§ 3-4. Церковная жизнь второй половины XVI в. (учебник)

§ 3-4. Церковная жизнь второй половины XVI в.

1. Каким было положение православной церкви наукраинских землях в составе Польского королевства и Великого княжестваЛитовского во второй половине XIV-XV века? 2. Когда единая длявосточнославянских земель Киевская митрополия разделилась на Московскую и Киевскую?

 

1.   Положениеправославной церкви. XVI в. исследователи называют темной эпохой в историиУкраинский православной церкви. В этот период церковной жизни на территории Украиныразвивалось под иностранной и иноверных польско-литовской властью. И хотя провозглашалосьтерпимое отношение к православию, обеспечение прав и привилегий православнойцеркви, существовали существенные причины, вызвавшие глубокий кризис церковной жизни,деморализовали и дезорганизовали его. Вместе с тем именно в этот период развилисьтакие характерные особенности украинского православия, как активное участие в жизницеркви светских лиц и сближения церковной жизни, духовного образования и школы,вынужденных противостоять наступлению латинской культуры, католицизма и реформацийнимдвижениям.

Отрицательно влияло на положение православной церквисуществующее в Польском королевстве и Великом княжестве Литовском право патроната или «право представления».Согласно ему, вопрос назначения на митрополичью и епископскую кафедрызависело от великого князя литовского и польского короля. После Люблинскойунии ситуация ухудшилась. Польские короли по праву патроната стали, "подаваяхлебы духовные и раздавая столицы духовные », назначать на должности епископов иархимандритов (настоятелей монастырей) за деньги. Фактически должность получал тот,кто больше за нее заплатил. Короли предоставляли должности в православной церкви светскимлицам (шляхте, военным) за долги государства этим людям, разнообразные выслуги,по просьбе приближенных к королевскому двору лиц и т.д.

Правом патроната по православных церквей и монастырейпользовались на частных землях магнаты и шляхта. Оно заключалось в правесобственности на основанные ими церкви и монастыри в своих имениях, селах игородах. Священники в таких приходах не избирались простым людом, а назначалисьпатронамишляхтичамы по «праву представления». Благодаря этому жизнь церковнойобщины зависело от вероисповедания владельца имения или города и егоотношение к православию. Магнаты и шляхта распоряжались церквами и монастырямина основании права собственности: закладывали, меняли, продавали, сдавали в аренду,отдавали в приданое т.д.

Польская власть предоставила православной церкви гораздо меньшеправ по сравнению с католической. Православных епископов не допускали, в отличиеот католических, к участию в работе сената - верхней палаты сейма. Православноедуховенство, в отличие от католического, должно было платить налоги. Хотяс 1573 польские короли обязались придерживаться политики религиознойверотерпимости, фактически польская власть и католическое духовенство негативноотносились к православию, видя в нем препятствие для продвижения католицизмана Восток.

 

2.   Реформаторские иконтрреформацийни движения в Украине. В XVI в. Европу охватила Реформация- Церковно-религиозные и общественно-политические течения, направленные против католическойцеркви. С распространением в Европе реформационных идей связано пробуждениенационального сознания, развитие культуры отдельных народов и возникновенияпротестантизма.

 

Термины и понятия

Протестантизм - Один из крупнейших (наряду с католицизмом иправославием) направлений в христианстве, возникшее в период Реформации в XVIст. Его первоначальными формами были лютеранство, кальвинизм и англиканство.

 

В 30-40-х гг XVI в. из Европы через Польшу наукраинские земли стали распространяться реформаторские учения. Одним из таких ученийбыл кальвинизм. Основатель учения ЖанКальвин считал, что судьба человека заранее определена Богом, призвалработать, быть экономными и накапливать богатства. На территории Украины общиныкальвинистов возникали в крупных помещичьих имениях или городах, принадлежавшихмагнатам. Первыми приняли кальвинизм магнатские семьи Потоцкихи Радзивиллов. К ним примкнули представители знатныхправославных родов (Вишневецкие, Хоткевича, Сапеги). Общины кальвинистоввозникали также в Закарпатье, Холмщине, Подляшье, Перемышльский и Белзскогоземлях. Другое течение протестантизма, лютеранство, Натерритории Украины распространения не получила.

Во второй половине XVI в. в Галичине, Волыни,Подолье и Киевщине распространилось арианство - Протестантскийнаправление, сторонники которого признавали только Бога Отца, отрицая этимхристианское учение о Святой Троице.

Особенностью реформационных движений было то, что они нераспространялись на значительные слои украинского населения. По подсчетам историкаМ. Грушевского, на украинских землях было около 100 небольшихпротестантских общин, созданных, как правило, шляхтой и далеко не всегдаУкраинский. Распространение протестантизма на время затормозило проникновениякатолицизма в Украину. В основных принципах Реформации (освобождение изпод властиРима, приближение церкви к народу, перевод Библии на народном языке) Украинскийправославное население видело средство противодействия католицизма, приспосабливаяреформаторские идеи к своим потребностям.

Борьба протестантов с католической церковью становилась дляправославных образцом для обновления собственной церковной организации. Влияниереформационных идей проявлялся в деятельности православныхбратств, Которые пытались способствовать обновлению церковной жизни.

Важным следствием распространения идей Реформации наУкраинский землях стало появление переводов Священного Писания. В частности, в1556-1561 гг на Волыни украинском языке было издано ПересопницкоеЕвангелие.

Пересопницкое Евангелие (1556-1561 гг.)

 

В 60-х гг XVI в. в Украине получает распространение Контрреформация - Движение, начатое католической церковью дляборьбы с Реформацией. В 1569 г. при поддержке польской власти на территорииУкраина начало деятельность «Общество Иисуса» (ордениезуитов). Благодаря настойчивой деятельности иезуитов, поддерживаемыхпольскими властями, их сторонниками стало немало магнатов и шляхты, которых ониобратили на католицизм (Радзивиллы, Хоткевича, Сапеги). В 70-80-х ггXVI в. на украинских землях иезуиты открывали свои школы, где сочеталидостаточно высокий уровень преподавания с распространением католицизма.

 

3.   Православныебратства. В XV-XVII вв. на украинских землях разворачивалсябратский движение, связанное с деятельностью создаваемых православными мещанамибратств.

 

Термины и понятия

Братства - Религиозные и культурнопросвитницькиобщества, создаваемые православными мещанами при церковных приходах (приходах)Украина в XV-XVII вв.

 

Сначала православные мещане, создавая по образцуремесленных цехов братства, руководствовались благотворительной целью - заботиться опостроение и обслуживание церкви, устраивать благотворительные обеды для бедных,готовить церковные торжества, оказывать помощь больным и т.д.

В XVI в. в условиях развертывания насильственногоокатоличивания и национального угнетения православных украинский деятельностьбратств изменилась. Они стали выступать защитниками прав православного населения.Члены братства обращались с жалобами на действия польской администрации в суды,посылали делегации с просьбами к королю. Вместе братства стремились очиститьцерковь от лиц, недостойных духовного звания, и обновить ее. Они также занималисьпросветительской деятельностью: открывали школы, типографии, собирали библиотеки.

Первые братства - Благовещенское(1542 г.) и Николаевское (1544 г.) - возникливо Львове. Во второй половине XVI в. влиятельным стало Успенскоеставропигийское братство во Львове. По праву ставропигии оно непосредственно подчинялоськонстантинопольскому патриарху, а не местным православным епископам.Львовское братство имело право превосходства над другими братствами и контроля наддуховенством. Ему принадлежала Львовская братская типография, в которой работал московскийпечатник Иван Федоров. Около 1585 г. в городепоявилась Львовская братская школа для детей мещан и священников. Онасодержалась на средства братьев. Братство организовало во Львовешпитальпритулок для нетрудоспособных, построило Успенскую церковь.

 

Ансамбль Успенской церкви(Современный вид)

 

Интересно знать

На Украину права ставропигии имели:

* Киево-Печерская Лавра (с 1589),
* Львовское Успенское Братство (с 1589),
* Киевское Богоявленское Братство (с 1620),
* Манявский Скит (с 1620),
* Луцкое Кресто-Воздвиженское Братство (с 1623),
* Межигорский Спасопреображенский монастырь (с 1687).

 

Деятельность Львовского Успенского братства сталапримером для православных украинский других городов. В конце XVI - началеXVII в. православные братства действовали в Перемышле, Рогатине, Тернополе, Луцке,Кременце, Судовой Вишне, Киеве и многих других украинских городах.

 

4.   Предпосылкизаключения Брестской церковной унии. Европейские государственные и церковныедеятели неоднократно обсуждали вопрос восстановления единства христианскойцеркви. Интерес к этому вопросу особенно усилился в условиях развертыванияКонтрреформации. Католическая церковь активизировала свои попытки расширить влияниена Востоке с целью объединения католиков и православных под эгидой папскогопрестола. В Речи Посполитой идею объединения (унии) православной и католическойцерквей пропагандировали иезуиты. В 1577 г. польский проповедник-иезуит Петр Скарга издал книгу «О единстве церкви Божьей под однимпастырем ...», в которой доказывал необходимость объединения двух церквей.

Проповедь П. Жалобы

 

Вопрос церковной унии обсуждался представителями ПапыРимского с Украиной-белорусской православной знатью. В целом она благосклонноотносились к возможному объединению при условии, что оно состоится на основеравноправия. Благодаря унии они стремились осуществить обновление православнойцеркви, приблизить ее к потребностям времени.

Украина-белорусские православныеепископы, которые разделяли униатские настроения, видели в объединении путь к преодолениюкризиса православной церкви и оздоровления церкви в целом. Они считали, чтоблагодаря этому лишатся унизительной для духовенства зависимости от торговоремисничоголюда, объединенного в братства. Уния способствовать достижению православными фактическойравенства в правах с католиками в Речи Посполитой, позволит православнымиерархам по католическим, получить места в сенате.

Польские власти всячески поддерживала униатские стремленияправославных иерархов, считая, что единственная вера является фактором укрепления государства.Церковная уния рассматривалась, во-первых, как путь к окончательному закреплениюукраинских и белорусских земель, во-вторых, переходный этап к чистойкатолицизма и, наконец, как средство к денационализации украинском и белорусов,поскольку с церковной латинизацией связывалась и полонизация.

В украинском обществе были также противникиобъединение церквей, которых возглавлял князь Константин-Василий Острожский.Сначала он относился к унии благосклонно. Князь и его сторонники считали, что кунии должна войти вся Восточная церковь, а объединение должно произойти на основеравноправия православной и католической церквей. Однако осознание того, чтовласть Речи Посполитой и представители Папы Римского стремятся прочего,превратило князя на противника унии.

Константин-Василий Острожский

 

5.   Церковные соборыв Бресте 1596 и движения грекокатолической церкви. По настояниюПапы Римского польский король СигизмундIII созвал церковный собор в г. Бресте, где предстояло торжественноепровозглашения унии. Для участия в его работе прибыли митрополит с егоепископами. 16 октября 1596 собор начал работу.

Сигизмунд III Ваза

Однако уже в начале работы сторонники унии церквей итрадиционного православия не нашли общего языка и разделились на два отдельныхсоборы. Противники объединения на отдельном православном соборе осудилидеятельность митрополита Михаила Рогозы и тех епископов, принявших унию. Всвою очередь, митрополит и верные ему епископы на своем соборе официально утвердилиакт унии православной и католической церквей.

По условиям Брестской унии, православная церковьхранила восточный обряд, церковнославянский язык, выборное право на замещениемитрополита и епископов, юлианский календарь и право жениться для низшегодуховенства. Одновременно признавалась превосходство Папы Римского как первоиерархавсей христианской церкви и принималась католическая догматика.

В результате Брестской унии на украинских земляхвозникла греко-католическая церковь. Фактически вместоодной церкви образовалось две, началась длительная борьба «Руси с Русью» - междуправославными и грекокатоликов. Провозглашаемой уравнивание в правах грекокатоликови католиков не произошло. Обещанных мест в сенате грекокатолической епископы неполучили. В ситуации существования права патроната в Речи Посполитой от светскойвласти зависело, какая именно церковь (грекокатолической или православная) существовать наподвластной ей территории.

Фрагмент витража «Берестейскаяуния »
в Митрополичьем кафедральном храме Украинской греко-католической церкви Свв. Владимираи Ольги в г. Виннипег, Канада (Витражист:Лео Мол)

 

В сложных условиях обострения противостояния на почвевероисповедания грекокатолической духовенство стало сопротивляться попыткамкатолической церкви с помощью унии окатоличуваты и полонизировать Украинскийнаселения. Отстаивая национальную идентичность, грекокатолической церкви доказала,что она является украинской церковью.

 

Интересно знать

Название «грекокатолической церкви» имеетисторическое происхождение. До заключения Брестской церковной унии украинские ибелорусские православные на землях, входивших в Речи Посполитой и были подчиненыконстантинопольскому патриарху, считали себя принадлежащими к восточномугреческого обряда христианства и говорили, исповедующих «греческую веру». Послеунии для выделения тех, кто ее поддержал, в Риме стали употреблять название «грекикатоликы».Однако уже в 20-х гг XVII в. сторонников унии чаще определяли как«Русинивкатоликив», или «соединенных», а верных православию - как «несоединенных»,или «схизматиков». Официальное название «грекокатолики» впервые ввела для своихподданных австрийская императрица Мария Терезия конце XVIII в.

 

Украинская православная церковь, которую власть Речи Посполитойпоставила вне закона, не покорилась и продолжала искать пути для своегообновления. При этом она опиралась на поддержку украинских православныхшляхтичей, мещан и нового общественного состояния - казачества.Защиту православия стал одним из главных лозунгов украинский внациональновизвольний борьбе первой половины XVII в.

 

6.   Развитиеполемической литературы. В конце XVI - первой половине XVII в. наУкраинский землях значительное распространение получили произведения полемической литературы,авторы которых, придерживаясь определенных взглядов на религию и церковь, пыталисьопровергнуть позиции своих противников.

Первым заметным произведением полемической литературы в Украинеявляется написанная по поручению князя К.-В. Острожского ответ арианин Мотовила на книгу П. Скарги «Оединстве церкви Божьей под одним пастырем ...». Одним из первых православныхписьменникивполемистив стал ректор Острожской школы ГерасимСмотрицкий. В изданных 1587 произведениях «Ключ царства небесного» и«Календарь римский новый» он резко критиковал католицизм и папство, защищалправославие и обосновывал вредность календарной реформы папы Григория XIII.Произведения этого жанра значительно распространились в Украину в связи с подготовкой и заключениемБерестейской унии. Самыми известными православными письменникамиполемистамы были Клирик Острожский, Стефан Зизаний, Мелетий Смотрицкий, ИванВышенский, Иов Борецкий, Захария Копыстенский.

Мелетий Смотрицкий

 

Фигура в истории

Одной из самых ярких фигур в нашейистории начала XVII ст. был МелетийСмотрицкий, талантливый писатель, ученый-филолог, эрудит, человек в себяiческой европейского образования, постоянно занималась судьбой своего народа исвоей церкви и делала для них все, что могла. Это не былученый «не от мира сего» - его публицистические произведения, наполненные «премудростью»,современники читали, перечитывали, обсуждали везде, где находилась хотя бы однаграмотный человек. Вехи жизни. Мелетий (светское имя - Максим) Смотрицкий(1575-1633) родился на Подолье в селе Смотриче в небогатой православнойблагородной семье. Его отец Герасим Смотрицкий был ректором знаменитойОстрожской академии, известным писателем и поэтом; это он вместе с ИваномФедоровым напечатал Острожскую Библию. Мелетий Смотрицкий учился вОстрожской академии, где его наставником был грек Кирилл Лукарис, будущийКонстантинопольский патриарх, а дальше - в иезуитской Виленской академии.Позже он поехал за границу для завершения образования и слушал лекции в несколькихизвестных польских и немецких университетах, в частности, в Виттенбергском(Виттенберг - город, где католический монах Мартин Лютер впервые обнародовал своиизвестные тезисы-обвинения против католической церкви). Идеи Реформации глубокоповлияли на шляхтича с Подолья, значительно позже он писал о себе: «Кто я былтогда? Последователь Лютера, около гроба Лютера свой молодой возраст в наукахотравив, лютеранским дымом закопченный, прибыл в Литву, и Русь тем же чадомзаразил ». В западных университетах Смотрицкий получил всестороннюю классическуюобразование, познакомился с античной культурой, с философами и писателямиВозрождения, имел возможность сравнить системы образования и философии разных стран,конфессий, университетов, а главное - стал сознательным рационалистом и сторонникомсвободы убеждений. Смотрицкий знал немало языков, включая стародавнимибиблейскими, и был одним из образованнейших людей своего времени.

 

Важную роль в борьбеукраинского народа за свою веру и язык сыграл произведение неизвестного автора началаXVII в. «Предостережение». Его автор ярко и образно освещал угнетенияправославных католиками на территории Речи Посполитой, а путем противодействия этомусчитал распространение знаний, образования, книгопечатание и деятельности братств.

В своих произведениях письменникиполемисты осуждалиБрестскую унию и тех православных иерархов, которые ее поддержали. Они горячоотстаивали православную веру и критиковали учение католической церкви. В православииполемисты видели важнейший фактор самосохранения украинского народа,призвали всех неравнодушных защитить родительскую веру.

 

Выводы

- В XVI в. православная церковь на украинских земляхнаходилась в кризисном состоянии.

- Распространение реформационного движения способствовало развитиюрелигиозного свободомыслия в Украине и выхода части верующих из традиционныхцерквей.

- Развертывание Контрреформации способствовало тому, что окрепшаякатолическая церковь повела наступление на Восток, одним из последствий которого сталаБрестская уния.

- Деятельность братств помогала православным мещанампротивостоять религийнонациональним притеснениям, способствовала национальному и культурномупробуждению украинского общества.

- Заключение Брестской унии вызвало появлениеУкраинской грекокатолической церкви. Одновременно в украинском обществеобострилось противостояние на вероисповедной почве.

- Появление полемической литературы способствовала формированиюнационального сознания украинского народа.

 

Вопросы изадачи

1. Как называют исследователи XVI в. вистории украинской православной церкви? 2. Как влияло на развитиеправославной церкви право патроната? 3. Как распространение протестантизма в Украинеповлияло на проникновение сюда католицизма? 4. Когда был издан ПересопницкоеЕвангелие? 5. Что такое братство? 6. В чем заключалось право ставропигииЛьвовского братства? 7. Как относилась Украина-белорусская знать к возможностиобъединение католической и православной церквей? 8. Когда было заключено Брестскуюцерковную унию? 9. Что такое полемическая литература?  Назовите имена известных православных письменникивполемистив.

10. Охарактеризуйте положение православной церкви вXVI в. 11. Как повлияло на религиозную ситуацию в Украине распространения сюдареформационных и контрреформацийних движений? 12. Охарактеризуйте деятельностьправославных братств. 13. Какими были предпосылки и последствия заключенияБерестейской унии? 14. Как влиял на религиозную ситуацию в Украине развитие полемическойлитературы?

15. По карте «Церковная жизнь на украинских землях всоставе Речи Посполитой XVI - первой половины XVII века »назовите: а)православные епархии Киевской митрополии, б) православные церковные братства, в)православные епархии, принявших Брестскую унию. 16. Составьте характеристикузаключения Брестской унии по плану: а) предпосылки заключения б) причины заключения;в) дата подписания унии; г) содержание унии д) результаты и последствия.

17. В противостоянии, которое возникло между православными игреко-католиками после заключения Брестской унии, протестантские общинысразу стали помогать православной церкви. Чем, по вашему мнению, это былообусловлено? Каким средством борьбы с католической церковью протестанты моглинаучить православных?