Тема III

Западноукраинские ЗЕМЛИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

 

§ 12. Включение западноукраинских земель в состав Австрийской империи

Вспомните: 1. Как и когда западноукраинские земли оказались в составе империи Габсбургов? 2. Какой была политика австрийского правительства на западноукраинских земель в конце XVIII в первой половине XIX века?

 

1. Административно-территориальное устройство и региональное деление

Австрийская империя, в состав которой входили западноукраинские земли, была многонациональным государством. В отличие от Российской империи, в «лоскутной» империи Габсбургов не существовало единой унифицированной системы управления, в результате чего земли, заселенные украинским, принадлежали к разным административных единиц монархии.

Первым под властью австрийских Габсбургов оказалось Закарпаття.У 1699 оно вместе с Восточной Венгрией перешло под господство австрийских Габсбургов. Но фактически здесь доминировали венгры. Заселено украинском Закарпатье было переделена на четыре административные регионы - комитата, подчинявшиеся Пожонському (Братиславском) наместнической управлению Королевства Венгрия. Всю административную, судебную, военную и финансовую власть в комитатах сосредоточивали предназначенные королем из группы крупных землевладельцев администраторы. Периодически созывались комитатскую собрание шляхты. Население закарпатских комитатов конце XVIII в. насчитывало около 250 тыс. душ, из которых 40% составляли русины. Подавляющее большинство населения составляли крестьяне, закрепощены венгерскими землевладельцами. Большинство представителей русинской элиты перешла в католическую веру и змадяризувалася, получив благодаря этому те же привилегии, что и венгерские шляхтичи. Однако оставались и те, кто хранил верность традициям своего народа. В основном это были представители греко-католического духовенства. Именно из них вышли первые «будители» в Закарпатье.

Вследствие первого раздела Речи Посполитой (1772 г.) в состав Австрийской империи вошла Галичина. Присоединив эти земли, императрица Мария-Терезия приняла титул королевы Галичины и Лодомерии.

На захваченных землях было образовано коронный край (провинцию) «Королевство Галиции и Лодомерии» с центром в Львове, в состав которого входили украинские (Восточная Галичина) и польские (Западная Галиция) земли. Провинция разделена на 18 округов (дистриктов), с которых 12 составляли украинская часть края.

Такое разделение существовало до середины века, когда после неоднократных изменений его окончательно ликвидировали и переделили провинцию на 74 уезды (из которых 50 было в Восточной Галиции).

На присоединенные земли было распространено общеимперскую систему управления. Вся административная власть в провинции принадлежала губернатору (впоследствии - наместнику), которого назначал император. В округах (впоследствии в уездах) власть принадлежала старостам, в селах - назначаемым старостами, но удерживаемым землевладельцами мандатор (Надзирателям. Во второй половине века их заступили общественные правительства. Городами управляли магистраты, состав которых назначала императорская администрация, затем - городские советы, которые выполняли функции органов местного самоуправления.

 

Галицкие мещане. XIX в.

 

Высшим представительным органом в провинции был сейм, ведущие позиции в котором занимала польская шляхта. Однако полномочия сейма были ограниченными, и его деятельность контролировалась имперской администрацией. С 1861 г. было создано два отдельных краевые сеймы - в Галичине и Буковине, которые действовали до начала первой мировой войны.

В конце XVIII в. с почти 2200000 населения Восточной Галиции украинский составили 71%, поляки - 22%, евреи - 6%. Однако поляки в области политики и экономики вели перед, тогда как положение крестьян-украинский и греко-католического духовенства было крайне тяжелым.

Греко-католическое духовенство было, собственно, единственным представителем образованных слоев среди галицких украинский, и именно оно начало в крае украинское национальное возрождение.

До 1861 г. отдельным округом входила в королевство Галиции и Лодомерии Буковина. Административным центром этого покрытого буковыми лесами края было Черновцы. В конце XVIII в. здесь жило около 75 тыс. душ, среди которых украинский составляли 69, румыны - 26%. Украинский заселяли преимущественно Северную Буковину.

Румынские бояре-землевладельцы занимали на земле господствующее положение. Большинство украинский, или, как тогда говорили, русского населения составляли крестьяне. Русская шляхта зрумунизувалась еще в предыдущие века. Развертыванию румынизации сопротивлялась лишь небольшая прослойка Украинский православного духовенства. В течение первой половины XIX в. Буковина считалась одним из самых спокойных регионов империи Габсбургов. Активной роли в процессах пробуждения украинского национального жизни она тогда не играла, однако во второй половине века ситуация здесь существенно изменилась.

 

2. Рутенство

Длительные времена польского господства привели к тому, что западные украинский утратили свою общественную элиту и превратились в народ, его составляли, как насмехались поляки, холопы и попы. После перехода под власть Габсбургов положение западных украинском значительно улучшилось вследствие имперских реформ Марии-Терезии и Иосифа II. Благодаря этому греко-католическое духовенство, которое в новых условиях стало играть роль украинской элиты, стало преданными сторонниками династии Габсбургов. Они выступали за то, чтобы всячески поддерживать венское правительство, с благодарностью воспринимали все, что дарила имперская власть, и на протяжении длительного времени не пытались выдвигать собственных требований. Это историческое явление получило название «Рутенства». По своему содержанию оно было очень сложным. С одной стороны, «рутенство» тормозило развитие национального сознания западных украинском и помогало имперским чиновникам усиливать свою власть в крае, с другой - было исторически обусловленной реальной ситуацией, поскольку интересы украинский совпадали с желаниями австрийцев ослабить влияние Польши в Галиции и Венгрии на Закарпатье.

 

3. Греко-католическая церковь в Галиции

Греко-католическая церковь издавна играла важную роль в жизни галицких украинский. Во времена Речи Посполитой греко-католическое духовенство подвергалось всевозможным притеснениям от католической церкви. Греко-католическая церковь не упадок, а, вытеснена из круга состоятельных общественных слоев, стала ближе к народу. Греко-католические священники жили в деревнях. Ос-скольку им, в отличие от римо-католиков, разрешалось жениться, их жизнь часто напоминало крестьянское. Они вынуждены были сочетать свои духовные обязанности по привычной крестьянским трудом, зарабатывая на содержание своих семей. Сыновья преимущественно продолжали дело отцов. Священники хорошо знали народный язык, которым общались с верующими, потому что латыни и польского языка крестьяне-украинский НЕ понимали. Вследствие этого греко-католическое духовенство стало в тогдашних исторических условиях для галицких украинский единственной возможной общественной элитой.

Переход Галичины под власть Австрийской империи вызвал положительные сдвиги в положении греко-католической церкви. Благодаря открытым в Вене и Львове богословским учебным заведениям появились возможности для получения верующими хорошего образования. Последствия этого появились очень быстро. Именно деятельность образованного греко-католического духовенства начала процесс украинского возрождения в Галичине.

В 1808 г. по приказу австрийского императора восстановили Галицкую греко-католическую метрополию. Первые митрополиты Антон Ангеловича (1808-1814 гг) и Михаил Левицкий(1816-1858 гг.) Много сделали для национального пробуждения галицких Украинский.

Многолетняя деятельность Михаила Левицкого совпадало с периодом развертывания в Галиции украинского национального движения. Вместе со своими сторонниками он заботился об учреждении народных школ и подготовку учебников для них.

На протяжении длительного времени митрополит добивался введения преподавания на украинском языке в школах Восточной Галиции. Впрочем Левицкий был довольно консервативным в своих взглядах, не поддерживал сторонников новых европейских идей. Когда члены кружка «Русская троица» подготовили к изданию альманах «Заря» и «Русалка Днестровская», именно митрополит стал одним из инициаторов их цензурной запрета. Когда российское правительство принудительно ликвидировал греко-католическую церковь на Правобережье, он решительно осудил эту акцию. Митрополит поддержал создание Главной русской совета при революционных событий 1848-1849 гг, поощрял греко-католическое духовенство прилагать усилия по работе над просвещением народа. В 1856 г. папа римский наградил Левицкого, впервые за историю существования греко-католической церкви, титулом кардинала.

 

4. Греко-католическая церковь в Закарпатье

Вклад греко-католической церкви в защита закарпатских русинов от мадьяризации и окатоличивания трудно преувеличить. Продолжительная и изнурительная борьба заставила закарпатское духовенство обратиться за помощью к императрице Марии-Терезии. Следствием этого стало вывода в 1771 г. Закарпатье из-под подчинения католическом венгерском архиепископу и выделение в особую греко-католическую Мукачевскую епархию. Первым самостоятельным епископом Закарпатья стал Иван Брадач (1771-1772 гг.)

Самой фигурой церковного жизнь Закарпатья был епископ Андрей Бачинский (1772-1809 гг.)

Выдержки из посланий и обращений к верующим епископа Андрея Бачинского

«На содержании в своем составе коего-либо рода и народа не есть болшаго и крипчайшего союза нежели содержании природного отечеського и матерняго своего языка, письма и набоженства.

... Яко же в порохии, тако и в филиалах своих все дети, юноши и девушки от шесть до четырнадцать Роков на науку християнськую способных, имена и кличке да испишет и по селу каждой недели в церкви ... через зиму же в доме ... любовно и с всякой кротостию дети винаучаты ... которих родителей чада к науке промахиваться будут, таковых обжаловать потребно будет.

(Без) отеческия природния науки Русские ... невозможно есть в священстве народу своему служить.

... Отнюдь НЕ возбраняв латинского ыли других языков науки, токмо чтобы свое Русское ... наипервие НЕ оставляя, но в отом внаучиты и утвердиться ».

Посудите: 1. Какие проблемы заботили епископа? 2. Какие из высказываний Андрея Бачинского напоминают знаменитые слова Т. Шевченко: «И чужому научайтесь, и своего не понимает »? 3. Что в приведенных выражениях говорит о дальновидности, заботу о будущем народа мукачевского епископа?

 

Мукачевская греко-католическая епархия стала в Закарпатье опорой русинства, инициатором обновления не только религиозного, но и народной жизни. Именно с общественности греко-католиков вышел ряд интеллектуалов, которые стали проводниками национально-культурного возрождения.

Положение греко-католической церкви в Закарпатье после завершения революционных событий 1848-1849 гг ухудшилось. Во время венгерского восстания закарпатские русины поддерживали Габсбургов, через что венгры, под властью которых оставалось Закарпатья в послереволюционное время, начали преследование греко-католиков и усилили мадьяризации края. Часть греко-католического духовенства считала, что лучше подчиниться венграм, другая же начала искать помощи извне. Следствием этого стало распространение на Закарпатье симпатий к России, в которой видели силу, поможет противодействовать окатоличиванию русинов венграми.

 

5. Православная церковь на Буковине

К тому времени как Австрийская империя захватила Буковину, православная церковь, к которой принадлежало большинство Украинский населения края, подчинялась молдавском митрополиту. Император Иосиф II добился отречения митрополита от церковной власти над Буковиной и образовал здесь отдельную православную епархию с центром в Черновцах.

В 1873 г. волей императора буковинскую церковь была подчинена сербском Карловацкого православном митрополиту. После перехода под австрийскую власть в Буковине существовал 31 монастырь, где проживало около 550 монахов. Церковь была крупнейшим землевладельцем в крае. Кроме украинский, коренного населения Буковины, православную веру исповедовали также румыны.

Император Иосиф II совершил реформу церковной собственности в крае. Ее целью было ограничить церковное землепользования в крае и этим подчинить церковь венском правительства. Из всех подвижных и недвижимых имений монастырей и церквей Буковины был создан единый епархиальный религиозный фонд. К нему вошли 14 скитов и 11 монастырей с всеми их земельными владениями. Все остальные монастыри были закрыты, а их земли продан. Деньги от продажи земель получил религиозный фонд. После реформы во владении православной церкви осталась четверть общей площади земель Буковины. На епархиальный фонд была возложена обязанность удерживать монастыре, церкви, школы, богословские учебные заведения, строить церкви и т.д.

Количество духовенства согласно имперскими реформами сократили. И все же положение приходских священников было гораздо лучше, чем в соседней Галичине. Каждый из них получал значительный земельный надел, который крестьяне должны были почережно течение года обрабатывать. Главным обязанностью, который полагался на священников, было обучение верующих повиноваться императору и зависимым от него властям и законам.

Буковинская православная церковь находилась под значительным влиянием румын, которые вместе с румунизованимы украинский составляли большинство духовенства. Поэтому православное духовенство не играло роли «будителей» буковинских украинский в эпоху национального возрождения славянских народов.

Самой фигурой из числа церковных иерархов был епископ, а впоследствии и первый митрополит образованной 1873 Буковинской православной церкви Евгений Гакман (1835-1873 гг.)

Свои усилия епископ направлял на борьбу против ужасного невежества местного духовенства и ударемнення попыток румынского митрополита приобщить Буковинскую епархию.

Чтобы доказать свое благосклонное отношение к румынам, он инициировал создание средства епархиального фонда, румынских гимназии и реального училища и введения преподавания румынском языке в богословском институте в Черновцах. Одновременно Гакман вынужден вести борьбу за то, чтобы надзор за буковинскими школами осуществляла не польская католическая церковь со Львова, а местная православная церковь. Такая ситуация влекла попытки окатоличивания православного населения, что вызвало многочисленные протесты.

В 1849 г. руководство Буковинской православной епархии добилось отделения Буковины от Галиции. Местная система образования освободилась от подчинения Львову и перешла под контроль Буковинской православной церкви. Однако этот шаг лишь усугубил положение украинского населения. Освободившись от угрозы окатоличивания, православные украинский оказались под новой угрозой - румынизации.

Итак, условия Австрийской империи оказались весьма благоприятными для церковной жизни западных украинский. Империя Габсбургов была по своему характеру ризновирною и многонациональной. Ни одна из религий, которую исповедовало ее населения, не имела статуса общегосударственной. Вследствие этого отношения венского правительства как к греко-католикам, так и к православным было терпимым.

 

Вопросы и задания

1. Какими были особенности системы управления западноукраинских земель в империи Габсбургов?

2. Какую роль играла греко-католическая церковь в жизни галицких украинский?

3. Что такое "рутенство"?

4. Какую роль играла греко-католическая церковь в жизни галицких украинский?

5. Каким был вклад греко-католической церкви в национально-культурное возрождение закарпатских русинов?

6. Чем отличались положение и деятельность Буковинской православной церкви от деятельности греко-католической церкви в Галиции и Закарпатье?

7. Определите особенности церковного жизнь в Приднепровской Украине и на западноукраинских землях.

 

 

  

<< § 11. Развитие украинского национального движения в Приднепровской Украины § 13. Социально-экономическое положение и социальные движения назахидноукраинських землях в составе Австрийской империи >>

Copyright © 2011 Apycom jQuery Menus