§ 5. Реформация в Германии

Тема III. РеформацийЯ и Контрреформации

 

§ 5. Реформация в Германии

Вспомните:

1. Какими были особенности политического развития Германии в XIV-XV века?

2. Которые представление об устройстве общества и поведение человека в нем гласила католическая церковь?

3. Какие движения, направленные против католической церкви, вы знаете? Что именно они имели целью?

 

Реформация - Слово, которое переводится с латинского как перестройка, стало символом целой эпохи в истории страны Европы. Это была эпоха, когда развернулось движение за переосмысление роли католической церкви в обществе. Очень быстро эта борьба, которая начиналась с диспутов в университетских залах, перекинулся на поля сражений. Люди начала нового времени были потрясены силой ненависти, с которой шла борьба между сторонниками старой католической церкви и реформаторами. Пройдет много времени, пока человечество поймет, что невозможно истребить всех, кто хочет жить иначе. Надо научиться жить вместе, на одной планете. Путь к этому будет очень длинным.

События, которые повлекли раскол Европы на два больших лагеря - католиков и сторонников Реформации, - начались в начале XVI в. в Германии.

 

1. Германиина напередодни Реформации

В конце XV - Начале XVI ст. Германия была составной частью Священной Римской империи, к названия которой тогда добавили слова "германской нации". Помимо Германии, в ее состав входили земли современных Нидерландов, Бельгии, Австрии, Чехии, Франции Бургундии, часть Италии и другие территории.

Священная Римская империя была политически раздробленной страной, состояла из многих больших и малых, светских и церковных владений. Обнажал Германию выборный король, который мог короноваться как император. Избирался император: на собрании курфюрстов(Князей избирателей). Начиная с 1438 г. и до 1806 г. императоры избирались из семьи Габсбургов.

 

Интересно знать

Представление о степени раздробленности страны может дать список приглашенных для совета на заседание рейхстага - Съезда представителей сословий империи в 1521 г. Среди них были 7 курфюрстов, 50 архиепископов и епископов, 83 аббаты найбильшихмонастырей, 24 светские князья, 145 графов, представители от 65 городов, а еще - многочисленные обладатели имперских Помещики, которые не имели права голоса в рейхстаге.

 

Князья играли большую роль в жизни Германии. В первые десятилетия XVI ст. их было около 70 - архиепископов, епископов и светских лиц. Семь князей - курарюрстив, имевших право избирать императора, всячески противодействовали усилению его власти и оставляли за собой право самостоятельно решать важные дела.

В начале XVI ст. вся Германия была покрыта сетью из крупных, средних и мелких городов, общее количество которых было около 3 тысяч. Города делились на "имперские" - подчинены непосредственно императору и "свободные" - которые пользовались самоуправлением, добытым вследствие увольнения  от своих сеньоров. В XVI ст. различия между "императорскими", "свободными" городам почти исчезли. Они имели большие прав и часто властвовали окружающими территориями как небольшим княжеством. Крупнейшими городам были Нюрнберг, Аугсбург, Кельн.

В Германии существовал рейхстаг - Имперское собрание, которое включало три курии - курфюрстов, духовных и светских князей и представителей городов. В княжествах существовали ландтаги  - Сословно-представительные органы местного дворянства, духовенства и княжеских городов. В некоторые ландтаги входили также представители сельских общин.

Рейхстаг и ландтаги обсуждали близкие по смыслу вопросы - о сохранении мира, законы, денежные сборы, но на разном уровне - всей империи или отдельных княжеств. Каждая курия принимала решение отдельно, а затем они сравнивались. Большую роль в работе ландтагов играли города. На рейхстаге она зависела от содержания вопроса. Если была необходимость в деньгах, то города всех интересовали, в других случаях их право на голосование могли поставить под сомнение.

Рейхстаг и ландтаги играли важную роль. Они были местом согласования интересов крупных общественных групп, выполняли роль определенного противовеса власти монарха - императора или князя.

Новой чертой в развитии Германии XVI ст. стало формирование еще одного вида управления - не из центра или мест, а регионального - за округами. В политически раздробленной стране эти округа были созданы прежде всего для того, чтобы облегчить борьбу с грабителями и нарушителями мира.

На начала XVI ст. в Германии господствовали феодальные отношения, большинство населения составляло зависимое крестьянство, что платило налоги землевладельцам и церкви. В первой половине XVI ст. возникли и распространились рыночные отношения. Особенно много новых предприятий было создано в горной промышленности. Появлению новых предприятий способствовал высокий спрос на их продукцию.

Дух наживы и энергия предпринимательства были символом этого времени. Во многих странах были известны имена немецких богачей Фуггеров, Гохштеттерив, Имгофив, Вельзеров. Фуггеры, например, вкладывали средства в оптовую торговлю пряностями, которая давала сказочные прибыли, в ростовщические операции с высокими процентами, горную промышленность, скупали земли. Якоб Фуггер, который был для современников олицетворением зажиточного предпринимателя оставил состояние в 2,5 млн гульденов.

 

2. Католическая церковь в Германии в начале XVI ст.

Католическая церковь претендовала на первостепенную роль в жизни Европы, а особенно политически раздробленной Германии. Она имела здесь гораздо более широкое поле деятельности, чем в странах с сильной центральной властью. Всю Германию заполонили продавцы индульгенций, святых реликвий и различные сборщики платежей в пользу церкви. Католической церкви принадлежали огромные земельные владения и даже города. Наибольшие прибыли со своих владений Папа Римський получал именно из Германии. Вместе с тем он не слишком озабочен порядками в немецких монастырях, что подрывало авторитет церкви в глазах населения.

В 1510 г. император Максимилиан I предпринял попытку договориться с Папой Римским. Он, частности, рассчитывал на ограничение платежей в пользу Рима. По его поручению был подготовлен "Жалобы германской нации", где собрал основные претензии. Однако, эта попытка потерпела полный провал.

Эта ситуация в начале XVI ст. стала причиной того, что реформационное движение против деятельности католической церкви в Европе начался именно в Германии.

 

3. Предпосылки Реформации. Немецкий гуманизм

Критика католической церкви была связана с распространением в Германии идеалов гуманизма.

Гуманизм (отв. лат. humanus  - Человечный, человеческий) светское свободомыслие эпохи Возрождения, противостоявшего средневековой схоластике и духовному господству церкви. В широком понимании - признании ценности человека как личности, ее права на свободное развитие и выявления своих способностей.

На начала XVI ст. в Германии существовали 16 университетов, в большинству из которых преподавали ученые-гуманисты. Наивысшего расцвета гуманизм в Германии достиг накануне Реформации. Именно тогда достигла своего пика гуманистическая сатира, утверждались новые общественные идеалы, разворачивались поиски новых форм развития религиозной жизни. В Германии появились "Письма темных людей "- остроумная, острая и талантливая сатира, которая разоблачала бескультурье и моральный упадок духовенства, его увлечения бесконечными схоластическими спорами с любой мелочи. Европейскую известность приобрела деятельность Эразма Роттердамского (1466-1536) и его младшего современника, рыцаря-гуманиста Ульриха фон Гуттена (1488—1523).

 

Фигура в истории

Эразм Роттердамский был высокообразованным человеком, изучал произведения итальянских гуманистов и античную литературу, переводил и издавал их произведения. Себя он гордо называл "Гражданином Вселенной". Эразм Роттердамский писал произведения, в которых разоблачал разврат католического духовенства. Тонкой иронией отмечалась его сатира "Похвала глупостейі". Он осуждал пошлость, отсутствие содержания, скрытую за пустым формализмом в обрядах католической церкви, политическое своеволие и тиранию королей и князей. Философ считал, что религия должна убрать форму непосредственного и откровенного диалога между человеком и Богом. Он выступал за распространение в обществе веротерпимости, приобретение религией личного характера, использование в церковных службах языка народа, что должно было сделать их понятными простым людям.

Рис. Эразм Роттердамский

 

Ульрих фон Гуттен был одним из авторов "Писем темных людей", писал эпиграммы на папу Юлия II, в которых обличал порочности папы и высмеивал продажа индульгенций. Гуттен, с присущим ему темпераментом и горячим патриотизмом, резче, чем Эразм Роттердамский, клеймил католическое духовенство, выступал за "свободу Родины ". Он восхвалял гуманистические науки, которые помогают "прозреть Германии ", усматривал в разуме" руководителя жизни "человека и решительно осуждал "Варварство" и "благочестивое надувательство" в церкви. Именно гуманисты - ближайшие друзья Гуттена одними из первых откликнулись на выступление М. Лютера против продажи индульгенций.

 

Деятельность гуманистов подготовила общество к понимание необходимости реформирования католической церкви и развертывания борьбы за объединение Германии.

 

4. Мартин Лютер и начало Реформации

На главе реформационного движения в Германии стал Мартин Лютер (1483—1548).

Рис. Мартин Лютер

 

Фигура в истории

М. Лютер родился в семье зажиточного бюргера. С раннего детства он верил в Бога как великого и справедливого Судью, который наказывает виновных и защищает слабых. После окончания Эрфуртского университета Лютер решил посвятить себя богословию и ушел в монастырь, но и там не нашел покоя. Он не мог понять, почему жизнь в монастыре так отличается от того, что провозглашала церковь и чего она требовала от других. Вместе настойчиво учился, искал ответов на свои вопросы в книгах. Лютер стал доктором богословия и профессором философии. Тяжелая внутренний кризис, длившаяся несколько лет, внезапно завершилась, и он понял, что должен делать.

 

31 Октябрь 1517 Лютер вывесил на дверях церкви в Виттенберге свои "95 тезисов" против злоупотреблений продажаем индульгенций. В тезисах Лютера в общих чертах определились основы нового учения. Видное место в нем принадлежало трем положениям:

1.Людина спасается только своей верой.

2.Спасиння приобретается только Божьей милостью и не зависит от каких-либо "заслуг" человека, ибо не люди, а только Бог знает настоящую стоимость "добрых дел".

3. Единственным авторитетом в делах веры является Священное Писание, Слово Божие.

Это учения М. Лютера, который можно кратко охарактеризовать как "спасение верой", имело далеко идущие последствия. Если спасение зависит только от Божьего милосердия, то возникал вопрос: зачем нужно посредничество католической церкви, всей огромной церковной иерархии во главе с папой?

Лютер не обдумал возможных последствий этой логики, истоки которой он заметил в некоторых текстах Священного Писания.

Учение Лютера перечеркивало обязательный для католика авторитет, наряду со Священным Письмом, решений папы и церковных соборов. По мнению его, об этом не говорится в Священном Писании, а потому это надо отбросить, как "человеческие выдумки".

Выступление Лютера получил поддержку значительной части населения Германии. Многие стали переводить тезисы Лютера с латыни немецком и распространять их по всей стране. Католическая церковь осудила выступление Лютера, папа Лев X отлучил его от церкви. Однако германские князья на съезде в Вормсе решили поддержать Лютера. Он достал возможность спрятаться у князя Саксонии в замке под названием Вартбург.

В Германии началась Реформация, которая охватила все слои населения страны.

 

5. Народная Реформация. Томаса Мюнцера

В каждом городе и деревне, в каждом доме люди спорили о том, какой должна быть церковь. НЕ ожидая никакого разрешения, люди изгоняли священников, разгоняли монастыри. Воспользовавшись сложившейся князья захватили монастырские земли, а городская верхушка отказалась платить церкви налоги. Власть Папы Римського больше не признавали.

Впрочем, эти изменения удовлетворили далеко не всех. Городская беднота, крестьяне хотели большего. Они слушали проповедников, которых появилось очень много и которые рассказывали о приближении Царства Божьего на земле: все будет общим и все люди станут равными. Такой Народной Реформации они жаждали и готовы были вести за нее борьбу. Во многих городах и селах начались стихийные выступления. Реформация, начиналась как движение умеренных слоев общества, вдохновенных гуманистическими идеалами против католической церкви, приобрела черты, присущие борьбе народных масс за улучшение своего положения.

В городах Германии появились проповедники, призывавшие людей жить так, как написано в Евангелии: "И все верующие были вместе и имели все общее: и продавали свои владения и любую собственность, и раздавали всем, по их потребностями ". Сторонников этих идеалов имущественного и социального равенства называли анабаптистами(Перехрещенцямы). Детей они не крестили, считая, что крещение следует принимать сознательно, взрослым человеком. Вступая в их общины, крещение надо было принять вторично, откуда и возникло название. Одним из самых известных проповедников идеалов анабаптистов стал сначала друг Лютера, а погодя его враг Томас Мюнцер (Ок. 1490-1525). Он призывал народ поднять меч против господ и установить силой на земле Царство Боже. По его убеждению, борьбу предстояло развернуть не только против католической церкви, но и против всех тех, кто жил, нарушая христианские заповеди, - князей, рыцарей, ростовщиков. Все должны быть равны перед Богом, монастыри и замки следует уничтожить, а господам - покинуть дворцы, поселиться в простых хижинах и работать. Тех дворян, которые выполнят это требование, будет принято до новой идеальной общности людей, а тех, кто окажет сопротивление установлению справедливых порядков, придется заставлять или казнить.

Рис. Томас Мюнцер

 

Это был призыв к восстания для установления Царства Божия и анабаптисты ждали восстания и готовили его. Когда летом 1524 на верхнем Рейне начались отдельные крестьянские выступления, туда отправились анабаптистськи проповедники.

Идеи Мюнцера и анабаптистов в Германии поддержало большинство беднейших слоев населения. Лютера такие идеи испугали. Как показали дальнейшие события, пути Лютера и сторонников построения на земле силой Царства Божьего разошлись.

Крестьянская война началась с отдельных выступлений летом 1524 г., которым власть поначалу пренебрегла. Но волнения не прекращались и даже распространялись. Осенью восстание охватилоо юг Германии. Крестьяне расправлялись с помещиками, вооружались и создавали отряды. Они жгли замки, разрушали монастыри, а захваченное имущество распределяли поровну; к повстанцам присоединялись мещане и мелкие рыцари. С их помощью были разработаны популярную среди немецких крестьян в годы войны программу под названием "12 статей".В ней выдвигались требования отмены личной зависимости крестьян и десятины, уменьшение оброка и барщины. Наказания крестьян должны были происходить по решениям суда, а не господами. Священника для каждого села имела выбирать сельская община. Составители "12 статей" знали и понимали пожелания крестьян и удачно их выразили. В годы Крестьянской войны эта программа переиздавалась 25 раз.

Представители бюргерства и рыцарства выдвинули "Гейльброннську программу ". В ней высказывались требования усиление имперской власти, отмена таможенных пошлин внутри страны, введения единых монет и мер. Крестьяне имели освобождаться от личной зависимости за выкуп в размере 20-кратной стоимости уплачиваемых налогов. В осуществлении требований этой программы были заинтересованы прежде всего предприниматели, поскольку они создавали условия для развития рыночных отношений.

Пламя Крестьянской войны охватило всю Германию. Крестьянские отряды обычно вели борьбу в родных землях. Освободив их от ненавистных панов, расходились по домам. Когда спешно собранные отряды дворянской конницы перешли в наступление, крестьяне не смогли выступить против них вместе.

Растерянность среди крестьян усилилась после того, как Лютер гневно осудил восставших и призвал их сложить оружие. Лютер провозгласил, что личная зависимость крестьян не противоречит Писанию, а потому выступать против нее - грех. Томас Мюнцер изначально борьбы был вместе с восставшими. Он лично возглавил восстание в Тюрингии (Центральная Германия).

Для подавления восстание немецкие князья собрали большое, хорошо вооруженное войско из дворянской конницы и наемников. В мае 1525 близ города Франкенгаузена повстанцев были разгромлены. С восьмитысячном крестьянского войска 5 тыс. погибли. Раненый Томас Мюнцер попал в плен и после жестоких пыток вместе с 92 сторонниками был казнен. Примерно тогда же было подавлено восстание и в Южной Германии. Когда крестьяне узнали о это поражение, Многие из них отказались далее драться. Хотя в отдельных районах выступления продолжались до середины 1526 г., Крестьянская война кончилась поражением.

По всей Германии чинились расправы с восставшими, и зря М. Лютер напоминал победителям о христианское милосердие, осуждал "... сильных, неистовых, таких, которые не осознают, что делают, тиранов, даже и по окончании битвы не могут утолить свою жажду крови ...". Еще долго в Германии не утихали казни. Число погибших и казненных в Крестьянской войне в Германии превысило 100 тыс. человек.

 

Документы. Факты. Комментарии

1. С памфлета Ульриха фон Гуттена "Вадиск, или Римская триада "

"Тремя вещами покоряет Рим все: насилием, хитростью и лицемерием. Три вещи изобретены, чтобы выжимать золото из чужих стран: торговля индульгенциями, придуманная война с турками и власть папских легатов в варварских землях. Тремя вещами постоянно заботятся в Риме, хотя никогда не доводят их до конца: спасением душ, реставрацией храмов, развалились, и турецкими походами. О трех вещах невозможно говорить правду: о папу, о индульгенцию и о безбожия. Три вещи нехотя делают в Риме: соблюдающих слова, помогают другому и уступают дорогу ... Трех вещей желает каждый в Риме: коротких молитв, доброго золота, жизни, полной наслаждения. Три вещи составляют риса, что выделяет Рим: папа, старые постройки и корыстолюбие ...".

 

Подумайте:

1. Против кого направлено памфлет Ульриха фон Гуттена?

2. Которые основные его идеи?

 

2. Выдержка из "95 тезисов" М. Лютера

"... Каждый христианин, если он только действительно раскаивается, получает полное отпущение вины без индульгенции. Настоящим сокровищем церкви есть, конечно, не отпущения, а святое Евангелие величия и милости Божьей.

... Христиан надо учить, что тот, кто видит бедного и несмотря на это, отдает деньги на индульгенции, получает не отпущения папы, а гнев Бога ...

... Утверждать, что крест отпущения, украшен гербами папы и установлен в храмах, имеет одинаковую ценность с крестом Христовым, является кощунством ...".

 

Подумайте:

1. Против чего выступал М. Лютер?

2. Которые последствия для католической церкви мог вызвать его выступление?

 

3. Выдержка из письма М. Лютера "Против грабительских и разбойных крестьянских орд "

"Три года ужасных грехов против Бога и людей навлекают на себя эти крестьяне. Во-первых, они клялись своим господам в верности и преданности, быть покорными и послушными. Однако поскольку они ... восстают против своих господ, то они навлекли казни на тело и душу.

Во-вторых, поскольку они начали мятеж, дерзко расхищают и грабят монастыри и замки, которые им не принадлежат, то только за это они дважды должны умереть телесно и духовно ... Мятеж - это не простое убийство, он похож на большой пожар, который поджигает и опустошает страну. Поэтому каждый, кто может, должен их бить, душить, колоть тайно или откровенно и помнить, что не может быть ничего более ядовитые, пагубного, ничего более дьявольского, чем мятежник. Его надо убивать, как бешеного пса ...".

 

Подумайте:

Каким было отношение М. Лютера к восставших крестьян?

 

Вопросы и задачи

1. Составьте план доклада "Положение в Германии в начале XVI века" и ответьте на вопрос плана.

2. Какую роль в жизни Германии в начале XVI в. играли города и князья?

3. Раскройте роль гуманистов в приготовлении Реформации в Германии.

4. Которые слои населения Германии и почему были недовольны господством католической церкви?

5. Что такое Реформация? Что стало поводом к ней?

6.Охарактеризуйте основные взгляды М. Лютера.

7. Что такое Народная Реформация? Какие формы она набрала в Германии?

8. Чем отличаются взгляды М. Лютера и Т. Мюнцера?

9. Охарактеризуйте программы восставших. Определите, какие слои населения удовлетворяла каждая из программ.

10. Расскажите о ход Крестьянской войны в Германии. Какими были ее последствия?

 

Запомните даты:

1517 - Выступление М. Лютера против продажи индульгенций; начало Реформации в Германии.

1524-1526 гг - Крестьянская война в Германии.

 

<< § 4. Повседневная жизнь Западной Европы § 6. Распространение реформационных идей в Европе. Контрреформация >>

Copyright © 2011 Apycom jQuery Menus