§ 27. Особенности развития стран Востока. Средневековая Индия (учебник)

§ 27. Особенности развития стран Востока. Средневековая Индия

Вы узнаете

·        Каковы основные черты развития стран Востока в средние века?

·        Что нового появилось в развитии средневековой Индии?

·        Почему север Индии потерпел исламизации? Что такое Делийский султанат?

·        Какие достижения средневековой культуры Индии?

1. Особенности развития стран Востока.

Под термином «Восток» в исторической науке принято понимать общество не только Азии, но и Африки и Океании. Ниже познакомитесь с развитием типичных цивилизаций Востока: индийско-южноазиатскийи китайско-дальневосточной (о возникновении и развитии ближневосточно-мусульманской вы узнали из предыдущих пунктов). Хотя эти цивилизации во многом различаются, они имеют и некоторые общие черты, дающие возможность оценивать их как принадлежащие к одному типу - восточного, который отличный от западного.

Характерные черты цивилизаций Востока:

·        государство является верховным собственником земли.

·        кто имеет власть, тот имеет собственность;

·        основа общества и государства - сельская община;

·        частная собственность играет лишь вспомогательную роль, а господствующей является государство;

·        наличие крупных городов, прежде играли роль административных, религиозных центров, а также центров международной торговли.

На отличие от Европы, четкую границу перехода стран Востока от эпохи древнего мира к Средневековью провести почти невозможно. У них не было таких огромных изменений, как в Европе. Страны Востока развивались, как и в предыдущие века, в своих традиционных рамках.

Во всех государствах Востока система хозяйствования была организована по следующей схеме. Те, кто обрабатывали землю, были объединены в общины, которые имели гарантированное право и обязанность обрабатывать ее и использовать для ведения хозяйства все необходимые ресурсы: воду, лес, предместья т.д. Вместе право владеть и распоряжаться землей и ее ресурсами находилось в руках государственного аппарата. Между обществом и государственным аппаратом существовало четкое связь. Выработанный избыточный продукт община передавала как налог государству, его перераспределяла в пользу аппарата и общества в целом (строились каналы, дороги, мосты, храмы и т.п.). Следовательно, тот, кто принадлежал в государственный аппарат, имел доступ к распределению производимых продуктов и, соответственно, получал их долю в собственность. Чем выше должность занимала человек в государственном аппарате, тем большую долю она получала. Поэтому мы говорим, что особенностью восточной цивилизации была наличие власти собственности.

Чем эффективнее работал государственный аппарат, тем регулярнее и в достаточном объеме собирались налоги. Государство было крепкой и мощной. Ее могущество возрастала от производительности труда крестьянина или ремесленника. Но если в этом четком механизме случались сбои, то жизнь всего общества нарушалось: восстание, голод, гибель государств и т.п. Сбои этой системы происходили через две главные причины: когда объемы налогов через неразумную политику правителей превышали возможности производства или после внешнего вторжения, которое разрушало традиционную систему жизни.

 

Страны Азии в V-XIст.

 

2. Индийское общество в эпоху средневековья

В истории Индии, как уже упоминалось, очень трудно провести грань между древней историей и Средневековьем. Когда в Европе происходили серьезные изменения, связанные с падением Западной Римской империи и становлением феодализма, Индия продолжала развиваться по своему собственному сценарию. Множество мелких государств воевали между собой, тогда как основы жизни основной массы населения оставались незыблемыми.

Еще с древних времен индийское общество делилось на четыре большие группы - варны. Высшие варны (Брахманы и кшатрии) Продолжали управлять и воевать, а ниже (вайшьи и шудры- Работать на полях и в мастерских. В средние века в этом старинном разделении произошли изменения. Варны стали дробиться на меньшие группы людей, которые объединялись по профессиям или родом занятий. Так, на пример, среди брахманов выделились аптекари, врачи, учителя и т.д. Среди кшатриев - Воины, чиновники и т.д. Европейцы назвали эти группы кастами. К X в. количество каст возросло до нескольких тысяч. Каждая каста имела свои особые знаки, ритуалы, украшения, правила поведения. Невесту или жениха можно было искать только в своей касте, а воспитывать детей только согласно традициям и обычаям касты. Как и варны, Касты делились на низшие и высшие. Существовала также особая каста "неприкасаемых".

Представителям высших каст нельзя было даже находиться рядом с более низкими, тем более стирать пищу или воду из их рук. Считалось высших может "осквернить" даже тень "Неприкасаемых". Только представители высших могли читать и слушать священные тексты. Те кто нарушал эти обычаи и традиции подвергался жестоким наказаниям.

 

С записок китайского путешественника Сюань Цзан (VII в.)

Мясник, рыбаки, уборщики мусора, знахари, прачки, бродячие артисты, могильщики, палачи и подобные им живут за пределами города. На улицах эти люди или совсем не появляются, или держатся левой стороны, пока не дойдут до нужного места. Их жилища окружены стенами и расположены за пределами города.

 

      1. К которым каст относятся вышеприведенные группы жителей городов: высших или низших?

      2. Либо ограничений подвергались представители указанных профессий?

      3. Почему они подвергались таких ограничений?

 

Несмотря существование кастового разделения представители различных каст объединялись в общины, были устроены как маленькие самодостаточные государства, которые выступали как единое целое по государственной власти. Общины были основой индийского общества. Они обеспечивали ему внутреннюю стабильность. В то время как государственная власть была слабой и ограничивалась сбором налогов с общин.

Между различными кастами в общине сложилась система взаимного обслуживания - обмена продуктами и услугами. Практически все вопросы община решала сама: выбирала совет, судей, уплату налогов, выделяло людей для общественных работ. Те, кто нарушал правила жизни в общине, мог быть наказан. Хуже наказания - изгнание из общины.

В средневековой Индии существовало несколько религий. На основе древней религии в I тыс. н.э. сформировался индуизм. На первое место вышло поклонения трем богам: Вишни, Шиве и Брахми. В их честь строили храмы и приносили богатые жертвы.

 

Фигура Шивы. Индия, XI в.

 

Индусы верили в переселение душ после смерти. Если человек при жизни не делала ничего. Что нарушало кастовые традиции, то он в следующей жизни мог возродиться в высшей касте. Если отступал, то перерождался в низшей или животному, растения, камни.

Индусы обожествлялы животных. Особенно коров. Их запрещалось убивать. Индусы также поклонялись священной реке Ганг.

Второй религией Индии был буддизм, возникший здесь в VI в. до н.э. Будда учил, что вся жизнь человека - это тугисть и страдания, и поэтому его душа должна освободиться от всего земного и стремиться к высшему покоя. Он призвал забыть о богатствах. Удовольствие, говорить только правду и не убивать живые существа.

 

Фигура Будды. Индия

 

С V в. буддизм в Индии в упадок, но быстро распространяется в Китае, Японии, Кореи, Монголии, странах Юго-Восточной Азии. Буддизм стал еще одним мировым религией наряду с христианством и исламом.

С приходом завоевателей-мусульман в Индию проник ислам. Наибольшее распространение он приобрел на севере полуострова.

Кроме упомянутых религий в Индии было распространено еще сотни местных культов.

 

По мнению российского востоковеда Л.Васильева: "Средневековая Индия характеризовалась почти   постоянной неустойчивостью политической власти ... Эта неустойчивость отражалась в   кратковременности и откровенной слабости династий и государств, в существовании   постоянной междоусобной борьбы нескольких одинаково слабых политических   образований. структура общества, то она в средневековой Индии осталась   той, что была и раньше. "

 

 3. Делийский султанат

Как уже отмечалось на территории Индостана за многотысячную историю не существовало сильной власти. Случалось, что одна из многих государств выделялась и стремилась подчинить себе другие. Однако, исчерпав свой потенциал в войнах против соседей, она гибла и вновь распадалась. Так произошло с государством Гуптов, Что возникла в 320 г. благодаря деятельности раджи Чандрагупта. Но его преемники не смогли сохранить единство государства и устоять против набегов гуннов, и в конце VI в. она прекратила свое существование. В VII в. по подсчетам китайского путешественника Сюань Циан в Индии насчитывалось около 70 княжеств, правителями которых были раджи и магараджи, которые воевали между собой.

Значительные изменения в жизни Индии начались с XII века, когда ее северные области были покорены мусульманами. Они стремились подчинить Индия с VIII века, но их действия не увенчались успехом. Наконец, правитель соседней с Индией государства Газневиды, Что возникла после распада Багдадского халифата, Махмуд Газневи(998-1030 гг.) Осуществлял систематические грабительские походы в Индию. Он 17 раз распахивал ее, продвигаясь все дальше в глубь страны. Благодаря награбленным богатствам и восторженным рабам он превратил свою столицу Газни на один из красивейших городов Востока.

По его смерти в 1206 г. наместник Кутб-уд-дин Айбек отделился от Газни и основал самостоятельное государство на Севере Индии с центром в городе Дели. Новая государство получило название Делийский султанат. С конца XIII в. султанат довольно быстро увеличивал свою территорию и к началу XIV в. захватил почти весь полуостров Индостан. Наибольших размеров султанат достиг за Мухаммеда Туглака(1325-1351 гг), который даже вынашивал планы осуществления завоевательных походов в Персию и Китай. Такая завоевательная политика подорвала внутреннюю мощь государства, которая начала разваливаться. В конце XIV в. Делийский султанат занимал территорию меньшую, чем в начале XIII в. Ему уже приходилось отбивать вторжение могущественных соседей, которые появились после распада султаната. Постоянные войны ослабили и разорили султанат и его соседей. Этим воспользовались монголы, которые начали осуществлять систематические рейды в Северную Индию, грабя города и населения. В 1398 г. в Индию направил свой поход Тимур. Главной целью его похода было ограбление, а не присоединение Индии к своим владений. 120-тысячная армия Тимура огнем и мечом прошла городам Северной Индии. Хотя Тимур был мусульманином, он особо не разбирал, кто попадался на его пути, - индус или мусульманин. Город Дели, которое показалось на милость победителей, тоже стало объектом грабежа и убийств. В 1399 г. Тимур вернулся к своему Самарканда, куда были согнаны пленных в Индии ремесленников для строительства соборной мечети в честь победы.

После походов Тимура и междоусобной борьбы между двумя десятками государств, возникшим после распада Делийского султаната, Индия оказалась ослабленной и незащищенной перед угрозой европейского проникновения, началось с XVI века, и вторжение моголов во главе с Бабуром(1526 г.).

Среди причин, предопределяли успехи завоевателей в Индии можно выделить следующие:

·        значительные природные богатства страны;

·        отсутствие этнической и религиозной единства;

·        междоусобные войны правителей;

·        традиционная прочность крестьянской общины.

4. Культура Индии

В средние века в развитии культуры Индии состоялись существенные сдвиги. Завершается ассимиляция культур севера и юга полуострова, завершается становление религий индуизма и буддизма.

На протяжении XIII-XV вв. в развитии Индии были два существенные моменты. Во-первых, на севере Индии продолжался процесс объединения элементов мусульманской и индийской цивилизаций. Во-вторых, в настоящее время достаточно интенсивно развивалось городское жизни, которое было связано с развитием резиденций различных правителей и привлечением Индии к международной торговле посредством арабских купцов. Быстро росли такие города, как Гоа, Каликут, Камбай, Агра, Панипат, Лахор, Мультан, Дели.

Опираясь на предыдущие достижения, культура Индии продолжала развиваться, обогащая своими достижениями мировой культуре. Так, уже в начале нашей эры в Индии пользовались десятичной системой чисел, которая теперь применяется во всем мире. Индийские математики умели вычислять площади фигур и объемы тел, выполнять действия с дробями, относительно точно определять число p

Весомыми были достижения в медицине. Индийские врачи совершенстве знали внутреннее строение тела, делали сложные операции, используя около 200 хирургических инструментов, готовили лекарства от всевозможных болезней. Они славились своими знаниями и умениями во всех странах Востока.

До наших дней сохранилось много сооружений во времена Средневековья. Шедеврами архитектуры этой эпохи является буддийские храмы, вытесанные в скалах: Аджанта, Эллоры, О.Элефант.

Храм в Аджанта - Это целый комплекс сооружений, пещер, которые строились на протяжении девяти веков. 30 залов храма были расписаны фресками (сохранились фрески лишь в 16 пещерах), отражающие жизни тогдашней Индии, сцены из жизни Будды. Краски, которыми написаны фрески, не потеряли яркости и доныне. Их главным свойством является то, что они светятся в темноте.

Кроме храмов в скалах, возводились храмы в виде башен. В Ориссе было построено целое храмовый городок и обнесено мощным забором. Внутри храма почти не украшали, однако извне они были сплошь покрыты рельефами, статуями и мастерски выполненным резьбой по камню. Скульпторы воспроизводили сцены из легенд и сказаний. Они умели хорошо изображать людей и животных в движении.

Начиная с XIII в. на архитектуру Индии значительный влияние оказывала мусульманская культура. Наиболее впечатляющим стал огромный минарет Кутб-Минар в Дели. Его высота достигает 70 метров.

 

Минарет в Дели. XIII в.

 

Литература средневековой Индии создавалась преимущественно санскритом (древнейшая литературный язык ариев). Этот язык выполняла ту же роль, что и латынь в Европе. Знаменитым поэтом и драматургом тогдашней Индии был Калидасы. После мусульманских завоеваний индийские поэты начали использовать народный язык, арабский и персидский.

Индийцы очень любили музыку и танцы. Но их танцы были ритуальными - они языком танца рассказывали целые истории из жизни богов и героев. В индийском танце каждое движение тела, рук, ног, особенно пальцев, каждый жест то означают. Искусство танца приравнивалось к ремеслу. Оно опановувалосягодами.

Любили индийцы игры и развлечения. Любимыми были шахматы, которые распространились по всему миру. У любителей острых ощущений популярной была игра в кости.

 

Проверьте, как запомнили

Какой раздел существовал в индийском обществе? Что нового в этом разделении появилось в Средние века?

Которые религии имели распространение на территории Инди в Средние века?

Кто из завоевателей оставил заметный след в Индии: гунны или арабы?

Когда было создано Делийский султанат?

Сколько лет просуществовал Делийский султанат?

Назовите причины гибели Делийского султаната.

Укажите цели и последствия похода Тимура в Индию.

Каким был вклад индийской культуры в сокровищницу мировой?

О чем рассказывает танец индейцев?

 

Подумайте и ответьте

Чем касты отличаются от варн?

Которые существовали правила взаимоотношений между варнами и кастами?

1.      Что мы понимаем под термином «восток»?

2.      Какие черты характерны для восточных цивилизаций?

3.      Назовите факторы стабильности восточных цивилизаций.

4.      Почему Индия подверглась нападению многих завоевателей?

5.      Какими были последствия завоеваний для Индии?

Почему и как были покорены Индию мусульманами? К каким последствиям это привело?

 

Выполните задание

6.      Укажите шедевры индийской средневековой культуры.

 

 

Для любознательных

 

 

  1. Составьте хронологическую.
  2. Используя дополнительную      литературу составьте рассказа: "Половецкие набеги на Русь",
  3. Заполните таблицу:

Период

Великий князь

Основные события

 

 

 

  1. Подготовьте подробную      рассказ о жизненном
  2. Составьте план ответа на      тему: "
  3. С Выясните      положительные и отрицательные стороны
  4. Укажите      ключевые моменты истории
  5. Определите      основные черты развития. Ответ оформите в виде таблицы.