20. Оппозиционное движение В УКРАИНЕ (учебник)

§ 20                                                                                       Оппозиционное движение в УКРАИНА

 

1. Причины активизации оппозиционного движения

Поверхностная и непоследовательная по своему содержанием хрущевская «оттепель» принесла Украинская национально сознательной интеллигенции большие надежды и горькие разочарование. Передовая молодежь, почувствовала вкус свободы, не хотела останавливаться, а стремилась подлинной демократизации общества.

С середины 60-х - 80-е гг, с уходом власти от политики либерализации, в республике усилилось откровенное игнорирование правящей компартийной верхушкой конституционных прав человека.

Закономерным следствием этих процессов стало появление движения защиты прав человека. Его представители, как и участники уже традиционных оппозиционных групп культурнического и освободительного толка, также жестоко преследовались властью.

Еще одним новым видом оппозиционного движения стала борьба за свободе совести, Свободу вероисповедания, которую вели, как правило, представители запрещенной в 1946 г. Украинская греко-католической церкви (УГКЦ).

Таким образом, основными направлениями оппозиционного движения в Украине 60-80-х гг были:

                   самостийная течение, представлена нелегальными группами и организациями;

                   национально-культурная, представлена бывшим шестидесятничеством;

                   правозащитная, участники которой боролись права человека;

                   религиозно-защитная выступавшей за реабилитацию репрессированной УГКЦ.

 

Оппозиционное движение 1950-1980-х годов

 

2. Формы деятельности диссидентов

Представители украинского оппозиционного движения в своей борьбе против правящего режима использовали разнообразные формы и методы деятельности.

Радикально настроены диссиденты, как правило, объединялись в подпольные группы и организации. С целью распространения своих идей они создавали нелегальные издания «Самиздат», в которых печатали литературные произведения, документы, публицистические статьи.

Впервые такие «самиздат» в Украине появились в 1964 г., в них распространялись малоизвестные произведения «шестидесятников» В. Симоненко, Л. Костенко, И. Светличного, И. Дзюбы и других представителей молодой украинской интеллектуальной элиты. Наиболее популярными видами тогдашнего «самиздата» были машинописные журналы Украинский национального фронта «Воля и Родина» и «Украинский вестник», создан В. Чорновилом. Подавляющее большинство их впоследствии перепечатывалась за рубежом украинский издательствами «Современность» (Мюнхен, Германия), «Факел» (Балтимор, США) и др.

В отличие от радикалов, представители национально-культурнического направления в основном нарушали национальные проблемы на различных научных симпозиумах и конференциях, прикрываясь при этом интернационалистские лозунгами.

Для пропаганды и распространения патриотических идей организовывались Шевченковские праздники, вечера памяти Леси Украинский, Ивана Франко, создавались кружки изучения отечественной истории и клубы творческой молодежи. Большую роль в сохранении и возрождении национальных традиций играли народные праздники, путешествия по Украине известных любительских хоров «Гомон», «Жаворонок» и др.

Нередко оппозиционеры практиковали молчаливые сборы у памятников выдающимся лицам Украины, организовывали митинги протеста, демонстрации, пикетирования.

На открытые акции протеста превращались судебные процессы над диссидентами, похороны известных лидеров оппозиционного движения.

Активно использовались такие формы борьбы, как передача письменных заявлений, петиций в высшие органы власти СССР и УССР, международных организаций, правительств демократических стран.

Одной из форм протеста против существующего политического режима был отказ отдельных представителей диссидентского движения от советского гражданства, предоставления просьб о выезде за границу.

Как правило, такие выступления завершались для оппозиционеров тюремным заключением или лагерями, но под давлением международной общественности некоторым из них удалось прорваться за границу. Некоторые, не сумев выдержать силового и идеологического давления карательных органов, пытался преодолеть границу нелегально, также заканчивалось, как правило, арестом и тюрьмой.

Но и в неволе борьба продолжалась. Еще в ходе следствия отдельные диссиденты отказывались от дачи показаний, свои выступления в суде превращали в речи протеста и обвинения против существующей власти.

В лагерях политзаключенные устраивали акции молчания, невыхода на работу, прибегали к голоданию, передавали на волю документы и сообщения о лагерной жизни и существующие там порядки.

 

3. Репрессии против правозащитников

Арсенал средств и методов борьбы с инакомыслящими был довольно разнообразным.

Сначала недовольных пытались просто запугать. Для этого практиковались специальные «Беседы» в органах КГБ, организовывались различные «кампании» в прессе. Если эти «профилактические» меры не помогали применялись административные санкции, включая увольнение с работы.

Заключительным актом репрессивных мер были арест и заключение. Диссидентов в основном осуждали за «Антисоветскую агитацию и пропаганду », причем трактовка этой статьи Уголовного кодекса был очень широким.

Под такую квалификацию подпадали: разговора диссидентов на запретные темы (даже в кругу семьи), хранения и распространение запрещенной литературы, «самиздата» и др. Довольно часто диссидентов осуждали не как политических а как уголовных преступников.

Лишения свободы было только одним из страшных наказаний диссидентов, их положение после осуждения было тяжелым, заключения они отбывали, главным образом, в лагерях усиленного режима, где большую часть времени проводили в изолированных камерах. За малейшую провинность их сажали в штрафные изоляторы. Попытки апелляций оставались без ответов, а заключенные жестоко карались.

Однако и в этих условиях политические заключенные продолжали борьбу. Очень распространенным методом протеста было голодание. Но умереть от голода политзаключенный не имел права. Когда он достигал критического состояния, его начинали кормить насильно.

Помимо обычного заключения, широко практиковалась отправка оппозиционеров в психиатрические больницы специального типа.

Там они находились в среде действительно психически больных людей, им, как и другим пациентам, вводили различные медицинские препараты, которые парализовали волю, подавляли психику, интеллект, память, эмоции.

Если заключенный в лагере или тюрьме после отбытия срока заключения надеялся выйти на свободу, то в «психушке» диссидентов можно было «лечить» хоть до смерти. Среди жертв этого террора были генерал Петр Григоренко, математик Леонид Плющ, врач Николай Плахотнюк и многие другие. Общее количество диссидентов, ставших «пациентами» психбольниц, неизвестна. По подсчетам Л. Плюща, в 70-е годы в СССР их было около двух тысяч.

Таким образом, власть пыталась всеми возможными способами изолировать от общества опасных для себе людей. Но эти методы уже отличались ресницы методов 30-х годов, когда руководство страны осуществляло массовое физическое уничтожение своих оппонентов. Действовать такими средствами правящая верхушка в 60-80-е годы уже не решалась.

В непримиримой борьбе с правящим режимом Украинская оппозиционное движение воспитал в своих рядах целую когорту благородных, преданных до конца родной земле и своему народу борцов, настоящих патриотов Украина.

Одним из первых украинских диссидентов был львовянин Михаил Горынь. Окончив филологический факультет Львовского университета, он работал учителем и уже тогда зарекомендовал себя неординарной, критически мыслящей личностью. Свои патриотические мнения относительно положения Украины и ее народа нередко высказывал на страницах местных периодических изданий.

 

Фигура

Горынь Михаил Николаевич (1930р.н.) - Общественный деятель и политик. Окончил Львовский университет (1954). В 1954-1961 - на учительской работе. В 1961-1965 - на научной работе во Львове. В 1965 арестован и в 1966 приговорен к заключению на шесть лет. После освобождения работал на разных работах во Львове. Издавал «Бюллетень Хельсинской группы». В декабре 1981 арестован и приговорен к 10 годам заключения в лагерях особо строгого режима. В 1987 - возвращается в Львова, участвует в издании «Украинского вестника», в создании УГС, УРП. В 1990-1994 - народный депутат Украины, председатель подкомиссии Комиссии Верховной Рады Украина по вопросам государственного суверенитета. В 1990-1992 - заместитель председателя, сопредседатель НРУ. В 1992-1995 - председатель УРП. С октября 1995 - почетный председатель УРП.

 

Во время репрессий 1965 М. Горынь был арестован и в закрытом суде во Львове в 1966 г. был осужден на 6 лет заключения в лагерях строгого режима. В своем последнем слове на судебном процессе он подверг острой критике откровенно антиукраинскую, русификаторской политике правящей партии, проводимой в Украине.

М. Горынь мужественно перенес страшные лагеря Мордовии, где написал ряд работ, в которых раскрыл колониальное положение Украины в составе Советского Союза. Впоследствии эти статьи увидели свет в украинский «Самиздате».

После отбытия наказания в 1971 г. Михаил Горынь за противодействия властных органов не имел возможности работать по специальности и поэтому устроился обычным рабочим во Львове. Но своих идеалов он не отрекся и продолжал борьбу. В 1981 г. его вторично арестовали за «Антисоветскую агитацию и пропаганду» и последующего года осудили на 10 лет заключения и 5 лет ссылки.

После долгожданного возвращения на свободу Михаил Горынь отдал много сил и энергии созданию Народного Руха Украина, Украинской республиканской партии, строительству независимой Украина, о которой так мечтал.

 

Документ

Левко Лукьяненко. Исповедь в камере смертников (извлечение)

У мае 1961 г. Львовский областной суд приговорил меня к смертной казни, Кандибу до 15 лет, Вирун к 11 лет, Луцькова, Любовича, Кипиша и Боровицкого к 10 годам заключения каждого.

Политическая платформа программы УРСС составляет грань между двух этапов нашего освободительного движения: до УРСС все проявления борьбы идут в основном под лозунгами вооруженной борьбы. Даже те группы, оружия не имели, рассматривали ее как главное орудие своей тактики.

В программе УРСС записано: «Методы достижения нашей цели мирные, конституционные». Агитация и пропаганда - вот способы деятельности УРСС.

Переход к агитации вытекал не из ненависти к оружию, а с некоторых понимание невозможности ее: с истории - потому что знаем, что после поражения народа во всенародной войне и широкому массовом движении наступает период сумму и разочарований длиной в целое поколение. Всякую новую серьезную войну начинает новое поколение. Таким образом, славное поколение бандеровцев выполнило свою историческую миссию, и больше от него ждать ничего не можно было. Задача же деятелей промежуточных стадий, когда предыдущий массовое движение потерпел поражение и выдохся, а к новому массовому движению еще далеко, в том и состоит, чтобы бороться против апатии, неверия в свои национальные способности, против разочарований и трактовка поражения как приговора неумолимой судьбы. Задача заключается в подготовке народа к новому массовому движению за национальную свободу. Для такой работы нужны не автомат со штыком, а вдохновенное слово с верой в победу добра над злом, свободы над рабством, зависимых, колониальных народов над империей! ..

Одной из общественных групп энтузиастов перестройки является Украинский Хельсинский союз. Она возникла в 1976 г. как украинская группа содействия выполнению Хельсинских соглашений, подверглась жестоким репрессий, а 1988 возродилась как украинский Хельсинский союз. Члены группы всегда мечтали о самостоятельности Украины как благоприятную условие высокого национального благосостояния и духовного возрождения и расцвета нации, но конкретные обстоятельства, в них приходилось действовать, нельзя было игнорировать, и того заботились прежде защищать права граждан и нарушать языковые и культурные проблемы Украины.

Вопросы к документу

1. Какие этапы освободительной борьбы выделяет Л. Лукьяненко? Чем он объясняет необходимость перехода к новым формам борьбы?

2. Как Л.Лукьяненко характеризует деятельность УГГ?

3. Как он определяет цели деятельности УХГ?

 

Многие из известных представителей диссидентского движения так и не дожил до тех событий, за которые боролся и которых ждал всю свою сознательную жизнь.

В частности, жестокая репрессивная система уничтожила талантливого киевского литератора, переводчика, активного участника правозащитного движения Валерия Марченко.

В 70-е годы, после окончания Киевского университета, Валерий работал в газете «Литературная Украина», учительствовал, увлекался переводами, имел склонность к научной деятельности. За свои вполне объективные, но остро критические статьи об упадке национальной культуры в Украина он в 1973 г., несмотря на слабое здоровье, получил длительный срок заключения.

Отбыв наказание, В. Марченко вернулся в родной Киев. где снова окунулся в литературную и правозащитную деятельность, активно публиковался за рубежом. Как следствие, в 1983 г. он, уже смертельно больной, вновь был арестован и осужден на 15 лет заключения, откуда живым так и не вернулся.

Жертвой советской тоталитарной системы стал также одаренный поэт, литературовед и литературный критик с Донетчины Василий Стус.

Как и многие другие «шестидесятников», он после получения высшего образования работал учителем. Впоследствии Стус учился в аспирантуре Института литературы АН УССР. После участия в известном митинге-протесте 4 сентября 1965 в кинотеатре «Украина» был уволен с института и попал пол пристальный надзор спецорганов.

Мнения о тяжелой судьбе родной Украине, ее свободолюбивого народа находили постоянное воплощение в стихах, статьях, письмах В. Стуса. Позже они были квалифицированы советскими правоохранительными органами как «Клеветнические измышления на советскую действительность ». В 1972 г. В. Стус был арестован и приговорен к десяти годам лагерей особого режима и пяти годам ссылки.

В 1975 г. В. Стус прислал из лагеря заявление «Я обвиняю», в которой отметил, что во время обыска в 1972 г. органы КГБ изъяли у него почти все произведения, написанные за последние 15 лет. Во время заключения В. Стуса администрация лагеря в 1976 г. уничтожила около 600 его стихотворений, созданных за годы лагерной жизни. Но поэт не терял присутствия духа и неустанно продолжал писать стихи. Все они были проникнуты оптимизмом и верой в лучшее будущее.

В. Стус мужественно выдержал суровые испытания мордовского и пермского лагеря, пытки карцеров, тяжелое ссылки в Магаданской области и в конце 1979 вернулся на волю.

Однако в 1980 г. за участие в деятельности Украинской Хельсинской группы, по обвинению в «Антисоветской агитации и пропаганде» В. Стус был вновь арестован и заключенный.

В защиту Стуса стал известен советский правозащитник академик Андрей Сахаров, который, протестуя против антигуманного приговора суда, написал: «Приговор Стусу стыд советской репрессивной системы. Стус поэт. Неужели страна, в которой уже погибли или получили репрессий и преследований многочисленные ее поэты, требует новой жертвы. нового стыда? "

Умер В. Стус в 1985 г. при пребывания в заключении.

Кроме М. Горыня, В. Марченко, В. Стуса такой же длинный шлихим лагерей и ссылок, бескомпромиссной и непрерывной борьбы с советской системой прошли и другие выдающиеся представители диссидентского движения: Л. Лукьяненко, В. Чорновил, М. Руденко, И Светличный, С. Хмара.

 

Документ

            Информация Львовского обкома КП Украина первому секретарю ЦК КПУкраина М.В.Подгорном об активизации националистического движения и мерах по усилению пропагандистской работы среди трудящихся Львовской области (16 ноября 1961)

В июле - августе органами государственной безопасности области была разоблачена антисоветская националистическая организация, так называемый украинский национальный комитет. Участники этой организации, работавшие на заводах п / я 125, инструментальном, машиностроительном, Львовской железной дороги, а также в некоторых колхозах Нестеровского, Новояричивськогои Бугского р-нов, ставили перед собой задачу развернуть широкую работу по вербовке новых членов нелегальных организаций, добывали оружие, технику для печатания листовок и пытались создать нелегальную типографию для выпуска националистической газеты «Рабочий слово». На случай войны участники организации были готовы перейти на нелегальное положение, для чего подготовили соответствующие базы, бункеры и оружие. На сегодняшний день арестовано 11 участников этой группы, у них изъято 13 стволов оружия, патроны, печатный шрифт для нелегальной типографии, программу и другие организационные документы.

Данные, поступающие из партийных комитетов и органы государственной безопасности, свидетельствуют о том, что некоторые бывшие участники оуновского подполья активно готовятся к переходу на нелегальное положение и развертывание открытой борьбы в случае военного конфликта между СССР и США.

... В ночь с 23 на 24 августа в с. Синевидное-Верхнее Сколевскогор-на от имени националистической организации, так называемой «Свободная Украина», было расклеены 5 открыток с антисоветским содержанием. Авторы листовок пишут:

«Отцы и матери, братья и сестры, готовьтесь к открытой борьбе с коммунистами, беритесь за оружие, скоро будет война! Убивайте, отравляет грабителей-коммунистов!

 

Вопросы к документу

1. Используя документ, охарактеризуйте ситуацию в западных областях Украины в период «оттепели».

2. Которые методы деятельности использовала упоминавшаяся в документе группа? Сравните их с методами деятельности УРСС и определите, какие из них были наиболее действенными в 60-е годы.

 

4. Выступления оппозиционных сил за суверенитете Украины. Образование Украинской Хельсинской группы (УГГ)

В 60-80-е годы отдельные группы интеллигенции выступали с заявлениями, протестами, направленными на защиту прав человека и его свобод, сохранения культурного наследия прошлого, предоставление реального суверенитета Украины.

Советский режим не жалел усилий, чтобы прекратить деятельность оппозиции. В 1964 г. в Одесской области «Компетентные органы» (так называли органы государственной безопасности) разоблачили «Демократический союз социалистов», который поднимал вопрос о предоставлении суверенитета Украины.

На Николаевщине в 1969 г. была пресечена попытка образовать организацию «Борьба за общественную справедливость ». Того же года в Луганске были арестованы и осуждены на длительные сроки заключения организаторы «Партии борьбы за реализацию ленинских идей ».

Эти и другие организации ставили целью добиться демократических преобразований, спасти украинский народ от политического, экономического и духовной катастрофы.

Лозунг возрождения украинской государственности выдвинул и украинский национальный фронт (УНФ), образованный конце 1964 года на западноукраинских землях. Инициаторами его создания были Дмитрий Квицько, Зиновий Красовский, Михаил Дьяк и Мирослав Мелень. К своей организации они старались привлекать преимущественно представителей крестьянства.

УНФ выдвинул концепцию перестройки украинского общества на демократических началах. Аграрная программа УНФ предусматривала существование различных форм собственности.

Организация пыталась проводить агитацию среди населения за выход Украины из состава СССР и образования самостоятельного государства. С этой целью было организовано издание машинописных журналов «Воля и Родина »и« Украинский вестник ». Всего вышло 16 номеров. Активисты УНФ распространяли также старые издания ОУН-УПА.

Чтобы привлечь внимание к проблемам развития украинской культуры, УНФ прислал делегатам ХХШ съезда КИИРС, а также в редакции центральных газет «Меморандум Украинского национального фронта ». Авторы этого документа требовали от властей защитить украинском язык от притеснений, вернуть репрессированных Украинская из мест ссылки, реабилитировать жертвы сталинского террора.

Реальные возможности для сближения Украина со странами европейского региона возникли после Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Состоявшейся летом 1975 в Хельсинки.

Руководство СССР поставило подпись под Заключительным актом Совещания. Соблюдения прав человека, сотрудничество в гуманитарных и других отраслях составляли основу положений этого документа. Возникли возможности установление контактов между Советом Европы и СССР.

Однако позиция партийного и государственного руководства Советского Союза была непоследовательной. Оно не собиралось выполнять взятые на себя обязательства. Внутреннее законодательство з прав человека не соответствовало международным нормам.

Более того, после Совещания в Хельсинки в СССР усилились репрессии против инакомыслящих. Любая критика западными странами позиции центрального руководства относительно союзных республик, в частности Украина, расценивалась как вмешательство во внутренние дела СССР.

Особое внимание вопросам защиты прав человека, суверенитета Украины уделяла Украинская Хельсинская группа (УХГ), образована в ноябре 1976 г.

В нее вошли известный писатель Николай Руденко (Руководитель группы), писатель-фантаст Олесь Бердник, известные правозащитники и бывшие политические заключенные Левко Лукьяненко, Иван Кандыба, Оксана Мешко и др.

Впоследствии к членам УГГ присоединился генерал-майор в отставке, украинский по происхождению Петр Григоренко, который представлял интересы организации в Москве. Всего в составе Украинской Хельсинской группы было 10 человек.

 

Фигура

Григоренко Петр Григорьевич (1907-1987) генерал-майор, родом из Украины. Участник боев на озере Халхин-Гол, Второй мировой войны. С 1945 - преподаватель Военной академии им.Фрунзе в Москве. В 1961 выступил с критикой сталинизма. В 1963 создал Союз борьбы за возрождение ленинизма, за что в 1964 лишен звания и наград. В 1964-1965 и 1969-1974 репрессирован (принудительное психическое лечение здоровой человека, аресты). Член-основатель Хельсинкской группы. В 1977 лишен гражданство СССР, уехал в США. Представлял Хельсинкский движение за рубежом.

 

УГГ создавалась как открытая общественная организация. Группа ставила задачи легальным путем добиваться от властей соблюдения законодательства о правах человека.

В программном заявлении Хельсинкской группы говорилось: «Свободная Украина гарантирует все права народам, населяющим Украина: россиянам и полякам, евреям и татарам, румынам и венграм. Мы слишком хорошо знают, что такое подневольное колониальное существование, поэтому заявляем, что людям, которые населяют нашу Родину, мы предоставим широкие политические, экономические и социальные права ».

Правозащитное движение в Украине привлек внимание правительств и законодателей разных стран мира. В ноябре 1976 г. в Вашингтоне было создано Комитет Хельсинских гарантий для Украины, к состав которого вошли представители известных зарубежных правозащитных организаций.

В своем обращении к странам - участницам Белградской совещания летом 1977 Украинская Хельсинская группа отмечала, что Украина, войдя в состав СССР, потеряла свой суверенитет, свою государственность. «Мы глубоко уважаем культуру, духовность, идеалы русского народа, но почему Москва должна решать за нас на международных форумах. те или иные проблемы, обязательства? "

Каждый народ, говорилось в обращении, должен быть в союзе государств «свободным фактором, независимым творческим духом ». Лишь тогда исчезнут те деформации, которые искажают отношения между народами, сеют раздор и подозрения. Народ должен быть хозяином своей земли, своей традиции, свою волю к построению лучшей жизни действий всех, для каждого.

Исходя из этого, УГГ заявляла, что «Радикальная требование украинской нации для себя и для братства народов полная суверенность творческого проявления во всех сферах духовно-хозяйственной жизни. Ничто в мире не может остановить воплощение этой идеи в зримые формы исторической реальности ».

Достижение суверенитета Украины, по мнению авторов документа, было возможно лишь при условии решения общедемократических задач: установление реальной свободы слова, свободы волеизъявления, свободы въезда и выезда из своей страны, свободного распространения своих идей и знакомства с идеями других людей, свободного создания творческих, художественных, научных ассоциаций и т.д. Предлагалось освободить всех политзаключенных и ликвидировать соответствующие статьи в уголовных кодексах союзных республик и СССР, обеспечить свободный обмен информацией, ликвидировать цензуру. Предлагалось также осудить на уровне Организации Объединенных Наций саму идею убийства и войны.

Несмотря на то, что украинский Хельсинкская группа действовала вполне легально и в рамках советской Конституции и подписанных СССР международных соглашений, она стала объектом преследований и политических репрессий.

Из 37 членов группы, которые работали в ней в 1977-1985 гг 23 были осуждены и отправлены в лагеря и в ссылку, шестеро лишены советского гражданства. Три члена группы В. Стус, О. Тихий, Ю. Литвин погибли в лагерях.

 

5. Религиозное диссидентство. Борьба за легализацию Украинской греко-католической церкви (УГКЦ)

Отдельным направлением диссидентского движения в Украина была борьба за свободу совести и вероисповедания.

Советские конституции, принятые в разные времена, не отрицали этого права граждан. Но на практике руководство страны предпринимало различных мероприятий против религиозных культов. С этой целью проводилось ограничение церковных публикаций, активная атеистическая работа с детьми, практиковалось «введение» агентов и провокаторов в среду священнослужителей, без всяких объяснений закрывались культовые сооружения.

В худшем положении, по сравнению с другими конфессиями, находились греко-католики Украины. Украинский греко-католическая церковь вследствие постоянных притеснений и репрессивных мер власти в народе стала называться «Церковью в катакомбах» (Так как действовала нелегально).

Но даже преследования не смогли окончательно уничтожить ее. В 60-80-е годы тайные обряды для верующих в Западной Украина проводили более 300 греко-католических священников. Несмотря на неослабевающий контроль со стороны властных структур, УГКЦ удосуживалась иметь даже нелегальные монастыри и типографии.

Власти жестоко обращались с представителями религиозного диссидентства. Па начало 1968 с 230 осужденных участников украинского оппозиционного движения через религиозные убеждения пострадало 84 человека. В августе 1980 г. с 90 Украинский политических заключенных 78 имели прямое отношение к борьбе за свободу совести.

Одной из главных задач религиозная оппозиция считала реабилитацию и легализацию УГК, протестантских церквей и борьбу за свободу совести и свободное осуществление религиозных обрядов, возвращение отобранных государством храмов, освобождение осужденных за религиозные убеждения, реабилитацию казненных служителей культа.

В 1982 г. по инициативе известного политзаключенного Иосифа Терели было создано Комитет защиты Украинской греко-католической церкви, ставившее своей целью достичь ее легализации в Украине. Власть ответила на эту попытку арестами членов организации.

 

6. Усиление преследований оппозиции в конце 70-х - на начале 80-х годов

В конце 70-х годов участники оппозиционного движения начинают постепенно переходить на нелегальное положение, создавая тайные группы и организации.

Одна из таких групп (взяв себе название «Украинская национальный фронт ») действовала в Ивано-Франковской области. Члены этой группы занимались просветительской деятельностью и пытались продолжить выпуск «Украинского вестника». Но развернуть активную работу им так и не удалось. В 1980 г. все они были арестованы и осуждены на разные сроки заключения

В этот же время делались попытки создать независимые профсоюзы. В частности, в 1978 г. донецкий инженер Владимир Клебанов подготовил и распространил устав Ассоциации свободного профсоюза защиты рабочих.

В эту рабочую союз записалось около 200 человек. Особенность ее заключалась усталость, что Ассоциация стала первой в то время альтернативной организацией официальным профсоюзам, находившихся пол контролем правящей партии.

Но указанное объединение не было профсоюзом в чистом виде. В уставе Ассоциации провозглашалось, что ее основатели хотели бы помочь тем, чьи права попранные. Обращение Ассоциации к мировой общественности, а также ее программные задачи свидетельствуют, что она пыталась совместить функции профсоюза и правозащитной группы.

Вследствие арестов и преследований Ассоциация свободного профсоюза прекратила свою деятельность через три месяца после возникновения.

6.3. Усиление репрессий против диссидентов в 1980-е гг Репрессии против диссидентов не прекращались и в 1980-е годы.

В 1980 г. в тюрьмы и лагеря было отправлено очередную партию политзаключенных: Степана Хмару, Виталия Шевченко, Олеся Шевченко и др. В следующем году вследствие арестов была прекращена деятельность Киевского демократического клуба, члены которого разработали Манифест о внутреннем состоянии в СССР и призвали ежегодно отмечать День украинского политзаключенного.

В 1983-1984гг. органы КГБ мЛьвова прекратили деятельность Интернационального революционного фронта (ИРФ), созданного в 1979 Координационный совет этой молодежной организации возглавляла студентка университета Татьяна Метелева. ИРФ имел свои ячейки в Киеве, Херсоне, Ужгороде, Москве, Ленинграде и других городах. Члены этой организации ставили целью ликвидировать властную монополию правящей партии, репрессивные органы, ввести хозрасчет на предприятиях.

В начале 80-х годов оппозиционные настроения начинают проявляться и в армии, где среди молодых офицеров появлялись люди, которые открыто выступали против полуколониального, по их мнению, положения Украина в составе Советского Союза.

В 60-80-е годы оппозиционное движение в Украина, несмотря на ощутимые потери в своих рядах, сумел сохранить общую тенденцию, направленную на политическое, духовное и культурное возрождение нации.

При этом оппозиционные силы, выступавшие за суверенность Украины, не имели ни единой организационной структуры, ни целостной программы. В значительной степени это обусловлено репрессивными мерами властей против инакомыслящих.

Впрочем, украинская диссидентское движение было чрезвычайно широким от марксистской платформы (П. Григоренко) к национал-демократической (И. Дзюба), а от нее к платформе, близкой к интегрального национализма (В. Мороз), и был реальной моральной и идеологической угрозой существующей системе.

И хотя в заявлениях оппозиционных сил преобладал обличительный пафос, в их идеях было немало позитивных предложений по обновление тогдашних общественных отношений и государственной жизни.

Выступая против нарушений прав человека, предлагая пути реформирования общества на демократических началах, представители украинского оппозиционного движения тем самым помогали многим людям осознать необходимость коренных преобразований во всех сферах жизнедеятельности общества.

Именно представителям оппозиционного движения следует отдать приоритет в постановке практически всех «перестроечных» проблем, возникших во второй половине 80-х годов.

 

Вопросы и задания

1. Кто такие "диссиденты"?

2. Какие были цели диссидентов в Украине?

3. Кого из известных представителей оппозиционного движения Вы знаете?

4. Назовите известные Вам украинские оппозиционные организации.

5. Какие направления диссидентского движения Вам известны?

6. Международное событие стало толчком для активизации оппозиционного движения в Украине и почему?

7. Когда возникла Украинская Хельсинская группа? Кто был ее учредителем?

8. Определите хронологическую последовательность событий:

- Образование Украинской Хельсинской группы;

- Образование Комитета защиты Украинской греко-католической церкви;

- Перила попытка образования независимых профсоюзов;

- Совещание по вопросам безопасности и сотрудничеству в Европе.

9. Охарактеризуйте основные направления оппозиционного движения и 60-80-х годах.

10. Какие формы деятельности использовали диссиденты?

11. Какими методами боролась власть против диссидентов?

12. Заполните таблицу:

Название организации

Представители

Цели

 

 

 

 

 

 

13. Почему, по Вашему мнению, власть в 60-80-х годах не уничтожала инакомыслящих физически, как это было, например, в 30-е годы?

14. Диссидентов иногда называют «поколением XX съезда». Как Вы считаете, почему? Или корректная это название?

15. Почему, на Ваш взгляд, власти преследовали украинский греко-католицьку церковь в 60-80-е годы больше, чем другие конфессии?