§ 25. Украинское национальное движение в 1880-1890 гг Историческое значение громадовского движения

Вспомните: 1... Каких организационных форм убрал украинское движение в 5060-х гг XIX века? 2. В каких условиях разворачивалось украинское движение в 60-70-е годы? 3. Какие последствия для украинского движения имел Эмский указ?

 

1. Старая Киевская громада

После Эмского указа громадовская движение не прекратилось. Несмотря на то что среди части украинских деятелей преобладали были упаднические настроения, украинское движение достиг такого уровня, что никакими указами остановить его уже было невозможно.

Деятели Киевской общины, заявив о роспуске организации, продолжили свою деятельность подпольно. Следовательно численность общины сократилась с 100 до 55 человек.

В новых условиях киевские громадовцы и дальше занимались делами культуры, взаимопомощью, поддерживая «сознательных Украинский »и помогая им устраиваться на службу.

Привлечение новых членов происходило по рекомендации как минимум двух громадовцев, после объявления на двух собраниях, на третьем собрании тайным голосованием; если хоть один голос был против, то такого кандидата не принимали, потому что в таком братстве, которым считалась община, не могло быть того, чтобы кто «против кого-то было».

Такая система формирования общины делала ее консервативной и отличала от других общин, учреждались молодежью. От этого и происходила название - старая Киевская община.

Погром украинский движения после Эмского указа поставил перед его руководителями вопрос о дальнейшем направлении развития. Сугубо подпольная работа была несовместимой с культурнической деятельностью. Как и в начале 70-х гг встала проблема найти легальную трибуну для пропаганды своих идей.

В пределах Российской империи, где украинский язык находилась под запретом, это было невозможно. Поэтому решили организовать украинский национальный центр за границей, который должен наладить издание свободной украинской прессы и представлять украинское движение в Европе. Выполнить такую задачу община поручила М. Драгоманова, которого за Эмским указом уволили от работы в Киевском университете.

 

2. Молодые общины. М. Драгоманов

Михаил Петрович Драгоманов(1841-1895) принадлежал к младшему поколению старой Киевской громады. На время присоединение к громадовцев он был убежденным демократом. К украинскому движению приложился имея горячее желание помочь своему народу. М. Драгоманов чувствовал потребность выйти за пределы культурно-просветительской деятельности громадовцев и перейти к решению политических, социально-экономических и национальных проблем. Итак, взгляды Драгоманова привносили в украинском движении новую идеологию. Она не сразу получила распространение в кругу интеллигенции, но свежие веяния благотворительно действовали на молодежь.

 

М. Драгоманов

 

М. Драгоманов имел далекоидущие намерения. Он реально оценивал положение Украины и сравнивал его с развитием европейских государств. В общественном движении в Украине благодаря Драгоманову появилась новая цель - достичь уровня передовых европейских стран. Он считал, что Украинская демократическое движение должно сочетать социально-экономические и национальные основы. Патриотизм и демократия, по мнению Драгоманова, вытекающих из природы украинского народа, веками угнетенного и лишенного своей элиты.

Для украинского движения важными были взгляды Дагоманова на будущее государственное устройство. Он не выступал за отделения Украины от России, стоял на федералистских позициях. Однако при этом Драгоманов выходил из возможности реорганизовать Российскую империю. Он видел ее не централизованным государством, а свободной конфедерацией автономных регионов. Такие его взгляды опирались на положения, в украинский обществе не было сил, которые могли бы довести дело национального освобождения Украина до конца. Не противопоставляя народов, Драгоманов доказывал самобытность Украинская, их способность самостоятельно решать вопросы общественной жизни. Смелой была статья Драгоманова «Пропащий время», в которой он доказывал, что во российским правлением украинский больше потеряли, чем приобрели. Он делал заброс тем, кто забыл дело Украинский освобождение, изливал приобретения собственного народа, отказываясь от языка и культуры. С болью в сердце Драгоманов писал, что образованные украинский обычай трудятся для всех, только не для Украины и ее народа.

 

Сборник «Громада». 1881

 

Наступление на украинскую культуру 1875-1876 гг заставил Драгоманова покинуть Родину. В Женеве он вместе с другими украинскими политэмигрантами издавал журнал «Громада» (18781882 гг.) который стал первым украинским журналом, где были обобщены взгляды громадовцев и выдвинуто программу украинского движения. В основе программы лежали такие принципы, как демократизм (введение демократических прав и свобод и соответствующих институтов, которые бы их защищали), федерализм, культурничество, эволюционность (внедрение нового строя путем постепенных реформ), социализм (введение социальной справедливости). Также в программе отмечалось, что тенденции украинского движения совпадает с общим направлением общечеловеческого прогресса. Однако такие взгляды Драгоманова для деятелей Киевской общины оказались слишком радикальными. После полемик и взаимных обвинений в 1886-1887 гг дошло до разрыва. В 1889 Драгоманов переехал в Софию, где преподавал в Софийском университете.

Драгоманов имел влияние на украинский не только в России, но и в Галичине. Его идеи особенно понравились молодые Галичины. Впоследствии там была основана первая украинская социалистическую партию (Русско-Украинского радикальная партия). Распространению социалистических идей и созданию кружков в Галичине и Приднепровской Украины помогали друзья Драгоманова - Николай Зибер и Сергей Подолинский.

Под влиянием идей Драгоманова в Приднепровской Украины стали молодые общины, в которых собиралась преимущественно студенческая молодежь. Их привлекала идея совмещения борьбы за национальное и социальное освобождение.

Для украинского движения ценными были не только идеи Михаила Драгоманова, но и его жертвенность, последовательность в отстаивании собственных принципов. Взгляды Драгоманова стали неодемною частью общественно-политической мысли второй половины XIX - начала ХХ в.

 

М. Грушевский из статьи «Памяти Михаила Петровича Драгоманова»

«? Чем стал Драгоманов в истории украинского возрождения, он стал благодаря сей общественной миссии за рубежом, что осудила его на горькое эмигрантская жизнь, - но заодно поставило его в специально полезные, с некоторых взглядов, и заодно необыкновенно ответственные политически общественные обстоятельства. Освободила его из-под давления царского режима, с местной рутины и кружкивщины, из-под цензурной езоповщины, назначив на позицию ответственного представителя всего постепенного Украинская жизнь в культурном мире. Вынесла на положение, что заставляло его в течение целого ряда лет напрягать всю свою энергию и весь свой интеллект, чтобы напоминать широком культурном миру в темную сутки украинская жизнь, что Украина живет, не умерла и не умрет, несмотря на все царские нужде и проскрипции. Приговорила его принимать на себя удары, инсинуации и издевательства, обращенные против сеи «Прискрибованои Украина», отражать их и отвечать доказательствами и проявлениями положительных, постепенных обще-стоимостных примет украинского движения. Над Украинская же жизнью, в эту тяжелую, душную, деморализацийну его время поставила общественную контроля сей всеукраинской запредельно экспозитуры - Драгоманова и его кружка, вытаскивала украинство с околичностей провинциализма и оппортунизма на широкие пути мирового культурного движения и заставляла ориентироваться на перспективы общего политического и социального освобождение. На долгое время направление украинского движения пошел по ривнозначнику сих трех его ячеек: киевского, львовского и женевского. Миссия Драгоманова, с этой точки зрения, - эпоха в украинской жизни? "

Посудите: 1. Какую роль, по мнению М. Грушевского, сыграл М. Драгоманов в украинском движении? 2. Какие основные мировоззренческие принципы отстаивал М. Драгоманов в своей деятельности?

 

3. Громадовская движение в 80-х гг «Киевская старина»

80-е гг XIX в. вошли в историю национального возрождения на восточноукраинских землях как «Мертвые годы». После убийства царя Александра II (1 марта 1881) и воцарение Александра III в Российской империи начался длительный период контрреформ, сопровождавшиеся репрессиями против любых революционных, оппозиционных движений. Среди большинства членов старой Киевской общины воцарилась мнение, что любые попытки политизации украинского движения могут вызвать новую волну репрессий, а следовательно - полное его подавление. Киевские громадовцы считали необходимым сконцентрировать свою деятельность исключительно на ниве культурничества, вести «уважительное жизни ячеек украинства в Российской империи», продолжать формировать национальное самосознание населения не за нелегальной пропаганду, а с помощью легальной культурно-образовательной деятельности. Такая линия противоречила лозунгам, что провозглашались Драгомановым в журнале «Община». Это повлекло полемику между Драгомановым и лидерами Киевской громады. Общего языка так и не было найдено. Киевская община 1886 отказала в дальнейшем финансировании деятельности Драгоманова за рубежом.

Отказ от любых проявлений политической деятельности не решала проблему движения - возможности пропагандировать свои идеи. В условиях запрета украинского слова выход убачався в издании альманахов, имели тенденцию стать периодическими органами. Содержание их было основном художественно-литературный, иногда появлялись материалы библиографического характера, иногда - этнографического. Первый альманах под названием «Луна» появился 1881 В 1883 г. в Киеве вышел альманах «Рада», 1885 г. в Одессе - Украинская сборник под названием «Нива». В следующем году в Херсоне вышел сборник «Степь» и т.д. Но альманахи не могли заслонить периодическое издание. Наконец, благодаря усилиям Киевского общества и финансовой помощи В. Симиренко удалось добиться издания русскоязычного журнала на историческую тематику «Киевская старина».Первый номер журнала вышел в января 1882 г. Вокруг него объединились лучшие украинские научные кадры и литераторы, которые своей деятельностью, внешне аполитичной, не дали угаснуть украинскому движению. За время существования журнала (до 1907 г.) вышло 97 номеров. Его содержание составляли: труды и материалы по истории и археологии Украины, этнографии, языкознанию; литературные произведения; переписка выдающихся людей, воспоминания, библиографии и др. В журнале сотрудничали: В. Антонович, П. Житецкий, А. Лазаревский, Н. Костомаров, Д. Багалей, Б. Гринченко, М. Грушевский, М. Драгоманов, А. Яворницкий, А. Крымский А. Потебня, Т. Рыльский, А. Русов, С. Русова, И. Франко и др.

 

Обложка журнала «Киевская старина»

 

Однако ориентация именно на культурный аспект деятельности создала своеобразный вакуум действия. Молодежь основном «шла в революцию», отдавала свои силы борьбе политической, не только оставляя без внимания национальные интересы своего народа, но и с презрением относясь к тем «узких культурников», что посвящали себя «малым делам» перед большим восходом революционного солнца ».

Несмотря на такое положение в Украинский движении, нельзя было отрицать существование украинского национального жизни: развивались украинская наука, музыка, особенно театральное искусство, литература. Хотя молодежь главным вливалась в общероссийское революционное движение, украинская культурничество тоже нашло сторонников из юного общественности.

Важным следствием 80-х гг для украинского движения было то, что его проводники осознали: это движение требует ежедневного труда для закладки фундаментов, которые не позволят ему сойти на нет. Такие фундаменты они решили заложить в Галичине, где были более благоприятные условия для развития украинского движения, но не оставлять труда и в Приднепровской Украины. Галичина превращалась в «украин­ский Пьемонт ». Тогда это было единственно верное решение.

 

4. Студенческий громадовская движение 90-х гг

90-е гг XIX века - период подъема молодежи, организовывалась в кружки и большие общества с единственной целью - сделать нечто полезное для своего народа. В отличие от старших деятелей, юная поросль не желала удовлетворяться аполитичной деятельностью. Эта радикально настроенная молодежь получила название «Молодая Украина». Под таким названием с 1896 г. в Киеве существовала тайная община с более чем сотней участников, исповедовала идеи социализма и национальной обособленности украинский. По данным полиции, подобных общин было 22, причем самые важные из них - в Киеве, Чернигове, Лубнах и Одессе. Составляли их преимущественно студенты. Члены общин осознавали, что к общей цели нужно идти единым фронтом. Исходя из этого проводники украинского студенчества созвали 1898 первый съезд студенческих обществ, который проходил нелегально. На съезде было принято резолюции, в которых, в частности, провозглашалось: «Мы, украинская молодежь, стремлячы к политической самоуправы, в которой достигаются идеалы свободы, равенства, братства, добиваемся равенства всех перед законом? свободы совести и равенства всех вироисповидань, просвещения на родном языке, наведение обязательного бесплатного науки. В политической области студенты добиваются конституционной свободы с политической автономией, свободы слова, печати и собраний ». В резолюциях также выдвигались требования обязательного изучения студентами украинского культурного и политического наследия, распространение просвещения в народе, проведение социально-экономических реформ.

Через год украинские студенты провели второй съезд, на котором основали свою Центральную союз. Основные пункты программы союза были такими:

«1. Остановить вредно и губительно для нашей нации винародовлення студенческой молодежь на Украину российской и вернуть всех студентов-украинская к служению интересам украинского народа.

2. Довести до сведения как народной массы, так и интеллигентных слоев общества, злой, безотрадный социально-экономическое и вообще культурное состояние нашего народа зависит от его национально-политического рабства как непосредственные последствия российского абсолютизма ».

Остальные программы была посвящена вопросом тактики и укрепления организации. В частности, один из пунктов требовал от членов студенческого общества серьезного изучения и всесторонних знаний, всевозможного распространение в обществе информации об украинских делах, а именно о украинском литературу, историю, географию и этнографию. Другой пункт требовал воспитывать студентов согласно принципам общественной морали.

Программы студенческих съездов отражали энтузиазм, идеализм молодежи, ее преданность национальным идеалам.

Наиболее радикально настроенной с студенческих общин было Братство тарасовцев, существовавшего 1891-1898 гг Братству тарасивцивсудилося начать период политизации украинского движения в Приднепровье и националистическую течение в украинском политическом движении.

 

5. Братство тарасовцев

В конце XIX в. в Украинский движении в среде молодых интеллигентов появилась националистическая течение. Сначала она существовала как идея, впоследствии оформилась в политическую группировку, но, не выдержав конкуренции с другими течениями национального движения, снова вернулась на уровень идей и была представлена отдельными деятелями.

Она возникла как реакция на кризис культурнического движения (украинофильства). Понятное дело, что глубинной причиной был колониальный состояние украинского народа в Российской империи.

В начале 90-х гг XIX в. в Киеве образовался студенческий кружок, в который входили Н. И. Михновский, С. Н. Шелест, А. П. Кучинский и др. Кружок поддерживал тесные связи с ведущими деятелями украинского движения. Из этого кружка вышли деятели, вскоре основали тайное Братство тарасовцев. Еще 1891 во время переписи движимого имущества в Полтавской губернии известный украинофил А. Русов привлек к этой работы многих студентов. В состав кружка вошли И. Липа, М. Байздренко, М. Базькевич, В. Боровик. Летом 1891г. они, составив клятву верности идее освобождения Украины на могиле Т. Г. Шевченко, основали тайное общество, члены которого впоследствии стали называть себя Братством тарасовцев.

Первым публичным выступлением братства стало чтение речи на шевченковских годовщине в марте 1893 в Харьковском университете. Того же года она была напечатана в галицком журнале «Правда». Идеи, высказанные в речи, вряд ли можно охарактеризовать как националистические (освободительное), но на фоне аполитичного культурничества и общего упадка украинского общественно-политического движения после Эмского указа они выглядели настоящим национальным радикализмом. В своей речи они утверждали следующие принципы:

·   Украинский есть отдельная нация;

·   как и каждый нация, украинский нуждаются национальной воли для труда и развития;

·   полная автономия Украина (в то время на это лозунг не решался никто);

·   единство украинского народа (это лозунг стал зародышем будущей концепции соборности Украинская государства);

·   отрицательное отношение к украинофильства (культурничества), но при этом признание его пользы для национального движения;

·   радикализм и экстремизм по отступников;

·   необходимость Украинский школ;

·   употребление украинского языка и др.

Идеи братства нашли своих сторонников, но распространения не получили из-за резко негативное отношение к другим течений украинского движения, полное игнорирование социально-экономических вопросов, а также учитывая личные качества лидера тарасовцев Н. И. Михновского.

Братство тарасовцев было создано по принципам тайной организации и разделялось на «пятерки», которые в середине 90-х гг действовали в Харькове, Одессе, Екатеринославе, Полтаве, Чернигове и некоторых других городах.

Члены братства проводили, в основном, организационно-воспитательную работу, направленную на формирование национального самосознания.

В 1893 г. в Киеве состоялся организационный съезд братства, который, возможно, должен был предоставить организации стройнее формы. Но, поскольку Братство тарасовцев не мало конкретной программы действий, а иногда просто дублировали старое культурничество в своеобразных экстремальных формах (Например, демонстративное ношение национальной одежды), оно стало приходить в упадок, конце 90-х гг фактически распалось. Этому способствовали и полицейские преследования членов организации.

 

Из программных требований Братства тарасовцев

«Мы, сознательные украинский, решительно и навсегда порывает связь с украинофилами. Мы, сознательные украинский, отдай все наши силы на созидание украинской культуры, национально-политическое освобождение порабощенного украинского народа. Мы используем только украинский язык. Мы работаем только для украинского народа. Мы должны агитировать за наши мысли, переводя в жизни, между прочим, и тем, что каждый должен в течение года обучить грамоте по-вкраинскому не менее двух членов для нашей организации ».

Посудите: 1. Как вы считаете, чем было обусловлено декларирование тарасовцев разрыва связей с украинофилами? 2. Какую основную цель своей деятельности провозглашали Тарасовке? 3. В чем неконкретность требований тарасовцев?

 

Братство тарасовцев - первая украинская группа, которая четко выразила политические требования, начав этим период политизации украинского движения в Приднепровье. Деятельность братства, просуществовало до 1898 г., нашла продолжение в студенческих общинах, а особенно в харьковской, из которой впоследствии появилась первая в Приднепровской Украине украинская политическая партия - Революционная украинская партия (РУП). Важным в существовании братства было то, что оно оставило тех деятелей, имена которых связанные с дальнейшим украинским движением, и в частности, с первыми шагами украинского национализма как политической Этот процесс в украинском движении. Первым из среды их был, несомненно, Николай Иванович Михновский (1873–1924).

 

6. Общеукраинская беспартийная организация (ЗУБО)

Начиная с 90-х гг происходила и своеобразное организационное оформление культурничества (под давлением радикально настроенных деятелей, студенческой молодежи), направленная на закладку устоев будущей политической организации. Первым шагом на этом пути стало создание в 1898 г. в Киеве Всеукраинской беспартийной организации (ЗУБО). Осенью 1898 она объединяла уже 22 общины в разных городах Украина. К организации входило 438 членов. Она имела серьезные материальные возможности. Годовой членский взнос составлял 25 руб. Значительную финансовую поддержку ЗУБО получала от предпринимателя мецената В. Ф. Симиренко, который, как уже упоминалось, к тому же финансировал издание ее журнала «Киевская старина».

 

В. Симиренко

 

Руководство организацией осуществляла совет, который возглавляли в разные годы композитор Н. В. Лысенко, историк В. Б. Антонович. Совет собиралась каждый четверг на квартире одного из своих членов для обсуждения текущих дел. Общее собрание членов общин происходили один раз в год. Непременным председательствующим на всех съездах был земский деятель, адвокат И. Л. Шраг, пользовавшийся большой популярностью среди украинском интеллигенции. При совете действовал издательский кружок, в который входили С. А. Ефремов, Ф. П. Матушевский, В. Ф. Дурдукивский, А. И. Лотоцкий, В. М. Доманицкий, В. М. Страшкевич и В. К. Прокопович. Именно на основе этого кружка образовалось Украинский издательство «Век».

 

С. Ефремов

 

Общеукраинская беспартийная организация объединяла значительную часть национальной интеллектуальной элиты, а также интеллигенции, непосредственно связанной с народными массами. Одной из сфер ее деятельности было трудоустройству в земствах национально сознательных интеллигентов и распространения и транспортировки из-за границы в подроссийскую Украина запрещенной литературы.

Деятельность организации разворачивалась преимущественно под прикрытием каких-то официальных государственных или полугосударственных учреждений, благодаря чему она избегала особых осложнений в отношениях с полицией.

Итак, на первый взгляд, Общеукраинская беспартийная организация занималась тем же культурническими делами, что и ее предшественники. Однако культурничество это было уже не гурткивським, замкнутым в себе, - оно ориентировалось на массы интеллигенции, особенно сельского, тесно связанной с народом. Кроме того, было сделано необходимый организационный шаг, который создал условия для формирования партийной организации - деятельность разбросанных по Украине и изолированных общин начали объединять и координировать из одного центра. Единственным недостатком этого переходного этапа к политизации бывшего культурничества было колебания старых членов организации, которые никак не решались на последний шаг - выдвижение политических лозунгов и образования партии. Старые члены организаций, обремененные семьями, должностями и бытом, были крайне напуганы политическими требованиями. Но жизни, наконец, положило конец этим колебаниям.

 

7. Историческое значение громадовского движения

Общины, несмотря на их малочисленность, сыграли важную роль в становлении и развитии новейшего украинского движения.

Во-первых, они завершили объединения двух региональных струй украинского движения в Российской империи: левобережного, принимавший начало с возрождения на Слобожанщине и продолжал свои традиции в Кирилло-Мефодиевском братстве, и правобережного, закоринення в «украинской школе» польской литературы и продолженного в деятельностью хлопоманов. В украинском движении на Левобережье ведущую роль играли потомки казацкой старшины, на Правобережье - потомки ополяченого украинский шляхты.

Во-вторых, они обеспечили преемственность поколений в украинском движении - кирилло-мефодиевцев и младшего, начавшее активную деятельность в 50-е гг

В-третьих, громадовцы своими плодотворными исследованиями по истории, этнографии, фольклористики, статистики, языкознания доказали, что украинство имеет глубокие исторические корни и четкие этнические особенности, очерченные этнические границы. Этим они подвели украинское движение к необходимости сформулировать и разработать политическую программу.

В-четвертых, громадовцы произвели немалое влияние на развитие украинского движения на западноукраинских землях.

В-пятых, научная деятельность громадовцев заложила основы украинской науки.

 

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте развитие громадовского движения в 80-е гг?

2. Что нового своей деятельностью внес в украинском движении Драгоманов?

3. Чем была обусловлена появление молодых общин, их характерные признаки? Что не удовлетворяло украинская молодежь в украинском движении?

4. Назовите основные слои украинского общества, которые поддерживали украинскую движение. Выясните почему.

5. Чем была обусловлена появление националистического течения в украинском движении? Какие слои населения ее поддерживали и почему?

6.  Расскажите о возникновении Братства тарасовцев и его идейные основы?

7.  Раскройте историческое значение деятельности Братства тарасовцев.

8.   Охарактеризуйте процесс политизации громадовского движения. Что такое Общеукраинская беспартийная организация?

9. Выясните историческое значение громадовского движения для развития украинского национально-освободительного движения.

 

 

  

<< § 24. Украинское национальное движение в 1870-1890 гг Общины § 26. Народнический и социал-демократическое движения в Приднепровской Украины >>

Copyright © 2011 Apycom jQuery Menus