ЦЕРКОВНО-РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИЗНИ В УКРАИНЕ в 1921-1930 гг УКРАИНСКАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭМИГРАЦИИ В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД (конспект)

Советская власть с первых дней своего утверждения в Украине вела открытую антицерковную атеистическую политику. Духовность и церковь объявлялись врагами новой власти. Она всячески пыталась ограничить влияние церкви на общественную жизнь. Опасным религиозным противником советская власть считала Русскую православную церковь во главе с новоизбранным патриархом Тихоном, который подверг новый режим анафеме. С целью подорвать влияние православной церкви советская власть не препятствовала возникновению религиозных групп. Такая ситуация способствовала украинизации православной церкви, несмотря на сопротивление патриарха Тихона и православной иерархии

В октябре 1921 г. состоялся первый Всеукраинский православный церковный собор, на котором избрали собственную иерархию, утвержден каноны и устройство УАПЦ. Закон об автокефалии (самостоятельности) приняли в УНР еще 1 января 1919, но тогда в связи со сменой власти его не было реализовано. Всеукраинская Церковная Рада избрала митрополитом священника В. Липкивского

Новая церковь быстро росла и к концу 1920-х гг была второй по количеству приходов и верующих после Украинской православной церкви. Главными принципами УАПЦ были национальность и независимость от светской власти, демократизм, стремление к возобновлению давних украинских обычаев. Богослужение проводилось на украинском языке, священники не носили рясы, бороды и длинные волосы. Церковная иерархия строилась на выборных началах.

Быстрый успех УАПЦ обеспокоил большевистское руководство. К тому же, УАПЦ критически относилась к советской власти. Сначала власти пытались разложить церковь изнутри, поддерживая раскольнические церковные организации. В 1924 г. появилась Деятельная Христова церковь (ДХЦ), во главе которой стал М. Мороз с очагом в Михайловском монастыре в Киеве. Но она оказалась нежизнеспособной и в 1927 г. прекратила существование. В 1925 г. возникает Соборно-епископальная церковь под руководством Ф. Булдовский. Эта церковь была лояльной к советской власти, но отстаивала украинская церковную независимость

Несмотря на все препятствия, УАПЦ оставалась влиятельной украинской церковью

Наряду с попытками внести раскол в украинской церкви советская власть развернула широкую пропаганду, которая сводилась к высмеивание религии и издевательств со верующих. «Религия - опиум для народа» - стало лозунгом этой кампании. Многие храмы были закрыты или разрушены. Священники преследованиям. Так, было разогнано монахов Киево-Печерской лавры, а сам храм превратили в антирелигиозный музей

конце 1920-х гг власть перешла в открытое наступление против УАПЦ. В октябре 1927 г. под давлением Государственного политического управления (ГПУ) было устранено и арестован митрополит УАПЦ В. Липкивского. Он был обвинен в украинском национализме. В связи с процессом над Союзом освобождения Украины УАПЦ обвинили в антисоветской деятельности. Введен 1928 г. в действие Административный кодекс УССР содержал раздел «Правила о культах». Аналогичные документы, фактически отменяли право на свободу совести и вероисповеданий, в других союзных республиках были приняты лишь через год

В начале 1930 г. Синод УАПЦ принял решение о самороспуске. Это не спасло бывших священников УАПЦ от преследования. На 1941 г. в живых остались 1 епископ и 270 священников, а остальные были истреблены

Вторая пятилетка была объявлена «пятилеткой уничтожения религии». Эта кампания имела печальные последствия: в Украине на середину 1930-х гг сравнению с 1913 г. осталось только 9% церквей. Остальные закрыли или разрушили.

Возрождение УАПЦ произошло на соборах 1989 г. в Львове и 1990 г. в Киеве. Впервые в истории украинского православия был выбран патриарха. Им стал Н. Скрипник