§ 44. Основные тенденции развития культуры во второй половине ХХ - начале ХХI в.

§ 44. Основные тенденции развитиякультуры во второй половине ХХ - начале ХХI в.

 

1. Условия развития культуры

В годы Второй мировой войны значительное количество деятелейкультуры - Э. Хемингуэй, А. де Сент-Экзюпери, Л. Арагон и другие сооружием в руках воевали против фашистов. Произведения в области литературы, музыки,искусства, кино играли важную роль в закаливании морального духанародов, приближая победу над фашизмом. Осмысление причин и последствий войны,ее жестокости, поведения людей в экстремальных условиях стало важной темоймирового искусства.

В условиях "холодной войны" идеологический сторонутворчества стал преобладать над художественным. Периодические обострения социально-экономическихпротиворечий, массовые общественные движения обусловили появление различных форм контркультуры("Разгневанные", рокеры и т.д.). Они словно противостояли бездуховностимассовой культуры и классической культуре прошлого. Назревания экологическойкатастрофы, гонка вооружений, острые международные кризисы способствовали росту настроенийпессимизма, предчувствие апокалипсиса.

Распад колониальной системы способствовал повышению роли стран,развивающихся в мировой культуре. Международное признание получили индийскийкинематограф, африканские и латиноамериканские музыкальные ритмы и мелодии.

Однимиз следствий научно-технической революции (НТР) стал ускоренное развитиесредств массовой коммуникации, создало материальную основу для небывалогорасцвета массовой культуры и появления рок-музыки.

 

2. Образование

После войны изобразительное искусство развивалось двумянаправлениям.

Сторонники реализма продолжали считать, что задачаискусства заключается в создании таких образов, которые бы легко узнавались человеком,были ей доступны и понятны. Они начали искать новых средств воздействия на внутренниймир человека.

В то же время вспыхнул всеобщий интерес к направлению,получивший название абстракционизма. Если в реализме в центре произведения является человек,предметы, окружающие ее, природа, то в абстракционизме художник стремится выразитьсвои чувства, мысли, порывы через образы, которые невозможно встретить вреальном мире. То есть художники абстрагировались (отчуждались, отходили) отмира вещей и жили в своем отдельном мире. Это мог быть мир цветных пятен,геометрических фигур, переплетающихся линий.

Разделение искусства на реализм и абстракционизм является условным.На самом деле существует множество различных направлений, жанров, в которых применяютсяразнообразные приемы изображения.

Подъем после войны демократического движения способствоваловозникновению разновидности критического реализма - неореализма. Его учредителямибыли итальянские кинорежиссеры Р. Росселини, Д.де Сантис, Л. Висконти,М. Антониони. Неореализм поставил целью показать "розгримованежизни ", развернув перед зрителями панораму жизни трущоб, озлобленныхнищетой людей, борьбу за социальную справедливость. Художники не скрывалиблагосклонного отношения к героям, утверждали идеалы доброты и человечности.Особенностью их метода была точная передача деталей, привлечение непрофессиональныхактеров, использование народного языка и местных диалектов. Это сближало художественноекино с документальным.

Принципы неореализма оказали значительное влияние на мировойкинематограф, который творчески был использован в фильмах Стэнли Крамера (США),Акиры Куросавы (Япония), Анджея Вайды (Польша), Алексея Германа (СССР).

Неореализм проник в изобразительном искусстве (Р. Гуттузо,А. Фужерон, Э. Уайет) и в литературе (Э. де Филиппо, М. Миллер, Д. Олдридж).

 

3. Развитие литературы

Вехами художественного осмысления фронтовой войны сталипослевоенные романы немецких авторов А. Зегерс, В. Бределя, Э.-М.Ремарка,Б. Апиций. Судьбы обманутых нацистской пропагандой, мораль физически искалеченногопоколения были главной темой произведений писателя Г. Белля и скульптора ФрицаКремера. Последний создал немало скульптурных композиций, передавая чувства исилу духа узников концлагерей.

Бурные события ХХ века дали многим писателямповод к историческим параллелям. Роли насилия в истории, выдающейся личности инарода, судьбы творческой интеллигенции в переломные эпохи посвящен произведения ЛионаФейхтвангера (1884-1958) "Лисы в винограднике", "Мудростьчудака "," Гойя ". Латиноамериканский роман, яркопредставлен произведениями Ж. Амаду (Бразилия), М. Асуела (Мексика), Г. Маркеса(Колумбия). Творчески переработав достижения мировой литературы, они рассказалио трагической судьбе коренного населения, засилье монополий, злоупотреблениедиктаторских режимов, борьбу крестьян за землю. Латиноамериканская прозаотличается эпическим характером повествования. В центре внимания зачастую не лицо,а коллектив - село, город, народ. Самостоятельным персонажем нередко является природа.

В 50-х годах в литературе появляются "разгневанныемолодые люди "- английские писатели К. Эмис, Д. Уэйт, Д. Осборн и др.Их произведения отличались антифашистской направленностью, переживанием за судьбумолодежи, презрением к респектабельности и фальши. Они отстаивали свободулица и его право на самовыражение. "Разгневанные" и американские"Битники" стали идейными предшественниками рок-движения.

Реализм стал важным орудием в освещении злободневныхпроблем современности. Так, в творчестве американского художника и писателяРокуэлла Кента (1882-1971), романе Д. Олдриджа "Охотник" показанонеразрывную связь человека с природой, гибель которой ведет к вырождению личности иобщества в целом.

Горькая правда о войне в Индокитае и Алжире представленав романах П. Курдата и А. Стиля, в киноленте А. Стоуна "Взвод".Преступная деятельность спецслужб отражена в романах Грэма Грина (1904-1990)"Тихий американец", "Наш человек в Гаване", в кинолентахД. Дамиани и С. Поллака.

 

4. Социалистический реализм

Наибольшее распространение реализм приобрел в СССР(Социалистический реализм), где он считался частью официальной идеологии.

Революции 40-х годов в Восточной Европе и некоторых странахАзии, рост коммунистического и рабочего движения привели к распространениюсоциалистического реализма. Основными его чертами принято считать: присутствиенового героя - революционера-пролетария, коммуниста; воспеваниекоммунистических идеалов; отображение и оценка жизненных ситуаций с точки зрениямарксизма-ленинизма; многогранность художественных форм и проявлений. Некоторые исследователиотрицают существование социалистического реализма, утверждая, что это разновидностькритического реализма.

В искусстве стран, которые называли себя социалистическими,доминировали темы Второй мировой войны, классовой борьбы, революции, пафосапреобразований. Начиная с 60-х годов, в официальном искусстве и массовой культуреусилились парадность, эйфорическое захвата действительностью, гигантомания.

В 50-60-х годах развернулась кампания противабстракционизма, борьба с инакомыслием, а в действительности против всех авангардныхтечений. Она привела к игнорированию творчестве художников, которые не вписывались врамки соцреализма. Решающее значение имела партийная принадлежность. Поэтомуавангардисты-коммунисты - П. Пикассо, Р. Гуттузо, П. Элюар и другие -остались без серьезной критикой.

После событий в Венгрии (1956 г.) и Чехословакии(1968 г.) усилились гонения против политического и художественного инакомыслия,расширилась сфера закрытых для искусства тем, что привело к массовой эмиграциидеятелей искусства из "социалистического рая". Такова была судьба поэта,прозаика Бориса Пастернака. В 1958 г. он за роман "ДокторЖеваго "был удостоен Нобелевской премии. В СССР он был подвергнутнравственном гонению. Его заставили отказаться от премии, обвинили впродажности.

В 1970 г. другой русский писатель А. Солженицын былудостоен Нобелевской премии. После публикации первого тома книги"Архипелаг ГУЛАГ", в которой он раскрыл правду о системе советскихконцлагерей, А. Солженицын был выслан из страны и лишен советскогогражданства (1974 г.).

Не имел возможности печататься в СССР поэт Иосиф Бродский. Онбыл даже осужден за "тунеядство". В 1972 г. выехал заграницу, а в 1987 г. получил Нобелевскую премию за поэтические произведения.

В противовес официальному искусству начало развиватьсянелегальное искусство "андеграунд", которое стремилось к творческой свободы,независимости от государственных и партийных структур. Проявлением этого был самиздат,подпольные рок-группы, неформальные художественные объединения. Творческая интеллигенция сталаодной из влиятельных сил в демократических революциях 1989-1991 гг

В искусстве социалистического реализма есть немало достижений.В СССР кинорежиссер С. Герасимов, писатель А. Платонов, художник Д. Шмариновсоздали ряд талантливых произведений. Признание получила творчество французскогописателя Л. Арагона (1897-1980). Его роман "Страстная неделя"(1958) исторически и психологически правдиво изображает художника во время "стадней "Наполеона, неделю тяжелых раздумий и колебаний, принципиальных решений осущность своей жизни как офицера, гражданина, человека, художника. В литературеСоветского Союза популярностью пользовались произведения М. Шолохова, А. Гончара,Ч. Айтматова.

Продолжал свои поиски испанский художник СальвадорДальше. В егопроизведениях отражаются сокровенные уголки человеческого разума. Большинство его образовнапоминают химер с человеческими чертами. Реальные люди на картинах изображались намв вымышленном среде. Его картины возбуждают мысль и заставляют задуматьсянад философскими проблемами человечества.

Чилийскоепоэт Пабло Неруда (1904-1973) стал известным благодаря сборнике стихов "Испанияв сердце ", напечатанной во время его дипломатической работы в Испании в годыгражданской войны. Главным его произведением стала эпическая поэма "Общаяпесня ", посвященная судьбе Латинской Америки с древнейших времен до серединыХХ в. Это произведение является одним из шедевров мировой литературы и памятникомсамосознания латиноамериканцев.

Глубокийслед в искусстве оставили художники-коммунисты Ренато Гуттузо и Андре Фужерон,воплотивших в живописи принципы неореализма. Всемирноизвестными стали рисунки Херлуфа Бидструпа и Жана Еффеля, работавших в жанрекомикса, предоставив ему гуманистического и политическую окраску.

Поискиновых форм в реализме привели к распространению в 60-х годах гиперреализма. Впроизведениях гиперреализма сюжет не имеет никакого значения. Используя искуснуютехнику, художники пытаются документально передать цвет и форму предмета,имитируя фотографию.

 

5. Театральное искусство

Ввторой половине ХХ в. общей чертой театрального искусства сталозахват социальной и политической проблематикой.

Этапомразвития театрального искусства стал эпический театр Бертольда Брехта(1898-1956). В своем творчестве он заставлял зрителя анализировать то, чтопроисходит на сцене. Внимание привлекалось не к развязке, а к ходу событий. Дляэтого применялся эффект "отчуждения": рассмотрение общеизвестных истинс нетрадиционной точки зрения, обращение к залу, исполнение песен, не связанныхс сюжетом, чередование стихов и прозы, диалогов и песен, замена декорации приоткрытой занавесе, использование масок. Пьесы Брехта были понятны людям во всехуголках мира. Возглавляемый Брехтом Берлинский Ансамбль стал одним извыдающихся театральных коллективов.

ВАнглии "литература разгневанных" прямо вошла в театр через творчествоДж.Осборна, Шийлы Дилэни, Брендана Биэн и др. Театр этого направленияотмечался непримиримостью к общественному лицемерия, двойной морали,крайнего индивидуализма.

ВЗападной Европе пропагандировал критический направление так называемый "театрабсурда "(Сэмюэль Беккет, ирландский драматург, Эжен Ионеско, французскийдраматург). Главная идея произведений - бессмыслица окружающего мира, который можетлишь порождать хаос, страх, неразумные поступки людей - от отчаяния кбунта.

Впослевоенные годы развивалась "документальная драма", которая сосредоточилавнимание на событиях германской истории периода зарождения нацизма.

Американскийтеатр увлекался психологическим анализом поступков людей (Теннесси Уильямс иАртур Миллер).

Яркозаявил о себе молодежный театр - французский, английский.

Выдающимсяявлением стали "интеллектуальные драмы" Макса Фриша и ФридрихаДюрренматта (Швейцария).

НЕНесмотря на идеологическое давление, развивалось театральное искусство в СССР."Театр на Таганке" стал одним из центров духовной диссидентства.

 

6. Массовая культура

Развитие средств массовой коммуникации - Прессы, радио, телевидение, кино, звуко-и видеозаписи, книгоиздания, ихдоходность и способность влиять на общественное мнение и вкусы стимулировалиневиданный развитие массовой культуры. Ее главная цель - получениемаксимальной прибыли, а главные качества - доступность и развлекательность.Массовая культура породила специфические жанры - шоу, триллер, боевик, шлягер,комикс. Общей их свойством является пропаганда индивидуализма, физической силыи насилия, а нередко - идеологическая и шовинистическая направленность. Чертоймассовой культуры является культ "звезды" - нередко искусственное созданиепопулярности писателей, художников, певцов, актеров, спортсменов, а также"Приручения" разнообразными способами талантливых людей с целью ихкоммерческой и идеологической эксплуатации.

Всоциалистических странах, где массовая культура была монополизирована государством, егокоммерческий характер был заменен организацией пропаганды официальногополитического курса, формированием культа вождей. Развлекательность проявлялась ворганизации различных идеологических шоу, романтизации классовой борьбы иреволюции, подвигов разведывательных и правоохранительных органов.

Визобразительном искусстве проявлением массовой культуры стал поп-арт (популярноеискусство), который пришел на смену непонятном большинству абстракционизма.Произведения поп-арта строятся на сочетании фотографии, муляжей, репродукций сконсервными банками, деталями машин и т.д. Бездуховность и популяризациядурного вкуса представители поп-арта пытаются компенсировать доступностью своихпроизведений любому зрителю.

Театральнаяи телевизионная разновидность поп-арта - хеппенинг - основывается наустроенных режиссером экстремальных ситуациях. Попадая в них, зрителистановятся активными участниками событий.

Появилась"Массовая литература", рассчитанная на неприхотливые вкусы. Создавалась онав доступной форме, подавая сложные явления в упрощенном, иногда примитивномвиде. "Массовая литература" призвана развлекать читателя. Основными еетемами являются приключения, описание ужасов, преступность и т.д. Некоторые герои "массовойлитературы ", как например агент 007 Джеймс Бонд, стали всемирно известнымиперсонажами. Типичный герой этой литературы - супермен, благородный юноша,который выходит на бой со злом, полагаясь на мужество и физическую силу.

Всвоих проявлениях массовая культура существует как средство для развлечений. Ориентируясь наспецифические потребности и вкусы, она иногда порождает настоящие таланты. Созданный еюсверхприбыль частично вкладывается в развитие других видов культуры.

 

7. Экзистенциализм

После Второй мировой войны получила распространениефилософия экзистенциализма (существование) и искусство абсурда. Их идеологами былифранцузские писатели и философы Жан Поль Сартр (1905-1980) и Альбер Камю(1913-1960). По их мнению, экзистенцию (бытие) понять невозможно, егоможно лишь почувствовать. Поэтому основу своей философии они выложили не в научныхтрудах, а в художественных произведениях. В центре их внимания - личность, ееотношения с миром, обществом, Богом. По их убеждениям, историяХХ в. свидетельствует, что "Бог умер", и поэтому бытие не имеет смысла.Жизнь человека состоит в интуитивном гонении за маревом-политикой, моралью,свободой, представление о которых изменяется с изменением обстоятельств. Любые человеческиеценности - абсурд. Единственной силой, способной ему противостоять, являетсяискусство - постоянный творческий бунт.

Пессимистическаяфилософия экзистенциализма, распространилась в литературе, драматургии, кино,породила "антитеатр" (Э. Ионеску - театр парадоксов) и"Антироман" (А.Роб-Грийе, Н. Саррот, Ф. Саган). Произведения отличаютсяотсутствием сюжета, аморфным характером персонажей, спонтанностью их поведения,которую невозможно объяснить, непонятностью диалогов. Жизнь персонажей -трагический фарс, а идеалы, как правило, отсутствуют.

 

8. Музыка

Каки в изобразительном искусстве, в музыке существуют два главных направления -классический и модернистский. В СССР и социалистических странах преобладал классическийнаправление. Это с одной стороны, было положительным, потому что формировались музыкальные вкусы,распространялась классическая музыка. С другой стороны, это вызвало протест и нигилизм,особенно у молодежи.

Впослевоенные годы сформировалось созвездие выдающихся композиторов, исполнителей, певцов.Среди них русские композиторы Сергей Прокофьев, Родион Щедрин, Артур Шнитке,американские Леонард Бернстайн, Джан Карло Менотти.

Вершинискусства достигли пианисты Давид Горовиц и Ван Клиберн (США), Святослав Рихтер(Россия), скрипачи Павел Коган, Давид Ойстрах и его сын Игорь (Россия), ИегудиМенухин (США), певцы Лучано Паваротти (Италия), Марио Ланца (США), ЕвгенияМирошниченко, Анатолий Соловьяненко (Украина) и многие другие.

 

9. Рок-движение

Феноменомхудожественной жизни 60-х годов стал рок-движение, сформировавшееся в Англии и США, авпоследствии охватил весь мир. Выйдя из недр массовой культуры, создатели года -Элвис Пресли, группы "Битлз", "Роллинг Стоунз" и другиеисполнители - порвали с ней, выразив стихийный протест молодежи социальнойнеустроенности, войнам, милитаризма, расовой дискриминации. Тексты песен былиоткровенны, их образ подчеркнуто демократичным, а их поведение бросала вызовнормам морали. Музыкальное дарование исполнителей, повышенные звуки, ритмичные мелодиивызывали восхищение, превращались в силу, способную объединить молодежь.

Творчестволегендарной группы "Битлз" в зачаточной форме содержала идейные истилевые направления года, которые впоследствии сложились в самостоятельные течения. Их песнистала неофициальным гимном молодежи. День рождения и день трагической гибели ДжонаЛеннона отмечаются молодежью многих стран мира.

Роксвязан с передовыми движениями. Международный рок-фестиваль 1968 приговорилвойну во Вьетнаме. С того времени стали популярными фестивале "Рокпротив? "(расизма, милитаризма, наркомании).

Рок-музыкантыпроводили экологические и благотворительные акции.

Неоднородностьрок-движения позволила бизнеса выхолостить бунтарство многих групп и использоватьих в коммерческих целях, вернув рок в лоно массовой культуры.

Рокинтегрировался не только с массовой, но и с классической культурой. Знаменательным событиеммузыкальной жизни стала рок-опера Уэббера и Райса "Иисус Христос -суперзвезда ", которая объединила достижения года с традиционной оперой.

Завоевавмировое признание, рок долгое время оставался англоязычным. Лишь в 70-х годахвозникли группы, которые пели на родном языке. Их творчество положила началонациональным рок-движениям.

ВСоветском Союзе рок-музыка приобрела распространение в 60-х годах. Онаклеймилась официальной идеологией как проявление буржуазной культуры. Поэтому рок-музыкасуществовала полулегально, иногда подпольно. Постепенно рок-музыке удалось выйти наширокую аудиторию. Лидерами советского рока стали группы "Машинавремени "," Аквариум "," ДДТ "," Кино "и другие.Со временем рок стал не только музыкой, но и стилем жизни и мышления молодежи. Онхарактеризуется открытостью, внутренней и внешней свободой, пацифизмом,нетерпением тоталитаризма, презрением к ценностям "сытого"общества.

 

10. Архитектура

Вархитектуре всегда сочетаются два элемента - чисто художественный ипрагматичен. Здания призваны украшать города и села, удовлетворятьматериальные потребности людей. Кроме того, архитектура может использоваться и длядостижения каких идеологических целей. Так, после победы над Германиейсоветское руководство увековечила это событие в архитектуре. В конце 40-х -в 50-х годах в Москве были возведены помпезные триумфальные высотные дома.Самый известный из них - Московский университет. По примеру СССР парадныездания сооружались и в других социалистических странах. Их фасады былиперенасыщены украшениями, отчего создавалось впечатление отсутствия в ихавторов хорошего вкуса.

Темвремя европейские зодчие пошли по пути развития так называемой "новойархитектуры "Для нее характерны рациональность, четкость форм и линий,применение новых технических конструкций, таких материалов, как бетон, металл,стекло. Однако недостатками "новой архитектуры" были универсальность,однотипность, сходство домов. Против такой тенденции выступили представителинациональных архитектурных школ.

Попыткисовместить лучшие мировые достижения с национальными особенностями яркопроявились в творчестве выдающегося бразильского архитектора Оскара Нимейера.

Французскиеархитекторы осуществили смелые проекты, которые соединили сооружения прошлых времен ссовременными архитектурными возможностями.

Нынешняяиндустрия позволяет архитекторам осуществлять самые смелые фантазии. В сооруженияхсочетаются прямые и гнутые линии, необычайной формы конструкции. Появляютсяздания в виде трапеций, шаровидные.

Напервом этапе развития "новой архитектуры" почти всеподчинялось внешней форме, человек нередко "растворялось" вгигантских помещениях. Постепенно архитекторы начали преодолевать этот недостаток.Возникла цель поставить архитектуру в зависимость от человеческого фактора. Впрочемнекоторые архитекторы восприняли это как призыв отойти от традиционных форм.Возводятся дома, вид которых не соответствует требованиям жилых помещений.

Сейчасархитекторы продолжают искать более совершенные формы, которые бы гармонировали сприродой.

Окончание"Холодной войны" и оздоровления международной жизни имели положительныйвлияние на духовную жизнь общества. Мир, наконец, пришел к пониманиюприоритета общечеловеческих ценностей. Открылись перспективы культурногосотрудничества.

Демократическиереволюции в странах с тоталитарными и авторитарными режимами дали толчок небываломуразвития культуры. Начали развиваться различные школы и направления.

Одновременнов современной культуре прослеживаются тревожные тенденции. Национальные культуры безгосударственной поддержки не выдерживают конкуренции с массовой культурой.

 

Интересно знать

Основные направления и стилиискусства ХХ века.

Название

Основные идеи

Модерн (в поэзии - символизм)

Обращение к  мистических, персонифицированных образов природы, символов. Освобождение предыдущих  культурных традиций.

Дадаизм

Отрицание ценностей  цивилизации, изображения антиэстетических, отталкивающие стороны жизни.

Экспрессионизм

Повышенная эмоциональность,  буйство звука, цвета, отрицание бытового жизненного опыта.

Примитивизм

Взгляд на мир глазами  ребенка.

Кубизм

Изображение действительности в  виде взаимосвязанных, геометрически правильных фигур, отражения не  предмета, а его конструкции

Футуризм

Передача динамики,  движения, изменения.

Абстракционизм

Отказ от реального  изображения, выражение внутреннего мира художника.

Сюрреализм

Создание собственного  мира надреальности, которая иррациональна, символическая, фантастическая провозгласила основным источником  творчества подсознательное, а методом - разрыв логических связей.

Конструктивизм

Сближение искусства с  инженерной творчеством, рациональная организация творчества.

Поп-арт

Преобразование  любого предмета повседневной жизни в объект искусства. Попытка раскрыть в  вещах внутреннюю суть

Постмодернизм

Сочетание различных  стилей прошлого и настоящего. Западе и Востока, элементов фольклора, массовой культуры,  поп-арта

Монументализм

Сочетание национальных  реалистических традиций с показом эпических картин истории, революционной борьбы

Антиутопия

Произведения, содержащие  предупреждения о предстоящих катастрофы

Кинетическое искусство

Создание сложных устройств,  движущихся

Гипперреализм

Искусство, стремящееся  фотографической иллюзорности изображения

Оп-арт

Использование оптических  эффектов

Концептуализм

Отрицание визуальной  информации, рассмотрение искусства как сообщения (основная форма - концепт перфоманс)

 

 

Итоги

Вопросы изадачи:

1.    Определите основные направления изменений в культуре XX в.

2.    Определите условия, факторы, которые влияли на развитие культуры во второйполовине ХХ в.

Условия, факторы

Влияние

 

 

 

3.    Согласны ли вы с тем, что массовая культура не должна доминировать надтрадиционной. Свое мнение обоснуйте.

 

<< § 43. Постиндустриальное (информационное) общество.

Copyright © 2011 Apycom jQuery Menus