§ 10. Церковная жизнь

1. Каким было положение православной церкви вXVI века? 2 В чем заключалась Брестская церковная уния 1596 г.?3. Какими были результаты и последствия Брестской церковной унии?

 

1.   ВлияниеБрестской унии на церковную жизнь в Украине. Заключение Брестской унии вызвало раскол между сторонникамиправославной и грекокатолической церквей в украинском обществе. Сразу послезаключения унии, 15 декабря 1596, король Сигизмунд III выдалуниверсал с требованием ко всему православному духовенству и верующим признатьунию. Пользуясь «правом патроната», он раздавал епископские кафедры тем,кто признал унию, фактически ликвидировав православную иерархию. На местах вправославных силой отбирали церкви и монастыри и передавали грекокатоликов.Однако православные воспротивились этому. Так, когда 1599 король назначилгрекокатолической митрополита Ипатия Потияархимандритом Киево-Печерской лавры, мещане и казаки не пустили его вмонастыря. 1609 вооруженные киевляне напали на Выдубицкий монастырь, гдеспрятался наместник грекокатолической митрополита Антоний Грекович. Их действия помешалипоследнему, несмотря на поддержку властей, захватить Софийский собор и Киево-Печерскуюлавру. В 1618 г. казаки утопили Грековича в Днепре. Действия мещан поддерживалкиевский воевода князь К.-В. Острожский. Вследствие борьбы православнойшляхты на сейме Речи Посполитой Сигизмунд III официально признал Киево-Печерскуюлавру за православными.

 

Ипатий Потей

 

Киевская митрополия фактически раскололась на признаннуюпольскими властями греко-католическую («Соединенную») и нелегальную, не признаннуювластью и патронамикатоликамы, православную («Несоединенных») церкви. Вэтих условиях православная церковь в Украине выстояла благодаря поддержке верующих. Назащиту православия поднялись братства. Братчики составляли коллективные протесты противпротивоправных действий грекокатоликов и их протекторов на сеймики и Вальный СеймРечи Посполитой, вели процессы за церковное имущество и подавали соответствующие материалысеймовых послам. Основанием для их действий и выступлений в защиту православияпредставителей других слоев была традиция гарантирования королями Речи Посполитойправа на свободу совести в пределах своего государства.

В мае1599 по инициативе Виленского братства был заключен союзмежду православными и протестантами для совместной защиты своей свободывероисповедания.

Активно вела борьбу за свои права украинскихправославная шляхта на сеймах Речи Посполитой. Это был единственно возможный законныйпуть за восстановление православной церкви. 1601 и 1603 православныепослы вместе с протестантами сорвали работу сеймов. После участия украинскийшляхты в вооруженном выступлении против короля (1606-1607 гг.) сейм принял решение,что православным не должны предприниматься препятствий в отправлении богослужений, и подтвердилправа и привилегии церковных православных братств. 1609 сейм признал существованиев Речи Посполитой как католический, так и православного духовенства.Притеснения любого из них должны были караться на государственном уровне. Важноезначение имело принятое в 1618 г. решение сейма, что никого нельзя силойпринуждать менять веру.

Однако достижения в Посполитой борьбе отличались от состоянияправославной церкви на местах. Против православных, как и раньше, чинили произволи принуждение: монастыри и церкви силой передавали грекокатоликов, ограничивали вправах православную шляхту, не допускали к участию в работе магистратовправославных мещан.

 

Документы рассказывают

Из выступления украинского шляхтича с Волыни Л.Деревинского на Бальном Сейме в Варшаве (1620 г.)

... В больших городах церкви запечатаны,церковные имения разрушены, в монастырях вместо монахов держат скот.Перейдем к княжества Литовского: там в пограничных со стороны Москвы городахделается то же. В Могилеве и Орше церкви запечатаны, попы разогнаны. ВПинске сделано то же. Из монастыря Лещинского сделали корчму ...

Присмотритесь еще до оскорблений и неслыханного угнетения- Разве не угнетение народа нашего русского том, что, помимо прочих городов, делается вЛьвове? Кто придерживается греческой веры и не перешел в унию, не может проживатьв городе, мерить локтем и кружкой и быть принятым в цех; не разрешаетсяпровожать по церковному обряду жителям города ... Кроме того, монахов, которые непристали к унии, униаты хватают по Новогрудке и других городах, раздевают насвободному пути и арестовывают. Так же в городские советы не привлекаются людидостойные и ученые, не принадлежащие к унии, а простыми мужиками, не образованнымик тому, что некоторые не сумеет определить, что такое правосудие, заполняют эти местаК стыду русской суда.

1. Какие факты приводит автор документа? 2. Какуюинформацию вы можете получить и какие выводы сделать на основании этих фактов?3. Как относится автор к событиям, о которых рассказывает? Почему у вас сложилосьтакое впечатление?

 

2.   Восстановлениеиерархии православной церкви. В начале 20-х гг XVII в. важную роль взащите православной церкви в Украине сыграли казаки.Гетман реестрового казачества П. Конашевич-Сагайдачный вместе со всем ВойскомЗапорожским вступил в Киевское братство. Он поддержал идею, родившуюся вправославных кругах, о восстановлении православной иерархии без согласия властей РечиПосполитой. Для этого было решено воспользоваться приездом в Киев в1620 иерусалимского патриарха Феофана. Его охрану обеспечивал сосвоими казаками Сагайдачный.

По просьбе православных мещан, казаков и шляхты Феофанрукоположил киевским митрополитом Иова Борецкого, атакже луцкого, владимирского, Холмская, Перемышльская, полоцкого иТуровского епископов. Таким образом была восстановлена православная иерархия.

И. Борецкий

 

Власти Речи Посполитой отказаласьпризнать рукоположенных посредством казачества православных иерархов, усматривая вэтом нарушение королевского «права патроната». Началась длительная борьба.Важную роль в ней играло казачество, которое в то время представляло собой мощнуювоенную силу. Лишь 1632 при избрании нового короля Речи Посполитой Владислав IV согласился официально признать иерархов православнойцеркви. Это решение вошло в составленных 1632 «Статейдля успокоения народа русского ». За ними восстанавливалось право избранияправославного митрополита «за давними правами и обычаями - дворянством,духовенством и обывателями греческой веры, которые не находились в унии ». Так жеправославные получили права выбирать себе четырех епископов - Львовского, Перемышльского,Луцкого и Мстиславского.

 

3.   Деятельностьмитрополита Петра Могилы по укреплению православной церкви. После1632 г., когда Владислав IV согласился легализовать православную церковь,привилегию на Киевскую метрополию он предоставил архимандриту Киево-Печерскогомонастыря Петру Могиле.

 

Фигура в истории

Петр Могила (1596-1647) происходил из молдавского княжеского рода. Образование получил вЛьвовской братской школе и нескольких западноевропейских университетах.Сначала служил в польской армии, участвовал в Хотинской битве1621 г., а в 1625 г. принял монашеский постриг. С 1627 - АрхимандритКиево-Печерской лавры, а с 1632 г. - Митрополит Киевский и Галицкий.Немало усилий приложил для легализации православной церкви, добился возвращениязахваченных униатами монастырей и церквей (Софийского собора и Выдубицкогомонастыря в Киеве и др.). Его усилиями и средствами было впервые основательно реставрированСофийский собор и многие сооружений Киево-Печерской лавры. Могила был инициаторомсоздание Киевского коллегиума (1632 г.), его филиалов в Виннице, Кременце иГощщи и открытие Славяно-греколатинськои академии в столице Молдавскогокняжества г. Яссы в 1640 г. Огромную роль сыграл в обновлении православногобогословия и укреплении православной церкви в Украине.

 

Петр Могила

 

Став митрополитом Киевским иГалицким, Петр Могила направил свою деятельность на реформирование церкви. Преждевсего он упорядочил церковную жизнь. Теперь ни один епископ не мог занятькафедру без согласия митрополита. По распоряжению Петра Могилы был проведентщательную проверку относительно соблюдения церковных канонов в прошлом приназначение всех рядовых священников и издания им новых свидетельств с детальнымопределением обязанностей. Для контроля за состоянием церковной жизни и поведениемдуховенства к приходов монастырей и епископов направляли специальных«Митрополичьих наместников» и «визитаторов». Вводились специальные экзаменына знание пастырских обязанностей священников. Для решения текущих проблемв епархиях ежегодно созывались съезды священников епархиальные соборы. С целью ликвидации обычая решения тяжб средидуховенства светскими судами П. Могила основал митрополичью консисторию - Церковный судебный орган.

Митрополит упорядочил отношенияс церковными братствами, ограничив некоторые их претензии и заставив ихсчитаться с его властью. П. Могила добился ослабления негативного влиянияправа патроната на церковную организацию. Было четко определены права и обязанностипатронов, закреплено прихода за влиятельными патронами из православной шляхты илибратствами. Митрополит оставлял за собой право отказа рукополагать на церковныедолжности предложенных патронами недостойных лиц.

Много внимания П. Могила уделялразработке вопросов православного вероучения и благоустройству обрядности.Митрополитом и его сподвижниками были подготовлены новый православныйКатехизис («Православное исповедание веры») с изложением основ христианского вероучения,который был утвержден Киевским церковным собором 1640 П. Могила написалбольшой полемическое сочинение «Литос, или камень» (1644 г.) и «Евхаристион, илиТребнике »(1646 г.), в котором определялись догматы и обряды православнойцеркви.

 

4.   Положениегреко-католической церкви. Становление грекокатолической церкви происходило достаточноуспешно благодаря поддержке власти Речи Посполитой и Папы Римского. Однако довольночасто оно сопровождалось притеснениями и насилием над православными. Одновременнообещанных мест в сейме Речи Посполитой грекокатолической епископы так и неполучили.

Митрополит ИпатийПотий (1599-1613) активно привлекал к грекокатолической церкви украинскомшляхту. Так, 1603 благодаря его настойчивости грекокатоликов сталипредставители 50 родов волынской шляхты. В 1605 г. И. Потий получил откороля Сигизмунда III право превосходства над всеми церквами «греческого ирусского обрядов »на территории Речи Посполитой. Он основал первуюгрекокатолической семинарию в Вильно и школу в Бресте. Реформы устройства грекокатолическойцеркви совершил митрополит Иосиф-Вельямина Рутский(1613-1637). Для улучшения уровня образования грекокатолической духовенства ондобился от Папы Римского разрешения учиться в западноевропейских католическихсеминариях. Стремясь помешать полонизации и окатоличивание украинском ибелорусов, И.-В. Рутский 1615 г., с разрешения Рима, сравнял статусгрекокатолической и иезуитских школ. В 1617 г. по образцу католическогомонашества митрополит осуществил реорганизацию грекокатолической монашества,объединив его в Василиянский орден. По его настоянию монахи-василианепочти при каждом своем монастыре основывали школы.

Иосиф-Вельямина Рутский

 

После восстановления православной церкви в 1621 г.митрополит И.-В. Рутский начал переговоры с ее владыками о примирении«Одной Руси со второй» и создание в Речи Посполитой отдельного Киевского патриархатадля объединенной православной и грекокатолической церквей, подчиненного Рима.Однако попытка объединить православных и грекокатоликов в одну церковь оказаласьнеудачной. Против этого категорически выступили православная шляхта и запорожскоеказачество. Создание отдельного патриархата Украинская и белорусов также неотвечало интересам католического духовенства. Они были недовольны тем, чторезультате реформ И.-В. Рутского католическая церковь теряет доходы из этихземель, поскольку он перетягивает верующих к себе.

В 30-х гг XVII в. после легализацииправославной церкви королем Владиславом IV грекокатолической церкви получила семьепархий. В этот период положение грекокатолической церкви усложнилось. ВластьРечи Посполитой, убедившись в невозможности объединить всех украинском и белорусовв одной грекокатолической церкви, была вынуждена пойти на диалог с православной церковью,которая сохраняла свое влияние и значение.

 

Выводы

- Вследствие Брестской унии православная церковьоказалась в тяжелом положении. Выстоять она смогла лишь благодаря поддержкешироких слоев населения Украины.

- Восстановление иерархии православной церкви произошло,прежде всего, благодаря поддержке казачества, приобретало роли защитника и выразителястремлений украинского народа.

- Реформы православного митрополита П. Могилы способствовалиукреплению церковного управления, дисциплины и нравственности духовенства.

- Греко-католическая церковь в этот период переживала периодстановления. Укреплению ее устройства способствовали церковные реформы митрополита И.-В.Рутского.

 

Вопросы изадачи

1. Какими были основные достижения сеймовой борьбыправославной пути за свои права? 2. Когда была восстановлена иерархия православнойцеркви? 3. Кто был первым митрополитом восстановленной православной церкви? 4.Когда было легализовано православную церковь властью Речи Посполитой? 5. Какие мерыосуществил для упорядочения управления церковью митрополит Петр Могила? 6. Чтотакое митрополичья консистория? 7. Какие меры для упорядочения жизни грекокатолическойцеркви совершил митрополит И.-В. Рутский?

8. Охарактеризуйте изменения в церковной жизни Украины,произошли вследствие Берестейской унии. 9. Как была восстановлена православнаяцерковную иерархию в Украину? 10. Какие меры для укрепления православной церквиосуществил Петр Могила? 11. Охарактеризуйте положение грекокатолической церкви впервой половине XVII в.

12. Составьте сравнительную таблицу «Положение православнойи грекокатолической церкви в Украине в первой половине XVII века ». Вопроссравнение определите самостоятельно.

Вопрос сравнения

Православная церковь

Греко-католическая церковь

 

 

 

 

<< § 9. Социальноэкономических развитие § 11. Борьба украинского казачества с чужеземными захватчиками. >>

Copyright © 2011 Apycom jQuery Menus