ИСТОРИЯ УКРАИНЫ 9 класс Гисем О.В., Мартынюк А.А.

Тема И

Новая эпоха украинской истории. Формирование современной УКРАИНСКОЙ НАЦИИ. ТЕОРИЯ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ВЫЗОВЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIXст.

 

 

 

 

§ 1. XIXвека: сутки модернизации Европы

Вспомните: 1. Когда и как возникла украинское казацкое государство - Гетманщина? 2. Что такое индустриализация? Когда и как она началась в Европе?

 

1. От старой к новой Украине

 

Перед вами книга, которая повествует о новой сутки украинской истории, события которой произошли во второй половине ХVIII - Начале XIXст. Этот период нашей истории вместил много событий. Вторая половина ХVIII ст. стала временем, когда украинские земли оказались в составе Российской и Австрийской империй. Уничтожение русским царизмом Гетманщины и Запорожской Сечи стало завершающим событием истории казацкой Украина, ощутимой потерей для поступательного развития украинской государственной традиции.

Эти печальные для нашей истории события совпали по времени с важными изменениями. Которые начинались в тогдашней Европе. Новая эпоха европейской истории является, среди прочего, эпохой развертывания национально-освободительных движений и возникновение новых национальных государств.

Основным содержанием следующего "Украинская XIX века ", как назвал этот период украинский историк И.Лысяк-Рудницкий, Является украинским национальное возрождение конечной целью которого было создание современной украинской государства. Путь, который преодолели украинский течение этого времени, находясь под властью двух империй, был тяжелым и сложным. Однако наш народ смог достойно пройти его: не потерял своей культуры, языка, истории, заложил пидвалены индустриального общества, доказал свое право на достойное место среди новоевропейский наций.

 

2. Особенности цивилизационного развития Европы у XIXст.

"Сила Украины заключается в том, - писал украинский историк И. Крип `якевич, - что она постоянно поддерживала связи с Западной Европой и оттуда перенимала все живые культурные течения ". Что самое было определяющим в развитии европейской  цивилизации в новую историческую эпоху?

Для Европы это было время всеобъемлющего модернизации (от франц. moderne- Современный), в результате которой возникло индустриальное общество, в котором главное место занимала машинная индустрия, определяя его экономическое процветание и международный авторитет.

Одним из продуктов новой эпохи стало появление современных наций. Распространенным представлениям о нации является то, что это любая группа людей, которая имеет общие институты и обычаи, чувство социальной однородности и общего интереса. Наиболее характерными признаками нации обычно считаются собственная самоуважение, единственная общий язык или близкие диалекты, общая религия, традиции и история, своя историческая территория, общее понимание правды и неправды, общая массовая гражданская культура, общая экономика. Однако одного или нескольких из этих элементов может недоставать, не мешает этой группе претендовать на звание нации.

 

Выдержка из эссе Эрнеста Ренана «Что такое нация?"

«Нация - это следствие долговременной работы, жертвенности и преданности. Общая слава в прошлом и стремление вместе еще раз совершить великое в современном - вот главное условие для того, чтобы быть нацией ... Нация - это большая общность, создание пониманием, осознанием жертвы, прежде принесенной, и готовности к новой жертвы. Она существовала в прошлом, она восстанавливается в современности реальным действием и пониманием, четко выраженным стремлением продолжать жизнь сообщества. Существование нации ... - это ежедневный плебисцит ... »

Подумайте: 1. Как понимает процесс появления нации автор эссе? 2.Почему существования нации является «ежедневным плебисцитом»? 3. Благодаря чему нация существовала в прошлом и восстанавливается в настоящем?

 

Модерна эпоху некоторые ученые называли «Эпохой национализма», так прежнее цивилизации не знали организации человеческих сообществ по национальному принципу.

 

2. Социально-экономическую жизнь страны Европы

Течение XIXст. среда жизни европейцев претерпело значительные изменения. Раньше большинство населения стран Европы жила в сельской местности, где было сосредоточено экономическое жизнь. В модерна эпоху начался процесс урбанизации (от лат. urbanus- Городской) - сосредоточение населения и экономической жизни в крупных городах. Основными причинами развертывания процессов урбанизации в Европе были:

·   появление большого количества крестьян, которые не могли найти труда на селе и вынуждены были искать ее в городах;

·   значительный прирост населения в Европе. Численность населения (с Россией включительно) выросла за XIXст. из 190 млн до 420 млн душ;

·   развертывание промышленной революции;

·   упадок мелкой торговли, ремесленного производства и, соответственно, влек исчезновения небольших городов с населением в 10-15 тыс. душ.

Признаком новой эпохи стали миграции (От лат. migratio- Переселение) - перемещения масс людей, связанные со сменой постоянного места жительства. Одновременно с переселением в крупные города получили распространение эмиграция (от лат. emigratio- Выселение ») - вынужденное или добровольное переселение людей из своей страны в другую по экономическим, политических или религиозных причин, и иммиграция (от лат. immigratio- вселение) - въезд иностранцев в страну на длительное или постоянное жительство.

Развертывание миграционных процессов свидетельствовало об изменениях в системе мировосприятия большинства людей. С тех пор они в поисках лучших условий жизни уже не боялись покидать свои привычные места и искать счастья на чужбине.

Изменения в структуре народонаселения, связанные со становлением индустриального общества, способствовали увеличению спроса на продукты питания. Это, в свою очередь, повлекло явление, его называют сельскохозяйственной революцией. Впрочем, темпы и масштабы этих изменений были значительно меньше, чем в промышленном производстве. На селе появлялись паровые жатки, молотилки, косилки и т.д. Эта техника облегчала труд крестьянина, а вместе приводила к появлению излишней рабочей силы. Течение XIXст. количество населения, занятого в сельском хозяйстве, постоянно уменьшалась.

На середину XIXст. феодальные отношения, внеэкономическими методами «привязывали» крестьянина к земли и заставляли его работать, исчезли практически во всей Западной Европе. Европейские крестьяне работали на земле ради удовлетворения собственных потребностей, оплачивая при этом определенные налоги государству. В Российской империи феодально-крепостнические отношения сохранялись до 1861 г.

Продвижение в развитии сельского хозяйства был связан с развертыванием промышленной революции, а впоследствии индустриализации. Сельское хозяйство обеспечивало новые промышленные предприятия рабочей силой благодаря ее избытке, а одновременно был рынком сбыта промышленной продукции. Промышленная революция развертывалась в Европе с запада континента на восток. Основано оно было, как вы знаете, в 60-х гг XVIIIст. в Англии. Распространяясь континентом, на границе 30-40-х гг она достигла Австрийской и Российской империй, в состав которых в то время входили украинские земли. Главным следствием промышленной революции была замена аграрного общества к индустриальному. Процессы, разворачивались в сельском хозяйстве и промышленности, привели к значительным изменениям в общественной структуре европейских стран. Появился достаточно большой средний класс - буржуазия, чиновники, интеллигенция. Зачастую эти люди имели хорошую образование, работали и были основой стабильности общества. Одновременно с средним классом появились промышленные рабочие, условия жизни большинства из которых поначалу были очень тяжелыми.

 

3. Идейно-политические течения нового времени

Промышленная революция кардинально повлияла и общественную жизнь, привела к появлению целой волны новых теорий, взглядов, движений.

Для идейных поисков начала XIXст. были характерны попытки понять и усвоить уроки Французской революции конца XVIIIст .. Разочарование в идеалах Просвещения, когда под лозунгами свободы, равенства и братства сначала установилась кровавая якобинская диктатура, а впоследствии империя Наполеона, привело к формированию новых идейно-политических течений:

·   либерализм - объединял сторонников парламентского строя, свободы предпринимательства, гражданских и политических прав и свобод личности. На первое место выдвинулись потребности отдельного человека, которые считались важными, чем интересы коллектива;

·   консерватизм - отражал политические взгляды тех, кто выступал за сохранение традиционных ценностей и устоев общественной жизни, а необходимость осуществления коренных изменений в жизни общества категорически отрицал, склоняясь к постепенных преобразований;

·   радикализм - объединял сторонников проведения решительных перемен в обществе, радикальных мероприятий и крайних взглядов. Осуществить это они требовали немедленно.

Споры между сторонниками этих взглядов, в той или иной форме, были составной частью общественно-политической жизни европейских стран времен становления индустриального общества.

 

4. «Эпоха национализма»

Одновременно с вышеперечисленными появилась еще одно течение, сторонники которого считали приоритетным фактором общественного развития жизни нации. На основании этих взглядов возник национализм, который стал, по мнению некоторых ученых, одной из наиболее жизнеспособных идей человеческой истории. Национализм был течению, сторонники которой считали нацию одной из крупнейших стоимостей, считали, что она должна быть свободной и жить собственной политической жизнью, имея автономию или независимое государство. Право на это, по их мнению, было одним из неотъемлемых, естественных прав человека.

Начало распространения этих взглядов в Европе положила французская революция конца XVIIIвека, которая заменила заученный призыв «Да здравствует король!» новым, шедший от души сердца: «Да здравствует нация!" Это событие завершило донациональногоэру в истории человечества и начало новой эре национального существования.

Именно в годы революции на арену политической жизни вышел новый субъект, нация, которая в борьбе за «место под солнцем »взяла на вооружение национальную идею. Во время революции возник, который получил название гуманного, или возрождения. В этот время национализм не означал ничего другого, кроме любви к своей нации, готовности на любые жертвы ради ее существования и процветания. Его роль сводилась исключительно к формированию наций, образование национальных государств и их защиты. Национализм проповедовал равенство народов, уважение к их прав и свобод, демонстрировал терпимость к национализму др.

Французская революция, а особенно - наполеоновские войны вызвали волну подъема национализма или национально-освободительной борьбы практически среди всех европейских народов, прежде всего среди тех, которые подверглись нападению со стороны французской армии. Тогда окончательно выкристаллизовался принцип национальности, по которому каждый народ есть носителем верховной власти и имеет право на создание собственного национального государства. С тех пор этот принцип стал одной из важнейших составляющих национальной идеи.

Дальнейшее развитие идеи возрождения национализма был связан с деятельностью немецких философов. Вследствие поражения Пруссии в войне против Наполеона философ Иоганн-Готлиб Фихте(1762-1814) призвал немцев к национальному возрождению. Надежды немцев объединиться в единое государство после Венского конгресса (1815 г.) потерпели неудачи. Это привело к развертыванию в немецких землях молодежного романтического движения. Его целью было национальное объединение и движения немецкого государства. Теоретической основой этого движения стал романтизм- направление духовной культуры первой половины XIXвека, который поддерживал стремление человека к свободе, его желание самосовершенствоваться, утверждал большую стоимость народных традиций и языка.

Один из теоретиков романтизма, немецкий философ Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) особое внимание обращал на славянские народы, предсказывая им большое будущее. Особенно выделял он от других народов украинский. «Украина, -твердил философ, - станет когда новой Элладой. Прекрасное климат этой страны, ласковая нрав народа, его музыкальный дар, плодородная земля когда возмутятся. С малых племен, которыми когда были и греки, появится большая культурная нация. Ее границы протянутся к Черному морю, а оттуда в широкий мир ».

Распространению идей национализма в Восточной Европе, в частности в Украину, в значительной степени способствовали поляки. Вследствие разделов Речи Посполитой они потеряли свою государственность именно в тот момент, считалось временем рождения национализма.

Отчаянная борьба поляков за восстановление утраченной государственности оказала значительное влияние на молодую интеллигенцию центрально- и восточноевропейских наций, среди которых были и Украинская, которые в то время также переживали период национального пробуждения. Деятельность польских патриотов стала для них примером, моделью, которую они использовали с учетом собственных исторических реалий.

 

Извлечение из труда Жана-Жака Руссо «Рассуждения о правительстве Польши»

«Вы [поляки] не сможете помешать [Врагами] проглотить вас, но если вы дотримаетесь того, чтобы ни поляк никогда не стал русским, я гарантирую: Россия никогда не уведет Польшу ».

Подумайте: 1. При каких условиях нация может выжить в условиях имперского господства? 2. Что должна была делать украинская элита, чтобы уберечь украинскую от денационализации под властью двух империй?

 

Впрочем, польское национальное движение был достаточно ограниченным как в социальной, так и в национальной плоскостях. Течение длительного времени поляки ничего не предлагали для улучшения положения крепостных крестьян, добивались восстановления Польши не в этнических границах расселения польского народа, а в границах Речи Посполитой. Эта особенность определяла, в частности, менее безразличие (а иногда и враждебность) Украинская к борьбе поляков.

Национальное пробуждение безгосударственных народов стало составной частью европейского общественно-политической жизни XIXст. Одним из европейских национальных движений порабощенных народов стал и украинским.

 

5. Что такое национальное возрождение?

Термин «национальное возрождение» стал идеологическим изобретением XIXст. тогдашних интеллектуальных элит (Элита - ведущий слой) народов, которые боролись за создание новой государственности. В его формировании содержалась идея, что в историческом прошлом существовала нация, которая вследствие неблагоприятных исторических условий упадок и теперь стремится возродиться.

Первым примером применения термина «возрождение» применительно национального подъема стал итальянский национальное движение. В 1847 г. в Пьемонте выходил журнал «Возрождение», по которым и стали называть это движение. Впоследствии термин «национальное возрождение» или его соответствие - «пробуждение наций» получил распространение для характеристики других национальных движений.

Однако реальный смысл этого понятие в модерна эпоху был несколько другим. По содержанию и форме национальное возрождение убрало форму создания новых наций как субъектов современной европейской истории. Национальное возрождение в модерна сутки как каждый сложный и продолжительный по времени исторический процесс, можно переделить на несколько стадий.

Чешский ученый Мирослав Грох, исследователь истории национальных движений славянских народов, предложил три условные стадии, а именно:

·   фольклорно-этнографическую, когда отдельные исследователи-энтузиасты «изобретают» национальность, собирают и публикуют народные песни, изучают историю, обычаи, язык своего народа. Вследствие этого они находят аргументы, подтверждающие идею, что определенная этнографическая группа является отдельным сообществом с точки зрения этнографии, филологии и истории;

·   культурная, или литературная, когда исследования, проведенные на первом этапе, трансформируются в определенные идеи, которые распространяются среди образованных слоев. Главным становится возрождение языка, борьба за расширение сферы ее потребления;

·   политическую, когда сплоченная сознанием собственной истории и общего языка нация разворачивает борьбу за национальное освобождение. Возникают политические организации, создаются политические программы с требованиями получения самоуправления, автономии и, наконец, самостоятельности.

В реальной жизни народов эти стадии часто перекрещивались - в пределах второй иногда зарождались элементы третьей или существовали проявления первой стадии. Соответствуют этой схеме и процессы украинский нации в модерна сутки.

 

6. Интеллигенция и распространения новых идей

Важную роль в распространении новых идей в XIXст. сыграла новая общественная прослойка, которую в западноевропейских странах называли интеллектуалами, а в восточноевропейских - интеллигенцией. В широком смысле это понятие объединяло представителей различных слоев, которые имели высшее образование. Однако главной чертой, присущей интеллигенции, было то, что она объединяла людей, посвящали себя служению народу, борьбе за улучшение его культурного, социального и политического положения.

Появление интеллигенции имела важное значение для дальнейшего развития европейских народов. Особенно чувствительным это было для таких обществ, как украинская, что вследствие поглощения имперскими структурами потеряло свою давнюю национальную элиту. Интеллигенция заступила ее, стала новой культурной и политической элитой общества в модерна сутки.

 

Вопросы и задания

1. Как Вы понимаете выражение: "От старой к новой Украине ".

2. Укажите особенности цивилизационного развития Европы по новой эпохи?

3. Что такое нация? Какими были признаки современных наций?

4. Охарактеризуйте изменения в народонаселении европейских стран в течение XIXст.

5. Как менялось социально-экономическую жизнь страны Европы?

6. Что способствовало появлению идейно-политических течений? Какими были их особенности?

7. Раскройте содержание понятия национального возрождения.

8. Чем отличались стадии национального возрождения.

9. Какую роль играла в общественно-политической жизни европейских стран интеллигенция?

10. В XIXст. получил распространение иронический высказывание: «Нация это группа людей, объединенных общей ошибкой относительно своего прошлого и общей отвращением к своим соседям ». Определите, сторонники которой идейно-политического течения могли соблюдать следующие взглядов? Каково ваше отношение к такой оценке нации?

 

 

<< ВОПРОСЫ: Развитие украинской культуры во второй половине XIX - начале ХХ в. § 2. Включение украинских земель в состав Российской империи >>

Copyright © 2011 Apycom jQuery Menus