Киево-Печерская Успенская лавра (конспект)

Киево-Печерская Успенская лавра - древний монастырь, который является самой большой православной святыней в Восточной Европе. Одновременно это выдающийся архитектурный ансамбль, на территории которого в нескольких музеях хранятся бесценные культурные сокровища. В наше время здесь сосуществуют историко-архитектурный заповедник и монастырь. Лавру внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО

История монастыря началась в середине XI века, когда в пещерах на склонах Днепра поселилось несколько отшельников и возникла община монахов, которую возглавили преподобные Антоний и Феодосий. Вскоре монастырские сооружения появились на земной поверхности, а пещеры стали местом погребения и уединенной молитвы. Очень быстро обитель стала крупнейшей и самой авторитетной на Руси. Уже в начале XII в. монастырь имел три каменных храма. Однако современное лицо Лавры сформировалось в XVII-XVIII века, когда в архитектуре господствовал стиль барокко.

Лавра делится на Верхнюю и Нижнюю, а последняя, в свою очередь, состоит из Ближних пещер, Дальних пещер и Гостиного двора

Верхняя Лавра занимает выступление Печерского плато. Попасть на его территорию, обнесенную крепостной стеной, можно через три ворот - Святую, Экономический и Южную. Первые две из них украшены надвратной церкви - Троицкой и Всех Святых. Главными сооружениями Верхней Лавры является Успенский собор и Большая колокольня. Вокруг них стоят трапезная, палаты митрополита, кельи и хозяйственные постройки. У большинства из них теперь расположены музеи и выставки, самым известным из которых является Музей исторических драгоценностей

Южные ворота соединяет Верхнюю Лавру с Нижней. Последняя известна в первую очередь двумя подземными лабиринтами - Ближние и Дальние пещерами (или пещерой Св. Антония и пещерой Св. Феодосия). Здесь похоронены праведников (преимущественно печерских монахов), чьи мощи (останки) Православная церковь считает чудодейственными и каким поклоняются многочисленные паломники. Вокруг входов в каждой из пещер в XVII-XVIII вв. сформировались живописные ансамбли, состоящие из церквей, колоколен и келий