§ 1. Что и как изучает социально-экономическая география мира.

ВВЕДЕНИЕ

 

§ 1. Что и как изучает социально-экономическая география мира

1.    Вспомните по курсу 9 класса, которые являются предметом изучения экономической и социальной географии Украина.

2.    Какие вам известные методы географических исследований?

3.     Какие источники информации вы использовали, изучая географию?

 

ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ МИРА. Каждая наука имеет свой предмет исследования. Предметом изучения социально-экономической географии мира являются закономерности развития и размещения населения, а также хозяйства в мире в целом и в отдельных регионах и странах.

Первичными своеобразными кирпичами науки является понятие, из которых выстраивается взаимосвязанная научная система. Как в физике основным является понятие атома, в химии - молекулы, а в биологии - клетки, так в географии основным является понятие территории. Территория - Это ограниченная часть поверхности Земли с характерными для нее естественными и созданными человеком (антропогенными) особенностями и ресурсами, которая имеет определенную площадь, географическое положение и другие характеристики. Территория является частью географического пространства (геопространства), Что охватывает все земные сферы (лето-, гидро-, атмо-, Биосферу), единство и взаимосвязь которых оказывается в географической оболочке. Важными составляющими геопространстваесть акватория (Участки водной поверхности), воздушное пространство и недра, Которые в совокупности формируют географическое пространство.

В социально-экономической географии, которая является составной частью географии,  термин «территориальное» употребляется для определение всего, что связано с конкретной территорией, как синоним слова «Пространственный». От этого понятия происходят такие, как территориальное разделение труда, территориальный комплекс, территориальные связи и т.д. Социально-экономическая география мира охватывает широкий круг вопросов пространственных аспектов развития общества, мирового хозяйства, взаимодействия человека и природы в различных регионах мира. Таким образом, главным ее понятием является территориальная (Геопросторова) Организация общества или его отдельных частей (население, производственной и социальной сфер, производительных сил). Территориальная организация общества проявляется:

1) в размещении объектов на земной поверхности (отдельного населенного пункта, страны, региона);

2) в пространственных связях между объектами (например, транспортных, в перемещении людей, энергии, информации);

3) в территориальных образованиях (экономический район, хозяйственный узел, система расселения и др.);

4) в функционировании  территориальных образований во времени (изменение их результате взаимодействия с природным и общественной средой вследствие управления).

Итак, другими словами можно сказать, что предметом социально-экономического географии мира является территориальная организация общества и хозяйства.

Основные формы территориальной организации общества - государство (Страна), надгосударственные объединение (Политические блоки и группы государств, например НАТО - Блок стран Западной Европы и Северной Америки). Основной формой хозяйственно-экономической организации является национальное хозяйство (Национальный комплекс), а наднаціональногосподарськоюэкономические блоки стран (Например, Европейский Союз). Самая же форма - это мировое хозяйство в целом. На общегосударственном уровне такими формами являются экономическая зона, экономический район(Регион).

Поэтому социально-экономическая география мира вооружает знанием о конкретных формах территориальной организации общества: районы, зоны, государства, их объединения, о мировом хозяйстве, особенности его пространственной структуры, о глобальных экономических, социальных, политические, культурные и иные связи и проблемы. Эти знания необходимы человеку, чтобы удовлетворить свои потребности и потребности общества в самом важном - в сырье, топливе, энергии, продовольствии, конструкционных материалах, сбыте товаров, в вопросах транспорта, культуры и т.д.

Социально-экономическая география мира - это сложная система знаний, которая охватывает многочисленные научные отрасли и подотрасли, тесно переплетаются и взаимодействуют между собой (рис. 1). В наше время активно развиваются такие отрасли, как география культуры, география религии, Этногеография, география выборов, география Мирового океана.

 

 

Структура социально-экономической географии мира

 

Как называется наука?

Относительно науки, на основе которого заключен школьный курс географии, изучается в 10 классе, употребляется несколько названий. Ученые считают, что лучшей, всеохватывающей названием является общественная география, По аналогии с физической (естественной) географии, которые вместе образуют единую географию (есть, так сказать, наполнением земной реальности - географической оболочки). Главной в обществе является человек - венец в развитии природы и общества, поэтому эту науку можно назвать и географией человека или на греческий лад - антропогеографии. Названия же социально-экономическая география и экономическая и социальная география, что являются синонимами, по мнению ученых есть несколько ограничены и впоследствии, мнению ученых, воцарится название «антропогеографии».

 

МЕТОДЫ ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Из предыдущих курсов географии вы уже знаете об основных методах географических исследований - экспедиционный, описательный, сравнительный, картографический, моделирование. Поскольку социально-экономическая география мира имеет тесные связи с физическим географией, которая придает ей данные о природные ресурсы, особенности природной среды и природно-географический разделение территории, то она успешно применяет перечисленные методы.

Одновременно социально-экономическая география мира применяет знания о себестоимости, цены, экономические законы для обоснования организации производственной сферы, то есть тесно связана с экономикой. Поэтому она пользуется и экономическими методами (Методом расчетов, балансовым и т.п.). Кроме того, социально-экономическая география мира объединяет в себе и элементы социологии, изучающая человека и сообщества людей (семью, трудовой коллектив, этнос и др.) в их многообразных связях, поэтому широко применяет социологические методы (Опрос, анкетирование, статистическую выборку). Статистика вооружает социально-экономическую географию мира статистическими (количественными) методами, с помощью которых выявляют определенные закономерности.

Сейчас почти все науки математизируются, т.е. прибегают к математических методов (Математической логики, теории вероятностей т.п.). Опираясь на методы логики, понятия содержания и формы, качества и количества, целого и части, являются философскими категориями, изучают явления, свойства и процессы в пространстве.

На современном этапе, когда компьютерные  технологии стремительно распространяются во всех сферах жизни, не обходятся без них и экономико-географические исследования. Благодаря сочетанию компьютерных технологий, картографического и статистического методов и пространственного моделирования создана географические информационные системы (ГИС), С помощью которых накапливают, хранят, анализируют и графически моделируют пространственные данные о географических объектах и явления (рис. 3). Применяя ГИС-технологий, Как учебно-познавательный метод, проводят пространственно-временной анализ и получают ответы на ряд вопросов: содержащийся на определенной территории, где расположен конкретный объект, какие изменения произошли в том или ином месте, начиная с определенного времени, которые пространственные структуры существуют, что произойдет в случае определенных изменений. Кроме того, ГИС имеют четкое практическое направление. На их основе организуют функционирования транспортных сетей и систем жизнеобеспечения, рационализируют природопользования, планируют путешествия, проводят поисково-спасательные и военные операции и т.д.

Итак, имея тесная взаимосвязь с упомянутыми уже науками, а также с демографией, политологией и геополитикой, используя их методы исследований, социально-экономическая география мира адекватно отражает процессы, свойства и отношения, характерные для стран и мира в целом. Без этих знаний невозможно осуществлять территориальное планирование развития и размещения хозяйства в стране, составлять генеральный план развития города, совершенствовать сеть территориально-административного деления территории, организовывать комплексную охрану природы. Социально-экономическая география мира расширяет и углубляет знания о окружающий мир как сложную социальную, экономическую, политическую, культурную и экологическую систему. Она помогает выяснить место Украина и свое собственное в этом разнообразном мире.

 

 

Связи социально-экономического географии мира с другими науками и ее методы исследований

 

ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ. Объем географической информации, накопленной человечеством, огромен. Ее невозможно собрать в одной книге или на веб-сайте. Чтобы достичь желаемых результатов в изучении социально-экономической географии мира, нужно использовать различные информационные ресурсы. Как вам уже известно, источники географических знаний разделяют на несколько групп (рис. 4), каждая из которых имеет свои преимущества.

Научные издание - Наиболее фундаментальные труды, освещающие анализ результатов исследований географических процессов и явлений на глобальном и региональном уровнях. Научно-популярная литература подает географические знания в доступной массовому читателю форме. В справочных изданиях (Справочниках, словарях, энциклопедиях) можно найти статистические, сжатые исторические и другие сведения о географических объектах.

Учебная литература - школьные учебники и пособия - это указатель в информационном море, руководство к действию при поиске ответов на вопросы, возникающие в процессе изучения географии. Однако понятно, что никакой учебник не успевает отражать изменения, быстро происходят, и не способен ответить на все вопросы. Поэтому важно постоянно обращаться к периодических изданий (Газет, специализированных журналов), содержащие оперативную географическую информацию и могут быть как научными, так и научно-популярными. Популярными носителями информации стали телевидения и радио: Немало специализированных каналов и передач освещают исследования планеты, путешествия по странам и континентам.

Обязательными спутниками вашего обучения должны быть географические карты, Содержащие пространственную характеристику объектов. Художественные произведения, которые являются в домашней и школьной библиотеках, расширят ваши познания о географических явлениях, о разных уголки нашей планеты.

 

 

Источники географической информации

Сейчас на смену традиционным бумажным носителям информации приходят электронные, а также Интернет, которые значительно расширяют возможности познания мира, дополняют его визуальным и звуковым рядами. Но для этого нужно иметь персональный компьютер, подключенный до Мировой паутины или другого технического оборудования.

Что выберете вы для пополнения своих знаний - дело личных предпочтений и возможностей. Помните главное: чем больше дополнительных источников вас интересовать, тем понятнее становиться хитросплетения современного мира. Работа с различными источниками знаний способствовать расширению вашего кругозора, развития культуры и мышления, выработке навыков самостоятельной творческой работы, которые в будущем понадобятся в любой сфере деятельности.

О значении географии

«Украинский молодежи нужно новейшего Землезнання, Которая учит исследовать и познавать всю землю и каждый ее клочок жив произведение природы, а человека и его дела на земле - как участок всеземного жизнь. География нужен каждому модерном гражданину, или он учитель, или инженер, администратор или лавочник, воин или дипломат ».

Степан Рудницкий, 1923 р.

 

 

Вопросы и задания

1.    Что является предметом исследования социально-экономической географии мира?

2.    Объясните, в чем проявляется территориальная организация общества.

3.    Пользуясь рис. 1, расскажите об отраслевом составе социально-экономической географии мира.

4.    Как связаны между собой физическая и социально-экономическая география мира? Какие вам известны общегеографическиеметоды исследований?

5.    Какими экономическими и социальными методами пользуется социально-экономическая география мира?

6.    Какими источниками географической информации вы воспользуетесь, чтобы узнать, что такое ГИС?

<< Уважаемые десятиклассники и одиннадцатиклассники! § 2. Выдающиеся экономико-географы мира. >>

Copyright © 2011 Apycom jQuery Menus