§ 28. Культура Древнего Китая (учебник)

§ 28. КультураДревнего Китая

1. Научные знания ивеликие изобретения китайского народа

Больших успехов достигли древние китайцы в астрономии. Они умели предсказыватьлунные и солнечные затмения, даже появление комет. Они впервые обнаружили пятна наСолнце.

 

Интересно знать

Мир древние китайские астрономы представляли в виде огромного яйца.Земля была подобна желтка, а небо к скорлупы. К небу были прикреплены светила,которые вместе с небом вращались вокруг Земли. Придворные астрологи составлялигороскопы и другие астрологические прогнозы.

 

Китайские математики знали десятичные дроби, впервые в истории изобрелиотрицательные числа.

В Древнем Китае был изобретен компас. Он состоял из квадратнойжелезной пластинки и магнитной "ложки", которая свободно вращалась наотшлифованной поверхности пластинки. Ручка "ложки" всегда показывала наюг. Во II в. н.э. в Китае был изобретен глобус.

Важнейшим изобретением китайцев была бумага. Его изготовляли из тряпок,коры деревьев и бамбука. В Китае впервые научились изготавливать тонкие шелковыеткани. В древности китайские врачи рекомендовали своим больным целебныйобнадеживающий средство - чай. Позже его стали употреблять как напиток.

Интересно знать

Изготовление бумаги в Китае.

Сначала бамбук (тряпку или кору дерева) вымачивали в воде, чтобыразмягчить. Затем его измельчали и кипятили в котле, получая такимобразом бумажную массу. В эту массу рабочий погружал тонкую сетку, на которойсобирались в пленку волокна бумажной массы. Сетку отжимали под прессом и сушили.Высушенный лист бумаги отделяли от сетки.

Китайцы изобрели порох. Они его использовали для устройствафейерверков на праздниках. В 134 г. н.э. ученый Чжан Хен изобрел первый в мире сейсмограф - прибор дляопределения колебаний грунта (землетрясений).                                                   

Он был сделан из латуни в виде бочонка с 8 драконами на егоповерхности. Драконы указывали на все стороны света, а вокруг сидели жабыраскрытыми ртами. В пасти драконов было по шарику. При колебаниипочвы из пасти одного из драконов викочувалась шарик и падала в рот в жабе. Такопределялся направление центра землетрясения.

Самым выдающимся китайским историком был Сама Цянь,живший в конце II - начале I в. до н.э. Его трудназывается "Ші Цзи"("Исторические записки"). Будучи государственным чиновником, Сима Цянь объехал почти всюстрану и собрал много письменных источников. Он записывал рассказы участников исвидетелей недавних исторических событий, а также устные сказания о далеком прошлом. Всвоих "Исторических записках" Сима Цянь изложил историю Китая с древнейших времен до конца II в.до н.э.

 

2. Письменность

Письменность в Китае возникла еще в древности (III тыс. до н.э.)Археологи нашли много старинных предметов с надписями: это посуда, кости длягадания, панцири черепах. В период правления династии Циньбыло введено единое для всей страны письмо. Оно дошло до наших днейпочти без изменений.

Знаками в китайском письме есть иероглифы. Каждый иероглифозначал отдельное слово. В древнекитайского письме использовалосьоколо 10 тыс. иероглифов. Знаков препинания не существовало. Поэтому обучениеграмоты требовало много времени и усилий. Сначала китайцы писали на панциряхчерепах, костях животных и на бронзовом сосуде.

В I тыс. до н.э. китайцы писали кисточкой надощечках из бамбука. Кисть макали в лак, изготовленный из сока дерева. Попомощью кожаного или шелкового шнурка бамбуковые дощечки соединяли в особуюкнигу. Подобная книга могла занимать целый воз, а то и больше.

Впоследствии китайцы начали использовать для письма шелковые ленты.

На них было удобно писать, но шелк в то время был очень дорогим материалом.

В конце I тыс. до н.э. начали писать на бумаге. Бумага былазначительно дешевле шелк и удобнее, чем бамбуковые дощечки. Иероглифыписали столбцами сверху вниз.

 

Интересно знать

В наше время таких сложных иероглифов накопилось десятки тысяч. Поэтомусейчас изучить китайскую грамоту сложнее, чем научиться говорить. Но современныекитайцы не стремятся перейти от иероглифов до алфавита (более простого письма).На это есть две основные причины.

Во-первых, пришлось бы переписать всю огромную китайскую литературу.Во-вторых, произношение некоторых слов в разных районах Китая очень отличается, хотязаписываются они одинаково. Один и тот же иероглиф читается на севере чйи, А на юге - то. Поэтому в украинском языке появилосьслово чай, а в языках Западной Европы это слово произносится то или те.

 

3.Конфуций и его учение

Родился Конфуций в 551 г. до н.э. Семья, к которому он принадлежал,некогда была знатной и богатой, но потом обеднела и уже не занимало бывшегоположения. Несмотря на скромный достаток, маленький Кун (Конфуций)старательно учился. Когда юноша подрос, его назначили надзирателем кладовых и государственныхземель. Свои обязанности он выполнял добросовестно. Кроме того, он собирал переводыо древности. Уже в 30 лет Конфуций создал первую в Китае частную школу.Слава о его ум и хорошее воспитание распространилась по стране. Он стал важнымучителем. Из всех стран приходили юноши, чтобы слушать его наставления и стать егоучащимися.

Конфуций учил, что каждый гражданиндолжен неукоснительно выполнять "ритуал и церемониал", распространялась есть соблюдать древних народных традиций, установленных норм поведения.Только при этом условии можно достичь в стране процветания и согласия. Прежде всего, какучил мудрец, нужно уважительно относиться к родителям и старшим по возрасту.Ведь крепкая семья - это залог сильного государства.

Конфуций учил, что обладатель должен быть обладателем, чиновник - чиновником,отец - отцом, сын - сыном.

"Платите добром за добро, а за зло благодарят по справедливости",- Поучал Конфуций.

Конфуций путешествовал страной, пытался убедить правителей справедливоуправлять народом. Обладатели встречали его с почестями, но не всегдавыполняли его советы.

Ученики Конфуция преподавали учение в виде их бесед с учителем.Позднее они были собраны в 13 книг. Самой из них является "Луньюй"(" Беседы и суждения учителя Кун Цзы (Конфуция) с многочисленными учениками ").

Умер Конфуций в 73-летнем возрасте. Его учение распространялось во всем Китае.

 

4. Даосизм

Большое распространение в Древнем Китае приобрело учение даосизма. Само слово"Даосизм" происходит от слова "дао",что значит "путь" или "основа мира". Возникновение этогоучение связано с именем древнего мудреца - Лао Цзы,живший в VI-V вв. до н.э. В переводе его имя означает старыйфилософ. Легенда рассказывает, что он родился с седыми волосами и поэтому былназван "Лао" - "старый". По значению и популярности Лао Цзы считают вторым после Конфуция мудрецом Китая. Егоучение изложено в известной книге "Дао-дэ-цзин",что означает "Книга о пути и добрые дела ".Последователи даосизма были против неравенства в обществе и осуждали войны."Хорошее войско - средство, которое порождает несчастья, его ненавидят все ...Прославлять себя победой - это значит радоваться убийству людей. Те, кто радуетсяпо убийству людей, не могут завоевать сочувствия в стране ... Когда убиваютмногих людей, то из этого следует горько плакать. Победу Надо отмечатьпохоронной процессией ", - отмечал Лао Цзы. Онвыступал против богатства и роскоши знати, поборов власти, которые доказывали народнищеты. Великий мудрец осуждал жестоких правителей и произвола чиновников.

Лао Цзы выдвинул принцип "недеяние".С одной стороны, оно выражало требование к правителям не притеснять народ и дать емусвободно развиваться. С другой - "недеяние"содержало призыв к народу вернуться к природе, к "золотому веку",когда не было кровопролитных войн и споров, которые раздирали общество.                                                         

Последователи даосизма отвергали жертвоприношения небу, земле, рекам, горамт.д. Даосские монахи были умелыми гадателями, магами, шаманами и бережноотносились к народным традициям и обрядам.

 

5.Мистецтво

Древние китайцы достигли высокого мастерства в обработке меди и бронзы.Об этом свидетельствуют материалы археологических раскопок. Бронзовая посуда украшаласьзолотом, серебром, драгоценными камнями. На сосудах изображали сцены охотыи военных походов.

В Древнем Китае дома строили из дерева, и поэтому они не сохранилисьдо нашего времени. Однако до нас дошли их глиняные макеты. Китайские архитекторысоздали своеобразный стиль многоярусного здания.

До нашего времени сохранились великолепные рельефы на надгробных каменных плитах.В основном на них изображались картины жатвы, охоты. Стены склеповукрашали погребальными фресками. На них изображались бытовые картины,например выезд на колесницах.

До нас дошло много песен Древнего Китая, которые были записаны в"Книгу песен" (Ші цзин).

Вот одна из таких песен: "Трещат,трещат кузнечики, прыгают, скачут лошадки. Не вижу любимого - сердце в тоскебьется. Но лишь увижу его - сердце сразу успокоится. Взойду на южнуюгору, сорву там папоротник. Не вижу любимого - сердце в тоске грустит, грустит. Итолько увижу его, и лишь встречу его - сердце сразу радуется. Взойду на южнуюгору, нарву там дикой чечевицы. Не вижу любимого - мое сердце болит от горя.Но только увижу его, и лишь встречу его - сердце сразу успокоится ".

Важное значение вДревнем Китае придавалось танцам и музыке.

 

Вопросы и задания

1. Какие научные знанияразвивались в Древнем Китае?

2. Чем похожи и чем отличаются учения Конфуция, Лао Цзыи Будды? Какое из них ближе друг к другу?

3. Сравнитекитайскую письменность с письменностью других стран Древнего Востока. Чемкитайские "книги" отличаются от "книг" Египта иДвухлетие?

4. Расскажите оискусство Древнего Китая.

5. Почему вДревнем Китае зародились те же научные знания, и в других странах ДревнегоВостока?