§ 34. Япония. (учебник)

§ 34. Япония.

Вспомните

?

  1. Каковы особенности геологического происхождения имеют Японские острова?
  2. Каково влияние геологического происхождения Японских островов на наличие здесь месторождений полезных ископаемых?
  3. В каких условиях формировалась японская нация и культура?


Визитная карточка

Площадь: 372 тыс км2

Населения:127 079 000 (2010)

Столица: Токио

Официальное название: Япония

Государственное устройство: Конституционная монархия с парламентским правительством

Законодательной орган: Двухпалатный парламент (Палата советников и Палата представителей)

Глава государства: Император

Административное устройство: Унитарное государство (9 областей, объединяющих 46 префектур; столичный округ и 2 городских префектуры; административная область Хоккайдо)

Распространенные религии: Синтоизм и буддизм

Член ООН

Государственный праздник: День рождения Императора Aкихито, 23 декабря (1933)

Административно-территориальное деление

ЭГП и природно-ресурсный потенциал. Япония, государство  Восточной Азии, занимающее цепь островов (Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку,  архипелаг Рюкю и др.., всего около 4 тыс.), которые омываются Тихим океаном, Японским, Охотским и Восточно-Китайским морями. Ближайшими соседями страны являются Китай, Южная Корея и Россия. До последней страна имеет наибольшие территориальные претензии относительно так называемых «северных территорий », которые Япония считает своими (Кунашир, Итуруп, Шикотан и островная гряда Хабомаи).

Рельеф страны преимущественно горный с наличием многочисленных действующих (60) и потухших вулканов. Высшая точка - вулкан Фудзияма на о. Хонсю (3776 м). Процессы горообразования продолжаются и сегодня, поэтому землетрясения бывают здесь от полутора до восьми тысяч раз в год. Все современные здания строятся на противосейсмических основе. Тихоокеанское побережье страдает от цунами высотой от 30 до 50 м. Климат от умеренного на севере до муссонного тропического на юге. Средние температуры января - от-50С на о. Хоккайдо до 160С - на архипелаге Рюкю, июля - соответственно от 22 до 280С. Осадков на большей части страны - от 1700 - 2000 до 4000 мм в год, осенью обычно бывают тайфуны. В районах вулканической деятельности есть термальные источники. Япония относится к странам мира, почти полностью усвоили свои земельные ресурсы.

Реки короткие, но многоводные, непригодные для судоходства. Их используют для сооружения ГЭС и водоснабжения. Более 2 / 3 территории покрыто лесами (от хвойных до вечнозеленых субтропических) и кустарниками, но потребность в древесине они покрывают только  на 50%.

Недра страны бедны. Например, нефти за год добывают меньше, чем в США за день, потребности в железной руде, свинце, цинке собственные ресурсы обеспечивают лишь на 1 - 2% от необходимых потребностей, поэтому страна полностью зависит от импортного минерального сырья.

Населения. По численности населения Япония занимает 10 место в мире. Япония - типичная однонациональная страна, 99,9% населения страны составляют японцы, кроме них есть корейцы, китайцы, айны - потомки древнего населения островов. В стране имеет место поликонфессиональность - большинство населения страны исповедует две религии: синтоизм и буддизм, кроме того есть христианская меньшинство.

Низкая рождаемость, высокая средняя продолжительность жизни (мужчины - 79  лет, женщины - 86) приводят к старению нации - пенсионеры составляют 20, а дети - 16% населения, это в ближайшие годы грозит дефицитом трудовых ресурсов.

Плотность населения - Одна из крупнейших в мире: 321 чел. на км2, на прибрежных равнинах она достигает 10 000, а в крупных местах - еще больше. 70% населения страны живет на тихоокеанской прибрежной полосе. Городское население составляет 80%, 40% из них живет в трех крупнейших городских а агломерациях, которые образуют мегалополис Токайдо. По занятости в сферах производства население страны делится  следующим образом: в сельском хозяйстве занято 4,4%, в промышленности - 27,9%, в сфере услуг - 66,4%.

Крупнейшие города страны - Токио, Йокогама, Осака, Нагоя, Саппоро, Киото, Кобэ, Фукуока, Сендай, Хитати, Тиба, Китакюсю, Кагосима, Хиросима, Кумамото.

Токио, столица Японии, расположена на юго-востоке о. Хонсю,  на равнине Канто, в месте впадения рек Едогава, Аракава, Сумида, Тама  в Токийский залив, одно из крупнейших и быстрорастущих городов мира, средняя плотность населения в котором составляет 800 - 1000 чел. на 1 км2.

В центре Токио

Токио - Главный финансовый и промышленный центр Японии, один из крупнейших финансовых центров мира. По объему финансовых операций Токийскую фондовую биржу можно сравнить только с фондовыми биржами Нью-Йорка и Лондона. Здесь концентрируется деятельность крупнейших финансово-промышленных монополистических групп (Мицубиси, Сумитомо, Мицуи и др.)., Крупнейших банков (Банк Японии, Банк развития и проч.), представительств иностранных корпораций.

Это основной транспортный узел Японии с международными аэропортами Ханеда и Нарита, морским портом (грузооборот около 70 млн т в год), скоростными автотрассами, железными и монорельсовой дороги, метрополитеном. Многие крупные предприятия вынесены за городскую полосу. Работают наукоемкие и высокотехнологичные производства машиностроения, приборо-, авто-, авиа-, судостроение, электротехническое, электронное, оптико-механическое производство, нефтеперерабатывающая, нефтехимическая, химическая, полиграфическая, текстильная, кожаная, керамическая, мебельная, пищевая промышленность, производство стройматериалов, ювелирных изделий, сувениров подобное.

Токио - крупнейший научный и культурный центр Японии из более 100 государственными, муниципальными и частными вузами, является  Национальная аэрокосмическая лаборатория, онкологический центр, исследовательский  центр защиты от стихийных бедствий и т.п.. В городе около 400 картинных галерей, несколько десятков музеев, зоопарк (с 1882), аквариумы.

В токийском ресторане

С

участни Токио традиционное прямоугольная планировка городских кварталов, принятое в Японии издревле. Однако местоположение отдельных  городских кварталов относительно друг друга не подчиняется точной прямоугольной проекции. Каждая конкретная адрес выходит из очередности сооружения, но не из расположения относительно других зданий в уличном ряду.  Улицы Токио нет названий, кроме главной торговой улице Токио - Гинза («Серебряная»), для других является название городского квартала плюс цифровое обозначение здания.

В деловом центре - сейсмостойкие небоскребы высотой в 50 этажей и выше. В спорткомплексе Кокугикане проводятся турниры по борьбе сумо.

В Токио насчитывается около 1750 синтоистских и 2900 буддийских храмов, православный собор Воскресения Христа. В 12 км от Токио создано токийский Диснейленд (1983, около 48 га).

Осака, Город и порт в Японии, на о. Хонсю, на побережье Осакского залива, второй по величине и экономическому значению город страны. Значительный торгово-пассажирский порт, важный транспортный узел с международным аэропортом Итами (1992). Большой торгово-финансовый центр Японии: акционерные общества, хлопчатобумажная и рисовая фондовые биржи, банки, предприятия черной и цветной металлургии, машиностроения, легкой, химической, керамической, деревообрабатывающей, рыбоконсервной, мукомольной, сахарной промышленности. Работает метрополитен и вторая по величине и значению в стране фондовая биржа.

Северную промышленную и южную историческую часть города с севера на юг пересекает бульвар Мидосудзи - центральная магистраль города. Аквариум в городе Осака - один из крупнейших в мире. Город называют «Японской Венецией» из-за многочисленных каналов. Осакак - значительный научный и культурный центр страны: есть два университета и другие вузы, музеи: художественный, замка Осака, японских художественных ремесел, планетарий, численные парки.

Нагоя, Город и порт в Японии, в центральной части  о. Хонсю, третий после Токио и Осаки финансово-промышленный, транспортный и торговый центр страны, один из основных портов Японии (Грузооборот порта 110 млн т в год). Здесь производится около 10% промышленной продукции страны. В городах-спутниках работают предприятия машиностроение (особенно транспортное, в том числе автомобилестроения, судостроение и судоремонт, а также текстильное и точное машиностроения), электротехнической промышленности, черной и цветной металлургии.

Значительный культурный центр, основанный в XVI в. как феодальный замок. Сегодня здесь работают университеты, художественный музей Токугава, художественная галерея музей сокровищ замка Нагоя, ботанический сад, зоопарк, многочисленные архитектурные памятники.

Экономическая карта

Экономика. В состав ВВП краны сельское хозяйство дает 1,4% стоимости, промышленность - 26.4%, сфера услуг - 72,2% стоимости.

Япония является азиатским лидером по уровню ВВП на душу населения - 38 000 $, Занимает первое место в мире по объемам золотовалютных резервов (521 млрд $), третье место (после США и Китая) - по производству промышленной и  пятое - по производству сельскохозяйственной продукции. В течение последнего десятилетия страна имеет устойчивое положительное сальдо внешней торговли. Япония вступила в постиндустриальную стадию развития, значительное долю ВВП составляют доходы от сферы услуг, здравоохранения, науки, финансово-торговой деятельности и связи.

Япония имеет две острые проблемы: огромный правительственный долг, который в сумме  составляет 170% ВВП страны, и старение населения (демографические прогнозы для страны крайне неблагоприятны, если ситуация в стране не изменится, то к началу следующего столетия численность японцев сократится вдвое), медленно меняется менталитет японцев: стереотип «трудоголика» постепенно меняется на стереотип «человека, который работает ради денег, обеспечивают ему комфортную жизнь ». Кроме того в стране продолжаются дебаты относительно содержания реформ в реструктуризации экономики страны и менеджменте. Последние мировые тенденции подорожания минеральной сырья, от которой зависит экономика страны, привели к сокращению объемов производства в алюминиевой промышленности более чем в 20 раз, в нефтяной промышленности - на 40%, черной металлургии - на 25%. Постепенно  возрастают экологические проблемы.

В Японии принята программа «Технополис», она предусматривает сооружение 19 научных городков среднего размера для равномерного разделения научных  кадров по стране. Ведь сегодня 80% научных сотрудников и инженеров работает в Токио и крупных городах.

Промышленность. Япония - высокоразвитая постиндустриальная страна. Наряду с гигантскими предприятиями здесь действуют  многочисленные мелкие, особенно в легкой и пищевой промышленности. Экономика Японии зависит от импорта сырья и топлива, добывающая промышленность дает 0,2% ВВП страны.

Энергетика страны более чем на 80% зависит от импорта энергоносителей, однако Япония занимает третье место в мире по производством электроэнергии. Почти 60% ее дают тепловые электростанции,  работающие на импортном топливе (уголь, природный газ, мазут), добыча каменного угля Японии уменьшается (из-за высокой себестоимость) и увеличивается объем его импорта в частности из Австралии. Этому способствует введение в эксплуатацию новых ТЭС.

30% приходится на АЭС. 60% топлива для АЭС импортируется из Австралии и Канады. В стране работает крупнейшая в мире АЭС «Фукусима», 53 ядерных реакторы, 3 строятся и 13 проектируемых.

В середине 90-х годов XX в. Япония уступила первое место по производства стали Китая, но и сегодня черная металлургия страны - одна из  наиболее совершенных в мире. Крупнейший в мире металлургический комбинат работает в Фукуяме. Две трети стали выплавляется в конвертерах, другая - в  электропечах.

Через высокую энергоемкость производство цветных металлов в Японии почти полностью обращено (особенно алюминия), значительно заметна тенденция к  замены цветных металлов другими материалами (медные электропровода заменены на оптоволоконные кабели). По производству основных видов химической продукции Япония занимает второе место в мире (резина, пластмасса, синтетические смолы).

На мировом рынке Япония - основной поставщик продукции современных конструкционных материалов, сложных наукоемких отраслей промышленности. К  середины 90-х годов XX в. страна была мировым лидером в автомобилестроении, но уступила США. Сегодня страна остается главным экспортером автомобилей, здесь работают крупнейшие компании отрасли  «Тойота Мотор», «Ниссан Мотор», «Мицубиси Мотор», «Хонда Мотор», «Мазда  Мотор "," Судзуки Мотор ». Рынки сбыта готовой продукции отрасли - Америка, Европа, Австралия. Автомобильной столицей Японии является Нагоя, а крупнейший автомобильный завод работает в городе Тойота. Автомобильный гигант «Ниссан Мотор» продал крупный пакет акций французской компании «Рено», а немецко-американский концерн «Даймлер-Крайслер» купил пакет акций компаний «Мицубиси Мотор» и «Хонда Мотор». Эти действия дают положительный  результат для дальнейшего развития отрасли, ведь открывают возможности доступа к новым рынкам сбыта и современных технологий.

«Сони», «Тошиба», «Хитачи», «Фудзи», «Шарп» являются лидерами электронной промышленности. Основными центрами области являются Токио, Иокогама, Фудзисава, Кавасаки, Итихара (промышленная зона Кэйхин). Япония остается мировым лидером по производству видеокамер, видеомагнитофонов, фотоаппаратов. Страна контролирует также часть производства мировой электроники, а  за выпуском интегральных схем, оптического волокна, полупроводников, компьютеров и комплектующих уступает лишь США.

Японский ППК сформирован на базе четырех крупных портов и их гинтерланду: Токио, Иокогама, Кавасаки, Тиба. Их грузооборот - более 400 млн т в год, а специализация - прием сырой нефти и нефтепереработка, припортовая черная и цветная металлургия, припортовая теплоэнергетика (на австралийском угле) отправка генеральных грузов.

За выпуском шелковых тканей страна занимает первое место в мире, синтетических - третьих, по объему производства целлюлозно-бумажной продукции - четвертое.

Непроизводственная сфера страны является одной из наиболее развитых в мире, кроме того страна также один из крупнейших финансовых центров мира: из пяти крупнейших банков мира два - японские.

Территориально страна поделена на восемь компактно расположенных экономических районов, мощнейшими из которых являются Канто (Токио, Тида, Кавасаки, Иокогама; специализация - электроника, судостроение, сфера услуг), Кинки (Осака, Кобе, Киото; электроника, черная и цветная металлургия, химическая промышленность) и Тюбу (Нагоя, Тойота, Хамамацу; специализация - автомобилестроение, область дает треть автомобилей страны), которые относятся к промышленной Тихоокеанской полосы, сконцентрировала около 80% населения и хозяйственного потенциала страны. 40% ВВП страны дает Канто - основной индустриальный район страны. А. Кюсю называют «силиконовой» за высокого уровня развития здесь электронной промышленности. Район Тогоюку с экономическим центром в Хиросиме специализируется на тяжелом, в том числе и судостроении. Ура-Ниппон - аграрная «тыльная» сторона Японии протянулась вдоль побережья Японского моря

Сельское хозяйство в стране ведется на интенсивной основе. Но по показателям обеспечения населения страны собственной сельскохозяйственной продукции по сравнению с другими развитых стран Япония значительно отстает. Полностью покрывает свои потребности страна лишь в  рисе, овощах и яйцах, спрос на фрукты удовлетворяется на 75%, на молоко и молокопродукты - на 80%, на телятину - 64% и т.д.. В сельском хозяйстве используются территории крупнейших равнины - Канто, или Токийская, на о. Хонсю, Исикари на о. Хоккайдо подобное. Они почти сплошь обработаны, но земель, пригодных для земледелия, в Японии мало. Преобладает мелкое землевладение (участки преимущественно до 1,5 га.). Основную часть продукции дает растениеводство, ведущей культурой которого является рис. Развиты также овощеводство и садоводство. Традиционно развито цветоводство.

Япония занимает одно из первых мест в мире по вылову рыбы и добыче  морепродуктов. Разводят крупный рогатый скот, свиней, птиц, шелкопряда.

Сложились ярко выделены зоны пригородной сельскохозяйственной специализации, основной из которых является полоса от долины Канто в долину Кинки в  пределах мегаполиса Токайдо.

Транспорт. Япония обладает одной из наиболее развитых транспортных сетей мира, особенностью которой является почти полное отсутствие трубопроводного и речного транспорта. 55% грузооборота и 67% пассажирооборота выполняет автомобильный транспорт. Автопарк Японии уступает только США. Общая протяженность шоссейных дорог около 1,2 млн км, по плотности и длиной автодорог страна занимает соответственно первое и пяти городах в мире. Морской транспорт преобладает во внешней торговле страны и занимает второе место по грузообороту и третий по пассажирообороту. Основные порты: Кобе, Тиба, Иокогама, Нагоя, Осака, Кавасаки, Токио, Хакодатэ, Китакюсю.

Длина железных дорог - Свыше 20,1 тыс. км, но роль железнодорожного транспорта в последние времена снижается, он занимает второе место по пассажирообороту и играет незначительную роль в грузообороте. В стране действуют скоростные железнодорожные магистрали, первая из них «Токайдо-Синкансэн» функционирует между Осакой и Токио с 1964 г. Максимальная скорость составляет 300 км на час., Длина пути 515 км. За день она перевозит более 375 тыс. пассажиров. Один поезд состоит из 16 вагонов.

Основная воздушная ворота страны - международный аэропорт Ханеда в Токио,  его площадь более 500 га, а длина взлетно-посадочной полосы составляет 3 500 м. К числу крупнейших аэропортов мира входит также аэропорт в городе Осака. Кроме того, международные аэропорты работают в городах Фукуока, Кагосима, Кансай, Нагоя. В 2003 г. в страны принята программа дальнейшего  развития авиации по созданию первого национального реактивного пассажирского авиалайнера.

Между островами функционируют паромы, мосты, подводные тоннели, самый  из них между Хонсю и Хоккайдо имеет длину 53 км. Более 40% домашних хозяйств и 90% предприятий страны пользуются Internet.

Внешнеэкономические связи. По общим объемам внешней торговли Япония уступает только США и Германии. Экспорт: машины и оборудование, в том числе транспортное (более 68% стоимости), полупроводники, сталь, морские суда, химические продукты, текстиль. Основные партнеры: США, Китай, Южная Корея, Тайвань, Гонконг.

Япония - крупнейший всемирный импортер сжиженного природного газа и второй крупнейший импортер нефти. Импортируют также машины и оборудование, топливо, пищевые продукты, продукцию химической отрасли, ткани, сырые материалы, главным образом из Китая, США, Саудовской Аравии, ОАЭ, Австралии, Южной Кореи, Индонезии.

Значительные поступления ВВП Японии от мирового туризма. Среди главных туристических объектов страны - многочисленные национальные и природные  парки, архитектурные комплексы, музеи, синтоистские и буддийские храмы.

Борьба сумо имеет в Японии давние исторические корни

Словарь терминов и понятий

Сальдо(Итал. saldo - расчет, остаток). В внешнеторговых отношениях - разница между суммой экспорта и импорта или суммой требований обязательств; в бухгалтерском учете это - разница между итогам записей по дебету и кредиту счетов.

Конвертер(От лат. Converto - меняю, превращаю), агрегат для получения стали из расплавленного чугуна, а также чернового металла (например, меди). Сталеплавильные конвертеры (Емкостью до 400 т) имеют обычно грушевидную форму, конвертеры для цветной металлургии (емкость до 125 т) имеют форму горизонтального цилиндра.

Конвертерное производство, Производство стали в конвертерах. До второй половины ХХ в. основными конвертерным процессами были бессемеровский (предложенный в 1856 г.) и Томасовский (Предложен в 1878 г.), которые затем были вытеснены кислородно-конвертерным процессом.

Кислородно-конвертерный процесс, Передел жидкого чугуна в сталь без подвода теплоты - продувкой металла в конвертере с использованием технически чистого кислорода. Под воздействием дутья примеси чугуна (Si, Mn, C и др.). окисляются с выделением значительного количества теплоты. По окончании продувки металл раскисляют (Удаляют избыточный кислород). Благодаря высокой производительности Кислородно-конвертерный процесс его роль в мировой выплавке стали постоянно растет.