Архитектура и изобразительное искусство Киевской Руси и Галицко-Волынского государства

План изложения

  1. Строительство крепостей и городских укреплений
  2. Градостроительство
  3. Каменное храмовое строительство Киевской Руси
  4. Особенности архитектуры Галицко-Волынского княжества
  5. Образование
  6. Книжная миниатюра
  7. Золотарство

Хронология

989 - 996 гг

Сооружение Десятинной церкви

1017-1037 гг

Сооружение Софийского собора, строительство укреплений вокруг «города Ярослава», «Золотых ворот» в Киеве

1073-1078 гг

Строительство Успенского собора Печерского монастыря в Киеве

1108 - 1113 рр.

Строительство Михайловского Златоверхого собора Михайловского монастыря в Киеве

1157

Строительство Успенского собора в Галиче

Основные понятия и термины

Иконы - в переводе с греческого "изображение, образ" - изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых, событий Священного Писания. Иконы творили по определенным правилам - канонам, которые нельзя было изменять. В этом одно из главных отличий иконы от картины.

Молитва - устоявшийся текст произносится верующими при обращении к Богу, Иисусу Христу, Святого Духа, Пресвятой Богородицы, святых. Общение человека с Богом

Оранта - икона Богоматери, которая молится, воздев руки вверх

Мозаика - техника украшения пола и стен, по которой на цементную основу в определенном порядке выкладываются небольшие цветные кусочки камня или стекла - смальты.

Фреска - картина, нарисованная специальными красками на сырой штукатурке.

Книжные миниатюры - иллюстрации, которыми украшали рукописные книги

Паникадило - люстра в православном храме со многими свечами или лампадами

фибула - металлическая застежка одежды, которая является одновременно украшением

Основной изложение

1. Строительство крепостей и городских укреплений

  • Для древней Руси характерными были деревянные и земляные оборонительные укрепления.
  • Такие укрепления надежностью не уступали каменным, их было трудно разрушить и легко починить.
  • Главной частью городских крепостей в те времена были срубы - огородные .
  • Внутри их засыпали землей, а по бокам скрепляли земляными откосами со вспомогательными срубами.
  • Для предоставления откоса большей стремительности его иногда укрепляли со внешней стороны сырцового кладкой.
  • Собственно, откосы и образовывали земляные валы. Недоступности укреплением оказывали и рвы
  • Образцом древнерусских оборонительных укреплений, сохранившихся до наших дней, могут служить валы Белгорода (ныне село Белогородка Киевской области) - мощной крепости, заложенной Владимиром Великим
  • Кольцо городских укреплений имело несколько ворот. Ворота размещали в деревянных башнях или между двумя башнями.
  • надвратной башни иногда были каменными (Софийские ворота «города Владимира» в Киеве), в особых случаях над воротами строились жестокие церкви
  • Перед воротами через рвы были перекинуты деревянные мосты (Овруч), иногда поднимались специальными устройствами

2. Градостроительство

  • Крупные города состояли преимущественно из трех частей. Первая - это детинец, старейшая часть города, крепость, укрепленная стенами, валами и рвами.
  • Детинец города строились на возвышенностей, поэтому в старину его называли Горой .
  • На ребенку, или Горе строились княжеские и боярские дворы, важнейшие церкви и соборы.
  • Размеры детинца были разными: от 10 гектаров в крупнейших городах (Киеве, Переяславе) до 0,5-1 гектара в менее важных центрах.
  • Вторую часть города составлял окольный "город" (другое название - разделение )
  • Чаще всего его строили с напольной стороны детинца и тоже окружали укреплениями.
  • Эта часть города того достигала в крупных городах 50-100 гектаров.
  • Именно здесь жили ремесленники и купцы, здесь был торговая площадь, многочисленные церкви и монастыри.
  • Вне городскими укреплениями были пригород - стороны, или конце
  • Их заселяли ремесленники определенной специальности: кожевники селились у воды, гончары - у выхода глин т.д.
  • Застройка древнерусских городов была менее плотной, чем застройка городов Западной Европы и Византии. Зато оставалась земля для приусадебных садов.
  • Здания располагали рядами, между которыми оставляли проезд - улицу.
  • Направление улиц древнерусского города нередко зависел от рельефа местности.
  • Сходились они к торговой площади, возле городских ворот или детинца.
  • Главная улица в основном пролегала от главных ворот окольного "города" до детинца.
  • Улицы вимощувалы деревянными настилами. Впрочем, случалось мощения крупными каменными глыбами, обтесанными с лицевой стороны, или битым кирпичом
  • Основным материалом для городского строительства было дерево.

3. Каменный храмовое строительство Киевской Руси

  • Камень в строительстве наши предки начали применять в 10 в.
  • древнейшую каменную постройку - княжеский дворец, была открыта археологами на Старокиевской горе.
  • В летописи это сооружение упоминается под 945 г.
  • течение 989-996 гг в Киеве из камня строили храм Богородицы , известный под названием Десятинной церкви - первый христианский каменный храм Киевской Руси.
  • Каменное строительство особенно оживилась во время княжения Ярослава Мудрого.
  • В Киеве тогда было построено крупнейший собор государства - Софию Киевскую , Золотые Ворота, храмы Георгиевского и Ирининской монастырей.
  • Строительство разворачивалось не только в стольном городе. В Чернигове князь Мстислав Владимирович 1036 заложил Спасо-Преображенский собор
  • Выдающимся памятником древнерусской архитектуры был Успенский собор Печерского монастыря, построен в течение 1073-1078 гг
  • Он стал своеобразным образцом храмовых сооружений. Так, в 1108-1113 гг великий киевский князь Святополк-Михаил Изяславич построил Михайловский Златоверхий собор, в значительной степени, хотя в несколько уменьшенном виде, повторял Успенский собор
  • Примечательно, что большинство известных ныне строящихся архитектурных памятников был сооружен во времена раздробленности.
  • Только в Киеве тогда построили 19 каменных сооружений. Над городом засияли, в частности, купола церкви Спаса на Берестове (1125 г.), Богородицы Пирогощи на Подоле (1136 г.), Кирилловской церкви и т.д.
  • Многие храмы появилось в Чернигове Совершенством и мастерством исполнения поражают Борисоглебский собор, Успенский собор Елецкого монастыря, Ильинская и Пятницкая церкви.
  • Возводя храмы, русские мастера применяли византийские приемы, унаследованные от архитектуры Древнего Рима.
  • Например, от стародавньоримськои техники происходит способ кладки из тонкого кирпича - плинфы - на известняковом растворе с примесью толченого кирпича

4. Особенности архитектуры Галицко-Волынского княжества

  • Если на землях Волыни строители придерживались традиций, сложившихся на приднепровских землях, то в Галицкой земле применяли достижения романской архитектуры, распространенной в Венгрии, Чехии, Польши.
  • Особенностями галицкой архитектуры является чрезвычайное разнообразие типов сооружений, для отделки которых часто использовали белый камень и способ облицовки стен керамическими рельефными плитками с изображением грифонов, орлов, воинов, с растительным и геометрическим орнаментом и тому подобное. li>
  • Расцвета архитектура Галицкой земли достигла в 12 в. в княжение Ростиславичей. В стольных городах тогда появились каменные княжеские дворцы, каменные храмы, оборонительные сооружения.
  • известной достопримечательностью галицкой архитектуры является грандиозный Успенский собор в Галиче, построен в середине 12 в.
  • Величественный собор, который был чуть меньше Киевскую Софию, символизировал могущество Галицкого княжества и его обладателя Ярослава Осмомысла.
  • В соборе во время раскопок фундамента были обнаружены саркофаг самого князя
  • Единственным сооружением древнего Галича, сохранившаяся до наших времен, является церковь св. Пантелеймона, построена во второй половине 12 века (современное село Крылос Ивано-Франковской области)
  • В 13 в. значительным архитектурным центром был Холм, где продолжали развиваться традиции галицкой архитектуры.
  • К сожалению, ни одна из достопримечательностей Холмской архитектуры не сохранилась, но Галицко-Волынская летопись рассказывал о соборе Иоанна Златоуста, которую князь Даниил построил и восстановил после пожара Холма 1256
  • Среди сохранившихся храмовых сооружений Волыни старейшим является Успенский собор во Владимире , построенная за князя Мстислава Изяславича в 1160 г.
  • В 13 в. на Западной Волыни появился новый тип оборонительных сооружений - большие оборонительные башни-донжоны , построенные из камня или кирпича.

5. Образование

  • Из достопримечательностей тогдашнего изобразительного искусства всего впечатляют монументальные изображения мозаики и фрески , которыми украшались храмы.
  • Шедеврами мирового уровня является мозаики Софийского и Михайловского соборов в Киеве Техника исполнения мозаик, а также их художественные особенности подвергшихся воздействию византийских традиций, однако исследователи уверены, что их создавали и русские мастера.
  • Еще большей самобытностью отличались русские фрески - основной вид тогдашнего монументальной живописи.
  • Как и мозаики, фрески в русских храмах создавались по византийским традициям
  • Кроме мозаик и фресок, храмы украшали иконами
    • Первые иконы привозили на Русь из Византии. Случалось такое и позже. Так, уважаемой на Руси была икона Вышгородской Богоматери .
    • Ее привезли в середине 12 в. из Константинополя.
    • Она украшала храм святых Бориса и Глеба в Вышгороде, откуда князь Андрей Боголюбский 1155 вывез ее во Владимир на Клязьме
  • В 2000 году на Волыни виднайшовся еще один шедевр константинопольского живописи 11 - 12 в. - Холмская икона Богородицы.
  • Источники сохранили сведения об одном из первых русских iконописцiв - киевского мастера Алiпiя.
  • От него берет свое начало знаменитая художественная школа Киево-Печерского монастыря.
  • Уникальной достопримечательностью этого живописной школы является икона Богородицы со святыми Антонием и Феодосием Печерскими , которое по современным исследованиям датируют началом 12 века

Традиционность тогдашнего изобразительного искусства связана с его церковным характером, ведь мозаиками, фресками и иконами украшались храмы. В основном на них изображали Иисуса Христа, Богоматерь, святых апостолов, мучеников, библейские сцены и т.д. Для каждого из таких изображений существовали церковные предписания, выраженные в определенной иконографической традиции. Ведь главной задачей, поставленной тогда перед искусством, было наглядно раскрытия художественными средствами ведущих идей христианской веры.

  • Со временем, особенно в эпоху раздробленности и монгольского лихолетья, связи русского иконописи с византийской традицией начали слабеть.
  • Русские художники, не отвергая византийских предписаний, все увереннее творили собственную иконописную школу.
  • выдающейся и самой характерной достопримечательностью малярной культуры княжеской Украине в иконописи является найденная в середине 80-х гг 20 века и возвращено из забвения благодаря реставрации икона Богородицы (последняя треть 13 в.) из Успенской церкви в селе Дорогобуже на Волыни .
  • Известной иконой украинской живописи первой половины 14 в. является Богородица с Покровской церкви в Луцке

6. Книжная миниатюра

  • Шедевром мирового искусства есть миниатюры «Остромирова Евангелия» (1056-1057 гг.)
    • Книгу украшен многочисленными инициалами, заставками и тремя страничными миниатюрами с изображением евангелистов Иоанна, Марка и Луки
  • Интересным примером искусства книжной миниатюры являются «Изборник Святослава» 1073 г.
    • На втором листе этой книги, помещена миниатюра, на которой изображен князя Святослава Ярославича с семьей.
    • В "Изборнике" есть много и других разнообразных рисунков. Так на полях изображен знаки зодиака: Стрелец, Дева, Единорог, Рак и т.д.
  • Ценным памятником древнерусского книжного живописи является страничные миниатюры, вшитые в латинский рукопись конца 10 в. - Трирский Псалтырь
    • Эту книгу привезла на Русь польская принцесса Гертруда, когда выходила замуж за великого киевского князя Изяслава Ярославича.
    • Между 1078 - 1087 рр. рукопись была дополнена молитвами за сына Гертруды Ярополка, а также пятью новыми миниатюрами с портретами княжеской семьи

7. Золотарство

  • Одним из распространенных видов металлообрабатывающего ремесла было художественное литье .
  • Древнерусские мастера отливали множество предметов - от крошечных пуговиц в церковных колоколов.
  • Примером художественного литья является большое медное паникадило, найденное в Киеве на Подоле.
  • Значительное распространение на русских просторах получили ковки и чеканки меди, серебра и золота.
  • Примером мастерского чеканки является икона апостола Павла, обнаруженная в Софийском соборе. Икону выполнено на очень тонкой медной пластинке и покрыт позолотой.
  • любили русские золотари украшать свои изделия инкрустацией золотом и серебром.
  • ювелирные изделия украшали также чернью, сканью, позолотой. Впрочем, в самых ценных вещах сочеталось несколько техник отделки.
  • Из украшений популярными были браслеты, колты, перстни
  • Но самым удивительным творением русских золотарей были перегородочные эмали
    • Техника эмалей пришло на Русь из Византии и была очень сложной.
    • О художественное совершенство киевских эмалей свидетельствуют, в частности, золотые колты
  • Уникальными изделиями золотарского искусства есть две золотые диадемы из княжеского парадного наряда, найденные в с. Сахновцы Черкасской области и Киеве

<< Письменность, образование, научные знания, литература и музыка Киевской Руси и Галицко-Волынского государства Историческое значение Киевской Руси и Галицко-Волынского государства >>

Copyright © 2011 Apycom jQuery Menus