§ 10. План местности (учебник)

§ 10. План местности

 

Изображение местности.Изображение участков земной поверхности нужны для изучения природы и ведения хозяйства. Небольшое по площади местность можно нарисовать или сфотографировать.  Фотография и фотоснимокобычно делают с поверхности Земли. Поэтому на них ближе предметы заслоняют то, что находится за ними. И рисунок, и фотографию дают представление о местности, однако на них не видно, какие размеры и формы имеет участок в целом.

Размещенные на поверхности объекты (Леса, реки, поселки, поля и т.п.) будет видно лучше, если участок фотографировать сверху, например с самолета. Такое изображение местности называется аэрофотоснимок. На нем объекты похожи на их истинный вид на местности, видно их размеры и взаимное расположение.

Вид поверхности сверху передает и план местности. Однако между ним и аэрофотоснимковсуществует много различий. План местности - это чертеж на бумаге изображает небольшой участок земной поверхности в уменьшенном виде. От других изображений поверхности план отличается тем, что все объекты на ней показаны условными знаками.

Условные знаки плана, во-первых простые, во-вторых, непохожие друг на друга, в-третьих, напоминают самые предметы.  При таких условиях они понятны всем, кто читает план. Так, реки и озера показано голубым цветом воды, а леса - зеленым - цветом растительности. Ланы (Поля), огороды специального знака нет, поэтому такие участки оставляют на плане белыми. Знак луков напоминает стебли травы. Пески изображен коричневыми точками. Небольшие ручьи, дороги, узкие улицы, изображают условными знаками в виде линий. Такие условные знаки являются общепринятыми. Их используют на всех планах местности.

Сравнив фотография, аэрофотоснимоки план, видим, что все они являются уменьшенными изображениями земной поверхности. План местности отличает то, что он отражает и те предметы, которые не видны на рисунке и аэрофотоснимке. По планам можно узнать названия сел, рек, породы деревьев в лесу. Поэтому план дает больше сведений, следовательно он удобнее для изучения и использования местности.

 

Рис. План местности масштаба 1:50000

Рис. План местности масштаба 1:100000

 

Рис. Космический снимок

 

Рис. Условные знаки плана местности

 

Определение направлений на плане. Чтобы узнать, где на плане расположены объекты, нужно уметь определять на нем направления. На планах направление на север часто обозначают стрелке. Зная направление на север, можно от любой точки плана, как и на местности, определить все остальные стороны горизонта. Если на плане стрелка не изображена, то считается, что верхний край плана - северный, нижний - Южный, левый - западный, правый - восточный. Следовательно, чем ближе объект к верхнего края плана, тем дальше на север он расположен. Стороны горизонта учитывают при определении положения объектов на больших территорий. Например, Киев расположен на севере Украины, Город Ялта - На юге Крымского полуострова. По направлениям сторон горизонта выделяют также части населенных пунктов. Для этого находят центр изображенного на плане города или села. Та его часть, которая от центра направлена на север, будет северной, на  юг - южной и т.д.

По планам устанавливают, где лучше строить заводы и возводить жилые дома. За ними видно, где удобнее разместить школы и какие места отвести под сады и парки.

Планов существует очень много. Простейшие из них, где показано только отдельные объекты, называют схемам. Таковы, например, схемы железных дорог, которые можно увидеть на вокзалах или в поездах. Они помогают ориентироваться в размещении станций. Есть планы-схемы вашей школы. На случае пожара или иного бедствия они призваны помочь найти выходы из помещения.

Планы местности необходимые туристам. Отправляясь в путешествие, за ними предварительно знакомятся с районом путешествия. Во время турпохода планы применяют как путеводители для ориентирования на местности.

 

 

Вопросы и задания

1. Чем план местности отличается от них?

2. Расскажите по плану местности, можно увидеть, если идти из поселка .... по пути на север.

3. Какие объекты на плане местности расположены севернее ветряка, а какие - на западу от него?

4. В каком направлении на плане местности от дома лесника находится источник?

5. Для чего человеку нужны планы местности?

6. Составьте план в масштабе 1: 10 000 по описи. От школы ученики прошли 300 м север и оказались у одинокого дуба. Затем они повернули на юго-восток и, пройдя 100 м, оказались у колодца. Далее их путь пролег на восток, и через 200 м они подошли к берегу озера. Затем учащиеся направились на юго мероприятие на мельницу, стоявший на расстоянии 200 м. Пройдя 50 м к югу школьники вышли на дорогу, которая вела в школу. В каком направлении и какое расстояние нужно пройти ученикам, чтобы вернуться в школу?