§ 38. Страны Латинской Америки

§ 38. Страны Латинской Америки

 

1. Основные тенденцииразвития стран Латинской Америки после Второй мировой войны

            В странах Латинской Америки после Второймировой войны произошли значительные сдвиги. Это объясняется тем, что страныЛатинской Америки значительно раньше получили независимость. Им на путимодернизации не приходилось переживать цивилизационного шока, как это было встранах Африки и Азии, они были частью западной, европейской попроисхождению, цивилизации.

            Корни латиноамериканскойотсталости крылось в существовании крупных земельных владений - латифундий.Это приводило к безземелье крестьян, низкого уровня жизни, аграрногоперенаселения и безработицы, низкой производительности труда, примитивныхтехнологий и, соответственно, к социальной напряженности. Такое общество не могло бытьдемократическим, оно держалось на насилии.

            Накануне Второй мировой войныначался упадок латифундий. После окончания войны этот процесс усилился.Длительная борьба крестьян заставляла правительства проводить аграрные реформы. Все онинезависимо от масштабов подрывали позиции латифундистов. Наибольший ударнанесли латифундиях роста промышленности, формирование национального капиталаи, соответственно, новой экономической элиты, для которой латифундии были олицетворениемстарых порядков. Демографический взрыв обусловил массовую урбанизацию и переносцентр политической жизни из сельской местности в город.

 

Особенностиразвития стран Латинской Америки после Второй мировой войны

·         Государства Латинской Америки раньше других  получили национальную независимость. Им на пути модернизации не приходилось  переживать цивилизационного шока, как это было в странах Африки и Азии, они  были частью западной, европейской по происхождению, цивилизации.

·         Для экономики региона было характерно  развитие экспортного аграрно-сырьевого хозяйства, подчиненность его  внешнем рынке.

·         В сельском хозяйстве доминирующая роль принадлежала  латифундиях, которые на протяжении второй половины ХХ в. постепенно теряют свои  позиции.

·         Быстрый рост городов и городского населения.  Однако урбанизация латиноамериканского типа  мало связана с развитием промышленности, происходит за счет  рост маргинальных слоев общества.

·         Низкий уровень жизни большей части  населения.

·         Латинская Америка - сосредоточение всевозможных  противоречий во всех сферах жизни общества.

·         90% населения католики. Это половина  католиков мира.

·         Политическая жизнь стран региона  характеризуется нестабильностью. Значительное влияние военных. Преобладание  насилия в политической жизни. Существование партизанских, экстремистских  группировок. Влияние наркомафии.

·         Неравномерность развития стран региона. Наиболее  развить страны региона, наиболее продвинувшихся по пути модернизации:  Аргентина, Уругвай, Чили, Бразилия, Мексика, Венесуэла, Колумбия - их  население составляет 75%, на их долю приходится 80-85% ВНП.

 

            После Второй мировой войныположение в экономике латиноамериканских стран было благоприятным для проведенияреформ: они имели солидные валютные накопления, возросла их доля в мировомторговли. Эти факторы были использованы правительствами стран Латинской Америки дляпроведение импортозамещающей индустриализации. Реформы проводились подумеренно националистическими лозунгами, которые пользовались определенной поддержкойнаселения. Это способствовало формированию в этих странах популярных, но авторитарныхрежимов. Пример тому - президентство Хуана Доминго Перона в Аргентине (1946-1955 гг и1973-1974 гг; в 1949-1955 гг - фактический диктатор).

            Перон провел частичнуюнационализации, уплатил долги страны, добился самообеспечения Аргентиныосновными промышленными товарами. В период его правления в Аргентине былсоздан первый в Латинской Америке реактивный самолет, но под давлением США егопроизводство было прекращено.

            У Бразилии в 1950 г. вернулся к власти Жетулио Варгас, которыйвозродил свою политику 30-х годов, но уже без попыток копирования фашистскихгосударств. Изменив его в 1956 г., Ж. Кубичек продолжил импортозаменяющиеиндустриализацию. К началу 60-х годов Бразилия наполовину обеспечивала себяпромышленными товарами.

            У Мексике линию, начатую президентом Ласаро Карденасом, в1934-1940 гг, продолжали и после Второй мировой войны.Индустриализация шла за счет развития государственного сектора, продолжаласьаграрная реформа.

            США в период 40-60-х годов былиозабочены лишь одним: предотвращением проникновения СССР в Латинскую Америку. Дляосуществления этого США делали ставку на усиление военного потенциала и навоенно-политическое сотрудничество со странами Латинской Америки. В это время былозаключено соглашение о коллективной безопасности (1948 г.), создана ОрганизацияАмериканских Государств (1948 г.). Американцы перевооружили местные армии исоздали новую военную элиту, которая прошла подготовку в США. При этом США малобеспокоили проблемы внутренней жизни этих стран, если там не былонепосредственной угрозы прихода к власти коммунистов. США устраивали в этихстранах режимы, которые полностью зависели от них, вроде Батисты на Кубе, илиСомосы в Никарагуа.

            В 50-60 годах начался новый этапсоциально-экономического развития стран Латинской Америки. Ресурсы дляпроведение импортозамещающей индустриализации были исчерпаны, государственный бюджет сбольшим трудом справлялся с необходимостью поддержать государственный секторэкономики. Крупные государственные бюджетные дефициты были вызваны осуществлением слишкомамбициозных проектов. Например, в 1957 г. в Бразилии началось строительствоновой столицы подальше от перенаселенного Рио-де-Жанейро. Это было ультрасовременноегород, построенный по проекту всемирно известного архитектора Оскара Нимейера иназванное Бразилиа. Новая столица должна была символизировать будущее страны. Мексикадобилась права проведения в своей столице Мехико олимпийских игр 1968 г.,что заставило полностью реконструировать многомиллионный город. Грандиозные проектыпривели также к инфляции, росту социального напряжения. Национальная денежнаяединица крузейро с 1961 по 1964 г. "Похудела" в 5 раз.

            В Латинской Америке развитие шлодвумя путями. Там, где на волне массового недовольства к власти приходили левыесилы, становились на путь строительства социализма.

            Так, в 1959 г. партизанскаявойна на Кубе завершилась исчезновениемпроамериканского режима. Лидер повстанцев Фидель Кастро возглавил новое правительство.Свою задачу он видел в независимости Кубы и проведении социальных реформ. Восуществлении своих замыслов он столкнулся с сопротивлением США, которые имели на Кубе значительнуюсобственность. Кастро осуществил национализацию этой собственности и установил тесныеотношения с СССР. Это вызвало движение сопротивления, которое опиралось на поддержку правительства СШАи на кубинскую общину в США. США организовали вооруженную интервенцию отрядовгусанос на Кубу (1961 г.), но она провалилась. Это ускорило реформы наКубе и сотрудничестве с СССР.

CD_11_II_5

Правительственная делегацияУССР встречает руководителя Кубы Ф. Кастро

 

            Н. С. Хрущев был захвачен идеейполучить союзника в 90 милях от США и, не задумываясь, пошел ради сохранениярежима Кастро на риск ядерной войны (Карибский кризис 1962 г.). Сближениес СССР дало Кастро образец идеальной, с его точки зрения, государства. Партизаныстали коммунистами, на Кубе началось строительство социализма. В 60-е годы встране было фактически отменено деньги и введено прямое продуктообмен. Кастросчитал, что Латинская Америка уже созрела для социалистической революции, ипытался, правда безрезультатно, раздуть революционную пожар на континенте. Подвремя одной из таких попыток погиб в Боливии сподвижник Кастро - Эрнесто ЧеГевара.

CD_11_II_2

Че Гевара

 

            В 70-х годах от коммунистическихэкспериментов пришлось отказаться. Куба превратилась в обычную тоталитарнуюсоциалистическую страну. Сохранялась традиционная зависимость кубинской экономикиот экспорта сахара, но уже не в США, а в СССР и страны Восточной Европы. СССРстал главным кредитором Кубы. В конце 80-х годов, как только СССР столкнулсяс экономическими трудностями и сократил помощь кубинской экономике, Кубапопала в состояние перманентного кризиса. Распад СССР лишил Кубу внешнейподдержки. Руководство Кубы пытается спасти положение: экономика работает вчрезвычайном режиме, сокращаются социальные программы, создаются условия дляразвития туризма, делаются первые шаги в модернизации экономики. В 90-е годыс Кубы осуществляется массовая нелегальная эмиграция в США. Соединенные Штатыоказались неспособными принять большую массу беженцев и часть их былаотправлена обратно на Кубу.

            У Чили попытку построить социализм в 1970-1973 гг осуществил правительствопрезидента Сальвадора Альенде, который состоял из коммунистов и левых социалистов.Построение социализма происходила в рамках конституционной законности. Радикальныепреобразования, которые включали и национализации медной промышленности, ведущейобласти экономики, вызвали в стране хаос и массовые недовольства, которыеусиливались провокациями со стороны ЦРУ США. Воспользовавшись этим, генерал АугустоПиночет, с согласия США, совершил государственный переворот и установил в странедиктаторский режим. Президент Альенде погиб при штурме президентскогодворца.

CD_11_II_3

Сальвадор Альенде

 

            У Никарагуа в результате длительной партизанской войны в 1979 г. квласти пришел фронт национального освобождения им. Сандино. Сандинистысбросили одиозный режим в Латинской Америке - режим Сомосы, которыйправил страной в течение более 30 лет. События в Никарагуа разворачивались покубинским образцу и с такими же результатами. Против социалистическихэкспериментов сандинистов в стране возник повстанческое движение, который объединял, какбывших сомосовцив, так и представителей демократических движений. В нем принималиучастие также отряды самообороны индейских племен из отдаленных районов страны.Этот партизанское движение в значительной степени был организован и вооружен США. СШАсосредоточили на границах с Никарагуа вооруженные силы и угрожали агрессией, авнутри страны активно формировалась легальная оппозиция. Оказавшись передвыбором: идти до конца в построении социализма и к победе в гражданскойвойне, или пойти на гражданский мир, сандинистов выбрали последнее. На свободныхвыборах 1990 г. они, как и ожидалось, потерпели поражение, но осталисьвлиятельной политической силой. Президентом Никарагуа был избран Виолетту Чаморро.Министром обороны стал лидер сандинистов Даниэль Ортега.

            Для некоторых стран Латинской Америкиновая стратегия начиналась с констатации факта невозможности и даже пагубностиполной независимости и сводилась к ускорению интеграции стран ЛатинскойАмерики в мировую экономику. Для реализации этой стратегии предполагалосьликвидировать все барьеры в развитии торговли и открыть доступ иностранномукапитала. По сути это был поворот на 180 градусов от политики 30-50-х годов ивнешне выглядело как возвращение к старым порядкам, когда в странах ЛатинскойАмерики хозяйничали иностранные компании. Такой путь развития не пользовалсяподдержкой и проводился диктаторскими режимами (военная хунта). Такиережимы были установлены в Аргентине - 1962, Гватемале, Гондурасе,Эквадоре - 1963 г., Боливии, Бразилии - 1964 г.,Чили - 1973 г. Военные хунты вели беспощадную борьбу с левымисилами, ограничивали политические свободы. В результате этого нередко погибали невинныелюди. Достигнутая таким путем относительная внутренняя стабильность и созданиельготных условий для иностранного капитала привели к притоку иностранных инвестицийи ускорение развития этих стран. Укреплялся и национальный капитал. Бразилияв начале 80-х годов обогнала по объему валового национального продуктаИталию и приблизилась к Англии. Она заняла 7-е место в мире по производствустали, 8-е - по производству телевизоров, 10-е - по производствулегковых автомобилей. Обратным результатом этого курса стал роствнешнего долга и инфляция. Так постепенно формировалась социально-политическаякризис военных режимов.

            Весомым фактором развитиялатиноамериканских государств был и остается массовое партизанское движение. Он имелразличный характер: антиамериканский, против военных диктатур, за проведение социальныхреформ, прокоммунистический, антикоммунистический, национально-освободительный,экстремистское и т.д. В истории этого процесса после Второй мировой войныможно выделить несколько этапов.

 

Повстанческое и партизанское движение в странахЛатинской Америки

Первый этап, связанный с кубинской  революцией 1959 г., имел антиамериканский, общедемократическое  характер.

Второй этап (60-е - начало 70-х  лет) проходил под непосредственным влиянием кубинской революции. В период  1960-1967 гг в Латинской Америке насчитывалось 12 очагов  партизанской борьбы. Несмотря на то, что все они были подавлены, они  содействовали процессу демократизации в этих странах.

Третий этап (конец 70-х - 80-е  лет) связан главным образом с борьбой в странах Центральной Америки, прежде всего  сандинистов в Никарагуа. Их победа вдохновила партизанское движение в  Сальвадоре, Гватемале, Гондурасе левого толка, вызвала  антисандинистський движение "контрас" в Никарагуа.

Четвертый этап (80-е - 90-е  года) - активизация деятельности военно-политических организаций в Перу и  Колумбии, тесно связанных с наркомафией. В 90-е годы вспыхнула  партизанская борьба на юге Мексики. Местные индейцы подняли восстание  против невыносимых условий жизни.

 

            Вооруженные антиправительственные выступления встранах Латинской Америки оговариваются преимущественно внутреннимисоциально-экономическими и политическими проблемами этого региона.

            Социальное напряжение 50-60-х годов,победа Ф. Кастро на Кубе заставили США изменить политику в регионе. В1961 президент США Кеннеди провозгласил новый курс в отношениях сстранами Латинской Америки - "Союз ради прогресса". Чтобыизбежать кубинского варианта, США предлагали помощь в преодоленииотсталости, акцентируя внимание на социальных реформах. Одновременно США приступилик организации в Латинской Америке специальных антиповстанческих вооруженных сил.Стремясь предоставить своим отношениям со странами Латинской Америки партнерскогохарактера, они нередко срывались на традиционную интервенционистской политики.Так, в 1961 г. они помогли кубинским повстанцам гусанос высадиться наКубе и в течение длительного времени ЦРУ США пыталось устранить Кастро от власти. В1965 американские войска высадились в Доминиканской республике, а в1973 подготовили в Чили свержения президента Сальвадора Альенде. Такаяполитика США породила широкие антиамериканские настроения в Латинской Америке,в 70-е годы достигли апогея.

            Радикальное изменение ситуации произошло,когда президентом США стал Джимми Картер, в основу внешней политикиположил тезис о недопустимости нарушения прав человека. Картер, в частности, последлительных и сложных переговоров подписал с Панамой соглашение о передаче ейканала, который был в собственности США. Это был шаг, который устранил одно из главныхисточников недовольства латиноамериканской политикой США. Благодаря такой политикеСША диктаторские режимы потеряли поддержку и их падение стало делом времени.Первым пал диктаторский режим Сомосы в Никарагуа.

            В 80-е годы в странах ЛатинскойАмерики утверждаются демократические режимы. 1980 г. - Перу,1982 г. - Боливии, 1983 г. - Аргентине, 1985 г. -Бразилии, Гватемале, Гондурасе, Уругвае, 1989 г. - Сальвадоре иПарагвае, 1990 г. - Чили, а к 1992 г. во всех других, кроме Кубы.В 1994 г. на штыках американских войск была принесена западнаядемократия на Гаити. На последней сессии Генеральной Ассамблеи ОАГ было закрепленоположение о применении санкций в случае рецидивов восстановление авторитарногоправления.

            Приход к власти демократически избранныхправительств углубил курс на активное участие в международном разделении труда, наинтеграцию в мировую экономику. Ставка была сделана на развитие рыночныхструктур экономики, решение проблемы государственных финансов за счетприватизации государственного сектора. Страны Латинской Америки пытаются сделатьэкономику социально ориентированной и ликвидировать внешний долг.

            Латиноамериканским странам удалосьнайти собственное место в мировой торговле. Они экспортируют товары с высокимстепенью обработки и технологических компонентов. Бразилия, Аргентина, Мексика ужепереросли рамки традиционных представлений о странах, которые развиваются, и вплотнуюприблизились к группе промышленно развитых стран.

            Таким переменам в странах ЛатинскойАмерики способствуют радикальные структурные изменения в экономике на основенеолиберальной модели развития с акцентом на совершенствование рыночных механизмов,приватизации государственного сектора, создание адекватной юридической базы,налоговой системы и т.д.

 

2. Интеграционные процессыв регионе

            Общее историческое прошлое, сходствоэкономических процессов, языковая и культурная близость стали тем основанием, накоторому после Второй мировой войны активно разворачивались интеграционные процессы вЛатинский Америке.

Первым шагом наэтом пути стало политическое сотрудничество государств Западного полушария. В сентябре1947 20 стран Америки подписали в Рио-де-Жанейро Межамериканскийдоговор о взаимопомощи. В 1948 г. на IX Межамериканской конференции вБоготе была создана Организация американских государств (ОАГ). Там же былопринята "Декларация о сохранении и защите демократии в Америке",которая имела антикоммунистическую направленность. ОАГ санкционировала вмешательства ввнутренние дела стран, которым угрожала коммунистическая опасность.

            Стремление правительств стран ЛатинскойАмерики вырваться из экономической отсталости и стать на путь стабильногоэкономического развития дало толчок к экономической интеграции, которая развиваетсяна субрегиональном и региональном уровне. Экономическая интеграция включает в себясредства по блочной либерализации взаимной торговли и режима инвестиций;формирование единых валютных пространств, координацию и унификацию внутреннейторговли; проведения коллективной внешнеэкономической политики с цельюсоздание на континенте зон свободной торговли и ее последующей трансформации вобщий рынок.

            На решение этих задач ориентированадеятельность региональных объединений, которые возникают в 50-е годы. В 1959 г.создан Межамериканский банк развития. В 1960 г. Аргентина, Бразилия,Уругвай, Чили, Парагвай, Перу образовали Латиноамериканскую ассоциацию свободнойторговли (ЛАВТ). Впоследствии ЛАВТ стала объединять 22 государства региона и дажеКубу. В 1980 ЛАВТ была реорганизована в латиноамериканскую ассоциации интеграции(ЛАИ). В процессе экономической интеграции и соглашений о "общий рынок"в 1975 г. возникает Латиноамериканская экономическая система (ЛАЭС). Действуюттакже субрегиональные объединения - Центральноамериканский общий рынок(ЦАСР), Карибский ассоциация свободной торговли (КАВТ). Венесуэла, Колумбия,Эквадор, Перу, Боливия образовали так называемую Андску группу. В 1991 г.Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай образовали Общий рынок стран югаЛатинской Америки (МЕРКОСУР). Договор предусматривал таможенного союза и координациюэкономического развития. Кроме того, действуют объединения, созданные для решенияконкретных проблем. В 1983 г. Мексика, Венесуэла, Колумбия, Панамаобъединились в Контадорську группу для преодоления конфликтов в ЦентральнойАмерике. Функционирует Амазонский пакт, призванный решать экологическиепроблемы. Для решения проблем задолженности в 1984 г. созданоКартахенское группу.

            Несмотря на такое количествоорганизаций, реальная интеграция стран Латинской Америки оставалась мечтой.Военные диктатуры, революции, перевороты, партизанские движения, межгосударственныеконфликты, амбиции отдельных лидеров сдерживают этот процесс.

            В начале 90-х годов сложилисьнеобходимые условия для лучшего развития интеграционных процессов. Во всех странах, кромеКубы, к власти пришли демократически избранные президенты, правительства. Началисьширокие экономические реформы. США, Канада, Мексика в 1992 г. подписали соглашениео североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА). К ней также тяготеетЧили. В 1995 г. в Майами состоялось совещание лидеров стран Западного полушария,на которой президент США Билл Клинтон предложил создать общий рынок отАляски до Огненной Земли, потребителями которого стали бы 850 млн. человек. ноинтеграционные процессы в регионе пошли несколько по иному сценарию.

            Наиболее эффективным экономическимобъединением Южной Америки стал МЕРКОСУР, в котором объединены наиболее сильныеэкономики региона: бразильская и аргентинская. С момента образования внастоящего дня объем взаимной торговли МЖ странами вырос в 3 раза. Удалось спастицелые отрасли национальных экономик. В соответствии с соглашением о свободной торговлемежду четырьмя странами были ликвидированы таможенные тарифы на 905 товаров, согласованныеобщие внешние тарифы на 85% импортируемых, налаженные механизмрегулярных консультаций на уровне глав государств и правительств, министров иностранныхдел, экономики, финансов, торговли, социального обеспечения, культуры, подвремя которых осуществляется координация национальных политик.

            Эффективность МЕРКОСУР проявилась вгоды экономических кризисов в Бразилии и Аргентине в конце 90-х годов.ХХ в. К тому же союз спас от упадка экономики Уругвая и Парагвая.Экономика последнего к тому же показывает выдающиеся темпы развития (до 10% в год)и дотягивается до более развитых партнеров. Успехи Парагвая решили повторитьБоливия и Эквадор, потребовав вступить в союз. Наконец 1 июля 2004состоялось объединение МЕРКОСУР и Андской группы. В результате в ЮжнойАмерике возник общий рынок с населением в 350 тыс. чел. Лидеры государствнового союза активно обсуждают идею создания единой латиноамериканскойвалюты, чтобы противостоять долларизации (Эквадор перешел на доллар США, под такимугрозой находится и Аргентина). К новому союзу стремится присоединиться и Мексика,которая разочаровалась в НАФТА. Если такое произойдет, то это станет началом развалаэкономической зависимости Латинской Америки от США.

 

Итоги

            Во второй половинеХХ в. страны Латинской Америки значительно продвинулись по пути превращенияпо аграрно-сырьевого придатка мирового рынка в регион с развитойинфраструктурой и промышленностью. Крупнейшие страны региона - Бразилия,Аргентина, Мексика оказались на пороге первых десяти стран мира по объемупромышленного производства. Существенные изменения произошли и в политической жизни,ушли в прошлое традиционные авторитарные диктатуры. Утверждаются традициипарламентаризма и демократии. Новая власть строит свою политику на основе поискакомпромисса, согласия, примирения различных политических сил. Значительно изменилась рольстран Латинской Америки и на международной арене, их внешнеполитический курсвышел из тени политики США. Тем не менее сохраняется и достаточное количествосерьезных проблем, влияющих на развитие стран региона: задолженность,низкий уровень жизни значительной части населения, социальный контраст, продолжаетсяповстанческое движение, коррупция, наркобизнес, терроризм и т.д.

 

Вопросы и вопросы:

1.    Заполните таблицу: «Пути модернизации стран Латинской Америки»

Этапы

Страны

Особенности  модернизации

 

 

 

Или

Этапы

Развитие  экономики

Важнейшие политические  события

 

 

 

2.    Что приводилосуществование массовых партизанских движений в странах Латинской Америки?

3.    Почему попыткипостроить социалистическое общество в странах Латинской Америки испыталипоражения?

4.    В чем феноменКубы?

5.    Чем обусловленыинтеграционные процессы в Латинской Америке?

6.    Назовите региональные организации и надгосударственные образования стран ЛатинскойАмерики.

 

<< § 37. Страны Африки § 39-40. Возникновения и развертывания «холодной войны» >>

Copyright © 2011 Apycom jQuery Menus