§ 20. Влияние имперских реформ 60-70-х гг на развитие Приднепровской Украине

Вспомните: 1. Каким было влияние реформ Габсбургов на развитие западноукраинских земель? 2. Когда и как было отменено крепостное право на западноукраинских землях? 3. Почему существование крепостного права мешало дальнейшему социально-экономическому развитию Приднепровья?

 

1. Особенности экономического развития Приднепровья накануне реформы 1861 г.

В конце 50-х гг Надднепрянская Украины была наиболее развитой в экономической плоскости регионом Российской империи. Но дальнейшему экономическому развитию все более мешало существование крепостного права. Развитие промышленности сдерживали отсутствие рынка вольнонаемной рабочей силы и узкий спрос на промышленную продукцию. Существование крепостничества мешало также процессу расслоения крестьянства и формированию общественных слоев крестьян-предпринимателей и сельских наемных рабочих. К тому же городские предприниматели и купцы не имели возможности покупать землю, поскольку она не была предметом свободной купли и продажи.

В середине века постепенно начали определяться новые контуры хозяйственной специализации регионов Приднепровья. В хозяйстве Юга ведущее место вместо овцеводства заняло выращивания пшеницы на экспорт. На Левобережье удаленность от рынков сбыта зерновой продукции вызвала в южной части превращения в главное источник доходов животноводство, в северной - табаководство и льноводство. Значительные прибыли землевладельцам Левобережья давало винокурения. Правобережья в 40-х гг превратилось в основной район производства сахара. Уменьшение удельного веса в хозяйствах Правобережья зерновых и развитие свеклосахарного производства стали отражением изменений, происходивших в экономике Приднепровья.

В течение первой половины XIX века, когда осваивались земли Юга, здесь преобладало овцеводство, обладатели имений Правобережья специализировались на выращивании зерна, которое продавалось через черноморские порты. Зерновое хозяйство Правобережье было основано на крепостном труде, на Юге - преобладало использование вольнонаемного рабочей силы. Благодаря продаже зерна большинство владельцев имений Правобережья накопила значительные средства и, а вместе, отбирая землю у крестьян под зерновые, привела к появлению большого количества безземельных крепостных крестьян. Вследствие этого помещики, ориентируясь на имеющийся спрос, вкладывали деньги в строительство сахарных заводов и закладывали свекольные плантации, на которых работали безземельные крестьяне. Развитию свеклосахарного производства способствовали также хорошие природные условия, крупные лесные массивы, которые давали топливо для заводов, и покровительственная политика российского правительства. Все это обеспечивало сахарозаводчикам высокие прибыли.

Сначала сахарная промышленность была преимущественно помещичьей. Постепенно к ней проникал купеческий капитал. Однако купцы не имели возможности использовать бесплатную труд крепостных и стали привлекать наемных работников. В середине XIX в. в Приднепровской Украине купцы-предприниматели арендовали 24 сахарные заводы и земли вокруг них.

Итак свеклосахарная промышленность приобретала рыночного характера и по своему содержанию становилась прямой противоположностью господствующей крепостнической системе хозяйствования. Развитие сахарной промышленности вызвал изменения и в других отраслях экономики. Необходимости дальнейшего развития экономики требовали ликвидации крепостничества.

 

2. Предпосылки проведения крестьянской реформы

Крестьянская и другие реформы 60-70-х гг в Российской империи имели характер запоздалой модернизации, осуществленной под давлением исторических обстоятельств. К ее осуществлению империю подталкивало несколько исторических предпосылок:

·   дальнейшее существование крепостного права грозило империи превратиться во второстепенную страну, о чем красноречиво свидетельствовала ее поражение в Крымской войне. Крестьянское движение в украинских губерниях конце войны, постоянные требования высвобождения крестьян с стороны всех оппозиционных царизму организаций, влияния ликвидации крепостничества на западноукраинских землях в 1848 г. - все это также способствовало превращению проблемы отмены крепостного права в насущную необходимость дальнейшего развития империи;

·   крепостное право замедляло темпы экономического развития страны. Наличие в составе империи таких регионов, как Юг, убедительно свидетельствовала преимущества вольнонаемного труда, а вместе, вызывало многочисленные несоответствия между отношениями, которые здесь существовали, и порядками в других частях империи. Однако помещичьи хозяйства давали около 50% товарного хлеба, и их быстрая и одновременная ликвидация могла повлечь катастрофические последствия;

·   крепостное право по форме и содержанию очень похоже на рабство. Аморальность владения «крестной собственностью »осуждалась подавляющим большинством представителей различных общественных слоев. К тому же пример европейских монархий, в которых ликвидировали крепостное право, свидетельствовал, что этот акт не поколебал тронов монархов, а наоборот, укрепил их и открыл возможности ускорения социально-экономического развития.

 

3. Общественное движение за проведение реформы

Мнения о необходимости ликвидации крепостничества все больше распространялись среди всех слоев украинского общества. Понимание крепостничества как большого социального бедствия влекло появление страстных стихотворений Тараса Шевченко и прозаических произведений молодой украинский писательницы Марко Вовчок. Они, по свидетельству современников, были «одним сплошным обвинением против крепостнической неволи ».

Вместе звучали требования не ограничиваться только высвобождением крестьян. В своем письме в редакцию российского эмигрантского журнала «Колокол» в Лондоне Николай Костомаров, в целом положительно относясь к намерениям имперского правительства отменить крепостничество, выступал также за то, чтобы уравнять крестьян в правах с дворянами и создать условия для беспрепятственного развития украинского языка как основы культурного развития украинский. Он также высказывался о необходимости создания украинский своего государства как составной единого славянского союза.

Выступали за ликвидацию крепостного купцы и предприниматели, поскольку понимали, что оно является главным препятствием для развития промышленности и торговли. Среди землевладельцев также было немало тех, кто занимал либеральные позиции. Известный своими прогрессивными взглядами Украинская деятель, обладатель больших поместий на Полтавщине и Черниговщине Григорий Галаган (1819-1888) был членом комиссий, которые разрабатывали проекты осуществления реформы. Последовательно отстаивая интересы украинского крестьянства, он писал, что «откладывание этого преобразования (Отмена крепостного .- Авт.) Может иметь вредные последствия со всеми ужасами народных восстаний ».

 

Г. Галаган

 

Обоснование необходимости отмены крепостного права помещиком А. Кошелевым (1858 г.)

«Следя за состоянием помещичьих хозяйств и крепостнического быта, прислушиваясь к словам дворян, крестьян и дворовых людей и наблюдая за действиями тех и других ... я пришел к полному убеждение в том, что настало крайний срок для принятия решительных мер об отмене крепостного состояния ...

Во-первых, недовольство крестьян против помещиков усиливается с каждым днем ...

Во-вторых, желание крестьян и дворовых людей быть свободными оказывается с растущей силой и откровенностью.

В-третьих, обеднение помещичьих крестьян заметно возрастает. Этот фактор несомненный ... оброки дошли до размеров невероятных ... Фото крестьянского терпение иссякает.

... В-седьмых, совершенствование в области сельского хозяйства постоянно требуют применения к нему свободного труда. Пока у нас существует барщина, пока мы можем брать на работу людей сколько хотим и к тому же даром, пока эти люди появляются к нам со своими хоть любыми, но дармовыми орудиями, пока помещик может каждую минуту заменить крестьянские наделы земли - до полеводство не продвинется вперед.

В-восьмых, успехи заводской и фабричной промышленности требуют увеличения количества свободных рабочих. Теперь огромное количество людей задерживается помещиками на непроизводительных работах (в прихожих, на конюшнях и т.п.). Более того, всякая барщина, неурочное работа поглощает вдвое, втрое больше рабочего времени, чем нужно. Все это время, все эти рабочие обратятся из необходимости к промышленности, и ощутимая теперь нехватка рабочих рук значительно уменьшится.

Еще много других обстоятельств заставляют желать скорейшей отмене крепостного состояния ... »

Посудите: 1. Почему автор считает отмену крепостного состояния необходимым для дальнейшего социально-экономического развития империи? 2. Сформулируйте основные причины отмены крепостного права.

 

Однако большинство помещиков была гораздо консервативнее в своих взглядах и если соглашалась на личное освобождение крестьян, то только без наделения землей.

Антикрепостнические взгляды распространялись и в студенческой среде. В течение 1856-1860 гг в Харьковском и Киевском университетах действовало тайное политическое общество, объединявшее более 40 человек. Члены общества пытались поднять народ на борьбу за отмены крепостного права. Однако по своим политическим взглядам они не шли дальше общего политического переворота в России с целью установления конституционной монархии или республики. Необходимость борьбы за национальное освобождение украинского народа во взглядах членов общества отражение не нашла.

 

4. Особенности осуществления реформы 1861 в Приднепровской Украине

Подготовка крестьянской реформы длилась пять лет. 19 февраля 1861 Александр II подписал «Положение», содержавшие все законодательные акты реформы и манифест об отмене крепостного права. «Положение» крыли в себя 17 актов, важнейшими из которых были «Общее положение о крестьянах, освобожденных из крепостной зависимости »и четыре местных положения для отдельных регионов империи. Приднепровье подпадала под действие трех местных положений. В губерниях Юга и южной части Харьковской губернии действовало «Великороссийское местное положение», на Правобережье - «Отдельная местное положение », на Левобережье -« Малороссийское местное положение ».

 

Император Александр II

 

Законодательные акты крестьянской реформы решали следующие основные вопросы:

·   отмена крепостного права и определения нового правового статуса крестьян;

·   организацию крестьянского самоуправления;

·   создание института мировых посредников;

·   наделение крестьян землей;

·   определение повинностей временнообязанных крестьян;

·   выкуп земли крестьянами.

Сразу после публикации манифеста крестьяне получали личную свободу. Объявлялось, что отныне бывшие крепостные являются свободными сельскими обывателями и имеют гражданские права - жениться, заключать самостоятельно имущественные сделки, выступать от своего имени в суде, открывать торговые и промышленные предприятия, переходить к другим состояниям, приобретать недвижимое имущество и т.д. Однако полностью становая неравноправие крестьян не ликвидировалась. Они оставались ниже податным состоянием, вынуждены были нести подушную и другие денежные и натуральные повинности, подвергались телесным наказаниям, от которых были освобождены другие привилегированные сословия.

За «Положениями» все крестьяне должны были объединяться в общины (общины) - формы крестьянского самоуправления, которые базировались на общих хозяйственных интересах. Надельная земля предоставлялась не отдельным крестьянским хозяйствам, а общине. На Правобережье и в губерниях, где действовало «Мало­российское положение », по уплате платежей и налогов соответствовало каждое крестьянское хозяйство отдельно в других регионах круговой порукой отвечала все общество. В случае неуплаты крестьянином налогов его долг распределялся между другими членами общины.

Для решения хозяйственных вопросов члены общины собирались на сельские сходы. Смежные сельские общины объединялись в волости. Для сельского старосту и волостного старшину, которую они выбирали, полагались местные административно-хозяйственные функции: следить за порядком, организовывать выполнение требований высших органов власти и государственных законов.

Деятельность сельского самоуправления и взаимоотношения крестьян с помещиками контролировались мировыми посредниками. По замыслу российского правительства они должны были препятствовать злоупотреблением землевладельцев. Однако большинство мировых посредников сама была помещиками и защищала прежде всего собственные интересы, иногда даже вопреки закону.

Центральное место в реформе занимало вопрос о земле. Акты реформы базировались на признании за помещиками права собственности на всю землю в имениях, в том числе и на крестьянские наделы. Крестьяне объявлялись пользователями этой земли, обязанными отрабатывать за нее установлении «Положениями» повинности - оброк или барщину. Для того чтобы стать собственником своего надела, крестьянин должен был выкупить его в землевладельца. Размеры повинностей и наделов устанавливались для каждой местности отдельно, в зависимости от качества земли. На Юге устанавливалась единая «указная» норма надела - от 3 до 6,5 десятин. На Левобережье высокий размер надела составил 2,7-4,5 десятин, низший - половину высшего. За крестьянами Правобережья закреплялись наделы в тех размерах, которые определялись «Инвентарный правилам »1847-1848 гг В среднем крестьяне получали 1,9-2,3 десятин земли. Помещики, согласно закону, получили право отрезать у крестьян «лишние» земли. Только на Правобережье крестьянские наделы были увеличены. Повлекла это необходимость российского правительства привлечь на свою сторону крестьян после подавления польского восстания 1863-1864 гг В целом размер крестьянского землепользования в Приднепровской Украины сократился после реформы на 27%.

Учитывая то, что, по подсчетам экономистов для обеспечения минимальных потребностей крестьянского хозяйства (его воспроизведения и уплаты многочисленных налогов) требовалось не менее 5 десятин земли, подавляющее большинство украинских крестьян не получила этой необходимой нормы. Кроме того, многие крепостных, занятых в домашнем хозяйстве помещиков, высвобождались без наделения землей.

К тому времени, как крестьяне выкупали землю, для них предусматривалось положение временнообязанных. Размеры крестьянского надела и повинностей определялись отдельными соглашениями. Их заключения было основным делом мировых посредников. Увеличивать повинности без увеличение размера надела помещикам запрещалось. Однако закон не предусматривал уменьшение повинностей в связи с уменьшением наделов. Поэтому после отрезок «Лишней» земли повинности крестьян фактически увеличились.

Завершающим этапом крестьянской реформы должна стать выкупная операция. Крестьян обязывали оплатить свой надел часть суммы его стоимости. Другую часть государство предоставляло в долг крестьянину, который должен был возвращать его вместе с процентами в течение 49 лет. По следующие почти полвека крестьяне должны были заплатить государству в три раза больше размер тогдашней стоимости земли.

Осуществление выкупной операции завершило отделение крестьянского хозяйства от помещичьего. Одновременно помещики получали деньги, за которые могли осуществить перестройку своих хозяйств на новый лад.

 

Отмена крепостного права в украинских землях

 

5. Изменения в положении государственных крестьян

«Положение» крестьянской реформы распространялись на бывших крепостных крестьян. Однако существенные изменения произошли и в положение государственных крестьян, которые составляли 44% всего крестьянства Приднепровье.

К этой категории населения входили бывшие казаки, военные поселенцы, колонисты Юга.

Согласно указу 1866 все земли государственных крестьян, оставаясь собственностью государства, закреплялись за сельскими общинами в бессрочное пользование (подворное или общественное). Крестьяне должны были за это платить в казну ежегодную «оброчную подать». Государственные крестьяне имели право стать владельцами наделов, уплатив за них выкуп течение 8 лет, но размер их наделов устанавливался не более 8-15 десятин. Вследствие этой реформы, осуществление которой продолжалось 20 лет, положение государственных крестьян стало несколько лучше, чем бывших крепостных. Наделы, которые они получили, были в среднем вдвое больше, чем у бывших крепостных. В 1886 г. всех государственных крестьян обязали выкупить свои наделы, но выкупные платежи для них были значительно меньше, чем в крепостных крестьян. Сдерживало развитие хозяйства государственных крестьян введения общин с общей ответственностью за уплату налогов.

В значительно лучших условиях оказались колонисты Юга. Имея большие наделы до реформы, они сохранили их и после нее, а также получили всевозможные льготы. Так, например, они платили в два-три раза меньшую «оброчную подать», чем другие государственные крестьяне. Подавляющее большинство хозяйств колонистов была по своему характеру большими фермерскими хозяйствами, которые широко использовали сельскохозяйственную технику и вольнонаемный рабочую силу, арендовали, кроме собственных наделов, большие земельные участки.

 

6. Последствия крестьянской реформы

Реформа 1861 г. повлекла значительные изменения в положении крестьян, которые в то время составляли подавляющее большинство населения Приднепровья. Однако, поскольку земли здесь были гораздо лучше, чем в других регионах империи, именно здесь крестьянство утратило больше земли вследствие «Отрезков». Введение общественной формы землевладения и землепользования тлумило индивидуальную инициативу крестьян, мешало становлению рыночных отношений в сельском хозяйстве. Необходимость платить чрезмерную цену за землю мешала крестьянам развивать собственные хозяйства. Реформа не создала у крестьян чувства того, что они являются собственниками земли. При таких условиях выкупные платежи воспринимались как новый налог, а не как частичные выплаты за полученную землю.

И все же, несмотря на обилие недостатков, в целом крестьянская реформа 1861 г. имела положительное значение. Она устранила существующие препятствия на пути социально-экономической модернизации империи.

 

7. Земская реформа

Отмена крепостного права вызвало необходимость проведения реформ в местном самоуправлении, судопроизводстве, финансах, образовании, цензуре, военном деле. Целью этих мероприятий было осуществление дальнейших модернизационных шагов в других сферах жизни империи.

С целью совершенствования системы местного управления 1864 было осуществлено земскую реформу. За ней в уездах и губерниях вводилось земское (местное) самоуправление. Оно состояло из распорядительных (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ) учреждений. К уездных собрания избирали гласных (депутатов) от разных сословий - землевладельцев, городских собственников и крестьян. На уездных собраниях, в свою очередь, избирались гласные губернского земского собрания. Преобладали на земских собраниях землевладельцы.

В Приднепровской Украины действие земской реформы распространялась лишь на Левобережье и Юг. На Правобережье было немало оппозиционной к российскому правительству польской шляхты, которая участвовала в польском восстании 1863 года Поэтому, опасаясь, что деятельность земств способствовать новому оживлению польского национально-освободительного движения в крае, их не создавали вплоть до 1911 г.

Земства Приднепровья постепенно превратились в авторитетные органы, проводившие большую работу в различных областях местного управления. Большинство дел финансировали они сами. Земства создали сеть уездных и губернских агрономов, организовывали проведение мероприятий для повышения рильницькои культуры крестьян - снабжали семена, сельскохозяйственные машины, организовывали курсы, выставки, чтения лекций. Благодаря их поддержке возник крестьянский кооперативное движение, кредитные учреждения для крестьян. Земства занимались также строительством и содержанием путей, организацией почтовой службы, статистических исследований. Они предоставляли продовольственную помощь населению в неурожайные годы.

Земства содержали начальные и профессиональные школы, обучение в которых было бесплатным. Они неоднократно обращались с ходатайствами к правительству о введении в школах изучения украинский языка. К сожалению, все эти прошения отклонялись, а учителей, пытавшихся пользоваться украинским языком лишь как вспомогательным, поскольку она была поняла крестьянам, увольняли.

Земства реорганизовали сеть учреждений здравоохранения на принципах бесплатности, участкового характера, создание необходимых условий для стационарного лечения населения. Одним из весомых достижений земской медицины стала организация действенной системы для борьбы против эпидемий.

Деятельность земств привела к тому, что в украинском обществе их стали воспринимать не только как органы местного самоуправления, но и как организации, оппозиционные политики русского царизма. Именно из земских учреждений вышло много известных в будущем украинском общественных деятелей. Земства Приднепровья неоднократно обращались с петициями к российскому правительству относительно необходимости осуществления конституционных реформ.

Деятельность земских учреждений должна большое положительное значение для Приднепровья. С одной стороны, они стали той школой, которая приучала населения к самоуправлению, с другой - способствовали подъему национального сознания.

 

8. Городская и финансовая реформы

По городской реформе 1870 самоуправления в городах менялось со станового на беззалоговое. Согласно закона 1875 во всех городах Приднепровья создавались городские думы. Избирательное право предоставлялось мужчинам с 25 лет, но только тем, кто были собственниками недвижимости, торговых и промышленных предприятий. Рабочие, служащие, интеллигенция, которые вместе составляли большинство городского населения, но не имели собственности и не платили налогов, не имели права голоса.

 

Городская дума

 

Городские думы, в свою очередь, избирали городские управы - постоянно действующие исполнительные органы. Возглавлял думу и управу городской голова. Деятельность думы и ее председателя контролировалась губернатором, мог отменить любое ее решение. Городская дума занималась благоустройством города, способствовала развитию местной торговли и промышленности, системы здравоохранения и народного образования.

Несмотря ограниченный характер реформы городского самоуправления, она имела положительное значение, поскольку заменяла старые органы сословного руководства городом новыми, основанными на буржуазном принципе имущественного ценза.

Потребности экономического развития побудили имперское правительство к проведению финансовых реформ. В частности, 1860 был создан Государственный банк, который получил преимущественное право кредитования торговых и промышленных предприятий. Во всех губерниях было образованы независимые от местной администрации контрольные палаты. Они ежемесячно проверяли расходы всех местных учреждений. Этим шагом правительство пыталось хоть как-то противодействовать злоупотреблениям и взяточничеству, масштабы которого в России были значительными. Когда император однажды поручил проверить, кто из его губернаторов не берет взяток, то ему доложили, что лишь трое из пятидесяти отказываются от «по­­подарков », т.е. не присваивают налогов с местного населения.

Было отменено давнюю откупную систему сбора налогов, по которой большинство собранных денег находила не до казны, а в карман откупщиков. Вместо этого устанавливались акцизные сборы, собирались государственными учреждениями. Однако крестьяне и мещане вынуждены были, как и прежнему платить подушную подать, от которой освобождались только привилегированные состояния.

 

9. Судебная и военная реформы

Проведенной в 1864 г. судебная реформа имела наиболее последовательный буржуазный характер. Благодаря ей было предпринята попытка возвысить имперское судопроизводство до уровня тогдашней юридической науки и судебной практики европейских стран. Ранее в империи существовал становой, закрытый, зависимый от местной администрации суд с отсутствием защиты обвиняемого и бюрократической волокитой. Согласно новым судебных уставов суд становился беззалоговых, независимым от административной власти. Заседание всех судебных органов становились открытыми для публики.

Центральным звеном нового судопроизводства стал окружной суд в каждой губернии. Обвинение поддерживал прокурор, интересы подсудимого защищал адвокат. Присяжные заседатели в количестве 12 человек избирались жребием из представителей всех сословий. Они, выслушав обе стороны, устанавливали, виновен или не виновен подсудимый, а меру наказания определял, согласно законам, судья и члены суда.

Рассмотрение мелких гражданских и уголовных дел осуществлял мировой судья. Его избирали земства или городские думы. Местная администрация не имела возможности отстранить от должности мирового судью или судей окружного суда.

Впрочем, несмотря много положительных рис, реформа системы судопроизводства не была завершенной. Оставались не связан с общей судебной системой становой волостной суд для крестьян, отдельные суды для военных и духовенства. В волостном суде крестьян судили по местному праву применяли унизительные наказания розгами. Вследствие этого крестьяне, составлявшие большинство населения Приднепровья, почти не ощутили на себе преимуществ новой имперской системы судопроизводства.

Поражение империи в Крымской войне показала наглядно необходимость реформирования армии. Вследствие реорганизации системы военного управления страну было переделена на 15 округов; в состав трех из них - Киевского, Одесского и Харьковского - входили украинский губернии. Во главе округов были командующие, которые руководили расположенными на их территории войсками и подчинялись непосредственно военному министерству. Правительство империи контролировал национальный состав воинских частей, отчего в подразделениях, расположенных в Приднепровской Украине, украинский составляли не более 40% общего состава. Вместе украинский распыляли по частям, расположенных в других частях империи.

Решающую роль в осуществлении военной реформы сыграло введение 1874 вместо рекрутских наборов новой системы комплектования армии через введение общего воинской повинности для лиц мужского пола, достигшие 20-летнего возраста, независимо от сословной принадлежности. Срок военной службы в сухопутных войсках составлял 6, на флоте - 7 лет. В конце XIX в. было установлено 5-летний срок службы во всех родах войск. Лица, получившие образование, служили меньший срок. Военные реформы укрепили имперскую армию, но в украинском крестьян особой радости они не вызывали, поскольку для них рекрутская повинность сменилась всеобщей воинской повинности.

 

10. Реформы в области образования и цензуры

Потребности экономического развития империи вызвали необходимость осуществления образовательных реформ. Принятый 1863 новый университетский устав, действие которого среди других распространялась на Харьковский и Киевский университеты, предоставлял им довольно широкую автономию в вопросах внутренней жизни. Университет в целом и каждый профессор получили возможность свободно получать из-за рубежа любую литературу, отправлять на стажировку за границу молодых ученых. Обучение для подавляющей части студентов оставалось платным.

 

Дом Четвертой мужской гимназии. г.Киев

 

Образовательная реформа начала в империи высшее женское образование. Хотя женщинам не разрешали учиться в университетах, для них ввели частные высшие женские курсы. Поэтому в Киеве был открыт высшие женские курсы по естественным (1870 г.), физико-математических и историко-филологических (1878 г.) наук.

 

Институт благородных девиц. г.Киев

 

Н.Полонска-Василенко - гимназистка. 1897

 

Преобразование в области средней образования заключались в реорганизации гимназий. Право учиться в них предоставлялось представителям всех сословий, но высокий размер платы за обучение невозможным получения среднего образования детьми простых людей. Гимназии разделялись на реальные и классические, с отдельным обучением юношей и девушек. Окончание классической гимназии давало возможность поступления в университет, реальной - к высшему техническому школы.

 

Дом Третьей мужской гимназии. г.Киев

Фундуклеевская гимназия (киевская женская гимназия)

 

Согласно реформе вводилась единая система начального образования. Учреждать школы могли частные лица, земства, другие общественные учреждения, но с разрешения властей. Начальная школа должна воспитывать у детей дух верноподданичества империи, поэтому содержание обучения во всех видах школ контролировался губернской училищного советом. Обучение в начальных школах (кроме частных) было бесплатным.

Имперское правительство видел большую опасность в распространении свободолюбивых идей печатным словом. Был издан ряд законов, которые усиливали средства административного воздействия на органы печати. Учреждения имперской и церковной цензуры в Приднепровской Украине получили широкие полномочия для борьбы против любых попыток печатных органов способствовать пробуждению национального сознания. Редакторам газет и журналов под угрозой закрытие запрещалось касаться острых политических вопросов. Нарушение этих требований влекло временном закрытии издания или даже его запрещение.

 

11. Последствия реформ 60-70-х гг

Реформы 60-70-х годов, имели устранить крепостнические пережитки из имперской действительности, но так, чтобы сохранить неизменными основы российского самодержавия. Осуществляя реформы, империя использовала административно-командные методы управления, поддерживала сословный строй во всех сферах общественно-политической жизни. Над новообразованными органами местного самоуправления, судами, учреждениями образования, прессой сохранялся контроль имперской администрации. Но объективно осуществления реформ в отдельных сферах привело к непрогнозируемым империей последствий. Наиболее показательным примером этого стала земская реформа, потащила появление авторитетных и действенных органов местного управления, даже выдвигали национальные требования к имперскому правительства. Земская реформа показала, что представители угнетенного империей украинского народа использовали любые возможные легальные средства для создание собственных органов самоуправления и улучшения условий жизни.

Реформы 60-70-х гг были, собственно, уступками временные, которые делала Российская империя, и не имели целью создание полноценных условий для развития как украинской, так и любого другого из народов, угнетенных империей.

 

Вопросы и задания

1. Приведите факты, свидетельствующие о то, что крепостнические отношения мешали экономическому развитию Приднепровья. (Готовя ответ, используйте документ 1)

2. Которым были предпосылки проведения крестьянской реформы?

3. Охарактеризуйте общественное движение за ликвидацию крепостного права в Приднепровской Украины.

4. Составьте таблицу «Особенности осуществления реформы 1861 г. в Приднепровской Украины »по схеме:

 

Основные вопросы реформы

Как они решались?

 

 

5. Как изменилось положение бывших крепостных крестьян? Какие права они получили?

6. Какие изменения произошли в положении государственных крестьян?

7. Охарактеризуйте последствия крестьянской реформы.

8. Составьте таблицу «Влияние реформ 60-70-х гг на развитие Приднепровской Украины »по схеме:

 

Название реформы

Основные положения

Влияние на развитие Приднепровья

 

 

 

9. Раскройте последствия реформ 60-70-х гг

 

 

  

<< § 19. Надднепрянская Украины в системе международных видносиндругои половины XIX в. § 21. Экономическое развитие Приднепровской Украине во второй половине XIX в. >>

Copyright © 2011 Apycom jQuery Menus