§ 10. Русский и польский освободительные движения на украинском земляху 20-30-х гг XIX в. (учебник)

§ 10. Русский и польский освободительные движения на украинских землях в

20-30-х гг XIX в.

Вспомните: 1. Какими были особенности социальной структуры населения Правобережья? 2. Какую политику проводило правительство империи на Правобережье? 3. С какими новыми европейскими идеями познакомились офицеры российской армии во время заграничного похода 18131814 гг?

 

1. Возникновение декабристских организаций в Украине

Оппозиционные настроения, распространялись среди русской имперской элиты, нашли проявление в возникновении тайных организаций в среде армейских офицеров. Участников этих организаций называли «декабристами» по русским названием месяца, в котором состоялась их попытка государственного переворота, предпринятая 14 декабря 1825 в Петербурге. На распространения этих настроений повлияло знакомство с тогдашними европейскими идеями и общественно-политической жизнью европейских стран во время заграничного похода 1813-1814 гг Самодержавно-крепостнические порядки в империи контрастировали с тем, что они увидели, и побудили дворян, которые после победы в войне чувствовали собственной значимости, к решительным действиям.

Среди офицеров расположенной на Правобережье после вывода из Европы 2-й армии, в Каменец-Подольском возникла тайная организация «Железные перстни» (1815 г.). Общество, лидером которого был В. Раевский, объединяло сторонников ликвидации крепостнических порядков и введение республиканской формы правления. Через год под угрозой разоблачения общество саморозпустилося. Тайные офицерские организации возникавших и в других городах империи: в Петербурге - «Союз спасения »(1816 г.), в Москве -« Союз благоденствия »(1818 г.). Острые споры, вспыхнувшие между сторонниками республиканской формы правления и конституционной монархии, вызвали распад этих организаций.

В 1821 г. на Правобережье, в Тульчине была создана новая тайную организацию «Южное общество». Из участников общества было немало членов масонских лож. Лидером общества стал полковник Павел Пестель. Годом позже, в Петербурге, образовалось «Северное общество », возглавляемое Никитой Муравьевым. В рядах обоих обществ течение 1821-1825 гг насчитывалось более 200 членов. Руководители обоих обществ ежегодно, во время Контрактовой ярмарки в Киеве, проводили совещания, на которых обсуждались программные вопросы. Вместе с «Южным обществом» на Волыни действовало «Общество соединенных славян», образованное 1823 в Новоград-Волынском офицерами братьями Андреем и Петром Борисовыми.

 

П. Пестель

 

Все тайные общества декабристов выработали политические программы, где было изложено их видение принципов перестройки Российской империи.

 

2. Украина в программных документах декабристов

Программу будущих преобразований «Южного общества» - «Русскую правду» произвел Павел Пестель. По его проектом империя должна была превратиться в унитарную республику с однопалатным парламентом. Однако на неограниченный период до осуществления этих преобразований в стране вводилась военная диктатура «Временного правления», возглавляемого Пестелем. Населению гарантировали основные гражданские свободы, крепостничество отменялось.

Вместе Пестель отказывался признать за народами, которые населяли империю, право на отдельное государственное существование. Все народы должны были слиться с русским народом, то есть потерять свои национальные особенности. Будущее государство, по его мнению, должна быть централизованной страной, поскольку федеративное устройство Пестель считал вредным. По Украины, которая для него была лишь «Малороссией», никаких государственных прав не признавалось. Через свою слабость, - говорил он, - «Малороссия» никогда не сможет стать отдельным государством, а поэтому должна отказаться от этих мечтаний. Право на собственную государственность Пестель признавал только за Польшей, да и то лишь при условии установления ее тесный союз с Россией.

Другим видел будущее империи лидер «Северного общества» М. Муравьев. В своей «Конституции» он определял Россию как конституционную монархию с федеративным устройством по образцу США. Крепостное отменялось, осуществлялись демократические реформы. Страна делилась на 14 федеральных штатов, два из которых - Черноморский со столицей в Киеве и Украинский со столицей в Харькове создавались на Левобережье и Слобожанщине. Все вопросы внутренней жизни украинским штаты имели право решать самостоятельно. За центром сохранялись права осуществления общей внешней политики, выпуска денег и создание единых вооруженных сил. Проект Н. Муравьева предоставлял больше прав народам, порабощенным империей, однако настоящей государственной самостоятельности никто из них не получал. Государства, которые предполагалось создать на украинских землях, имели искусственный характер, поскольку не охватывали всей территории, заселенной украинским, и разрывали ее земли на несколько кусков.

В программных документах «Общества соединенных славян» («Правилах» и «Клятвенные обещанию») провозглашалось отмены крепостного права и установление демократического республиканского строя. В отличие от других декабристских организаций, общество выдвигало идею освобождения всех славянских народов от монаршего самовластья и объединения их в федерацию славянских республик.

 

Отрывок из «Записок И. Горбачевского о программных принципах «Общества соединенных славян»

«Общество должно главной целью увольнении всех славянских племен от самодержавия; уничтожение существующей между некоторым из них национальной ненависти и воссоединение всех населенных ими земель в федеративный союз.

Предполагалось с точностью определить границы каждого государства, ввести у всех народов форму демократического представительного управления, создать конгресс для управления делами Союза и для изменения, в случае необходимости, основных законов, предоставляя каждому государству (права) разработать внутреннее устройство и быть независимым в составлении отдельных своих узаконений ».

Посудите: 1. Какой была цель «Общества соединенных славян »? 2. Какими должны были быть формы государственного устройства членов будущего славянского союза?

 

Этот союз, как провозглашалось в документах общества, должен был охватить все славянские народы, жившие «Между четырьмя морями - Черным, Балтийским, Адриатическим и Ледовитым». К славянского союза республик должны были войти Россия, Польша, Чехия, Моравия, Сербия, Молдавия, Далмация, Кроация, Венгрия и Трансильвания. Верховная власть в федерации должна была принадлежать общему собранию. Создание Украинского государства как члена этого союза члены общества (хо­ча среди них были и украинском) не предполагали.

Программные документы декабристов свидетельствовали, что хотя украинские земли были главной ареной деятельности организаций, «Украинский вопрос» они фактически игнорировали.

 

3. Выступление декабристов и его последствия

14 декабря 1825, в день присяги новому императору Николаю I, который взошел на престол после смерти Александра I, декабристы организовали в Петербурге восстание. Однако заговорщики воздерживались от активных действий и хотели заставить правительство принять свои требования только самим актом своей гражданского неповиновения. Они вывели на Сенатскую площадь 3 тыс. солдат с оружием и ждали на удовлетворение своих требований. Вечером новый император, собрав верные войска, расстрелял восставших из пушек.

Через две недели после этих событий поднял восстание Черниговский пехотный полк, расположенный на Киевщине. Правительство бросил против восставших карательные части, 3 января 1826 разгромили мятежников. Подавив выступления, правительство жестоко расправилось с декабристами.

Декабристское движение имело прежде пророссийский характер и ограничивался армией. Он показал, что общественное движение на украинских землях не может победить, если не будет поддержан украинским. Политическая равнодушие декабристов до будущего украинского народа (как и к другим народов, угнетенных империей) привела, наряду с другими причинами, к поражению декабристов. И все же декабристское движение, несмотря на его ограниченный характер, был первым за нового времени попыткой ликвидировать самодержавие, а потому повлиял на развитие украинского национально-освободительного движения.

 

4. Пропаганда свободолюбивых идей в учебных заведениях

В конце 20-х гг XIX в. оппозиционные самодержавию идеи распространялись в некоторых учебных заведениях Приднепровья. На их появление повлияли события декабристского движения и расправы с ним. В сочетании с западноевропейскими идеями, которые распространялись среди гимназистов и студентов прогрессивно настроенными преподавателями, они привели к появлению тайных кружков антиправительственного направления. Пылкие дискуссии происходили у них, поиски способов освобождения из-под имперского гнета, стали горном, в котором формировались взгляды представителей новой украинской интеллектуальной элиты - интеллигенции.

В начале 1826 г. тайный кружок возник в Харьковском университете. Возглавили его молодые студенты - дворянин Владимир Розалион-Сошальский и сын киевского купца Петр Балабуха. В состав кружка входило около 20 человек, среди которых были студенты, служащие, офицеры. Кружковцы читали, распространяли запрещенную литературу и сами писали сочинения против самодержавия. В.Розалион-Сошальский создал несколько таких произведений, самым известным из которых был прозаический памфлет «Рылеев в тюрьме». В нем он в форме исповеди декабриста Рылеева осуждал «капризности самовластного правления »в империи, бесправие угнетенного народа, отстаивал естественное право каждого человека на свободную жизнь. Кружок просуществовал год: после того, как он попал в поле зрения имперских чиновников, его разгромили. Как выразился имперский министр образования А. Шишков, «в учебных заведениях не должны распространяться нечестивые мудрствования в ущерб религии, правительства и общественной обществу ».

На Левобережье очагом распространения прогрессивных идей была основана 1820 Нежинская гимназия высших наук. Благоприятная ситуация для этого возникла в гимназии благодаря деятельности ее директора Ивана Орлая (1771–1829).

Медик, историк, педагог, просветитель, ученый-словесник, Иван Орлай родился в Закарпатье и был представителем суток зачина украинского национально-культурного возрождения, которое началось здесь в конце XVIII в. Вместе с другими закарпатскими русинами он прославил те времена, которые небезосновательно называли золотым веком в истории края.

За свою жизнь Орлай работал и учился во Львовском, пештской, Венском, Кенигсбергському, Дерптском университетах и Медицинской академии в Петербурге. Имел ученую степень магистра словесных наук и философии, доктора медицины, был членом многих европейских научных обществ. Не разминулся он и с масонскими ложами. И. Орлай одним из первых стал излагать мысли, что губернии Приднепровья заселены украинским народом, который имеет собственный язык, а большинство населения украинский земель за пределами Российской империи «суть тоже малороссияне» (украинская), а не венгры или поляки. Карпатский ученый был автором сочинений по истории медицины и первой русской труды по истории Закарпатья «История о Карпатороссах ...», в которой раскрыл историю родного края с IX до XVIII в. Он был поборником идеи общего образования всего народа, независимо от сословных различий. Постоянно защищал эту позицию Орлай на должностях директора Ришельевского лицея в Одессе (1826-1829 гг.) Под его руководством в этих учебных заведениях сложилась благоприятная атмосфера для обучения, дискуссий, знакомства с европейскими идеями. За взгляды, несовместимые с имперской идеологией, Орлая обвинен в вольнодумстве й начали следствие. От наказания карпатского ученого спасла преждевременная смерть.

В Нежинской гимназии высших наук существовала тайная «библиотека свободного чтения». Это были произведения авторов, запрещенных имперской цензурой, - Дж.Байрона, Ф. Вольтера, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и т.д. Хранил эти произведения гимназист Н. Гоголь, будущий писатель. В гимназии тайно издавались и распространялись рукописные журналы, в которых гимназисты писали свои произведения с критикой имперских порядков. Большой популярностью в их среде пользовались идеалы Французской революции конца XVIII в. Гимназисты часто пели гимн революционной Франции «Марсельезу», а иногда и насмешливую народную песню - пародию на царский гимн, в котором подчеркивалась необходимость уничтожения императорской династии Романовых. Возглавляемое И. Орла руководство гимназии относилось к увлечениям своих учеников достаточно спокойно, не каралось их и «не замечало» их занятий.

На свободолюбивые захвата гимназистов влияли передовые идеи, которые распространялись среди них некоторыми профессорами гимназии. В частности, профессор М. Белоусов, выпускник Харьковского университета, неоднократно критиковал самодержавно-крепостнические порядки в империи, выступал за переустройство общества на принципах свободы, равенства и братства. Профессор Ф. Зингер обсуждал с учениками на своих занятиях революционные события в Европе.

 

По делу о свободомыслие профессора Нежинской гимназии высших наук Н. Белоусова

«29 мая Николай Котляревский подтвердил показания своего брата Егора о слова, сказанные профессором Белоусовым в классе, да и сам он, Николай, слышал, как тот профессор на лекции естественного права, рассказывая о верховную власть, обратился к ученикам и спросил: «Если представитель народа - государь недостоин и назло направляет вверенную ему от народа власть, то что с ним надо сделать? " И когда ученики молчали, то профессор сказал, что можно такого государя скинуть, убить. Это должны были слышать все ученики ... »

Посудите: 1. Почему утверждение профессора были расценены имперскими чиновниками как преступление? 2. В чем заключалась опасность преподавания естественного права в учебных заведениях империи?

 

Несовместимыми с имперской идеологией взглядами, распространялись в Нежинской гимназии, заинтересовалась полиция. Сначала от руководства ею был отстранен И. Орлая, а в 1830 г., по приказу Николая I, всех профессоров, обвиняемых в вольнодумстве, уволили с должностей и сослали.

 

5. Польское восстание 1830-1831 гг и Украина

В 1830 г. украинские земли оказались в водовороте событий, связанных с польским национально-освободительным восстанием против российского господства, которое началось в Королевстве Польском.

Созданный в Варшаве результате победы восстания Национальное правительство выдвинул программу возрождения Речи Посполитой в границах 1772 г. На предложения поляков начать переговоры император Николай I ответил, что восставшие могут рассмотреть только две его предложения: капитуляция или уничтожение. Следовательно итальянские повстанцы выдвинули знаменитое лозунг: «За нашу и вашу свободу!" Они рассчитывали на объединение в борьбе против имперского порабощения всех оппозиционных сил из массы россиян, украинский, белорусов, литовцев. На Правобережье они призвали землевладельцев мере пообещать предоставить крестьянам землю, чтобы привлечь их на свою сторону, но большинство польской шляхты отвергла это предложение.

На помощь восставшим выступили отряды польской шляхты с Правобережья. Украинское крестьянство считало их действия чисто «панской делом», и для того, чтобы убедить его присоединиться к польских шляхтичей, одних лозунгов было недостаточно.

Российское правительство поначалу оказался в довольно затруднительном положении, но очень быстро нашел выход. Главнокомандующий русскими войсками, фельдмаршал Ф.Остен-Сакен обратился к украинских крестьян Правобережья. «Не верьте им (т.е. полякам), - призвал он, - и тех, которые будут уговаривать и принуждать к бунту, старайтесь схватить и доставить начальству. Вы уже никогда не будете принадлежать тем помещикам, которые восстанут против законной власти ». Содержание этого воззвания, которую читали во всех церквях Правобережье, крестьяне поняли как возможность освободиться из-под панского ига. Они охотно хватали шляхтичей-бунтовщиков и передавали их российским властям. Одновременно имперские чиновники решили, как и во всех предыдущих боя, использовать военные таланты потомков украинских казаков. Появился имперский указ о формировании полков малороссийского казачества в Черниговской и Полтавской губерниях. Желающих записаться в них оказалось много, поскольку было заявлено, что все они навсегда останутся на казацкой службе. За шесть недель малороссийский генерал-губернатор Николай Репнин (1778-1845) сформировал 8 полков по 1 тыс. душ в каждой. Однако в подавлении восстания казачьи полки принять участие не успели.

Между тем российские войска в июне 1831 г. подавили выступления взбунтовавшей польской шляхты на Правобережье, а в начале сентября штурмом овладели Варшавой.

 

6. Имперская политика в Приднепровье после подавления польского восстания

Революционные события, охватившие Европу, и польское восстание 1830-1831 гг побудили Николая I развернуть борьбу против «европейской заразы». Как метко выразились о Николае I, он пытался зитнуты все головы, которые возвышались над рядовым уровнем.

История с казацкими полками, сформированными малороссийским генерал-губернатором, завершилась. Часть казачьих полков перевели в состав местных частей российской армии, а большинство отправили на Кавказ погибать в войне империи за покорение свободолюбивых горских народов. С тех, кто пытался протестовать, десятки погибших шпицрутенами. Самого Репнина был отправлен в отставку.

Николай Репнин своей деятельностью на должности малороссийского генерал-губернатора весьма отличался из среды других царских чиновников в Приднепровье. Он происходил из древнего княжеского рода черниговских Рюриковичей. Всю свою жизнь Репнин посвятил государственной и военной службе, достиг достаточно высоких должностей, но одновременно зажил славы либерала и сторонника украинских интересов. Истоки этого чуда многие современников князя связывали с романтической историей его любви и браку с внучкой последнего украинского гетмана Кирилла Разумовского. Репнин был человеком не только высокообразованной, но и, как свидетельствует его деятельность, мужественной и порядочным.

За период пребывания в должности генерал-губернатора Малороссии (1816-1834 гг) он достаточно много сделал для развития этого края. Неоднократно Репнину приходилось, подвергаясь раздражение столичной бюрократии, отстаивать украинские интересы перед имперским правительством. Он также поддерживал дружеские отношения со многими дворянами-автономистами и, как некоторые утверждал, был даже членом полтавской масонской ложи «Любовь к истине». Много сделал Репнин для развития украинской культуры. Достаточно вспомнить его содействии И. Котляревскому, организацию театра в Полтаве, на сцене которого ставились пьесы И. Котляревского, написанные украинским языком. По инициативе малороссийского генерал-губернатора были собраны средства на выкуп из крепостничества талантливого украинского актера М. Щепкина. Интересовался он и историей Украины, выступил с предложением ее написание и помог историку Д.Бантыш-Каменскому осуществить его замысел (даже написал лично раздел по военной истории в его «Истории Малой России"). Видел Репнин и тяжелое положение украинских крестьян, что побудило его обратиться с предложениями к Николаю И.

Деятельность Репнина, а также его связи с декабристами вызывали недовольство императора. Когда «доброжелатели» генерал-губернатора написали очередной донос и обвинили его в том, что он не распускает созданы казачьи полки, поскольку хочет стать гетманом, подозрительный император решил действовать. Под предлогом финансовых злоупотреблений (он вкладывал собственные средства в строительство в Полтаве института благородных девиц, когда государственные исчерпались!) его отстранили от должности. Последние годы жизни Репнин жил в своем имении в Яготине, где неоднократно бывал Т. Шевченко. Князь относился к поэту очень благосклонно, а его дочь Варвара влюбилась у Тараса на всю жизнь.

Значительные изменения были осуществлены имперским правительством на Правобережье. После подавления восстания о былом терпимое отношение к полякам речи не было. Специально созданная 1831 комиссия по делам западных губерний имела по приказу Николая I «привести все западные земли в соответствии с великорусских губерний во всех сферах жизни ».

Вследствие этого развернулась широкомасштабная кампания насильственной русификации края. Русский язык стал единственным официальным языком, и в течение нескольких месяцев на преподавание ею было переведено все польские школы и судопроизводство на Правобережье. Каменецкий лицей, который был центром польской культуры и высшего образования, ликвидировали. Его библиотеку (50 тыс. томов) и большинство преподавателей были переведены в созданный 1834 Киевского университета, который, по замыслу имперских идеологов, должен был «Российскую культуру и российскую национальность на спольщений землях Западной России ».

Особенно жестоким репрессиям подвергли польскую шляхту. Хотя непосредственно в восстании из 100 тыс. шляхтичей Правобережья участвовали лишь 4 тыс. смельчаков, лишили имений и вывели из дворянского сословия 64 тыс. человек. На Правобережье было также закрыто значительное количество католических и греко-католических церквей и монастырей. Украинские крестьяне благодарности за свою помощь империи так и не дождались. Хотя и упрекать не было за что: обещали только, что они уже не будут принадлежать помещикам-повстанцам. Действительно, вместо них в конфискованных имениях появились новые хозяева - следовательно, слова не сломано ...

Польские патриоты пытались сопротивляться имперской политике. В 1835 г. лидер радикальной польской организации «Молодая Польша» Шимон Конарский нелегально переселился на Волынь и начал подготовку нового восстания. В течение следующих двух лет он создал на Правобережье разветвленную сеть ячеек тайной организации «Содружество польского народа ». Однако новая попытка поднять восстание оказалось неудачным. В 1838 Конарского схватили, а в следующем году казнен.

В течение первой половины XIX в. Украинский населения Правобережья находилось в очень сложном положении и, находясь под молотом на наковальне, попеременно страдало от полонизации и русификации. Обе стороны пытались разыграть «Украинская карту »для установления своей власти в крае, полностью игнорируя при этом права коренного украинского населения на самостоятельное развитие.

 

Вопросы и задания

1. Кто такие декабристы? Которые организациях декабристов существовали на украинских землях?

2. Как определялось будущее Украины в программных документах декабристов?

3. Каким было влияние декабристского движения на украинское общество?

4. Повлекшее распространение свободолюбивых идей в учебных заведениях?

5. Подтвердите фактами, деятельность тайных кружков в учебных заведениях должна оппозиционный характер применительно к имперской политики.

6. Какие факты свидетельствуют, что во время польского восстания 18301831 гг имперское правительство действовал по принципу «Разделяй и властвуй» в отношении украинского и польского народов?

7. Охарактеризуйте политику российского правительства в Приднепровье после подавления польского восстания 1830-1831 гг