Тема 12. УСИЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА В РОССИЙСКОЙ И Австро-Венгерской Империи (учебник)

Тема 12. УСИЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОГО КРИЗИСА В РОССИЙСКОЙ И Австро-Венгерской Империи

  1. Назревания общественного кризиса в Российской империи и Австро-Венгрии
  2. Тенденции развития национального движения в 1915-1916 гг
  3. Жизнь людей на фронте и в тылу


  • Основные термины и понятия темы

Общественный кризис, социальная напряженность

  • Основные даты

5 мая 1915, 25 октября 1916, 27 октября 1916

  1. Что такое окопная война и с каким периодом мировой войны она связана?
  2. Как она влияла на моральный дух и физическое состояние солдат?
  3. Как менялось отношение народов к войне?


1. Назревания общественного кризиса в Российской империи и Австро-Венгрии

  1. Проанализируйте факты экономического, социального и политической жизни населения украинских земель в 1916 - начале 1917 гг
  2. Докажите, что положение в украинских землях в то время можно характеризовать как кризисное.
  3. К каким последствиям должна была привести такая политика имперских правительств?


Война ухудшила экономическое положение в России и Австро-Венгрии. Сказалась она и на украинских землях. С первых дней войны наиболее серьезной проблемой для Приднепровья стала нехватка топлива. Россия потеряла в захваченной немцами Польше Домбровский угольный бассейн, который  давал 20% общероссийской добычи угля. Донбасс остался единственным большими источником снабжения военной промышленности и железных дорог топливом. Сюда были свезены десятки тысяч китайских рабочих, чернорабочих из среднеазиатских регионов империи, 75 тыс военнопленных солдат австро-венгерской армии. Новые рабочие были малоквалифицированные, а принудительный труд военнопленных была неэффективной. Принятые меры позволили несколько увеличить добычу угля относительно довоенного уровня. Однако Донбасс не мог обеспечить потребности империи в топливе.

Не лучшей была ситуация с добычей железной руды. В Криворожье ее добыча в 1916 г. сократилась на 27% по сравнению с 1913 г. Нехватка угля и железной руды привело к сокращению металлургии, а нехватка металла грозила подорвать производство оружия. В под российской Украина за два  годы войны закрылись 532 предприятия. Те, что уцелели, работали в основном на войну, но их оборудование почти не обновлялся.

В 1917 г. из-за этого произошел настоящий обвал на машиностроительных заводах. Нехватка топлива и металла (производство рельсов в 1916 г. сократилось на треть по сравнению с довоенным временем) привел к сбоям на транспорте. В  конце 1915 г. из недостатка топлива и дезорганизацию транспорта вследствие стремительного отступления русской армии на железной накопилось 150 тыс. вагонов с неотправленных грузом.

Война усложнила ситуацию и в сельском хозяйстве. За годы войны в  Приднепровье осталось на селе только 38,7% трудоспособных мужчин, остальные были на фронте. Через реквизицию лошадей для армии почти половина хозяйств осталась без тяговой силы. В результате к 1917 г. посевные  площади в Украину сократились по сравнению с довоенным временем на 21,3%, а урожайность на 8%. Стремительно росла нехватка продовольствия.

Усилилась социальная напряженность. Пытаясь отстоять свои интересы, рабочие прибегали к забастовкам. С 1914 по 1917 гг в Украине состоялось около 400 забастовок, в которых приняло участие почти 300 тысяч чел. НЕ оставались в стороне и крестьяне. С августа 1914 до конца 1916 г. в Украинский землях произошло почти 200 крестьянских выступлений бывших актом  отчаяния и свидетельствовали о невозможности дальше терпеть тяготы войны и помещичье произвола. Правительство отвечало на такие меры репрессиями, арестовывая забастовщиков и отправляя их на фронт. Недовольство правительством  охватило широкие слои населения и передалось армии. Солдаты начали отказываться воевать, умышленно сдавались в плен, прибегали к дезертирства, братались с противником.

Наиболее острой формой протеста стали солдатские восстания. Так, 25 Октябрь 1916 восстало 6 тыс. солдат охваченных антивоенными настроениями  на призывном пункте в Кременчуге. Власть пыталась контролировать ситуацию не только насильственными методами, но и через влияние на общественные организации, возникшие с ее разрешения: общества, военно-промышленные комитеты и комитеты помощи жертвам войны. Так, благодаря деятельности органов земского и городского самоуправления, были созданы в помощь фронту - Союз земств и Союз городов. Комитет Всероссийского союза городов на Юго-Западном фронте оказался под контролем украинских деятелей, получивших возможность направлять через эту организации крупные денежные суммы из государственного бюджета  жителям Галичины, оказавшимся в Приднепровье.

Летом 1915 г. возникло "Общество помощи населению Юга России, пострадавшего от военных действий ", основанное интеллигенцией украинским земель. Оно имело целью помощь больным и раненым воинам и беженцам. Кроме того, в ходе войны на местах стали создаваться общественные комитеты, которые способствовали организации медико-санитарной службы, помогали создавать приюты для детей-сирот, вели культурно-просветительскую работу. С комитетами во Львове и Киеве активно сотрудничали А. Вязлов, Д. Дорошенко, А. Никовский, Ф. Матушевский и другие известные представители украинской интеллигенции. Общественные объединения  и комитеты по помощи жертвам войны прекратили свою деятельность в 1917 г.  Однако все попытки власти и либеральной общественности преодолеть социально-экономический и политический кризис не давали результатов.

Обратимся к источникам

Американский историк А. Рабинович об экономической и политической кризис в Российской империи

Три года мировой войны до края обострили положение в стране. Нужда, потери на фронте, общенациональный кризис, который углублялся, желание масс кончить войну усилили выступление народа против царского правительства.  Революционную волну уже невозможно было остановить в рамках существующей системы.  Отречение Николая II было неизбежным

О чем идет речь в документе? Почему по мнению историка «революционную волну уже невозможно было остановить в рамках существующей системы»?

Сложной была ситуация и в западноукраинских землях, ставших ареной  жестоких боев. За годы войны в Галиции было разрушено более 40% хозяйственных и жилых домов, более 1,5 тыс. промышленных сооружений. Гражданское население использовалось на оборонительных работах. Сельское хозяйство постоянно страдало от недостатка посевного материала и тяговой силы. Только на Буковине за годы войны поголовье лошадей сократилось на 60%.

Тяжелым бременем легли на плечи населения реквизиции продуктов питания, одежды, лошадей и другого имущества, постоянно проводили русский и австро-венгерская администрация Население голодало. Так, в ноябре 1914 г. Дрогобычский городская управа обратилась к российскому генерал-губернатора Галичины с просьбой оказать помощь 27 тыс. голодающим. В 1915 году голод охватил Закарпатья. Особенно тяжелой была зима  1916 г. в Ужгороде, где вообще не стало хлеба. Города были переполнены беженцами. Вслед за голодом и разрухой на пришли эпидемии, которые буквально выкашивали людей.

Наряду с физическими и материальными потерями война повлекла обострение деструктивных процессов в экономической и политической жизни населения, породила общую общественный кризис. Западноукраинское населения, равно как и население Приднепровья, прибегало к антивоенного протеста (уклонение от мобилизации в австрийский войска, дезертирство, сдача в плен). 27 октября 1916 украинском общественность провела во Львове антивоенную демонстрацию под лозунгами "Долой  войну! "," Верните наших отцов и мужей! "и др.

2. Тенденции развития национального движения в 1915-1916 гг

  1. Какими были изменения в политике лидеров национального движения в западноукраинских землях и Приднепровье?
  2. С чем они были связаны?
  3. Какие возможности открывали такие изменения?


Первая мировая война вступила затяжной характер и чаяния лидеров национального движения на решение украинского вопроса становилось все более безнадежным. Поддержка восточными и западными украинский "своих правительств "в войне ожидаемых результатов не дала. Надежды возродить Украинская государственность таким путем оказалась напрасной. Учитывая ситуацию, лидеры национального движения западноукраинских земель решили изменить тактику и реорганизовать Главную Украинский совет созданную в Львове в начале войны в организацию, которая бы представляла интересы всего украинского народа. Она была создана 5 мая 1915 под названием  "Общая украинских совет" (ЗУР). Штаб-квартира организации находилась  в Вене. Ее президентом стал К. Левицкий. Украинские политические лидеры, опираясь на ЗУР, пытались привлечь внимание украинской и европейской общественности к идее создания украинского государства в пределах  ее этнических земель.

Одновременно аналогичный вопрос пытались решить и поляки. Они тоже  хотели возродить свое национальное государство, посягая при этом на западноукраинские земли. Германия и Австро-Венгрия истощены войной с  Россией решили отгородиться от нее вновь польским государством.

В ноябре 1916 австро-германский блок согласился на образование Польского королевства, в состав которого должна была войти Галичина. Среди лидеров Всеобщей украинского совета возобладали эмоции и 6 ноября 1916 г. ЗУР в знак протеста же распустилась. Спасти ситуацию пыталось  Украинское парламентское представительство во главе с Ю. Романчуком, которое существовало на правах украинского политического клуба при венском парламенте. Но его выступления и попытки парламентской деятельности на защита украинского национального движения принципиальных изменений не принесли.

В Приднепровье мало кто рассчитывал, что австро-германские войска принесут Украине национальное освобождение. Не дала результатов и поддержка украинской интеллигенцией российского правительства в войне. Однако, неудачи русской армии постепенно меняли психологический климат в обществе. Спровоцирована поражением волна антиправительственной критики позволила и  Украинский поднять свой голос. В августе 1915 г. министр образования Игнатьев принял украинскую делегацию в составе депутата Государственной думы профессора Е. Иванова, педагога и общественной деятельницы С. Русовой и журналиста Ф. Матушевского. Члены делегации передали ходатайство о необходимости народного образования в Украине и необходимость внедрения украинского языка в школах.

В феврале 1916 года группа общественных деятелей Полтавы прислала на адрес депутатов П. Милюкова и Н. Чхеидзе документ, в котором задавали такие требования: 1) украинский народ в России должен быть равен в правах с российским, 2) разрешение преподавания на украинском языке в народных школах, 3)  свобода украинской прессы и издательского дела, 4) свободная деятельность Украинский культурно - просветительских обществ, 5) законодательное закрепление  гарантий государства для национально-культурного развития украинского народа.

В этот же период депутаты Государственной думы А. Керенский и Н. Чхеидзе получили от студенческой и рабочей молодежи крупнейших городов Украины петицию с притязанием автономии Украине на тех же правах, которые обещано Польши; полной свободы слова, печати; открытие "Просвет" возврат из ссылки всех украинских политических заключенных и их амнистии.

Власть не допускала и мысли о возможности развертывания украинский национального движения. Постепенно потребность изменить политику стала ясной для его лидеров.

В 1915 г. на Екатеринославщине возник комитет, который должен подготовить создание новой организации "Украинская самостоятельного союза", целью которой было провозглашение независимой украинской республики. Но полиция разоблачила комитет и арестовала организаторов этой акции.

В 1916 г. межпартийная общественно-политическая организация "Общество Украинских прогрессистов "выступила с требованием к российским властям предоставить Украина автономию с обеспечением культурно-национальных и политических прав украинского народа.

Обратимся к источникам

С открытки - декларации ТУП "Наша позиция"

«Мы, украинский прогрессистов, стоим на основе автономного устройства тех  государств, с которыми нас объединяет историческая судьба; государство мы понимаем, как свободную союз равноправных и равноценных наций?, мы боролись и боротимося за демократическую автономию Украины, гарантированной такой же федерацией равноправных народов, за полное обеспечение культурно-национальных ценностей и политических прав украинского народа, за добрые способы ему самостоятельно развиваться и уступать экономически, а  единственным путем к этому считаем национализування всех форм частного и  общественной жизни: школы, суда, церкви, администрации и общественных учреждений, органов самоуправления? Украинский народ хочет самим собой быть  и упорно борется за самобытное существование и развитие. "

Какие основные цели ТУП? Как они видят достижения своих целей?

ТУП установило связи с думскими фракциями, которые поддержали Украинский притязания, но дальше дело не пошло. Ситуация в подроссийской  Украина к тому времени характеризовалась популярным выражением: "Русская демократия всегда заканчивается там, где начинается украинский вопрос ".

Активную подпольную работу в украинских губерниях проводили социал-демократы и эсеры. В ноябре 1915 г. было подписано соглашение о совместной деятельности между Екатеринославскими организациями УСДРП и РСДРП. Украинские эсеровские организации выступали за поражение царской России в войне. Они вели в Киеве, Чернигове и Харькове пропагандистскую работу среди студентов и распространяли агитационные материалы СВУ.

Следовательно, как отмечает историк Я. Грицак, «накануне 1917 года Украинская движение имело политическую программу, определенные политические и военные структуры, набрал опыта организации и агитации и мог надеяться на поддержку украинского населения и других нерусских движений в России? "

3. Жизнь людей на фронте и в тылу

  1. В каком положении оказались солдаты на фронте?
  2. Как менялась жизнь людей в тылу?
  3. В каком положении оказалось население западноукраинских земель?


Война затягивалась. Фронты стояли почти без изменений. Мобилизованы на фронт солдаты, которые болели, мерзли, гибли в боях и от ран во время будничной окопной войны, теряли веру в победу.

Обратимся к источникам

Письмо украинского солдата Андрея Рублева из Юго-Западного фронта (Российская армия, 29 мая 1916)

«Ряды наши смешались с огнем и землей и когда мы с криком ура подходили к вражеским окопам, то я только помню, что пули и снаряды свистели и ревели вокруг, а люди падали. Но сколько там было солдат: на место убитых и раненых все новые и новые? И когда все же добежали к их проволочной изгороди, за которой были и окопы, то я одну за одной бросил  свои 4 бомбы в их окопы. А потом в штыки? Дорога сестренка, которая отвратительная дело война. Когда ударишь в человека штыком, то он идет как в подушку и самому делается просто скучно .... Как и всегда австро-германцы атаки боятся, быстро бегут ... А справа пулемет, та-та-та и прожектор и ракеты чаще стали освещать, так что я увидел свои руки, они в крови. Я подумал, а сколько своими бомбами я убил людей, а штыком переколов, а за что все это? "

Об пишет солдат? Какое впечатление производит на вас это письмо? Какие настроения в армии в 1916 г. он иллюстрирует?

В конце 1916 - начале 1917 г. русская армия во многом потеряла боевой дух. Она состояла уже из резерва - старших людей и совсем молодых ребят, которым к тому же часто подчинена прапорщики запаса », не кадровые старшины, а гражданские люди, прошедшие несколькомесячный  выучку. Призывники из запаса месяцами без дела сидели в казармах, ожидая, когда их вышлют на фронт. Им не хватало даже винтовок для обучение военной выучке.

В начале марта 1917 г. генерал А. Деникин так описывал состояние 14-й и  15-й дивизии российской армии на Юго-Западном фронте: «Кони гибли от недостатка кормов, люди мерзли без сапог и теплого белья и болели тысячами, из неотапливаемых румынских вагонов, приспособленных для  больных и раненых, вытаскивали трупы и складывали, как дрова, на станционных платформах. Солдаты бросали оружие, братались с противником, бежали с фронта ... »

Возвращаясь с фронта домой - в родную деревню, солдаты и здесь видели тяжелые последствия войны.

Обратимся к источникам

Из дневника солдата А. Забудется

Когда я прибыл домой шла полным ходом молотьба хлебов, когда я вошел во двор меня встретила сестра ... Она была не замужем, принимать все были на войне, их женщины работали на хозяйстве. Сестра горько плакала, что  мы потеряли отца и мать. Тяжелой была встреча при таких обстоятельствах, и ничего не поделаешь, однако надо кончать молотьбу. Наше хозяйство засеяно тогда 20 десятин пахоту, а мужика в хозяйстве не было, и все  же в то время много было пленных австрийцев и мадьяр, или вернее Украинский, как мы на них говорили - западники.

О чем идет речь в документе? Как жилось на селе? Почему?

За проданный хлеб, выращенный тяжелым трудом женщин и детей можно было купить на много меньше промышленных товаров, чем до войны. Например, к войны можно было за 1,5 пуда пшеницы покупать пуд железа, а в 1916 году пуд железа стоил 6 пудов пшеницы, за пуд пшеницы до войны можно было купить 10 аршин ситца, а в 1916 году - только 2. При таких обстоятельствах крестьяне начали сокращать производство.

Железные дороги не справлялись с перевозками. В то время как поезда с урожаем часто застревали на железнодорожных станциях и разворовывались местным  населением и беглецами с фронта, в промышленных центрах не хватало продуктов. Начались перебои в работе сахарных заводов, мельниц. С каждым годом  войны рос дефицит продуктов питания. В городах стали обычным явлением многотысячные очереди за хлебом, который для многих семей превратился в основной продукт питания. В 1917 г. цена на одежду, мыло, табак и др. товары широкого потребления возросло на 200% по сравнению с довоенными. Между тем реальная заработная плата сократилась в три раза.

Динамика роста цен на продовольственные продукты в Приднепровской Украины

Продукты 1914 1916 % Роста
за фунт в копейках
Пшеница 2,5 6,0 240,0
Сахар 14,0 40,0 280,0
Крупа гречневая 4,0 10,8 270,0
Пшено 5,0 13,8 276,0
Мясо 15,0 60,0 400,0
Масло растительное 14,0 46,0 330,0

  1. О каких явления в экономике свидетельствуют приведенные данные?
  2. К каким последствиям в социальной сфере это приведет?


Расходы на ежедневное питание семьи из четырех человек в России

Название продукта 1913 1917
2 кг хлеба 16 коп. 60 коп.
750 гр. мяса 28 коп. 1,5 руб.
250 гр. жира 13 коп. 50 коп.
Чай и сахар 7 коп. 15 коп.
2 стакана молока 6 коп. 28 коп.
Плата рабочего типографии 50 руб. 100 руб.

  1. Проанализируйте данные таблицы.
  2. Какие выводы можно сделать?


Царское правительство пыталось урегулировать продовольственный вопрос чрезвычайными  мерами. В декабре 1916 г. был введен принудительный распределение хлеба. Однако это вызвало активизацию черного рынка и колоссальный рост спекуляции. Западноукраинские земли были разрушены непрерывными боями.

Обратимся к источникам

Василий Стефаник о боевых действиях в селах Галичины

Из новеллы «Мария»
«... Пушки виважувалы землю с ее предвичной постели. Дома подлетали вверх, люди, закопанные в землю, окаменелые и не могли подвести руки, чтобы перекрестить детей, красная река сбивала пену от крови, и она, как венок, кружила возле голов трупов, тихонько двигались по водой. По битве копали могилы, вытаскивали мертвецов из воды. Поле за несколько дней родило много, много крестов ... »

Как вы думаете, как чувствовалось населения этого села, где шли бои?

Передвигаясь украинскими территориями, войска воюющих сторон наносили огромный ущерб. Например, отступая из Галичины летом 1915 российское командование в широких масштабах вело уничтожения крупнейших важных объектов, транспортных путей, запасов продовольствия. Начальник военных сообщений фронта генерал - майор И. Павский в своих телеграммах отмечал, что «на всех направлениях интендантские грузы вывезены, железные разрушено, станционные сооружения разрушены, поезда и вагоны вывезено на восток ».

Разрушенный западноукраинское село. 1915

  1. В каком положении оказалось семье крестьян?
  2. Каково их будущее?


Мирное население становилось жертвами репрессий как со стороны Австро-Венгерской, так и Российской власти.

Обратимся к источникам

Из воспоминаний узника, арестованного австрийской полицией по обвинению в шпионаже в пользу России

«? 31 августа 1914 в 3 часа утра, не дав даже чаю, погнали заключенных в тюремный двор. Здесь продержали до 9 часов утра. После этого повели всех, около 1600 человек, по ул. Казимиривський и ул. Городецкой к главному дворцу. На протяжении нескольких километров озверевший  толпа львовских «патриотов» из евреев и поляков бил нас, особенно священников, палками, дубинками, в нас бросали камни и навоз, плевали в лицо. Из окон бросали горшки из-под цветов. Одному из арестованных такой  горшок проломил череп, и он умер тут же на улице. Перед вокзалом мы ждали до 2 часов. Оказывается, полицейские намеренно держали нас около пяти часов на улице, чтобы дать толпе возможность «проявить чувства »к нам,« предателей ».

Какие мысли, чувства вызывает документ? Почему население так отнеслось к заключенным?

Нередко репрессии против гражданского населения приобретали характер расправы на национальной почве. Особой жестокостью отличались венгерские войска. Так, в Перемышле мадьярские солдаты закололи на улице 40 арестованных Украинский интеллигентов и крестьян. Всего в Закарпатье до тюрем попало до 800 человек.

Обратимся к источникам

Я. Гашек об издевательствах над украинским населением

«? На перроне стояла группа арестованных русинов, окруженная венгерскими жандармами. Здесь были несколько попов, учителей, крестьян? Руки им скрутили веревкой и связали парами? Чуть дальше играл мадьярский жандарм. Он привязал священнику к левой руки шнур и заставлял несчастного танцевать чардаш, угрожая примером, причем так трепал, что поп зарывался носом в землю. Он не мог встать, потому что имел связанные за спиной руки, и делал отчаянные попытки как-то подняться с земли? Жандарм хохотал? Когда священник наконец вставал, он дергал за веревку, и бедняга снова пахал носом землю? "

Какие мысли, чувства вызывает документ? Почему в отношении украинская оказывалась такая жестокость?

Жертвами российской колониальной политики стали не только украинский, а  и польское и еврейское население. Их, как и украинство, трактовали представители российской военной администрации в лице генерала М. Янушкевича, потенциальными австрийскими или немецкими шпионами.

Наравне с украинскими были закрыты еврейские и польские неправительственные организации. 27 сентября 1914 в еврейском квартале Львова было организовано черносотенцами еврейский погром.

Таким образом война привела к глубокой экономической и политической кризиса в украинских землях Российской империи. Опустошенными были и западноукраинские земли. Военные невзгоды, экономические трудности и массовое обнищание народа, привели к обесцениванию человеческой жизни, социального напряжения в обществе, а потом и к новому подъема революционного и национально-освободительного движения.

  1. В В чем проявилась экономический и политический кризис в украинских землях во время войны?
  2. Завершите приведены предложения:
    а) В течение войны театром военных действий была Галиция и западные уезды Волынской и Подольской губерний, население которых подверглось страшных убытков, разрушений и опустошений, вызванных как?, так и? ?:
    б)? привели к обесцениванию человеческой жизни, социального напряжения в обществе, а потом и к новому подъема революционного и национально-освободительного движения.          
  3. Как менялось отношение украинского населения к войне?
  4. Почему представители украинской интеллигенции принимали участие в общественной деятельности по помощи жертвам войны? Каким образом это характеризует украинский народ, тогдашнее общество в целом?
  5. Какие процессы характеризовали развитие национального украинского движения в 1915-1916 гг?
  6. Проанализируйте основные события и процессы в социальной, экономической и политической жизни населения украинских земель во войны и докажите, что положение в украинских землях в то время можно характеризовать как общественный кризис.
  7. Объединитесь в группы и составьте устное эссе на тему «Мой отношение к войне и будущего Украины »от имени: солдат на фронте  во окопной войны; солдату, который покинул фронт и вернулся домой в родное село, женщины, которая живет в деревне или в городе и работает на заводе, студента, школьника. Представьте позицию группы в общем кругу. Попробуйте  выработать общую позицию.
  8. Представьте себе, что вы один из лидеров организации национального Украинский движения (в начале 1917 года): какие цели и задачи вы бы выдвинули перед ее членами. Напишите короткое эссе, отражающее вашу позицию.
  9. Согласны ли вы с выводом современного историка Украине В. Сарбея, что «? война оказала глубокое влияние на украинскую общество и колониальная политика, которую проводили обе воюющие стороны  относительно своего и чужого гражданского населения, способствовали активизации национально-освободительного движения ... »Подтвердите свое мнение фактами.
  10. Один из теоретиков коммунистического движения К. Маркс называл войну "Ускорителя революции". Согласны ли вы с такой оценкой войны? Докажите свое мнение, используя факты из украинской истории периода Первой мировой войны. Какие еще оценки, определение вы бы дали этому периода? Объясните их.
  11. Составьте развернутый план реферата: "Эволюция взглядов лидеров национального украинского движения в период Первой мировой войны ". Коротко  обоснуйте логику и содержание каждого из пунктов плана.