ЦЕРКОВНАЯ ЖИЗНЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI в. Брестская церковная уния

ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ

  • Брестская уния была попыткой реализовать идею единства христианских церквей, зародившаяся 1054 после официального раскола христианства на западную и восточную ветви, а впоследствии превратилась в идею приобщения православных в католицизм
  • Брестская уния была "раной в теле русского народа", что расколола его на два враждебных лагеря, способствовала усилению влияния Рима, полонизации украинском и белорусов

Хронология событий

1556-1561 гг

Создание Пересопницкого Евангелия

1582

Введение в Речи Посполитой нового - григорианского календаря

1586

Утверждение устава Львовского братства Антиохийским патриархом Иоакимом

1596

Православный и униатский соборы в Бресте. Образования на униатскому соборе греко-католической церкви

Фигуры

Гедеон Балабан - львовский епископ (1565-1607). С 1590 г. принимал участие в подготовке унии с Римом, однако накануне Брестского собора занял позицию князя Константина Острожского, став противником идеи объединения церквей. Были напряженные отношения с Львовским ставропигиальный братством

Кирилл Терлецкий - церковный деятель, с 1572 г. - епископ пинский и Туровской. С 1585 г. - луцкий и острожский. В 1589 г. вместе с Ипатия Потием ездил в Рим, встречался с папой Римским и признал его превосходство над украинской православной церковью

Михаил Рогоза - один из организаторов Брестской унии (1596). С 1590 г. как киевский митрополит вел тайные переговоры с польским королем об унии православной церкви с католической

Реформаторские ДВИЖЕНИЕ В УКРАИНЕ

Историческая справка

Реформация - социально-политическое движение XVI - XVII века, направленное против католической церкви. Реформационное движение положил начало новому направлению христианского учения - протестантизму. Протестантская церковь объявляла свою независимость от власти папы Римского. Реформация охватила многие европейские страны. Не обошла она и Польши и Великого княжества Литовского, в составе которых находились украинские земли. Правительства обоих государств попытались препятствовать распространению реформационных идей. В 1520 г. появилась грамота Сигизмунда I, под угрозой тюремного заключения и конфискации имущества запрещала завозить из-за границы книги Лютера. Дело существенно изменилась после преобразования Тевтонского (Прусского) ордена в светское государство с наследственным монархом. Государственной религией в Пруссии был провозглашен лютеранство. Территориальная близость Пруссии в Польшу и Литву обусловила быстрое распространение на их землях реформационных идей и новых вероучений. Речь Посполитая стала, по выражению современников, приютом еретиков - так католическая церковь называла людей некатолических веры

На украинских землях немногочисленные очаги протестантизма начали появляться в 30-40-х гг XVI в.

БРАТСТВА

  • Влияние реформационных идей свидетельствует и деятельность православных братств
  • авторитетным было Львовское Успенское братство
  • Года 1586 Антиохийский патриарх Иоаким утвердил устав Львовского братства
  • Устав устанавливал за братством право превосходства над другими братствами и контроля за духовенством, в том числе за епископами
  • Вскоре Львовское братство добилось ставропигии
  • Количество братств неуклонно росла. Число братьев увеличивалось за счет представителей различных сословий - мещан, духовенства, шляхты, крестьян, причем как мужчин, так и женщин
  • Сначала братства проводили благотворительную деятельность - помогали братчикам, оказавшихся в затруднении, заботились об обеспечении храмов книгами, иконами, свечами, устраивали храмовые праздники и тому подобное. li>
  • Постепенно братства превращались в национально-религиозные организации со своими уставами
  • Они развернули широкую культурно-просветительскую деятельность. По их инициативе создавались библиотеки, открывались типографии и школы
  • конце XVI - первой половине XVII в. в Украине действовало около 30 братских школ, которые, в отличие от начальных приходских, давали среднее образование
  • Деятели братского движения стремились улучшить положение церкви
  • Они выступали против материального обогащения церкви, злоупотреблений высшего духовенства, искали пути решения проблемы отношения к тем священникам, которые пренебрегали обязанностями.
  • Братства пытались очистить религиозную жизнь от пышной внешней обрядности, выступали за решительное упорядочение церковных спал, хотели видеть церковь "дешевой" и общедоступной

КОНТРРЕФОРМАЦИЙНИЙ ДВИЖЕНИЕ В УКРАИНЕ

Историческая справка

Начала Контрреформации - католической реформы церковной жизни - исследователи связывают с развертыванием реформационных движений и проведением католического Тридентского собора (1545-1563). Идеи реформирования католической церкви были разными. Одни предусматривали осуществление реформ католической церкви из ее приближения к реформационных церквей. Другая идея основывалась на полном отрицании вероучений, рожденных Реформацией, вплоть до объявления им войны. Победила вторая позиция. Правда, методы борьбы с Реформацией во многом были реформационными: внедрение собственного школ, развитие собственного книгопечатания, придание особого значения проповеди т.д. Деле реформирования католической церкви служил орден Иезуитов (дословно "общество Иисуса"), основанный 1534 и официально утвержден папой Римским 1540 Иезуиты сплотили вокруг идеи обновления католической церкви большие интеллектуальные силы. При этом главными средствами убеждения были педагогическая деятельностьность и дипломатия. В разных странах Европы иезуиты закладывали школы, которые не уступали протестантским. С 60-х годов XVI в. иезуиты развернули деятельность в Польше. А к началу XVII в. в Речи Посполитой действовало 15 иезуитских коллегий

  • Развертыванию деятельности иезуитов в Украине способствовало Люблинская уния. В 1571 г. было открыто иезуитскую коллегию в Ярославе (Галичина, а вскоре иезуитские школы появились во Львове, Каменце, Луцке, Перемышле, Остроге, Новгороде-Северском и Киеве
  • 1593 начала действовать Замойская академия - учебное заведение высшего типа
  • Претворяя в жизнь мощную образовательную программу, иезуиты стремились увеличить число сторонников католицизма. Тот уровень образования, который оказывали иезуитские учебные заведения, привлекал украинских шляхтичей, к тому же их выпускники имели возможность углублять образование в европейских университетах
  • С одной стороны, иезуиты способствовали распространению образования, приобщали украинскую к достижениям европейской науки. Однако в те времена украинский, лишенные собственного государства, не имели выбора в области образования. Плату же за обучение в иезуитских учебных заведениях часто становилось отречения отцовской веры, а значит и национальности, - ведь после Брестской унии деятельность иезуитов была направлена против православной церкви

ПОЛОЖЕНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Главной причиной упадка православной церкви в Украине была потеря собственного государства. Чтобы противодействовать польском католицизму, который через разветвленную сеть католических коллегиумов и типографий неустанно распространял влияние на новые восточные земли, Украинская православная церковь должна выработать собственную систему образования. Но ни достаточного количества книг, ни соответствующих учебных заведений для высшего духовенства не было

  • Положение Украинской православной церкви осложнялось и внешними обстоятельствами. Захвачен турками 1453 г. Константинополь утратил статус православия, а следовательно не мог добиться требуемой поддержки православной церкви Украине
  • Зато с каждым годом все мощнее становилась Московская митрополия, стремилась взять славу потухшего Константинополя. Провозглашение 1589 самостоятельности Московского патриархата и предоставления его главе титула патриарха Московского и всея Руси чрезвычайно обеспокоило украинский, так красноречиво свидетельствовало о намерениях Московского царства относительно украинских земель

Мнения православных относительно унии с католиками

Понимая всю сложность ситуации, в которой оказалась родная церковь, представители высшего духовенства и шляхты и украинские магнаты все больше склонялись к идее объединения с римо-католической церковью

ЦЕРКОВНЫЕ соборе в Бресте 1596 г.

  • Чтобы ускорить воплощение идеи унии в жизнь, двое из православных епископов - крупнейшие ее поборники Ипатий Потей и Кирилл Терлецкий - отправились в путешествие в Рим, где в конце 1595 состоялась их встреча с с папой Римским и официальная церемония соединения епископов с католической церковью
  • Но, несмотря на согласие сторон, окончательное решение относительно унии, по традиции, должен был вынести церковный собор
  • Он был назначен на 6 октября 1596 в г. Бресте (ныне Брест в Беларуси)
  • К Брестского собора готовились не только сторонники унии, но и ее противники.

Сторонники унии:

  • польское правительство
  • митрополит Михаил Рогоза и епископы

Противники унии:

  • князь Василий-Константин Острожский, который возглавил антиунийну борьбу
  • епископы львовский Гедеон Балабан и перемышльский Михаил Копыстянский
  • братства и монастыри
  • большинство шляхты и мещан
  • крестьянство

Не придя к согласию даже по совместному заседанию, каждая из сторон 8 октября 1596 начала свой отдельный собор

Сторонники унии вели собор в городской церкви Св. Николая. утвержден предыдущее решение об образовании греко-католической церкви Король Сигизмунд III поддержал унию и признал силе постановление униатского собора. Противники унии собрались во дворце, где остановился Острожский. Осудили унию и владык-отступников

  • Новая церковь подчинялась папе Римскому
  • Было признано некоторые основы католического вероучения (догматы), в частности догмат о исхождении Святого Духа от Отца и Сына (православные признают, что Дух Святой исходит только от Отца)
  • Церковные обряды, праздники, таинства, особенности храмового строительства, иконописи, церковного пения оставались православными, а языком богослужений - церковнославянский язык
  • Греко-католическое духовенство, как и католическое, освобождалось от уплаты налогов
  • Униатская шляхта наравне с католической могла претендовать на государственные должности
  • Греко-католическим епископам было обещано место в сенате

Что касается украинской православной церкви, то она, несмотря на обилие поклонников, оказалась вне закона

Украинский были разделены еще и церквями. Поэтому событие, призванная объединять, усилила противостояние, потому противники унии выразили твердое намерение всеми силами борись против нее