§ 15. Революция 1848-1849 гг в Австрийской империи и украинское национально-освободительное движение

Вспомните: 1. Какими были основные достижения первых и второго этапов украинского национального движения на западноукраинских землях? 2. Какие характерные черты третьего этапа национального движения? 3. Что такое рутенство?

 

1. Особенности украинского национального движения в годы революции 1848-1849 гг

В феврале 1848 г. во Франции вспыхнула революция, которая очень быстро распространились на немецкие и итальянские государства, Австрийскую империю. «Весна народов», как называли ее современники, имела как общие черты, так и особенности в каждой стране. В многонациональном Австрийской империи такой особенностью стало сочетание борьбы против абсолютизма с национально-освободительными движениями.

На западноукраинских землях под время «весны народов» Украинская движение стало приобретать признаков, присущих третьем, политическом этапа нации. Главными вопросами, которые пытались решить во время революционных событий западные украинский, были крестьянское и национальное. Необходимость освободиться от остатков крепостничества, прежде барщины, стала насущной необходимостью социально-экономического развития края. Вместе учитывая пробуждение национального сознания поляков и украинский предстояло решить проблему упорядочение правового статуса обоих народов в условиях сосуществования в составе одной имперской провинции. Пробуждение национальных чувств западных Украинский влекло выдвижения требований территориального разграничения и предоставления прав самоуправления.

Соревнования Украинский за их права во время «весны народов» возглавляло греко-католическое духовенство. Убежденность духовенства в необходимости поддерживать Габсбургов, поскольку только это дает возможность получить преимущество над поляками и венграми, вызывала консервативный характер украинского национально-освободительного движения во время революционных событий.

 

Революционные события 40-х гг. XIX в. на западноукраинских землях

 

2. Начало революционных событий в Восточной Галичине

Вследствие Мартовского восстания 1848 в Вене правительство всевластного канцлера Меттерниха оказался в отставке. Под давлением революционных требований новое правительство объявило демократические свободы, позволил отдельным краям империи сформировать собственные отряды «национальной гвардии» для их защиты и объявил выборы в первый общеимперского рейхстага, который должен был принять новые законы.

Когда весть о венские события поступила в Галиции, первыми начали действовать поляки. Они обратились к императора с требованием восстановления в составе империи польской государственности. Галичину поляки считали исключительно польским краем, игнорируя наличие украинский большинства населения в ее восточной части. Именно из Галичины они планировали начать восстановление своей государственности.

С целью привлечь на свою сторону украинское крестьянство поляки, умудренные опытом восстания 1846 г., выдвинули требование отмены барщины. Присоединиться к своим требованиям они предложили лидерам галицких русинов. И когда последние предложили включить в петиции требование, что в школах Галичины рядом с польской должна использоваться украинский язык, поляки возмутились. «Здесь нет Руси, здесь есть Польша, - кричали они, - а речь русская есть лишь диалект польского языка! Таким образом галицким русинам растолковали, что значит для них провозглашено поляками лозунг «Равенство и братство для всех народов».

13 апреля во Львове поляки объявили об учреждении Центрального совета народовой, которая должна стать будущим польским правительством. Вместе с этим они принялись создавать окружные польские совета и формировать Национальную гвардию. Неприятной неожиданностью для поляков стало то, что игнорируемые ими русины создали 2 мая 1848 Главную русскую раду - орган общественного самоуправления галицких русинов. Ее появление отрицала претензии поляков выступать от имени всего населения Галиции.

Возникновение Главной русской совета стало переломным моментом развития украинского национального движения на западноукраинских землях. Впервые украинский создали свой собственный представительный орган, который выдвинул политическую программу.

 

3. Решения крестьянского вопроса

Революционная волна 1848 заставила австрийское правительство вплотную подойти к решению крестьянской проблемы и ликвидации остатков крепостнических отношений. Первыми получили свободу крестьяне Закарпатье. В Венгрии, в состав которой входил этот край, это произошло раньше, чем в других частях империи. 18 марта, на третий день после начала революции, венгерский сейм принял закон об аграрной реформе. Барщина отменялась, к крестьян, которые становились собственниками земли, должна была перейти треть обрабатываемой земли. При этом осуществиться это должно было безвозмездно, а компенсацию землевладельцам плательщиком. Эти события оказали значительное влияние на крестьян в других регионах империи.

Губернатор Галиции граф Франц Стадион (1806-1853) решил проявить инициативу в деле освобождения крестьян. Привело это его желание свести на нет расчеты поляков на поддержку украинских крестьян и привлечь их на сторону Габсбургов. 22 апреля, за один день до публикации принятого венским правительством польского проекта, губернатор объявил об отмене барщины и право собственности крестьян на землю, которую они обрабатывали. Изменения в положении галицких крестьян произошли на пять месяцев раньше, чем в других частях империи. Действия Стадиона были впоследствии одобрены императором, поскольку благодаря этому возросло доверие галицких крестьян в Габсбургов.

Летом 1848 г., когда крестьянские волнения охватили Буковину, венское правительство решением от 9 августа распространил на эти земли действие законов, принятых в отношении крестьян Галичины. Одновременно с решениями в отношении крестьян, для того чтобы успокоить землевладельцев, было объявлено, что они получат возмещение за потерянную рабочую силу и землю. Размеры наделов, перешедших в собственность крестьян, были настолько мизерными, что большинство едва могла прокормить небольшую семью. Из общего количества обрабатываемых земель крестьяне Восточной Галиции получили 56%, Закарпатье - 30%, Буковины - 46%. Нерешенной осталась проблема сервитутов - лесов и пастбищ, которые раньше были общей собственностью крестьян и землевладельцев. От­теперь крестьяне могли пользоваться ими только при условии уплаты землевладельцам за это право согласно «добровольными» соглашениями. Фактически сервитуты стали собственностью панов. Борьба крестьян за возвращение сервитутов продолжалась вплоть до 1914 г.

Однако в целом даже эти, достаточно непоследовательны, изменения имели позитивное значение для крестьян. Вследствие имперских крестьянских реформ были ликвидированы остатки старых связей между крестьянином и землевладельцем. Крестьяне получили гражданские права (менять место жительства, избирать и быть избранными), стали обладателями земли. Отныне со свободным крестьянином приходилось считаться, поскольку он становился важным фактором общественно-политической жизни.

 

4. Деятельность Главной русской совета

Главная русская рада состояла из 30 членов, среди которых одну половину составляли представители греко-католического духовенства, другую - светская интеллигенция. По ее инициативе в Восточной Галиции был основан 12 окружных и 50 местных советов. Устанавливались контакты с Украинский Буковины и Закарпатья. По решению совета было организовано Украинское национальную гвардию, а на Подкарпатье для борьбы против венгерских повстанцев - отряды Народной самообороны и батальоны горных стрелков. Первым председателем Совета был избран епископа Григория Яхимовича (1792–1863).

Украинский церковный и общественно-политический деятель Григорий Яхимович сыграл выдающуюся роль в украинском национальном возрождении в Восточной Галичине. Он, по выражению историков, был «Властителем духовной украинского государства».

Богословское образование Яхимович достал в Вене, некоторое время был священником церкви св. Варвары в Вене, продолжая обучения. Он получил ученую степень доктора богословия, философии и свободных искусств. По возвращении в Галиции работал профессором и ректором Львовского университета. В 1841-1848 гг был епископом - помощником митрополита львовского М. Левицкого. Во время революции 1848 г. примкнул к тем, кто инициировал создание отдельного украинского органа местного самоуправления с целью противодействия польским влияниям в Галиции - Главной русской совета. Яхимович участвовал в работе Собора русских ученых. Он добивался введения преподавания в школах Восточной Галиции украинского языка, выступал за использование украинского языка во время церковных проповедей. Яхимович, избран одним из депутатов от Галиции до первого общеимперского конституционного рейхстага, последовательно отстаивал права украинского населения Галичины, становился на оборону родного языка, требовал сохранения православного церковного обряда.

С 1848 г. Яхимович был перемишльским епископом, с 1860 - львовским митрополитом. Автор многочисленных проповедей, богословских трудов, выступлений по положению украинского населения в Галичине.

Основные требования галицких русинов, которые пыталось реализовать Главная русская рада, была впервые сформулирована в петиции на имя императора, врученной представителями греко-католического духовенства губернатору Стадиона. В ней, в частности, провозглашалась необходимость таких мероприятий:

·   введение украинского языка в школах и делопроизводстве края;

·   обеспечение для Украинский, как и для поляков, равных возможностей занимать правительственные должности;

·   уравнивание в правах греко-католического духовенства и представителей других вероисповеданий;

·   назначения на правительственные должности в Восточной Галиции только тех чиновников, которые владеют Украинский язык.

Наряду с этими довольно требованиями содержались заверения в лояльности галицких украинский Габсбургам.

В первом номере печатного органа Главной русской совета газеты «Заря галицкая», который вышел 15 мая, содержалась воззвание к галицких русинов.

 

Из воззвания Главной русской совета к русскому народу, опубликованной 15 мая 1846 в первом номере газеты «Зоря Галицкая»

«Мы, русины галицкие, принадлежим к великого русского народа, другой говорит языком; 15 миллионов выносит, с которых пивтретя миллиона землю Галицкую живущих. Народ был когда самостоятельный, сравнивался в славе с могущественными народами Европы, имел свою литературный язык, свои собственные уставы, своих собственных князей, одним словом: был в достатке и силе. За неблагоприятных условий и различные политические несчастья распался медленно наш великий народ, казнил свою самостоятельность, своих князей и ушел под чужое господство.

Такие бедствия склонили со временем многих князей господ отступиться от русского обряда родителей своих, а с ними виректися языка русской и отречься от своего народа; но и изменение обряда не могла сменить национальности, а русская кровь не перестала течь в их жилах ...

Но как все на свете со временем проходит, как по зиме досадной весна наступает, так, братия, и этот печальный состояние изменилось через конституцию. Это большое право, это большое добродетель, - это солнце, как всем, так и русинам взошло и к полной жизни нас пробудило. Будяться под тем солнцем образованные народы, далекие и соседние, возвышается перед нашими глазами на земли нашей народность польская ... Пробудился уже и наш лев руский и красную нам ворожит пришлисть. Вставайте же, братья, вставайте из длинного сна вашего, ибо пора. Встаньте, но не к несогласию, двинемся вместе, чтобы вознести народность нашу и обеспечить предоставленные нам свободы ... чтобы не опозорили мы себя перед миром и не взыскали на себя нареканий поколений последующих. Будем вести с другими народами в любви и согласии. Будем тем, чем быть можем и должны. Будем народом. Перепоени чувствами национальности в этом намерениях мы собрались и работать в такой образом:

1. Первым нашим заданием будет хранить веру и поставить наш обряд ... наравне с правами других обрядов.

2. Развивать нашу национальность в всем направлениям: Совершенствование нашего языка, заведение его в школах высших и низших, выдача журналов ... соревнования завести наш язык во всех публичных учреждениях т.д.

3. Будем беречь наших конституционных прав, познавать потребности нашего народа и стремиться на нужды его жизни на конституционном пути ... »

Посудите: 1. Как определено в воззвании национальную принадлежность галицких русинов? 2. Что свидетельствует о желании Главной русской совета действовать, сохраняя лояльность Габсбургам и исключительно конституционными средствами. 3. Охарактеризуйте задачи, которые ставила перед собой Главная руська рада.

 

Умеренный характер требований Главной русской совета устраивал австрийцев. Галицкий губернатор установил с советом контакты, надеясь использовать ее как противовес польским влияниям. Впоследствии поляки говорили, что стадион «изобрел русинов» для того, чтобы помешать им. Среди галицких украинский требования совета получили широкую поддержку.

Главная русская рада впервые в XIX в. возобновила традиционную украинскую символику. Своим отличием она сделала герб князей Романовичей - изображение золотого льва на голубом фоне, как было в Галицко-Волынском княжестве во времена князя Даниила Галицкого и его сына Льва. Благодаря усилиям Совета в июле 1848 года была основана Галицко-русскую матицы. Это общество заботилось об издании дешевых книг для народа на украинском языке. В октябре того же года во Львове был созван съезд деятелей науки - Собор русских ученых, в котором приняло участие около 100 участников. Из важнейших результатов этого авторитетного собрания было решения, основу украинского языка должна составлять народный язык, и пользоваться надо славянской кириллицей, а не латинским алфавитом. Тогда же в Львове начали строительство Народного дома с большой библиотекой и музеем. За 1848-1849 гг еженедельно выходила первая газета «Заря галицкая». Усилиями Совета 1849 во Львовском университете была открыта кафедра украинскому языку и литературе, возглавляемую Я. Головацким.

Чтобы ослабить деятельность Главной русской совета поляки попытались найти сторонников среди русинов. По инициативе Центрального совета народовой 23 мая было проведено собрание польских шляхтичей русинского происхождения («русинов польской нации»), которые образовали Руский собор. Его целью было направить украинское национально-освободительное движение в Галиции в интересах поляков. Право украинский на самостоятельный национальное развитие члены этой организации возражали. Собор издавал газету «Дневник руський» латинским шрифтом, которая должна была стать противовесом «Зари галицкой». Среди галицких Украинский деятельность Русского собора успеха не имела.

Углубление национальных противоречий и откровенное игнорирование поляками прав украинский повлекло изменения в требованиях Главной русской совета. 9 июня совет впервые обратилась к императору с просьбой раздела Галичины на польскую и украинскую части с двумя отдельными администрациями. Эту же идею делегация Совета отстаивала на Первом славянском конгрессе, который собрался тогда в Праге.

 

5. Украинский вопрос на Славянском конгрессе в Праге

Ареной сближения славянских народов, которые впервые выступали как самостоятельные и равноправные нации со своими требованиями, стал Первый славянский конгресс, состоявшийся в июне 1848 г. в Праге.

Инициаторами созыва конгресса стали деятели чешского национального движения. Они стремились объединить славянские народы империи Габсбургов вокруг своей программы перестройки империи на федерацию свободных и равноправных славянских народов. От Галичины своих представителей на конгресс прислали Главная русская рада, Центральный совет народова и Руский собор. Представители последнего представились на конгрессе как единые полномочные представители галицких украинский. Это было одной из причин острых споров между тремя делегациями о том, кто имеет право представлять Галицию. Лишь посредничество хозяев конгресса помогло объединить представителей этих трех организаций в единую Галицко-русскую секцию.

Впрочем, обсуждение Украина-польских отношений в Галиции сразу же вызвало среди членов секции новые споры. Представители Главной русской совета потребовали разделения Галичины на польскую и русинский провинции. Против этого выступили делегаты от Центрального совета народовой и Русского собора. Понадобилось очередное вмешательство хозяев, чтобы достичь компромисса. Последствием этого стала заключенная 7 июня соглашение между украинской и польской делегациями под названием «Требования украинский в Галичине », которая гласила:

·   равные права на использование украинского и польского языков в школах и учреждениях Галичины, образования отдельных гимназий для украинском и поляков, преподавание в высших учебных заведениях края обоих языках;

·   уравнение в правах представителей всех национальностей и вероисповеданий;

·   образования общей национальной гвардии, общего руководящего органа власти и общего сейма;

·   национальная и политическое равноправие должна быть гарантирована общеимперской конституцией;

·   вопрос разделения Галиции на две провинции, что вызвало острые споры, должно быть передан на решение общеимперского рейхстага.

Все положения достигнутого соглашения приобщили к совместного обращения делегатов конгресса к императору. От имени Украинская и поляков в нем высказывалось требование создать в Галиции общий краевое правительство, избрать перед созывом общеавстрийского местный конституционный сейм и принять избирательный закон, который гарантировал бы справедливое представительство обоим народам Галичины. В этом документе впервые с начала революционных событий были изложены объединены требования поляков и украинский, сформированные на основании взаимного уважения национальных прав.

К сожалению воплотить соглашение в жизнь не пришлось. Конгресс прекратил работу, когда австрийцы начали обстрел Праги. В Галиции австрийские чиновники приложили усилия для того, чтобы ударемниты достигнуто взаимопонимания между украинским и поляками. Пражская соглашение осталась единственным в XIX в. свидетельством возможности достижения польско-украинский компромисс на равных основаниях.

 

6. Первый опыт парламентской деятельности Украинский

Выборы в рейхстаг (нижней палаты нового общеимперского парламента) в Галиции и Буковине произошли течение июня 1848 Для большинства русинов выборы были делом новым и непонятной. Польская шляхта, стремясь не допустить украинский представителей в парламент, прибегала к угрозам, обмана, фальсификации бюллетеней и т.п. Немало усилий приложили также, продвигая своих кандидатов, австрийские чиновники.

Вследствие этого из 100 мест в рейхстага, определенных для Галичины, русины получили лишь 39, а с 8 мест Буковины - 5. Среди буковинских депутатов все пятеро были крестьянами, среди галицких - 27 крестьян и 9 представителей греко-католического духовенства.

Несмотря на недостаток опыта и неблагоприятные условия (незнание немецкого языка, которым проводились заседания, заставляло пользоваться услугами переводчиков, презрение со стороны состоятельных слоев) крестьянские депутаты достойно представляли интересы украинский на заседаниях. При обсуждении условий отмены барщины они категорически отвергали возможности взыскания компенсации за него из крестьян.

Настоящей сенсацией в работе рейхстага стала первая в истории парламентская речь украинский, с которым выступил крестьянин Иван Капущак. Решительно осудив многовековое угнетение крестьян, он заявил, что землевладельцы не имеют никаких прав добиваться выкупа повинностей, поскольку уже взяли от крестьян все, что смогли. Вместо определенных 100 дней барщины они заставляли крестьян отрабатывать 300 дней в году. За это, считал Капущак, должны уплатить землевладельцы крестьянам, а не наоборот. «Плети и плети, что обвивались вокруг наших голов и нашего дан тела, - закончил он свою речь, - этого хватит им, пусть это и будет для них нашим выкупом! Эта страстная речь, произнесенная на немецком языке, вызвала в парламенте волну аплодисментов. Однако консервативное большинство депутатов добилась решения о том, что крестьяне должны оплатить землевладельцам компенсацию за освобождение от барщины.

Острые споры вызвало внесенное на рассмотрение рейхстага 3 сентября русинскими депутатами вопросы административного раздела Галичины. Рассматриваемые его предшествовали внесены украинский четыре докладные записки относительно особенностей национальной ситуации в крае. Поляки решительно выступили против этого, объявляя, что украинский - это «искусственная нация». Помощь украинским получили от чехов. «Уважайте национальные стремления этого народа, - опроверг польские заявления чех Францишек Ригер, - до сих пор преследуемого как поляками, так и русскими, и призванного к самостоятельному существованию ».

Для того, чтобы продемонстрировать поддержку своих требований в крае, Главная русская рада инициировала собрание 200 тыс. подписей за разделение Галиции на две отдельные провинции. Парламентские дискуссии этому вопросу продолжались несколько месяцев. Наконец, было достигнуто компромиссное решение, по которому провинцию принадлежало переделить на два созданных по этническому принципу самоуправные округа. Однако реализован эти планы так и не было.

 

Первый опыт парламентской деятельности Украинский

 

7. Василий Подолинский и его «Слово предосторожности »

Развитие украинского национально-освободительного движения во время революционных событий 1848-1849 гг побудил многих задумываться над его дальнейшими перспективами. За это время галицкие русины сумели доказать, что имеют право на собственное самостоятельное существование. Однако каким оно будет в будущем, единого мнения не было. Главная русская рада неоднократно свидетельствовала свою лояльность Габсбургам, однако рассчитывать на их поддержку украинского движения в будущем не стоило. Русины интересовали Вена как средство противодействия польским претензиям. Но те, кто понимал это, не могли найти общего языка с поляками, которые видели в русинам препятствие, созданное австрийцами, на пути к восстановлению Речи Посполитой.

Новые ориентиры в украинский национально-освободительном движении на галицких землях попытался наметить сельский священник Василий Подолинский(1815-1876). Он стал первым на западноукраинских землях спикером идеи получения политической независимости Украины как единого демократической республики.

Свои размышления Подолинский изложил в труде «Слово предостережения», изданной на польском языке 1848 Автор проанализировал четыре возможных направления развития украинского движения (польский, австрийский, галицкий и московский) и пришел к выводу, что ни один из них не создаст возможности для полноценного развития галицких русинов, а потому спасти галицких Украинская от национальной гибели может только объединение с надднепрянскими украинский в единой соборной суверенном государстве. Политическим идеалом автора стала независимая Украина в федеративном связи славянских демократических республик.Значение появления этой идеи в середине XIX в. для дальнейших перспектив Украинский движения трудно преувеличить. Она стала свидетельством дальнейшего поступування украинства на пути к созданию современной украинской государственности.

 

8. Восточная Галиция на завершающем этапе «Весны народов»

Осенью 1848 в империи Габсбургов вновь активизировался революционное движение. Его центром стала Венгрия, которая, провозгласив свою независимость, фактически взяла курс на отделение от империи. 6 октября в Вене также вспыхнуло восстание в поддержку венгерских революционеров. Известия об октябрьских боях в столице империи повлекли рост напряженности во Львове. Зазвучать призывы последовать примеру революционного Вены. Подготовку к восстанию во Львове начали деятели польской Центральной совета народовой. Они хотели, следуя примеру венгерских революционеров, осуществить восстание, опираясь на трехтысячного отряда Польской национальной гвардии. Однако единодушной поддержки эта идея не получила даже в польских кругах. Главная русская рада категорически отказалась от совместных действий с поляками.

Положение во Львове между тем обострялось. В конце октября не проходило дня без стычек отрядов Польской национальной гвардии с австрийскими войсками. Когда 1 ноября австрийские войска заняли все важнейшие пункты в городе и во время очередной схватки открыли огонь, вспыхнуло восстание. К польским смельчаков приобщились радикально настроенные студенты-русины и мещане. Во Львове на улицах начали возводить баррикады.

Австрийские войска расположили на окрестных холмах пушки и 2 ноября начали артиллерийский обстрел центра города. Вследствие этой варварской акции было разрушено городскую ратушу, университет и его библиотеку, театр, политехническую академию. Людские потери составили более 100 убитых и раненых. В городе вспыхнули пожары. В середине день повстанцы прекратили сопротивление. Деятели Центральной рады народовой подписали акт капитуляции. Австрийцы объявили в городе осадное положение. Несколько сот повстанцев был схвачен и предан полевых судов. Польский национальную гвардию распустили, все газеты (кроме правительственных) закрыли. Деятельность всех политических организаций, в том числе Главной русской совета и Центрального совета народовой, запретили. 14 ноября деятельность первой и издания «Зари галицкой» было разрешено, хотя и с некоторыми ограничениями.

Руководители Главной русской совета одобрили «восстановления порядка» в городе. Позиция русинских лидеров во время Львовского восстания показала традиционную поддержку ими венского правительства и консерватизм в их взглядах. Однако для понимания позиции Совета необходимо знать исторические реалии Восточной Галиции. Галичане чувствовали свою слабость и опасались, что поддержка поляков повлечет поглощение их последними. Вследствие этого ориентация на поддержку австрийцев, власть которых во время «весны народов» в Галичине зашаталась и которые искали новых союзников, давала перспективу для развития украинского движения.

Подавление Львовского и Венского восстаний стало свидетельством перехода в наступление сторонников возвращения старых порядков в империи. Злейшим противником русинов стал новый губернатор Галичины граф Агенор Гонуховський, который управлял провинцией в 1849-1859 гг Именно его противодействие окончательно ударемнила попытки галицких украинский переделить провинцию и объединить ее украинская часть с Закарпатьем.

 

Из письма галицкого губернатора А. Голуховского в Вену относительно возможности объединения Закарпатье с Восточной Галицией

«Она (Головна Руська Рада - Авт.), добавляя просьбе духовенства и русских жителей комитатов Северной Венгрии, просит объединить эти комитаты с русской частью Галиции в одно целое, с единым конституционным строем, единственным законодательством и единственной правительственной властью ... Пробивается стремление к объединению с родственными народами, и если это просьба была бы удовлетворена и русины вследствие своего национального развития при нынешних иерархических отношениях укрепились бы, то в таком случае если не настоящее, и, безусловно, будущее поколение обратилось бы к родственным народов, живущих под скипетром российским, с целью создания единого крепкого государственного организма. Тогда русская часть Галичины при прогрессе образования и материальной культуры стала бы очагом происков и мероприятий, имеющих целью как взлом иерархической силы духовенства, так и вышеуказанная объединения народов. Короче говоря, могла бы начаться такая же борьба за Русь, которая в течение многих лет с перерывами, но с железной выносливостью ведется за возрождение свободной и независимой Польши ».

Посудите: 1. Какие последствия объединения земель, заселенных украинским, предусматривал губернатор? 2. Можно считать, на основании этого документа, Голуховского дальновидным политиком?

 

По его инициативе 1851 Главную русскую раду был распущен. Все управление в провинции губернатор передал полякам, заступили немцев на высших должностях гражданской службы. Однако о любых попытках восстановления польской государственности или автономии в составе империи нечего было и говорить. Действия австрийских властей в Галиции подтвердили опасения тех, кто не доверял им ранее.

 

9. Крестьянское движение

Революционные события 1848-1849 гг повлекших активизацию крестьянского движения на западноукраинских землях. Способствовал этому ограниченный характер крестьянской реформы 1848 Отказа крестьян платить возмещение бывшим хозяевам за барщину и борьба за сервитутные леса и пастбища приобрели в то время массового характера. Для подавления этих выступлений правительство использовало военную силу.

Изменения положения крестьян способствовали росту их политического сознания. Стихийные выступления не стали единственной формой сопротивления крестьян произволу землевладельцев. Свидетельством роста авторитета в Галичине Главной русской совета и его местных отделений стало постоянный рост количества крестьянских обращений к ней. Обеспокоенная этими обращениями Совет призвала крестьян за «Зарю галицкую» к терпеливости, неоднократно обращалась в рейхстаг и венского правительства относительно нарушений крестьянских прав. Дело сервитутов Совет предлагал решить передачей лесов и пастбищ в собственность крестьян. Однако все эти предложения оставались без ответа. Свидетельством роста политического активности крестьянства стало также избрание 32 крестьянских депутатов от Восточной Галиции и Буковины в австрийский рейхстаг. Это было крупнейшее крестьянское представительство из всех провинций империи.

Летом 1848 г. усилилось крестьянское движение в Закарпатье. Хотя крестьянская реформа началась на этих землях раньше других регионов, крестьяне также были недовольны ее осуществлением. Землевладельцы фактически саботировали закон об отмене барщины, захватывали леса и пастбища. Во многих местах возмущенные крестьяне отказывались выполнять барщину. «Знаете ли вы, - говорили крестьяне, - что случилось в Польше (речь шла о восстании 1846 в Галиции - Авт...)? Там всех господ перебили, и здесь следует это сделать ».

Наибольшего размаха крестьянское движение приобрел в конце 1848 - на начале 1849 в Северной Буковине. Организаторами крестьянских протестов стали избранные от этих округов депутаты рейхстага. По требованию крестьян они устраивали собрания, где отчитывались о своей борьбу за их права в рейхстаге. Популярностью среди крестьян пользовался вожак гуцульских бунтов 1843-1844 гг, депутат рейхстага Лукьян Кобылица.

О этого легендарного главаря буковинских крестьян сохранилось много преданий, но очень мало достоверных сведений. Известно, что в 27-летнем возрасте он уже пользовался громадным авторитетом в крестьян, за что они выбрали Кобылицы уполномоченным представителем их интересов перед землевладельцем. В 1843 г. отдельные беспорядки переросли в бунт, среди главарей которого впервые было упомянуто имя Лукьяна кобылицы. В материалах следствия остался описание внешности вожака восставших. Лукьян, как записал следователь, «был человек с интеллигентным выражением лица ... Большие черные быстрые глаза, орлиный красивый нос, черный вусок и хорошая испанская бородка придавали ему облик испанского гранда. Он отвечал с большим достоинством и подчеркивал, что «леса наши », и что с гуцулов помещики взимают ненадлежащие дани. За участие в бунтах Кобылицу били палками и посадили в тюрьму.

После освобождения мятежный гуцул вновь пытался поднять восстание. Попытка была неудачной, и кобылицы арестовали. Начало революции 1848 г. он встретил в тюрьме. После освобождения, когда состоялись выборы в рейхстаг, крестьяне избрали своего защитника депутатом.

В рейхстаге неграмотному крестьянину, который не знал немецкого языка, было трудно, однако он не стал немым свидетелем событий. С помощью писарей он составлял обращения в правительственные учреждения, требовал отмены барщины без всякого возмещения. Когда император распустил рейхстаг, Кобылица вернулся домой и продолжил борьбу за права крестьян. Он собирал крестьян, показывал им свое депутатское удостоверение с печатью (Влияние его было почти магический) и говорил, что его друг - император отдал ему всю власть над Буковиной. Отныне, говорил «правитель» Буковины, все леса, пастбища и земли являются собственностью крестьян.

С вооруженным отрядом своих сторонников ездил Кобылица буковинскими селами, выгонял оттуда австрийских чиновников и землевладельцев, передавал землю крестьянам. Восстание быстро распространялось. Вследствие этого осенью 1848 австрийцы вынуждены были направить на Буковину значительные воинские подразделения. За голову живого или мертвого Кобылицы было объявлено награду в одну тысячу золотых, но это не помогало. Только в апреля 1850 г. предводителя мятежников схватили. После длительного следствия, сопровождавшееся пытками, он тяжело заболел и конце октября 1851 умер.

Образ этого полусказочного богатыря, который совмещал юмор, добрый нрав с желанием защитить народ от обидчиков, навсегда остался в легендах и преданиях Буковины.

Во время крестьянских выступлений в Буковине стали появляться свидетельства стихийного пробуждения национального сознания Украинский населения края. В следственных делах гуцульских бунтов есть упоминания о том, что крестьяне требовали позволить им создать свой счет школы для обучения детей на родном языке. Землевладельцы-румыны попытались добиться отделения Буковины от Галиции и превращение ее в отдельный коронный край с собственной администрацией. Крестьянские депутаты выступили против этого. Была организована подача обращений от буковинских крестьян по оставления их края с Галичиной в составе одной провинции. Созваны 1 Ноябрь 1848 по инициативе крестьян - депутатов рейхстага собрание представителей всех крестьянских общин края также высказались за то, чтобы Буковина была вместе с Галичиной. Однако имперское правительство проигнорировало желание народа. По конституции 1849 г. Буковина стала отдельным коронным краем. Вследствие этого она фактически оказалась под властью румынских бояр.

 

10. Украинский национально-освободительное движение в Закарпатье в период «весны народов»

За 1848-1849 гг революционные события охватили Закарпатья. Сначала закарпатские русины приветствовали венгерскую революцию, возлагая надежды, что она поможет им получить автономию своего края в составе новой Венгрии. Однако после свержения династии Габсбургов руководители революции отрицали право невенгерских народов на самоопределение. Это стало главной причиной того, что закарпатские русины не поддержали венгерских повстанцев и остались верными Габсбургам.

Свидетельством определенной политизации украинского национального движения в Закарпатье стало пропагандирование идеи объединения Закарпатье с Восточной Галиции и Буковине в отдельную административную автономную единицу империи. Первым открыто высказался о необходимости осуществления этого священник Александр Духнович (1803–1865).

Этот закарпатский ученый достойно продолжал борьбу своих предшественников за национально-культурные права русинов. В его творческом багаже - литературные произведения, труды по педагогике, философии, истории. Главным делом своей жизни Духнович считал создание фундаментального труда по истории закарпатских русинов, однако смог опубликовать лишь основные ее положения в отдельных статьях. Причиной этого были препятствия австрийских чиновников, поскольку в работе ученого поднимались вопросы, не отвечали интересам империи.

Свои взгляды на историю закарпатских русинов Духнович выразил в статье «Положение русинов в Венгрии», опубликованной 1849 в «Заре галицкой». Большая заслуга ученого заключалась в том, что он не только осмелился показать угнетенное положение русинов, но и высказал свое видение того, как его следует улучшить.

После завершения революции Духнович продолжал прилагать усилия для того, чтобы русины "оставили глубокий сон». В 1850-1852 гг он организовал выпуск трех литературных альманахов «Поздравления русинов », в галицких изданиях напечатал много статей о жизни закарпатцев, писал школьные учебники и художественные произведения. Надо было действительно не только любить свой народ, но и иметь личное мужество для того, чтобы в условиях преследований венгерскими властями в 50-е гг заявить:

 

Я Русин был, есмь и буду,

Я родился Русином,

Честный мой род не забуду,

Останусь его сыном ».

 

Эти слова нашли тропинку к сердцу закарпатцев и стали своеобразным национальным гимном, которого знали во всем крае, тем призывом, который объединял всех, кто выступал против мадьяризации русинов. Многогранная деятельность Духновича способствовала включению закарпатских русинов в единый поток национального возрождения славянских народов.

Впервые идею воссоединения русинских земель Духнович выдвинул в статье «Положение русинов в Венгрии». Правомерность этого акта Духнович покриплював тем, что русины вдоль Карпатских гор принадлежат к одному народу. Ученый предостерегал, что когда русины и дальше оставаться разобщенными, то это может повлечь их поглощения другими народами.

Борьбу за нацонального-культурные права своего народа вел также закарпатский ученый, общественно-политический и культурно-образовательный деятель Адольф Добрянский (1817–1901).

Добрянский получил техническое образование и работал инженером в Чехии, где имел возможность увидеть политическое бесправие славянских народов и сблизиться с чешскими и словацкими «будителями». От них он перенял идею славянского единства.

После начала революции Добрянский вернулся в Закарпатье. Сначала он поддержал венгерскую революцию, но его взгляды значительно отличались от отношения к национальному вопросу лидеров венгерской революции. Следовательно Добрянский, вместе с Духновичем, установил связи с Главной русской радой и начал борьбу за объединение русинских земель в едином административном образовании.

Добрянский присоединился к борьбе Габсбургов против венгерской революции. В критический для себя время австрийский император вынужден был обратиться за помощью к российскому императору. В июле 1849 русские войска перешли Карпаты. Австрийское правительство назначил в них Добрянского своим представителем. Венгерская революцию благодаря российской помощи было подавлено. Вероятно, под впечатлением этих событий Добрянский начал склоняться к мысли, что Россия является той силой, которая сможет помочь русинам защититься от мадьяризации. Ведь даже Габсбургам пришлось искать ее помощи. Это стало поводом для будущих обвинений Добрянского в том, что он основал русофильский, или москвофильский, направление в общественно-политической жизни Закарпатья. Однако оценивать Добрянского следует с позиций тогдашней исторической реальности. При отсутствии украинской государственности ориентация на православную славянскую Россию считалась ему наиболее реальным способом защиты от мадьяризации и окатоличивания закарпатских русинов.

После завершения «весны народов» Добрянский не прекращал своей борьбы. Для этого он использовал свои полномочия депутата от Закарпатья до венгерского парламента. Однако на неоднократные выступления Добрянского с парламентской трибуны венгерские чиновники отвечали, что в стране нет другой нации, кроме венгерского. Несмотря на различные оценки деятельности Добрянского, во второй половине XIX в. его вклад в формирование национального сознания закарпатских русинов в годы «весны народов» является очень весомым.

В январе 1849 возглавляемая Добрянским закарпатская делегация вручила петицию императору с требованием объединить Восточную Галицию и Закарпатье в единое политическое и административное целое. Через некоторое время закарпатцы прислали в Вену еще одну делегацию. Во время встречи с ней император пообещал удовлетворить требования русинов, но слова не сдержал. Мизерной уступкой русинским требованиям стало разрешение венского правительства создать автономный Руский дистрикт (округ) с заселенных русинами земель Венгрии с центром в Ужгороде. Однако 1860 его ликвидировали.

Хотя идею воссоединения Закарпатья и Восточной Галиции реализовать не удалось, она показала новый уровень политического сознания западных украинский. Высказана впервые во время «весны народов» она впоследствии находила все больше сторонников на западноукраинских землях.

В Северной Буковине в годы «весны народов »Украинская национально-освободительное движение не имел достаточной собственной базы для развития. В крае разворачивалось румынское национальное возрождение, целью которого было присоединение Буковины в румынских земель и создание своего государства. Отсутствие собственной национальной элиты вреден росту национального сознания Украинский Буковины.

 

11. Результаты и историческое значение революционных событий 1848-1849 гг на западноукраинских землях

Весна в природе - кратковременная время года. События «весны народов» происходили на западноукраинских землях также недолго, но последствия были весомыми. Важнейшими достижениями в социальной сфере стали отмены барщины и осуществления основ конституционного правления.

В период революционных событий западные украинский впервые получили признание своей национальной принадлежности. Все политические силы, по собственному желанию или по принуждению, признали существование на этих землях украинского народа с его национальными устремлениями. Решающая заслуга в этом была первой в XIX в. Украинский политической организации - Главной русской совета. Ее руководство придерживалось, как уже отмечалось выше, консервативных взглядов. Однако это не помешало ей сыграть свою историческую роль - объединить русинов, стать лидером и защитником их прав. То, что западные украинский признали Главную русскую раду краевым органом власти, показало, что она отвечала требованиям своего времени.

Свидетельством расцвета украинский национального движения стали первые попытки украинский выдвинуть свои собственные политические программы. Содержание этих документов демонстрировал их осознание себя единой этническим сообществом с надднепрянскими украинский.

За короткий исторический срок «Весны народов» западные украинский стали одним из тех народов, который должен значительные достижения в своем национально-освободительном движении. Несмотря на то, что на западноукраинских землях после революционных событий 1848-1849 гг воцарилась реакция, украинский уже никогда не были такими, как раньше. Ощущение себя частью одного украинского народа придавало им сил и воодушевления в дальнейшей борьбе за национальное и социальное освобождение.

Влияние революционных событий в Европе ощущалось также на украинских землях в составе Российской империи. Они повлекли обострение тех проблем, которые существовали в обществе. Это был польское национально-освободительное движение на Правобережье (поляки пытались организовать национальное восстание) и борьба украинского крестьянства за отмены крепостного права. Для украинских деятелей европейские события стали очередным поводом задуматься над тем, как улучшить судьбу своего народа.

 

Вопросы и задания

1. Какими были особенности Украинский движения во время революции 18481849 гг?

2. Как начались революционные события в Восточной Галичине?

3. Как на западноукраинских землях было ликвидировано остатки крепостнических отношений?

4. Составьте план пункта «Деятельность Главной русской рады »и подготовьте рассказ по ним. (Готовясь используйте документ 1)

5. Охарактеризуйте участие украинский в работе Первого славянского конгресса.

6. Приведите факты, свидетельствующие о действенное участие украинская в работе общеимперского рейхстага.

7. Объясните, почему В. Подолинского считают деятелем, который попытался наметить новые ориентиры в украинский национально-освободительном движении?

8. Какие события происходили в Восточной Галиции на завершающем этапе революции?

9. Какие факты подтверждают стихийное рост национального сознания украинских крестьян в годы революции?

10. Как разворачивался украинском национально-освободительное движение в Закарпатье?

11. Определите результаты и историческое значение революционных событий 18481849 гг на западноукраинских землях.

12. Составьте хронологическую цепочку происходивших на западноукраинских землях в течение 18481849 гг

 

 

  

<< § 14. Украинское национальное возрождение на западноукраинских земляхнаприкинци ХVIII - первой половине XIX в. § 16. Развитие образования и науки на украинских землях в первой половине XIX в. >>

Copyright © 2011 Apycom jQuery Menus