе Женеву стали называть "протестантским Римом", а Кальвина - "женевским папой". Кальвинизм в Швейцарии контролировала все сферы жизни; было запрещено танцы, песни, праздничная одежда, украшения. За любые проступки людей жестоко наказывали. Известно, что по решению Кальвина казнили семилетнего мальчика за то, что он ударил свою мать. Тех жителей Женевы, не желавших подчиняться новым порядкам, лишали гражданских прав и изгонялись из города, даже казнили. Всех потрясла судьба испанского врача-католика Мигеля Сервета (1511-1553). За выступления против католической церкви его преследовала инквизиция, и он надеялся найти спасение в Женеве. Однако Кальвина также не устраивали взгляды Сервета, его привычка брать все под сомнение. "Женевский папа" обвинил Сервета в ереси и приговорил к сожжению на костре.

Несмотря на эти крайности, кальвинизм в целом соответствовал потребностям становления нового общества. Взгляды Кальвина распространились из Женевы в те страны, где начали развиваться рыночные отношения, и стали основой идеологии "делового человека" нового времени.

 

Интересно знать

Учение Кальвина и созданная им церковь имели в мире даже больше сторонников, чем лютеранство. Хотя Северная Германия и страны Скандинавии (Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия) стали преимущественно лютеранским, Швейцария и Нидерланды приняли кальвинизм. Сторонники кальвинизма были также в Польше и Венгрии. Пресвитериане в Шотландии были кальвинистами так же, как гугеноты во Франции и пуритане в Англии. Причем пуритане-эмигранты в дальнейшем имели большое влияние и на борьбу английских колоний в Северной Америке за независимость.

По своей организацией кальвинистская церковь значительно отличалась от католической, лютеранской церквей. Основой кальвинистской церкви были общины, которые сами выбирали своих глав - пресвитеров. Их обязанностью было следить за соблюдением членами общины нравственных принципов кальвинизма. Священников в кальвинистской церкви не было. Проповеди читали пасторы, Которых избирала община из своих наиболее образованных членов. Пресвитеры и пасторы входили в состав консистории, Руководившая всеми делами общины. Время от времени для решения теоретических вопросов кальвинизма собирались съезды пасторов - конгрегации. Благодаря принципам выборности и независимости общин от верховной власти кальвинистская церковь была демократичной за католическую и лютеранскую. Однако постоянное вмешательства руководства общин в жизни их членов нарушало личные права. Ограничивало права верующих и то, что любое отклонение от провозглашенных Кальвином основ считалось недопустимым и жестоко каралось.

 

3. Англиканская церковь

В Англии Реформация состоялась при участии правящих кругов и самого короля. Английские последователи Лютера выдвигали требования конфискации церковных владений, увольнение от власти папы римского и подчинения церкви королю. Осуществление этих требований способствовало бы успешному развитию рыночных отношений, формированию нового общества.

Король Генрих VIII решил поддержать реформаторов еще и потому, что был лично заинтересован в реформе церкви. В 1534 г. английский парламент вывел национальную церковь из-под власти Рима и провозгласил короля ее главой. Все католические догматы и обряды сохранялись. Католические монастыри закрывались, их имущество переходило в собственность королевской казны. Создана церковь получила название англиканской. Такая ограниченность Реформации не удовлетворяла многих, и они вели борьбу за продолжение Реформации.

 

4. Контрреформация. Тридентский собор

В связи с распространением влияния протестантизма католическая церковь начинает собственную реформу и вступает на путь возрождения. Это быласистема мероприятий, которые получили название Контрреформации. Длительный период кризиса 1520-1540 гг вызвал появление в лоне католической церкви реформаторского движения и желание противостоять несправедливости - Последствия разногласий в христианстве и распространение протестантизма. они призвали собрать церковный собор для осуществления преобразований в жизни католической церкви и, одновременно, активнее противодействовать наступлению протестантизма.

Когда вник опасность распространения лютеранских идей в Италии папа Павел III (1534-1549 гг) создает в 1542 г. Конгрегацию верховной инквизиции - Высший апостольский трибунал, Которому поручает бороться с распространением ереси. Со временем она распространила свое влияние почти на все католические государства. Папа призвал ее искоренять малейшие проявления ереси, "... ни в коем случае не действовать мягко, не сомневаться никогда, и если для примера другим потребуется наказать - делать это без колебаний ". С особой жестокостью инквизиция действовала в Испании и Португалии, где все подозреваемые, "остатки лютеран" и "сторонники еразмизму" приговаривались к сожжению.

Следующего года было создан "Индекс запрещенных книг". Содержащиеся в "Индексе ..." книги изымались в книготорговцев и сжигались на площадях, вместе с портретами авторов. Виновным в чтении или сокрытии запрещенных книг грозил суд инквизиции.

Вместе с этим папа поручил совету церковных ученых разработать проект реформы, которая должна укрепить католическую церковь. Утвердить эту реформу должен был церковный собор, собравшийся в городе Триденте. Тридентский собор работал с прервать с 1545 до 1563 г. и получил от Папы полную свободу действий в обсуждении вопросов церковной жизни.

Собор призвал к очищению церкви от недостойных ее членов, продажа индульгенций и церковных должностей было запрещено, По поведением священников установлен строгий надзор. Церковь вернулась к своей главного дела - заботиться о душах людей и помогать бедным; монахи открыли ворота монастырей для больных и нищих, стали предоставлять убежище бездомным и хлеб голодным. По приказу Папы Пия V(1566-1572 гг) было вдвое уменьшено римский двор, введено строгую финансовую отчетность, изгнаны всех взяточников.

Решение собора вдохновили новыми силами сторонников католицизма, но его категорический отказ вести диалог с протестантами способствовала усилению религиозного раскола в Европе.

На Тридентском соборе было также утверждены основные католические догматы, которые и сейчас определяют лицо современного католицизма.

 

5. "Общество Иисуса" (Орден иезуитов)

Особую роль в борьбе против Реформации сыграло "Общество Иисуса", или орден иезуитов (от лат. Jesus - Иисус), созданное испанским дворянином Игнатием Лойолой (1491-1556). Поутвержденному папой в 1540 орден сразу погрузился в бурные события тех времен. Благодаря своим особенностям новый орден стал основным орудием папства в борьбе против реформационного движения.

Рис. Игнатий Лойола

 

Главной особенностью ордена была жесткая дисциплина, царившая среди иезуитов и предусматривала полное подчинение членов ордена их руководителям. Приказы руководителей принадлежало выполнять без колебаний, даже если требовалось совершить смертный грех, и чувствовать себя свободным от ответственности. За поступки подчиненных отвечали только их руководители.

Совершенная организация позволяла ордену действовать чрезвычайно эффективно, в кратчайшие сроки достигать поставленных целей, используя любые методы. Однако орден не был объединением тупых исполнителей, которые автоматически выполняли приказы руководителей. "Общество Иисуса" было орденом интеллектуалов, которые имели прекрасное образование и незаурядные природные способности, которые осознанно предоставили все свои возможности деле возрождения могущества церкви. Достичь своей цели иезуиты пытались, воздействуя на мысли и души людей, а не только способом политических интриг и заговоров. Занятия политикой не были главными в деятельности ордена.

Одним из основных направлений в деятельности ордена была образовательная деятельность. 2 / 3 всех организаций "Общества Иисуса" в XVII-XVIII вв. составляли школы и университеты, а 4 / 5 от общего числа его членов составляли студенты и преподаватели. В своих учебных заведениях иезуиты достигли высокого уровня образования, оказывали основательные знания по предметам, одновременно воспитывая учеников в духе католицизма. Их целью было через влияние на молодежь постепенно изменить отношение в обществе к католической церкви. И действительно, в тех странах, где протестантизм терпел поражение, его победителем был учитель-иезуит.

Не менее влиятельным направлением в деятельности ордена было миссионерство- Проповедь христианства, осуществляемая в самых отдаленных уголках планеты. Созданный в эпоху великих географических открытий по замыслу Лойолы именно как миссионерский, орден только по настоянию папы Павла III занялся европейских дел. Иезуиты-проповедники появлялись в Америке, Индии, Конго, Тибете, Японии. Характерным было то, что они старались не вмешиваться в местные обычаи и традиции, мирно согласовывая их с требованиями христианской религии. Сталкиваясь с фактам грубого нарушения норм христианской морали колонизаторами, они гневно осуждали эти действия, становились на защиту местного населения. В 1556 г., когда умер И. Лойола, орден уже имел более 100 миссий в разных странах мира.

"Общество Иисуса" стало главным орудием осуществляемой Римом политики Контрреформации.

 

Документы. Факты. Комментарии

Выдержки из "Духовных упражнений" И. Лойолы

"Тишина - опаснее и хуже любой бури, и опасный враг - отсутствие врагов! Хоть и очень хорошо служить Богу из чистой любви, нужно настойчиво рекомендовать также и страх перед Божией славою, и не только тот страх, который мы называем сыновним, но и то, что называется рабским.

Необходимо, чтобы вера в Бога была настолько большой, чтобы человек не колеблясь вышла в море на доске, если у нее нет корабля!

Если церковь утверждает, будто то, что нам кажется белым, черное, - мы должны немедленно признать это!

Если мы не находим в священниках и других церковных руководителях желаемой чистоты нравов, мы не должны винить их за это ни в частных, ни в публичных беседах, потому что такими разговорами порождается больше вреда и позора, чем пользы ...

... Подчиненный должен смотреть на старшего как на самого Христа. Он должен повиноваться старшему, как труп, который можно вращать в любом направлении; как палка, подчиняющийся любом движении; как пуля из воска, которую можно изменять и растягивать во всех направлениях.

... Папе следует подчиняться без всяких разговоров даже ради греха, и надо совершить грех, смертный или простой, если начальник того требует во имя Господа нашего Иисуса Христа ...".

 

Подумайте:

Проанализировав приведены высказывания, сделайте выводы о моральных ценностях иезуитов.

 

Вопросы и задачи

1. Как возникла лютеранская (протестантская) церковь?

2. Какими были условия Аугсбургекого религиозныеого миру?

3. Расскажите о распространении реформации в Швейцарии.

4.Сравните взгляды католической церкви и Ж. Кальвина.

5. Чем привлекало новых предпринимателей учение Кальвина?

6. Какой была организация кальвинистской церкви?

7. Расскажите об образовании англиканской церкви.

8. Что такое Контрреформация? Как она осуществлялась?

9. Охарактеризуйте особенности организации "Общества Иисуса" и основные направления его деятельности.

10. Какова роль иезуитов в Конрреформации?

 

Запомните даты:

1534 - Начало Реформации в Англии.

1540 - Официальное утверждение Папой ордену иезуитов.

1542 создание Конгрегации верховной инквизиции - Высшего апостольского трибунала

1545-1547, 1551-1552, 1562-1563 г. Тридентский собор

1555 - Аугсбургский религиозный мир.