22. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ во второй половине 80-х годов (учебник)

§ 22                                                                                               ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В УКРАИНЕ во второй половине 80-х годов

 

1. Нарастание экономического кризиса

Намерения горбачевского руководства вывести экономику из застоя и ускорить ее развитие не принесли успеха. Более того, усилились негативные тенденции в цен сфере: советская экономика двигалась от застоя к упадку.

Хозяйственный кризис ощутимо ударил и по Украине. В 1990 г. валовой национальный продукт был на 2,4% меньше предыдущего года; национальный доход уменьшился соответственно на 3,6%. Впервые за послевоенные годы в республике имело место абсолютное уменьшение выпуска товаров народного потребления.

Предлагаемые центром пути развития экономики были половинчатые, у них преобладали традиционные административные подходы, они не затрагивали собственности, существующую политическую систему.

Управление экономикой оставалось централизованным, строго лимитувався распределение между республиками и регионами финансовых, трудовых и материально-технических ресурсов.

Характер планирования и распределения в советской системе в 1990 г. председатель Госплана Украины (впоследствии Председатель Совета Министров) В. Фокин определял так: «С союзных республик все поступает в общесоюзной миски, откуда все и хлебают ... Директивновыделяются средства, фонды, лимиты потребления, одним словом, все то, вол чего зависит развитие экономики, уровень жизни ... Следует признать, что централизованный распределение это тщательно продуманная система содержания республик на поводке. Причем кое определяющую роль при распределении играют не результаты труда, а степень приверженности тому или иному столоначальника ».

Начато внедрение экономических методов управления хозяйством было ограничено: такие механизмы экономического подъема производства как налог, кредит, финансы использовались поверхностно и непоследовательно.

Ограничивались права предприятий в использовании фондов, предусмотренных на развитие производства, социально-культурной сферы.

Экономика Украины оставалась огосударствленной, была составной частью общесоюзного хозяйственного комплекса.

Центральные министерства и ведомства распоряжались 95% всей собственности, находившейся в республике; 65% всех предприятий были союзного подчинения, а их руководители назначались центром.

75-80% продукции украинским промышленности производилось предприятиями-монополистами. Как следствие многие предприятия продолжали выпускать некачественную продукцию, сужать н ассортимент и неоправданно повышать на нее цены. Отсутствие выбора заставляла потребителя покупать некачественную продукцию.

В размещении промышленности  сложилась структурная и территориальная диспропорция. В Украине доля отраслей, в которых производились средства производства, составляла 70%, а отраслей, производивших предметы потребления. 30%, тогда как в передовых странах Запада было наоборот.

В 1990 г. в Украине в сельском хозяйстве было занято 19,4% населения, промышленном производстве 53,8%. в сфере обслуживание 24,4% (в развитых странах Запада большинство населения занято в сфере обслуживания).

Экономика Украины ориентировалась не на людей, на их потребности, а на производство ради производства. Серьезные диспропорции оказались и в территориальном размещении производственных сил. Уровень экономического развития центра и запада Украины был почти вдвое ниже, чем Поднепровья и Донбасса.

Политика центрального руководства привела к тому, что в Украине сложился очень высокий потенциал базовых отраслей производства. Но они были ориентированы на обслуживание потребностей общесоюзной экономики.

Основу украинской экономики составляли дотационные добывающие отрасли угольная, железорудная, черная металлургия т.д. Государственные инвестиции направлялись преимущественно на ускоренное развитие атомной энергетики.

Основную долю капитальных вложений центральные ведомства направляли не на модернизацию производства, внедрение высокопроизводительных технологий, а на строительство новых мощностей.

В середине 80-х годов среди действующих шахт Донбасса 280 не реконструировались почти 20 лет, работали на устаревшем оборудовании.

Довольно большая часть украинский промышленности была милитаризованная, т.е. ориентирована на выпуск военной техники и вооружения.

Около 30% военно-промышленного комплекса Советского Союза приходилось на Украину, около 80% предприятий машиностроительных отраслей были вовлечены в производство вооружения. На этих предприятиях сосредоточивались лучшее оборудование, высококвалифицированные специалисты, сырье и т.д. Накануне разгара Советский Союз на военные цели тратил около 35% союзного бюджета, с этой же целью достаточно большая доля бюджета укладывалась в промышленность Украина.

В годы существования СССР Украина участвовала во внешнеэкономических отношениях, на нее приходилось 20% общесоюзных экспортных поставок, которые шли в 123 страны мира.

Субъектами внешнеэкономических связей были более 1 400 украинских предприятий. Тесные хозяйственные отношения Украины поддерживала с европейскими странами «социалистического содружества ».

В структуре экспорта преобладала продукция тяжелой индустрии, электроэнергия, цемент, марганцевые и железные руды, чугун, кузнечно-прессовое оборудование т.д.

Во внешнеэкономических отношениях республика имела пассивное сальдо, так как продукция Украине принадлежала начальной и средней стадии обработки, поэтому и оценивалась дешево.

И все же с Украиной в зарубежные государства вывозилась продукция на десятки миллиардов рублей. Однако Украине была бесправныоюв распределении прибыли они оседали в центральных московских банках.

На украинских землях сосредоточивалось почти четвертая часть общесоюзного промышленного и аграрного потенциала. Большая концентрация металлургических, химических, энергетических предприятий создала сложную экологическую ситуацию.

В зону экологического бедствия попало 15% территории Украины. Односторонняя экономическая политика центра, ограниченные затраты на охрану природы, игнорирование экологических законов биосферы привели к загрязнения атмосферы подземных и поверхностных вод, что ее атипии влияло на здоровья человека.

Без научного обоснования, без учета мнения общественности высокими темпами развивалась атомная энергетика.

В Украине в конце 80-х годов было сконцентрировано около 40% всего атомного энергетического потенциала СССР. С Учитывая это можно сказать, что Украина стала заложницей катастрофы на Чернобыльской АЭС, Которая произошла 26 апреля 1986

Об опасности радиации, которая стала следствием взрыва, население Швеции узнало раньше, чем в Украина. Ученые признали, что Чернобыльская катастрофа приобрела планетарных измерений. Только в Украине от чернобыльского бедствия пострадало 3,5 млн. жителей, 73 тыс. человек стали инвалидами. Характерно, что М.Горбачев посетил районы Украина, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, всего через три года после взрыва, а Белоруссии через пять лет.

Чернобыльская авария заставила населения Украина задуматься над последствиями хозяйствования союзной центра, продемонстрировала несостоятельность горбачевской гласности, побудила украинском общественность активизировать борьбу за право проведения самостоятельной экономической политики.

 

Документ

Свидетельство об экологической ситуации в Украине / отрывок из книги /

Если первой крупной ошибкой эпохи перестройки Была антиалкогольная кампания, то Чернобыль стал первой крупнейший из взорвавшихся «Мин», заложенных в фундамент общества до начала перестройки. ... И первой трагедией на Ее пути. Он явился своего рода катализаторам общественно-политических процессов в Украине. «Есть основание считать, - отмечает А. Грабович, - Что это Ужасное событие стало важнейшей из причин, которая окончательно толкнула народ на борьбу за независимость Украины ».

К тому же авария на ЧАЭС позволила по-новому взглянуть на экологическое состояние республики. Полную картину его содержат, в частности, подготовительные материалы, предназначавшиеся к использованию при рассмотрении на сессии Верховного Совета УССР в феврале 1990 года вопроса «Об экологической обстановке в республике и мерах по Ее коренного улучшению ». Вот Лишь некоторые выдержки из них: в УССР количество выбросов вредных веществ в атмосферу от промышленных источников на единицу площади почти в 7 раз превышает среднесоюзные показатели. Из 68 городов страны с наибольшим уровнем загрязнения атмосферы в Украине расположены 12 (то есть 17,6%, при удельно весе республики в территории страны менее 3%). Несмотря на все постановления об ограничения роста крупнейший промышленных городов, число их за последнии 30 лет возросло с 12 до 25, а судьба проживающего в них Городского населения - с 36% до 46%.

Вопросы к документу

1. Внимательно прочитайте отрывок. Согласны ли Вы с мнением о влияние Чернобыльской катастрофы на общественно-политические процессы в Украине? Обоснуйте свою точку зрения.

2. Используя документ и материалы учебного пособия, подготовьте доклад на тему: "Экологическая ситуация в Украине в 80-х годах».

 

 

2. Положение в сельском хозяйстве

В сложном положении находилось и сельское хозяйство, хотя на высшем партийно-государственном уровне той или иной мере пытался решить проблемы его развития.

Центральное руководство рекомендовало такие формы хозяйствования, как бригадный, семейный подряд, предоставление земли в аренду, организация кооперативов.

Однако эти рекомендации материально не поддерживались государством, не существовало надлежащего правового обеспечения введение новых форм хозяйствования.

К тому же такие формы хозяйствования были не по душе руководителям аграрного сектора, поскольку они предполагали уменьшение роли и сокращение управленческого аппарата. Поэтому основными формами хозяйствования на селе оставались колхозы и совхозы.

Сельское хозяйство развивалось на экстенсивной основе. Рост количества произведенной продукции в колхозах и совхозах происходило за счет расширения посевных площадей. Вследствие эрозии почв терялись тысячи гектаров плодородных черноземов.

И все же Украина производила свыше 23 проценты сельскохозяйственной продукции СССР.

Поскольку функционировала централизованная система заготовок и украинских власть была большую часть продукции вывозить за пределы республики, в самой Украине ощущались перебои с продовольствием.

Проблемы с продовольствием возникли несмотря на то, что Украина имела приблизительно четвертую часть мировых запасов плодородных черноземов и 27% распаханной земли европейского континента, а также благоприятные природно-климатические условия.

Существовала острая проблема с обеспечением населения мясо-молочными и многими сельскохозяйственными продуктами. В конце 80-х годов по сравнению с предыдущими годами, объем мяса и животного масла, поступавших в торговлю из государственных фондов, постоянно уменьшался. В эти годы в Украине потреблялось мяса втрое меньше, чем в США, причем низшей качества.

Чрезмерная химизация сельскохозяйственного производства обусловила потребление с пищей большого количества вредных для человеческого организма веществ.

Бесхозяйственно использовались земельные богатства Украины. Без согласия колхозников большие массивы плодородных земель отводились под индустриальное строительство.

Бесконтрольное использование ядохимикатов в сельском хозяйстве привело затруення больших площадей, нанесло ущерб рекам, озерам, животному и растительному миру.

За бесхозяйственности в Украину исчезло 20 тыс. рек, в водоемы ежегодно сбрасываемых с полей тонны ядохимикатов и химических удобрений. Промышленные стационарные источники и автотранспорт создавали критическую ситуацию в воздушной среде. При этом уровень очистки окружающей среды от вредных отходов в Украине был далек от мировых стандартов.

Проведенная в 1986 г. паспортизация производства в аграрном секторе показала, что в колхозах республики доля ручного труда составляла в среднем 75%. Еще выше были эти показатели в овощеводстве, садоводстве, свекловодстве, животноводстве.

 

3. Кризис социальной сферы

Экономический кризис негативно отразился и на социальной сфере.

Анализ зарплаты рабочих и служащих, денежной оплаты труда колхозников, общего объема розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли свидетельствует, что в 1988 г. уровень жизнь в Украине был значительно ниже не только по сравнению с Россией, но и в Союзе целом.

По уровню рождаемости в 1990 г. республика занимала 15 место, по смертности разделяла с Эстонией второе место в СССР. Природный прирост населения на протяжении 1980-1990 гг снизился почти в 5 раз.

Чернобыльская катастрофа еще более усложнила ситуацию с состоянием здоровья населения, и по продолжительности жизни на начале 90-х годов Украина занимала 32 место в мире, а по уровню детской смертности одно из первых.

В социальной сфере села и города в конце 80-х годов накопилось много нерешенных проблем.

Достаточно острой оставалась проблема качества сельского жилья. Мерах по упорядочению и благоустройству многих сельских населенных пунктов не вышли за пределы крестьянского двора. Крайне медленно проводилась газификация сел. Отставало медицинское и культурно-образовательное обслуживания.

Неблагоприятные условия для удовлетворения жизненных потребностей сельского населения по сравнению с городским повлекли миграционные настроения у значительной части жителей села, особенно молодежи.

Началась интенсивная безвозвратная миграция сельских жителей в города, что привело к обезлюдевшиеи запустения многих украинских сел. За 15 лет (с 1975 по 1990 гг.) численность сельского населения уменьшилась на 3,5 млн. человек. Особенно угрожающая ситуация сложилась в таких областях, как Черниговская, Сумская, Хмельницкая, Черкасская, Винницкая.

Существенный отток сельского населения в города привел к тому, что в селах начали преобладать старики, пенсионеры. Таким селам официальные власти навешивала ярлык «Неперспективных». Там закрывались школы, ограничивалась торговля, сворачивалась социальная сфера.

Неудовлетворительным был состояние с обеспечением спроса населения на товары первой необходимости.

Причины этого крылись прежде всего в ослабленный внимании к работе легкой промышленности и организации торговли. Запущено было и сферу услуг.

Неустанно росли цены на товары и услуги как в кооперативном; так и в государственном секторах торговли и быта. Бесконечные очереди і магазинах стали признаком жизни общества.

На пути доставки продовольственных и промышленных товаров до потребителя стали возникать различного рода посредники, которые, минуя государственную систему торговли, наживались на «черном рынке». В обращение постоянно вошло такое явление как «Дефицит».

Дефицитные товары можно было купить преимущественно в спекулянтов. В ноябре 1990 г. советская власть ввела продажу продовольственных и промышленных товаров по карточками потребителя с купонами, мотивируя эту меру необходимостью ограничить действия преступных групп на потребительско-м рынке. Это мероприятие частично ограничил, но не остановил мошенничество в торговли и создал еще больше неудобств для покупателей.

В конце 80-х - начале 90-х годов произошло резкое разбалансировки потребительского рынка.

Связано это было с тем, что советский правительство еще 1987 принял постановление о повышении заработной платы, но без какой-либо компенсации в объемах производства.

В течение двух лет денежные доходы населения выросли на 23%. В Украину без обеспечения товарами денежная масса увеличилась на 10 млрд руб. Это без учета накопленных средств, которые сохранялись непосредственно у населения.

Все это стимулировало спекуляцию, активизировался вывоз товаров за пределы республики. Кризис в торговле болезненно ударила по интересам большинства потребителей, прежде всего по социально незащищенным вер-стках населения.

Негативные процессы в обществе углублялись кампанией по борьбе с пьянством и алкоголизмом, имевшая общегосударственный характер.

В Украине в 1985 г. целые районы и области объявлялись «Зонами трезвости», где запрещалась любая торговля спиртными напитками. На протяжении двух лет в Украине было вырублено 60 тыс. гектаров виноградников.

Такой подход имел только временный эффект, он не ликвидировал пьянства, но стимулировал другие негативные социальные явления. Резко возросли самогоноварение, спекуляция спиртам. Распространились такие явления как наркомания и токсикомания. Если в начале 1986 г. в Украине было зарегистрировано 18,4 тыс. наркоманов, то на середину 1987 на учете уже находилось около 28 тыс. Распространенность этой болезни в Украине превысила среднесоюзнуюпоказатель в 1,5 раза, а показатель заболеваемости в 2,4 раза.

И хотя все области Украины рапортовали в Москву об уменьшении наполовину и более реализации спиртных напитков, пьянство все же процветал, особенно на производстве; возросло количество травм и преступлений, совершенных в нетрезвом состоянии.

В обществе росло недовольство политикой «перестройки». Партийно-государственное руководство Украины под давлением обстоятельств пыталось самостоятельно решать экономические проблемы, осуществило ряд шагов в этом направлении.

Властные структуры Украины начали постепенно брать под свой контроль экономику республики, в обход центральных ведомств. К тому же в конце 80-х годов в Украине осталось всего 5% предприятий республиканского подчинения.

В марте 1990 г. Верховная Рада Украина приняла постановление «Об экономической обстановке в республике и меры по ее коренному улучшению ». Однако принятые решения носили ограниченный характер и были ориентированы на административные методы разрешения ситуации.

Постановление обязало ведомства республики прекратить новое промышленное строительство в крупных городах и районах, где окружающая среда уже и так загрязненным. Предполагалось вывести из эксплуатации Чернобыльскую АЭС до 2000 г., полностью исключить сброс в водоемы загрязненных стоков и т.д.

Однако преодолеть экономический кризис за помощью традиционных административно-командных методов было сложно.

Парламент республики 2 августа 1990 принял Закон «Об экономической самостоятельности Украинской ССР». Настоящий Закон предусматривал следующее.

                   Украина имела самостоятельно определять стратегию социально-экономического развития, структуру народного хозяйства, приоритетные направления хозяйственной деятельности.

                   Все расположенные на территории Украины предприятия, учреждения и организации провозглашались ее народногоспоственных комплексом.

                   В рамках законов Украины разрешалась хозяйственная самостоятельность и свобода предпринимательства всех юридических и физических лиц, предполагалось введение национальной денежной единицы, национальной таможни и вступление Украины в международные экономические и финансовые организации.

 

Документ

Из воспоминаний В. Врублевского - Помощника первого секретаря ЦК КПУ В. Щербицкого.

Экономика Украины, как и всех союзных республик, развивалась в едином народнохозяйственном комплексе. Централизация управления позволяла достичь необходимых результатов в экстремальных ситуациях, таких как война и восстановление...

Однако односторонний упор на централизацию неизменно и неизбежно порождал перекосы, обусловленные функционированием унитарного государства. В интересах центра, зачастую сиюминутных, игнорировались интересы республик ... Диктат центра нарастало, нередко приобретали форму бездумной, близорукой политики.

Приоритет внешнеполитической доктрины и гонка вооружений изматывалы экономику, подрывалы Становое костяк страны. Она не могла одновременно решать Эти две задачи. В результате в стране развивались параллельно две экономики - гражданская и Оборонная, между которыми пролегла «Китайская стена». Ни с чем несравнимая милитаризация неизбежно вела к диспропорциям, дисбалансам, к стагнации в целом.

Индустриальная мощь Украины, созданная общими усилиями страны в 30-е годы, а затем восстановленная в Послевоенный период, в конце концов, оказалась отсталой, особенно ее базовые отрасли. В результате инвестиционной политики центра износ основных фондов достиг 50-60%. Преобладание группы «А» привело к тому, что только 29% промышленности работало на потребительский рынок. Тяжёлая промышленность все больше превращалась в чудовищного монстра, пожирающего капиталовложения и работающего, прежде всего на себя.

Экстенсивные факторы производства исчерпывались. И, несмотря на все усилия, темпы экономического роста стали падать. Тяжелейший кандалами сковывалы экономику долгострой, незавершенка, сверхлимитные запасы неустановленного оборудования, в том числе импортно. Все это свидетельствовало о том, что резервы и возможности административно-командной системы Были исчерпаны ...

Вопросы документа

1. В чем В. Врублевский видит причины экономического кризиса второй половины 80-х годов? Согласны ли Вы с его аргументами?

2. Используя отрывок и материалы учебного пособия, подготовьте доклад на тему: «Причины и последствия экономического кризиса в Украине в второй половине 80-х годов ».

 

Вопросы и задания

1. В чем проявилась хозяйственный кризис в второй половине 80-х годов?

2. Приведите примеры, свидетельствующие об обострении экологических проблем во второй половине 80-х годов.

3. Каковы были основные проблемы сельского хозяйства Украина во второй половине 80-х годов?

4. Определите особенности развития экономики Украины в период «перестройки».

5. Что повлекло обострение демографической ситуации в Украина во второй половине 80-х годов?

6. Что свидетельствовало о высоком уровне милитаризации экономики Украина?

7. Когда был принят Закон «Об экономической самостоятельности Украинская ССР »?

8. Определите основные причины экономического кризиса во второй половине 80-х годов.

9. Охарактеризуйте положение в сельском хозяйстве в второй половине 80-х гг

10. В чем проявился кризис социальной сферы?

11. Определите причины возникновения продовольственных трудностей в Украина в 1989-1990 гг

12. Существует мнение, что Чернобыльская катастрофа стала следствием зависимости экономики Украины от центральных советских ведомств. Согласны ли Вы с этим? Обоснуйте свою точку зрения.

13. Что, по Вашему мнению, нужно было сделать руководству страны для преодоления экономического кризиса?

14. Почему, на Ваш взгляд, антиалкогольная кампания имела тяжелые социальные последствия? Найдите аналоги в мировой истории и сравните их с кампанией, проводилась в СССР. Могли подобные кампании иметь успех?

15. Существовала, на Вашему мнению, возможность проведения экономических преобразований во времена «перестройки» без либерализации общественно-политической жизни? Всегда изменения в экономике должны сопровождаться политическими изменениями? Обоснуйте свою точку зрения.