КУЛЬТУРА УКРАИНЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI - первой половине XVII в. РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ

  • Киево-Могилянская академия - первое и славный университет на восточнославянских землях.

Хронология событий

1491

Издание в Кракове Швайпольтом Фиолем первых украинских печатных книг

1556-1561 гг

Создание Пересопницкого Евангелия

1574

Издание Иваном Федоровичем во Львове Апостола и "Букваря"

1576-1578 гг

Основание князем Константином Острожским типографии и школы, возникновение Острожского литературно-научного кружка

1581

В Остроге Иваном Федоровичем выдано Острожской Библии

1586

Основание во Львове Успенского братства и Успенской школы

1591

Издание типографией Львовского братства "Адельфотес" - учебника церковнославянского и греческого языков

1596

типографией Виленского братства издано три учебные книги Лаврентия Зизания: "Букварь", "Лексис", "Грамматика"

1615

Шляхтянка Галшка Гулевичивна подарила Киевскому братству свой двор с пляцу "на Подоле. Начало деятельности Братской школы в Киеве

1616

Типографии Киево-Печерского монастыря издает первую книгу "Часослов", рассчитанную и для школьного обихода

1617

Основание Луцкого Крестовоздвиженского братства и братской школы при нем.

1646

типографией Киево-Печерской лавры выдано Требник Петра Могилы

развитие украинского языка

течение XVI - первой половины XVII в. происходили важные сдвиги в развитии украинского языка. Они касались прежде языка литературного. Со времен Киевской Руси длительная традиция основания двух литературных языков: книжная староукраинский (во второй половине XVI веке ее называли пр

Пр

Язык славяно-русская - украинская разновидность церковнославянского языка. Церковные книги и впредь писались церковнославянском языке , которую тогда называли славяно-русской. И хотя она также подвергалась воздействиям разговорной речи украинский, однако оставалась непонятной народу

Пересопницкое Евангелие

со второй половины XVI в. стали появляться переводы пр

  • Пересопницкое Евангелие (1556-1561)
  • Креховский Апостол (60-х гг. XVI в .);
  • Волынское Евангелие (1571) и тому подобное. li>

Первой известной книгой Священного Писания тогдашней книжным украинским языком является Пересопницкое Евангелие

  • Перевод греческих и церковнославянских текстов четырех Евангелий совершил архимандрит Пересопницкого монастыря иеромонах Григорий. Списал перевод сын протопопа из Сянока Михаил
  • Рукопись изготовлен на пергаменте с употреблением черных чернил и киновари. 482 его листе оправлены в дубовые доски, обтянутые зеленым бархатом
  • Книгу украшен изысканными рисунками-миниатюрами, а также заставками, концовками, инициалами, многими орнаментами, в которых ощутимы мотивы эпохи Возрождения
  • В памятке засвидетельствовано фонетические, грамматические, лексические и синтаксические особенности живого украинского языка XVI века

Образование. Состояние школьного

  • По традиции школы действовали при церквях и монастырях. Специально подготовленные дьяки обучали детей письму церковнославянском языке, основам арифметики, молитвам, пению. Первоначально такие школы существовали в крупнейших городах, впоследствии их количество увеличивалось: во второй половине XVI в. они действовали во Львове, Стрые, Ровно, Кременце, Заблудове, Владимире-Волынском, Житомирской
  • Развертывание реформационного движения обусловило появление протестантских школ . В частности, они были основаны в Гоще, Белз, Львове, Берестечко, Хмельнике.
  • Создавали свои школы и коллегиумы и иезуиты Главную цель воспитательной деятельности иезуитские учебные заведения усматривали в наверненни можно большего количества Украинская к католической вере

Острожская академия

Новые черты развития образования ярче воплотились в деятельности острожского культурно-образовательного центра. Он был создан 1576 по инициативе князя Василия-Константина Острожского

  • Главную цель своей деятельности он видел в возрождении украинской культуры на основе православия. С этой целью не позднее 1578 в Остроге была создана школа. Древние славянские традиции сочетались здесь с достоянием тогдашнего европейского школьного
  • В Острожской школе основательно изучались языки - церковнославянский, греческий и латынь. Излагались в ней и "семь свободных наук" - грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка
  • Школьная программа, по которой осуществлялось обучение в Острожской школе, предусматривала начальное и среднее образование с элементами высшего Собственно, поэтому современники называли Острожскую школу и школой, и коллегиумом, и академией. Это была первая в Украине "славяно-греко-латинская" высшая школа в Украине и на восточнославянских землях.
  • Первым ректором Острожской академии был Герасим Смотрицкий - знаток литературы, поэт, писатель. По приглашению Константина Острожского он прибыл в Острог и возглавил кружок ученых, которые готовили к печати Острожской Библии . Герасим Смотрицкий был главным переводчиком и редактором этого издания

Братские школы

Образовательные и воспитательные идеи Острожской академии были подхвачены братствами. Необходимость противодействовать наступлению католической культуры привела к появлению братских школ

  • Первая такая школа появилась в Львове 1586 , а вскоре их стали создавать везде по Украине. В начале XVI в. братских школ насчитывалось около 30. Учиться у них имели право дети всех сословий. Содержались школы средства братств. Дети малоимущих семей и сироты учились бесплатно
  • Главное назначение братских школ - давать хорошее образование и воспитывать преданность древним традициям и отцовской вере. Именно поэтому большое внимание в таких школах уделялось изучению церковнославянского и книжного украинского языков. Традиционно изучали и греческий язык. В те времена трудно было обойтись и без латыни - языка западноевропейской науки и дипломатии
  • Братские школы, равно как и Острожская школа, были славяно-греко-латинскими. Кроме названных языков, в них ученики осваивали уже упомянутые "семь свободных наук"
  • В 1615 появилась братская школа в Киеве . До ее основания постарались ученые, писатели и поэты, ведущие деятели православной церкви, которые группировались вокруг Киево-Печерской лавры Елисея Плетенецкого
  • Первым ректором Киевской братской школы был Иов Борецкий
  • Осенью 1631 в Киеве возникла еще одна школа - Лаврская Основал ее архимандрит Киево-Печерской лавры Петр Могила. Вскоре Лаврскую школу было объединено с Киевской братской. Объединенная школа начала действовать в сентябре 1632 Называлась она коллегией

Киево-Могилянская академия

  • Киевская коллегия (вскоре Киево-Могилянская академия) была высшим учебным заведением
  • Полный курс обучения длился 12 лет. Всего в академии было восемь классов, а количество предметов превышала 30. Основу предметов составляли те же "семь свободных наук"
  • В первых четырех классах академии изучались языки: книжный украинский, церковнославянский, греческий, латинский и польский.
  • Все высшие науки в Киево-Могилянской академии преподавались, как и везде в Западной Европе, латыни
  • Однако заботились в академии и о надлежащее знание украинского языка: именно научная деятельность преподавателей академии, а также студентов способствовала развитию украинского языка
  • Киево-Могилянская академия в течение продолжительного времени была единственным высшим учебным заведением для всех сословий Украине, Восточной Европы и православного мира.

развитие книгоиздания

Основание постоянного книгоиздания в Украине связывают с именем московского первопечатника Иваном Федоровича (Федорова)

  • Потерпев преследований в Московии, он в начале 70-х гг XVI в. прибыл во Львов
  • В 1574 г. во Львове Иван Федорович издал Апостол и первый украинский печатный учебник для обучения грамоте - "Букварь"
  • В 1581 г. в Остроге Федорович выдал настоящий шедевр среди старопечатных - Острожскую Библию.
  • К середине XVII в. в Украине действовало 25 типографий в 17 различных городах и селах
  • Сначала было немало малых частных типографий, но постепенно издание книг сосредоточилось в крупнейших типографиях - Киево-Печерской лавры, Львовского братства, Михаила Слезки, Львовского иезуитского коллегиума
  • Крупнейшим центром книгопечатания в Украине в первой половине XVII в. стала типография Киево-Печерской лавры
  • Ее основал 1615 архимандрит лавры Елисей Плетенецкий
  • Лаврская типография издала первую книгу 1616; протяжении второй половины XVII в. в ней были изданы 120 наименований книг - прежде богослужебной литературы, а также буквари, словари, календари, труды по истории и тому подобное. li>
  • прославленных издания того времени - Требник Петра Могилы
  • В 1638 в типографии вышла Тератургима монаха Печерского монастыря Афанасия Кальнофойского - неоценимый источник по истории славной обители
  • Типография Киево-Печерской лавры просуществовала более 300 лет. Изданные в ней богослужебные книги имели свои особенности. Они в основном содержали предисловия, послесловия, посвящения, стихотворные вставки, выразительной чертой которых был украинский характер, что отразилось на языке изданий и их оформлении

<< ВОЗНИКНОВЕНИЕ УКРАИНСКОГО КАЗАЧЕСТВА И ЗАПОРОЖСКОЙ СЕЧИ ГЕТЬМАН ПЕТРА КОНАШЕВИЧА-САГАЙДАЧНЫЙ УКРАИНСКОЕ КАЗАЧЕСТВО В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVII ВЕКА >>

Copyright © 2011 Apycom jQuery Menus