§ 42. 1. Конец «холодной войны»

§42.1. Конец «холодной войны»

 

1. Предпосылки и причины завершения "холоднойвойны "

            К новому взгляду на проблемы Европыи мира политики Востока и Запада пришли разными путями. Исследования ученых,усилия журналистов, писателей, людей искусства формировали в сознаниимировой общественности резко отрицательное отношение к идее насильственногорешения международных проблем.

            Несмотря на обострениепротивостояние между двумя военно-политическими блоками, в начале 80-х годовпродолжался общеевропейский процесс, начатый в Хельсинки. В Белграде(1977-1978 гг), Мадриде (1980-1983 гг), Стокгольме(1984-1987 гг), Вене (1986-1989 гг.) Состоялись встречи и совещанияпредставителей государств-участников Общеевропейского совещания. Стокгольмскойконференции по вопросам доверия и безопасности в Европе Советский Союз выступил с рядоминициатив по ограничению военно-морской деятельности на Севере Европы и вСредиземном море. Советское правительство предлагало вывести из Средиземноморья каксоветские, так и американские корабли-носители ядерного оружия, впоследствии -военные флоты США и СССР. На этот раз это не было чисто пропагандистскимманевром. В СССР начали понимать, что серьезная внешняя политика невозможна безвзаимных уступок. Готовность к таким уступкам стала очевидной после приходак власти М. С. Горбачева. Он провозгласил политику перестройки, а такженеобходимость утверждения нового мышления в международных отношениях.

 

Схема: Предпосылки и причины окончания холоднойвойны »

 

Предпосылки и причины завершения «холодной войны»

Осознание  пагубности продолжения ракетно-ядерного противостояния. Нарастание антивоенных  выступлений и настроений в странах мира

Неспособность  советской экономики продолжать соперничество в гонке вооружений. Системная  кризис советской модели развития

Неспособность  Советского Союза дальнейшем поддерживать просоветские режимы во всех уголках  мира. Невозможность решения целого ряда региональных конфликтов без  прекращения противостояния между СССР и США

Приход к власти  нового советского руководства, которое искренне стремилось прекращения «холодной войны»

 

Хроника «нового политического мышления» (1985-1991)

Дата

Событие

1985

Стокгольмской  конференции по вопросам доверия и безопасности в Европе Советский Союз выступил с  рядом инициатив по ограничению военно-морской деятельности на Севере Европы  и в Средиземном море. Советское правительство предлагало вывести из Средиземноморья  как советские, так и американские корабли-носители ядерного оружия, впоследствии -  военные флоты США и СССР. Был согласован широкий комплекс политических и  военно-технических мероприятий по снижению риска войны в Европе.

7 апреля  1985

СССР прекратил  развертывание ракет средней дальности СС-20 в Восточной Европе.

 

6 августа  1985

Односторонний  мораторий СССР на ядерные испытания, который действовал полтора года.

21 ноября  1985

Встреча в Женеве Горбачева  (СССР) и Рейгана (США); подписан промежуточный договор о ядерных силах средней  дальности; достигнута договоренность о сокращении наступательных вооружений.  Стороны заявили, что «ядерная война недопустима» и что «стороны не будут  стремиться к превосходству друг над другом »

Январь  1986

М. Горбачев  выдвинул программу ликвидации к концу ХХ века оружия массового уничтожения.

1986

Встреча в  Рейкьявик лидеров СССР и США; договоренность о 5% сокращении стратегических наступательных  вооружений на протяжении 5 лет. Соглашение не было подписано из-за спора по вопросу  о развертывании программы СОИ.

Май  1987

Политический консультативный комитет ОВД принял основные  положения новой военной доктрины оборонительного характера. Декларировалось, что  участники ОВД ни при каких обстоятельствах не начнут военные действия против любой  государства или союза государств, если сами не станут объектом военной агрессии; что  никогда не применят первым ядерное оружие; что СССР и его союзники не имеют  территориальных претензий ни к одному из государств и не относятся к одной  страны, как к своему врагу.

8 декабря  1987

Советско-американский  договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности в Европе. Кроме того  Советский Союз брал на себя обязательства уничтожить аналогичные ракеты в Сибири  и на Дальнем Востоке. Договор вступил в силу в июне 1988 г. Договор  предусматривал сокращение ядерных потенциалов на 4% (1752 советские ракеты и 859  американских).

1987

Начало политики национального  примирения в горячих точках планеты: Ангола, Эфиопия, Никарагуа, Афганистан,  Камбоджа. Начало вывода советских и кубинских войск из этих стран (в  Африке - 9 тыс. советских, 54 тыс - кубинских).

7 декабря  1988

Выступление М. С. Горбачева  на 43-й сессии ГА ООН: заявление о готовности СССР в одностороннем порядке по  два года уменьшить численность своих войск на 500 тыс. человек, значительно  сократить на территории СССР и стран ОВД своих обычных вооружений

15 января  1989

В итоговом документе,  принятом на общеевропейской совещании в Вене, среди различных аспектов  международной безопасности особенно выделялась проблема прав человека. Всем государствам  было рекомендовано "совершенствовать свои законы, административные правила  и политику в области гражданских, политических, экономических, социальных,  культурных и других прав человека и основных свобод и применять их на  практике ".

15 марта 1989  г.

Завершение вывода  советских войск из Афганистана.

Ноябрь  1989

Встреча на  о. Мальта Горбачева и Буша. Совместное заявление о завершении «холодной  войны ».

3 июня  1990

СССР и США подписали  договор о ликвидации химического оружия

19 ноября  1990

Подписание 34 странами  «Хартии для новой Европы». Договор между ОВД и НАТО (22 страны) о сокращении  обычных вооружений в Европе. Провозглашалось, что стороны «не являются более  противниками »и обязуются" строить и укреплять демократию как единственную  форму правления в наших краинах2.

1990

Начало вывода  советских войск из Восточной Европы.

3 октября  1990

Объединение Германии.

1991

Ликвидация ОВД (1  апреля) и СЭВ (28 июня).

31 июля  1991

Советско-американская  соглашение о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) - 30% ядерных  арсеналов.

 

Последствия

·         Поражение СССР в холодной войне, распад  СССР и социалистической системы

·         Прекращение глобального ракетно-ядерного противостояния  между сверхдержавами, завершение балансирование на грани войны. Сокращение ядерных  потенциалов

·         Становление единства мира. Ускорение  процессов глобализации, региональных интеграционных процессов (Европа,  Юго-Восточная Азия, Северная и Латинская Америки).

·         Становление единого мирового рынка,  основанного на функционировании рыночных экономик, частной собственности и  конкуренции

·         Объединение Германии. Вывод советских  (Российских) войск из Восточной Европы. Ускорение европейской интеграции, расширение  НАТО и ЕС на Восток

·         Появление новых государств в Восточной Европе после  распада СССР, Югославии и Чехословакии. Восстановление исторических конфликтов,  появление новых между новообразованными государствами (в бывшей Югославии и  СССР)

·         Укрощение конфликтов порожденных "холодной  войной "(Никарагуа, Камбоджа, Ангола, Афганистан и т.д.)

·         Обострение проблем, которые раньше сдерживало  глобальное противостояние сверхдержав, появление новых и обострения старых  региональных конфликтов, усиление нестабильности и различных регионах мира

·         Изменение системы международных отношений. Изменение  роли международных организаций, в частности, ООН. Формирование новых центров мировой  политики. Приоритет США, их доминирование в международных отношениях

·         Начала процесса ликвидации тоталитарных  и авторитарных, становления либерально-демократических режимов

·         Появление проблемы распространения оружия  массового уничтожения

·         Появление проблемы международного терроризма

 

            Новый советский лидер развернул широкуювнешнеполитическую деятельность. На Стокгольмской конференции были согласованыширокий комплекс политических и военно-технических мероприятий по снижению рискавойны в Европе. 7 апреля 1985 СССР прекратил развертывание ракет среднейдальности СС-20 в Восточной Европе, а с 6 августа 1985 ввел односторонниймораторий на ядерные испытания, который действовал полтора года. В январе 1986 г.М. Горбачев выдвинул программу ликвидации до конца века оружия массовогоуничтожения.

            В мае 1987 г. Политическийконсультативный комитет ОВД принял основные положения новой военной доктриныобороной.

            Декларировалось, что участники ОВД ни закаких обстоятельствах не начнут военные действия против любого государства или союза государств,если сами не станут объектом военной агрессии; что никогда не применятпервым ядерное оружие; что СССР и его союзники не имеют территориальных претензийк одному из государств и не относятся ни к одной стране, как к своему врагу.

            Советско-американские переговоры навысшем уровне в Женеве (1985 г.), Рейкьявике (1986 г.), Вашингтоне(1987 г.) и в Москве (1988 г.) обусловили позитивные сдвиги в областиреального сокращения ядерных вооружений. В декабре 1987 г. был подписан, ав июне 1988 г. вступил в силу Договор СССР и США о ликвидации ракетсредней и меньшей дальности. Он предусматривал уничтожение около 4% арсеналаядерных вооружений.

            В итоговом документе, принятом15 января 1989 на общеевропейской совещании в Вене, среди различныхаспектов международной безопасности особенно выделялась проблема прав человека.

            Всем государствам было рекомендовано"Совершенствовать свои законы, административные правила и политику в областигражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других правчеловека и основных свобод и применять их на практике ".

            Считается, что после уничтоженияБерлинской стены в ноябре 1989 г. и декабрьской встречи М. С. Горбачева сДж. Бушем на о. Мальта был положен конец "холодной войне" междуСССР и США. Эти государства перестали воспринимать друг друга как противники.

            Новое мышление распространилось и нарегиональные конфликты. В ряде "горячих точек" (Афганистан, Никарагуа,Камбоджа, Ангола) был взят курс на национальное примирение, на поиск путейрешения проблем за столом переговоров. В значительной степени политиканационального примирения была вызвана неспособностью СССР дальнейшем поддерживатьобанкротившиеся просоветские режимы. В 1988 г. Вьетнам вывел свои войска изКамбодже, а Куба - из Анголы. После женевских договоренностей между СССР и СШАпо Афганистану 15 марта 1989 Советский Союз завершил вывод своихвойск из этой страны. Важным следствием нового мышления и окончания"Холодной войны" стало объединение Германии и вывода советскихвойск из восточноевропейских стран.

 

2. Вопрособъединения Германии в системе международных отношений

            Вопрос объединения Германии былотесно связано с проблемой европейской безопасности, поскольку появление в центреЕвропы нового сильного государства могла нарушить баланс сил на континенте. К томуже, недавнее прошлое Германии вызвало опасения соседних государств.

            В течение послевоенных лет Германияоставалась расколотой на две части. На ее территории существовало две немецкиегосударства - ФРГ и ГДР. 1945 германский вопрос порождало напряженность. Вцентре Европы сохранялась опасная зона конфронтации, где двавоенно-политических союзах непосредственно противостояли друг другу.

            Все эти годы в сознании немцев жилостремление устранить такое ненормальное положение и достичь объединения в рамкахединой Германии. Изменения в СССР и ГДР создали благоприятные условия для этого.

            В феврале 1990 г. между государствами-победителямиво Второй мировой войне - СССР, США, Великобританией и Францией - идвумя германскими государствами была достигнута договоренность о созданиипереговорного механизма "2 4". В результате трудных переговоров, которыевелись в течение семи месяцев, было произведено документ, содержавший решения повсего комплекса внешних аспектов германского единства. 12 сентября 1990в Москве министры иностранных дел шести государств подписали Договор оокончательное урегулирование в отношении Германии.

            Договор устанавливал, что внешнимиграницами объединенной Германии является границы ГДР и ФРГ, и подтвердил окончательныйхарактер этих границ как существенную составную часть мирового порядка в Европе.Стороны признали, что объединенная Германия не имеет никаких территориальных претензийза рубеж и не будет выдвигать таких претензий в будущем. В конституцииобъединенной Германии не должно быть каких-либо положений, которые противоречили бы этимпринципам.

Правительства ГДР и ФРГподтвердили свои заявления о том, что с немецкой земли будет идти только мир, а такжесвой отказ от производства, владения и распоряжения ядерным, биологическим ихимическим оружием.

            Вооруженные силы Германии подлежалисокращению в течение 3-4 лет до 370 тыс. чел. Советские войска должны бытьвыведены из Германии в 31 августа 1994 В течение этого срока на территориибывшей ГДР и Берлина должны были находиться только немецкие формирования территориальнойобороны, не включены в структуру НАТО. Договором предусмотрено запрещениерасполагать в Восточной Германии иностранные войска и ядерное оружие или его носителипосле вывода оттуда советских войск. Также к 31 августа 1994 вБерлине имели оставаться войска США, Великобритании и Франции. СССРсоглашался на вхождение объединенной Германии в НАТО.

            С объединением Германии былиисчерпаны права и ответственность четырех держав по Берлину и Германиицелом. Правительства СССР, США, Великобритании и Франции заявили о прекращении действиячетырехсторонних соглашений и решений военного и послевоенного времени в отношении Германии ироспуске соответствующих органов. Объединенная Германия получила полный государственныйсуверенитет в своих внутренних и внешних делах.

            Договор подвел окончательную черту подитогам Второй мировой войны и 45-летним послевоенным периодом. 3 октября 1990года ГДР вошла в состав ФРГ. На политической карте Европы появилась экономическимощное государство с населением 87 млн. человек, который благодаря своему потенциалувходит в разряд крупнейших государств мира, а в настоящее время стремится статьпостоянным членом Совета Безопасности ООН.

 
3. Началоракетно-ядерного разоружения. Трансформация НАТО

            Важной вехой в советско-американских отношениях сталвизит президента СССР М. С. Горбачева в США в мае - июне 1990 г.и его переговоры с президентом США Дж. Бушем. Результатом этих переговоровстал пакет соглашений, протоколов и совместных заявлений. Было согласовано основные положениясоглашения о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), заключено соглашениео ликвидации 80% химического оружия и об отказе от ее производства, достигнутодоговоренности о совершенствовании проверки на местах мощностей ядерных взрывов.Таким образом, были устранены препятствия, которые тормозили ратификации двух важныхсоветско-американских договоров, подписанных еще в 1974 и 1976 гг.об ограничении подземных испытаний ядерного оружия и о подземных ядерных взрывав мирных целях. Было заключено важное соглашение, которое дополняло и расширяла соглашение1973 о научно-техническом сотрудничестве в области мирного использованияатомной энергии.

            После распада СССР участниками договора СНВ-1 стали Россия,Украина, Казахстан и Белоруссия, подписавшие 23 мая 1992 в Лиссабонесоглашение о том, что на территории трех последних из перечисленных государств не должновообще существовать никакого ядерного оружия. На основе этих договоренностей президентРоссии Б. Ельцин и президент США Дж. Буш в Вашингтоне в июне 1992 г.подписали проект договора СНВ-1, по которому США и государства бывшего СССРсокращают стратегические наступательные вооружения на 50% (5-6 тыс. единиц зарядов)течение 7 лет. В 1994 г. договор СНВ-1 был ратифицирован всемисторонами.

            3 января 1993 в Москве Б. Ельцин и Дж. Буш заключилидоговор СНВ-2 о сокращении вдвое стратегических наступательных вооружений, которыеостанутся после выполнения договора СНВ-1. Участниками этого договора были лишьРоссия и США, поскольку предполагалось, что после выполнения договоренностей СНВ-1Украина, Казахстан и Беларусь станут безъядерными государствами.

 

Стратегические наступательные вооружения России и США

 

1992

Согласно договору

 СНВ-1

Согласно договору СНВ-2

 

Россия

США

Россия

США

Россия

США

Межконтинентальные  баллистические ракеты

6000

2500

3100

1500

1000

500

Баллистические  ракеты на подводных лодках

3300

5200

1800

3600

1750

1750

Стратегические  бомбардировщики

700

4300

700

4000

700

1250

 

Также в 1993 г. было заключено важную Конвенцию о запрещениии ликвидацию химического оружия (в США его запасы составляли 30 тыс. т., вРоссии - 40 тыс. т.).

Окончание "холодной войны",внутриполитические изменения в СССР, привели к революциям в странах ВосточнойЕвропы и прекращения деятельности ОВД по 1 июля 1991

Учитывая новые реалии политической жизни, Совещание главстран-членов НАТО 5-6 июля 1990 приняла Лондонскую декларацию,внесла радикальные изменения в военную доктрину блока НАТО.

Участники совещания обязались не нападать надругие государства, а ядерные вооружения были объявлены "оружием экстремальнойситуации ".

Изменилась и роль НАТО. Из военного блока он все большепревращается в политический. Некоторые бывшие союзники СССР по ОВД, а впоследствии инекоторые страны, которые образовались в результате распада СССР, заявили о своемжелание вступить в НАТО. Такие их действия во многом продиктованы стремлениемобеспечить себе стабильность и безопасность в новых условиях. Вступление стран ВосточнойЕвропы в НАТО стал одной из главных проблем отношений между Россией и США иНАТО.

На встрече стран-членов НАТО в Брюсселе в январе1994 была принята программа "Партнерство ради мира". Еецелью является обеспечение стабильности в Европе и развитие сотрудничества сстранами Восточной Европы. В этой программе изъявили желание принять участие почти всевосточноевропейские страны. Активное участие в ней принимает Украины.

 

4. Кризис вПерсидском заливе. Ближневосточный мирный процесс

Серьезным испытанием изменений в международных отношенияхстал кризис в Персидском заливе в начале 90-х годов, вызванная агрессией Иракапротив Кувейта.

Восьмилетняя ирано-иракская война обусловила роствнешнего долга Ирака (80 млрд. долларов). Война стимулироваламилитаризацию страны и усилила политические амбиции президента Ирака СаддамаХусейна, его претензии на лидерство в арабском мире.

2 августа 1990 иракская армия вторглась в Кувейт,учинив неспровоцированной агрессии. Эмир и правительство Кувейта перебрались вСаудовской Аравии. Немногочисленная армия смогла оказать лишь слабое сопротивление. Кувейтбыл оккупирован и объявлено девятнадцатой провинцией Ирака.

Действия Ирака были решительно осуждены Советом Безопасности ООН,потребовала немедленного вывода иракских войск из Кувейта и ввела широкиеэкономические санкции в отношении Ирака. Все активы Ирака и Кувейта в иностранных банкахбыло заморожено, блокирован экспорт иракской нефти.

Многие государства направили в Саудовскую Аравию военныеконтингенты и вооружения для защиты этой страны от возможной иракской агрессии(Операция "Щит пустыни"). Основу мощного военного группировки,сосредоточенного на территории Саудовской Аравии, составляли вооруженные силы США,достигли 500 тыс. чел. Военные корабли США и других стран патрулировали вводах Персидского залива, Красном и Средиземном морях.

Положение усложнялось неурегулированностью палестинскоговопросы и отсутствием единства в арабском мире относительно действий Ирака. Ссылаясьна карательные акции израильских властей против арабов в Иерусалиме, осужденныеСоветом Безопасности ООН, Саддам Хусейн претендовал на роль защитника арабскихнародов от Израиля и связывал кувейтское вопрос с решением палестинскойпроблемы.

Оценивая действия Ирака как вызов мировому сообществу,Совет Безопасности ООН принял ряд резолюций, требовавших безусловного прекращенияаннексии Кувейта. Однако Багдад игнорировал эти призывы. Тогда Совет Безопасностиустановила дату вывода иракских войск из Кувейта - 15 января1991 В случае отказа Ирака выполнить это требование было санкционированоприменения военных сил.

Меры, принятые Советским Союзом, Францией и другимистранами с целью мирного разрешения кризиса, к сожалению, оказались безуспешными. 17Январь 1991 многонациональные силы антииракской коалиции во главе с СШАнанесли массированных воздушных и ракетных ударов по военным и другим объектамИраке и Кувейта. В конце февраля в результате 100-часовой операциисухопутных войск антииракской коалиции иракские войска были разбиты. Кувейтбыл освобожден. Операция многонациональных сил "Буря в пустыне"успешно завершилась (командующий американскими войсками Н. Шварцкопф).

В результате этой войны Ирак потерял по разным оценкамот 12 до 70 тыс. человек, были разрушены часть его экономики. Однакорежим С. Хусейна остался у власти. Значительные потери понес и Кувейт, который сталареной боевых действий.

Эффективное обуздание агрессора стало возможным только приусловий прекращения конфронтации между США и СССР. По завершению боев Ирак былобязан в течение 90 дней уничтожить наступательные вооружения и оружие массовогоуничтожения. На севере и юге страны были созданы зоны безопасности, гдезапрещалось летать иракским самолетам и размещать боевые подразделения армии Ирака.Гарантами выполнения соглашения стали войска США и Англии. Также в Ираке быливведены санкции, повлекших продовольственные трудности в страны и недостатокнеобходимого. В 1996-1999 г. в Ираке ООН осуществляла программу "Нефть вобмен на продовольствие ".

Кризис в Персидском заливе дала толчок ближневосточномумирному процессу. В Мадриде (1991 г.) было положено начало переговорномупроцесса между арабами и Израилем под эгидой СССР и США. Следствием этого процессастало подписание ряда соглашений. 13 сентября 1993 в Вашингтоне былоподписано палестино-израильскую декларацию о введении палестинской автономиив секторе Газа и в районе города Иерихон, на Западном берегу реки Иордан. А 4Май 1994 Председатель Исполкома ООП Я. Арафат и премьер-министр ИзраиляИ. Рабин подписали в Каире соглашение о принципах практической реализации договора"Газа-Иерихон - сначала". В 1994 г. был подписан мирныйдоговор также между Израилем и Иорданией. Вместе с тем активизировались переговорымежду Сирией и Израилем о передаче Сирии Голанских высот, захваченных Израилемв 1967 г., в обмен на мир с Израилем. Однако стороны продолжаютиспользовать силовые методы решения конфликта. Израильская армия вапреле-июне 1996 г. провела очередную операцию по уничтожению структур организации"Хезболлах", которая борется за освобождение юга Ливана и осуществляетнападения на Израиль. Экстремистские палестинские организации выступают противпереговоров с Израилем. Правые силы Израиля, которые пришли к власти на выборах1996 после убийства И. Рабина, заняли жесткую позицию на переговорах сарабами. Это затормозило мирный процесс на Ближнем Востоке, но не прекратилоего. Однако до настоящего времени положение в регионе остается неопределенным.

 

Итоги

            Последнее десятилетие ХХ векастало периодом завершения «холодной войны» и становлением новой системымеждународных отношений. Это был период надежд, что войны наконец прекратятся и вмире воцарится мир. Однако уже последние годы ХХ века и первые XXI векапоказали, что мир еще далек от совершенства. Он столкнулся с новой опасностью- Международным терроризмом.

 

Вопросы и задания:

1.    Каковы причины и предпосылки завершения «холоднойвойны »?

2.    Что такое «новое мышление»? В чем его новизна?

3.    Охарактеризуйте процесс завершения «холоднойвойны ».

4.    Кто победитель в холодной войне?

5.    Как был урегулирован в международных отношенияхвопрос объединения Германии?

6.    Как изменилась расстановка сил в международныхотношениях после окончания холодной войны »?

7.    Почему НАТО не прекратило существование позавершению «холодной войны»?

8.    Определите последствия «холодной войны»?

9.    В чем особенность кризиса в Персидском заливе1990-1991 гг?

10. Как повлиялозавершения «холодной войны» на региональные конфликты, бушевавшие в годы«Войны»?

 

 

<< § 41. Курс на разрядку международной напряженности и его срыв § 42. 2. Международные отношения конца ХХ - начала ХХI в. >>

Copyright © 2011 Apycom jQuery Menus