7. Saint Sophia Cathedral - a symbol of Kyiv (textbook)

Sophia Cathedral - the symbol of Kyiv                                                                                  

 

Key issues

-       Why Sophia Cathedral became a symbol of the city?

-       As and therefore changed the cathedral and the square in front of it?

-       What changes in the life of the city of Kiev and reflect?

 

Journey to the Past (historical journey in Kiev).

 

2Much has changed in Kiev for more than 1500 years. He experienced the heyday and decline, time freedom and captivity. The pages of history entered its many names, events and dates. We call on witnesses in the history of Kyiv architectural monuments. Here's one of those witnesses  famous Hagia Sophia. It is no exaggeration to call symbol of the city. Together with Sofia we take a trip into the past of Kyiv and trace changes that occurred in and around the cathedral as reflect the changes occurring with the most Kyiv.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

kresalny-ne

gorod_vladimira

 

"The city of Vladimir, the end of X - the beginning of XI century. D. Layout Mazyukevych

 

Consider the layout. On it you do not see Cathedral Sv.Sofiyi. And where it is - a field outside the hail, "as the chronicler wrote. It was here in 1036 battles with the Pechenegs (indicated arrow). In memory of her prince Yaroslav the Wise ordered to build a temple for Painter Cv.Sofiyi temple in Constantinople.

Information:

Vladimir City - new fortifications built on the orders of Prince Vladimir (980-1015 years). Seize the territory between modern streets Vladimirskaya, Tithe, Zhytomyr, Michael and square slopes on both sides of the ravine Potters Andrew Borychevoho descent and current.

 

Remember:

- What important events in history Kyiv and Kyiv Rus connected with the name of Prince Vladimir? Why he went in history as "Vladimir the Holy"?

 

 

gorod_yaroslava

kyivmaket1

 

"The city of Yaroslav, middle XI. D. Layout Mazyukevych

 

And it is the middle of XI century. - The heyday of Old Rus. It became a symbol of Sofia. A place to build a cathedral was selected so that no part of which would come into town, the first thing noticed travel - a building Sv.Sofiyi. Before her, gathered from four main roads all entrances to the city, so here formed town square.

During this period, were built not only Cathedral Sv.Sofiyi but new walls to Golden Gate - the front entrance to the city, Heorhiyiyivska and Irininskaya church in honor of Yaroslav and his wife, many other buildings. Around the city of Vladimir has grown a whole new city, surrounded by new fortifications. His so-called - "the city of Yaroslav. Most impressed contemporaries Sophia Cathedral and Golden Gate.

 

Source 1. Contemporaries of St. Sophia Cathedral:

Nestor Chronicler: "And He decorated it mnohotsinnymy icons, and PLN, and silver utensils and the Church "

Metropolitan Hilarion: "Church is a strange and glorious all district and country do not similar in all the northern lands? "

 

3Let us consider:

- What impressed contemporaries in St. Sophia Cathedral?

- What stays up to this day?

 

Information:

Подпись: Мозаїчне зображення БогоматеріHilarion (Rusin) - Metropolitan (Head of the Church) in Kyiv 1051-1054 biennium The first Metropolitan of local origin, which manifests itself in his prizvisku: Rusyn. In 1051, during the ceremony of ordination in St. Sophia Cathedral gave a famous speech, known as "word of law and grace. She became one of the earliest works of literature of the Old Rus. Numbered among the saints buried in the Kiev-Pechersk Lavra.

 

Invite parents

Visit State Historical and Cultural Reserve "Sophia" and read history of the glorious temple. Note the differences between modern and initial view of the cathedral. Find out which elements of its vessels (mosaic murals) remained with 11 centuries. Find out about graffiti Sophia Cathedral.

Sofia - the central temple in both Kyiv and throughout Russia. Here - the residence of the Metropolitan, it has been a solemn ceremony; school here and collected Yaroslav the Wise biblioteka.U 1240 Kyiv was captured by the Mongol-Tatars.

The Italian traveler Dzhiovanni del Plano Carpini wrote about Kyiv at that time: "After a long siege they took it and destroyed the city residents? city that was pretty big and crowded, and now reduced almost to nothing? ".

Surprisingly, Sofia was not completely destroyed, but it is not planting ceremony took place on the throne of Kiev princes, announcement of public acts, that it is no longer the political and cultural center. For a while it still remained the residence of the metropolitan and the main temple Kyiv, but she stood among the ruins. Life in Kiev is revived slowly. And Tatar attacks never stopped.

 

Source 2

(a) Wereszczynski Joseph (Kyiv puts everything Catholic from 1589 to 1598)

"Temple This was built luxurious and had no price. ? Many agree that in all Europe no temples that would value and sophistication, decoration were higher than would Constantinople and Kyiv (both built on one plan). ? Unfortunately, This shrine is now not only became dormitories cattle, horses, dogs and pigs, but loses its decorations by rains that penetrate through the holey roof. Here and there where the walls have started to fall. "

 

(B) From the "Description of Ukraine?" Guillaume de Beauplan (1640)

"Temple Sophie Sv.Myhayla and restored to their ancient form. Church of Hagia Sophia has a nice facade and magnificent view, which side do not look at him? "

 

(C) In pictures Van Westerfeldt. 1651

Соф_пл1651

 

Let us consider:

- How describes the state of cathedral J. Wereszczynski? With what he compares it? What causes destruction of the Temple you could call?

- Compare the description of G. de Boplana previous. What changed? Whether it proves a source 2 (c)?

- Compare the source 3 of the original appearance of the cathedral. What's new? Or can agree that the cathedral rebuilt in its original form?

- What can you say about an area in front of the church?

 

Renaissance St. Sophia associated with the activities of Metropolitan Peter Graves in biennium 1632-1647 He organized the restoration of the cathedral, gave monastery with him. For reconstruction and completion of the church were invited Italian Octavian architect Mancini. Cathedral rising usual we want. Perestroika and continuing later in the XVIIIth.

In 1685-1707 he Hagia Sophia charge of Ivan Mazepa. In his church funds over completion, following flavors and customs of the era. The form of domes appear. Unfortunately, not always masters were trained, and sometimes they simply destroyed or distorted ancient paintings. Yet, in essence, Sofia has kept its majestic appearance. Next to the church formed a complex of buildings - metropolitan Chamber Kelme monastery, gates. So consider Sofia landmark and XI, and XVIII centuries.

Gradually revived and the city. Again St. Sophia Cathedral became the chief of his house.

 

Source 3. Consider rozdyvlyayuchys and comparing.

 

Соф_пл1740.

Sofia was ploscha.1840

 

софпл1851

Sofia area in 1851

 

Question:

- How changes you noticed?

- From what circumstances in the history of the city is that?

 

Changing and the area outside the cathedral. In the second half of XIX century. it was cleared and it was just great - from Sofia to Michael Cathedral. But not for long. In 1857 house was built for a large number of public institutions - so called "Prysutstvennih jobs.

In 1888, establish a monument to Bohdan Khmelnytsky.

                                                                                            

  Now the area looked like.

 

006

 

Соф_пл_н20в

 

 

                                                                                    

But it is early 20 cent.

 

bogdan_xmelnickiy

 

image0

 

Consider rozdyvlyayuchys and comparison.

- Compare with previous images. What else changed? What's new in the appearance of the area? What changes in life Kyiv and Kiev are reflected in it?

 

Twentieth century. in the history of Kyiv was far too rapid. Revolution, War - All somehow affected and at the Sofia area. In 1918 Kyiv bombard cannons Bolshevik troops - several shells hit and in the cathedral. In 1919, zakripyvshys for a while in Kiev, the new government sets new monuments. In Sofia Square obelisk set heroes revolution. At the next change of government it was destroyed.

 

 

обелиск_окт_рев1919софпл

Source 4

 

Соф_пл1919

 

 

 

 

Do you recognize? Well, that Bogdan though not touch. Although all pre-revolutionary monuments in Kiev left only two - and Bogdan St. Volodymyr's Hill.

In 20-iesSophia Square renamed. It was called Red Square Heroes Perekopa and looked so.

Пл_кр_гер_перекопа_Соф1935

 

 

In 1934 in St. Sophia Cathedral service was suspended and the entire territory former monastery was declared a state reserve. But it does not interfere to place its facilities in various government offices.

Проект_правит_кварт30еIn the same year, Kyiv became the capital of Soviet Ukraine (it was in Kharkov). This moved the government. Then it was terrible for the taken Kyiv solution - a huge and stately government center.

It - One project perbudovy Sophia Square. Michael and Sophia monastery had to be destroyed. With the first and was done. Sofia is lucky.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ask expert.

D. Malakov, kyyevoznavets.

"In the twentieth century. Hagia Sophia was under three threatened.

For the first time saved Ukrainian art historian Nikolai Makarenko (1877-1936). It happened In 1934, when Soviet authorities destroyed the old historic landmark in Kiev. But it cost the life scientist.

During World War in preparation for the delivery of Kyiv in autumn 1941, engineering parts Soviet 37 th Army minuvaly important buildings of the city. Was bound and Sv.Sofiya. The second time it has saved the then director of the reserve Alex Povstenko (1902-1974) - answering minerals of the basement in Sv.Sofiyi no.

Since Independence, St. Sophia Cathedral Nazis threatened when autumn of 1943 minuvaly and destroyed Kyiv before vidstupom.Todi Hagia Sophia watched from fire keeper Paul Yemets. "

 

After the war, Kyiv quickly rebuilt. Sophia Cathedral remains the reserve. The area in front of him is now called B. Khmelnitsky Square.

 

Consider rozdyvlyayuchys and comparing.

 

Пл_хм50е

 

ПлХм50е2

Area Khmelnytskoho 50-ies Twentieth century.

 

1984

Area Khmelnytskoho 80's Twentieth century.

 

Соф_пл2003

 

бХм2003

Sofia area, 2003

 

And this is the time of independence - 2003 And the area is called Sofia. In the background plan - restored St. Michael's Cathedral.

 

Question:

- Which changes you noticed?

- Or can be argued that the area became better? Why do you think?

- What, in your opinion, renamed the area?

 

It would seem that all is well. Sofia kraschaye each year. It has the status of national historical and cultural reserve, included in list of World Heritage by UNESCO (international organization which cares about the development of culture in the world) in 2001 restored Belfry. Rebuilt St. Michael's Cathedral. The area became a pedestrian - to Shipping not waste valuable mosaics and frescoes. In 2007, Sofia joined the list of 7 Wonders of Ukraine. But again, the restoration?

Not only in the restoration of the right.

 

Problem

Stm5

The hotel "Hayat" at the Sofia area.

 

Rozpytayemo expert.

M. KalnytskyyKnown kyyevoznavets.

"? In Sofia area? on a former fountain now arranged pedestrian zone. Here Head Office of Heritage? wants to see something kshalt square before the cathedral of San Marco in Venice - a pool with fountains, surrounded by cafe tables, playing alongside the orchestra?

To these romantic dreams I would like to add just one thing. I think Venetians drowned in a canal Grande that a fool who decided to right on the square San Marco glass leviathan planted in the spirit of the Hotel Hayat, among vtyknuty This area of commercial fitness center with underground parking or arbitrarily overbuild surrounding buildings.

And We, at St. Sophia all this happen? "

 

Question:

-       kyyevoznavtsya disturbing?

-       Why is he so strongly against the construction of Sophia area?

-       How do you feel about this issue? What are your suggestions?

 

Tasks.

-       discuss the problem of historical buildings Kyiv part of your family members, classmates. Spend a little sociological research: gather different opinions and the calculated number supporters of different points of view. Draw conclusions.

 

Kiev legend

When you enter the St. Sophia cathedral, the first thing you see - famous mosaic image Oranty - Mother of God, praying with raised hands. She prays for all people. This mosaic is made Greek masters in the 11 century. She always impressed all who saw it. And despite all destruction, fire, shelling continues to impress.

 

image-2Maybe that's why even in ancient times, was born legend that Oranta raised their hands stop all misfortune Kyiv, keep it. And the city will stand until Oranta stands.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

image0

 

Beautiful legend? But recently there messages from the traffic and vibrations from nearby construction mosaics of the cathedral began its collapse? not lose a legend?

 

Invite parents

- Visit the National Historical and Cultural Reserve "Sophia" and observe the glorious history of the house. Find out which elements of its decoration (mosaics, frescoes) remaining from the XI century. Try read graffiti Sophia Cathedral.

7. Софийский собор - символ Киева

Софийский собор - символ Киева                                                                                  

 

Ключевые вопросы

-       Почему Софийский собор стал символом города?

-       Как и в связи с чем менялись собор и площадь перед ним?

-       Которые изменения в жизни города и киевлян они отражали?

 

Путешествие в прошлое (Историческая путешествие по-киевски).

 

2Многое изменилось в Киеве за более 1 500 лет. Он пережил времена расцвета и упадка, времена свободы и неволе. На страницах его истории вписано много имен, событий и дат. Мы же призовем в свидетели истории Киева архитектурные памятники. Вот один из этих свидетелей  славный Софийский собор. Его без преувеличения можно назвать символом города. Вместе с Софией мы совершим путешествие в прошлое Киева и проследим, какие изменения происходили с собором и вокруг него, как это отражало изменения, происходившие с самим Киевом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

kresalny-ne

gorod_vladimira

 

«Город Владимира», конец Х - начало XI в. Макет Д. Мазюкевича

 

Рассмотрите макет. На нем вы еще не видите собора Св. Софии. А там, где он будет - «поле вне градом», как писал летописец. Именно здесь состоялась 1036 победная битва с печенегами (обозначена стрелочкой). В память о ней князь Ярослав Мудрый приказал построить храм на образцу храма Cв.Софии в Константинополе.

Справка:

Город Владимира - новые укрепления, построенные по приказу князя Владимира (980-1015 гг.) Охватывали территорию между современными улицами Владимирской, Десятинной, Большой Житомирской, Михайловская площадь и склонами урочища Гончары вдоль Андреевского спуска и Боричевого Тока.

 

Вспомните:

- Какие выдающиеся события в истории Киева и Киевской Руси связаны с именем князя Владимира? Почему он вошел в историю как «Владимир Святой»?

 

 

gorod_yaroslava

kyivmaket1

 

«Город Ярослава», середина XI в. Макет Д. Мазюкевича

 

А это уже середина XI в. - Время расцвета Древнерусского государства. Символом его стала София. Место для строительства собора было выбрано так, что с какой бы стороны не входить в город, первое, что замечали путники - это сооружение Св.Софии. Перед ней сходились четыре главные дороги с всех въездов в город, а значит здесь образовалась главная площадь города.

В этот период были построены не только Собор Св. Софии, но и новые стены с Золотыми воротами - парадным въездом в город, Георгииивська и Ирининская церкви в честь самого Ярослава и его жены, многие другие сооружения. Вокруг города Владимира выросло целое новый город, обнесенный новыми укреплениями. Его так и называют - «город Ярослава». Больше современников поражали Софийский Собор и Золотые ворота.

 

Источник 1. Современники о Софийский собор:

Нестор Летописец: «И украсил он ее иконами многоцинному, и золотом, серебром и утварью церковным »

Митрополит Илларион: «Церковь странная и славна всем окружным странам и нет подобной во всех северных землях? »

 

3Поразмышляем:

- Что поражало современников в Софийском соборе?

- Что сохранилось по сей день?

 

Справка:

Подпись: Мозаїчне зображення БогоматеріИларион («Русин») - Митрополит (глава церкви) Киевский в 1051-1054 гг Стал первым митрополитом местного происхождения, что подтверждается в его призвиську: русин. В 1051 г., во время церемонии посвящения в Софийском соборе произнес знаменитую речь, известную как «Слово о законе и благодать ». Она стала одним из первых произведений древнерусской литературы. Причислен к лику святых, погребен в Киево-Печерской лавре.

 

Предложить родителям

Посетите Государственный историко-культурный заповедник «София Киевская» и ознакомьтесь с историей славного храма. Обратите внимание на различия между современным и первичным видом собора. Узнайте, какие элементы его утварь (мозаики, фрески) остались с 11 в. Узнайте о граффити Софийского собора.

София - центральный храм не только Киева и всей Руси. Здесь - резиденция митрополита; здесь проходят торжественные церемонии; здесь школа и собранная Ярославом Мудрым библиотека.У 1240 г. Киев был захвачен монголо-татарами.

Итальянский путешественник Джиованни дель Плано Карпини писал о Киеве того времени: «После длительной осады они взяли его и истребили жителей города? город это было достаточно большим и многолюдным, а теперь сведено почти на нет? "

На удивление, София не была полностью разрушена, но в ней уже не происходили церемонии посадки киевских князей на престол, объявления государственных актов, то есть она уже не является политическим и культурным центром. Некоторое время она еще оставалась резиденцией митрополита и главным храмом Киев, однако она стояла среди развалин. Жизнь в Киеве возрождался очень медленно. Да и татарские нападения не прекращались.

 

Источник 2

(a) Верещинский Иосиф (Киевский католический епископ с 1589 по 1598)

«Храм этот был построен роскошно и не имел цены. ? Многие согласятся, что во всей Европе нет храмов, которые по ценности и изяществом украшений стояли бы выше константинопольский и киевский (оба построены по одному плану). ? К сожалению, эта святыня ныне не только сделалась жилищем рогатого скота, лошадей, собак и свиней, но и теряет свои украшения за дождей, которые проникают через дырявую крышу. Кое-где и стены начали уже падать ... »

 

(Б) С «Описания Украины»? Гийома де Боплана (1640 г.)

«Храм Святой Софии и Св.Михаила отстроены в их древнем виде. Храм Святой Софии имеет красивый фасад и великолепный вид, с какой стороны на него не взглянуть? »

 

(В) Из рисунков А. ван Вестерфельда. 1651

Соф_пл1651

 

Поразмышляем:

- Как описывает состояние Софийского собора И. Верещинский? С чем он его сравнивает? Которые причины разрушения Храма вы могли бы назвать?

- Сравните описание Г. де Боплана с предыдущим. Что изменилось? Подтверждает его источник 2 (в)?

- Сравните источник 3 с первичным видом собора. Что нового появилось? Или можно согласиться с тем, что собор восстановлен в его первоначальном виде?

- Что вы можете сказать о площади перед церковью?

 

Возрождение Св. Софии связано с деятельностью митрополита Петра Могилы в 1632-1647 гг Он организовал реставрацию собора, устроил при нем монастырь. Для восстановления и достройки церкви был приглашен итальянский архитектора Октавиано Манчини. Собор начинает приобретать привычного нам вида. Перестройки продолжаются и позже, в XVIII в.

В 1685-1707 гг Софийским собором занимался Иван Мазепа. На его средства церковь достраивают, руководствуясь вкусами и обычаями эпохи. Меняется форма куполов, появляются новые. К сожалению, не всегда мастера были квалифицированы, иногда они просто уничтожали или искажали старинные росписи. И все же в основе своей София сохранила свой величественный вид. Рядом с церковью образовался целый комплекс сооружений - митрополичьи палаты, монастырские Кель, ворот. Поэтому Софию считают памятником и XI, и XVIII вв.

Постепенно возрождался и город. Опять Софийский собор стал главным его храмом.

 

Источник 3. Подумаем, разглядывая и сравнивая.

 

Соф_пл1740.

Софийская площа.1840 г.

 

софпл1851

Софийская площадь 1851

 

Вопрос:

- Как изменения вы заметили?

- С какими обстоятельствами в истории города это связано?

 

Меняется и площадь перед собором. Во второй половине XIX в. она была расчищено и она стала просто огромной - от Софийского в Михайловское собора. Но ненадолго. В 1857 г. был построен дом для большой количества государственных учреждений - т.н «Присутственные мест ».

В 1888 г. устанавливают памятник Б. Хмельницкому.

                                                                                            

  Теперь площадь выглядела так.

 

006

 

Соф_пл_н20в

 

 

                                                                                    

А вот она уже в начале 20 в.

 

bogdan_xmelnickiy

 

image0

 

Подумаем, разглядывая и сравнивая.

- Сравните с предыдущими изображениями. Что еще изменилось? Что появилось нового во внешнем виде площади? Какие изменения в жизни Киева и киевлян отразились в нем?

 

ХХ в. в истории Киева было слишком бурным. Революции, войны - Все это так или иначе отразилось и на Софийской площади. В 1918 г. Киев обстреливают из пушек большевистские войска - несколько снарядов попали и в собор. В 1919 г. на некоторое время закрепившись в Киеве, новая власть ставит новые памятники. На Софийской площади устанавливают обелиск героям революции. При очередной смене власти его уничтожили.

 

 

обелиск_окт_рев1919софпл

Источник 4

 

Соф_пл1919

 

 

 

 

Узнаете? Хорошо, что хотя Богдана не трогали. Хотя из всех дореволюционных памятников в Киеве оставили только два - Богдана и Св. Владимира на Владимирской горке.

В 20-х ггСофийскую площадь переименовали. Она стала называться Площадью красных героев Перекопа и выглядела так.

Пл_кр_гер_перекопа_Соф1935

 

 

В 1934 г. в Софийском соборе были прекращены богослужения и всю территорию бывшего монастыря объявили государственным заповедником. Но это не мешало разместить в его постройках различные государственные учреждения.

Проект_правит_кварт30еВ том же году Киев стал столицей Советской Украины (до того она находилась в Харькове). Сюда переехало правительство. Тогда же было принято страшное для Киева решение - создать гигантский и величественный правительственный центр.

Это один из проектов пербудовы Софийской площади. Михайловский и Софийский монастыре должны быть разрушены. С первым так и случилось. Софии же повезло.

 

 

 

 

 

 

 

 

Спросим эксперта.

Д. Малаков, киевовед.

«В ХХ в. Софийский собор трижды находился под угрозой уничтожения.

Впервые его спас украинский историк искусства Николай Макаренко (1877-1936). Произошло это 1934 г., когда советская власть уничтожала старинные памятники архитектуры в Киеве. Но это стоило ученому жизни.

Во время Второй мировой войны, готовясь к сдаче Киева осенью 1941 г., инженерные части советской 37-й армии минировали важные сооружения города. Была обречена и Св.Софии. Вторично ее спас тогдашний директор заповедника Олекса Повстенко (1902-1974) - ответив минерам, что подвалов в Св.Софии нет.

Третий Софийскому собору угрожали нацистские оккупанты, когда осенью 1943 г. минировали и уничтожали Киев перед видступом.Тоди Софийский собор защищал от пожара сторож Павел Емец. "

 

После войны Киев быстро отстраивается. Софийский собор остается заповедником. Площадь перед ним теперь называется Площадью Б. Хмельницкого.

 

Подумаем, разглядывая и сравнивая.

 

Пл_хм50е

 

ПлХм50е2

Площадь Б. Хмельницкого, 50-е гг ХХ в.

 

1984

Площадь Б. Хмельницкого, 80-е гг ХХ в.

 

Соф_пл2003

 

бХм2003

Софийская площадь, 2003 г.

 

А это уже времена независимости - 2003 г. И площадь уже называется Софийской. На заднем плане - восстановленный Михайловский собор.

 

Вопрос:

- Которые изменения вы заметили?

- Или можно утверждать, что площадь становилась лучше? Почему вы так думаете?

- чем, на ваш взгляд, переименовали площадь?

 

Казалось бы, все хорошо. София хорошеет год от года. Она имеет статус Национального историко-культурного заповедника, включена в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО (Международная организация, занимается развитием культуры в мире) В 2001 г. отреставрировали звонницу. Отстроили Михайловский собор. Площадь стала пешеходной - чтобы транспорт не разрушал ценные мозаики и фрески. В 2007 г. София вошла в список 7 чудес Украины. Но опять нужна реставрация?

Но не только в реставрации дело.

 

Проблема

Stm5

Здание гостиницы «Хайят» на Софийской площади.

 

Расспросим эксперта.

М. Кальницкий, Известный киевовед.

«? На Софийской площади? на месте бывшего фонтана теперь устроена пешеходную зону. Здесь начальник Главного Управления культурного наследия? мечтает видеть нечто вроде площади перед собором Сан-Марко в Венеции - бассейн с фонтанами, окруженный столиками кафе, рядом играет оркестр?

К этих романтических грез хотелось бы добавить только одно. Я считаю, венецианцы утопили бы в канале Гранде того безумца, который вздумал бы прямо на площади Сан-Марко засадить стеклянную громадину в духе отеля «Хайят», воткнуть посреди этой площади коммерческий фитнесс-центр с подземным паркингом или своевольно надстраивать окружающие дома.

А в нас, возле Софии Киевской все это случилось? "

 

Вопрос:

-       возмущающего киевоведа?

-       Почему он так категорически против строительства на Софийской площади?

-       Как вы относитесь к этой проблеме? Каковы ваши предложения?

 

Задачи.

-       обсудите проблему застройки исторической части Киева с членами вашей семьи, одноклассниками. Проведите маленькое социологическое исследование: соберите разные мнения и вычислите количество сторонников разных точек зрения. Сделайте выводы.

 

Киевская легенда

Когда вы входите в Софийский собор, первое Что вы видите - знаменитое мозаичное изображение Оранты - Богоматери, молится с поднятыми руками. Она молится за всех людей. Эта мозаика сделана греческими мастерами еще в 11 в. Она всегда поражала всех, кто ее видел. И вопреки всем разрушения, пожары, обстрелы продолжает поражать.

 

image-2Может, именно поэтому еще в древние времена родилась легенда, что Оранта своими поднятыми руками останавливает все беды Киева, бережет его. И Город будет стоять, пока стоит Оранта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

image0

 

Красивая легенда? Но в последнее время появляются сообщения, от движения транспорта и вибраций от строительства неподалеку собора мозаики его стали разрушаться? Не потерять бы легенду?

 

Предложите родителям

- Посетите Национальный историко-культурный заповедник «София Киевская» и ознакомьтесь с историей знаменитого храма. Узнайте, какие элементы его убранства (мозаики, фрески) остались с XI в. Попробуйте прочитать граффити Софийского собора.

 

<< 6. Память о них хранит город 8. Как рос Киев >>

Copyright © 2011 Apycom jQuery Menus