РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ УКРАИНЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII - первой половине XVIII века

ФИГУРЫ

Лазарь Баранович (ок. 1620-1693) - выдающийся украинский церковно-образовательный, политический деятель. Учился, а впоследствии преподавал в Киево-Могилянской академии; в 1650-1657 гг - директор). С 1657 г. черниговский архиепископ и исполняющий обязанности Киевского митрополита. Сторонник независимости Украинской православной церкви от Московского патриарха

Даниил Туптало (Димитрий Ростовский; 1651-1709) - украинский писатель-энциклопедист и церковно-образовательный деятель. Родился на Киевщине в семье казачьего сотника. 1669 рукополагал под именем Димитрий, с 1679 г. - игумен монастырей в Украине; с 1702 - митрополит ростовский. Канонизирован

Феофан Прокопович (1681-1736) - украинский ученый-энциклопедист, общественный и церковный деятель. Оставил богатое и разнообразное научную и литературное наследие. Писал стихи на латыни, польском, украинском языках, исторические произведения, проповеди, философские и политические трактаты, учебники и т.д. Образование Феофан Прокопович получил в Киеве (окончил Киево-Могилянскую академию) и в Риме. Профессор, впоследствии ректор Киево-Могилянской академии. Однако вынужден был покинуть Украину: 1716 г. по царскому указу поехал в Петербург. Стал одним из ближайших советников царя по вопросам церковной реформы (помог ликвидировать патриархию и создать подконтрольный царю Синод) и государственной политики. С 1718 г. - епископ псковский, с 1721 г. - вице-президент Синода (президент - С. Яворский, с 1724 г. - архиепископ новгородский

Стефан Яворский (1658-1722) - выдающийся украинский церковно-политический деятель, философ, писатель. Учился в Киево-Могилянской коллегии, во Львове, Люблине, Познани и Вильне. По приказу Петра I Яворского были переведены в Россию, где он стал митрополитом рязанским и муромских, а впоследствии экзархом и блюстителем всероссийского патриаршего престола. С 1721 г. был президентом Синода и протектором Славяно-греко-латинской академии

Самойло Величко (1670-1728) - украинский летописец. Учился в Киево-Могилянской академии. Служил канцеляристом у Василия Кочубея, а в 1705-1708 гг - в Генеральной канцелярии. В конце 1708 г. попал в тюрьму во время репрессий Петра против сторонников Мазепы. После освобождения в 1715 г. поселился в с. Жуках на Полтавщине, где в течение 1715-1720 гг было написано основательный произведение по истории Украины 1648-1700 гг

Иван Щирский (? - 1714) - выдающийся украинский гравер и живописец. К 1683 работал в Вильне, позже - в Чернигове и Киеве. В Любече на Черниговщине восстановил монастырь Св. Антония Печерского (с 1697 г. - архимандрит этого монастыря), 1711 г. построил при поддержке Мазепы церковь Св. Онуфрия. В 1707-1709 гг преподавал поэтику в Черниговском коллегиуме

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ

Развитие украинской культуры во второй половине XVII - первой половине XVIII в. происходило в достаточно сложных, порой противоречивых условий

  • Национально-освободительная война в середине XVII в. и возрождения Украинского государства способствовало подъему творческого духа украинского народа.
  • Важным фактором развития духовной жизни Украины была культурная политика украинских гетманов, направленная на поддержку Украинской православной церкви, национального образования, книгопечатания, искусства
  • время развитие украинской культуры устремился расчленением украинских земель и неодинаковыми условиями их развития.
  • Стремление установить контроль над культурной жизнью украинский - характерная черта колониальной политики любого из государств, владевших землями Украине. Так, например, наступление царизма на государственность Украины происходило одновременно с усилением давления в области культуры
  • Тяжелым ударом для украинской культуры стало подчинение Украинской православной церкви Московскому патриархату (1687 г.)
  • Другим шагом царского правительства, усиливал вмешательство царизма в государственную жизнь Украины, были всевозможные цензурные притеснения украинского книгопечатания. В частности, с 20-х гг XVIII в. внедрялся строгий цензурный контроль Синода над Киевской и Черниговской типографиями. Запрещалось печатать книги на украинском языке
  • После Полтавской битвы дела украинского образования попали под строгий контроль царского правительства: по царскому указу было сокращено количество студентов Киево-Могилянской академии (из двух тысяч воспитанников осталось в 1710 г. только 165 человек), от преподавания отстранили лиц, которые, по мнению российских военачальников, были недостаточно преданными царю
  • Кроме того, царское правительство всячески поощряло отток деятелей украинской культуры в Москву.
    • При Петре И такое зманювання элиты приобрело насильственных черт: высокие должности получали лишь те из украинских деятелей, которые благосклонно относились к царю и во всем подчинялись его воле.
    • высокие церковные иерархи Российской империи были украинский ( Стефан Яворский, Феофан Прокопович ).
    • Было время, когда все епископские кафедры в России занимали Украинская
    • трагичным в этом было то, что за высокие должности Украинский должны отрекаться своих корней
  • не избегали притеснений в области культуры и западноукраинские земли. Например, большинство коллегиумов на Правобережье и в Западной Украине находилась под контролем иезуитов
  • украинский оставались только начальные братские и общественные школы, но и они преследовались польскими чиновниками

ОБРАЗОВАНИЕ И книгоиздания. КИЕВО-МОГИЛЯНСКАЯ АКАДЕМИЯ

  • Низшей звеном в системе образования были начальные школы. Их количество в течение 18 в. неуклонно росла.
  • До первой половины 18 в. на землях Левобережной Гетманщины и Слобожанщины действовали коллегиумы - Черниговский (1700 г.), Харьковский (1726 г.) и Переяславский (1738 г.)
  • В те времена украинский коллегиумы были всестанового: у них учились не только дети священников, казацкой старшины и шляхтичей, но и выходцы из крестьян и мещан. Количество студентов в коллегиумах была значительной: например, в Чернигове ежегодно обучались 700-800 человек.
  • Высшим учебным заведением в Украине, главным очагом науки и искусства на протяжении второй половины XVII - первой половины XVIII в. оставалась Киево-Могилянская академия
  • Благодарная память о основателя закрепилась в названии коллегии, которую еще при жизни митрополита стали называть Киево-Могилянской
  • Что касается статуса академии, то именно так воспринимали вновь заведение современники. Хотя с формальной точки зрения академией был признан 1658 г. в Гадячском договоре
  • Поддержка гетмана Ивана Мазепы способствовала расцвету этого учебного заведения: в 1709 г. в нем обучалось до 2 тыс. студентов из разных регионов Украины, а также из Беларуси, России, Молдавии, южнославянских стран
  • Новый этап развития академии связан с деятельностью Рафаила Заборовского, который стал Киевским митрополитом 1731
  • В указанный период Киево-Могилянская академия оставалась всесословным учебным заведением
  • Развитие образования находился в непосредственной связи с книгоизданием . Крупнейшим издательским центром оставалась типография Киево-Печерской лавры
  • Многие книжной продукции получалось и в Черниговской типографии. Действовали типографии также во Львове, Луцке, Кременчуге, Уневе, Почаеве

ЛИТЕРАТУРА

публицистически-богословские произведения

Год

Автор

Название

Краткая характеристика

1655

Йоаникий Галятовский

"Ключ разумения"

Сборник проповедей

1676

Лазарь Баранович

"Новая мера старой веры"

Ответ на иезуитскую книгу "Старая вера"

1689 -

1705

Димитрий Туптало

Четьи-Минеи

В четырех томах; упорядочения житий святых. Собственно, первая энциклопедия для православного мира

"Руно орошенное

Сборник рассказов о чудесах иконы Богородицы Черниговского Троице-Ильинского монастыря

украинский летописное и историческая проза

Самые достопримечательности

Год

Автор

Название

Краткая характеристика

1672-1673 гг

Феодосий Софонович

"Хроника из летописей древних

В предисловии к произведению автор подчеркивало свое стремление проследить от истоков истории Панства Русского, то есть, Русско-украинского государства. "Хронику ...", написанную на украинском языке, напечатано было лишь в 1922 г.

1674 в типографии Киево-Печерского монастыря

Написанный, как считают исследователи, экономом Киево-Печерской лавры Пантелеймоном Кохановским

"Синопсис"

Единственный историческое произведение, вышедший в свет в те времена. Ему выпала слава первого учебника по истории. О популярности произведения свидетельствует тот факт, что второе издание вышло 1678 г., а еще через два года книгу переиздали в третий раз. Всего "Синопсис" выдержал около 30 изданий

Казацкие летописи

известным явлением исторической литературы первой половины XVIII в. стали казацкие летописи

Летопись Самовидца

Автором считают Роман Ракушка-Романовский , военного и политического деятеля времен Руины

Древнейший из крупных казацких летописей. В нем описываются события с 1648 г. по 1702 Произведение написано на украинском языке, близким к народному (вероятно, 1702 г.). Распространялся в списках.

Источниками были различные документы, книги и летописи, свидетельства современников и очевидцев событий

Автор положительно относится к Освободительной войны, подает хрестоматийную картину ее причин, однако не склонен идеализировать эту войну и ее вождей. Видевший не воспринимал союза Б. Хмельницкого с Ислам-Гиреем III, был подавлен тяжелыми жертвами и опустошениями Украине времен Руины. Немало внимания он уделяет и запорожскому казачеству, прежде И. Сирко, но его отношение к запорожцам является сдержанным

Летопись Григория Грабянки

Создано в Гадяче 1710 Второй из крупных казацких летописей. Написанный на церковнославянском языке. Рассказывает о событиях от древнейших времен до 1709 г. - поражение Ивана Мазепы и избрания гетманом Ивана Скоропадского. Главное внимание уделено ходу Национально-освободительной войны под предводительством Богдана Хмельницкого. Автор, создавая летопись, проштудировал большое количество документов и самых разнообразных исторических трудов своих современников и предшественников, полагался также на народные предания. Возможно, этим объясняется необычайная популярность Грабьянковои книги, свидетельством чего являются десятки списков, в которых, собственно, и распространялся летопись

Летописи Величка

Произведение Величко является крупнейшим явлением казацкого летописания. Язык летописи - книжная украинских. Летопись состоял из двух частей: описания событий от 1648 по 1660 г. и от 1660 по 1700 г. пришел к нам поврежден, без окончания и с пробелами, особенно в первой части. Рукопись Самуила Величко сопровождены десятью портретами гетманов, содержит множество документов, поэтических текстов

АРХИТЕКТУРА УКРАИНСКИЙ БАРОККО

украинский архитектуру второй половины XVII - XVIII вв. определяют как архитектуру барокко

Слово "барокко" с итальянского языка означает причудливый, вычурный . Так называют художественный стиль, господствовавший в Европе с конца XVI и почти до конца XVIII века

Для искусства барокко характерна чрезвычайное внимание к форме. В литературе эта черта проявилась в разнообразии жанров - вплоть до таких словесных упражнений, как фигурные стихи, и в напыщенности: и в построении сложных многословных предложений, и в применении причудливых неожиданных сравнений, в накоплении образов, сочетании библейской мифологии с античной т.д. В XVII в. барочным стало даже написание букв (показательными в этом отношении есть подписи украинских гетманов и канцеляристов. Барочным архитектурным сооружениям присущи накопления роскошных украшений, подчеркнутая декоративность, грандиозности. На украинских землях барочный стиль ярко проявился в творчестве архитекторов И. Шеделя, С. Ковнира, И.Григоровича-Барского, Б. Растрелли, Б. Меретина, маляров И. Кондзелевича, И. Рутковича, скульптора И. Пинзеля; в музыке барочное искусство представляют такие имена, как М. Березовский, Д. Бортнянский, А. Ведель, в литературе - И. Величковский, Г. Грабъянка, С. Величко

  • Для архитектурных сооружений, которые появились в те времена в Гетманщине и Слободской Украины, исследователи пользуются термином казацкое барокко
  • всего украинских барочных сооружений было построено за период правления гетмана Ивана Мазепы
    • средства гетмана построено около десяти храмов
    • В Киеве, в частности, Мазепа заботился строительством братской Богоявленской церкви, Никольского собора, церкви Всех Cвятых над Экономическими воротами Киево-Печерской лавры (1696-1698 гг.)
    • При Мазепе барочных черт получили давние, еще времен Киевской Руси, сооружения - Софийский и Михайловский Златоверхий соборы, которые были восстановлены за средства гетмана.
    • Переустройству в стиле барокко и Успенский собор и Троицкая надвратная церковь Печерской лавры . Собственно, в таком стиле барокко эти храмы сохраняются и сейчас
  • Кыштым Стародубского полковника Михаила Миклашевского было построено несколько церквей на пути от Стародуба в Киев: в Новгород-Северском, Глухове, а также Выдубицком монастыре в Киеве - каменные трапезная с Преображенской церковью и Георгиевский собор (1696-1701 гг)
  • Преображенская церковь в Больших Сорочинцах (1732 г.) возведена на средства гетман Даниила Апостола.
  • Настоящими шедеврами мировой архитектуры в стиле казацкого барокко является также сооружения Преображенского собора этого монастыря вблизи Лубен (1684-1692 гг), Крестовоздвиженский собор в Полтаве (1709 г.), Покровский в Харькове (1689 г.), Спасо-Преображенский в Изюме (1684 г.), церковь Екатерины в Чернигове (1716 г.)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Графика

С вершинами барочной книжной графики конца XVII - начала XVIII в. связаны три выдающиеся в истории украинского искусства фигуры - Александра и Леонтия Тарасевича и Ивана Щирского

  • Перу этих трех мастеров принадлежит огромное количество первоклассных с точки зрения рисовальной техники и барочных по типу образного мышления графических произведений, исполненных символического содержания и пышной аллегорической театральности

Живопись

В отличие от графики, украинская иконопись приобретал стиля барокко сдержаннее

  • Усиление малярного начала в трактовке ликов святых, связано с проникновением в икону элементов западноевропейской живописной традиции, больше чувствовалось в творчестве и волынских мастеров
  • Из них в последней четверти XVII в. выделялась такая фигура с живописной школы г. Жовквы, как Иван Руткович . На Волыни в то же время в подобной манере работал Иов Кондзелевич из Жовквы, монах Белостоцкого монастыря под Луцком
  • протяжении XVII - XVIII вв. большое распространение в Украине приобрела икона Покрова. Образов Покрова сохранилось немало
  • В нижней части таких икон подавались реалистичные изображения представителей казацкой старшины, кошевых атаманов, гетманов
  • примеру, сохранилась икона Покрова Богородицы с изображением Богдана Хмельницкого.
  • Чрезвычайной популярностью во всей Украине пользовалось изображение казака Мамая. На протяжении XVIII в. его можно было увидеть в каждом украинском доме
  • Казаков рисовали масляными красками на холсте, стенах, дверях, окошках, изразцах, сундуках, посуде и даже на ульях, считая символическое изображение Мамая оберегом
  • Сохранилось большое количество вариантов народной картины
  • Исследователи единодушны во мнении, что казак Мамай - воплощение главных особенностей украинского характера