§ 34. Афинское государство

§ 34. Афинское государство

 

Древняя Аттика

 

1. Возникновение Афинского государства

ВСредней Греции расположена область Аттика, в которой и возникло Афинское государство.В западной части Аттики является равнина, где можно было заниматься земледелием.Остальная часть области была гористой, где ее жители разводили овец, коз,свиней. Для выращивания зерновых культур земля Аттики малопригодной. Поэтомуафиняне отдавали предпочтение выращиванию винограда и оливковых деревьев, а зерновыепокупали или обменивали у соседей.

 

Афинская монета

 

Бедны дляземледелия земля Аттики была богатой глиной, мрамором, железом, серебром,способствовало развитию всевозможных ремесел.

Главнымгородом Аттики был город Афины, Одноиз старейших городов Европы. Начало городу положило поселение, возникшее нахолме посреди равнины. Крутые склоны холма были естественным защитой дляжителей поселения от врагов, пиратов. Построены впоследствии стены превратилипоселение в настоящую крепость - акрополь.

 

Афины V-IV ст.до н.э.

 

В мифахрассказывается, что когда был построен город, но еще не мало своего названия, оправо быть его покровителем вели спор бог Посейдони богиня Афина. Боги решили присудить победу тому, чей подарок для городабудет наиболее ценным. Посейдон ударил трезубцем поскалы и появилось источник воды, но вода в нем оказалась соленой, так Посейдом покровительствовал морей. Тогда Афина вонзила своегокопья в землю, из которого выросло оливковое дерево. Все признали подарок Афиныболее ценным и город был назван в ее честь. Афиняне прославили роднуюпокровительницу, строя в ее честь храмы и статуи.

Городбыстро росло, ему было тесно на холме и афиняне начали строить своипомещение у его подножия. Центром городской жизни была рыночная площадь - агора,где велась бойкая торговля.

Свободноенаселение Афин, как и остальные греческих полисов состояло из крестьян, ремесленников изнати. Знатные люди назывались аристократами (лучшие, благородные). Благодаря своемупроисхождению они держали в своих руках управление полисом (некоторые знатные родывели свою родословную от богов, героев, древних царей). Представители знатныхродов образовывали ареопаг - совет знати, заправляла всеми делами города.Ареопаг избирал ежегодно 9 правителей - архонтов, непосредственноосуществляли власть (жрец, полководец, "министр ",шесть судей).

Всенезнатные граждане независимо от того бедные они или богатые назывались демосомт.е. народом. Демос был недоволен всевластием аристократов и стремился тожепринимать участие управлениях государством.

 

2. Законы Драконта

Всевластиязнати давало ей все споры решать в свою пользу, даже бывалонарушая стали обычаи. Такое положение возмущал народ, который требовал записать давниеобычаи, чтобы судьи решали дела не так, как им заблагорассудится, а в соответствиипо закону.

В 621 г.до н.э. архонт Драконт наконец составил писанызаконы, но включил в них не только нормы древних обычаев, но и добавил многосвоих. Многие из тех законов могут показаться странными для современных людей. Так,например, животного или какой-то предмет можно было судить так же как и человека. Еслисобака покусала или бык залигав человека они подвергались изгнанию за пределы Аттики,равно как черепицу, которая случайно упала на голову и забила человека.

Главнойзаслугой Драконта было то, что ему удалось положитькрай кровной мести. То есть все дела об убийствах решались в суде, а неродственниками погибшего, которые мстили обидчикам.

Озаконы Драконта говорили, что они «писаны кровью»,потому что за даже малейшую кражу овощей, фруктов предполагалось смертная казнь.Когда Драконта спросили, почему такие строгие законы, онответил, что «не большего не менее наказания он придумать не смог».

Понастоящее время слишком суровые наказания, меры называют драконтивськимы.Тем не менее греки считали, что лучше плохие законы, которых придерживаются, чемдобрые, не выполняются.

 

3. Реформы Солона

Жестокиезаконы, хотя и упорядочили несколько жизни в Афинах, но не решали проблемы.Борьба между демосом и аристократией продолжалась. Аристократы, пользуясь своимположением всевозможными способами забирали землю у крестьян, а их за долгипревращали в рабов. Положение было угрожающим и могло взорваться народным восстанием.Было принято решение: избрать правителя, который примирит демос с аристократией.

В 594 г.до н.э. первым архонтом был избран Солона, человека знатного происхождения,но, пользовавшийся уважением и доверием у демоса за его честность и порядочность.В молодые годы он был купцом, побывал во многих странах, писал стихи и былдостаточно веселым человеком.

Солон провел реформы для демоса и в управлении государством. Былооблегчено положение крестьян, отменены долговое рабство, отменен долги, уничтоженыдолговые камни, освобождены от рабства попавших туда за долги. Частькрестьян вместе со свободой получила обратно свои земли. Запрещалось афинян брать врабство за долги. В хозяйствах богачей разрешалось использоватьтруд лишь рабов чужаков.

Реформы подрывали политическое господство знати, теперьполитических правах зависели не от знатности, а от размера имущества.

Все мужское население - уроженцы Аттики считались гражданамиАфинского государства.

Все население Афин Солон разделил на четыре группы взависимости от имущества и доходов. К первой и второй групп входили самые богатыелюди, к третьей - середняки, к четвертой - бедняки (феты). Все четыре группы имели право участвовать в возрожденных народных собраниях и вобразованном народном суде. Но высшие посты в государстве занимали представителитолько первой группы. В совет четырехсот имели право избираться представителипервых трех групп. Судьями можно выбирать любого из всех четырех групп.

Первые три группы должны служить в армии тяжеловооруженных воинами и всадниками. Четвертая группадолжна была служить во время войны в легкой пехоте или матросами на кораблях.

К одной группе не входили люди, по своему происхождениюне считались афинянами, а также рабы. Они не были допущены к управлениюгосударством.

Реформы Солона прославили его как основателя афинскойдемократии, т.е. народовластия. Сам он очень гордился тем, что примириларистократию с демосом.

 

Реформы Солона (594-560 гг до н.э.)

Реформа

Содержание

Запрет  долгового рабства и отмены всех долговых обязательств

Граждан  Афины нельзя было продавать в долговое рабство

Реорганизация  государственных органов власти

Высшим  органом власти стали народное собрание - екклесия,  в которым имели право принимать участие мужчины, достигшие 20 лет.

Совет  старейшин - ареопаг, избиравшийся из аристократов, стал разбирательствами тяжелые  преступления и контролировать работу чиновников.

Была  создан совет 400-сот (буле), которая избиралась народным собранием, выполняла  роль чиновников и готовила дела для обсуждения на народных собраниях.

Введены  суд присяжных (гелия). Присяжным мог быть  гражданин, достигший 30 лет. В год избиралось 6000 присяжных.

Общественный  разделение населения

Все  населения Аттики были разделены на 4 группы по числу мер зерна,  оливкового масла или вина, которую должен хозяин. Первые три группыпьет ятисотмирникы, Всадники, зевгиты)  имели право голоса и занимать правительственные должности, зато в войске имели  служить всадниками и тяжело вооруженными пехотинцами. Те, кто имел менее 200 мер  относились к четвертой группе - фетов. Они  имели право только голосовать, но не могли занимать государственные должности. В войске  служили легковооруженными пехотинцами или гребцами на кораблях.

 

Осуществиввыше перечисленные мероприятия Салон взял обещание с афинян протяжении 10 летпридерживаться его законов, а сам отправился в путешествие и поселился на островеКипр.

РеформыСоленая способствовали дальнейшему развитию Аттики, заложили основы их демократическогоустройства. (Демократия - власть народа).

 

4. Тирания Писистрата

Прошло тридцать лет с начала правления Солона, самон был уже старцем, как в Афинах снова начались смуты. Знать не хотеладелиться властью с незнатными, крестьяне выступали за распределение помещичьих земель.Зажиточный землевладелец, родственник Солона Писистрат сталвыступать в защиту крестьян и бедных граждан. Он хотел с помощью народастать во главе Афинского государства. Ему это удалось. С 537 по 527 г. до н.э.В Афинах установилась тирания Писистрата. Писистрат выступал против богатых аристократов, некоторые из нихбыли вынуждены покинуть страну. Их земли были разделены между крестьянами. Для полученияприверженности купцов Писистрат завладел важнымторговым путем из Эгейского в Черное море. Он способствовал ремеслам и торговле, ввелпраздник в честь бога Дионисия и театральные представления. Но интересы полисногоколлектива не совпадали с личными интересами тиранов, стремившихсяустановить единоличную и наследственную власть. После смерти Писистратаего сын Гиппий стал править жестоко, как и большинствотиранов. Тираны перестали быть народными защитниками, так из городов-государствих выгнали. Последним изгнаны в 510 г. до н.э. сына Писистрата Гиппия.

Значение тирании заключалось в том, что в полисах родоваязнать была лишена своих привилегий.

 

5. Реформы Клисфена

Для того чтобы избежать установления тирании в Афинском государстве, Клисфен предложил закон о остракизм - Изгнание,ссылки. Ежегодно граждане собирались для того, чтобы определить, нет ли срединих людей, которые представляют собой угрозу для всех. Всем раздавались черепки (острака), и каждый мог написать имя того человека, которыйказалась опасной. Если на одном и том же имени сходилось много людей, тоэтого человека изгоняли из города на 10 лет. Изгнание путем остракизмусчиталось почетным, имущество не конфисковывалось, Семьюне выселяли. Через 10 лет изгнанник мог вернуться и пользоватьсяправами гражданина. Клисфен провел реформу избирательногоправа: теперь все граждане имели равные политические права независимо от своегоимущественного положения.

Клисфен предложилпроводить избирательные собрания не по родам, а по месту жительства. Тем самым ликвидировалостатки родовых племенных отношений и разделил Аттику не за родовымипризнакам, а по территориальным. Вместе стали собираться соседи одного поселка иличасти города. Теперь родовая знать не могла влиять на зависимых от неелюдей. Все считались равными в государстве. Основные вопросы решались наобщем собрании граждан, на которых каждый имел право высказать свое мнение.Избирательные должностные лица должны были отчитываться перед народом. Реформы Клисфена окончательно утвердили демократическое устройство вАфинах.

 

Вопросы и задания

1. Какимзанятием способствовали природные условия Аттики?

2. Которыйподарок сделала Афина городу? Почему именно такой?

3. Чтотакое полис?

4. Котораясистема управления существовала в Афинах?

5. На которыесоциальные группы делилось население Аттики?

6. Чембыло обусловлено появление законов Драконта?

7. Чтоповлекло осуществления реформ Солоном? Когда они были осуществлены?

8. Которыереформы были осуществлены Солоном?

9. Которыйотражение имели реформы Солона на дальнейшее развитие Афинского государства?

10. Чембыло обусловлено появление такого явления в политической жизни как тирания?

11. Тирания- Это?

12. Какуюположительную и отрицательную роль сыграла тирания в политической жизни Аттики?

13. Которыереформы были осуществлены архонтом Клисфену?

14. Скакой целью была введена система остракизму?

15. Охарактеризуйтепоследствия реформ Клисфена?

 

 

<< § 33. Древняя Спарта § 35. Греко-персидские войны >>

Copyright © 2011 Apycom jQuery Menus