§ 11-12. Средневековая культура Западной Европы (учебник)

§ 11-12. Средневековая культура Западной Европы

Вы узнаете

1.    Какие черты имела культура средневековья?

2.    Где приобретались знания в Средние века?

3.    Что такое романский и готический стиль?

4.    Почему европейцы пришли к гуманистическому мировосприятия? Что такое Возрождения (Ренессанс)?

 

1.Культура в начале средневековья

Первые века средневековья называли "темными веками" и вряд ли их можно назвать благоприятными для развития культуры. Однако именно в этот период происходило рождения новой европейской средневековой культуры, черпала свои начала из античного наследия, культуры варваров и христианства. Первые результаты такой взаимодействия стали ощутимыми в период «Каролингского возрождение ». Так называли подъем культуры в Франкском королевстве за времена правления Карла Великого и его ближайших преемников. Это был первый в истории средневековой Европы проявление глубокого и сознательного интереса к античной культуры и образования. В то же время Кал Великий не забывал и о своем германское происхождения, приказал собирать германские древности и интересовался древними франкскими песнями.

Сам Карл имел хорошую по тем временам образование: знал греческий и латинский языки, любил читать книги, а вот писать так до конца жизни и не научился. Он приглашал к себя и привлекал к управлению государством ученых со всей Европы. Они создали кружок при дворе императора под названием "Академия" - вроде философской школы греческого философа Платона, - где читали, в присутствии Карла, произведения античных философов и церковных богословов, сочиняли стихи, свободно обменивались мнениями по различным темам, спорили.

По помощью членов "Академии" Карл основал при центрах епископств школы, где готовили образованных людей для управления государством. Он издал указ о обязательное обучение всех детей свободных людей. Организацией этих школ и написанием для них первых учебников занялся верный соратник Карла сакс Алкуин. Однако приказ не смогли выполнить через нехватки достаточного количества учителей. Из школ, основанных Карлом при епископства, впоследствии возникли средневековые университеты. Школа, где готовили людей к управлению государством, существовала и при дворе.

Карл Большой интересовался историей. По его приказу собирались и переписывались древние римские и греческие рукописи. Он поручил записывать ежегодно все события, происходили в государстве. Эти записи получили название анналы (От лат. annus - Год). По его приказам строились каменные дворцы и соборы, прокладывались новые пути. Карл Великий основал грандиозный проект строительства канала между Рейном и Дунаем, имевший соединить Северное море с Черным (Проект так и не была осуществлена в те времена).

Культурная подъем мало свое проявление и в довольно широком строительстве. Было построено более 300 дворцов, соборов, церквей и монастырей.

В своей резиденции в Ахене Карл построил величественный дворцовый комплекс. В центре находился большой зал для приемов, императорские покои. Боковое крыло комплекса, где размещалась школа, библиотека, архив, с объединяло зал с капеллой - дворцовойцерковью. Церковь, которая уцелела до настоящего времени, украшенная скульптурами, колоннами и мозаиками. Однако все это было вывезено из Италии - ощущался дефицит мастеров, которые бы это сделать. Современники оценивали капеллу как "чудо странной и высокой красоты ". Она была образцом для подражания.

Каролинские возрождение "оказалось непродолжительным. Оно не создало каких известных шедевров. Но благодаря ему были сохранены многие из античного наследия и были заложены основы для расцвета в будущем средневековой европейской культуры.

В последующие два века (IX-Х века) в культуре снова наблюдался упадок и они "замкнулась" за стенами монастырей.

 

2. Схоластика. Фома Аквинский

В тишине монастырских стен были благоприятные условия задуматься над вечным. Мыслящих людей средневековья, воспитанных на христианской догматике, интересовала прежде всего проблема взаимосвязи Бога, Вселенной и человека. Никто из них не отрицал существование Бога. Больше всего споров между средневековыми мыслителями вызвал вопрос, как соотносятся вера и разум. Но без разработки понятий, без четкого логического мышления невозможно дойти до истины, к пониманию предмета изучения.

Росту интереса к знаниям в Западной Европе способствовало то, что при посредничестве арабов европейские интеллектуалы ближе познакомились с произведениями великих мыслителей античности. Наибольшее влияние на западноевропейскую науку оказали труды Аристотеля. На основе его работ средневековые ученые выработали метод логического мышления и познания. Этот метод познания мира и Бога получил название схоластика, Что происходит от слова "школа". Схоласт исходил из того, что веру и знания, откровение и разум можно не только примирить, но и научить помогать друг другу.

Схоласты учили, что познать истину нужно, чтобы ум не отступал от буквы Священного Писания, а к логической цепочки доказательств не вкралась одна ошибка, которая может привести к заблуждения. Поэтому схоласты много внимания уделяли технике размышлений - логике. В античных ученых они заимствовали метод размышлений силлогизм - особый умозаключение, с помощью которого на основе нескольких (чаще двух) различных суждений выводится новое. Например:

1. Никто всего не знает.

2. Ученый - это человек.

Вывод: ученый всего не знает.

Для познания схоласты редко применяли такие методы, как опыт и эксперимент. Им это не было нужно, потому что основным источником знаний для их логических построений было Святое Письмо.

Впоследствии, когда человечество охватило желание глубже познать мир, когда опыт и эксперимент стали основным источником новых знаний, слово "схоластика" приобрело отрицательных черт, что означало бесплодные размышления, знания, оторванное от жизни, бесконечные сухие логические построения, которые не дают никакого результата. Но в то время это был большой шаг вперед в познании человеком Вселенной. Схоласты называли себя "карликами, что стоят на плечах гигантов "(т.е. на плечах античных мыслителей), а потому они видят дальше, чем их предшественники.

В схоластике отличались три основных направления, которые вели между собой острые споры. Основной вопрос, что вызвало разногласия между разными направлениями схоластов, была проблема универсалий - Общих понятий (человек, машина т.п.).

Одни из них, реалисты, утверждали, что универсалии существовали пожизненно, находясь в божьем уме. Сочетаясь с материей, они воплощаются в частностях.

Другая группа - номиналисты- Утверждала, что универсалии является продуктом умственной деятельности человека, который познает отдельные вещи. То есть, познав отдельные вещи, человек выделяет в них то общее, что объединяется в общем понятии.

Третья группа схоластов - концептуалисты - Занимала, так сказать, промежуточное положение. Они утверждали, что любая вещь несет в себе общие понятия.

Вершиной средневековой схоластики стала деятельность Фомы Аквинского (1225 - 1274 гг.) Он родился в знатной итальянской семье. Воспитывался в знаменитом монастыре св. Бенедикта Монте-Кассино, учился в Неаполитанском университете. Семья поддерживала его стремление стать монахом, но, пока не узнала, что он хочет связать свою судьбу с жебрущого орденом св. Доминика. Несмотря на запрет, он сбежал из дома и вступил в доминиканский орден. Будучи монахом, он учился в Париже и Кельне. Студенты недолюбливали высокого, гладкого, рассудительные тихого, доброго и смиренного Фому. Даже дали ему прозвище "тупой бык". Но его учитель Альберт Великий сумел разглядеть в Фоме большой талант.

Главный труд Фомы Аквинского "Сумма богословия" объединила все тогдашние представления о Боге и человеке. Каждый раздел произведения включает обсуждение какой-либо философской мысли, ее опровержение и выкладки тому выводу, что автор считает правильным. Разработанное Фомой Аквинским учение стало впоследствии для католической церкви официальным, поскольку содержало несколько "доказательств" существования Бога.

 

Кроме схоластики, в средние века существовал другой направление, вел с ней ожесточенную полемику. Это направление в философии назывался мистикой.

Мистики отвергали необходимость логического доказательства основ веры. Они считали, что основы веры познаются молитвами и благочестивыми размышлениями, без помощи, как они говорили, "языческой науки". То есть они утверждали предпочтение чувств над разумом. Они считали, что только в мыслях, оторванных от действительности, человек может общаться с Богом. Из этого делался вывод, что человеку нужно вести благотворительное жизни и бороться против греха.

Особое распространение мистицизм приобрел в XIV - XV века, когда европейскую цивилизацию постиг кризис, и все люди обратились к Богу.

В конце XIV в. в Голландии появился религиозное движение, которое исповедовал идеи мистицизма. Основателем его был Герард Гроот. Будучи состоятельным человеком, он отказался от материальных благ и стал проповедником. Несмотря на угрозу быть обвиненным в ереси, его ученики основывали светские общества, которые вели жизнь, похожая на Чернецкий. Они проповедовали индивидуальное почитаниеБога и тесную связь с ним. Принципы этого движения были изложены в сочинении Фомы Кемпийского "О подражании Христу" (1427 г.), где описано значение любви Бога к человеку и божью благодать.

 

3. Школы и университеты

Образованных людей в средние века было относительно немного. В раннем средневековье, как вы знаете, образованные люди жили в основном в монастырях. 

Подъем Европы, началось в X веке, вызвало стремление к знаниям и потребность в образованных людях. Образование начала выходить за пределы монастырей.

В средневековой Европе можно выделить три уровня школ. Низшие школы существовали при церквях, монастырях, давая элементарные знания желающим посвятить себя служению Богу. Здесь изучали латинский язык, которым велось богослужения, молитвы и сам порядок богослужения. Средние школы зачастую образовывались у резиденций епископов. В них изучали семьи свободных наук "- грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию. Последняя содержала географию, астрологию, музыку. Первые три науки составляли "тривиум ", следующие четыре - "квадривиум ".

Начиная с XI в. в Европе зарождались высшие школы, которые впоследствии назвали университетами (от лат. universitas - совокупность). Такое название произошло от того, что первые университеты были общинами, которые объединяли учителей и учеников (ученики называли университет "альма матер " - Ласковая мать.) Такие объединения имели свои четкие правила поведения, свою структуру и претендовали на свою независимость от властей города, в котором они располагались.

Первые такие объединения возникли в итальянских городах Салернои Болоньи, где изучали медицину и римское право. На протяжении XII - XIII вв. количество университетов неуклонно возрастала. Самыми известными были Парижский (Сорбонна), Оксфордский и Кембриджский (в Англии), Саламанкский (В Испании) и т.д. В 1500 г. в Европе насчитывалось 65 университетов.

Образцом для университетов Европы стал Парижский университет. Он возник еще в первой половине XII в. и существовал как "свободная школа". В 1200 г. король Франции Филипп II Август предоставил "школе" специальные права. В университете было четыре факультета: артистический (Подготовительный, на котором изучались "семь свободных наук"), медицинский, юридический, богословский (философский).

Преподавание в университетах велось на латинском языке. Это давало возможность студентам начать обучение в одном, а заканчивать в другому. Четкого срока обучения в университетах не было, и поэтому некоторые студенты учились довольно долго. Студентов, которые путешествовали из одного университета в другой, называли вагантами(Бродягами). Основными формами обучения были лекции и диспуты между профессорами.

 

    

Культура и Образование в Западной Европе в XI-XVст.

 

4. Зарождение исследовательских знаний, алхимия

Сосредоточенность в Средние века на изучении лишь Священного Писания не удовлетворяла людей, которые задумывались над познанием окружающего мира.

Одним из первых интерес к естественным наукам обнаружил профессор Оксфордского университета монах францисканского ордена Роджер Бэкон. Он доказывал, что знания можно получить не в богословских спорах, а только изучая природу с помощью опытов. Бэкон сделал немало открытий. Особое значение он придавал математике, физике, химии, пытался создать микроскоп и телескоп, объяснил происхождение радуги. Современники считали Бэкона магом и волшебником: рассказывали, что он якобы создал медную голову, умевший говорить. Ученый был убежден, что можно построить самодвижущимися судна и тележки, сделать аппараты, которые летали бы в воздухе и двигались морским дном.

Слава о его достижения нарастала всей Европе. Завистники обвинили исследователя в связях с дьяволом. Монаха бросили в тюрьму, где он провел 14 лет и вышел на свободу лишь перед смертью.

Но жажда познания охватывала все более широкие слои общества. В Сицилийском королевстве, где тесно сплелись западноевропейская и арабский культуры, было переведено многочисленные естественные произведения греческих и арабских авторов. В знаменитой медицинской школе в Салерно разрабатывались описания лечебных качеств растений, практические рекомендации по противодействий яде, полезные наставления по поддержанию здоровья и т.д.

Важные практические знания накапливали алхимики и астрологи. Первые занимались поисками "Философского камня", с помощью которого обычные металлы можно было бы превратить в золото. Эти усилия оказались напрасными, но вскользь алхимики изучили свойства различных веществ, создали немало исследовательских приборов и т.д. Астрологи, которые предвещали судьбы людей по расположению небесных тел, сделали многие открытия в области астрономии.

Обогатились и географические знания европейцев. Венециансь-кий купец Марко Поло совершил путешествие в Китай и Центральную Азию. Свои впечатления он описал в "Книге", которая на протяжении всего средневековья оставалась любимым чтивом европейцев.

В XIV - XV вв. увидели свет немало описаний различных земель. Наряду с достоверными сообщениями содержали различные фантастические истории, например, о полулюдей-напивчудовиськ. Такими фантастическими описаниями были полны книги о животных и растениях. Впечатления от путешествий расширяли знания о мире и способствовали совершенствованию географических карт. Этим закладывался фундамент для будущих великих географических открытий.

 

5. Героический эпос

Героический эпос - рассказы о героях - посвящен вождям и королям раннего средневековья, об известных битвы, сказочных героев. Ранее эти переводы распространялись из уст в уста, а с Х в. их стали записывать. Известнейшими героями были рыцари Зигфрид, Роланд, Сид, Король Артур, бесстрашный Беовульф.

О благородном Зигфрида, прекрасную Кримхильда, о германцев и их борьбу с гуннами рассказывает "Песнь о нибелунгов ". Зигфрид обладал сказочными богатствами - золотым сокровищем нибелунгов- Подземных карликов. Он полюбил Кримхильда и женился. Но его сокровища не давали покоя королю, который приказывает убить Зигфрида. Преданная жена решает отомстить. Она пригласила короля и его свиту на банкет и здесь убивает его мечом Зигфрида, но и сама погибает поражена одним из вассалов короля.

Одним из наиболее любимых героем средневековья был король Артур - храбрый борец против англо-саксонских завоевателей Британии. Его образ обрисован в десятках романов. Рыцари "круглого стола", волшебный меч Эскалибур, Жена Джинерва, волшебник Мерлин - Стали неотъемлемыми частями образа.

Скандинавский герой конунг Беовульф всю жизнь боролся со страшными чудовищами. Он и погиб. Убив последнего дракона.

Наиболее известными поэмами стали французская "Песнь о Роланде" и испанская "Песня о моем Сида ".

"Песнь о Роланде" рассказывает о временах Карла Великого, о борьбе с арабами. Отважный воин Роланд, прикрывая отступление, ценой своей жизни спас жизнь сеньору. Благородный Роланд стал образцом верности и чести для многих поколений средневековых рыцарей.

"Песня о моем Сида " рассказывает о событиях Реконкисты в Испании, где отважный рыцарь Сид громит двух мусульманских правителей и большое количество их воинов. Сид прославился своей смелостью, великодушием, любовью к родины и преданности королю.

 

6. Рыцарская культура

Рыцарство, подобно другим слоев феодального общества, создало собственную культуру, которая окончательно сформировалась в XIII в. Это была сложная система ритуалов, обычаев, манер, дворянской вежливости (куртуазностью; разнообразных светских, придворных, вооруженных (турниры) развлечений. Кроме того, она оставила рыцарскую поэзию о любви, романы, которые в значительной степени дополнили героический эпос.

В рыцарских романах доминировали две основные темы: куртуазная любовь и рыцарская верность. Эти темы являются основными и в известных стихотворных романах Кретьена де Труа, Написанных в 1160 - 1190 рр. Первая тема шире раскрыта в "Ланселот ", вторая - в "Персеваль ". “Персеваль "начало цикл романов о поисках "Святого Грааля "- Чаши, которой пользовался Христос на Тайной вечери, в которую Иосиф из Аримафеи собрал кровь из Христовой раны, нанесенной римским воином. Но самый известный рыцарский роман - рассказ о высокой любви и трагическую смерть Тристана и Изольды.

 

Тристан был преданным вассалом короля Марка, отважным воином, охотником, поэтом и знал много языков, а также был музыкантом и добрым, щедрым рыцарем. Король Марк решил жениться на заморской красавицы Изольде и отправил за ней своего верного вассала. На обратном пути, на корабле, Тристан и Изольда случайно выпили напиток любви и полюбили друг друга.  Король решил их казнить, но Тристан решил уйти в изгнание. Там он был смертельно ранен. Последним его желанием было увидеть Изольду и он отправил за ней корабля. Если она будет на корабле то паруса на нем должны быть белыми. Однако когда корабль с Изольдой возвращался, то на нем забыли изменить паруса. Тристан увидев такой цвет умер с горя не дождавшись встречи. Изольда. Что сбежала на берег, увидев бездыханное тело Тристана, Тоже замертво падает.

 

В рыцарских романах отразилась извечная мечта человека о высокой и преданную любовь, для которой нет преград и расстояния.

Важной составляющей рыцарской культуры была куртуазная (рыцарская) поэзия, которая была присуща только периода Средних веков с XI по XIII в. Своего расцвета куртуазная поэзия достигла в творчестве трубадуров. Трубадурами называли светских поэтов, которые происходили из разных слоев общества, главной темой ее произведений была куртуазная любовь. Трубадуры появились на юге Франции в Провансе, где впервые в Европе сформировался литературный язык. Поэзия трубадуров была обязательно песенной. Ее исполняли под аккомпанемент музыкальных инструментов сами трубадуры или нанятые странствующие певцы-жонглеры. Нам известны почти все авторы поэзии трубадуров. Среди них были даже женщины, в частности Элеонора Аквитанская. В конце XIII в. с покорением Прованса французскими королями и при поддержке католической церкви богатая культура региона была уничтожена.

Наряду с поэзией трубадуров в немецких землях развивалась собственная традиция любовной поэзии - минезанг, что значит "любовная песня". Миннезингеры, опираясь на народные песни, наряду с воспеванием высокой любви большое внимание уделяют описанию природы. Особенно весной. Самым выдающимся миннезингеров считается Вальтер фон дер Фогельвейде.

Основой рыцарской культуры был кодекс рыцарской поведения, основанный на чести. Согласно тому неписаным собранием нравственных правил, рыцарь должен был быть безгранично преданным Богу, верно служил своему сеньору, как и прекрасной даме, занимался слабее, женщинами, священниками и обездоленными, неизменно придерживался всех обязанностей и клятв.

Однако реальная жизнь значительно отличалось от идеала. На неблагородных и простолюдинов рыцари смотрели пренебрежительно, используя любую предлогом для притеснений, грабежей или образ. Правда, своих крестьян они меньше оскорбляли, ибо их кормили. В других странах и за пределами Европы особенно в отношении нехристиан, рыцари чинили произвол. Встреча с рыцарем на пути простому человеку не предвещала ничего хорошего.

Двояким было отношение к женщине. С одной стороны ее идеализировали как божественное естество, а с другой, за "ошибку" Евы, к ней часто относились как кстати, не имеет никакой цены. Хотя в средние века женщины часто становились правителями или своим поведением влияли на судьбу целых королевств. Не спроста во Франции, появился выражение, которое указывает путь поиска неизвестной причине какой события: "Ищите женщину"!

 

        
Развлечения феодалов. Турнир

 

7. Городская культура

Мещане, которые в своей жизни значительно отличались от других слоев средневекового общества, тоже создали собственную культуру. Городская культура имела светский характер и была тесно связана с народным творчеством. Среди жителей городов были популярны стихотворные басни, шутки, в которых рассказывается о находчивых жителей городов, находили выход из любых трудных ситуаций.

Яркое проявление городская культура имела в развитии литературы. Наиболее известным и любимым произведением жителей городов был французский "Роман о Лисе", в котором под видом животных представлены все слои средневекового общества - феодалы, короли, священники, мещане. Главный герой - Лис Ренар, сообразительный, жизнерадостный, способный найти выход из любой ситуации. Ренар является олицетворением богатого бюргера. Он постоянно водит за нос Волка Изегрина и его брата Примо (Олицетворяли образы рыцарей): то заставит Изегриналовить рыбу хвостом и того побьют крестьяне, то убедит Примо служить в церкви и тот едва спасется от разгневанных крестьян. Ноябрь обманывает Льва (короля), насмехается над нимало Осла (священника). Как настоящий Лис, он гоняется за зайцами, курами (Обычные люди), но из этого у него ничего не получается. Роман веселил всех. Один аббат жаловался, что его монахи с большей охотой читают роман чем Библию.

Не менее популярным был и "Роман о Розе", в котором воспевается природа и человеческий разум, утверждается равенство людей.

Городская литература воспитывала чувство человечности. Она отражала самосознание горожан, которые ценили свою свободу и независимость.

Неотъемлемой частью городской культуры было творчество странствующих актеров, музыкантов, певцов, танцоров и акробатов, фокусников, которых называли жонглерами. Они были любимцами жителей городов. Путешествуя из города в город, они показывали свои спектакли на городских площадях под открытым небом.

 

Мнение историка

"Культура средневековья - неотъемлемая и закономерная часть   общемирового культурного развития, которая в то же время имеет свой глубокий   самобытный содержание и оригинальный образ "/ Русский   исследовательница В.Уколова/

 

8. Книгопечатание

В средние века книги были редкостью. Это объяснялось тем, что каждая книга была оригинальным рукописным произведением, а также тем, что грамотных людей было мало. Книги писались на специально обработанной телячьей или овечьей шкуре - пергаменте. Пергамент был выносливым, крепким и красивым, но очень дорогим. Не менее дорогой была и обложка книги. Кроме того книги украшались рисунками - книжными миниатюрами. Поэтому особенно ценные книги в монастырских библиотеках держали на цепи.

Рост числа грамотных людей, распространение бумаги обусловило увеличение спроса на книги их удешевлению. Появились мастерские по массовому переписи книг. В XIV - XV вв. интерес к писаного текста значительно возросла, особенно к Слову Божия. Чтобы удовлетворить растущий спрос, нужно было продумать новый способ изготовления книг. В начале XV в. в Европе появились первые книги, изготовленные с помощью отпечатков вырезанных на дощечках текстов. Однако Таким образом был трудоемким и не удовлетворял потребностей времени, причем переписчики работали быстрее, чем изготавливался макет такой печатной книги.

Около 1445 г. немецкий ремесленник Иоганн Гутенберг (1399 - 1468) изобрел способ книгопечатания, что его используют и поныне. Из металлических кубиков с выпуклыми зеркальным отпечатками букв - букв - В специальных рамках набирается текст страницы, которая потом с помощью пресса печатается. Этот изобретение корне изменил систему передачи информации: устную форму заслонило печатное слово.

 

Демонстрация первый печатнойкниги з арифметики. Італия, 1478 р.

 

9. Архитектура и искусство

За XI - XV вв. искусство знало два основные художественные стили, которые сменяли друг друга - романский и готический. Первый стиль - романский - господствовал в XI - XII века, второй - готический - в XII - XV вв. Эти стили наиболее ярко проявились в архитектуре замков и церквей.

Романский замок, ремонт и оборонная сооружение феодала, характеризовался массивностью форм, которые оказывали ему особого монументальности, а окружающие крепостные стены усиливали это впечатление. Весь архитектурный облик замка давал представление о могуществе его обладателя. Романский собор, которому присущи те же стиле, должен был воплощать идею величия и могущества церкви. В основу романского собора лег план римской общественной (светской) здания - базилики.

С первых лет романской архитектуры встал вопрос о каменный перекрытия здания. Это технически сложная задача было решено сведением полуциркулярными своды, в строительстве которого мастера романского стиля достигли поразительного мастерства.

Примером романской здания может служить Вормский собор(Германия) с массивным каменным сводом, подпереть массивными стенами. Небольшие окна, пробитые в толстых стенах и похожие на бойницы, горизонтальный разделение стен полуциркулярными арками лишь подчеркивают грандиозность и строгую монументальность сооружения. Мрачную величие архитектуры усиливает скульптура, лишь условно передает черты человека.

В XII - XV вв. в Западной Европе бурно росли и развивались города. Расцвел и новый архитектурный стиль, который впоследствии получил название готического, А тогда он назывался новой французской манерой. В XII - XIII вв. во Франции производилось такое бурное строительство, что, по подсчетам ученых, на сооружение храмов было потрачено более камня, чем в Древнем Египте. Среди зданий, построенных в то время, поражают воображение и сейчас соборы в Реймсе и Амьене, Лани и Бове, Шартре и Париже. Фундаменты этих зданий закладывались на глубину до 10 метров, а их башни возвышались на высоту 40-этажного дома. Эти величественные соборы имели вместить почти всех жителей города того времени. Так, Амьенский собор вмещал до 10 000 верующих.

Готический стиль - Один из немногих, чья дата возникновения определена точно. Аббат Сен-Дени, усыпальнице французских королей, Сугерий(1080 - 1141) захотел предоставить необычной формы церкви своего аббатства. Опираясь на произведения греческого теолога Дионисия, жившего в V веке, Сугерийсчитал, что божественную красоту можно передавать через создание прекрасных вещей. Из этого следовало, что архитектура церкви должно нести красоту, легкость и величие. В 1137 эта идея была воплощена в жизнь.

Основными признаками нового стиля были тонкие стены, высокая стремительная арочная потолок, большие окна, украшенные цветными витражами.

Всего этого можно было достичь лишь благодаря новой системе и технике строительства. Конструкция опиралась на несущий каркас, построенный вне стен собора. Это позволило строителям сооружать соборы невиданной высоты с тонкими стенами и большими обрывистыми окнами. Вертикализация строительства стала важной особенностью готического стиля.

Появление больших окон дала толчок расцвета витражей. В XIII в. они распространились по всей Европе. Витражи - это мозаика из цветного стекла, которая с помощью связок (в средние века использовали свинец) соединялась в какую композицию. Витражи в католических храмах воспроизводили библейские сюжеты и заступили росписи. Настоящим чудом остаются витражи собора Шартра. 173 витражи площадью 2000 кв. м, изготовлены в XII - XIII века, воспроизводят библейские сюжеты.

Еще одним важным элементом готического стиля является скульптура, как воспевает, наполняет сооружение движением. В готическом храме скульптура играла роль, с одной стороны, архитектурной украшения, а с другой, - энциклопедии знаний и представлений о мир средневекового человека. Рядом со скульптурами святых, ангелов, Иисуса Христа, Девы Марии, демонов появились скульптуры обычных людей. К тому же все скульптуры получили человеческих черт, характера. Так в недрах готического стиля зародились ростки интереса к человеку, миру, в котором она живет. Этот нюанс развивался уже за следующей эпохи - Возрождения.

 

Средневековый замок в Шотландии

 

10. Ранний гуманизм и Возрождение

В конце Средних веков в культуре Западной Европы происходят изменения. Они были обусловлены многими факторами. Одним из главных стал тот, что человек стал больше полагаться на собственные силы, а не смиренно подчиняться поведении той группы, к которой она принадлежала. Личный интерес, стремление к успеху, сосредоточенность на себе открыли новый путь в развитии человека. Человек начинает по новому смотреть на мир, на себя, на  место человека в мире. Такие новые взгляды совпали с периодом повышенного интереса к античности. Античность считалась идеальным периодом в истории, когда процветали науки, искусства, государство и общественную жизнь. Подтверждением этого были те вещи, рукописи античных времен, поражавших своим совершенством.

Указанное выше наиболее заметным было в Италии, где кипела городская жизнь, а остатки античности лежали прямо под ногами. Проявление интереса к античности сопровождался и попыткой возродить подражать ей. Именно поэтому новую эпоху, началась назвали Возрождением, Или по-французски Ренессансом. Хотя на самом деле было не возрождение, а создание новой культуры, которая соединила в себе элементы античной и средневековой.

С XIV в. любители античности опираясь на полученные знания считали, что нужно в первую очередь заниматься "studia humanitatis” т.е. "изучением человеческого".  Тех, кто изучал человеческое с конца ХV в. стали называть гуманистами. На настоящее время словом "гуманизм" мы называем любовь к людям и такое понимание мира, при котором человек является высшей ценностью.

В те времена гуманистом мог стать любой, кто горячо любил античность, а также имел время и способности, чтобы ее изучать. Но в действительности гуманистов было очень мало. Они объединялись в малочисленные кружки. Однако знание этих людей давали им возможность занимать высокие посты в управлении итальянских городов, в канцеляриях королей, кардиналов и пап.

В противовес христианским добродетелям гуманисты выработали собственные, важнейшие из которых провозглашались достоинство и доблесть. Хотя все гуманисты были искренними христианами. Каждый из гуманистов стремился стать всесторонне развитым человеком, способной к творчеству в разных сферах науки, литературы и искусства, т.е. стать "универсальным человеком".

На пороге великой культуры Возрождения стоял известный поэт и философ Данте Алиг `ери (1265-1321 гг.) Жизнь его было нелегким. Он родился во Флоренции и очень любил свой город, но большую часть жизни был вынужден прожить в изгнании. Принимая активное участие в политической борьбе, он оказался в лагере, который проиграл. Он рано начал писать стихи. Все они были посвящены одной девушке - Беатриче. Еще мальчиком Данте увидел ее на детском празднике и горячо полюбил ее на всю жизни, хотя видеть ее мог редко лишь издалека - в церкви или на улице. Сама Беатриче стала женой другого и умерла рано. Наиболее известное произведение Данте "Божественная комедия". Комедиями в те времена называли произведения из счастливым концом о необычных событиях героев. Божественной ее назвали за выдающееся художественное исполнения.

Для своего произведения Данте избрал форму видение: в темном лесу он внезапно встречает выдающегося римского поэта Виргилия, С которым отправляется в путешествие в потусторонний мир. С ним он проходит девять кругов Ада, а потом с другими героями Чистилище и Рай. Поэма рассказывает о  Италию, Флоренцию. Пап, императоров, монахов и святых, античных полководцев и мудрецов. Ее главный герой - сам Данте и его современники. Одних он сурово критикует, другими увлекается. Всех, кого встречает Данте в потустороннем мире продолжают переживать страсти земной жизни: гнев, гордость, презрение. Именно этот накал страстей, которыми насыщен мир, стало новым для литературных произведений.

Так, если Данте был предшественником Возрождения, то первым человеком Возрождения можно уверенно назвать Франческо Петрарку (1304-1374 гг.) Он не занимал никаких официальных должностей, но был настолько известным, что с его мнением считались короли и папы. Петрарку прославила "Книга песен" - 366 стихов (сонетов) посвященные его возлюбленной Лауре. Как и Данте, он влюбился в Лауру в детстве. Но его любовь к ней осталась неразделенной. Сама Лаура умерла от эпидемии чумы. За свои поэтические способности он, как в Античные времена, был коронован лавровым венцом на римском Капитолии.

Последователем и другом Петрарки был Джованни Боккаччо(1313-1375 гг.) Он тоже писал стихи о любимой Марию. Но славу ему принес сборник из ста рассказов "Декамерон". Рассказы написаны от имени веселой компании из семи девушек и трех парней, в течении десяти дней находились в загородном доме, скрываясь от эпидемии чумы. В течение десяти дней они забавляли друг друга всевозможными жизненными историями о любовь, расставание, путешествия, приключения.

Все выше указанные произведения были написаны живым народным итальянском языке. Этим они доказали, что народным языком можно писать выдающиеся произведения, передавать весь спектр чувств.

Среди создателей новой культуры были и художники. Важным достижением искусства этой эпохи стало появление линейной перспективы. Средневековые художники всегда на картинах изображали более значимые фигуры, вещи больше, несмотря на то, где они изображены: на переднем или заднем плане. Картины в линейной перспективе изображаются так, как видит мир человеческий глаз: предметы на переднем плане больше, на заднем - меньше.  Также художник пытается передать индивидуальные черты человека, его характер. Быстрого распространения приобретают картины светского характера, появляется такой новый жанр, как портрет.

Как Данте в литературе, в искусстве новую культуру начал флорентиец Джотто где Бондоне (1266-1337 гг.) По преданию, когда он в детстве пас овец, он на камнях рисовал картины природы, которую он видел. Однажды рядом проходил художник. Который сказал: "Господь дал тебе великий талант!" С тех пор детское увлечение перерастает в профессиональную деятельность Джотто. Он рисовал портреты, иконы, фрески. Первой его большой работой была  фреска посвящена жизни Святого Франциска. Наиболее известной работой Джотто была роспись церкви в Падуе. На фресках он изобразил Иисуса, деву Марию, апостолов как земных людей - умными, честными, красивыми, твердыми духом. На их лицах человеческие чувства и переживания. Сцена "Поцелуй Иуды" показывает и отношение художника к евангельским событиям. Джотто много сделал для родного города, за что был похоронен как выдающийся гражданин в соборе города.

Телесность, объемность фигур, линейная перспектива в полном объеме впервые появившуюся в творчестве флорентийца Мазаччо (1401-1428 гг.) Хотя он прожил короткую жизнь, он успел одержать громкую славу. Самой известной стала сцена "Изгнание из Рая" с фрески одной из флорентийских церквей.

Все последующие художники Возрождения учились на картинах Джотто и Мазоччо. Вершиной Раннего Возрожденияв искусстве считается картина Сандро Боттичелли (1445-1510 гг.) Его картины "Весна", "Рождение Венеры" передают понимание красоты как внутренней, так и внешней художниками Возрождения.

Принципы Возрождения нашли свое отражение и в скульптуре. Так флорентиец Донателло(Бл.1386-1466) возродил античные традиции, отступив от средневековых традиций, создал круглую скульптуру. Такая статуя была самостоятельным произведением художника, а не частью украшения храма. Ее можно было созерцать со всех сторон. Самым выдающимся произведением Донателлостала скульптура библейского Давида.

Начала культуры Возрождения в архитектуре заложил архитектор и скульптор Филиппов Брунеллески(1377-1446 гг.) Он разработал законы линейной перспективы и решил сложные инженерные задачи по созданию огромных куполов над соборами. Главным в его творчестве стало создание купола собора Санта-Мария-дель-Фьорево Флоренции.

Культура Возрождения изменила средневековое представления о мире, земную жизнь, человека и его достоинства. Человек был поставлен в центре мироздания.

 

Проверьте, как запомнили

1.      Из каких источников брала свое начало средневековая культура?

2.      Когда состоялось первое подъема средневековой культуры?

3.      Что такое схоластика?

4.      Кто такой Фома Аквинский и каков его вклад в средневековую культуру?

5.      Где можно было получить образование в  Средние века?

6.      Что такое университет и как там учились?

7.      Кто такой Роджер Бекон? Который его вклад в развитие науки?

8.      Назовите главных героев героического эпоса средневековья.

9.      Каким темам был посвящен рыцарская литература?

10. Какие отличия имела городская культура в Средние века?

11. Что такое героический эпос? Назовите главных героев эпических произведений.

12. Кто такие трубадуры и миезингеры?

13. Кого в Средние века называли жонглерами?

14. Кто был изобретателем книгопечатания в Европе?

15. Какой была тематика литературных произведений эпохи Возрождения?

16. Какие архитектурные стили господствовали в Средние века?

17. Назовите самые известные архитектурные сооружения средневековья.

 

Подумайте и ответьте

1.      В каких условиях развивалась культура в раннем средние? Можно ли эти условия назвать благоприятными?

2.      Что такое "королевское возрождения"? Каковы его черты?

3.      Почему Карл Великий уделял большое внимание развитию культуры?

4.      Почему в IX-XI вв .. культура развивалась преимущественно за стенами монастырей?

5.      Какие основные проблемы поднимала средневековая философия? Что такое схоластика?

6.      Почему возникла потребность в университетах?

7.      В чем заключалась сущность изобретения И. Гутенберга?

8.      Чем можно объяснить медленное развитие научных знаний и слабый интерес к естественным наукам?

9.      Как связаны между собой героический эпос и рыцарский роман?

10. Как проявилось Возрождения в искусстве?

11. Почему культура Возрождения возникла именно в Италии?

 

Выполните задачи

1.      Составьте сравнительную таблицу "Архитектура средневековья".

 

Романский стиль

Готический стиль

Период доминирования

 

 

Черты

 

 

Достопримечательности

 

 

2.      Определите основные отличия искусства Возрождения от средневекового искусства.

3.      Укажите основные черты рыцарской культуры.

4.      Составьте рассказ об одном из деятелей Возрождения.

 

Для любознательных

В чем взгляды гуманистов расходились с традиционным средневековым мировоззрением?