Общественно-политическая жизнь на украинских землях во второй половине XIX - начале ХХ века

1. Громадовская движение в Приднепровской Украине 60-90 гг XIX в.

В конце 50-х годов XIX в. в условиях либерализации царского режима происходит возрождение украинского национального движения. Одним из центров возрождения стала столица Российской империи Петербург. Здесь проживало немало Украинский и сюда, после отбытия наказаний, разрешили вернуться и даже занять высокие должности бывшим братчикам: Костомарову, Белозерском, Шевченко

Стремясь как можно больше послужить своему народу, украинские деятели Петербурга 1859 создали первую украинскую общину - культурно-образовательную организацию, имевшую целью популяризацию национальной идеи через издание книг, журналов, проведение вечеров, обучение в воскресных школах. Собственно, организацией первую общину назвать трудно, скорее это было неформальное собрание деятелей украинского движения. Однако оно стало примером для подражания.

С целью распространения своих взглядов петербургская община по инициативе Белозерского начала издавать журнал "Основа" (1861-1862). В 60-е годы это было единственным украинским периодическим изданием, освещало все общеукраинские проблемы - в культуре, экономике, политике, образовании, науке, литературе, фольклоре, истории, мижнаодних отношениях. Журнал наглядно показал, что существование украинской нации, культуры было неоспоримым фактом.

Украинское национальное движение, что видрождувався, захватил не только украинский, но даже часть молодежи из польских или спольщений благородных семей Правобережной Украине. Совести этих людей мучило осознание того, что их деды-прадеды веками угнетали украинское крестьянство, и именно поэтому их необходимо сблизиться и услужить народу. Эту группу во главе с Владимиром Антоновичем называли хлопоманами (происходит от слова «холоп» - оскорбительное название польских панов в адрес украинских крестьян), хотя сами они себя называли украинофилами. Они перешли из католической веры в православную, с трудом украинская национальная одежда, пели украинские песни, сознательно придерживались народных обычаев и не чурались крестьянского общества. В начале своей деятельности хлопоманы во время студенческих каникул и в другой свободное время путешествовали по селам, собирая народные сказки, пословицы, обычаи и обряды. Впоследствии они устраивали собрания, готовили и зачитывали рефераты, выпускали рукописный журнал и основали в 1859 г. подпольную школу, где собрали бедных юношей, которых "учили в национальном направлении". На рубеже 1860-1861 гг кружок хлопоманов самораспустился, а его члены вместе с преподавателями и студентами Киевского униерситету, среди которых были П. Чубинский, М. Драгоманов, утвоилы новое общество «Украинское общество», которое в 1862 г. насчитывало 200 членов.

Киевская община, как и общины, возникшие по разным городам Украины (Чернигов, Винница, Екатеринослав, Одесса, Полтава, Харьков), а также Кубани (Екатеринодар) и Москве, главной своей задачей считали организацию народной образования на родном языке (учреждение школ, написание и издание для них учебников, подготовку учителей и т.п.); осуществление научных исследований в области этнографии, языкознанию, истории; подготовку и издание популярных книг и т.д. Одним словом, занимались культурнической дияльнистюдияльнистю.

Возрождение украинского движения поначалу не вызвало беспокойство царской власти и российской общественности. Впрочем подготовка и взрыв польского восстания 1863-1864 гг, опасения того, что украинская за культурнической деятельностью потребуют возрождения прежних прав, а то и независимости, привели к изданию министром внутренних дел Валуевым 20 июля 1863 теемного циркуляра, который вошел в историю как Валуевский циркуляр. Этим документом запрещалось публичное употребление украинского языка в государственных учреждениях, школах, церквях, печатании популярной, рилигийнои литературы, кроме художественных произведений. Проблема украинского языка розьязувалася знаменитой фразой: "Никакой отдельной малороссийского языка не было, нет и быть не может"

Не выдержав преследований со стороны царских властей, общества одна за другой самоликвидовувалися или же были официально запрещены.

Однако деятели преданные делу возрождения Украины не оставили труд. Основную свою деятельность они сосредоточили на достижении успеха в сфере науки или на ниве. Однако отсутствие организации не давало возможности развивать украинское движение. Только в конце 60-х годов, после ослабления антиукраинской политики снова с появляются общины, но уже на нелегальных основаниях. И нелегальное положение давало малое пространство для культурной деятельности и потому предводители украинского движения все время пытаются найти легальные формы для своего труда. Такая возможность открылась с созданием в 1873 г. Юго-Западного отделения Российского Географического общества (ПЗВРГТ), которое благодаря громадовцами становится центром украиноведческих исследований. Кроме того, киевская община взяла в свои руки редактирования русскоязычной газеты "Киевский телеграф"

Торжественное открытие Отделения состоялось 13 февраля 1873

Председателем отделения был избран Григория Павловича Галагана, высокого образования сановника из помещиков Левобережья и популярного в Киеве мецената, человека, болела за воспитание национальной интеллигенции. Управителем дел единогласно избран П. Чубинского. Органом Отдела стали "Записки Юго-Западного отдела ИРГО". Неформальным органом Отделения была также газета "Киевский телеграф", которая выходила в 1874-1876 гг К ее редакционного комитета вошли М. Драгоманов, М. Зибер, Ф. Вовк, П. Чубинский, М. Лысенко, П. Житецкий. Газета стала защитником и ревностным пропагандистом большой и плодотворной работы по изучению духовной и материальной культурного наследия украинского народа, которую развернули деятели Киевской громады под эгидой ПЗВРГТ. Газета не упускала случая, чтобы заклеймить тот или иной антиукраинский выступление российской реакционной печати

К работе в Отделе были привлечены значительные научные силы. Только действительных членов набралось аж 76, среди них - В. Антонович, М. И. Драгоманов, В. Р. Лысенко и Н. В. Лысенко, А. Д. Ушинский (брат известного педагога) и многие другие. Кроме них для Отдела самоотверженно работала большая когорта сотрудников и провинциальных корреспондентов, которые присылали записи о народном быте, традициях, верованиях

Кроме издательского дела Отделение провело целый ряд мероприятий. Одним из первых было проведение в 1874 г. однодневном переписи населения Киева. В результате переписи, который был к тому же и первым в городе, оказалось, что в нем жильцов на половину больше чем официально считалось (Общая численность превышала 220 тыс. чел.) Также был с выяснен национальный состав города: украинская составляли наибольшую этническую группу

Другой важной акцией Отделение, которое приобрело международную огласку, стало проведение в августе 1874 г. III Археологического съезда, который показал высокий научный уровень археологических исследований на украинских землях.

Не нарушая никаких законов и циркуляров, употребляя только русский язык, ученые-гуманитарии создали научный центр украиноведения и широкий научный движение с участием ученых и энтузиастов-провинциалов, собирателей разного рода материалов и авторов к серьезным журналов. В Украине образовался зародыш национальной Академии наук

Рост авторитета этого культурного движения За время существования Отдела (1873-1876) им была проведена значительная научная деятельность: издано 7 томов "Трудов Юго-Западной экспедиции" (по 1200 страниц каждый, не считая приложений) , два тома "Записок Юго-Западного Отдела И.Р.Г.О.", также подготовлено материала на еще три, тома трудов М. А. Максимовича; создан этнографический музей, библиотеку, архив

Но и на этот раз уже по научной работой громадовцев пристально глаз царской полиции разглядели угрозу будущего украинского сепаратизма (отделения). Наиболее усилий в возведении клеветы на украинских деятелей приложил М. Юзифович, полтавский помещик, бывший член киевской громады, один из организаторов ПЗВРГТ, но преданный служитель империи

Следствием доносов и клеветы на украинское движение стало подписание царем 18 мая 1876 Эмского указа. Он резко усилил репрессии против украинской культуры и наложил новые запреты на украинский язык. Было запрещено: ввоз из-за рубежа книг на украинском языке; печатание и издание в России оригинальных украинских произведений, переводов, пьес для театральных представлений, текстов к нотам, кроме исторических памятников. Указ ликвидировал ПЗВРГТ, запретил общины, установил жесткий контроль над художественными произведениями на украинском языке, которые должны были печататься русским правописанием. Запрещалась деятельность театральных трупп с чисто украинским репертуаром. Отдельный пункт указа касался персонально Драгоманова и Чубинского, которым было запрещено жить в Украине

Эмский указ был серьезным ударом по украинской науке, культуре и украинскому движению в целом. Свою силу указ сохранял до 1905 г. Однако в этот раз громадовская движение не прекратилось. Общины, сохранившиеся, продолжали существовать подпольно, ища новые пути для восстановления легальной деятельности. Как и в предыдущие годы, самой сильной и влиятельной была Киевская (Старая) община

В пределах Российской империи организовать легальную работу было невозможно и поэтому громадовцы сходятся во мнении об организации Украинский национальный центр за границей, который должен наладить издание свободной от цензуры украинской прессы и представлять украинское движение в Европе. Выполнение такой задачи община поручила Михаилу Драгоманову. Также на его долю выпала роль выработать политическую программу украинского движения, т.е. поставить перед ним цель и наметить пути ее достижения, поскольку стало ясно, что без изменения общественного строя в Российской империи перемен к лучшему для украинском не будет

Уехав за границу, Драгоманов завязал тесные отношения с украинскими деятелями Галиции, совместно с Н. Павлюком и С. Подолинским стал издавать журнал "Община" (1878 - 1879 гг, 1882 г.). В основе предлагаемой Драгомановым программы лежали такие принципы. как демократизм (предоставление гражданам демократических прав и свобод и организация власти на демократических началах); федерализм (предоставление украинским в составе России автономных прав и введение общественного самоуправления); культурничество (освободительная борьба должна вестись исключительно просветительскими формами и методами); эволюционность (избегать радикальных изменений , а отдавать предпочтение постепенному развитию); европеизм (ориентаия Украина в своем развитии на Европу)

Выдвинутая Драгомановым программа для тогдашних условий, которые воцарились в России после убийства царя Александра II, оказалась слишком радикальной. Именно поэтому Киивька община разорвала отношения с Драгомановым и прекратила финансирование журнала. Она отказалась от политической деятельности, которая могла спровоцировать репрессии со стороны российского правительства. Единственным свидетельством украинского движения на территории Российской империи стало издание русскоязычного журнала "Киевская старина" (1882 - 1907 гг.), Продолжал украиноведческие исследования.

Такая кропотливая исследовательская работа мало привлекала молодежь, которая стремилась действий, и бурной политической деятельностью, которая была бы направлена на свержение существующего строя и установление нового более справедливого. Молодежь собиралась вокруг русского и польского движений, боровшихся против самодержавия революционными методами, однако это не удовлетворяло ее национального стремления и не приносило пользы украинскому народу. Наконец, национально сознательная молодежь сама стала организовувты общины, которые назывались «молодые» или «студенческие». Особенно много появилось их в 90-е годы XIX в. Радикальной со студенческих групп было Братство тарасовцев (1891 - 1898 гг.)

Старшее поколение громадовцев тоже пришло к выводу, что без ежедневной политической деятельности вся их предыдущая культурная работа погаснет. Легально осуществит это в пределах Российской империи было почти невозможно, таму украинские деятели решили заложить основы украинского политического движения в Галичине, где условия для политической деятельности были более благоприятными. В то же время в Приднепровской Украине они решили объединить свои силы для более плодотворной деятельности на культурологической ниве. В 1898 г. в Киеве была создана Всеукраинская беспартийная организация (ЗУБО), которая выполняла роль координатора деятельности общин. Таким образом общины прошли путь от отдельных групп к загальнокраинськои организации, подготовив почву для начатую политической борьбы. Они обеспечили соединение украинского движения - на Левобережье и на Правобережье. Обеспечили наступисть поколений в украинском движении. Громадовцы своими плодотворными исследованиями по истории, этнографии, фольклористики, статьстыки, языкознания доказали, что украинство имеет глыбки исторические корни, четкие этническую самобытность, очерченные этнические границы. Они подвели украинское движение к осознанию необходимости сформулировать и разработать политическую программу деятельности

В конце XIX в. в украинском движении в среде молодых интеллигентов возникает националистическая течение. Она возникла как реакция на кризис культурнического движения (украинофильства). Понятно, что глубинной причиной был колониальный состояние украинского народа в Российской империи.

В начале 90-х гг XIX в. в Киеве образовался студенческий кружок, в который входили Н. И. Михновский, С. Н. Шелест, А. П. Кучинский и др. Этот кружок имел тесные отношения с ведущими деятелями украинского движения. Из этого кружка вышли деятели, которые вскоре основали тайное "Братство тарасовцев". Еще в 1891 г. во время переписи движимого имущества в Полтавской губернии известный украинофил А. Русов, привлек к этой работе многих студентов. Именно во время этой работы сложился кружок из четырех студентов (И. Липа, М. Байздренко, М. Базькевич, В. Боровик). Летом 1891 г. они, составив клятву верности идее освобождения Украины на могиле Т. Г. Шевченко, основали тайное общество, члены которого впоследствии стали называть себя "Братство тарасовцев"

Первым публичным выступлением "Братства" стало чтение речи на шевченковских годовщине в марте 1893 г. в Харьковском университете. Того же года речь была напечатана в галицком журнале "Правда" под названием "Profession de foi молодых украинский". Идеи, высказанные в речи, вряд ли можно охарактеризовать как националистические (освободительное), но на фоне аполитичного культурничества и общего упадка украинского общественно-политического движения они выглядели настоящим национальным радикализмом. В речи утверждалось:

  • украинский есть отдельная нация
  • как каждая нация, украинский нуждаются национальной воли для "труда и прогресса"
  • полная автономия Украины (в то время на это лозунг не отваживался никто)
  • единство украинского народа (это лозунг стал зародышем будущей концепции соборности украинского государства)
  • негативное отношение к украинофильства (культурничества), но при этом признали его польза для национального движения
  • радикализм и экстремизм по "отступников"
  • необходимость украинских школ
  • употребления украинского языка и др.

Идеи "Братства" нашли своих сторонников, но широкого распространения не нашли в силу своего резко негативного отношения к другим течениям украинского движения да и в силу личных качеств лидера "Тарасовке" М. И. Михновского.

"Братство тарасовцев" было создано по принципам тайной организации и разбивалось на "пятерки", которые на середину 90-х годов действовали в Харькове, Одессе, Екатеринославе, Полтаве, Чернигове и других городах.

Члены братства проводили, в основном, организационно-воспитательную работу, направленную на формирование национального самосознания.

В 1893 г. в Киеве состоялся организационный съезд братства, который, возможно, должен был предоставить организации более стройной формы. Но, поскольку "Братство тарасовцев" не имело конкретной программы действий, а иногда просто дублировали старое культурничество в своеобразных экстремальных формах (например, демонстративное ношение национальной одежды), оно стало приходить в упадок. В конце 90-х годов оно фактически распалось. Этому способствовали и полицейские преследования членов организации.

2. Возникновение украинских политических партий в Приднепровской Украине в конце XIX - начале ХХ в.

Конец XIX - начало ХХ в. характеризовался новыми явлениями в общественно-политической жизни украинских земель. Началом "возрождение нации" называл это время известный украинский писатель и общественный деятель В. К. Винниченко

Украинское национальное движение набирает политический характер. В Украине начинают образовываться первые национально-политические партии.

Первой национальной партией в Приднепровской Украины (т.е. на центральных, южных и восточных землях Украины) была Революционная украинская партия (РУП), основанная 29 января 1900 в Харькове деятелями студенческих общин Д. Антоновичем, М. Русовым, Г. Андриевским, Л. Мациевичем и др. Политической программой РУП в 1900-1903 гг была брошюра Н. Михновского "Самостоятельная Украина". Н. Михновский, в свое время член "Братства Тарасовке", активный участник украинского освободительного движения, адвокат по профессии, был одним из идейных вдохновителей РУП в начале ее существования. Этот выдающийся политический деятель Украины первый на Приднепровье поднял лозунг национальной независимости. Главной целью он считал создание любой ценой самостоятельной Украине "от Карпат аж по Кавказ". Основой украинской нации РУП считала крестьянство. С 1903 г. рупивци перешли на принципы Эрфуртской программы западноевропейских социал-демократов, требовавших национально-культурной автономии в пределах России.

1902 от РУП отошло наиболее радикальное крыло и образовало свою партию - Народную украинскую партию (НУП) во главе с М. Михновский. Партия была откровенно националистической. Главный программный документ "10 заповедей" провозглашал создание самостоятельной демократической республики, лозунг "Украина для украинском". 1903 г. с РУП вышло еще одна группировка, возглавленное Б. Ярошевский. Оно именовали себя украинский социалистической партией (ВСП). Как НУП, так и УСП были немногочисленными и, не имея сколько-нибудь массовой опоры в обществе, скоро обветшали.

В конце 1904 - начале 1905 г. после нового раскола в РУП образовалась новая политическая организация - Украинская Социал-демократическая Союз (сокращенное название "Союз") во главе со студентами М. Меленевский-басков и А. скоропись-Йолтуховский. Союз был достаточно многочисленной для того времени (около 6 тыс. членов). Она призвала пролетариев города и деревни разворачивать забастовочное движение. Вооруженного восстания, как формы революционной борьбы, она не одобряла. Земельный вопрос предлагала решить демократическим путем: постановлением специально для этого созванной всенародной конституционного совета. В 1905 г. Союз влилась в меньшевистской фракции РСДРП на правах ее автономной секции.

В начале ХХ в. образовались украинский партии либерального направления. Так, в 1904 г. образовалась Украинская Демократическая Партия (УДП) во главе с умеренными общественными деятелями А. Лотоцкий, Е. Чикаленко и др. Впоследствии от нее откололась Украинская Радикальная Партия (СРП) во главе с писателями Б. Гринченко и С. Ефремовым. Обе партии - немногочисленные по составу. По своим основным программными положениями были близки к российского "Союза освобождения" (зародыша будущей кадетской партии), отстаивали установления в Российской империи конституционной монархии, которая бы предоставила Украине право на автономию (о коренные социальные изменения не шла). Уже в следующем году УРП и УДП слились в украинском демократически-радикальную партию (УДРП).

1905 состоялась и реорганизация остатков РУП, которая затем приняла название - Украинская социал-демократическая рабочая партия (УСДРП). Ее проводники - Д. Антонович, В. Винниченко, С. Петлюра, Н. Порш

УСДРП и Союз не смогли выработать четкой тактики своей деятельности и сотрудничества с другими партиями и общественными организациями. 1909 Союз распалась. Руководители же УСДРП Петлюра и В. Садовский стали искать союзника в новоорганизованого 1908 межпартийном политическом блоке украинский либеральных деятелей (в основном из бывших членов УДРП, которая самоликвидировалась) - Обществе украинских прогрессистов (ТУП). Проводники ТУП - М. Грушевский, С. Ефремов, Д. Дорошенко отстаивали конституционно-парламентский путь борьбы за "Украинская дело"

Итак, за исключением НУП, которая своим идеалом провозгласила самостоятельное украинское государство, другие национальные партии Приднепровской Украине (РУП, УСП, Союз, УСДРП, УДП, УРП и др.) взяли за основу своих программ требования политической автономии Украины в составе России.

Среди общероссийских партий, которые имели свои комитеты в Приднепровской Украине, следует отметить Российскую социал-демократическую рабочую партию (РСДРП), что после 1903 раскололась на большевиков во главе с В. Ульяновым (Лениным) и меньшевиков, проводником которых был Ю. Цедербаум (Мартов) партию социалистов-революционеров (эсеры), конституционных демократов (кадеты), "Союз 17 октября" ("Октябристы"). Действовали также Польская партия социалистическая и еврейский "Бунд" ("Союз").

3. Народники, радикалы, москвофилы в общественно-политической жизни западноукраинских земель во второй половине XIX века

Подавление восстания 1848 г. укрепила власть Габсбургов. К тому времени Галиция и Буковина принадлежали Австрийской империи, Закарпатьем владели Венгрия. Это были одни из самых отсталых уголков Европы. Западноукраинские земли фактически были внутренней колонией. 1867 образовалась Австро-Венгерская империя. Усиление венгров, а вслед за ними и поляков глубоко потрясло украинский. Представители украинского движения, задумываясь над своим будущим, искали надежной опоры в общественно-политической жизни

В своих поисках западные украинский не были едины. Такие же проблемы возникли и перед другими угнетенными славянскими народами - чехами, сербами, болгарами. Все они направили свои взоры к России. Так, на западноукраинских землях усилилось течение сторонников Москвы - москвофилов или как их еще называли русофилов. Течение особенно окрепла в конце 60-х годов XIX в. после распространения своего влияния на большинство духовенства, которое имело огромное влияние на общественную жизнь. Русофильство стало формой противопоставления ополячиванию, средством самоутверждения украинской духовности

Украинский русофилы принадлежали к той части представителей украинского движения, которая утратила веру в возможности собственными силами добиться политических или даже культурных целей. Они видели тщетность попыток поднять активность народа и, желая заручиться поддержкой России, отмечали тождества украинском и русских, близости их культур. Однако, незнание русского языка, игнорирования языка украинским приводило к распространению сферы применения польского языка. Хотя для престижности русофилы печатались на малопонятной церковнославянском языке они оказали значительное влияние на украинские издания, им принадлежала крупнейшая газета "Слово", ряд украинских заведений. В 1870 г. они основали политическую организацию - Русскую Раду, которую пытались превратить в единственного представителя всех украинском в Галиции

Украинская молодежь постепенно втягивалась в конфликт с русофилами, к которым принадлежали преимущественно состоятельные церковные и светские чиновники. Сначала разногласия проявились в области языка и литературы. Русофилы пропагандировали произведения русских писателей-славянофилов. Молодежь из среды студентов, священников, светской интеллигенции увлекалась творчеством Тараса Шевченко, Пантелеймона Кулиша, Николая Костомарова. Тех, кто занят жизнью и судьбой украинского народа, ориентировался на его проблемы называли народниками. Ведущими деятелями движения были В. Барвинский, В. Навроцкий, Ю. Романчук, А. Огоновский, А. Вахнянин

Для народников жгучим был вопрос языка и литературы. Их знания характерно украинскую нацию от других. В отличие от русофилов народники не искали поддержки извне. Они организовали тайные кружки, выдавали журналы, разрабатывали Украинский грамматику и словари, основали театр, культурно-просветительную организацию "Русская беседа". 1868 возникло общество "Просвита", которое занималось изучением и образованием народа

Знаменательное событие произошло 1873 г. в Львове. При поддержке состоятельных Елизаветы Скоропадской-Милорадович и Василия Симиренко здесь было создано Литературное общество им. Т. Г. Шевченко. Позднее оно получило название научного общества и превратилось в неофициальную Украинская академия наук

После новой волны гонений на украинскую культуру в Приднепровской Украины (Эмский указ 1876 г.) народники стали теснее общались с восточными украинском, которые обратили свои взоры к западным собратьев. Под их влиянием народники порывают с русофилами. В противовес их "Слову" они начали издание газеты "Дело"

В 70-х годах XIX в. движении народников выделилась радикальное течение. Этому способствовала, в частности, энергичная деятельность Михаила Драгоманова, который призвал молодежь идти дальше старшего поколения, не только словом, но и делом поднимать украинское общество. Наиболее способными последователями взглядов Драгоманова стали Иван Франко и Михаил Павлык. Они развернули наступление на русофилов, а затем перешли и на критику народников. Это обусловило серьезные различия в западноукраинском общественном движении, на практике показывая интеллектуальную и идеологическую революцию

Политическая жизнь стало более динамичным. 1885 г. народники учредили представительный орган - Народный Совет. В 90-х годах XIX в. с народников предстали четыре политические партии

4. Возникновение политических партий в Западной Украине в конце XIX в.

Конец XIX в. стал переломным в развитии украинского национального движения. С возникновением первых украинских партий национальная идея выходит за пределы интеллигентской среды и проникает в широкие массы. На историческую арену выходит новое, энергичнее поколения деятелей, которое выдвигает требование полной независимости Украины.

Первые украинские политические партии появились в Галиции. В октябре 1890 г. во Львове был создан Русско-Украинский радикальную партию (РУРП). Инициаторами создания этой партии стали И. Франко и М. Павлик. За советами Драгоманова они стали на позиции "научного социализма". В 1895 г. к программе было включено положение, наиболее полно идеи социализма можно реализовать в рамках независимого украинского государства, а в перспективе - в пределах полностью автономной провинции Австрийской империи. Кроме этих положений, в программе выдвигались требования передачи крестьянам можно больше земли. Декларировалось установление коллективной организации труда и коллективной собственности на средства производства эволюционным путем. Партия издавала для крестьян газеты "Хлебороб" и "Громада". Для пропаганды программных положений было выпущена серия брошюр под общим названием "Радикальная тактика" (И. Франко). Большого внимания партия уделяла пропаганде своих идей в крестьянских массах через различные учреждевы, организации. Несмотря на упорный труд, партия не получила себе широкой поддержки. Против нее было настроено духовенство, заблокировало партии доступ к крестьянству. Социалистические идеи не имели поддержки через малочисленность украинского пролетариата. Конце 1899 г. партия переживает кризис

В 1899 г. появляется Украинская социал-демократическая партия (УСДП), которую учредили Николай Ганкевич, Семен Витык, Юлиан Бачинский. Она была создана с целью отстаивания интересов украинского рабочего класса. В национальном вопросе выступала поборником политической независимости Украины.

В 1899 г. образовалась украинская Национально-демократическая партия (УНДП), которая стала самой массовой и влиятельной партией. Учредителями этой партии были обновлены народники и часть радикалов. Виднейшими деятелями партии стали Е. Левицкий, В. Охримович, М. Грушевский и И. Франко. В своей программе УНДП провозгласила своей долговременной целью национальную независимость Украины, в своих ближайших целей она относила автономию и сохранения преданности Габсбургам. В других вопросах это была типично либеральная партия, которая стремилась избегать острых социальных вопросов. Своей умеренностью и народовской тактикой она завоевала благосклонность большей части населения. Под ее влиянием находилась "Просвита" и другие организации, учреждения.

Также в 1899 г. отдельные представители духовенства образовали Католическо-руский союз. Но будучи клерикально-консервативной партией, она не нашла широкой поддержки даже среди священников.

С ростом организационной и политической силы украинофилов в Галиции ослабевал влияние русофилов, которые сдавали свои позиции как на организационном, так и на политическом уровне. Так "Просвита" по Галичине имела 900 отделений, аналогичная русофильские организация - лишь 106. В выборах 1913 г. до галицкого сейма были избраны 30 украинофилов и только 1 русофил.

Надеясь задержать процесс своего упадка, в 1900 г. русофилы провозгласили "новый курс", призвал к полному отождествлению с Россией. Они основали Российскую национальную партию, которая получила большие дотации от царского правительства и была поддержана польской аристократией, чтобы внести раскол в украинском движении

5. Народническое движение в Украине

Народники - это общероссийское движение разночинной интеллигенции, возникшего под влиянием идей социализма и особенностей развития России второй половины XIX в. Они выступали за свержение самодержавия путем крестьянской революции. Появившись в конце 60-х годов XIX века, народнический движение стало весомым фактором общественно-политической жизни в середине 70-х годов. Народники были убеждены в том, что сохранение коллективистских традиций сельской общины в будущем приведет к социалистической организации общества. Россия, толковали они, в отличие от стран Западной Европы должен обойти капиталистическую стадию развития, а крестьянство народники считали движущей силой революции на пути общества к социализму.

1874 г. они развернули пропагандистскую работу среди крестьян. Однако не все участники "хождения в народ" сразу же подверглись репрессиям со стороны правительства. К тому же их пропаганда была непонятна крестьянам. Тогда у народников созрела мысль создать законспирированную революционную организацию. "Земля и воля", возникшая в конце 1876 г., повела борьбу за передачу земли крестьянам, ликвидации выкупных платежей и податей.

В Украине самый кружок этой организации создал еще в начале 1875 г. В. Дебогорий-Мокриевич. 1877 из кружка выделилась группа Я. Стефановича, создавшая в селах Чигиринского и Черкасского уездов подпольную крестьянскую организацию "Тайная жена" числом более 1000 участников. Жандармы помешали подготовке восстания и разгромили организацию

Потеряв веру в то, что крестьянство способно подняться против самодержавия, народники пересмотрели тактику борьбы и прибегли к террору. Выстрел В. Засулич в генерал-губернатора Трепова в январе 1878 г. породил волну покушений на высших чиновников царского аппарата и непосредственно на царя.

В августе 1879 г. "Земля и воля" распалась на самостоятельные организации - "Народную волю" и "Черный передел". "Народная воля" открыла новый этап революционного движения, этап революционного террора. В ней сложилась военная организация из нескольких сотен "офицеров". Подобные кружки существовали в Одессе, Николаеве, Херсоне и других городах Украины. Членами организаций было осуществлено серией террористических актов против высших сановников и царя. Вынесенный "народовольцами" смертный приговор царю Александру II был выполнен 1 марта 1881.

"Чернопередельцы" остались на платформе "Земли и воли". К руководству этой организации входили, в частности, П. Аксельрод, Л. Дейч, В. Засулич, Г. Плеханов, Я. Стефанович. Кружки "Черного передела" действовали в Киеве, Харькове и других городах Украины. Преследования со стороны полиции заставили основателей "Черного передела" эмигрировать. В конце 80-х - начале 90-х годов народническое движение уступает массовом рабочем и социалистическом движения. Цели и методы борьбы народников оказались ошибочными.