Письменность, образование, научные знания, литература и музыка Киевской Руси и Галицко-Волынского государства

План изложения

  1. Развитие украинского языка
  2. Распространение письменности
  3. Образование
  4. Развитие литературы
  5. Естественные и математические знания
  6. Музыкальное творчество

Хронология

1056-1057 гг

Создание Остромирова Евангелия - первой датированной рукописной книги Руси

1073

Создание «Изборника Святослава»

1113

Заключение Нестором первой редакции «Повести временных лет»

1187

Создание «Слова о полку Игореве»

Основные понятия и термины

Библия или Священное Писание - книги, написанные Духом Божиим через освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Через Библию Откровение Божие пришло к нам точно и неизменно. Книги, написанные до Рождества Христова, объединенные в Ветхий Завет, после Рождества - в Новый Завет.

Летописью называют исторически литературное произведение, в котором главные события записывались в хронологическом порядке по годам (летами) - «из лета в лето», как говорили в тех времен.

Фигуры

Нестор С 1074 - монах Киево-Печерского монастыря. Считается автором и составителем «Повести временных лет» (ок. 1113 -1114 гг.)

Алипий Печерский - киевский иконописец, монах Киево-Печерского монастыря. По данным Киево-Печерского Патерика с 1084 г. принимал участие в росписи Успенского собора в Киево-Печерской лавре.

Антоний Печерский - церковный деятель Киевской Руси, один из основателей Киево-Печерского монастыря. После возвращения поселился вместе с Иларионом, будущим митрополитом Киевским, неподалеку от летней княжеской резиденции села Берестова на горе над Днепром (по другим данным - в пещере, выкопанной Иларионом). На этом месте возник Киево-Печерский монастырь, учредителями которого стали Антоний и Феодосий.

Агапит Печерский - один из первых печерских монахов, известный врач XI в. Известно, что был пострижен Антонием Печерским. Исцелял молитвой и травами

Иларион - церковный деятель и писатель 11 в. Первый митрополит из русичей (с 1051). Был священником в Берестове под Киевом. Автор церковно-богословского сочинения «Слово о законе и благодати», написанного между 1037 и 1050

Феодосий Печерский - выдающийся церковный деятель Киевской Руси, игумен Киево-Печерского монастыря, писатель. 1055 был принят Антонием Печерским в монастырь. Около 1062 стал иеромонахом, впоследствии - игуменом Киево-Печерского монастыря. Феодосий начал строительство Успенского собора и монастыря с кельями. Был активным участником политических событий, происходивших в Киевском государстве в 1060-70-х, в период борьбы за киевский стол между Ярославичами.

Основной изложение

1. Развитие украинского языка

  • Истоки украинского народа достигают древнеславянских, еще предгосударственной времен
  • Тогда же, по мнению ученых, начала формироваться украинский язык, ведь становление отдельного народа и развитие его языка происходит одновременно
  • На 9-13 вв. в нашем языке уже сложилось большинство признаков, отличающих ее от других славянских языков.
  • Речь еще отличалась от современной. Вот почему для тех времен исследователи истории языка применяют термин праукраинская.

Письменность

  • Исследователи языка утверждают, что уже во второй половине 9 - начале 10 вв. у наших предков существовало письмо .
  • Тот давний алфавит был создан на основе греческого - да это и не удивительно учитывая давние связи восточных славян с греками; в Византии, с которой молодая Русская держава имела тесные отношения, государственным также был греческий.
  • Доказательством существования собственной оригинальной азбуки у древних украинский является находка надписи на стенах Софийского собора.
  • Киевский книжник в 11 в. тщательно выписал на стенах только построенного храма азбуку, отличавшаяся от распространенной в те времена кириллической, созданной для передачи на письме одного из южнославянских языков с применением греческих букв братьями Кириллом и Мефодием и перенесенной на наши просторы с принятием христианства
  • С принятием христианства на наших землях распространилась старославянский, или староболгарский книжный язык - язык православной церкви.
  • Существенно отличаясь от народноразговорного языка, она все же имела с ней общие черты, поскольку основывалась на близком, тоже славянском языке, и поэтому была понятна, особенно образованным людям - духовенству, князьям и боярам.
  • Ученые говорят, что в Киевской Руси существовало два варианта письменного литературного языка: церковнославянский, которой писались важнейшие богослужебные книги, и церковнославянский со значительными вкраплениями живой речи (для более позднего времени ее называют книжной староукраинским ) - ею писали различные документы и литературные произведения светского направления.
  • Впрочем, обе письменные языки существенно отличались от живой тогдашней украинского языка, которым пользовались в устной речи.
  • Но так было не только в русских землях, но и везде в Европе, где литературной (книжной) языком для многих народов был латинский

2. Распространение письменности

Книжные памятники

  • К нашему времени от эпохи Киевской Руси и Галицко-Волынского государства сохранилось очень мало книг.
  • Древнейшими, среди них есть Реймское Евангелие, Остромирово Евангелие, « ; Изборник Святослава » 1073 и " Изборник » 1076 г., Мстиславово Евангелие
  • Этот список возглавляет знаменитое Реймское Евангелие , которое привезла во Францию дочь Ярослава Мудрого Анна
    • Ученые датируют его 40-ми гг 11 в.
    • Своим названием Реймское Евангелие обязана городу Реймса во Франции, где оно хранится ныне, хотя создали его киевские книжники - специально для княжеской семьи
  • Древнейшей датированной книжным памятником Руси является Остромирово Евангелие
    • Создали эту книгу в Киеве 1056-1057 гг о чем свидетельствует специальная запись
    • Остромирово Евангелие - памятник исключительной художественной ценности
  • Из древнейших книг, сохранившихся до наших дней, есть и такие, которые предназначались для светского чтения. Речь идет о « Изборники » - собрание различных произведений греческих авторов богословского и нравоучительного содержания, большая часть которых растолковывает сложные места с Библии , это, так сказать, своеобразные энциклопедические справочники.
    • Их сохранилось два - 1073 и 1076 Первый в названии хранит имя я киевского князя Святослава Ярославича, хотя, как отмечают исследователи, заказывал эту книгу его брат - князь Изяслав
    • «Изборник Святослава» роскошно орнаментированный миниатюрами, заставками, многочисленными инициалами.
    • «Изборник » 1076 украшен значительно скромнее, хотя не уступает первому тщательностью переписчика
  • Из книжных памятников 12 в. наиболее известное Мстиславово Евангелие , переписано около 1115
    • Мстиславово Евангелие написано было в Киеве по заказу Мстислава Владимировича, сына великого князя киевского Владимира Мономаха
  • Немногочисленные книжные памятники, сохранившиеся со времен Киевской Руси и Галицко-Волынского государства, являются редкими жемчужинами из того огромного книжного богатства, его малая наша земля.
  • По подсчетам ученых, в 13 в. на территории Руси быть 130 - 140 тыс. книг нескольких сотен наименований, ведь именно такого количества нуждались церкви и монастыри - главные очаги книжности.
  • По мнению исследователей, только в Софийском книгохранилище насчитывалось до 950 томов рукописных книг.
  • Многие книги были созданы i переписано в Галицко-Волынской государстве. Большая мастерские существовала, в частности, при дворе князя Владимира Васильковича

3. Образование

  • грамотными в княжеские времена были не только чиновники и люди из среды духовенства, но и ремесленники и рядовые дружинники.
  • Забота об образовании со времен введения христианства перебрали государство и церковь.
  • В княжение Владимира Святославича в Киеве уже существовала школа для обучения детей из ближайшего окружения князя.
  • Года 1086 внука Ярослава Мудрого Янка Всеволодовна основала в Киевском Андреевском монастыре школу для женщин.
  • Находки берестяных грамот, бронзовых и костяных писал убеждают, что книжная наука развивалась не только в стольном граде, но и в разных частях Руси.
  • примеру, берестяные грамоты найдены в Звенигородi и Бресте, бронзовые писала для писания на восковых табличках - в Звенигородi, Перемишлi, Галичi, Остроге

4. Развитие литературы

Устное народное творчество

  • Еще до возникновения письменности у восточных славян существовало богатое устное народное творчество: обрядовые песни, легенды, загадки, сказания, заклинания, эпические и лирические песни.
  • Со времен Киевской Руси и Галицко-Волынского государства к нам дошли легенды и предания, дружиннi, праздничные, свадебные песни, сказки, колядки, пословице, поговорке, магические заклинания и заговоры
  • Замечательными памятниками древнерусской творчества были былины
  • древним, самыми по объему i найвартiснiшимы в художественном и историческом аспектах считаются былины Киевского, или Владимирова, цикла.
  • повести в них связанные со стольным градом Киевом i его князем Владимиром Красным Солнышком.
  • Былины киевского цикла складывались в 10-11 вв. Они оспiвують мужество i храбрость богатирiв, самоотверженно защищали родную землю от врагов.
  • В 13-14 вв. былины наполняются новыми сюжетами, связанными частности с реалиями Галицко-Волынского государства: о князя Романа, Михаила Козарина и др.

Переводные литературные памятники

  • Начала литературной жизни в нашей стране, кроме устнопоэтического творчества, имели еще один источник - литературные произведения других народов, через переводы церковнославянском языке пришли после введения христианства.
  • С приобщением русских земель к христианскому миру нашим предкам открылась богатейшая сокровищница человеческого опыта и мудрости - Библия
  • Попутно отметим, что переводы Священного Писания не только имели неоценимое влияние на мировоззрение тогдашнего люда, но и стали толчком к словесного творчества, поскольку Библия - неисчерпаемый источник вечных тем, идей, образов
  • Кроме Библии, переводились и апокрифы - произведения на библейскую тематику, которые по разным причинам не были признаны церковью.
  • Другим популярным жанром переводной литературы были жития - рассказы о жизни и подвигах святых
  • Переводились и книги светского направления. Особенно популярным на Руси был сборник крылатых выражений, пословиц из Библии и произведений античных писателей «Пчела».
  • Большой популярностью пользовались хроники византийских историков Георгия Амартола и Иоанна Малалы, много сюжетов из которых использовали русские летописцы, рассказывая в своих трудах о первоосновы человечества, древнейшие народы и государства.

Оригинальная литература

  • Оригинальная, т.е. собственная, незаимствованная литературное творчество наших предков во времена Киевской Руси была основана летописям
  • Первым летописи, дошедший до нас, является «Повесть временных лет»
    • Он создан в начале 12 в. При составлении «Повести временных лiт» использовано древнейшие летописи.
    • «Повесть ...» сохранилась во многих списках.
    • старые из них - Лаврентiивський (1377 г.) и Iпатiивський (первая половина 15 века).
    • В «Повести ...» изложены события от 860 г. до 1111
    • Один из поздних списков этого летописного свода сохранила имя автора-составителя - монаха Киево-Печерского монастыря Нестора
  • К продолжений «Повести ...» принадлежит Киевский летопись , который охватил время от 1111 до 1200 г.
    • Он рассказывает о событиях в разных землях Киевской Руси, но в центре повествований - Киев i Киевская земля.
    • Основное содержание летописи - княжеская борьба за киевский стол, борьба русичей против половцев
  • выдающейся достопримечательностью летописания Галицко-Волынского государства является Галицко-Волынская летопись .
    • летопись состоит из двух частей. В первой речь идет о событиях в Галицкие земли с 1205 г. до конца 50-х гг 13 века
    • Она есть, собственно, жизнеописанием князя Даниила Романовича .
    • Вторая часть Галицко-Волынской летописи связана с Волынской землей и волынскими князьями.
  • Из других жанров оригинальной литературы стоит упомянуть о церковные проповеди .
    • виднейших автором обучающих проповедь был один из основателей Киево-Печерского монастыря Феодосия Печерский
    • торжественной проповеди складывались для образованный человек - князей, бояр, духовенства.
  • Замечательным образцом торжественной проповеди является « Слово о законе i благодать митрополита Iларiона .
  • В записях Лаврентiивського списке под 1096 приведено достопримечательность, известную под названием «Поучение» Владимира Мономаха
    • «Поучение» обращено к детям Мономаха.
    • По убеждению Мономаха, князь подает своим детям пример взiрцевого правителя, учит достойны этого высокого звания поведении и образа жизни.
  • выдающейся достопримечательностью русской литературы является «Слово о полку Игоревом»
    • Долгое время эта жемчужина древнеукраинской литературы была неизвестна: ее случайно обнаружили в начале 90-х гг 18 века в одной из рукописей 16 века
    • «Слово ...» написано на основе конкретного исторического факта - неудачного похода в 1185 г. новгород- северского князя Игоря Святославича против половцев.
    • По мнению исследователей, «Слово ...» создано по свежим следам события - где-то в августе - сентябре 1187
    • Автором поэмы мог быть старший сын галицкого князя Ярослава Осмомысла, родной брат Игоревой жены Ярославны князь Владимир
  • Одной из самых популярных книг на Руси был «Киево-Печерский патерик»
    • Его заключили в начале 13 в. монахи Киево-Печерской лавры, которые стремились подчеркнуть чрезвычайную роль своего монастыря, обосновать его превосходство среди других.
    • Из книги узнаем об истории Киево-Печерского монастыря, его первых подвижников, в частности основателей монастыря святых Антония и Феодосия, художника Алипия

5. Естественные и математические знания

  • Об уровне тогдашних естественных и математических знаний в определенной степени свидетельствует популярность на русских землях таких переводных книг, как «Шестоднев», «Физиолог», «Небеса» и т.д., в которых изложены представления средневековых мыслителей о строении мира.
  • Так, «Шестоднев» раскрывали историю сотворения мира Богом за шесть дней, ссылаясь при этом не только на Библию, но и на труды античных мудрецов.
  • В «Физиолог» содержались рассказы о животных реальных (лев, орел, змея, еж, лягушка, слон) и сказочных (сирена, феникс), а также о некоторых растения, минералы
  • Значительное развитие на Руси достигли географические знания .
  • Так, в «Повести временных лет» местожительство восточнославянских племен летописец связывал с реками Дунаем, Днепром, Моравой, Припяти, Двиной, Десне, Суле
  • Он довольно подробно описал путь «из варяг в греки», который пролегал вдоль Днепра, Ловати, Ильменского озера, реки Волхов и далее - морем варяжских.
  • Летописец отмечал также, что с Варяжского моря можно «идти в Рим», а от Рима прийти так же морем в Царьград.
  • Волгой, по словам летописца, на восток пролегал торговый путь, которым можно достичь Хорезма и Каспийского моря.
  • В летописи названо множество тогдашних и древних стран также свидетельствует о достаточно хорошую осведомленность русичей в области географии.
  • Письменные источники упоминают и первых врачей-профессионалов .
  • Один из них - Агапит, монах Киево-Печерского монастыря - лечил больных в 12 в.

6. Музыкальное творчество

  • ли не самым популярным искусством во времена Киевской Руси и Галицко-Волынского государства была музыка .
  • Об музыкальные инструменты того времени исследователи знают немало.
  • Это были: струнные щипковые инструменты - гусли, гусли; смычковые - гудок и дерг; духовые - рога (их изготовляли из рогов быка, барана, козла, тура), трубы, свистки, зурны, свирели, дудки, флейты, органы; ударные - бубны, тарелки или кимвал, разнообразные колокольчики и погремушки.
  • любимый инструмент русичей - гусли , под сопровождение которых талантливые творцы былин воспевали подвиги отважных князей и дружинников.
  • Особую любовь русичей зажили певцы былин и преданий, которые в речитативно-декламационный форме в сопровождении музыкальных инструментов пели героически-эпических песен.
  • яркий представитель таких исполнителей - Боян, которого упоминает автор «Слова о полку Игореве».
  • Исследователи предполагают, что он жил в 11 в. при дворе Святослава Ярославича. В Галицко-Волынской летописи под 1241 г. упоминается галицкий «славутний певец» Митуса
  • Не были равнодушными русичи и к спектаклям скоморохов

<< Политический, социальный уклад и хозяйственная жизнь Киевской Руси и Галицко-Волынского государства Архитектура и изобразительное искусство Киевской Руси и Галицко-Волынского государства >>

Copyright © 2011 Apycom jQuery Menus