§ 38. Литература (учебник)

§ 38. Литература и литературный процесс первой половиныХХ в.

1. Литературные течения первой половины ХХ в.

В литературе изучаемого периода, ведущие позиции занималреализм, но, в отличие от реализма второй половины XIX века, который преимущественноописывал реальность, реализм первой половины ХХ в. критически осмысливалдействительность, поэтому его называют критическим реализмом. В Англии, Франции,Германии, США и других странах в этом жанре были созданы выдающиеся романы,повести, пьетеси. Наибольшей популярностью в тот период коритсувалися произведения англичанДж. Голсуорси, Б. Шоу, С. Моэма, французов А. Франса, Р. Роллана, немцев Г. Манна,Т. Манна, Л. Фейхтвангера, норвежца К. Гамсуна и др. Их творчество отличалось исключительнойвниманием к проблемам человека и общества в целом.

Границыреализма не удовлетворяли потребности времени. Литературному процессу 20-30-х годовприсущ глубокий творческий поиск, возникновение новых стилей и жанров. В произведенияхряда авторов традиционный сюжет стал отходить на второй план, а иногда и вовсеисчезал, уступая философским размышлениям, чувствоям, переживанием, иногда - мистическимсценам. Новые стили и жанры обобщая называли модернистскими. Кписателей модернистов относят француза М. Пруста, австрийца Ф. Кафку,англичанку В. Вульф, ирландца Дж. Джойса и др.

В 20-егоды зародилось новое направление в литературе и философии - экзистенциализм (впереводе с латыни - существование). Экзистенциалист стремились понять,воссоздать сокровенные, подсознательные мысли и чувства человека, разобраться в егоотношении к жизни и смерти, к существованию в целом (См. пунк 3параграфа).

Приведенныйперечень течений и жанров не является исключительным. Творческое разнообразие было намного шире.

 

Схема: «Основные течения и направления литературы 20-30-хлет ».

 

                                             Теченияи направления

 

Критический реализм                                                     Модернизм                                  Авангардизм

                                                                                                                                           (Сюрреализм,

Объединенныхединениеписателей          Литература                                                                   футуризм,      

И деятелей культуры "Кларте"         утраченного                                                                   дадаизм и др.)

                                                      поколения

 

Основнаяцель: «революция в умах»,        Разочарование в современной    Стремление к изменению

борьбаза освобождение человечества от       цивилизации, потеря идеалов    НЕтолько змичту, но и

предрассудковбуржуазного общества        послепервой мировой          формылитературных

ирелигии                                                     войны                                     произведений

 

 


А.Барбюс                                               Е.Хемингуэй                      Дж. Джойс                    Т.Туара

Вайян-де-Кутур `є                                 Д. ДохеПассос                    Ф. Кафка                     Гюльзенбек

Стенлейн                                               В. Фолкнер                          М. Пруст                      Янко

Т. Гарди                                                   Р. Олдингтон                        Т. Элиот                       Ж. Грос

Б. Рассел                                                 Э.-М.Ремарк                        Х. Вульф                      Д. Хартфилд

А. Франц                                                                                                                                 Р. Деснос

Р. Ледивр                                                                                                                                А. Арто

Г. Уэллс                                                                                                                                  С. Беккет

Б. Шоу

Синклер          

 

 

2. Условия развития литературы втоталитарных и демократических странах

Традиных большое влияние на общественноесознание имела литература. Именно поэтому правящие режимы стремились направить ееразвитие в выгодное русло, сделать своей опорой. Писатели и поэты нередкооказывались в центре политических событий, и надо было иметь крепкую силу воли италант, чтобы не предать правде истории. Особенно нелегко это было сделать вгосударствах, где надолго утвердился тоталитаризм как форма политического правления идуховного одурманивания масс.

Так, в Германии было создано специальное Министерствопропаганды во главе с Г.Геббельсом. Оно осуществляло жесткий контроль над всемдуховной жизнью страны. Физические расправы угрожали каждому, кто высказывалнедовольство или не подчинялся фашистской идеологии. По этим причинам, странуоставили известные писатели - И. Бехер, Б. Брехт, Э. Вайнерт, А. Зегерс,Т. Манн, Э.-М.Ремарк, Л. Фейхтвангер, С. Цвейг.

С. Цвейг

 

Трагические ноты пронизывают творчествописателей и поэтов Италии. У героев их произведений преобладают чувства отчаяния иодиночества. В творчестве художников страны, давшей миру немало славных имен,наблюдается отход от социальной тематики, захват форме, равнодушие ксодержания.

Исключительную роль Японии в Азии обосновывала литература этойстраны. В 30-х гг духовная жизнь здесь было подчинено возвеличениюнационального духа, власти императора, воспеванию воинской доблести.Тоталитарное государство поддерживало тех писателей, которые помогали моральноготовить общество к трудностям и самопожертвованию.

В СССР основным методом в литературе и искусстве считался"Социалистический реализм". Он насаждался способами. Принцип"Партийности" литературы, определенный В. Лениным, был главным впроверке лояльности писателей и поэтов к существующему режиму. Усмирениеталантливых художников способом репрессий сочеталось с "заботой"о новой, советскую прозу и поэзию. Проводниками сталинизма выступали, в первуюочередь, партийные чиновники, которые требовали прославления советской действительности ируководящей роли большевистской партии. Постановление ЦК ВКП (б) 1932"О перестройке литературно-художественных организаций" надолго определиласудьбу советской литературы. Постановление стало идеологической основой безграничноговмешательство государства в литературно-художественная жизнь, что в условиях однопартийностисистемы было особенно опасным для развития культуры.

Первая волна репрессий против творческой интеллигенции в СССРпрокатилась в 20-х гг Но наибольших ударов был нанесен в1936-1939 гг Вследствие сталинского террора погибли И. Бебель, Н. Клюев,М. Кольцов, О. Мандельштам, Б. Ясенский и многие другие писателей и поэтов, втом числе с Украиной. Те, кто выжили, вынуждены были приспосабливаться к требованиямофициальной идеологии и большевистской практики строительства социализма в одной,отдельно взятой стране. Распространенными и всегда актуальными стали темы победыбольшевиков в 1917 г., политики коллективизации и индустриализации. Одновременно в жестких рамкахтоталитарного государства появлялись произведения, освященные писательским талантом.

Для СССР, кроме того, позитивным было преодоление унаследованнойот царской империи массовой неграмотности населения. Некоторые народы впервыеполучили собственную письменность и начали развивать самобытную литературное творчество.

Встранах западной демократии литературная деятельность была раскованной. Нополитическая свобода еще не давала материального комфорта. Если в странах стоталитарными режимами творчество зависела от взаимоотношений с правящей элитой, то вотносительно демократических государствах значительное давление оказывали издатели, настоятельная потребность взаработка. Подъем переживала творчество писателей, рассчитанная намассового читателя. Популярностью пользовались приключения, фантастика, психологическиероманы. Признанными мастерами детективного жанра стали А. Кристи (Англия),Ж. Сименон (Франция), Р. Стаут и Э. Гарднер (США).

3.Общественная и философская мысль 20-30-х годов

Характернойчертой философии межвоенного периода стало дальнейшее сосредоточение на человеке и егоместе в конфликтном мире. Наиболее влиятельным в эти годы становится экзистенциализм -философия существования (от латинского "экзистенция" - существование). Еевыдающимися представителями в Германии были К. Ясперс, М. Хайдеггер, во Франции- Писатели и философы Ж. П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель, в Испании -Х.Ортега-и-Гассет. Философия экзистенциализм выросла на почве глубокого кризиса,которой в те годы было охвачено западное общество. Экзистенциализм пыталсяответить на трагические умонастроения мыслящих людей того времени, помочь человекунайти свое место в мире, свое "я" (свою экзистенцию), преодолевотчуждения. Человек создает сама, приобретает свою сущнисть, существуя, - вотглавный завет экзистенциализм, идеи индивидуальной соответствия человека завсе, что видюуваеться с ней и с другими людьми. Ситуация личного выбора -главная тема экзистенционального философии и литературы межвоенных лет.

Значительныйвлияние на общественное мнение, литературу оказало также философская концепцияпсихоанализа З. Фрейда, философия жизни французского философа А. Бергсона, которыйсделал попытку построить картину мира, которая по-новому объяснила бы эволюциюприроды и развития человека, их единство.

4.Основные направления развития мировой литературы. Писатели - лауреатыНобелевской премии

Связующимидля прозаиков, поэтов, публицистов всех стран, независимо от господствующих форм иметодов политического правления, были темы войны и мира, жизни и смерти, любви иненависти. Концентрированное выражение они получили в творчестве американскогописателя Эрнеста Хемингуэя(1899-1961). Ему пришлось принять участие в первой и второй мировых войнах,защищать республику в Испании. Первый роман "Фиеста" Э. Хемингуэйнапечатал 1926 Это - книга-протест против "бессмысленнойвойны ", крик души" потерянного поколения ". Откровенно антивоеннуюнаправленность имел роман "Прощай, оружие!" Ненавистью к фашизму,любовью к Испании и ее народа преисполнено роман Э. Хемингуэя "По ком звонитзвон "(1940 г.). Литературное творчество и активная общественная позицияписателя отмечены Нобелевской премией в 1954 г., после выходаповести "Старик и море".

Э. Хемингуэй

 

Французский писатель Анатоль Франс (1884-1924) лауреатомНобелевской премии стал 1924 г. Историко-философские романы А. Франса направленные противраспространение влияния церкви. Параллели современной ему Франции искал в XVIII в.Проникнувшись социальными проблемами, сблизился с социалистическим движением,поддерживал советскую Россию.

Слитературой и музыкальной культурой Франции тесно связано имя Ромена Роллана (1866-1944). Судьбу художникав обществе он отразил в романе-эпопее "Жан-Кристоф". В годыпервой мировой войны выступал с острыми отзывами и статьями. Не воспринималметодов революционной борьбы, а свой протест против войны и насилия передалв романе "Клерамбо" и повести "Пьер Люс". Духовная жизньевропейской интеллигенции, предостережения от опасности фашизма является лейтмотивомромана "Очарованная душа". Антивоенный пафос был присущ не толькотворчестве Р. Роллана, но и его жизненной позиции. Вместе с Анри Барбюсом онинициировал проведение антифашистских конгрессов. Следует по-значить, что обаписатели после посещения СССР использовались для формирования в странахМероприятия общественного мнения об отсутствии в СССР репрессий и голодомора.

Ромен Роллан во время пребывания в СССР

 

На творчество английского писателя Джона Голсуорси (1867-1933) в значительнойстепени повлияли гуманистические взгляды Ч. Диккенса, И. Тургенева, Л. Толстого.Оставаясь активным сторонником английского общества, он сумелвоспроизвести его жизни со всеми проблемами и противоречиями. Известная трилогия "Сагао Форсайтах ", другие романы, новеллы и драмы Д. Голсуорси раскрывают судьбуодной семьи на фоне кризисных явлений в обществе и в человеческих отношениях.

Выдающийсянемецкий писатель Томас Манн (1875-1955) -автор романов "Будденброки", "Волшебная гора", историческойтетралогии на библейские темы "Иосиф и его братья". Анализировал истокигерманского фашизма и остро осуждал последствия фашистского варварства. В1947 завершил работу над романом "Доктор Фаустус", в которомраскрыл тесную связь между кризисом общества, культуры и человеческой личности.

Т. Манн

 

Знаменитый индийский писатель Рабиндранат Тагор (1861-1941) был всесторонне одаренным человеком.Некоторое время возглавлял национально-освободительное движение. Его патриотическая песня"Моя золотая Бенгалия" стала национальным гимном Бангладеш, а песня"Душа народа" - гимном Индии. Он был автором многочисленных поэтическихсборников, романов, драматических произведений. В творчестве Р. Тагора преобладалисоциально-психологические мотивы, воспевались природа и любовь. Р. Тагор -первый выходец из Азии, удостоенный Нобелевской премии. Много работал вобласти живописи, вел просветительскую деятельность. Вблизи Калькутты основалуниверситет, где учились, в частности, Индира Ганди, многие другие политическиелидеров Индии, известных деятелей индийской науки и культуры.

Джордж-БернардШоу среди крестьян

 

Английский драматург, публицист,критик Джордж-Бернард Шоу (1856-1950)литературную деятельность начал 1875 г. Тогда его творчество отрицалась издателями. Разоблачение лицемерия,корыстолюбия посредством едкой иронии и опровержение существующих форм обусловилиоригинальность творческого метода Б. Шоу. Считал, что буржуазное общество зашло втупик и потому обречено (произведения "Тележка с яблоками", "Горько,но правда "," Женева "). Публицистика Б. Шоу сочеталась сразмышлениями о судьбе человечества, а осуждение западного парламентаризма - соодобрением советского общественного строя.

Русский писатель ИванБунин (1870-1953) родился около Воронежа. Родители принадлежали к стариннымдворянских родов. 22-летним юношей приехал в Украину. Жил в Полтаве и Харькове,бывал в Киеве, Миргороде, Черкассах, Чигирине, потому естественными в его творчествеесть украинские мотивы и образы. С 1895 г. жил в Москве и Петербурге.Переписывался с М. Горьким, дружил с композитором С. Рахманиновым, певцомФ. Шаляпиным, встречался с М. Коцюбинским. Переводил произведения Дж.Байрона,А. Мицкевича, Т. Шевченко.

И. Бунин приговорил Октябрьский переворот 1917 г., считая,что победа большевиков приведет Россию к катастрофе. Во время гражданскойвойны в России жил в Одессе, оттуда перебрался во Францию. Если в первых известныхпроизведениях И. Бунин тосковал по дворянскими гнездами, то в эмиграции он затрагивал темылюбовь, ностальгии и смерти. В дневнике "Окаянные дни" с ненавистьюписал о большевистский режим. Лучшей считается автобиографическая повесть1933 "Жизнь Арсеньева". Тогда же И. Бунин получил Нобелевскуюпремию за мастерство в развитии традиций русской классической прозы и умениянеобычайно выразительно и точно описывать реальную жизнь. В 30-х гг И. Бунинбыл ведущим российским писателем-эмигрантом.

 

Вопросы и задания

1.Сравните развитие культуры в государствах с демократическими и тоталитарнымирежимами.

2. Каксказались на литературном процессе Перша мировая война и угроза новой мировой войны?

3. Чтообщего и отличного было в творчестве писателей межвоенного периода? Которыежанры литературы стали популярными в 20-30-х гг?

4. Наоснове дополнительных источников составьте рассказ о жизни и творчестве одного изписателей 20-30-х гг ХХ в.