§ 18. Украинское искусство

Вспомните: 1. Что такое архитектура? Какие виды изобразительного искусства вы знаете? 2. Какими были особенности стиля украинского барокко в архитектуре? 3. Какие изменения произошли в изобразительном искусстве Украины XVIII века?

 

1. Особенности развития архитектуры и изобразительного искусства

Украинское изобразительное искусство и архитектура развивались в конце XVIII - первой половине XIX в. сложно и противоречиво. Как и в других европейских странах, это время стал на украинских землях периодом распространения стиля - классицизма. Однако классицизм в Украину был очень противоречивым по содержанием.

С одной стороны, он вполне отвечал имперской политике, потому предоставлял всем градостроительных мерам государственного официального характера, регламентировал строительство всех сооружений по единственным образцом, создавая впечатление установившегося порядка. Символическим актом в этом стал запрет строить в Приднепровской Украины храмы в «Малорусском стиле», изданная в 1801 г. Отныне все церковное строительство осуществлялось по проектам, одобренным в имперских столицах. Аналогичный порядок существовал в градостроительстве. Начата в конце XVIII в. реконструкция украинских городов за общеимперским канонам постепенно уничтожила их национальный вид. Комиссия строительства городов в Петербурге прилагала усилия к искоренению любых национальных особенностей Украинский архитектуры, видя в них остатки «малороссийского сепаратизма».

Кроме того, в рамках этого стиля оказались исторически прогрессивные строительные тенденции времени. Четкость замысла, присуща сооружениям того времени, переносилась на планировании и застройке городов, где появлялись прямые улицы, прямоугольные площади и кварталы.

Первая половина XIX в. была достаточно сложным периодом в развитии украинской скульптуры. Славные традиции старого барочного скульптурного искусства постепенно исчезали и уступали местом классицизма. Негативную роль в этом играло и то, что тогда на украинских землях не существовало собственных заведений художественного образования. Вынужденная учиться в имперских столицах, украинская молодежь приносила оттуда на родную землю чуждые влияния.

В украинской живописи того времени также постепенно развивались элементы классицизма. Формировались новые жанры живописи: пейзажный и бытовой. Наибольшее развитие получил портретный жанр. В условиях имперской действительности классицизм постепенно терял свои положительные черты, перерождаясь в холодный, оторванный от жизни официальный стиль.

Влияния западноевропейского романтизма, связанные с новаторскими поисками мастеров, способствовали развитию Украинский искусства. Вследствие этого возросла заинтересованность к изображению народной жизни, зашатались привычные представления о высоких и низкие жанры в искусстве. Новаторские тенденции романтизма способствовали становлению реалистического направлении. Признаком нового периода в развитии изобразительного искусства XIX в. стало все интенсивнее разграничения светской и религиозной искусства.

Отсутствие собственной государственности и пребывания под имперской властью привели специфический характер художественных достижений этой эпохи. К ним принадлежали произведения украинских художников, созданные как на Родине, так и за ее пределами. Вместе свидетельством развития украинском искусства стали произведения художников из других стран, которые работали в то время на Украинский землях и оставили здесь прекрасные памятники своего таланта.

 

2. Развитие архитектуры

Вследствие коренной перестройки губернских городов Приднепровья, начавшейся в конце XVIII века, их вид претерпел значительные изменения. Помпезность новопостроенных зданий административных учреждений символизировала мощь имперской власти. Подавляющее большинство тогдашних сооружений была построена русскими архитекторами.

Классицизм нашел воплощение в творчества архитектора Андрея Меленского (1766-1833). Впрочем под влиянием украинских строителей традиций его архитектурное творчество приобрело своеобразного окраску. В течение 1799-1829 гг он был главным городским архитектором Киева. В связи с возвращением Киеву 1802 прав городского самоуправления по его проекту был построен первый на украинских землях «Памятник в честь обновления пункты». При разработке плана застройки города Меленский определил Крещатик как в будущем главную улицу города. Он создал новый центр губернской администрации на Печерске, построил на Крещатике первый в городе здание театра. По проекту архитектора происходила застройка центра Подола после пожара 1811 г. здесь построили Контрактовый дом и перестроили Гостиный двор. Замечательное природное окружение Аскольдовой могилы «Подсказало» архитектору идею построить здесь мавзолей-памятник князю Аскольду.

Наибольшей архитектурным сооружением Киева первой половины XIX в. стала созданная 1843 по проекту архитектора Викентия Беретти(1781-1842) здание Киевского университета. Выдающимся сооружением церковной архитектуры в стиле классицизма было возведено 1833 по проекту архитектора Е. Васильева в Харькове колокольня Успенского собора. Построили ее на честь победы над Наполеоном в 1812 г.

 

В.Беретти

 

Быстрыми темпами проводилась застройка городов Юга. Среди выдающихся зданий, украсивших Севастополь, были дом морской библиотеки со знаменитой «Башней ветров», Петропавловский собор и Графская пристань.

Памятниками дворцово-парковой архитектуры стали помещичьи имения. Большинство из них окружали живописные парки с искусно подобранными зелеными насаждениями.

Образцом дворцово-парковой архитектуры, сочетающей созданный в стиле классицизма дворец и заложен на площади более шестисот гектаров парк с мощеными аллеями, искусственными полянами и озерами, было имение П. Галагана в с.Сокиринцы на Черниговщине.

 

Водопад в «Софиевке» в Умани. 1820

 

Прекраснейшими парками, которые получили всемирное признание, стали «Александрия» в Белой Церкви и «Софиевка» в Умани.

 

Имение Галаганов в с.Сокиринцы Прилуцкого уезда

(Ныне село Срибнянского р-на Черниговской обл.)

 

Парк «Александрия» был создан течение 1797-1829 гг на месте вековой дубравы в живописной местности вдоль левого берега р.Рось. Системы озер, аллеи, большие поляны, многочисленные АЛЬТАН, колоннады и мостики вкупе с огромным количеством деревьев создали неповторимый ансамбль, постепенно раскрывался во время прогулок по парку.

Созданная в имении графа Потоцкого для его любимой жены «Софиевка» (1796-1809) оказалась единственным среди тогдашних парков, где не было дворца: он находился в Умани. Сотни графских крепостных создали этот чудо-парк. Их руками построено четыре искусственных озера, соединены подземными каналами, сделано гроты, лабиринты, скалы из крупных камней, многочисленные павильоны и мостики. В зеленом окружении деревьев, завезенных из Европы и Америки, были установлены мраморные копии известных античных статуй. Романтическую атмосферу парка подчеркивали названия его строений: павильон Флоры в конце каштановой аллеи, грот Венеры, Розовый павильон на острове любви и др.

Большинство выдающихся архитектурных памятников этой эпохи на западноукраинских землях сосредоточено во Львове. Это Оссолениуму (1827 г.), ратуша на площади Рынок с высокой башней и часами (1835 г.), городской театр (1842 г.) и несколько жилых домов. Большинство построек первой половины XIX в. создали немецкие архитекторы.

Особенностью развития церковной архитектуры на западноукраинских землях было сочетание классического стиля с Украинский народными традициями. Примером такого сочетания стал построенный в 50-х гг кафедральный собор в Черновцах.

 

3. Развитие скульптуры

Виднейшим скульптором-украинский, работавший тогда в столицах Российской империи, был Иван Мартос (1754-1835). Он происходил из городка Ичня на Черниговщине с казацкого старшинского рода. Первые уроки резчика Мартос получил дома, от своего дяди-скульптора. Потом учился на чужбине - в петербургской Академии художеств и в Италии. Из-за границы он вернулся мастером, равных которому в империи не было. Мартос поселился в Петербурге, однако связей с Родиной не порывал никогда. Мартос был автором многочисленных мраморных надгробий, которые находились на кладбищах Петербурга, Москвы, Киева, Батурина. В древней столице Гетманщины скульптор создал мраморный памятник-надгробие последнему гетману Кириллу Разумовскому. Современники говорили о произведениях Мартоса, что «его мрамор плачет», настолько были преисполнены искреннего сумму опечаленные фигуры на его надгробиях.

Среди самых известных выполненных скульптором монументов были памятники Минину и Пожарскому в Москве, Ломоносову в Архангельском, Павлу И в имении Аракчеева в с.Грузино, Александру I в Таганроге, Екатерине II в Екатеринославе, Потемкину в Херсоне. Одним из наиболее удачных считали памятник генерал-губернатору Новороссии, «градоначальны­ку »Одессы Дюку де Ришелье.

Типичным монументальным произведением в стиле классицизма стал установленный в живописном уголке Киева, на Владимирском холме, памятник киевскому князю Владимиру. Бронзовая фигура князя с крестом в поднятой руке возвышается на чугунном постаменте, украшенном барельефами с изображением сцен крещения Руси. Создателями памятник­ни­ка были скульпторы В.Демут-Малиновский, П. Клодт и архитектор А. Том.

Развитие скульптуры западноукраинских землях связан с творчеством австрийских мастеров Г. Витвера и династии Шимзеров, работавших во Львове. Лучшей работой Витвера считают четыре фонтана на площади Рынок с фигурами Нептуна, Дианы, Адониса и Амфитры. Скульптор органично соединил выполнены в стиле венского классицизма скульптуры из ренессансную-барочным ансамблем площади и архитектурой старой ратуши. Витвер был также автором многих надгробий на Лычаковском кладбище. Изображенные в спокойном движении, полные печали, достоинства и величия надмогильные фигуры принесли признание таланта скульптора современниками и потомками.

Украшением Львова стали барельефные композиции и надгробные памятники, авторами которых были братья Иоанн и Антон Шимзеры. Выполненные ими барельефы на сюжеты из античной мифологии всегда привлекают внимание зрителей.

 

4. Развитие живописи

В конце XVIII в. Российская империя уничтожила ячейки, которые  готовили мастеров кисти Приднепровья. Было ликвидировано художественные классы при Харьковском коллегиуме, художественную школу при Киево-Печерском монастыре было сведено до уровня мастерской иконописного ремесла. Украинский искусство, которое раньше не уступало лучшим европейским образцам, упадок.

Начала искусства классицизма связанные с творчеством двух известных украинских мастеров портретного живописи - Дмитрия Левицкого(1735-1822) и Владимира Боровиковского(1757-1825). Оба происходили из Украины, но на протяжении всей жизни вынуждены были работать в Петербурге. Благодаря своему таланту Левицкий слыл лучшего европейского портретиста. Его портреты украшают известнейшие европейские музеи: парижский Лувр, Женевский музей т.д. Левицкий как никто умел соединить незаурядное мастерство со наблюдательным и правдивым воспроизведением черт лица портретируемых лиц. Боровиковский происходил из казацкого старшинского рода с Полтавщины, художественное образование получил в Украину и лишь при приказу Екатерины II вынужден был переехать в Петербург. Когда Левицкий состарит и стал терять зрение, Боровиковский заступил его в искусстве портрета. Изящная манера рисования, изысканная гамма красок мастера были, по свидетельству современников, просто неотразимыми. Среди самых известных произведений Боровиковского - портреты земляков, служивших на высоких должностях в Петербурге, - Дмитрия Трощинского, Ивана Безбородко и др. Всего за свою жизнь мастер сделал около 160 портретов. Его кисти принадлежат также выполнены на родной земле росписи церквей в Миргороде, Кибинцах и Романовке. В далеком Петербурге Боровиковский никогда не забывал о Родине, оставался типичным полтавчанином, придерживался Украинский обычаев и мечтал вернуться домой.

Новый этап в развитии изобразительного искусства на западноукраинских землях связан с творчеством Луки Долинского (1750-1824). Родился он в Белой Церкви на Правобережье, рано осиротел. Незаурядные способности юноши привлекли внимание киевского греко-католического митрополита, который отправил его во Львов, где тогда были нужны мастера для росписи нового собора св.Юра. Художественное образование Долинский получил в венской Академии художеств. Окончив ее с отличием, мастер вернулся во Львов, где и проработал целое жизнь. Кроме Юра, он выполнял много росписей для других церквей Львова и городов и сел западноукраинских земель. Уделял внимание мастер и портретном жанровые, повлекшее его признания современниками как одного из лучших портретистов. Характерными чертами его творческого стиля были энергичная манера письма, мягкое моделирование черт лица человека светотенью, теплый колорит без яркости и острая психологическая характеристика образов.

На Буковине и в Закарпатье в то время развивалось преимущественно религиозное живопись. Местные художники выполняли настенные росписи в церквях, иконы, иллюстрации к календарям, но, к сожалению, о большинство из них почти ничего неизвестно. Основателем светской живописи в Закарпатье считали Иосифа Змей-Миклошия(1792-1848) с Пряшивщины. После окончания венской Академии художеств он работал придворным мастером пряшивского епископа. Его кисти принадлежат также росписи многих церквей Закарпатья. Но еще художник писал портреты, чудесные пейзажи, картины на бытовые темы из жизни закарпатских крестьян.

В течение первой половины XIX в. в украинской живописи постепенно усиливались реалистические тенденции. Реализм - направление в литературе и искусстве, с которым связано попытки художников дать правдивое, полное отражение действительности. Первыми украинский художниками, в творчестве которых появились черты нового стиля, стали Иван Сошенко (1807–1876), Капитон Павлов (1792–1852), Гаврила Васька (1820-1866). Все они художественное образование получили в петербургской Академии художеств, а после ее окончания совмещали педагогическую деятельность, преподавая рисование, с занятием живописью.

Художник Иван Сошенко был одним из ближайших друзей Т. Шевченко, активно способствовал его выкупу из крепостничества. После окончания академии он вернулся в Украину, где работал преподавателем рисования в гимназиях. Из его произведений, сохранившихся доныне, известные «Портрет бабушки М. Чалого »,« Женский портрет », жанровые произведения« Мальчики-рыболовы »,« Продажа сена на Днепре ». Особенно удачными считаются у Сошенко жанровые и пейзажные произведения, оживленные по композиции, непосредственные, отражающие увиденное художником в окружающей жизни.

Из произведений Капитона Павлова, которые дошли до нас, видно, что мастер работал преимущественно в портретном жанре, иногда оживляющие свои произведения бытовыми деталями. Об этом свидетельствуют, в частности, его «Автопортрет», «Портрет дочери художника», «Мальчик с голубком». Впрочем, среди его произведений является также жанровые картины («Дети строят карточный дом», «Бондарь»), пейзажи («Церковь Спаса Нерукотворного в Полтаве»). Стилю мастера была присуща сдержанная цветовая гамма, реалистическая манера рисунка, интересное светотеневое моделирование лиц персонажей.

Гавриил Васька получил признание как портретист прежде всего благодаря серии портретов тогдашних украинских деятелей, выполненных по заказу В. Тарновского для его частного музея. Особое место в творческом наследии художника занимает картина «Портрет юноши из семьи Тамары ». На своем полотне портретист создал утонченный образ юного художника с палитрой и кистями в руках. Возникает впечатление, что через мгновение он начнет писать картину, а сейчас только задумался над тем, каким будет первый мазок его кисти.

В течение первой половины XIX в. Украинская живопись будто собирал и сплачивал свои силы. Переосмысливая традиции европейской живописи, украинские мастера производили собственный стиль, создавалось основание, на котором произошел расцвет украинской живописи в второй половине XIX в.

 

Творчестве считают значительным достижением украинского искусства XIX в. Он является автором более 1 тыс. произведений, выполненных в разных жанрах изобразительного искусства.

Путь Шевченко к овладению искусством живописи был сложным. Одаренный от природы мальчик сызмальства почувствовал тяга к рисованию. Однако поначалу господин хотел сделать из парня своего слугу, но впоследствии, заметив его способности, отправил учиться в Петербург, чтобы иметь собственного живописца. Благодаря помощи друзей Шевченко выкупили из крепостничества, и он стал учиться в Академии художеств.

Среди картин, написанных художником в эти годы, является серия композиций, выполненных тушью и акварелью на исторические темы ("Смерть Олега, князя древлянского», «Смерть Сократа», «Смерть Богдана Хмельницкого »). Написанные Шевченко портреты П. Энгельгардта, К. Абазы, Е. Гребенки показали, что он достиг мастерства и в исполнении акварельной портрета.

Последующее творчество Шевченко стала свидетельством того, как постепенно крепло его талант живописца. Признание среди преподавателей Академии и друзей получили его картины «Цыганка-Ворожея», «Катерина», «Мальчик-нищий дает хлеб собаке». Одновременно с мастерским исполнением каждый из этих произведений имел социальную направленность, раскрывал неприкрытую жизненную правду народной жизни. В те годы появились также «Портрет неизвестного», «Портрет девушки с собакой», «Портрет неизвестной в ожерелье» и др. Всего течение жизни Шевченко создал более 130 портретов.

Самым заметным из среды их считают «Автопортрет» художника, созданный 1841 В нем в полной мере проявился талант Шевченко как мастера реалистического портрета с определенным романтическим окраской. Этим произведением он доказал также свое мастерское владение масляной техникой живописи.

Период 1843-1845 гг, когда Шевченко после тринадцатилетней перерыва вернулся в Украину, стал для него плодотворным как в поэзии, да и в живописи. Именно в эти годы появились его картины «Крестьянская семья», «На пасеке», серия офортов «Живо­пикнет Украины », реалистические портреты, серии зарисовок родной природы, памятников старины.

Разгром Кирилло-Мефориивського общества сломал судьбу художника, которого, по личному приказу императора, было сослан солдатом в далекую Орской крепости «с запрещением писать и рисовать». И запрет был бесчеловечным приговором, но по несколько времени он получил возможность творить.

Выполненные в ссылке акварельные пейзажи стали свидетельством, что талант и душу художника не уничтожено. Правдивое, эмоционально-возвышенное изображение суровой природы Северного Казахстана Шевченко показало зрелое мастерство художника. Он виртуозно владел искусством рисунка, светотенью, умел как раскрывать своеобразие пейзажей, так и углубляться в внутренний мир своих персонажей.

В 1857 г., после десятилетней ссылки, Шевченко был освобожден. Поскольку возвращаться в Украина имперские чиновники Шевченко запретили, он вынужден был ехать в Петербурга.

Последний, короткий по времени, но чрезвычайно насыщенный творчески период своей жизни Шевченко посвятил преимущественно рисованию карандашом и пером и выполнению офортов (гравюр на металле, когда способом его травления кислотой создается форма для последующей печати). Художник изготовлял офорты по картинам Мурильйо и Рембрандта, создавал много собственных композиций («Украинские девушки», «Старец на кладбище», «Ивушка», «Мангышлакский сад»). За три года упорного труда он слыл лучшего тогдашнего офортистом. Признанием заслуг Шевченко стало решение Академии искусств присвоить ему звание академика гравюры.

Творческий взлет художника остановила преждевременная смерть в 1861 г. Художественное наследие Шевченко оказала значительное влияние на творчество как его современников, так и последующих поколений украинских художников.

 

Вопросы и задания

1. Какими были особенности развития архитектуры и изобразительного искусства первой половины XIX века?

2. Охарактеризуйте выдающиеся достижения архитектуры этой эпохи.

3. Как развивалось искусство скульптуры?

4. Назовите прославленных художников первой половины XIX в. Каким был их вклад в развитие живописи?

5. Охарактеризуйте деятельность Т. Шевченко как художника. (Готовя ответ, используйте документы 1, 2 к параграфа.)

 

 

  

<< § 17. Украинская литература, театр, музыка § 19. Надднепрянская Украины в системе международных видносиндругои половины XIX в. >>

Copyright © 2011 Apycom jQuery Menus