§ 14. Природа и население Южного Двуречья

Тема 3. ПередняяАзия                                                                                                                              

 

Передняя Азия и Египет в древности

 

§ 14. Природа и население Южного Двуречья

1. Географическое положение и природа Южного Двуречья

В горах Армяне берут свое начало две реки: Евфраті Тигр. Они текут на юго-восток и впадают в Персидскийзалив. Страну, которая была в древности расположена на берегах двух рек(По среднему и нижнему течению), называют Двухлетием. Греки называли -Месопотамия, что их языке означает Междуречья. Благодаря речнымнаносами за много веков и тысячелетий южный берег Персидского залива обмелел,сама залив отступила на юг.

Разлития Евфрата и Тигра не такое, как разлития Нила -коротка, бурный и часто неожиданное. Когда весной в горах Арменииначинается таяние снегов, обе реки переполняются, выходят из берегови заливают окрестности. Особенно опасна наводнение во время прилива, когда вода вПерсидском заливе поднимается. Тогда воды рек заливают всю страну. Именно вДвуречье возник миф о Всемирный потоп, который якобы уничтожил почти все наземли. Поэтому люди, которые жили здесь, находились в постоянном страхе перед наводнением.Когда вода постепенно спадала, то оставляла толстый слой жирного ила. Этот наноснойпочва очень плодородна.

Летом в Южном Двуречье слишком жарко: жара достигает 50 ° Св тени. От палящего солнечного света на холмах все выгорало. А в низинахвода застаивалась и образовывались непроходимые болота. Они кишели разныминасекомыми, укусы некоторых из них могли быть смертельными для человека. Поэтому здесьчасто свирепствовала лихорадка, малярия и другие болезни.

Таким образом, в древнейшую эпоху территория ЮжногоДвухлетия была мало пригодна для расселения людей. Первые поселенцы, вероятно,прибыли сюда не добровольно, а гонимые тяжелой необходимостью (нехваткой продовольствия инатиском врагов).

 

Интересно знать

Миф о Всемирном потопе

Много времени прошло, как по воле боговвозникли первые люди. Стало их много на земле, и они шумом и шумомсвоим слишком богам досаждать. Рассердились боги на людей и решили затопить всю землю. Но добрый бог Еасообщил об этом праведной человеку по имени Утнапиштим,сказав: «Пришло время спасать свою душу! Построй огромный ковчег скрепким снаряжением и покрой крышей. Надежно просмолишь его густой смолой. Затемзаведи к нему родных и близких, всех животных с собой возьми, зерна не забудь,а после того, как сам зайдешь, двери все надежно позачиняй и засмолы их ».

И нарисовал бог Еана земле фотография того ковчега. Построил Утнапиштимковчег, взял с собой свою семью, умелых ремесленников, а также домашних и дикихживотных.

И вот черная туча заволоклавсе небо, грозно загремел бог грома. Днем стало темно, как ночью. Началась большая ливень, авпоследствии потоп. Все живое на земле погибли. Дажебогов потоп встрепенуться заставил.

Когда через шесть дней и семь ночей закончилсяураган и выглянуло солнце, вода начала спадать. Выпустил Утнапиштимголубя, и прилетел он назад, не нашел свободного от воды места. Выпустил онласточку, и она вернулась ни с чем. Выпустил ворона, и нашел ворон сушу. Этобыла вершина большой горы. Причалил к суше ковчег, и вышли из него люди и животные.

На вершине горы Утнапиштимнасыпал тростника и хвороста, зажег огонь и принес богам жертву. Боги обрадовалисьжертве и простили людям, спасшимся от потопа.

 

2. Первые жители Южного Двуречья

В IX-VIII тыс. до н.э. в долине Евфрата и Тиграпоявились первые жители. В V-IV тыс. до н.э. Южное Двуречьезаселялся с двух сторон. Вверх долинами этих рек продвигались шумеры. Основныеих поселения находились на юге Двуречья, в районе Персидского залива. Этастрана стала называться Шумер.

 

Шумеры

 

С запада и северо-запада примерно в это времяпроникли переселенцы, получившие название аккадцев. Они отличались от шумеров языке. Поселились аккадцык северу от шумеров. Их государство называлось Аккад.

Главным занятием населения Южного Двуречья в VI-IV тыс.до н.э. было земледелие и скотоводство. Реки, озера и в Персидский заливкишели рыбой. В зарослях тростника гнездились водоплавающие птицы. Из соседнихзабегали степей дикие быки, газели, страусы и мелкая дичь. Поэтому жителиЮжного Двуречья занимались также охотой и рыболовством.Опаснейшими хищниками были львы.

Камня, металлов и леса в Южном Двуречье не было. На местев изобилии были только глина и тростник, которые широко использовались. Поэтомусначала жилья плели из тростника, который обмазывали глиной.

Главным богатством Южного Двуречья была земля. Оченьплодородные почвы давали большие урожаи. Геродот рассказывал: достаточно было броситьсемена в почву после спада воды, пустить туда табун свиней, чтобы они втопталиэти семена в землю, после этого можно было собирать готовый урожай. Одна посеяннаязернышко давала от пятидесяти до ста зерен. На одной пальме вырастало за годдо 50 килограммов фиников. При таких урожаев труд человека давала больше, чемнужно для жизни одному рабочему.

Однако заниматься земледелием в неблагоприятных природныхусловиях было трудно. На севере, в Аккаде, Не хваталоводы для орошения. А на юге, в Шумере, наоборот, часто происходили наводнения иместность была заболочена. Но люди не отступали перед трудностями. Онистроили каналы для орошения земли и осушение болот. Сооружали искусственныенасыпи, дамбы и водохранилища, насыпали цели холмы, на которых возникали города.

 

Понятия и термины

Ирригация - Система орошения и отвода воды вземледелии.

 

Упорный труд жителейЮжного Двуречья над построением водных сооружений превратила эту речную долинув цветущую страну, где собирали большие урожаи хлебов, овощей и фруктов.

 

Древнейшие государства Двуречья

 

3. Города-государства. Хозяйство Южного Двуречья в IV-III тыс. до н.э.

Сначала шумеры и аккадцывоевали между собой. Они основали много городов: на юге Ур, Урук, Эриду, Лагаш, а на севере - Аккад, Мари, Ашшур. Каждый город был столицейнебольшого государства, в которую входили сам город и городская округа. Поэтому такоенебольшое государственное образование историки называют город-государство. Возглавлялгород-государство властитель, которого шумеры называли лугаль («Большой человек»), а аккадцыШарру.

Конечно город находился возле канала, из которого браливоду для орошения полей и садов. На небольших лодках, сплетенных из гибкихветвей, обтянутых кожей, жители плавали каналами из города в город.

Строительным материалом в Двуречье была глина, из которойделали кирпичи. С глиняного кирпича строили все - жилые дома, храмы, дворцы. ВДвуречье было мало топлива. Поэтому кирпич не обжигали, а просто сушили на солнце.Но необожженного кирпича легко крошится. Поэтому городскую стену строили такойтолщины, чтобы сверху по ней мог проехать виз.

В Двуречье выращивали зерновые культуры - просо, ячмень,пшеницу, которые давали высокие урожаи дважды в год. Сажали также овощи - чеснок,лук, огурцы и т.д. Основным фруктовым деревом Двуречья была финиковаяпальма. ее называли «деревом жизни». С фиников изготовляли различныесладости и муку, косточки использовали как топливо при выплавки металлов,из волокон коры плели веревки и корзины. Местные земледельцы изобрели плуг, которымбыло удобно пахать почву. Шумеры разводили мелкий и крупный рогатый скот. Подвремя пахоты в плуг запрягали быков и ослов, с их помощью также молотили хлеб.

В городах работали умелые ремесленники. Почти все в Двуречьеделали из глины: винные бочки, посуда, детские игрушки, серпы с каменными зубцами,гвозди, трубы и даже гробы. Именно в Двуречье впервые появились глиняныеконверты, в которые вкладывали глиняные письма. Легенда о том, что Бог слепил человека изглины, тоже возникла в этой стране. В III тыс. до н.э. ремесленники сталипроизводить из бронзы орудия труда и оружие.

Города были также местом оживленной торговли и обмена. ЖителиДвухлетие обменивали у других народов зерно, шерсть, ткани и финики на дерево,камень и металлы.

В Двуречье иногда случались крупные наводнения - потопы.Крупнейшие потопы произошли около 3300 и 2900 до н.э. Былиразрушены почти все города, погибло большое количество людей. Но со временемжизнь возобновилось. Шумеры стали вести отсчет своей истории именно от этих событий.Время отсчитывали в поколениях, например: «В третьем поколении после Потопа вУруке правил Гильгамеш».

 

4. Города-государства III тыс. до н.э.

На юге Двуречья, когда туда в IV тыс. до н.э. пришли шумеры, уже существовали земледельческиепоселения. На их месте позже, почти одновременно с возникновением государства в Египте,образовались шумерские города. Обычно они располагались на возвышениях и были защищены стенами. Численность населения в некоторых изних достигала 40-50 тыс. человек.

Подпись: Піраміда в місті УрКрупнейшими городами на юге Двуречья были: Ур, Урук, Лагаш, Вавилон и др. Постепенно они превратились в небольшие государства, в состав которыхвходили город и земли вокруг него. Наиболее важными сооружениями шумерскогогорода была оросительная система и главный храм. Он мог иметь каменныйфундамент, хотя большинство жителей города жили в маленьких глиняных хижинах.Сначала важные вопросы жизни города решались на собрании. Но в ситуациях,когда решение нужно было принять быстро (бурная наводнение, срочные работыили ремонт оросительной системы), жители городов назначали человека, который решалнасущные вопросы повседневной жизни. Его называли «энси». В часы опасности шумерыизбирали царей - лугали, Которые выполняли рольвоенного командира. Иногда власть энси и лугаля сосредоточивалась в одних руках. Впоследствии началипередавать власть по наследству. Так власть, которая ранее принадлежала народу, перешла гдеодного человека - монарха.

Между городами-государствами Двуречья шла борьба заплодородные земли. Для защиты своих земель несколько городов объединялись в военные союзы. Впоследствии такие союзы превратилисьна постоянные и стали основой образования мощных государств. В Двуречье первыхпредстают государства Аккад, Шумер, ЭламОдним из выдающихся царей Аккаду был Саргон (2316 2261 до н.э.), имя которого переводе означает«Истинный царь». По одной из версий, он не имел знатного происхождениюдолгое время служил садовником и чашоносцем в лугаля города Киш. По другой версии он был царскимминистром. Когда царя Кош отстранили от власти, Саргонвзял на себя управление городом, а впоследствии стал царем государств Аккад.

Заняв престол, он решил расширить свои владения иначал готовиться к войне с Шумером. По легенде, поводом к этому былаотказ шумерского царя отдать свою дочь замуж за Саргона.Для победы над врагом аккадском царю пришлось образоватьармию численностью 5 400 человек.Города Шумера объединились, чтобы дать отпор армии Саргона.Но в завершающей битве военное счастье было на стороне Аккаду.Почти всех лугали шумерских городов пленили и принеслив жертву богам. После победы над Шумером Саргонзавоевал Сирию, Элам: Создал великую державу.

 

Царь Саргон

 

Наивысшего расцвета построена Саргозомгосударство достигло при Нарам-Суэн (бл. 2236-2200 до н.э.). Правитель называл себя величественнымбогом, царем четырех сторон света и приказал изображать себя в головном уборе,украшенном рогами, которые считались символом власти богов. После смерти Нарам-Суэн за отсутствия сильного правителя государство Саргона постепенно приходила в упадок. От нее отделились когдапокоренные города и государства, в частности Элам.

Впоследствии на земле Двуречья пришли племена горцев-кутиев. В преданиях они упоминаются как жестокиезавоеватели, наводили ужас на местное население. Однако большая часть земельна юге Двуречья не была завоевана углу, Ишумерские города начали быстро восстанавливаться и развиваться. В значительной мере этомуспособствовала торговля между различными народами, велась через Персидский залив, наберегах которой располагались южные шумерские города.

Одним из крупнейших был город Ур.Царям Ура удалось распространить свою власть и на другие южные города Двуречья. ихгосподство продолжалось до тех пор, пока мощные племена амореевне захватили города в среднем течении Евфрата, а впоследствии и некоторые города на юге.

Завоеватели основывали свои династии, мощнейшие скоторых были в городах Ларса иИсина.В это время усилилась мощь другого города Двуречья - Вавилона.

 

Вопроси задачи

1. Расскажите о природных условиях и жителей ЮжногоДвухлетие.

2. Опишите способы борьбы людей с неблагоприятными природнымиусловиями в Египте и Южном Двуречье. Что было общего, а что отличногов хозяйстве обеих стран?

3. Сравните письменность жителей Южного Двуречья списьменностью египтян. Что в них было общего, а что отличного?

4. Почему в Египте разлития реки Нил считалось хорошимбогом, а в Двуречье обе реки (особенно Тигр) считались злыми богами?

5. Почему Миф о Всемирном потопе родился именно вДвуречье?

6. Какую часть Двуречья называли Шумером, а какую - Аккадом?

7. Какие другие названия имеет Двуречья?

 

 

15. Древний Вавилон

1. Подъем Вавилон

Город Вавилонвозникло в XXIII вв. до н.э. Учредители - шумеры называли его Кадингирр, Что в переводе означает «ворота бога», по-аккадскойБаб-или. Послезавоевания города амореями за ним закрепилось именно аккадский название - Вавилон. Амореи,что основали первую вавилонскую династию, построили стены вокруг тогда ещенебольшого города и провозгласили его столицей своего государства. Так началасьистория Давньовавилонського царства.

К началу XVIII в. до н.э., после почти двух вековкровавых войн между городами-государствами Двуречья, три из них - Мари, Ларса и Вавилон - объединили под своей властью значительную частьтерритории Месопотамии. После длительной вражды первенство среди них завоевалВавилон.

Вавилон расположен в очень удобном месте - в самомцентре Двуречья, где реки Евфрат и Тигр ближайшее сходятся. Здесьсосредоточивались также водные и караванные пути Передней Азии. Во всем миреславился Вавилон как большое богатый город. Он становится значительным торговым центроми столицей самостоятельного царства. Наибольшего могущества во II тыс. до н.э.достигает Вавилон за Хаммурапи, которыйправил с 1792 по 1750 до н.э.

В течение почти 30 лет он непрерывно воевал. Хаммурапи покорил города-государства Урук, Ларсу, Ассур и другие и стал обладателем огромной территории.Его царство объединяло территории городов-государств как Шумера, так и Аккаду. Хаммурапи воцарился вмолодые годы, но правил мудро и рассудительно. Он осуществил важные перемены в стране.Сначала отменил долги бедняков, подчинил себе храмы, страну разделил наобласти, которыми руководили царские чиновники. Заботясь о благосостоянии страны,упорядочил налоги, запретил продажу земли за долги и установил контрольторговлей.

Но больше царь прославился составлением сборника законов(Кодекса), имевшая 282 параграфы.

 

Понятия и термины

Закон - Это письменный документ, в котором закреплены правила, определенныегосударством. Роль закона состоит в регулировании отношений в обществе.

 

2. Законы Хаммурапи

В начале XX в. археологи нашли столб из твердогочерного камня, выше человеческого роста. Почти весь он покрыт клинописнымизнаками. В верхней части было изображение: на троне сидит бородатый бог солнцаШаман, перед ним, ниже ростом, в уважительной позе стоит царь. Богсолнца вручает Хаммурапи жезл - знак власти над людьми.Все, что происходит на небе и на земле, видит солнце Шамаш- Небесный обладатель и судья, а Хаммурапи - Земной.Далее идет надпись, где царь рассказывает о своих славных деяниях.

 

Хаммурапи и бог Шамаш

 

Но главное, что были высечены на этом черном камне, -законы Хаммурапи, Единые для Вавилонскогоцарства. По этим законам судили тех, кто нарушал установленные в государствепорядки и правила. Жители Вавилонского царства знали, что за любоенарушение предназначалась суровая кара.

В своем вступлении к законам царь Хаммурапипровозглашает цель: «Дать сиять справедливости в стране, чтобы уничтожить беззаконие изло, чтобы сильный не притеснял слабого ».

В царствование Хаммурапинаказания были очень жестокими, часто виновного приговаривали к смерти илискаличення. Более легкими наказаниями считались нанесение ударов плетью илиизгнание из родных мест. Преступников обычно заставляли испытать то же самое, чтоони причинили своей жертве. Хаммурапи виделсправедливость в том, чтобы отплатить, как говорится, «око за око, зуб за зуб». НЕ причиняютдругом такого оскорбления или вреда, который сам не хочешь испытать или ощутить.

К смертной казни приговаривали за кражу собственности, занеподчинение царю, за убийство, даже когда оно было совершено случайно. Аесли кто сломал другому человеку кость, выбил зуб или повредил глаз, то у виновноготакже выбивали глаз или зуб или ломали кость.

В каждом городе царем были поставлены чиновники - судьи.Обвинения без доказательств суд не принимал. Чтобы принять свое решение, судвыслушивал свидетелей. Если не удавалось найти свидетелей преступления, обвиняемоговели к реке. Там его заставляли погрузиться в воду. Если он тонул, значит -бог реки забрал его к себе как виновного. Если же ему удавалось всплыть, тоон считался чистым перед богами и невиновным. В таком случае его обвинителя подвергали смертной казни какзлостного клеветника.

Закон стоял на страже частной собственности: за кражуимущества, раба или рабыни казнили. Суровая кара ждала тех, кто небрежноотносился к выполнению своих профессиональных обязанностей: к укреплению дамб, каналовт.д. Если строитель плохо построит дом, он рухнет и кого убьет,например сына хозяина, то за это надо убить сына строителя. Если новыйкорабль протекал, то корабельный мастер должен был на свои средства построитьдругой. Хлебороб, по чьей вине прорывалась плотина и заливались при этом чужие поля, должен был возместитьубытки всем соседям. А если ущерб настолько велики, что у виновного не хваталосредств, то продавалось все его имущество и даже он сам, а деньги раздавались пострадавшим.

В законах Хаммурапи упоминалисьи рабы ("вардум"). Рабов покупали ипродавали так же, как домашний скот и любое другое имущество. За убийство рабанаказывали так же, как и убийство вола. И все же раб мог жаловаться на своегогосподина в суд (возразить свое рабское положение). В таком случае хозяиндолжен был доказать в суде свое право на раба. Раб мог пользоваться имуществом,даже иметь своего раба или рабыню, жениться на свободной.

 

Понятия и термины

Аренда - Это временное пользованиечем-либо за определенную плату.

 

Из законов мы узнаем, что иногда человек брал в арендуземлю, сады, скот. Такого человека называли арендатором. Попользование полем он платил арендную плату - Одну треть урожая, за сад - две трети. Поле можнобыло взять в аренду и на условиях половинщины (за половину урожая). В таком случае владелец земли имелпомочь арендаторов рабочим скотом и посевным материалом.

Иногда земледельцы требовали земли, семян и скота,ремесленники - сырья, а мелкие торговцы - товаров. Тогда они брали зерно или деньги в долг подпроценты. И если земледелец брал взаймы пять мешков зерна, то через годобязан был вернуть уже шесть мешков. В неурожайный год взыскании долгапереносилось до лучших времен. Некоторые люди, давали имущество или деньги на проценты,при этом наживались. их называют ростовщиками.

Если человек не мог вернуть взятого взаймы, то частовынуждена отрабатывать его в хозяйстве заимодавца. Долг отрабатывал не самдолжник, а его жена или дети, причем только в течение трех лет. Этоназывается кабалой. Люди, которые попадали в кабалу, в отличие от рабовохранялись законом. Если должник отдавал ростовщику своего сына, продавать егохозяин не мог. В случае, когда сын должника умирал от избиения или жестокогообращения, в этом случае в знак наказания убивали сына ростовщика. Так царь Хаммурапи защищал своих подданных от массового обращения врабство.

Законы Хаммурапи  устанавливали жестокое наказание за клевету,за оскорбление детьми своего отца или опекуна за лжесвидетельство. Если сын ударил своегоотца, ему отрубали кисть руки.

 

Интересно знать

Споры о долгахчасто рассматривались в суде. Интересно, что договоры о ссудах зерна записывали наглиняных досках. Надпись покрывали новым слоем глины и повторяли его. Если возникала спор, товерхний слой снимали и сверяли текст договора со словами тех, кто спорил.Торговые и долговые договоры скреплялись собственной печатью, которую должен каждыйвавилонянин.

 

Документ

Из законов царя Хаммурапи

В конце текста своих законов царь Хаммурапи призвал свой народ: «Пусть он заставит себяпрочитать мной написанное памятку и пусть он услышит мои драгоценные слова, а мояпамятник пусть покажет ему его дело. Пусть он увидит свое решение, пустьуспокоит сердце и пусть скажет: «Хаммурапи,властитель, который для людей как родной отец, справедливо управлял страной!

 

Вопросы к документу

Почему Хаммурапи называл себя «родным отцом» для народа исчитает, что он справедливо управляет страной?

 

4. Вавилонское общество по законам Хаммурапи

Законы царя Хаммурапи дают нампредставление о Давньовавилонське общество. Во главегосударства стоял царь. Он былверховным правителем, судьей, жрецом, считался наместником бога на земле. Царьимел неограниченную власть и управлял страной с помощью большого количества чиновников. Эти «слуги» государства собиралиналоги, вели учет урожая, определяли, какую работу и в течение какого времени должнывыполнять крестьяне в пользу царя и храмов.

Привилегированной слоем в давньовавилонськомуобществе были воины. их имущество нельзя было отобрать за долги, за службуони получали землю, которую мог унаследовать сын или жена воина. Но воина,который не приходил на место сбора для военного похода, могли казнить.

Крестьяне в Давньовавилонськомуцарстве жили общинами, члены которых вместе строили каналы и дамбы. Онисоставляли большую часть населения государства, но к привилегированным слоямнаселения не принадлежали. Крестьяне имели небольшие наделы земли, их обрабатывала однасемья. Все члены общины вместе работали на строительстве и ремонте каналов иплотин. Крестьян могли лишить земли или превратить в определенное время в рабов,если они не способны были вовремя вернуть одолженное для посева зерно или инойдолг. Поскольку это приобретало угрожающие размеры, Хаммурапиотменил долги бедняков, а также ограничил срок долгового рабства.

Общество состояло из нескольких слоев населения: ИоасуЛУМ(«Сыновья человека») - Полноправные свободные граждане, владельцы части общинных земель; мушкенум («Склоненные») - свободные, нонеполноправные граждане, обычно бедные безземельные крестьяне; вардум (Рабы). Последние должны были носитьспециальную табличку на груди, нередко им брили полголовы и наносилиспециальное татуировки, держали их в кандалах. Рабов можно было продать,подарить. Всего вавилонское общество походило на большинстводревневосточных обществ.

Умер Хаммурапи в 1750 годудо н.э. Годы правления его преемников были годами постепенного ослабленияи падение Вавилонского царства. Ослабленная внутренними распрями Вавилония распадается на мелкие государства. Около 1600 г.до н.э. под ударами завоевателей прекращает свое существование мощное государство Хаммурапи.

 

5. Хозяйственная жизнь Вавилона

Земледелие. Основной отраслью экономики Давньовавилонськогоцарства было ирригационное земледелие.Так же как и в Египте, люди старательно, упорно и тяжело работали, чтобыпревратить земли в цветущий край. Они строили каналы, дамбы для отводалишней воды или орошения. Каналы также были удобной дорогой для лодок.Вавилоняне выращивали ячмень, просо, пшеницу, лен, горох, лук, чеснок,огурцы. «Деревом жизни» для людей долины Тигра и Евфрата была финиковая пальма.ее плодами питались, листья и стволы использовали как строительныйматериал, косточки - как топливо.

Ремесло. У Давньовавилонському царстве распространенными былигончарство, теслярство, ткачество, ковка. Сырьем для мастеров служилиглина, тростник, шерсть, кожа, лен и привозные металлы. Местные мастера производилиткани, ковры, оружие, посуда. Об уважении вавилонян до ремесленничества удостоверяетто, что бог Еа - Покровитель всех ремесленников - считалсяеще и богом мудрости.

Важной отраслью было строительство. Длясооружения и жилищ бедняков, и храмов и дворцов использовали сделанную изглины и обожженный в печи кирпич. Высокого мастерства достигли вавилоняне вотделке зданий изразцами, которые и сегодня сохранили яркость цветов.

Торговля. Росту и обогащению Вавилона способствовало его удачное географическоерасположение на пересечении торговых путей. Отовсюду соседние народы свозилисюда свои товары: камень, металлы и дерево, пригодное для строительства, скот,мех, кожу, шерсть. И даже из далекой Индии привозили слоновую кость, пряностит.д. Зато жители Двуречья продавали зерно, финики, масло, глиняную посуду,ткани, ковры, изысканные изделия из металла.

Как мерило ценности товаров использовали серебро. Нобедняки своем не имели этого металла, поэтому вынуждены были обменивать товарына зерно; При необходимости они одалживали зерно у храмов или в зажиточных соседей.Зато владельцы зерна требовали не только возврат заемного, но и платы запользования взятым в долг, то есть процентов, которые были очень велики. Постепенно вВавилонскому обществе появились ростовщики- Люди, занимавшиеся только предоставлением ссуд под большие проценты. Если должникине возвращали вовремя одолженное, у них могли отобрать жилье, землю и личнуюимущество и даже превратить их в рабов.

 

Вопросы и задания

1. ИлиСогласны ли вы с утверждением, что найважливишою признаком государства является наличие писаных законов? Свой ответобоснуйте.

2. Почему,по вашему мнению, в законах Хаммурапи передбачались тяжкие наказания?

3. На основеанализа законов сделайте вывод о отношение царя Хаммурапик своим подданным.

4. Окого беспокоился Хаммурапи в своих законах? Чемотличалось положение человека, отрабатывали долг, от положения рабов?

5. Объяснитеслова: аренда, арендная плата, бедствийвар,кабала.

6. Которыенаучные знания развивались в Двуречье? Как они помогали в жизни ее жителям?

7. Хаммурапи много и успешно воевал, но в предисловии к своимзаконов он хвастался НЕ победами, а своей справедливостью. Как вы думаете, он притворялся,или говорил то, что думал?

8. Что взаконах Хаммурапи кажется вам справедливо и несправедливым?

 

 

<< § 13. Культура Древнего Египта § 16. Ассирия >>

Copyright © 2011 Apycom jQuery Menus