§ 58. Религиозное и духовная жизнь восточных славян (учебник)

§ 58. Религиозное и духовная жизнь восточных славян

1. Язычество

На протяжении многих веков у славян формироваласьсистема религиозных верований, которую называют язычеством. Язычество славянпрошло длительный путь развития. Сначала основой религиозно-мифологической картинымира становится классическая индоевропейская модель, когда мир богов, общество икосмос делятся на три ступени. На каждой ступени боги размещаются по правилупарных оппозиций (противопоставлений), когда в противовес позитивному (хорошем) богу естьбог отрицательный (злой).

На рубеже эр, образовались отдельные культы определенных богов,которые являются отдельными и несвязные связанными с другими богами. Для "обслуживание "этих богов образовались отдельные группы жрецов (волхвов), которые одновременно являлисьносителями тайных знаний. Наиболее популярными стали боги Перун, Велес, Род.

Основы славянского пантеона (совокупности богов) сложились в праславян эпохи бронзы. Выше, наднебесноймир, возглавляли Сварог и Стрибог. Светлый Сварогсвязывался со спокойным, ясным, доброжелательным к людям состоянию неба. Мрачный«Бог-отец» Стрибог олицетворял темную, бурную силу,которая могла обернуться как во благо, так и во зло.

На среднем уровне между небом и землей действовали уже их сыновья, которыеконкретизировали и осуществляли отдельные функции богов-родителей. Это был Даждьбог,сын ясного неба Сварога, и Перун, бог грома, сын бога темного и заоблачногонеба Стрибога. Даждьбог (переводится как «бог жары")был богом солнечного света, тепла, плодородия вообще. Он отвечал захлебопашество и общественный порядок. Седобородый поборник демонов Перун-громовержецездил небом на колеснице. Вслед его колеса на небе есть молния, гром -то звук его колеснице, а колесо - то солнечный диск. Перун в праславян был богом воинов. На этом уровне действовал также Огонь-Сварожич - Вероятнее всего, защитник ремесленников. Здесьтакже были боги-женщины Лада и ее дочь Леля. Первая была богиней брака,достатка, времени созревания урожая, вторая - защитницей холостых девушек,богиней весны и первой зелени.

Главными фигурами нижнего, подземного мира были Род- Обладатель земли и всего живого и Велес - хозяин подземного мира.Велес считался противником Перуна, проводником душ умерших в потусторонниймира. К богам подземного мира принадлежала, вероятно, Мать Сыра Земля - богиняземли, урожая, Великая Мать всего живого. Мокошь, Какее называли, была, вероятно, женой Сварога и матерью Лады.

Пантеон богов не оставался неизменным на протяжении славянской истории. Измененияв хозяйстве и общественно-политической жизни обусловили изменения в иерархиибогов. Значительно изменился культ Велеса: он стал считаться богом скотоводства, авпоследствии и торговли. В древности славяне часто использовали прирасчетах скот и Велес стал защитником купечества и гарантом договорныхвзаимоотношений. Он также стал считаться богом урожая, поскольку, как решили славяне,похоронены в земле предки защищают урожай. Во время жатвы для Велеса всегдаоставляли на поле последний сноп хлеба. С Велесомсвязывалось и владения сокровенными знаниями «волхвования», считалось, чтоон - проводник душ умерших в загробный мир.

Появление военных вождей с их женами и формирования основ государственнойвласти в I тыс. до н.э. повлеклото, что высшим богом стали считать Перуна. Именно об этом, вероятно, возвещалПрокопий Кесарийский, когда писал, что анти и склавины «считают, что только одинбог - творец молний является обладателем всего мира, и приносят ему в жертву быков и всех других животных ».

Славянское общество более структуризувалося по роду занятий и имущественному положению. Выделилась правящаяверхушка, которая сосредоточила в своих руках право перераспределения производимойизбыточной продукции.

Трищаблева система сменилась коническую (пирамидальную). На переднейплан выдвинулся бог Сварог и боги, которые связаны с ведущими общественными и производственнымифункциями: Даждьбог, Перун, Лада, Огонь-Сварожич,Велес.

Между богами установились родственные связи. Этой семьебогов противостояли силы хаоса во главе с Чернобогом (ИлиЧудом).

Наряду с культом этих ведущих богов сохранилась с незначительными изменениями верав богов, которые остались от праславянских времен. Как и другие народы, давниеславяне верили в жизнь после смерти, чествовали духов предков.

 

2. Славянские святилища

Традиция создания открытых святилищ с жертвенным костром и сооружениемкаменных антропоморфных (человекообразных) идолов прослеживается на украинскомземлях со времен индоевропейцев.

Древние славяне устраивали свои святилища преимущественно на холмах ивысотах с "лысой " (Безлесной) верхушкой. Археологическиераскопки позволили воссоздать облик мест, где славяне чествовали своихбогов. На вершине холма находилось капище - место, где стоял кап -идол. Капище окружали два земляные валы с пространством между ними. На близком ккапища вала были участки, на которых разлагалось священное костра. Промежуток междудвумя валами назывался требищем, Поскольку тамосуществляли требу - жертвенную пищу. Славяне верили, что во время священного пиру к ним присоединяются боги. Пирыустраивались как просто небе, так и в специальных зданиях-хоромах или храмах,расположенных на требище. Второй вал был внешнейпределом священного места, осквернение которого считалось кощунством и каралосьсмертью.

В 1908 г. дваньословьянське святилище былооткрыт на Старокиевской горе в Киеве археологом Викентием Хвойко.

 

3. Збручский идол

До наших дней сохранилось очень мало славянских идолов. Славяне верили вмагические свойства дерева и пытались соединить ее с силой самого бога.Самым интересным среди известных является найденный в 1848 г. у м.Гусятинана Тернопольщине на реке Збруч каменный так называемый "Збручский идол ". Сейчас он находится в Краковском археологическоммузеи, а его копию установлено на Софийской площади в Киеве. На месте находкибыло святилище конца IX - начала Х века, однако исследователи полагают, чтосама скульптура гораздо древнее.

Збручский идол есть каменной скульптурой в виде столба высотой в 3 м, покрытой из четырехсторон изображениями. Это, вероятно, символизировало распространение его силы на всечетыре стороны света. Каждую сторону идола содержит трехъярусную композицию изображенийсоответствующую представлениям славян о мироздании: небо, где живут боги, земля -мир людей и подземный мир. В верхнем ярусе покрытого одной шапкой столбачетыре изображения богов. Центральное женское изображение с рогом изобилия возможнопринадлежит богини урожая Мокоши. Слева от нее бог,опоясанный мечом, у ног которого скачет лошадь - вероятно это Перун. Изображенную деложенщину с обручальным кольцом отождествляют с богиней брака Ладой. Четвертое, мужскаяизображения, связывают с Дажбогом. В среднем ярусе изображен мужчин иженщин в ритуальном хороводе. Нижний ярус представлен одним богом, стоящийколенях и поддерживает землю, человеческий мир. Это изображение единогласносвязывают сВелесом - Богом загробного мира.Благодаря расположению Велеса определяют переднюю и заднюю части идола. Идолабыло установлено на святилище на горе Богит надЗбручем. Святилище просуществовало до середины XIII века, когда в связи смонгольским нашествием волхвы сняли идола и спрятали его в реке Збруч.

 

Вопросы и задания

1. Как называется религия древних славян?

2. Назовите основных богов славянского пантеона.

3. Какие изменения имели место в веровании и обычаях славян втечение веков? Чем были обусловлены эти изменения?

4. Где славяне поклонялись своим богам?

5. Составьте описание Збруцкого идола. Что означают изображения на нем?