§ 31. Превращения Галичины в "украинский Пьемонт". Особенности общественно-политическую жизнь на Буковине и Закарпатье во второй половине XIX в. (учебник)

§ 31. Превращения Галичины в "украинский П`Пьемонт ". Особенности общественно-политическая жизнь на Буковине и Закарпатье во второй половине XIX в.

Вспомните: 1. Какие течения доминировали в украинский движении Галичины в 60-70-е годы? 2. Чем можно объяснить раскол в украинском движении?

 

1. Радикальное течение в украинском движении Галичины

Выход украинского движения (как старорусинами, так и народников) на широкую политическую арену имел неизбежным последствием влияние на него современных европейских политических теорий, в частности социализма. Новые веяния в Галичине инициировала восточноукраинская интеллигенция, которая в то время была более развитой в интеллектуальной плоскости. Этому способствовала, частности, энергичная деятельность Михаила Драгоманова, который призвал молодежь расширять свой интеллектуальный горизонт, знакомиться с лучшими достижениями европейской и русской культуры, науки, идти дальше старшего поколения, не только словом, но и делом поднимать украинское общество. На его призывы откликнулась небольшая группа западно молодежи. Так в украинском движении возникла еще одна течение - радикальная.

Первые сторонники Драгоманова появились в венском клубе украинских студентов «Сечь». В конце 70-х гг XIX в. его идеи поддерживали два львовские студенческие кружки: один, находившийся под влиянием старорусинами, - «Академический кружок», другой - Народовський «Дружественный ростовщик». Со временем круг поклонников расширялось. Наиболее способными последователями взглядов Драгоманова стали Иван Франко и Михаил Павлик, которые подняли украинскую движение в Галиции на новый интеллектуальный уровень, преодолев его провинциальную ограниченность и консерватизм.

Павлик Михаил Иванович (1853-1915) - общественный и культурно-образовательный деятель, литератор. Происходил из крестьянской семьи со Станиславщины. После окончания гимназии во Львове 1874 поступил в Львовского университета. Там он стал членом «Академический кружок» и сотрудничал в его печатном органе «Друг», где познакомился с И. Франко. Идеи Драгоманова произвели на него большое впечатление, и он стал ярым их сторонником. Совместно с Франком издавал журнал «Громадський друг», альманахи «Колокол» и «Молот». За свои социалистические взгляды подвергался преследованиям. Пять раз попадал в тюрьму. Наконец, был вынужден эмигрировать в Швейцарию, где вместе с Драгомановым и Подолинским издавал журнал «Громада». Был одним из основателей Русско-украинской радикальной партии и редактором ее печатных органов «Хлебороб» и «Народ» (1890-1895 гг.) В 1895-1905 - первый библиотекарь Научного общества им. Шевченко (НОШ). В 1914 г. стал заместителем председателя Главной украинской Рады. Творческое наследие Павлика составили художественные произведений, переводов и научных работ.

Свою деятельность представители новой течения начали с активной пропагандистской работы. С 1876 г. Павлик и Франко редактировали журнал «Друг». Они отвергли «язычие», которым публиковался журнал, и перешли на украинскую народную говор. Свои первые критические статьи они направили против старорусинами, нанеся им еще одного серьезного удара. Впоследствии они затронули и народников, высмеивая их за посредственность литературной продукции и консерватизм. Но основной удар критики было направлено против духовенства, его радикально настроенная молодежь пыталась отстранить от руководящей роли в духовной жизни общества. Такую острую критику неоднозначно восприняли как предводители украинского движения, так и в целом западноукраинское общество.

Выхода у новой политической течения на широкую политическую арену способствовал судебный процесс 1877-1878 гг против Франко и его товарищей. Социалистические идеи, которые пропагандировали деятели нового течения, имели последствием обвинения их в подрывной деятельности.

Хотя в целом идеи, провозглашали радикалы, не были восприняты украинским обществом, они привели к появлению новых сторонников социалистических идей (Николай Ганкевич, Станислав Козловский, Кирилл Триловський, Вячеслав Будзиновский, Владимир Ефремович и др.).

Радикалы создали в октябре 1890 первую украинскую политическую партию в Галиции - русско-украинская радикальную партию (РУРП). В острой внутренней полемике между старыми и молодыми радикалами впервые в украинском движении было выдвинуто и аргументировано постулат единства украинских земель и политической самостоятельности Украина. Он содержался в книге Юлиана Бачинского «Ukraina Irredenta »(1895 г.).

 

2. «Новая эра» в Украине-польских отношениях и ее последствия

Начало политизации украинского движения и кристаллизация идеи политической самостоятельности Украины происходили в условиях, когда украинский вопрос в Галиции было фактором первостепенного политического значение. Это выражалось в трех плоскостях:

·   общегосударственной. Стремление австро-венгерских правящих кругов использовать украинский вопрос в противостоянии с Россией, избежать радикализации украинского движения, превращения его в деструктивную силу;

·   межнациональных отношениях в крае. Подъем украинского движения делало неизбежной смене системы отношений с поляками;

·   общеукраинской. Реализация идеи превращения Галичины в «украинский Пьемонт».

Международная ситуация способствовала постановке украинский проблемы на европейском уровне. Балканский кризис обострила отношения Австро-Венгрии и Германии с Россией. Украина начала рассматриваться как возможный поприще войны. В сентября 1886 г. Галицию посетил император, летом 1887 г. - наследник престола Рудольф, который заявил, что Украинский является «древним культурным народом». Значительный резонанс имела инспирирована немецким канцлером О. Бисмарком статья «Россия в Европе», где высказывалась идея восстановление Киевского королевства под протекторатом Габсбургов.

Идея образования Киевского королевства вызвала резонанс со стороны австрийских, немецких, российских, украинских и польских кругов. Австро-венгерское правительство всерьез заинтересовался Украинский движением в Приднепровской Украине, надеясь с его помощью оторвать Украину от России. Эта идея совпала с устремлениями некоторых проводников Киевской общины (Антонович, Конисский и др.) склонить на сторону украинский дела руководящие круги Австро-Венгерской монархии с целью получения новых национально-культурных прав для галицких украинский. Для этого надо было примирить украинский и поляков в Галиции.

Переговоры по достижению понимание начались еще в середине 80-х гг Они велись тайно в узком кругу лиц. Польскую сторону представлял князь Адам Сапега. Он происходил из одной из самых влиятельных в то время в крае семей, его отец Леон был в 1861-1875 гг маршалом Галицкого сейма. Украинская - А. Барвинский, А. Вахнянин, К. Телишевский и др., которые решили вести галицкую политику в согласии с Киевской общиной. Летом 1888 было достигнуто соглашение о издание месячника «Правда», который должен был стать органом «целой Украине-Руси», пропагандировать «духовное единство» украинского народа, переделена между двумя государствами и одновременно готовить общество к польско-украинский согласия. Она отстаивала тезис, что «вдаль народа русского связана с интересами государства австрийской и с судьбой польского народа ». Дальнейшее сближение прервалось за напряженности предвыборной компании 1889 в Галицкий сейм.

Наконец, под давлением венской и киевской сторон соглашения были достигнуты и 25 ноября 1890 обнародовано. Официального текста соглашения не составили: она держалась на честном слове ее инициаторов.

Украинский требовали от польской администрации края признать самостоятельность украинской нации и больше заботиться о ее развитие, с ровной симпатией относиться к двух народов в Галичине, обещая лояльное отношение к Австро-Венгерской монархии и династии Габсбургов. Соглашение поддержали греко-католический митрополит Сильвестр Сембратович и галицкий наместник граф Казимир Бадени. Как уверяли обе стороны, соглашение должно начать «Новую эру» в Украине-польских отношениях. Впрочем, эта политика продолжалась недолго. Польская сторона не желала идти на уступки, которые позволили бы украинскому движению поставить вопрос о разделении Галиции на украинский и польский и добиваться автономных прав. В начале 1894 обе стороны отказались от ее продолжения.

И все же, несмотря на провал, «новая эра» имела далеко идущие последствия. Медленно реализовалась программа, начертанная ее инициаторами. Она предусматривала: открытие кафедры истории Украины во Львовском университете, предоставление Обществу им. Шевченко статуса научного с перспективой превращения его в украинском Академию наук. Фактически была открыта кафедра Украинский истории (она называлась кафедрой истории Восточной Европы), Научное общество им.Шевченко с постоянной государственной субсидией, но без академического статуса; основан четырехклассные школы с украинским языком преподавания при мужских семинариях в Тернополе и Станиславе и женской во Львове, параллельные украинский классы при Коломыйской гимназии, учительская семинария в Самборе; обособленно Украинская гимназия от польского в Перемышле т.д. В 1893 г. Украинский фонетическом правописания был предоставлен статус официального и внедрены его в школьные учебники. Также были созданы сберегательное общество «Днестр» (1892) для Украинский населения. Одним из прямых последствий политики «новой эрой» стал приезд во Львов 1894 молодого киевского историка, ученика В. Антоновича Михаила Грушевского, который возглавил новооткрытую кафедру во Львовском университете.

Другим весомым последствием польско-украинским согласия стала ускоренная структуризация украинского политической жизни в Галичине. Началось четкое разграничение политических течений. Еще до провозглашения «новой эры» старые радикалы - Франко, Павлик, Терлецкий и др. созвали в начале октября 1890 собрание радикальной интеллигенции в Львове и провозгласили создание РУРП. Радикалы умело воспользовались «новой эры» для политического самоутверждения на основе ее критики, а ее провал вывел их на ведущие позиции в украинском движении. В середине 90-х гг они были на подъеме, а 1895 приобщили к своей программе требование политической независимости Украины. В рядах народников произошел раскол. Продолжение политики согласия с поляками отстаивала группа, собиралась вокруг А. Барвинского, - их называли новокурсникамы. Впоследствии они превратились в небольшую Христианско-общественную партию. Их поддерживало выше греко-католическое духовенство. Большая доля народников во главе с Ю. Романчуком заняла четкую антипольскую позицию. Их называли независимыми. Но постоянные колебания народников от борьбы к сотрудничеству с поляками подрывали их авторитет. В старорусинський течения ее руководство скатывался к москвофильства и терял позиции.

Вот же, «новая эра» привела к раскола в украинском движении, что отрицательно сказывалось на результатах выборов в Галицкого сейма 1895 Попытка же созвать съезд представителей всех течений в марте 1894 для выработки дальнейшей совместной позиции успеха не мала.

Впрочем, раскол имел и положительные последствия: на рубеже ХIХ-ХХ вв. возникли политические партии с четко очерченными национально-государственными программами (национальная независимость Украины, объединение всех украинских земель в едином государстве), которые возобладали в Украинский движении. Старорусинство окончательно пришел в упадок.

 

3. Образование политических партий

Конец XIX в. стал переломным в развитии украинского национального движения. С возникновением первых Украинский партий национальная идея выскочила за пределы интеллигентского среды и проникла в широкие массы. На историческую арену вышло новое, энергичнее поколения деятелей, которое выдвинуло требование полной независимости Украины. Именно в конце XIX века, особенно после празднования 100-летия юбилея «Энеиды» Котляревского, началось распространение терминов «Украина», «украинский» на вместо «Русь», «руський».

Как уже упоминалось, первым политической партией стала созданная в октября 1890 г. во Львове Русско-украинская радикальная партия (РУРП) под руководством И. Франко и М. Павлика. В 1895г. в программу были включены положения, наиболее полно идеи социализма можно реализовать в рамках независимого Украинского государства, а в ближайшей перспективе - в пределах автономной провинции Австрийско-Венгерской монархии. Кроме этих положений, в программе выдвигались требования передачи крестьянам можно больше земли. Декларировалось установление коллективной организации труда и коллективной собственности на средства производства в эволюционный способ. Партия выдавала газеты «Хлебороб» и «Громада». Для пропаганды программных положений было выпущена серия брошюр под общим названием «Радикальная тактика» (И. Франко). Большое внимание партия предоставляла пропаганде своих идей в крестьянских массах через различные организации.

Несмотря упорный труд, через радикализм, антиклерикализм и социалистическую идеологию РУРП не получила широкой поддержки в галицком обществе, хотя в 90-е гг занимала ведущие позиции. Против нее было настроено духовенство, которое заблокировало партии доступ к крестьянству. Социалистические идеи не имели поддержки за малочисленности Украинский пролетариата. В конце 1899 партия переживала кризис.

Разногласия в руководстве РУРП создали предпосылки для возникновения новых партий. Так, 1899 г. от нее отошли сторонники марксизма. Они основали Украинскую социал-демократическую партию (УСДП) Выдающимися ее членами были Николай Ганкевич, Семен Витык, Юлиан Бачинский. Она имела отстаивать интересы украинского рабочих, поддерживая лозунг политической независимости Украины. Из-за отсутствия широкой социальной базы УСДП была немногочисленной, однако ее лидеры имели немалое влияние в крае. К тому же партия играла заметную роль в профсоюзном движении.

 

М. Ганкевич

 

С. Витык

 

Ю. Бачинский

 

В декабре 1899 г. часть радикалов, придерживалась националистических взглядов (И. Франко и др.), а также основная масса народников во главе с Е. Левицким и В. Охримовичем, по посредничества М. Грушевского, финансовой поддержки из Приднепровья образовали Украинское национально-демократическую партию (УНДП). Возглавили партию М. Грушевский, Е. Левицкий, В. Ефремович, Д. Савчак, И. Франко. Первый съезд партии состоялся 1900 В своей программе-максимум УНДП провозгласила соборность Украины, «где бы все части нашей нации объединились в одно, новое культурное государство », и национальную независимость Украины. В программе-минимум ставилась задача добиться автономии края в рамках Австрии. В других вопросах это была типично либеральная партия, которая стремилась избегать социальных коллизий. Своей умеренностью и народовской тактикой она завоевала благосклонность большей части населения. Под ее влиянием находились «Просвита», другие организации и учреждения.

 

1. Дополнение к программе РУРП, принятое на IV съезде в 1895 г.

«Стоя на почве научного социализма и годячись на все вытекающие из этого консеквенции - так на поле политическим, экономическим и культурном, - заявляет русско-украинская партия радикальная, что осуществление всех ее идеалов социалистических возможно при полной самостоятельности политической русско-украинского народа и полном, неограниченные права его: решать самому во всех делах его дотикаючих. В частности в Австрии стремить она к образованию отдельной русской политической территории из русских частей Галиции и Буковины с широчайшей автономией ».

 

2. Из воззвания Народного комитета Украинской национально-демократической партии к народу (5 января 1900 г.)

«? Идеалом нашим должна быть независимая Русь-Украину, в которой бы все части нашей нации соединились в одну новочасни культурную державу? Но пока постигнем этот наш идеал? должны на почве нынешних отношений и в рамках австрийского государства и змагати к творения отдельной национальной провинции со своей отдельной администрацией и своим национальным Соймом? "

Посудите: Чем было обусловлено появление в программах ведущих партий Галиции пункта о независимости Украина?

 

Кроме названных партий, существовали и другие. Так, в 1896 г. из группы Барвинского - Вахнянина, остававшаяся на позиции сотрудничества с поляками в духе «новой эры», возникла, как уже отмечалось, Христианско-общественная партия. Ее поддерживало высшее духовенство.

Отдельные представители духовництва образовали Католическо-руский союз. Будучи клерикально-консервативной партией, она не нашла поддержки даже среди священников.

С ростом организационной и политической силы украинофилов в Галиции ослабевал влияние русофилов, которые сдавали свои позиции как на организационном, так и на политическом уровне.

Итак, в украинском движении Галичины начале ХХ в. состоялись окончательная партийная структуризация и политическая стабилизация: ведущее место в этой структуре заняла УНДП, в оппозиции к ней были РУРП и УСДП. Объединяло все украинские партии стремление политической самостоятельности Украина.

 

4. И. Франко и развитие украинской общественно-политической мысли

В политическом движении и развитии общественно-политической мысли Галиции и всей Украине Иван Яковлевич Франко (1856-1916) сыграл важную роль.

 

И. Франко

 

И. Франко - писатель, ученый, общественный деятель. В 1875 г. окончил дрогобычскую гимназию, учился во Львовском, Черновицком и Венском университетах. С 1894 г. возглавлял филологическое секцию, а с 1898 г. также этнографическую комиссию НТШ, редактировал «Литературно-научный вестник». Стоял у истоков Украинской радикальной партии. Свои произведения начал печатать в начале 70-х гг Оставил значительное поэтическое, прозаическую, публицистическое наследие.

Его политические взгляды сформировались в студенческие годы. На протяжении длительного времени И. Франко находился под идейным влиянием Драгоманова, проводя федеративные принципы в теорию и практику социалистического движения в Галичине. Он даже противился лозунгу политической самостоятельности Украины, утверждая, что это выгодно господствующим слоям, а не труженикам.

После смерти Драгоманова он освободился от его идейного влияния и перешел на позиции самостийности. Разрыв с социалистами был обусловлен тем, что он осознал: социализм не приведет к национальному освобождению Украины, поскольку под социалистическими лозунгами могучие нации могут поглотить другие. Он говорил, что «польские социал-демократы являются тяжелые враги », а российская социал-демократия - гораздо« худший враг, чем русское самодержавие и российская цензура. Ибо если самодержавный давление является давлением физическим и ... вяжет руки, то социал-демократизм крадет души, поит их пустыми и фальшивыми доктринами и отвлекает от работы на родной почве ».

Переход на освободительное позиции обусловил разрыв Франко с радикалами. Он стал одним из руководителей украинский национально-демократической партии.

Идеалом в общественной жизни Франко считал свободную независимую нацию. Все, что производится вне нации, является обманом или прикрытием для порабощения другой нации. Для достижения этой цели не жалко никаких жертв.

Эти идеи, которые Франко начал исповедовать на рубеже веков, стали доминирующими в Галичине. Идеал независимой государства сплачивал все слои украинского общества региона.

 

5. Развитие украинского национально-освободительного движения на Буковине во второй половине XIX века - начале ХХ в.

За неимением собственной интеллигенции украинское национальное возрождение на Буковине началось довольно поздно. Главную роль в начале национального возрождения украинский края сыграло духовенство. Выдающейся фигурой того времени был православный епископ Евгений Гакман (1834-1873 гг.) Благодаря его деятельности были упорядочены религиозная жизнь и основано первое украинское культурно-просветительское общество «Русская беседа »(1869 г.).

Как и в Галиции, в украинский движении Буковины образовались два течения: русинский (русофильские, москвофильская) и Народовская (украинофильская). В 70-80-е гг лидировала русинский течение. Немногочисленная украинская элита, выступая против румынского засилья, пыталась доказать, что она имела такие же древние политические и культурные традиции, как румынская или немецкий, а затем обратилась к древнерусской культуры и традиций, а впоследствии к русскому. Для распространения своего влияния деятели русинской течения перестраивали сеть учебно-образовательных, культурных учреждений, издавали газеты, журналы. В 1870 они организовали свою политическое общество «Русская рада» под руководством В. Продана, который одновременно возглавлял «Русскую беседу».

Впрочем, под влиянием народовской течения Галиции и произведений украинской литературы с Приднепровья в среду буковинской интеллигенции начинали брать верх украинофильские настроения. Одним из первых на Буковине начал писать свои произведения на народном языке Осип-Юрий Федькович-Гординский (1834-1888). Его первая самостоятельная сборник стихов появилась в 1862 г. Вслед за Федьковичем пошли Сидор Воробкевич и его брат Григорий. Под конец XIX в. на литературном горизонте Буковины появилась талантливая Ольга Кобылянская.

К изменению ситуации в пользу Украинский течения привело к открытию в 1875 г. в Черновцах университета, в котором сначала было три кафедры с украинским языком обучения, а впоследствии - пять. Открытие университета требовало обсадки кафедр новыми людьми. Часть из них были галицкими украинский, ставших проводниками национальной идеи.

Национальное движение на Буковине окреп после переезда туда галицкого деятеля Степана Смаль-Стоцкого, который 1885 стал профессором университета.

Начало 80-х гг оказался весьма успешным по распространению народовской (украинский) течения на Буковине. В 1884-1885 гг буковинские народники перебрали провод в «Русской беседе» и «Русской совете». Было основано общество «Руский народный дом», первым председателем которого стал Еротей Пигуляк, а секретарем - Емельян Попович. Началось издание журнала «Буковина» под редакцией Федьковича, а впоследствии - Сильвестра Дашкевича, Осипа Маковея, который сыграл выдающуюся роль в развитии национальной мысли и сознания украинской Буковины

В 1887 г. по инициативе А. Поповича возникло общество «Русская школа» (с 1910 г. - «украинская школа»). Это общество заботилось об украинских потребности в государственных школах, учреждало Украинский частные школы, удерживало женскую учительскую семинарию в Черновцах и реальную гимназию в Вишкивцях, мало 12 своих отделений в крае, организовывало курсы для повышения квалификации учителей, издавало учебники и другие книги для детей. Благодаря деятельности общества и лично Поповича дело украинских школ на Буковине была одной из лучших среди украинских земель.

С ростом украинский интеллигенции и ее национального сознания менялась к лучшему и политическая ситуация для украинской Буковины

С конца XIX в. политическое жизнь на Буковине развивалось подобно галицкого. Украинские политические партии Буковины были тождественными галицким. Так, 1906 г. предстали Радикальная (Теодор Галипового, Илько и Остап Поповичи, Наполеон Посошков) и социал-демократическая (Осип Беспалко, Григорий Андриящук, Николай Гаврищук и др.) партии. В 1908 г. начала действовать национально-демократическая партия (С. Смаль-Стоцкий, барон Николай Василько, Емельян Попович, Еротей Пигуляк и др.), которая стала ведущей политической силой в крае.

Оживленную национально-просветительскую деятельность проводили различные украинские студенческие, женские, учительские, церковные, театральные, музыкальные, спортивные и другие организации, которых накануне первой мировой войны насчитывалось 590.

Итак, украинский Буковины течение XIX - начале ХХ в. сделали большой шаг в превращении в национально сознательную часть украинской нации.

 

6. Развитие украинского национально-освободительного движения в Закарпатье во второй половине XIX в.

После венгерской революции 1848-1849 гг австрийские власти вынуждены были пойти на некоторое расширение демократических свобод, удовлетворения определенных национальных интересов народов, частности закарпатских русинов. Последним даже было разрешено занимать правительственные должности. Воспользовавшись смягчения денационализаторс, русинский интеллигенция Закарпатья развернула деятельность по распространению образования среди народа, защиты и развития родного языка, обычаев, веры и церкви.

По инициативе А. Духновича 1862 было создано общество Иоанна Крестителя, а в 1866 г. - св.Василия Великого. Последнее сыграло значительную роль в приостановлении денационализаторс венгерского правительства. Общество еще до своего официального оформления развернуло широкую издательскую и просветительскую деятельность. В 1865 г. вышла «Грамматика письменнаго русскаго языка» К. Сабова, которая на длительное время стала учебником для средних школ Закарпатья, а 1890 г. - «Русская грамматика и читанка» того же автора.

Благодаря деятельности членов общества в Закарпатье появились первые периодические издания. Течение 1867-1871 г. в Ужгороде выходила еженедельная газета «Свет», а к 1873 г. - "Новый Свет", а затем до 1886 г. - «Карпаты». Все издания общества печатались упомянутым выше «язычием». Главной задачей общество считало «Сочинение, составление, издание, Награждение и распространение книг школьных? вообще же составление в языках русском и мадярском всяких такого рода назидательных полезных книг, образов и журнал ».

Однако ослабление длились не долго. После реорганизации 1867 Австрийской империи в дуалистическую Австро-Венгерскую монархию венгерская власть развернула широкое наступление на права закарпатских русинов. Венгры словно мстили русинам за то, что те не поддержали их во время революции и помогали русским войскам в подавлении венгерского революции. В течение короткого времени было ликвидировано все достижения русинов 40-60-х гг Началось наступление на греко-католическую церковь Закарпатье было предпринята попытка внедрить венгерский язык в литургии, однако неудачно. В 1868 венгерский парламент принял закон о равноправии национальностей, согласно которому все граждане Венгрии в политической плоскости составляли «неделимую единую мадьярскую нацию». Насильственную мадьяризации невенгерских народов возвысила к государственной национальной политики. Венгерский наступление оказалось столь мощным, что в начале ХХ в. полностью исчезла школьное образование на народном языке, а общество св.Василий Великого 1902 прекратило деятельность.

Следовательно особенно остро встала проблема исследования истории Закарпатья для обоснования исторических прав русинов на политическое существование, пробуждение у них национального самосознания. Выполнение этой задачи следовало поставить на научную основу, ведь от начале XIX в. не было выдано ни одного исследования по истории края. Весомый вклад в успешное решение этой важной задачи сделали два историки - Анатолий Кралицкий и Иоанн Дулишкович. Трехтомный труд последнего «Исторические черты Финно-Русских» стала важным доказательством исторических и политических прав населения края.

Кроме указанных деятелей, весомый вклад в сохранение национальной идентичности населения края отстаивание его интересов оказали также А. Дешко, И. Раковский, И. Сильвая, А. Митрак и др.

 

7. Взаимодействие национально-освободительного движения в Приднепровской Украины и на западноукраинских землях во второй половине XIX в.

Важным достижением развития национального движения в Приднепровье и на западноукраинских землях стало то, что он синхронизувався и развивался как единый, несмотря на все различия менталитета населения и политического положения земель. Вообще довольно трудно понять, почему украинская вдоль российско-австрийской границы решили, что они составляют одну нацию. В истории современных национальных движений достаточно примеров, когда народы, имея общий этническую основу, творили несколько наций - сербы и хорваты, немцы и австрийцы и др. Решающим значением для этого было согласие двух политических элит - Надднепрянщины и западно - творить общую нацию. Западноукраинцы черпали из Приднепровья интеллектуальный потенциал, надднепрянцы перестраивали в Галиции «Украинский Пьемонт». Однако этот процесс был непростым, натыкался на значительные препятствия, преодолевал многочисленные противоречия.

 

Вопросы и задания

1. Что обусловило появление радикальной течения в украинском движении в конце XIX века? Какую цель она преследовала?

2. Какими были причины и последствия «Новой эры» в украинском-польских отношениях?

3. Охарактеризуйте процесс становления украинских политических партий, дайте их классификацию.

4. Какова роль И. Франко в развитии политической мысли на западноукраинских землях?

5. Сравните развитие украинского движения на Буковине, в Галичине, Закарпатье. Где украинская движение достигло наибольшего успеха и почему?

6. Как складывались отношения между греко-католической церковью и различными течениями украинского движения?

7. Назовите основные достижения Украинский движения на западноукраинских землях в конце XIX в.

8. Какую роль сыграл украинском движение на западноукраинских землях в общероссийском движении?