Киевское государство во времена князя Владимира Великого. Внедрение христианства как государственной религии

План изложения

  1. Утверждение Владимира Святославича в Киеве
  2. Формирование государственной территории. Территориальное деление
  3. Внедрение христианства как государственной религии: связь между властью и верой во времена средневековья; выбор веры; летописная легенда о крещении Владимира и введение христианства на Руси; распространения христианства на русских землях ; значение введения христианства как государственной религии
  4. Другие внутриполитические мероприятия Владимира: развитие столицы; чеканка первых русских монет; упорядочения законов
  5. Внешняя политика князя Владимира

Основные понятия и термины

Детинец - укрепленная часть средневекового города, замок.

Десятина - в средневековой Европе - десятая часть урожая или других доходов, которую платило церкви населения на содержание местных храмов, приходского духовенства и бедных. В Киевской Руси - отчисления в пользу церкви с доходов всех княжеских владений и доходов всех землевладельцев. Впервые десятину установил киевский князь Владимир Святославич после крещения Руси для перестройки и содержание Десятинной церкви

Хронология событий

978 - 1015 рр.

Княжение Владимира Святославича

988 г.

Введение христианства на Руси как государственной религии

989 - 996 гг

Сооружение Десятинной церкви

1 Утверждение в Киеве

  • Владимир утвердился в Киеве 980 г., уже имея немалый опыт государственного деятеля. Из рассказов летописца узнаем, что княжить он начал в Новгороде, из которого, однако, был изгнан старшим братом Ярополком.
  • Лишенный владений, Владимир несколько лет скитался на чужбине. Годы изгнания не были для него бездействовать, потому вернулся на Русь Владимир с отрядами варягов. При их поддержке он не только отвоевал Новгород, но и завладел землями старших братьев, прихватив, кроме того, и Полоцк.
  • легендарными подробностями украсил летописец рассказ о том, как Владимир торил путь к великнязивського стола.
  • Много испытаний пришлось преодолеть Владимиру, пока он, по выражению летописца, «стал княжить в Киеве один» .

2. Формирование государственной территории. Территориальное деление

  • Владение киевских князей - предшественников Владимира были достаточно условными.
  • Каждому из киевских обладателей приходилось прилагать недюжинные усилия, чтобы восстановить свою власть над непокорными племенными князьями
  • К стабильных владений Святослава, какими значительными были его временные завоевания, принадлежали только Киев с окрестными землями, Древлянской территории и Новгород
  • Когда Владимир завладел Киевом его власть распространялась на собственно эти земли, а также на земле только покоренных полочан.
  • Итак, он принялся последовательно присоединять к Киеву новые территории, не ограничиваясь установлением формального превосходства в виде выплаты дани

    • Киевский обладатель искоренял на землях покоренных племен любые признаки местной родоплеменной власти, передавая их во владение своим сыновьям или чиновникам-посадникам
    • Подчиненные территории теряли племенные названия, вместо их постепенно начинали называть землями за главным городом: Киевская земля, Черниговская земля, Переяславская земля, Новгородская земля и тому подобное. li>

      По правления Владимира Великого произошла замена родоплеменного деления Киевской Руси на территориальный

    • касается территориальных приобретений Владимира бросается в глаза ощутимое отодвигание границ Киевского государства в западном направлении.
    • В 981 году Владимир завладел городами: Перемышль, Волынь, Июнь и Белз.
    • К Владимировых владений вошло и Закарпатья
    • Через северные территории киевский князь имел выход к Балтийскому морю.
    • НЕ ослабевал при том интерес Владимира и до южного направления, ведь Византийская империя оставалась могущественным государством, а восточный кочевой мир был настолько близким, что пренебрегать им означало сознательно подвергаться опасности опустошения
    • Эти обстоятельства побудили киевского князя укрепить свои позиции на Таманском полуострове - в Тмутараканский земле, которую присоединил был до Киевского государства князь Святослав

Обратите внимание! Большие просторы государства Владимира свидетельствуют, что важную роль среди мероприятий князя играли военные походы. Летопись действительно приводит их немало, датируя, правда, преимущественно первыми годами Владимирова княжения.

Современные же исследователи склоняются к мнению, что тех походов должно бы быть значительно больше и, очевидно, происходили они в течение всего правления княз я Владимира. Однако за неимением других источников в исторической литературе приводятся основном даты, заверенные летописцем

течение владычества Владимир покорил Киеву огромные территории, установив границы своего государства вдоль Днестра, Западного Буга, Немана, Западной Двины на западе, междуречья Оки и Волги на востоке, Чудского, Ладожского и Онежского озер и Финского залива на севере, Причерноморья и Приазовья на юге. Учитывая территориальное деление и отмены местной племенной власти это уже была не намрияна, но реальная империя - крупнейшее государство Европы того времени.

3 Внедрение христианства как государственной религии. Связь между властью и верой в средние

  • На объединенных Владимиром землях жили разные племена и народы. Все они придерживались своих исконных обычаев и традиций, верили в своих богов, которые в основном были разными даже у родственных племен, отличались языком, бытом, а самые - и образом жизни.
  • При таких условиях территориальное единство государства, поддерживаемая только силой оружия, была довольно призрачной. Чтобы вырастить мощную империю - а именно такое намерение было Владимир, - он должен позаботиться о идеологическое обоснование своего владычества
  • В давние времена право властвовать считалось дарованным богами. Подобных представлений придерживались и наши предки. В условиях господства языческих культов Владимир подвергался опасности постоянного сопротивления племен, поклонялись каждое богу и повиновались освященном тем богом правителю.
  • Киевский князь уничтожил племенные княжеские династии, однако остались боги ... И устами жрецов-волхвов убеждали народ к возобновлению исконного порядка.

Владимирова империя была несовместима с языческим многобожием. Для всего государства должен быть единый Бог, который своей волей предоставил право властвовать киевскому князю

Выбор веры

  • Князю Владимиру выпало жить во времена, когда большое распространение приобретало христианство
  • Неудивительно, что среди русичей было много христиан. Как христианку знаем княгине Ольге - Володину бабушку.
  • Источники до наших дней сохранили легенды о том, как сам Владимир взвешенно и придирчиво выбирал новую веру для себя и своего государства.
  • Сначала он будто вообще попытался обойтись без нововведений и принялся реформировать язычество.
    • Летописец повествует, в частности, Владимир, утвердившись в Киеве, приказал поставить неподалеку княжеского дворца идолов Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокоши - почитаемых слов & rsquo ; янских богов
    • Этим богам, по замыслу князя, должны поклоняться все племена. Однако попытка оказалась неудачной.
    • Тогда Владимир пригласил к себе представителей разных народов, которые исповедовали веру в единого бога - ислам, иудаизм, римское (католическое) христианство и византийское , или, как тогда говорили, греческое (православное) христианство
    • Выслушав изложение основ каждого вероучения, Владимир еще медлил с объявлением своей воле, хотя выбор уже сделал. Чтобы окончательно убедиться в правильности выбора, он разослал посланцев в разные страны для «испытания веры»
    • Лишь услышав отчет каждого, князь объявил о своем решении присоединиться к византийскому христианству
    • действительности внедрение христианства как государственной религии было предопределено самим течением жизни .

  • Намерения окрестить Русь, как вы помните, имели еще князь Аскольд и княгиня Ольга. Однако тогда такой политический шаг не получил поддержки влиятельных вельмож
  • Кроме того, приобщиться к христианским государствам можно было лишь с согласия их правителей. Обладатели Византийской империи, например, считали, что после внедрения в некоем государстве византийского христианства она автоматически становится подчиненной Византии
  • Киевским князьям, которые в течение века соперничали с Константинополем, нельзя было не учитывать это обстоятельство.

Поэтому, по мнению исследователей, летописные легенды является отголоском сложных межгосударственных переговоров, которые осуществляло правительство Владимира перед актом крещения Руси.

Летописная легенда о крещении Владимира и введение христианства на Руси

  • Внедрение христианства летописец связал с походом Владимира на греческий город Херсонес (Корсунь) в Крыму, принадлежавшее тогда к византийских владений.
    • Заставив жителей города открыть ворота, Владимир обратился к обладателям Византии с требованием отдать ему в жены их сестру.
    • браку препятствовало язычество киевского князя. Крестившись в Херсонесе и женившись на Анне - так звали византийскую принцессу, Владимир вернулся в Киев.
    • Со собой киевский князь привез Корсуньское духовенство, книги, иконы, кресты, мощи папы Римского св. Климентия.
  • Потом он предпринял решительные меры для крещения киевлян. Великий князь разослал по городу гонцов с распоряжением следующий день прибыть к Днепру.
  • Большинство киевлян вместе с детьми пришли к реке и вошли в воду. В присутствии Владимира священники их окрестили
  • Обращение в христианство киевлян начало крещения всей страны.

Распространение христианства на русских землях

  • Внедрение новой веры требовало времени.
  • Исследователи утверждают, что у русских церквях еще в 12 в. были специальные места для крещения взрослых людей
  • Сначала к христианству приобщались жители крупнейших городов.
  • Летопись доносит единичные свидетельства вспышек недовольства действиями князя. И Владимир проявил непоколебимую волю и решительность, так что внедрение им христианства мало, в отличие от его предшественников Аскольда и Ольги, необратимый характер.
  • А что новая вера приобретала себе сторонников мирно, свидетельствует тот факт, что многие древние традиции так и остались в быту русичей, переплетаясь с христианскими обрядами.
  • Скажем, среди колядок - величальные песни в честь рождения Иисуса Христа - до сих пор немало таких, которые возникли еще в дохристианские времена

Значение внедрения христианства как государственной религии Принятие христианства на Руси оказало влияние на дальнейшее развитие государства.

  • К непосредственным последствиям введения христианства в Киевском государстве в области внутренней политики относят - укрепления власти киевского князя, тесное сплочение вокруг Киева разноплеменных территорий, преодоление порожденных местными языческими верованиями настроений замкнутости и обособленности от других территорий .
  • В межгосударственном жизни последствия внедрения христианства - в установлении равноправных отношений с христианскими странами , прежде всего с Византией
  • К непосредственным последствиям введения христианства как государственной религии принадлежит основания Владимиром церковной организации .
  • Последствия мер Владимира по распространению образования были непосредственно связаны с внедрением христианства, однако ярко проявились через несколько десятилетий - когда на нашей территории расцвела книжная культура .
  • Так же отдаленным во времени был развитие искусства архитектуры и живописи, золотарства и музыки , без проявлений которых невозможно представлять службу в христианском храме
  • Наиболее удаленными во времени есть последствия внедрения христианства в сфере человеческих отношений . Ведь и сегодня не потеряли своего значения наставления Иисуса Христа : его учение является основой современной цивилизации .
  • Наше понимание добра и зла, милосердия и жестокости, верности и предательства, чести и позора, трудолюбия и лености, добросовестности и безответственность, справедливости и беззакония основывается на христианских ценностях.
  • С утверждением христианства на наших землях окрепла семья, закрепилось уважительное отношение детей к родителям, большого уважения приобрела женщина-мать. Постепенно люди учились быть ответственными за свои поступки, ведь каждый по христианским учением составлять отчет о своей жизни перед Богом

4. Другие внутриполитические мероприятия Владимира

Развитие Киева

  • При Владимире киевский детинец вырос в несколько раз. Его защищали мощные стены, вал и ров.
  • К «города Владимира» - так называют детинец, перестроенный Владимиром, можно было попасть через въездные ворота.
  • недоступности воротам добавляли высокий оборонительный вал и глубокий ров, через который был перекинут мост.
  • изнутри украшением «города Владимира» была каменная церковь Богородицы, строительство которой длилось от 989 протяжении семи лет.
    • Это был главный и первый каменный храм Киевской Руси.
    • На содержание церкви князь Владимир приказал отдавать десятую часть своих доходов. Вот почему, свидетельствовал летописец, ее называли Десятинной
    • Рядом с церковью Богородицы располагались роскошные княжеские дворцы - именно здесь Владимир производил шумные пиры, память о которых до сих пор живет в былинах.
  • На детинце жили и самые киевские чиновники.
  • На киевском Подоле археологи установили, что среди его жителей были купцы и мастеровой люд - гончары, кожевники, ювелиры и т.д.
  • Большая часть Подола занимало киевское торжище, где сходились гости , т.е. купцы из разных уголков мира. Именно на Подоле швартовались их корабли, поскольку здесь располагалась киевская гавань.

Чеканка первых русских монет и благоустройства законов

  • О дальновидные государственно намерения князя Владимира свидетельствует и то, что он начал чеканить первые русские монеты.
  • Археологи нашли Владимиру монеты из серебра - сребреники и из золота - золотника
  • Владимиру принадлежит также слава первого составителя русских законов.

5. Внешняя политика Владимира Великого

Приобщение Киевского государства к христианскому миру способствовало налаживанию более тесных отношений со многими государствами. Кроме Византии , к партнерам Руси тогда принадлежали Чехия, Венгрия, Польша, Германская империя, Болгария . Оживленные отношения завязались с Римом как центром христианской церкви

Особое место во внешнеполитической деятельности Владимира занимали отношения с печенегами. Для охраны от их нападений Владимир инициировал создание новой системы обороны. По его замыслу, и система должна состоять из мощных земляных укреплений и ряда крепостей на южной границе Русского государства.

  • Мерами князя Владимира был построен сотни километров защитных валов и рвов

Следовательно, и внешнеполитическая деятельность князя Владимира Великого способствовала укреплению Киевского государства.

<< Киевское государство, правление Ольги и Святослава Киевское государство при правлении Ярослава Мудрого >>

Copyright © 2011 Apycom jQuery Menus