§ 26. Народнический и социал-демократическое движения в Приднепровской Украины

Вспомните: 1. Какие общероссийские политические, революционные движения действовали на украинских землях в первой половине XIX века? 2. Какие изменения произошли в Российской империи в начале 60-х гг?

 

1. Народническое движение и его идеология. Народнические кружки в Украину

Ограниченность и непоследовательность реформ 60-х гг вызвали рост недовольства разных слоев общества. Молодежь, склонная к максимализму, стала основой радикального движения, выступавший за ускорение кардинальных изменений. Радикально настроенную молодежь империи, оотсоединялась в тайные организации для борьбы с существующим строем, называли народниками. Это название произошло от идеализации молодой разночинной интеллигенции народа (в условиях Российской империи - крестьянства). Народники, позаимствовав идеологию своих предшественников А. Герцена, Чернышевского о крестьянский социализм, стала на путь бескомпромиссной борьбы против царизма.

Народничество - это общероссийское движение разночинной интеллигенции, возникшего под влиянием идей социализма и особенностей развития России второй половины XIX в. Они выступали за свержение самодержавия через крестьянскую революцию. Появившись конце 60-х гг XIX века, народнический движение стало весомым фактором общественно-политической жизни в середине 70-х гг Народники были убеждены в том, что коллективистские традиции сельской общины является основой социалистической организации общества. Россия, толковали они, в отличие от стран Западной Европы, должна обойти капиталистическую стадию развития, а крестьянство народники считали движущей силой революции на пути общества к социализму.

В общеимперском движении народников приняла активное участие и радикально настроенная украинская молодежь, которую не удовлетворяли культурные границы украинского движения.

Первый кружок народников было организовано 1871 в Санкт-Петербурге Михаилом Чайковским. Впоследствии подобные кружки возникли во многих городах империи.

Народничество в Украине развивалось почти так, как и во всей Российской империи, имея, правда, некоторые особенности. Здесь оно, несмотря на свое социальное направление, должно учитывать украинский национальный движение, национальные особенности украинского, их историческое прошлое. К тому же в Украинский селе крестьянская община не играла такой роли, как в центральных районах России, а у украинского крестьянина было развито чувство собственности. Это сразу входило в противоречие с главной идеей народничества, о природной склонности крестьянина к социализму.

Первый кружок вроде санкт-петербургского возник в Киеве 1872 (П. Аксельрод, Г. Гуревич, С. Лурье и др.). В 1873 г. в Одессе сформировался один из крупнейших в Российской империи кружок под руководством Ф. Волховского. Из 115 его членов были такие известные в будущем деятели народнического движения, как Андрей Желябов, Андрей Франджали, С. Чудновский, В. Костюрин и др.

Развертывание народнического движения потянуло споры относительно эффективных методов достижения поставленных целей. Одно из направлений, связанный с известным российским народником Петром Лавровым, отстаивал постепенный подход в приготовлении народа к революции с помощью образования и пропаганды. Другой подход ассоциировался с фигурой известного не только в России, но и в Европе Михаила Бакунина. Он был основателем нового направления в революционном движении - анархизма, который отрицал необходимость государственной и иной политической власти, проповедовал неограниченную свободу личности. Сторонники анархизма (бакуниз­м) считали, что народ, в нищете, всегда готов к восстанию (бунта). Его лишь необходимо поднять на бунт, перерастет в революцию. Он утверждал, что для осуществления революции можно использовать любые средства: "Нож, яд, петля - революция все равно оправдывает».

В Украине наиболее активным кружком бакунистов была «Киевская коммуна». Она объединяла до 80 человек, преимущественно студентов. Такие ее члены, как Вера Засулич, Владимир Дебагорий-Мокриевич и Яков Стефанович, ставшие впоследствии выдающимися революционерами-народниками.

Кроме двух указанных направлений, существовал еще и третий, идеологом которого был П. Ткачев. Он считал, что в Российской империи ни пропаганда, ни призыв к народному бунту эффекта не дадут. По его мнению, единственным способом к изменениям в обществе была революционная заговор, а именно: небольшая группа заговорщиков, прибегнув к государственному перевороту, должна была захватить власть, а потом осуществить необходимые социалистические преобразования.

 

2. «Хождение в народ». Чигиринская заговор

В 1874 г. около 3 тыс. народников «пошли в народ». Они развернули пропагандистскую работу среди крестьян. Бросив учебу в университетах, переодевшись в крестьянское платье, народники понесли в село революционные социалистические идеи. Однако это «хождение в народ »потерпело поражение. Не все участники «хождения» подверглись репрессиям со стороны правительства. Крестьяне просто отказывались иметь дело с иностранцами из города, а нередко даже помогали жандармам выявлять революционеров. Там, где везло наладить контакт, крестьяне еще слушали то, что непосредственно касалось их потребностей, а вот разговоров о социализме вообще не понимали. Крестьяне верили в «Доброго» царя, который удовлетворит стремление крестьян о справедливом распределении земли и накажет обидчиков (помещиков и чиновников).

Провал «хождения в народ» заставил народников искать новых способов борьбы.

Одним из них стало объединение революционеров-народников в единую организацию, которая должна координировать и направлять деятельность всех революционных сил. Осенью 1876 г. в Санкт-Петербурге было создано законспирированную революционную организацию «Земля и воля ». В разное время в нее входило более 60 активных членов, среди них были и выходцы из Украины: сын павлоградского купца Иосиф Аптекман, сын тульчинского купца Лев Дейч, сын военного врача с Полтавщины Сергей Кравчинский, потомок древнего старшинского рода с Черниговщины Дмитрий Лизогуб и др. В программе «Земли и воли» указывалось на необходимость создания «Народно-революционной организации». Для этого предполагалось развернуть широкую агитацию среди населения, вызвать протест против действий властей и организовать вооруженные бунты. Переход к новому обществу должен был состояться через передачу земли крестьянам, общественное землевладение и мирское самоуправление. Причем захватить власть предполагалось в кратчайшие сроки благодаря насильственного переворота.

 

В.Дебагорий-Мокриевич

 

Народнические организации, действовавшие в Украине, не вступивших в состав «Земли и воли», однако поддерживали с ней тесные связи. Они в начале 1875 г. объединились в кружок «Южных бунтарей »во главе с В.Дебагорием-Мокриевича. В его состав входило 30 человек, в том числе И. Кохановский, Л. Дейч, В. Засулич, М. Ковалевская и др. В 1877 из кружка отделилась группа Я. Стефановича, пытавшаяся использовать беспорядки, охватившие крестьян Чигиринского и Черкасского уездов Киевской губернии, для организации восстания, которое должно перекинуться на другие уезды. Учитывая предыдущий опыт, Стефанович решил воспользоваться монархических настроений крестьян. С помощью Дейча и Бохановского он сфальсифицировал «Высочайше тайную грамоту», в которой говорилось, что царь знает о бедственном положении своих подданных, но ему мешают помещики. Поэтому крестьяне сами должны позаботиться о себя: сбросить помещиков и справедливо разделить все земли. А для этого они должны объединиться в «тайные жены». Устав этих подпольных крестьянских организаций тоже был разработан.

 

Я. Стефанович

 

Л. Дейч

 

И. Бохановский

 

Стефанович, выдавая себя за царского комиссара, опираясь на «царские грамоты», начал организовывать нелегальную крестьянскую организацию «Тайная дружина». В середине 1877 она насчитывала около 2000 членов, во главе ее стоял атаман Е. Олейник. 1 октября 1877 планировалось начать восстание. Однако в сентябре заговор был раскрыто, около 1000 участников были арестованы. События в Чигиринском уезде, известные как Чигиринская заговор, были единственным массовым крестьянским выступлением, спровоцированным народниками.

 

3. Террористическая деятельность народников. Разгром и упадок народнического движения

Потеряв веру в то, что крестьянство способно подняться против самодержавия, народники пересмотрели тактику борьбы и прибегли к террору. Выстрел В. Засулич в петербургского градоначальника Трепова в январе 1878 г. и ее оправдание в суде породил волну покушений на высших чиновников царского аппарата и непосредственно на царя.

 

В. Засулич

 

Так, 23 февраля 1878 в Киеве Валериан Осинский, Иван Ивичевич и Алексей Медведев совершили неудачное покушение на известного своей непримиримостью к народникам заместителя прокурора киевского окружного суда Н. Котляревского. В мае Григорий Попко кинжалом заколол жандармского поручика барона Гейкинг, известного своей борьбой против народников. Наибольшую огласку приобрело убийстве А. Гольденбергом с участием Л. Кобылянского харьковского губернатора Кропоткина за то, что в местных тюрьмах жестоко обращались с политическими заключенными.

Террор народников от самого начала был обречен на поражение. Без широкой народной поддержки изменить существующий строй героями-одиночками невозможно. На борьбу против народников были брошены все силы полиции. В течение 1878-1879 гг полиция разгромила самые кружки и группы и отдала в суд их участников.

Несмотря на репрессии, радикально настроенные народники пытались активизировать террористическую деятельность. Но не все разделяли такие взгляды.

В августе 1879 «Земля и воля »распалась на самостоятельные организации -« Народную волю »и« Черный передел ». «Народная воля» открыла новый этап революционного движения, этап революционного террора. В ней сложилась военная организация. Подобные кружки существовали в Одессе, Николаеве, Херсоне и других городах Украины. Члены организаций осуществили террористические акты против высших чиновников и царя. Наиболее активными членами «Народной свободы »в Украине были И. Глушков, В. Бычков, И. Левинский, М. Тригон, В. Жебунева, В. Фигнер и др. Вынесенный народовольцами смертный приговор царю Александру II было выполнено 1 марта 1881 Но к положительным результатам это не привело. Гибель царя вызвала всеобщее осуждение насилия в обществе, дискредитацию террористов. Новый царь Александр III усилил репрессии против народников, а во внутренней политике проводил политику контрреформ. Политика революционного террора потерпела полное поражение.

Чернопередельцы остались верными идеям «Земли и воли» и продолжили пропагандистскую деятельность. К руководству этой организации входили, в частности, П. Аксельрод, Л. Дейч, В. Засулич, Г. Плеханов, Я. Стефанович. Кружки «Черного передела» действовали в Киеве, Харькове и других городах Украины. Преследования со стороны полиции заставили основателей «Черного передела» эмигрировать.

Итак, ни террористическая, ни пропагандистская деятельность народников не достигла поставленной цели. Среди лидеров движения ширилось осознание ошибочности их взглядов и убеждений. Осуществить социалистическую революцию, опираясь на крестьянство, оказалось невозможным.

В конце 80 - начале 90-х гг народническое движение уступил массовом рабочем и социалистическом движениям. На протяжении 90-х гг одна часть народников перешла на позиции либерализма, вторая - восприняла марксизм, третья - осталась на старых позициях, организовав в начале ХХ в. Партию социалистив-революционеров.

 

4. Зарождение и начало рабочего и социал-демократического движений

Вторая половина XIX в. стала периодом распространения в Европе рабочего движения и социалистических идей. Это объясняется тем, что промышленный переворот и индустриализация привели формированию новой прослойки общества - пролетариата со специфическими чертами и интересами. Не имея собственности, он мог полагаться только на свою труд. Такое положение делало пролетария, с одной стороны, незащищенным перед всякими жизненными неурядицами (экономическими кризисами, болезнями, произволом собственника и др.), а с другой - подвержен всевозможных революционных учений, обещали «светлое будущее».

Одним из таких революционных учений, наиболее распространенным во второй половине XIX - начале ХХ века, оказался марксизм, который связывал социалистический переустройство общества именно с пролетариатом.

Марксистское учение как в Российской империи вообще, так и в Украине в частности нашло много приверженцев. Но следует заметить, что в Европе марксизм возник из рабочего движения, тогда как в Российской империи его носителем стала интеллигенция, поспешила с «новыми идеями» в рабочую среду, как прежде с народническими - на село.

Первыми пропагандистами нового учения, именно его экономической части, в украинских землях еще в начале 70-х гг стали М. Зибер и С. Подолинский.

 

М. Зибер

 

Зибер, которого очень уважал Маркс, в 1871 впервые ознакомил с ними своих студентов и коллег в Киеве. Впрочем, он сосредоточивался только на экономическом аспекте учения, опуская его революционный сторону. Другой популяризатор марксизма С. Подолинский в 70-х гг участвовал в громадовского и народническом движениях. Организовал в Вене издательство популярной социалистической литературы, в Женеве вместе с М. Драгомановым и М. Павликом начал издание журнала «Громада», а также напечатал собственные брошюры социально-экономического содержания: «О богатстве и бедности», «О земледелие», «Ремесла и фабрики на Украине» и др. Изучал возможности накопления и использования солнечной энергии. Переписывался с К. Марксом и Ф. Энгельсом, популяризировал положения их экономического учения. Разработал оригинальную теорию «громадовского социализма» (федерация свободных граждан), что основывалась на национальных традициях украинского народа.

Распространение революционной части марксистского учения связано с первой российской марксистской группой «Освобождение труда», организованной в Женеве 1883 Георгием Плехановым с разочарованных в народничестве русских революционеров.

Первая постоянно действующая марксистская группа в Украине под названием «Русская группа социал-демократов» возникла 1893 в Киеве. Ее организатором был Юрий Мельников - россиянин, основал ремесленную школу, которая служила своеобразным каналом распространения марксистских идей. Другие марксистские группы появились в Харькове, Одессе и Екатеринославе. Украинский редко попадались среди этих первых марксистов. Это объяснялось тем, что среди рабочих в украинских землях преобладали русские, евреи и др. Нелегальные кружки пытались распространить марксистское учение и установить связи с рабочим движением. Качественно новый шаг социалистический (Социал-демократическое) движение сделал в конце 90-х гг после появления в Петербурге под руководством Владимира Ульянова (Ленина) «Союза борьбы за освобождение рабочего класса »Аналогичные группу начали возникли в Киеве, Екатеринославе, Николаеве и других городах. Впоследствии эти кружки попытались объединиться в Российскую социал-демократическую рабочую партию. В 1898 г. в Минске состоялся первый съезд партии. Из девяти его делегатов четверо (Н. Вигдорчик, Б. Эйдельман, К. Петрусевич, П. Тучапский) были представителями социал-демократических кружков Украине. Созданная на съезде партия - РСДРП - стала первой общероссийской партией, которая действовала и на украинском землях.

Рабочее движение в украинском землях начался в конце 60-х гг Сначала он имел стихийный, неорганизованный характер. Выступления рабочих происходили из-за ухудшения условий труда, уменьшение заработной платы. Формами борьбы рабочих были групповое оставления работы, уничтожение машин и оборудования, забастовки и др.

С середины 70-х гг рабочее движение начало набирать организованные формы. Первой рабочей организацией стал «Южно союз рабочих», который 1875 возник в Одессе на главе с Евгением Заславским. Объединив до 250 рабочих, он развернул революционную пропаганду, распространял нелегальную литературу, руководил забастовками на заводах Одессы. В Ростове-на-Дону и Кишиневе действовали филиалы этой организации, находилась под влиянием идеологии народничества. Через 9 месяцев после основания организация была разоблачена, а ее руководителей осуждены.

 

С тайного донесения Одесского губернского жандармского управления о деятельности «Южно союза рабочих »

«Дознанием установлено, что главным организатором и руководителем общества является Заславский, провинность которого вполне доказано? Заславский руководил обществом рабочих: в железнодорожных мастерских? и фабриках? Пропаганда велась очень осторожно и последовательно, для массы рабочих цель общества состояла в улучшении материального быта фабричных рабочих через ассоциации, и собирались между ними деньги для организации касс взаимопомощи. Только испытанным и достаточно подготовленным членам открывались настоящие революционные цели общества, и, как один из допрошенных показал, оно состояло из медведей и вожаков. Таких медведей, или непосвященных членов общества, насчитывалось несколько сот душ. Только немногие из них знал, что окончательная цель, к которой стремилось общество, состояла в свержении существующего социального и политического порядка, и что деньги, которые собирали, предназначались для отправка депутатов в другие города с целью усиления противоправительственных пропаганды? "

Посудите: 1. Какой была основная цель деятельности «Южно союза рабочих»? 2. Которой были структура организации и методы деятельности?

 

Вопросы и задания

1. Какие были главные причины появления народнического движения?

2. Что легло в основу идеологии народничества?

3. Выясните основные положения народнической идеологии.

4. Охарактеризуйте основные течения народнического движения.

5. Заполните таблицу: «Этапы развития народнического движения »

 

Этапы

Хронологические рамки

Организационные формы

Лидеры

Характеристика

 

 

 

 

 

 

6. Какими были основные особенности народнического движения на украинских землях?

7. Что такое Чигиринская заговор?

8. Назовите основные причины упадка народнического движения.

9. Чем было обусловлено появление массового рабочего и социал-демократического движений?

10. Почему основной идеологией рабочего движения стал марксизм?

11. Каким было влияние народнического и рабочего движений на украинском?

 

 

  

<< § 25. Украинское национальное движение в 1880-1890 гг Историческое значение громадовского движения § 27. Земский движение на украинских землях >>

Copyright © 2011 Apycom jQuery Menus