§ 3. Жизнь Украинская конце XVIII - первой половине XIX в. (учебник)

§ 3. Жизнь Украинский конце XVIII - первой половине XIX в.

Вспомните: 1. Каким было повседневную жизнь Украинский в XVI-XVIII века? 2. Как хозяйничали украинские крестьяне в прошлых веках? 3. Какую роль играла церковь в культурной жизни Украины?

 

1. Человек и окружающая среда

Развитие человеческого сообщества зависит наряду с другими факторами от особенностей географического расположения и природных условий, на которых она существовала. Украинские земли расположены в юго-восточной части Европы.

Почти не две трети территории Украинский земель составляли пространные черноземы, всегда были главным богатством народа, а в одночасье - постоянной причиной посягательств соседей на них.

Жизнь на этих землях влияло на формирование характерных черт общественной жизни украинский. Плодородные почвы позволяли Украинский крестьянам успешно вести единоличные хозяйства в отличие от их северных соседей - россиян, где бедные почвы и суровый климат заставляли крестьян объединять свои усилия для совместной работы. Эти особенности привели формирование различной ментальности и социально-экономической организации народов.

Подавляющее большинство украинского народа в конце XVIII в. составляли крестьяне, которые издавна трудились круг земле, жили в живописных селах и не торопились сменить их на городские жилища. Промышленная революция постепенно влияла на эту ситуацию, однако и в конце XIX в. крестьяне составляли 95% населения Украины.

 

Народная картина «Крестьянин и крестьянка». XIX в.

 

2. Изменения в жизни Украинский под имперской властью

В конце XVIII в. земли, заселенные украинским, оказались в составе Австрийской и Российской имперских политических систем, жизнь в которых существенно отличалось от привычных условий. Обе империи были огромными территориальными объединениями, состоявшие из центра и подвластных территорий, заселенных разными народами.

Империи имели централизованную структуру управления с лицом императора на верхушке властной пирамиды. Исполнение законов и распоряжений имперского правительства возлагалось на многочисленное чиновничество. Из разнообразных задач, возлагавшихся на имперское чиновничество, важнейшим был сбор налогов. Но использовались они не на местные нужды, а на реализацию имперских планов и, конечно, на нужды самих чиновников. Всеми средствами воздействия империя воспитывала в них смирение и верность, подчеркивая, что это является главным моральным и религиозным долгом граждан. Поэтому большинство населения постепенно приспосабливалась к имперским порядкам и считала их вполне разумными.

Большое значение в управлении подвластными территориями наряду с чиновничеством предоставлялось армии. Для местного населения военный становился привычным фигурой, а для общественной элиты военная служба была возможностью сделать неплохую карьеру. Одновременно с этим содержание имперской армии стало тяжелым бременем для населения украинских земель.

Особенностью жизни в составе империй стала его детальная регламентация. В украинском обществе предыдущих суток общественная власть - как казацкая старшина, так и польская шляхта - никогда не увлекались изданием значительного количества документов относительно упорядочения вопросам повседневной жизни. Имперская власть, напротив, считала необходимым регламентировать жизнь своих многонациональных подданных на местах, согласно единым стандартам, многочисленными распоряжениями из столицы.

Отношение обеих империй к украинских земель, загарблених ими в конце XVIII века, имело значительные различия. Австрийская империя была группой разных народов, из среды которых ни один не имел абсолютного большинства. Вследствие этого австрийское правительство никогда не пытался утверждать, что украинские земли являются коренными имперскими землями, и только доказывал свое право владеть ими, признавая при этом, что их населяют другие народы.

Российская империя никогда не признавала, что покорила земли, заселенные другим народом, наоборот, российское правительство постоянно подчеркивал, что земли Приднепровья является давней и неотъемлемой частью России, которая была раньше у нее отняли, а теперь возвращены. Украинский народ считали «малороссами» и частью «великорусского народа». Лишь в конце XIX в. вследствие развертывания украинского национального движения в имперских верхах о них чаще всего с почти нескрываемым раздражением начали говорить как о «инородцев». Наличие в империи русского народа, который составлял большинство населения, вызывали политику насильственной русификации всех сфер общественной жизни. Вследствие этого вопрос сохранения народной культуры, истории и языка стало, без преувеличения, вопросом выживания украинский как этноса.

 

3. Ментальность украинского народа

Для понимания жизни Украинская под имперской властью важно понять то, как они восприняли действительность, чувствовали и чем занимались, или определить черты их менталитета. Для него были характерны следующие черты:

·   населения Украинский земель со времени своего возникновения занималась земледелием. Земля была одновременно и средством существования, и самым большим богатством, за которое постоянно велась борьба и принадлежавшее защищать от посягательств соседей;

·   расположение Украина на грани влияния двух миров повлекли формирование двух основных типов реакции Украинский на окружающие реалии. Угроза порабощения и потери родной земли толкала решительные посвящать свою жизнь защите Родины. Именно из них сформировалось знаменитое украинское казачество. Другой тип украинского народа составляли те, кто пытался приспособиться к жизни в условиях постоянной опасности. Главным для них было выжить, спрятаться от врагов, скрыть свои чувства и научиться жить под властью захватчиков. Именно отсюда берет начало извечный попытки украинский приспособиться к существующей власти по принципу «ничего, потерплю, могло быть и хуже ». Так сложились «малороссийская ментальность» («Синдром малороссийства») и «рутенство». Количество лиц первой, казацкого, типа, склонного к борьбе за свои права, всегда была меньше, поскольку большая их часть погибала, защищая родную землю;

·   особенностью национального характера украинского народа была его неагрессивность. Течение веков они никогда не пытались захватить земли соседей, только желали иметь возможность жить спокойно на своей земле.

    После того как Российская империя ликвидировала автономию Гетманщины, для представителей бывшей казацкой старшины результате уравнивания в правах с российским дворянством открылись возможности для блестящей карьеры. Типичным примером проявления «малороссийской ментальности» в этих условиях стало высказывание потомка генерального судьи Василия Кочубея - Виктора Кочубея, который стал одним из друзей русского императора Александра I. «Хоть и родился я хохлом, - говорил он, - я больше русский, чем кто другой ... мое положение преподносит мне над всякими мелочными соображениями. Я рассматриваю заботы ваших губерний (Приднепровской Украины) под углом зрения общих интересов всего нашего общества. Малороссийские взгляды меня не интересуют ». «Малороссийство» было болезнью не только украинского народа; аналогичные явления наблюдались во всех народов, порабощенных империями. Впрочем, стоит отметить, что те, кто начал процесс украинского национального возрождения на Левобережье, также вышли из ряды малороссийского дворянства.

 

4. Традиционные виды хозяйственной деятельности украинском

Занятиями украинского народа издавна были земледелие, скотоводство, пчеловодство, рыболовство и охота. Весомость каждого из этих занятий в хозяйстве менялась на протяжении веков, однако главным всегда было земледелие. Самой распространенной системой обработки почвы в XIX в. оставалось трехполье. Для обработки земли до 80-х гг XIX в. использовали традиционный украинский тяжелый плуг, что его называли тогда малороссийским, новороссийским, степным. В начале 40-х гг XIX в. рядом с ним начали применять легкий плуг, изобретателем которого считался полтавский крестьянин Стеценко. Посевные работы выполнялись, как и первое, вручную. Сеяли рожь, пшеницу, ячмень, овес, гречиху, просо. Для сбора урожая применяли серп и косу. Промышленная революция привела к появлению различных сельскохозяйственных машин, но большинство крестьян в силу разных обстоятельств продолжала использовать старые орудия труда.

Огородничество было преимущественно женским делом. Город украинский хозяйки нельзя было представить без подсолнухов (сначала их использовали лишь как декоративное растение) и кукурузы, которые были завезены в Украина из Америки. В течение первой половины XIX в. на Юге появились помидоры, которые впоследствии распространились и в других регионах. С тех пор начали выращивать баклажаны и перец. Славились и херсонские арбузы, которые выращивали на Юге с XVI в. Ими торговали не только в Украине и России, но и вывозили за границу. В 1764 г. на украинских землях появился картофель. Эта южноамериканская культура быстро завоевала популярность среди украинском и превратилась в «второй хлеб». Наряду с новыми культурами не забывались и обычные: свекла, капуста, тыква, чеснок, лук, огурцы, морковь и т.д.

Неотъемлемой составляющей пейзажа украинского села был знаменитый «садок вишневый коло хаты». Выращивали также яблоки, груши, вишни, сливы, а на Юге - черешни, орехи, абрикосы, персики, в Причерноморье и Закарпатье - виноград. Украинские крестьяне издавна умели прививать деревья и вывели немало сортов с высокими вкусовыми качествами. Лишь в Подольской губернии, по свидетельствам современников, в XIX в. существовало около сотни сортов яблок, среди которых были и такие, где каждое яблоко весило около 600  г. Несколько сортов плодовых деревьев даже были вывезены из Украина на Американский континент.

С земледелием было органически связано скотоводство. Особое внимание уделялось разведению быков, которые в первой половине XIX в. были основной тягловой силой. На Юге привычной картиной пейзажа были стада тонкорунных овец-мериносов и табуны лошадей. Недаром эти земли сравнивали с американским Диким Западом, а колоритные фигуры чабанов - с ковбоями.

Пчеловодство всегда играло значительную роль в хозяйстве украинский. Настоящую революцию в пасечника осуществил Украинская ученый П. Прокопович, который 1814 сконструировал рамочный улей. Однако использовать его изобретение начали в Германии, а дома - только через несколько десятилетий.

Охота в XIX в. уже не играло большой роли в хозяйстве. Во всех регионах Украины, кроме Полесья, крестьяне не пользовались правом охоты. А для помещиков течение первой половины XIX в. это было любимым развлечением. Они устраивали охоту гоном на лошадях с большими стаями гончих собак.

В течение XIX в. рыба, как и первых, занимала ведущее место в пищевом рационе населения украинских земель. После присоединения Российской империей южноукраинских земель и получения выхода к Черному морю здесь стали возникать частные рыболовные компании и артели, ловили много рыбы - осетров, судаков, леща, тарани и т.д. Чумацкие валки везли с Юга соленую и вяленую рыбу к другим украинским регионов. В многочисленных украинских реках и озерах было немало раков, различных пород рыбы. Для бедных крестьян рыбалка становилась средством обогащения их пищевого рациона. Вместе рыболовство для большинства населения стало одной из форм проведения досуга.

 

5. Поселение и жилище

Поскольку большинство населения украинских земель в начале XIX в. составляли крестьяне, города и городки были лишь небольшими торговыми и административными центрами для ближайших окрестностей. Переход под имперскую власть вызвал изменения в форме и значении украинских городов. Вследствие того, что города Приднепровья стали центрами сосредоточение имперской администрации, в каждом губернском и уездном городе появился административный центр с площадью, вокруг которой сооружали административные учреждения. Центральные улицы и площади некоторых городов вимощувалися мостовой и освещались керосиновыми фонарями. Однако подавляющее большинство улиц оставалась Неасфальтированные и почти непроходимой в дождливое время года.

 

Большинство городов и местечек были небольшими и их население не превышало 1-2 тыс. человек. На середину XIX в. с 850 городов и местечек всех украинских земель только 62 имели более 10 тыс., а 5 - более 50 тыс. жителей.

Центрами городской жизни были традиционно церкви и, конечно, базары.

Первая половина века стала время, когда в крупных городах стало появляться все больше многоэтажных кирпичных домов. Однако в небольших городах, как и первое, преобладали одноэтажные деревянные дома. Снаружи стены красились, украшались резьбой, в окна иногда вставляли цветное стекло. Внутри дома зажиточных хозяев были многокомнатными, имели, по европейской моде, парадные залы, гостиной, комнаты для гостей и слуг, кухни и хозяйственные помещения. Обставлялись комнаты мебелью, которые, согласно пожеланий и финансовых возможностей хозяина, завозились из Европы или изготавливались местными мастерами. Украшением их были зеркала, часы, картины, гобелены и т.д. Жилища же городской бедноты напоминали крестьянские избы.

Села составляли подавляющее большинство поселений украинских земель. Народное жилье - сельская хата - мало в каждом регионе свои особенности. Украинская хата была олицетворением преемственности традиций, эстетических основ народа. «Белая, с теплой соломенной крышей, поросшей зеленым бархатным мхом, - писал о ней в ХХ в. Александр Довженко, - архитектурная праматерь пристанища человеческого. Незамкнутая, постоянно открыта для всех, без стука в дверь, без «можно?» и без «войдите!», жилье простой, как доброе слово, и законное, словно создали его не человеческие руки, а сама природа, словно выросло оно, как плод, среди зелени и цветов ».

 

Жилой комплекс. Киевщина (кон. XIX - начала ХХ вв.)

 

Однако подчинение имперской власти повлияло и на традиционное лицо украинского села. Имперское притяжения упорядочить всю жизнь по единому шаблону повлекло в Приднепровье появление указаний относительно упорядочения вида пос. Местным властям поручалось проследить, чтобы в центре каждого села был создан площадь, от которого расходились бы улицы до окраин. На площади крестьянам объявлялись важнейшие решение имперской администрации, устраивались наказания виновных и т.д. Стремление малороссийского дворянства и правобережной польской шляхты подражать тогдашнюю европейскую моду привели к распространению нового элемента в культурном ландшафте Приднепровья - помещичьих имений. До наших времен сохранились лишь единицы, однако большинство из них можно отнести к памятникам мирового значение. Среди них - садово-парковый комплекс Софиевка в Умани графа Потоцкого, поместья Галаганов в Сокиринцах и Тарновского в Качановке на Черниговщине и др.

 

6. Православная церковь Приднепровской Украина под имперской властью

Конец XVIII - начало XIX в. в истории Украины и православной церкви стали периодом их включение в состав Российской империи. Планы императора Николая I в отношении Правобережье - «ввести край сей силой возвышения православия и элементов русских в безразличное единение с великорусскими губернии »- можно считать целью имперской политики по всей Приднепровья.

 

Обыденное наряд священника и монаха. XIX в.

 

Российское правительство придавал православной церкви особую роль в осуществлении своей политики. Церковь рассматривалась как составная часть государственно-бюрократической системы и один из гарантов социальной спокойствия в империи. Согласно закону о престолонаследии, принятому 1797 г., император объявлялся главой Русской православной церкви, а сама церковь - «господствующей и первенствующего». В 1799 г. было принято, что границы епархий (церковных округов) должны соответствовать границам губерний. Следовательно на Приднепровье было создано 9 епархий: Харьковская, Черниговская, Полтавская, Херсонская, Екатеринославская, Таврическая, Подольская, Волынская и Киевская.

Государственные ассигнования на содержание духовенства значительно увеличивались. Духовенство превращалось, собственно, на чиновников с четко фиксированной государственной платой. Эти и другие меры российского правительства имели целью превратить православную церковь в зависимую от государственной власти структуру.

Мероприятия по церкви были направлены на формирование единой структуры церковной организации в империи с ликвидацией при этом каких-либо исторических, национальных, территориальных особенностей. Этот курс имперского центра нашел полное отражение в церковной политике на украинских землях. С его реализацией происходили:

·   унификация Украинский церковных структур с целью приведения их в соответствие с российских;

·   замена процедуры избрание церковных иерархов их назначением на должности. При этом большинство из них была россиянами или иностранцами, тщательно выполняли любые команды из центра;

·   русификации кадров украинского духовенства через внедрение системы учреждений духовного образования с едиными русскими программами;

·   создание условий, при которых церковная карьера зависела от верноподданичества империи;

·   осуществления мероприятий по ликвидации национальных особенностей в церковной жизни и быту Украинский. Приведение богослужебной практики в соответствие с московских образцов, внедрение торжественных служб в «царские дни», что отождествлялись с большими религиозными. Провозглашение в украинских церквях анафемы Мазепе;

·   обязательна великорусская произношение славянских текстов в церковной практике, учебных заведениях Приднепровья т.д.

Реализация этих планов была возможной только при условии перехода на службу к официальной церкви большинства духовенства. Высших церковных иерархов, как и украинскую казацкую старшину, соблазнили привилегиями, перспективной духовной карьеры, правами, приравненными к дворянских. Тактика, что «охота к правительствам, особенно к жалование победит ... взгляды старых времен », принесла имперскому правительству ожидаемые результаты. Однако, проявляя смирение светским властям, украинское духовенство осталось состоянием, вышедший из народа. Даже в условиях насильственной русификации и денационализации оно во многом разделяло мировоззрение и культурные, нравственные предпочтения украинского народа.

В целом унификационный мероприятия российского правительства относительно церковной жизни на Приднепровье внесли изменения внешнего характера. Осуществить денационализацию украинской церкви на приходском уровне русское православие не смогло.

Надругательством над национально-религиозными традициями и религиозными традициями украинский стали «царские службы» - коронования русского царя, день его рождения, именины, рождения престолонаступника и т.п. Местная администрация обязана была в эти дни буквально загонять верующих в церковь. Но хотя непосещение «царских служб» строго наказывалось, вплоть до ареста и тюремного заключения, внедрение его течение века происходило на Приднепровье крайне медленно. В Умани, например, даже в городском соборе, а в уезде - в большинстве церквей «Царские службы» в первой половине XIX в. некоторое время вообще не проводились.

 

7. Религиозная борьба на Правобережье

Вследствие разделения Речи Посполитой под властью Российской империи оказались земли, большинство которых в течение двух веков жила в принципиально иных условиях. Во времена польского господства на этих землях наряду с католиками и православными существовало большое количество тех, которые исповедовали греко-католическую веру. На присоединенных землях их насчитывалось около 1,5 млн человек. В течение первой половины XIX в. на Правобережье происходила «Борьба за души» греко-католиков (или, как их тогда называли, униатов) между польскими католиками и русским православием. Вопрос привлечения униатов к своей веры было для обеих сторон очень важным, поскольку речь шла о политическом будущее Правобережья. Поляки рассматривали Правобережья как часть Польской государства, за восстановление которой вели борьбу, тогда как российской правительство считал, что это чисто русские земли, которые поляки издавна пытались ополячить.

Опираясь на силу, русский правительство сразу после присоединения развернул кампанию по восстановлению ведущей роли на Правобережье православной церкви.

Для большинства верующих украинский переход в православие был не столько изменением церкви, сколько действительно возвращением к праотеческой веры, - ведь на значительной части Правобережья уния существовала лишь несколько десятилетий и навязывалась силовыми методами. Одновременно они лелеяли надежду на то, что теперь смогут освободиться от гнета польских шляхтичей-католиков. Но эти надежды абсолютно не отвечали цели имперской политики на Правобережье. Под лозунгами пропагандируемой единовирности российский правительство желало лишь ускорить процесс унификации новоприеднаних земель.

Довольно часто переход в православие сопровождался многозначительным «агитацией» с восхищением униатских церквей воинскими командами, вооруженными пушками. Объяснялось это необходимостью осуществления распоряжения царского правительства, согласно которым все построенные православные церкви должны быть им возвращены. Четыре греко-католические епархии (Киевская, Каменец-Подольская, Владимирская, Луцка) была ликвидирована, а с 5 тыс. приходов осталось только 200. Многих представителей греко-католического духовенства отправили в ссылку, а церковное имущество и земли конфискованы.

Иная ситуация сложилась в тех регионах, где греко-католическая церковь за двести лет успела укорениться духовно и культурно, воспринималась населением как вера родителей. Здесь даже во давлением российской администрации переход в православие масштабами и темпами воображения не поражал. Одной из причин этого было также то, что католическая польская шляхта, которая оставалась на местном уровне наиболее влиятельной силой, побудившей греко-католиков переходить в католицизм.

Это заставило имперскую власть перейти к более гибкой тактике. Император Павел I (1796-1801) принял несколько постановлений, которые обеспечили более-менее нормальные условия для католиков и униатов. Было возобновлена деятельность греко-католических епархий на присоединенных землях, монастырей, возвращено из ссылки греко-католического митрополита и духовенство. Этой уступкой сразу воспользовались поляки.

 

Император Александр I

 

Эпоха правления Александра I (1801-1825) стала временем, когда поляки на Правобережье не скрывали своих стремлений превратить эту землю на край польской культуры, веры и языка. Происходило это, прежде всего, благодаря тому, что второй молодости императора был польский князь Адам Чарторыйский. С 1802 г. течение 22 лет он всеми средствами осуществлял полонизации Правобережья, насаждал католицизм. Сторонниками греко-католической церкви в крае оставалось, собственно, лишь крестьянство. Большинство греко-католических приходов за ограничений местных помещиков-католиков бедствовала.

Начать решительную борьбу против польских католиков на Правобережье решил император Николай I (1825-1855). Существенно повлияло на это польское освободительное восстание 1830-1831 гг По официальным данным, на Правобережье повстанцев поддержали 50 католических монастырей. Это позволило имперскому правительству найти достаточно весом в глазах европейской общественности повод для начала русификации Правобережье. Вследствие этого в крае было закрыто 61 католический монастырь, все польские учебные заведения, репрессирован большинство духовенства. Одновременно более решительными стали действия против греко-католической церкви.

 

Император Николай I

 

Согласно распоряжениям российского правительства, детей из смешанных семей записывали православными. Населению запрещалось отмечать католические праздники и использовать любые богослужебные книги, кроме тех, которые печатались в Москве. Вводился также порядок, согласно которому, если в приходе был хоть один желающий стать православным, всю ее превращали в православную.

Втайне от населения, поскольку «умы Еще не подготовлены », велась работа по организации присоединения греко-католической церкви к православной. Присоединение должно было иметь форму удовлетворение «добровольного желания» греко-католиков вернуться под власть Русской церкви. В 1839 г. группа греко-католических иерархов, возглавляемых Иосифом Семашко, подписала письмо, в котором просила присоединить греко-католическую церковь в православную церковь. Это желание было, конечно, довольно императором.

После этого началось принудительное объединения церквей на Правобережье. Впрочем большое количество верующих не желала менять свою веру. В знак протеста они собирались возле церквей и не пускали туда православных священников. Для помощи последним использовали военные команды и полицию. Однако и после этого греко-католики оказывали пассивное сопротивление, отказываясь посещать захваченные православными церкви.

 

Выдержка из письма обер-прокурора Синода Русской православной церкви Протасова относительно событий при осуществлении присоединения греко-католической церкви в 1839 г.

«Тогда как согласно предложенным свыше планом следовало осуществить воссоединение незаметно, с ведома самого только духовенства и светских властей, без объявления публичного ... вы, допустив чтение указа в церкви ... подали всем свидетелям того явный повод официально знать то, что каждый должен знать о себе ... и в необходимых случаях ».

Посудите: 1. Что вызвало обеспокоенность обер-прокурора? 2. Почему имперская администрация пыталась скрыть от населения акт «добровольного присоединения» греко-католической церкви к православной?

 

Итак, в «борьбе за души» Украинская греко-католиков российское правительство одержал победу. В знак присоединение греко-католиков было изготовлено памятную медаль с надписью: «Отторгнутые насилием (1569 г.) присоединены любовью (1839 г.) ». Но это было только художественным украшением имперской политики. Судьба верующих российское правительство интересовала намного меньше, чем собственные интересы.

В Риме, столице католического мира, на эту же событие откликнулись изданием «Белой книги» (1842 г.), рассказывала о тернистом пути католической и греко-католической церквей на землях, захваченных Российской империей.

 

Вопросы и задания

1. Как естественная среда влияло на жизнь украинским?

2. Определите и раскройте изменения, произошли в жизни Украинская под имперской властью.

3. Что такое ментальность? Какие черты ментальности украинского народа сложились на протяжении его истории?

4. Какие новые явления появились в Украинский менталитете под властью двух империй?

5. Какие изменения произошли в традиционных видах хозяйственной деятельности Украинский при новой эпохи?

6. Как изменился облик украинский городов и сел течение первой половины XIX века?

7. Раскройте характеристику Русской православной церкви как «господствующей и первенствующего» на основании ее деятельности в Приднепровье.

8. Почему присилування праздновать «Царские службы» в Приднепровье можно считать издевательством над религиозными и национальными чувствами украинский?

9. Составьте план пункта «Религиозная борьба на Правобережье »и подготовьте рассказ по ним.

10. Определите причины и последствия борьбы за влияние на верующих, развернувшейся на Правобережье.