§ 14-15. Культура Киевской Руси во второй половине XI -первой половине XIII в.

Обработав эти параграфы, вы узнаете:

·        как развивалась культура Киевской Руси во второй половинеXI - первой половине XII века;

·        какие выдающиеся памятники архитектуры и изобразительногоискусства Руси сохранились до настоящего времени;

·        какую роль сыграла Киевская Русь в истории средневековойЕвропы.

Задание наповторение

1.   Что такое политическая раздробленность?

2.   Какие мощные княжества возникли наюжных землях Киевской Руси?

3.   Назовите самые выдающиеся архитектурные сооружениявремен Владимира Великого и Ярослава Мудрого.

4.   Что такое летопись, икона, мозаика?

 

1.   Образование.Развитие научных знаний. Во второй половине XI - первой половине XIII в. на Русипродолжали существовать и развиваться государственные и церковные школы, частноеобучения. «Наука книжный» - было привычно не овладению письмом, а освоениетогдашних научных знаний. Летописец утверждал, что «тот, кто часто читаеткниги, то с Богом беседует или со святыми мужами ».

В государственныхшколах учились дети ближайшего окружения князя с целью воспитания грамотныхгосударственных деятелей. Церковные школы готовили пономарей и священников.

 

Принадлежности для письма. Писала, восковые таблички,берестяные грамоты.

 

Ведущимобразовательным центром Руси был Софийский собор, при котором продолжала действовать школа,основана Ярославом Мудрым. В 1068 г. дочь князя Всеволода Ярославича Янкаоткрыла при Андреевском монастыре школу для девочек, в то время как в ЗападнойЕвропе женщины вообще не получали образования. По свидетельству летописей, развитымбыло и частное обучение. Так, Феодосий Печерский получил образование в небольшомгородке Курск, учась в «единого учителя».

Существующие историческиеисточники говорят о распространении образования среди населения Руси. Свидетельством этого являетсяберестяные грамоты, найденные преимущественно в северных городах Руси (в Новгороде -более тысячи), граффити на стенах культовых сооружений (наиболее ценные - на стенахСофийского собора), надписи на ремесленных изделиях, предметы для письма.

 

Термины и понятия

Берестяные грамоты - Надписи на кусках бересты, коры березы, сделанные попомощью специальных писал - заостренных металлических палочек.

 

Для продолжения иуглубления образования служили библиотеки, которых на Руси было много (Киеве,Чернигове, Переяславле, Галиче, Владимире и др.). Но самая первая и самая значительнаясодержалась в Софии Киевской. По подсчетам ученых, книжный фонд Руси составлялменее 130-140 тыс. томов. Существовали библиотеки при соборах, монастырях,княжеских палатах. Немало было и частных библиотек.

Писец.

 

Для распространениякниг действовали центры по переписыванию книг (скриптории) в Киеве, Новгороде, Галиче,Чернигове, Владимире Волынском, Переяславле, Ростове и других городах.

Повсеместная потребностьв книгах породила на Руси своеобразную отрасль ремесла. Кроме книгописцев ипереплетчиков были редакторы, переводчики, художники, мастера пергамента, ювелиры.

В XI-XIII века, каксвидетельствуют византийские источники, за одну книгу можно было купить большой городскойдом или 12 гектаров земли. Наверное, не менее ценной была книга и на Руси.

В древнерусскихшколах и библиотеках воспиталось много выдающихся летописцев и литераторов,богословов и философов, публицистов. Имена некоторых чудом сохранились до нашихдней. К ним относятся летописцы Никон Великий, Нестор, Сильвестр, митрополитыИларион и Клим Смолятич, епископ Кирилл Туровский, Даниил Заточник и др.

Хотя в КиевскойДвижении, как и во всей Европе, не существовало такой области деятельности человека, как наука,насущные потребности жизни требовали развития достоверных и точных научных знаний.Как правило, они передавались устно из поколения в поколение как профессиональныесекреты специалистами по определенным ремесленных специальностей. Металлургия,кузнечное и ювелирное дела требовали знаний из металловедения. Дляизготовления стекла, эмалей и других искусственных материалов следовало знать иххимические свойства. Чтобы совершить паломничество к святым местам, потребовалисьзнания по географии. Без знаний математики невозможно построить здание или веститорговые операции. Так, кирпич и декоративная керамическая плитка изготавливалисьпо определенным стандартам. Мастера знали и пользовались числом . Знания по астрономии давали возможность ориентироваться впространстве, предвидеть природные явления, вести летоисчисление.

Но знаниябрались и из книг. Как правило, это были переводные книги античных, византийских,арабских, западноевропейских авторов из разных областей знаний: истории,географии, философии, биологии, математики и т.д. Самыми популярными на Руси были:«Хроника» Георгия Амартола, которая охватывала описание исторических событий от сотворениямира до 842 г. «Источник знаний» Иоанна Дамаскина, «Шестоднев» Иоанна, болгарскогоэкзарха, где представлены толкования библейского рассказа о шести дней творениямира Богом, «Физиолог» неизвестного автора, который содержал рассказы о реальных исказочных, мифических (сирены, феникс) зверей и т.д. В произведении Козьмы Индикоплова«Христианская топография» рассказывалось, что земля - четырехугольник, окруженныйокеаном центром земли считался Иерусалим. Сочетание реальных и вымышленных событийбыло особенностью тогдашних научных знаний.

Важна иболее или менее достоверная информация по географии Ближнего Востока содержит «Хождение»игумена Дмитрия, который посетил Палестину около 1107 подал детальныйописание Иерусалима и его святых мест. «Хождение» для многих поколений паломниковстало настоящим путеводителем в Святую Землю.

В письменныхисточниках сохранились сведения о деятельности врачей, в частности монахаКиево-Печерского монастыря Агапита. В 1076 г. Святославу Ярославичу дажебыла сделана хирургическая операция по удалению опухоли на шее. А внучкаВладимира Мономаха Евпраксия написала медицинский трактат «Мази».

2.   Устное народное творчество. В народном творчестве периода второй половины XI - первой половины XIIIст. прослеживаются те же тенденции, что и в предыдущие годы. Продолжалиразвиваться такие виды устного народного творчества, как предания и легенды, былины,разнообразные песни, колядки и щедривки, сказки, пословицы и поговорки. Из всегосовокупности народного творчества, сохранившаяся до нашего времени, довольно сложновыделить те образцы, которые относятся именно к этому периоду, поскольку на образцыпредыдущего периода наслаиваются более поздние сюжеты. Например, на языческиепо сути колядки, сказки накладываются христианские мотивы.

Среди народного творчества, присущей именно этому периоду, следует определитьдружинный эпос, в котором воспевались победы вождя-князя и его супруги.Былины дополняются новыми сюжетами о борьбе с половцами. Под ВладимиромКрасное Солнышко уже понимается Владимир Мономах. Немало сказок посвящаетсяборьбе героев со злыми силами - Котигорошко, Вернигоры, Вирвидуба, КириллаКожемяки т.д.

 

Интересные факты

К этой эпохи принадлежат сказки, где упоминается Змей-Горыныч. Летописецнеоднократно называет половецкого хана Тугоркана «змиевичем», а рассказываяо победе 1103 над половцами, говорит, что Владимир Мономах «сокрушивпредседателя змеям ». Таким образом, ученые считают Змея-Горыныча обобщенный образполовцев.

 

3.   Книжные памятники. Летописания. Как вам уже известно, книжная культура Киевской Русиформировалась по византийским и болгарскими образцами, но уже скоро родиласобственную литературу, расцвет которой приходится на период второй половины XI - первойполовины XIII в.

Страница «ОстромировоЕвангелие ».

 

До нашего времени сохранилась лишь небольшая часть творческого наследия тойсуток: «Остромирово Евангелие», «Изборники» 1073 и 1076 гг, «МстиславовоЕвангелие »,« Повесть временных лет »и уже упоминавшиеся« Поучение детям »Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Киево-Печерский патерик» и др.

Древнейшей книгой Киевской Руси, сохранившаяся на настоящий день является«Остромирово Евангелие», написанное в 1056-1057 гг в Киеве дьяконом Григорием назаказу новгородского посадника Остромира.

Этот памятник имеет исключительно художественное значение благодаря своему богатомуоформлению.

Своеобразной энциклопедией различных знаний той эпохи были «Изборники» -сборники разных по тематике произведений преимущественно византийских ученых,растолковывают некоторые сложные для понимания библейские сюжеты, а также поучают идают наставления. В «Изборнику» 1076 г. значительное место уделено правилам, которымичеловек должен руководствоваться в жизни. Впервые отмечается существовании конфликта междубедными и богатыми, который призывается решать на принципах христианскойморали, проповедуя всеобщую любовь и всепрощение. «Изборник» 1073 г. имеет ибольшое художественное значение.

Оригинальной формой древнерусской литературы были летописи. Традициилетописания сложились в Киеве, но впоследствии распространились на все регионы Руси.

Жемчужиной древнерусской художественной литературы является «Слово о полку Игореве».Главная мысль произведения - единство князей в борьбе с внешней опасностью иДвижении.

Содержательный исторический материал содержится в составленном в начале XIII в.«Киево-Печерском патерике» - сборнике рассказов о жизни святых. В частности, внем есть интересная информация о строительстве Успенской церкви Печерскогомонастыря, живописца Алимпия и вообще жизни Киева того времени.

Летописи Киевской Руси составляют одно из самых заметныхисторико-литературных явлений Средневековья. В отличие от европейских хроник,они писались на родном языке, что делало их популярными. Они читались ипереписывались в течение нескольких веков, благодаря чему сохранились до нашеговремени. Авторами летописей были монахи, священники, игумены придворных монастырей,приближенные к князю и сами князья. Практически все летописи в своей основе имеютобщий киевский летописный свод, известный под названием «Повесть временных лет»(Конец XI - начало XII века). Около середины XII в. наблюдаетсяразветвления летописи на ряд хроник, главным содержанием которых стали местные события.

«Повести ...», вероятно, вошли все предыдущие летописные своды, несохранились до нашего времени, - 996, 1039, 1073, 1093-1096 гг, Повесть галичанинаВасилия 1097 г., «Изборник» Святослава, церковные поучения, устные переводы.Датированные события в летописи доведены до 1110 Считается, что автором свода быллетописец Нестор, хотя некоторые исследователи придерживаются мнения, что к немупричастен летописец Сильвестр, игумен Михайловского Выдубецкого монастыря.

Нестор-летописец. Гравюра XVIII ст.

 

Свою главную задачу летописец определил в названии: рассказать следующимпоколением, «откуда пошла Земля Русская, кто начал в Киеве первым княжить и каквозникло государство Русь ».

Летописец добросовестно рассказал о героической борьбе наших предков сврагами, об их нелегкой истории и трудную жизнь. Летопись имеет и художественнуюценность как литературное произведение, написанное совершенным стилем и патриотическимпафосом.

Непосредственным продолжением «Повести ...» является Киевский летописный свод концаXII в. Заключенный игуменом Моисеем в Выдубецком монастыре, он составляетсовокупность летописей, написанных разными авторами и для разных князей. ВКиевском своде нашли отражение летописные традиции Чернигова, ВладимираВолынского и Галича.

 

4.   Архитектура. Во времена Ярославичей и Владимира Мономаха в Киевской Русипродолжается развитие архитектуры. Прежнему архитектурный облик городов исел определялся, прежде всего, деревянными постройками, которые были богато декорированы.Из дерева строились укрепления городов и возводились храмы. Летопись говорит осуществование 600 деревянных храмов Киева в начале XII в. Однако главные храмыстроятся из кирпича и камня.

Со второй половины XI в. наблюдается настоящий подъеммонументального строительства. Так, во второй половине XI - начале XII в. вКиеве были сооружены соборы Дмитровского, Михайловского Златоверхого,Выдубецкого, Печерского и Кловского монастырей. Внедряется новый типмонастырского храма: шестистолпное здание с одним куполом.

Новый тип храма начал Успенский храм Печерского монастыря (1078г.). Впоследствии по его образцу Владимир Мономах построил храм в Ростове. В 1108г. по типу Успенского был возведен Михайловский Златоверхий собор в Киеве.

 

 

Михайловский Златоверхийсобор (современный вид и реконструкция)

 

Интересные факты

Вследствиепринятия христианства Киевская государство присоединилось к восточноевропейской христианскойцивилизации. Церковь стала играть ведущую роль в развитии культуры идуховной жизни Руси. Монастыри были центрами, в стенах которых работалитогдашние ученые, художники, писатели, действовали врачи, иконописные мастерские и другиезаведения. Значительное место среди других занимала Киево-Печерская лавра (лавраминазывали восточнохристианской монастыре), основанная 1051 близ княжескойрезиденции Берестово на окраине Киева, которую начал монах Антоний. Повремен княжения Владимира Святославича он совершил паломничество в Грецию нагору Афон, чтобы поклониться их святыням. Захваченный увиденным в монастыряхАфона, он постригся в монахи и принял имя Антония в честь Святого АнтонияВеликого, который был основателем монашества.

 

Киево-Печерская лавра.

 

После возвращенияна родину Антоний обошел несколько монастырей, но их жизнь не пришлось подуши юноше. Поэтому, вернувшись в Киев, он поселился отдельно в пещере наокраине города. Через некоторое время к Антонию стали приходить люди, желавшиевместе с ним разделить трудности монашеской пещерной жизни. Когда монахов сталопятнадцать, выкопали большую пещеру, в которой устроили церковь и кельи длясебя. Однако Антоний желал жить отшельником, поэтому он назначил монахам игумена(Настоятеля) Варлаама, а сам вместе с несколькими учениками отошел на соседнейхолм, где построил себе новую пещеру. Из нее в будущем предстали Ближниепещеры, а с той, что была выкопана в начале, - Дальние.

Количество монаховв Киевских пещерах постоянно росло. По просьбе Антония киевский князьИзяслав предоставил во владение монахам всю гору, где они устраивали пещеры. На нейпостроили деревянную церковь и новые кельи. Игуменом монастыря после Варлаама напросьбе братии Антоний назначил Феодосия.

Новый настоятельпрославил себя тем, что упорядочил жизнь русского монашества на основании строгогоустава греческого Студитского монастыря. Отныне киево-печерские монахи недолжны были иметь никакой собственности, постоянно работать и молиться. Онисобственноручно делали вещи, продавали их, а на полученные средства покупали хлеб, которыйделили поровну. Игумен всегда работал и молился вместе со всеми, объясняя притом, что старшим может быть только тот, кто работает больше других. СоставленФеодосием встал впоследствии переняли все другие монастыри на русских землях.

На средства, которые дарилии завещали лавре верующие, Феодосий решил построить величественный каменный храм -Успенский собор. Игумен первым начал его строительство в 1073 г., но дозавершение строительства не дожил.

 

Успенский собор (современный вид).

 

Христианскаяцерковь достойно почтила духовный подвиг великих подвижников Антония и Феодосия,приобщив их к лику святых. Основанная ими Киево-Печерская лавра стала однойиз величайших святынь Киевской Руси и всего христианского мира. Ее монахомбыл «отец украинской истории» Нестор-летописец. В стенах лавры работалвыдающийся тогдашний иконописец Алимпий, известные целители Агапит, Дамиан,Прохор Лободник. Монахи монастыря тщательно хранили память о деятельностисвоих духовных братьев. Впоследствии они объединили эти рассказы в большой книге подназванием «Киево-Печерский патерик».

Киево-Печерскаялавра занимает значительное место среди монастырей этой эпохи. Произведенное в ее стенахпонимания сути монашеской жизни, его традиций, сочетание служения Богу и целомнароду стало образцом для других. Воспитанники лавры занимали епископские кафедры вКиевской митрополии и распространяли в обществе понимание христианскихнравственных идеалов.

 

Начиная с 30-х гг XII в. архитектура Руси приобретает новые черты. Это былосвязано с усилением политической роли удельных княжеств и развитием ихстолиц. Значительно увеличивается количество построек, но уменьшаются их размеры.Также упрощаются и архитектурные формы. Шестистолпное здания медленновытесняются четырехстолпный. Меняется техника кладки стен. ФормируютсяКиевская, Черниговская, Переяславская архитектурные школы, но их объединяетединое стилевое направление. Характерными памятниками этого периода являются храмФедоровского монастыря (1131 г.), церковь Богородицы Пирогощи (1132 г.),Кирилловская (1146 г.) и Васильевская (1183 г.) церкви в Киеве, Юрьевская (1144г.) в Каневе, Борисоглебский (1128 г.) и Успенский (40-е гг XII в.) храмыв Чернигове.

Церковь Богородицы Пирогово(Современный вид)

 

В то же время формируется и собственная галицкая архитектурная школа, многиезаимствует из западноевропейской архитектуры: колонны, углубления в стенах,витражи и т.д.

В конце XII - начале XIII в. внешние формы монументальных сооруженийвновь осложняются, распространенными становятся более высокие конструкции. Новыйархитектурный стиль наиболее ярко проявился в виде Пятницкой церкви вЧернигове (начало XIII века).

 

5.   Искусство. Сархитектурой церквей тесно связан монументальная живопись, представленныймозаиками и фресками.

Мозаиками были украшены храмы Михайловского Златоверхого монастыря иУспенский собор Печерского монастыря. Мозаика этих храмов по композиционнойсхеме напоминала Софийский собор, но разрушение этих храмов в ХХ в. уничтожилоэти произведения древнего искусства. Однако кое-что удалось спасти. Из Михайловскогохрама сохранились композиция «Евхаристия», изображение Дмитрия Солонского,Стефана и Фаддея. По сравнению с Софийским собором мозаики Златоверхогонасыщенные более яркими цветами, имеют четкие линии, большую динамику, аего персонажи наделены индивидуальными чертами.

С начала XII века храмы начинают украшаться преимущественно фресками,мозаики уже не используются. Однако по своему стилю исполнения фрескинапоминают мозаики. Они, как правило, украшали все стены храмов. В фресковомуживописи тоже прослеживаются изменения: изображение делаются тонкими линиями,фигуры становятся динамичными, краски ярче. Наиболее интересны фрескиКирилловской церкви, церкви Спаса на Берестове.

 

Фигура в истории

Выдающимся живописцем Древней Руси был Алипий (Алимпий, Олимпий) Печерский(Ок. 1050-1114). Живописи он учился у византийских мастеров,расписывали храмы Киева. Алипий принимал участие в росписи Успенского собораКиево-Печерской лавры. Впоследствии он стал монахом и прославился написанием икон,некоторые из которых считаются чудодейственными. По преданию, именно он выполнял мозаичныеработы для Михайловского Златоверхого собора в Киеве. Похоронен в Ближнихпещерах Киево-Печерской лавры.

Алимпий (Алипий)

 

Выдающимся достижением искусства Киевской Руси является иконопись. Иконы были первымипроизведениями станковой живописи. Однако икона - это не просто картина. Это предметрелигиозного культа, перед которым верующий человек молится Иисусу Христу,Богоматери, святым. На иконах изображен, как правило, один образ.

Икон времен Киевской Руси сохранилось очень мало. Каждая из нихвысокодуховным произведением искусства всемирного значения.

Украинские ученые доказали, что все иконы этого периода написаны в Киеве.Стиль исполнения киевских икон напоминает мозаику и фрески. Все они имеютбольшой размер, что объединяет их с монументальным искусством (фресками,мозаиками).

 

Интересные факты

Композиция иконы «Благовещение» (XII в.) построена на сопоставлении двух фигур -архангела Гавриила и Девы Марии. Мария, склонив голову в сторону Гавриила, будтовнимательно прислушивается к его словам. Правая рука архангела протянута к Марии, апристальный взгляд его больших глаз прикован к ее лицу. Этот взаимонаправленныхдвижение сосредоточивает внимание на композиционном и одновременно содержательном центре иконы -руке архангела, изящные пальцы которого словно застыли в благословляющегожесте. Безупречные пропорции фигур очерченные легкими плавными линиями.Наиболее искусно на иконе изображен архангел как образ неземной красоты. Егозолотые волосы подчеркивает изысканность и красота лица. Мастерскипрорисованы крылья словно создают орнамент вокруг его тела, одетые всветлую одежду. Архангел изображен красками, которые свидетельствуют о его неземноепроисхождения: мы находим оттенки желтого, коричневого, красного, зеленогоцветов. Дева Мария изображена в синих и пурпурных красках, которые говорят о ееземное происхождение. Их объединяет золотой фон, который подчеркивает божественный смыслизображенного.

 

 

Особым видом искусства Киевской Руси была книжная миниатюра. Этонеотъемлемая составляющая искусства рукописной книги. Говоря современным языком,миниатюра - это иллюстрация к книге. Небольшие размеры этого художественного произведенияпредопределяют и особенности утонченную манеру его исполнения.

Древнейшие миниатюры, дошедших до нас со времен Руси, включенные в«Остромирова Евангелия». Здесь на отдельных листах помещены три миниатюры сизображением евангелистов Иоанна, Марка и Луки. Художнику, который придерживалсявсех тогдашних канонов, удалось создать яркие психологические образы,свидетельствует о его неординарный талант. Все линии выполнены золотом, а фонзаполнено яркими красками. Это напоминает перегородчатая эмаль ювелиров Руси.Миниатюры окаймляют орнаменты, подобные тем, что можно увидеть в Софийскомсоборе Киева.

«Остромирово Евангелие».Миниатюры.

 

 

О высоком мастерстве книжного письма и иллюстрирования свидетельствует также«Изборник» 1073 г., созданный для великих киевских князей Изяслава иСвятослава Ярославичей. Книга открывается интересным разворотом, на левом бокукоторого изображен князь Святослав с семьей - первый групповой портрет реальныхлюдей в древнерусском искусстве, на правом - Спас на престоле. На третьемлисте изображен орнаментированный трехъярусная храм, далее - четыре портретныеминиатюры. В тексте «Изборника» встречаются красивые заставки, инициалы, наберегах книги размещены знаки зодиака.

Особое внимание привлекают миниатюры Радзивилловская летопись началаХV века, который является копией Владимирского летописного свода 1206 Книга содержит618 цветных миниатюр, иллюстрирующих события времен Руси. Рисунки выполнены в произвольнойманере, дают ценные сведения об архитектурных сооружениях Древней Руси, одежда,оружие, вещи домашнего обихода. В них отражены события, происходившие на протяжениитрех веков: поход руссов на Царьград, строительство Софийского собора,восстания киевлян в 1068 и 1147 гг битвы с кочевниками и княжеские усобицы т.д.

Радзивилловская летопись.Миниатюра «Крещение Владимира»

 

В XIII в. появляется вязь - особое декоративное письмо, котороеиспользовалось в рукописях, на фресках, иконах, могильных плитах и т.п.

Также было распространенным и резьба по камню. Им украшались храмыпреимущественно извне. Сохранилось несколько резных шиферных плит Спасского собораЧернигова, Михайловского Златоверхого и Печерского монастырей. На них вырезалиорнаменты, «святых воинов», античные и библейские сюжеты. Выдающимся достижениемдревнерусских резчиков есть небольшие каменные иконы. Чаще всего на них былиизображены первые русские святые Борис и Глеб, а также Дмитрий Солунский,Богородица, Спас, Св. Николай т.д.

Высокого уровня развития на Руси достигло прикладное искусство. Егоособенностью было то, что на изделиях сосуществовали элементы языческой ихристианской символики. Прикладное искусство представлено ювелирными изделиями,декорированием предметов быта, посуды, оружия, резьбой по кости.

В ХI-ХIII вв. достигли расцвета технологии русских ювелирных мастеровперегородчатой эмали, зерне и черни.

Технология перегородчатой эмали предусматривала напаювання на ценные вещи,изготовлены преимущественно из золота, специальных перегородок, которые образовывалиполости, заливались разноцветной эмалью. Цветовая гамма эмалей былаярким, но не контрастной. Использовались эмали синего, желтого,красного, белого, зеленого и коричневого цветов. Эмалями покрывали диадемы,колты, серьги, ожерелья, подвески, кресты-складни, образы. Есть даже украшеныэмалью дорогие переплеты книг.

 

Интересные факты

Шедевром ювелиров есть золотая диадема, которая была найдена поблизости сокровища вселе Сахновка на Черкасщине в 1900 г. Диадема была частью парадного нарядакнягини. Она состояла из девяти золотых пластин. На центральной пластинебелой, синей, зеленой, красной и желтой эмалью изображен человек с короной наголове и двух грифонов. По легенде, это Александр Македонский, поднимающийсяна небо колесницей, запряженной грифонами.

 

Технология зерне предусматривала напаювання небольших золотых шариков наизделие, образовывали соответствующий орнамент.

С помощью техники черни (специальное очернения серебра и золота) ювелирыизготовляли браслеты, колты, перстни, кресты и другие разнообразные украшения.

 

 

 

Ювелирные изделия Руси.

 

 

Лучшими изделиями, изготовленными в технике черни в XII-XIII века, являются широкиепластинчатые браслеты-наручи из серебра. На их створках, разделенных на несколькочастей, изображались фантастические звери и птицы, цветы, растительные плетения,сюжетные композиции с языческой символикой и т.д. На каждой части в рамкевидим двух птиц-собак (Симаргив), птицы, гусляра в головном уборе и длиннойвышитой рубашке, женщину в танце со спущенными рукавами и мужчины с мечом ищитом. Сюжетные изображения на браслетах-наручах напоминают сцены башен СофииКиевской.

 

Древнерусские костяные шахматы.

 

Распространенным видом художественного ремесла на Руси было резьба по дереву икости. Резьбой украшались деревянные жилища, вещи домашнего обихода, лодки,сани и т.д. Резьба была плоская, орнамент - геометрический, редко -растительно-геометрический.

Резьбой по кости древнерусские мастера снискали себе международное признание.Их изделия были известны во всех странах Европы. Особую популярность имелирезные шкатулки, образы, рукоять ножей, зеркал, ложки, шахматы и шашки.

 

6.   Киевская Русь в истории Европы. Давньоруська государство оставило яркий след в мировой истории IX-XIII вв.Ее вклад в средневекового, политического, экономического, общественного икультурной жизни был чрезвычайно большим. Киевская Русь постепенно перешла отвоенных столкновений с соседними странами к равноправному участию в политическойжизни Европы и Ближнего Востока. Киевская Русь играла значительную роль вмежгосударственных отношениях в Восточной Европе того времени.

Киевские князьязаключали соглашения с Византией и Священной Римской империей, Польшей и Венгрией,Литвой и ятвягами, скрепляя их тем, что было нормой международных отношенийСредневековья, династическими браками. Русские князья поддерживали династическиесвязи с Францией, Швецией, Англией, Германией, Венгрией, Норвегией,Византией.

Большоймеждународный авторитет и военная мощь государства сочетались с высоким уровнемэкономического развития. Высокопроизводительными было земледелие и скотоводство,ремесла и промыслы. Важное место занимали международные торговые связиКиевской Руси. Через Русь проходил важный торговый путь «из варяг вгреки ». Энергичные и богатые русские купцы были известны чуть ли не во всемтогдашнем мире. Киев оставался центром международной торговли. Иностранные купцыторговали в русских городах.

По мнениюисследователей, по уровню развития городов и торговли в Х-ХI вв. Киевская Русь дажеопережала страны Западной Европы. Недаром варяги называли ее «страной городов»(Гердерика), а многие современников сравнивали Киев со «столицей мира» -Константинополем. Целесообразно обратить внимание на веротерпимость, которая царила наДвижении. В частности, во многих русских городах были колонии евреев, немцев, поляков,армян, варягов и других народов.

Русские людисоздали богатую духовную и материальную культуру. Своеобразна и неповторима, онавпитала в себя лучшие достижения Запада и Востока и в то же время ощутимовлияла на культурное развитие стран мира. Далеко за пределами своей родиныбыли известные киевские ювелиры, иконописцы, оружейники. Изготовлены русскимимастерами изделия поражали современников своим изяществом и красотой. Только втогдашнем Киеве работали мастера 60 специальностей.

Каменная литейная форма.

 

Могучее государствосредневековой Европы Киевская Русь ускорила экономический, политический икультурное развитие восточных славян, стала этапом формирования восточнославянскихнародностей, отстояла свои земли от врагов. Благодаря государственному единствурусских земель взаемозбагачувалися уклад жизни, язык, материальная и духовнаякультура их населения.

Киевская Русьспособствовала экономическому и культурному развитию многих неславянских народов,которые издавна проживали на его территории или в соседних землях.

Всего наПоднепровье, Галиции и Волыни, в Причерноморье и Приазовье закладывалисьтрадиции независимой государственности на территории Украины. Именно в это время украинскимнародность получила мощный стимул для своего хозяйственного, политического икультурного развития. По мнению выдающегося украинского историка и политического деятеляМихаила Грушевского, «Киевская Русь является одной из первых форм украинскийгосударственности ». Его многотомный труд так и называется - «История Украины-Руси».

Монголо-татарскоенашествие нанесло непоправимый ущерб Руси: государство прекратило свое существование, сотнитысяч человек погибли, города и села, дворцы и храмы, книги и иконы были уничтоженыв огне пожаров. Однако руский народ смог выстоять и возродить жизнь. ТрадицииКиевской Руси оказались настолько прочными, сохранившихся до нашего времени,получив новую жизнь в материальной и духовной культуре украинский, русских,белорусов и других народов.

 

Выводы. Хотя со времен Киевской Руси до нас дошла лишь незначительнаядоля культурного наследия, но даже те немногие произведения искусства свидетельствуюто высоком уровне развития культуры. Под влиянием христианства на Русипоявились новые виды искусства: возведение каменных христианских храмов,монументальная живопись - фрески и мозаики, станковая живопись в виде иконок,книжная миниатюра. Распространилась письменность и «книжная наука». Местные мастера понепродолжительное историческое время смогли не только овладеть эти виды творчества, но иразвить их, создав самобытное лицо искусства Киевской Руси, котороеповлияло на искусство соседних народов и последующих веков. Выросла самобытнаялитература, которая подарила нам произведения мирового значения («Слово о полкуИгореве »и др.). Оригинальным и непревзойденным оставалось ювелирное искусство.

Культура Русипиталась из разных источников. В ней тесно переплелись христианские и языческиетрадиции.

 

Запомните даты

1056-1057 гг - создание «Остромирова Евангелия».

1068 - дочькнязя Всеволода Ярославича Янка основала при Андреевском монастыре школу длядевушек.

1078 - строительство Успенского собора Киево-Печерской лавры.

1108 г. - строительство Михайловского Златоверхого собора в Киеве.

1113 - вероятная дата завершения написания «Повести временных лет».

 

Вопросы и задания

Проверьте себя

1.    Где на Руси можнобыло получить образование?

2.    Кто и когдаосновал на Руси первую школу для девочек?

3.    Какую рольиграли библиотеки в развитии образования?

4.    Расскажите ораспространение научных знаний на Руси.

5.    Какие разновидностинародного творчества имели распространение на Руси?

6.    Назовите основныекнижные памятники Киевской Руси второй половины XI - начала XIII в.

7.    Какие произведенияпереводной и оригинальной литературы были популярны на Руси?

8.    Какое название имеетосновной летописный свод Руси, стал основой для всех последующих?

9.    Назовите выдающиесяпамятники архитектуры Руси второй половины XI - начала XIII века, которые сохранилисьдо нашего времени.

10. Кем были Нестор,Алимпий, Агапит?

11. Какие виды храмовимели распространение на Руси во второй половине XI - начале XIII века?

12. Дайте определениепонятий: летопись, икона, фреска, книжная миниатюра, перегородчатая эмаль.

13. В какой техникеработали ювелирные мастера Руси?

14. Какой видхудожественного ремесла прославил русских мастеров по всей Европе?

Подумайте и ответьте

1.    Чем былообусловлено распространения научных знаний на Руси?

2.    О чем свидетельствуютнаходки берестяных грамот, бытовых вещей с надписями?

3.    Чем отличаютсялетописи Киевской Руси от западноевропейских хроник?

4.    Какие измененияпроизошли в летописании в середине XII века?

5.    Развития которыхвидов культуры способствовало христианство?

6.    Каким образомполитическая раздробленность сказалась на развитии культуры и искусства?

7.    Какую памятьархитектуры можно считать символом этого периода в истории Киевской Руси?

8.    Каков историческийзначение Руси в истории украинского народа и Европы?

Выполните задание

1.    Опишите один изпамятников культуры Киевской Руси второй половины XI - Начала XIII ст.

2.    Составьте планответы по теме «Искусство Киевской Руси второй половины XI - начала XIIIвека ».

3.    Определите основные черты культуры Руси второй половины XI - начала XIII в.

4.    Определите, что нового появилось вкультуре Руси по сравнению с предыдущим периодом.

Для любознательных

1.    Чем обусловлено то, что во временаКиевской Руси к лику святых были зачислены многие князья?

2.    Почему мозаика наначале XII в. исчезает как элемент отделки храмов?

 

Вопросы изадания для обобщения по теме «Киевская Русь во второй половине XI - Первой половинеXIII века »

1.    Составьте хронологическую таблицуосновных событий истории Руси второй половины XI - первой половины XIII в.

2.    Объясните значение понятий итерминов: политическая раздробленность, феодальная раздробленность, удельноекняжество, междоусобные войны, династия, престолонаследии, летопись,монументальная живопись.

3.    Составьте исторический портреткнязя Владимира Мономаха.

4.    Привела появление самостоятельныхкняжеств к прекращению существования Киевской Руси? Свое мнение обоснуйте.

5.    Выполните задание поисторической картой:

·        Покажите, с какими государствамиграничила Русь в второй половине XI - начале XIII в.

·        Покажите на карте княжества,вставших на территории Руси до начала XIII в.

·        Определите главные политические икультурных центров Руси в период раздробленности.

·        Выясните, имели местотерриториальные изменения Руси в второй половине XI - начале XIII в.

·        Покажите княжества,подвергались опустошительных нападений половцев.

·        Покажите места, где происходиликняжеские съезды.

6.    Почему в период раздробленностивелась такая острая борьба отдельных князей за киевский престол?

7.    Заполните таблицу «Объективныеи субъективные причины раздробленности Киевской Руси ». Сделайте соответствующиевыводы.

 

Субъективными причинами называются те обстоятельства, которые зависят от действий истремлений людей. Объективными - те, которые складываются под влиянием внешних факторов,независимо от воли людей.

 

Объективные причины

Субъективные причины

 

 

8.    Какова роль половцев в историиДвижении? Можно говорить лишь об их негативную роль?

9.    Сравните Русь во временаЯрослава Мудрого и Владимира Мономаха. Вопросы для сравнения определите самостоятельно.

10. Сравните события, произошедшие после смерти Ярослава Мудрого в КиевскойДвижении, с теми, которые произошли в Франкском империи после смерти Карла Великого.Назовите причины упадка этих государств. Определите общее и различное в ихразвития.

 

<< § 12-13. Причины раздробленности Киевской Руси. Развитие Киевского, Переяславского и Чернигово-Северского, Галицкого и Волынского княжеств § 16. Образование Галицко-Волынского государства >>

Copyright © 2011 Apycom jQuery Menus